Мультимедиа как фактор интеграции юридических дисциплин, на примере предмета «Административное право»

(Щенина Т. Е.) («Административное право и процесс», 2007, N 5) Текст документа

МУЛЬТИМЕДИА КАК ФАКТОР ИНТЕГРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН, НА ПРИМЕРЕ ПРЕДМЕТА «АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО»

Т. Е. ЩЕНИНА

Щенина Т. Е., Глазовский педагогический институт им. В. Г. Короленко (Удмуртия).

Современное общество стремительно развивается. Инновационная политика в сфере высшего образования должна быть направлена не только на улучшение текущей работы системы высшего образования, но в первую очередь должна обеспечивать изменяющиеся потребности общества в специалистах с высшим профессиональным образованием. Министр образования и науки РФ А. А. Фурсенко в своем докладе, сделанном на заседании Правительства РФ в декабре 2005 г., подчеркнул, что стратегия РФ в области развития науки и инноваций на период до 2010 г. «призвана комплексно и целенаправленно направлять усилия государства, частного бизнеса и институтов гражданского общества на обеспечение динамического развития Российской Федерации в области науки и инноваций на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу» <1>. ——————————— <1> Фурсенко А. А. Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций до 2010 г. // Промышленная собственность. 2006. N 2. С. 80.

Внедрение инновационных образовательных программ включает в себя переход образовательного процесса на новые современные электронные, компьютерные, web-ориентированные технологии, системы on-line обучения. Для реализации инновационной образовательной политики государство вырабатывает меры стимулирующего и поддерживающего характера. Для этого формируется система законодательных актов, направленных на поддержку инноваций в высшем образовании, а также предусматривается государственное финансирование наиболее перспективных и важных направлений инновационных изменений. Административное право, регулирующее общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления <2>, имеет давнюю историю, корнями уходящую в административное и полицейское право дореволюционной России, высокую теоретическую проработанность, чрезвычайно обширное нормативное регулирование, практическую значимость и обоснование. ——————————— <2> Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. М.: Инфра-М, 2001. С. 17.

Административное право является одной из фундаментальных отраслей российского права <3> и соответственно одной из важнейших учебных дисциплин, изучаемых в юридических вузах. ——————————— <3> Кутафин О. Е. Основы государства и права. М.: Юристъ, 2001. С. 310.

Между тем преподавание учебного курса административного права имеет сегодня определенные сложности и вызывает некоторые затруднения при усвоении учебного материала студентами. Эти сложности можно свести к следующим моментам. Несовершенство и отставание содержания основных источников учебно-методического обеспечения преподавания (учебников, учебных пособий и т. п.) от реалий законодательного регулирования. В известной степени это общая проблема для преподавания юридических дисциплин. Если для других дисциплин эта проблема носит или может носить фрагментарный характер, то для административного права она, скорее, системна. Ее существование объясняется не только динамично развивающейся юридической базой административного права, но и множественностью источников административного права, изменения в каждом из которых в той или иной мере отражаются на преподавании учебного материала. Например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 (в ред. Указа Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти») резко изменил не только ранее сложившуюся систему органов исполнительной власти, упразднив одни и создав другие органы федеральной исполнительной власти, но и их компетенцию, взаимоотношения между ними. На основе этого документа были приняты и продолжают приниматься новые нормативные акты, определяющие правовой статус и компетенцию федеральных министерств, служб и агентств. Соответственно ни один самый современный учебник таких изменений отразить не в состоянии, хотя преподавание отдельных разделов общей части и почти полностью всей особенной части курса административного права строится на изучении этих вопросов. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования ОПД. Ф.09 «Административное право» предполагает изучение административно-правовой организации в отраслях материального производства, в социально-культурной и административно-политической сфере, административного права зарубежных стран. Между тем последнее издание вузовского учебника «Административное право» вообще не содержит соответствующих разделов и тем, исследующих перечисленные вопросы. Примеров такого рода множество, они характерны для разделов и тем учебного курса, изучающих административную ответственность и административное правонарушение, государственную службу и др. Эта проблема порождает и некоторые другие (хотя и не такие глобальные проблемы в линейной связи «преподаватель — учебная дисциплина — студент»), которые обозначим далее. Несовершенство, а порой и несоответствие учебно-методического обеспечения современному уровню нормативного регулирования административного права ставит в особое положение преподавательский состав. Представляется, что изложение материала таким способом хорошо для монографических исследований, но никак не годится для учебников, которые должны давать студенту хорошо усваиваемую и, по возможности, достаточно ясную и простую картину учебного курса административного права. Для успешного преподавания курса требуется значительная предварительная работа по отслеживанию изменений в административно-правовом регулировании, соответствующей переработке лекций, планов семинарских и практических занятий и других учебно-методических материалов. Сама учебная дисциплина «Административное право» во многом носит воспитательный, мировоззренческий характер, способствует формированию у студентов профессиональной юридической этики. Студент — основное звено любого вуза, на которое направлены основные векторы учебной и воспитательной работы. В то же время качество подготовки студента зависит не только от педагогических усилий преподавателей, но и от уровня его общей образованности. Наблюдения показывают, что этот уровень за последние 10 — 15 лет значительно снизился. Во многих высших учебных заведениях уже ведется создание единой образовательной среды — образовательного Internet-портала, который станет точкой взаимодействия преподавателей со студентами за рамками аудитории. Например, по электронной почте возможны вопросы и ответы, какие-либо задания и т. п. Преподаватель также сможет читать лекции в форме видеопрезентации. Известно, что хорошо оснащенный электронный курс, например сделанный с помощью мультимедийных технологий, усваивается студентом в пять-семь раз быстрее обычного курса. Ускорение восприятия ведет к улучшению понимания предмета и в итоге — повышению качества образования. Система образования не может определяться только профессиональными составляющими. Особенно это относится к высшей школе, где общее образование занимает особое место. Из технических достижений, оказывающих значительное влияние на образование, следует выделить мультимедиа и компьютерные телекоммуникации. В мультимедиа входит многообразная информация, хранящаяся в базе данных компьютера (текстуальный и графический материал, аудио — и видеозаписи и др.). Это также оборудование, аудио — и видеокомпоненты, позволяющее работать с различной информацией. И наконец, интерактивный программный продукт. В настоящее время возросла оперативность социальных и естественнонаучных данных, поэтому использование мультимедийного комплекса весьма актуально. Важно отметить необходимость обеспечения аудиторных занятий аудио — и видеоинформацией. С этой целью, на наш взгляд, необходимо выстраивать соответствующий тракт от проектора или DVD-проигрывателя до акустических систем в оптимальной аудитории. В связи с этим желательна организация аудио-, видеокабинета для проведения подобных занятий. Более того, вывод данных компьютера на экран в цвете и с аудиосопровождением усиливает наглядность в преподавании и развивает гуманитарные и естественнонаучные интересы студентов. Вместе с тем высокая интерактивность мультимедийного продукта позволяет студентам самостоятельно знакомиться и обрабатывать информацию. Разнообразие учебных и информационных программ является залогом успешного обучения. На современном этапе назрела необходимость создания преподавателями собственных мультимедийных продуктов в контексте курсов кафедры. В настоящее время практически любой вуз (филиал) имеет возможности для создания и реализации собственных подходов в образовательном процессе. В современных условиях традиционная лекционно-аудиторная система перестала быть универсальной формой организации обучения. Использование аудиовизуальной и компьютерной техники повышает эффективность проведения как лекционных, так и семинарских занятий. Преподавание юридических дисциплин требует привлечения иллюстративного аудио-, видеоматериала. Сегодня мы имеем не только объективные технологические, но и правовые предпосылки повышения качества вузовского образования. Негосударственные образовательные учреждения имеют вариативные возможности выбора инновационных курсов и использования прогрессивных технологий обучения. Более того, компьютерные обучающие программы и литературные источники на CD-ROM дадут возможность самостоятельно и углубленно изучать вузовские дисциплины. Все это должно позитивно проявиться на результатах усвоения учебного материала. Поэтому новые информационные технологии, являясь частью культуры общества, станут действенным инструментом повышения эффективности образования в целом. Инновационное развитие производства становится стратегией развития нашего государства. Инновационная экономика нуждается в компетентных высококвалифицированных специалистах, способных к самопознанию и самообразованию, а также способных создавать нововведения и продвигать их на рынок, а это, в свою очередь, предполагает наличие и усиление роли инновационной составляющей в образовании. Для формирования конкурентоспособного специалиста следует выделить такие его качества, как способность к самостоятельному приобретению знаний, готовность к самостоятельному принятию решений, умение в большом потоке информации находить необходимую информацию и использовать ее в профессиональной деятельности. Рыночные отношения требуют также, чтобы специалист не просто обладал знаниями как таковыми, а обладал такими знаниями, которые могли бы решать проблемы взаимодействия работодателя и потребителя. При этом следует учесть, что многие работодатели хотели бы иметь «универсального, т. е. качественного работника», который одновременно хорошо бы разбирался и в своей профессиональной области, и в смежных вопросах, владел современной оргтехникой, умел работать с компьютером, знал иностранный язык, обладал определенными личностными данными и был способен адекватно реагировать на происходящие процессы. Подготовка конкурентоспособного специалиста становится актуальной еще и потому, что Россия, присоединившись к Болонской декларации, стала участником формирования единого образовательного пространства. Основная цель инновационной политики в сфере высшего образования — планомерная реализация непрерывной и последовательной системы инноваций, обеспечивающих опережающее развитие системы высшего профессионального образования, в соответствии с задачами социально-экономического и культурного развития общества. Мировая практика показывает, что в экономически развитых странах основную долю продукции, основанной на результатах интеллектуальной деятельности и объектах интеллектуальной собственности, производят предприятия мелкого и среднего бизнеса <4>. ——————————— <4> Корчагин А. Д. Основы политики Российской Федерации в области использования и правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности на период до 2010 года и дальнейшую перспективу // Промышленная собственность. 2003. N 7. С. 2.

Именно эти предприятия создают основу инфраструктуры инновационного процесса, и именно для них потребуются, в первую очередь, определенным образом подготовленные специалисты. Таким образом, кадровое обеспечение инновационной инфраструктуры является важнейшей предпосылкой эффективного развития мелкого и среднего предпринимательства и экономики России в целом. В настоящей работе нет возможности осветить все проблемы, связанные с преподаванием курса административного права, но мы надеемся на продолжение дискуссии.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *