Актуальные проблемы совершенствования качества подготовки юристов в современных условиях

(Кузнецов А. П., Маршакова Н. Н.)

(«Юридическое образование и наука», 2007, N 4)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ЮРИСТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

А. П. КУЗНЕЦОВ, Н. Н. МАРШАКОВА

Кузнецов А. П., доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовного права и криминологии, заслуженный юрист России.

Маршакова Н. Н., кандидат юридических наук, преподаватель кафедры публичного права Нижегородского коммерческого института.

В Нижнем Новгороде в декабре 2006 года на базе Нижегородской правовой академии и Нижегородской академии МВД России состоялся круглый стол на тему «Актуальные проблемы совершенствования качества подготовки юристов в современных условиях». В его работе приняли участие ведущие ученые научно-исследовательских институтов, профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений, представители органов законодательной, исполнительной и судебной власти, практические работники различных министерств и ведомств.

В процессе проводимого научного форума были рассмотрены актуальные проблемы, связанные с повышением качества подготовки юридических кадров, подчеркивалась значимость роли и места профессорско-преподавательского состава в подготовке специалистов-юристов, обращалось внимание на важность юридического образования в условиях проводимых социально-экономических реформ. Одновременно с этим обращалось внимание на то, что сегодня юридическое образование приняло массовый характер, негативным последствием которого является снижение качества подготовки специалистов в области права и как конечный результат — их невостребованность.

С докладом на круглом столе выступил ректор Нижегородской правовой академии, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки В. К. Бабаев, он уделил особое внимание единству образовательного и воспитательного процесса. По его мнению, процесс подготовки специалистов высшей категории в условиях реформирования российского общества имеет важное государственное значение. Подготовка юристов с высшим образованием в настоящее время будет вестись исходя из тех изменений, которые уже произошли и которые произойдут в ближайшее время. Во-первых, изменилась коренным образом трактовка основных понятий и категорий юриспруденции, таких, как государство, право, законность, формы, механизм, функции государства, социальная значимость государственных и общественных институтов. Во-вторых, преподаются новые учебные дисциплины, вызванные к жизни состоянием общественных отношений современного российского социума: основы рыночных отношений, предпринимательское, налоговое, экологическое право и др. В-третьих, получение в России высшего образования должно проводиться исходя из единых европейских стандартов высшего образования, базирующихся на двух уровнях знаний (бакалавр, магистр). В-четвертых, в основу подготовки юристов-профессионалов должны быть положены новые формы обучения в целях формирования мировоззрения, выработки и привития чувств законности, высоких моральных качеств.

А. П. Кузнецов, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России, заведующий кафедрой уголовного права и криминологии Нижегородской правовой академии рассмотрел вопросы преподавания спецкурсов. Автор отметил, что в процессе изучения ряда уголовно-правовых институтов, а также наиболее сложных тем в рамках программы не всегда представляется возможность всесторонне, тщательно изучить рекомендованный материал. Данный пробел восполняется изучением углубленных вопросов, определенных специальными курсами. Учитывая важность и значимость преподавания уголовного права, в Нижегородской правовой академии введен специальный курс «Теоретические и практические основы квалификации преступления». Преподавание данного спецкурса ставит своей основной задачей дальнейшее развитие юридического мышления студентов, привитие им навыков правильного ориентирования в вопросах правовой материи, углубление полученных теоретических знаний о проблемах применения уголовно-правовых норм, закрепление навыков анализа признаков конкретных составов преступления, правил квалификации деяний по соответствующим статьям уголовного закона, обучение работе с научным и практическим материалом, а также умения его анализировать и делать правильные выводы. В процессе преподавания спецкурса студент учится разбираться в дискуссионных проблемах, вырабатывать свою точку зрения, аргументировать ее. Овладение спецкурсом предполагает знание студентами определенного перечня контрольных вопросов. Кроме этого, студенты должны приобрести и при контроле знаний продемонстрировать практические навыки в сфере квалификации преступлений. Для этого на занятиях на базе пройденного материала в обязательном порядке предлагаются казусы, задачи. При их решении необходимо дать полный юридический анализ. В обязательном порядке в целях углубленного уяснения учебного материала студенты посещают судебные заседания с составлением проектов приговоров в части уголовно-правовой оценки. В экзаменационные билеты включаются задачи с предложением дать оценку содеянному и аргументировать ее. Это в первую очередь предполагает работу с уголовным законом, научной и учебной литературой, материалами судебной практики. На заключительном этапе студент выбирает тему, по которой выполняет и защищает реферат, посвященный особенностям квалификации с учетом определенного признака состава или совокупности признаков.

Профессор Нижегородской академии правосудия А. Ю. Чупрова свое выступление посвятила подготовке письменных работ с использованием возможностей Интернета. Контрольные и курсовые работы, дипломный проект предусмотрены государственным стандартом и обязаны выполняться всеми студентами. Основная сложность для корректной оценки подготовленного задания в данном случае обусловлена широкими возможностями, предоставляемыми системой Интернет. Ни для кого не является секретом, что содержащиеся в сети варианты письменных работ по любой тематике нередко используются студентами. Такой подход, не имеющий ничего общего с творческим и познавательным процессом, не позволяет достоверно определить уровень знаний конкретного материала и предмета в целом. При этом студенты, особенно заочной формы обучения, не усматривают в откровенном плагиате какого-либо негатива и рассчитывают либо на снисходительное отношение преподавателей к таким заимствованиям, либо на то, что не попадутся на списывании. Во всяком случае, жесткой оценки подобных шалостей они не предполагают. Следует отметить, что их уверенность в большинстве случаев оправдывается. Преподаватели не могут, в первую очередь в силу нехватки времени, отслеживать информацию в сети, разбросанную по разным сайтам. Программы, позволяющие определять плагиат в работе, пока не получили широкого распространения. Строго говоря, вряд ли их использование ощутимо снизит тягу части студентов к списыванию. Кроме того, во многих вузах наличие заимствований в работе не является препятствием для получения положительной оценки.

Еще одной проблемой является несвоевременное представление письменных работ, в том числе и дипломных. Преподаватель поставлен в таких ситуациях в сложные условия: усиление требовательности нередко негативно оценивается администрацией и приводит к конфликту со студентами. Хотя уставы большинства вузов содержат весьма жесткие требования к студентам, которые внесены в контракт, заключаемый с учебным заведением, во многих случаях эти условия представляют собой прокламацию.

В этом смысле определенный интерес представляет подход к оценке письменных работ при подготовке юристов в Англии. Самое главное, что требования, изложенные студентам, четко выполняются. Для зачетных работ устанавливается предельный объем (для аналога курсовых работ — это пять тысяч слов, для выпускной квалификационной работы — пятнадцать тысяч слов) и время сдачи работы в деканат. Нарушение сроков обычно приводит к выставлению неудовлетворительной оценки. В то же время студент имеет возможность продлить их с разрешения деканата при наличии для этого уважительной причины. Отношение к плагиату — самое жесткое. Нарушение авторских прав, если этот факт будет установлен, влечет отчисление из вуза. Этой меры ответственности можно избежать лишь с разрешения совета университета. Студенту предоставляется возможность повторно пройти годовую программу и еще раз, но уже самостоятельно, подготовить незачтенную письменную работу.

Содержащаяся в сети Интернет информация позволяет не только заимствовать чужие разработки, но и творчески использовать их при анализе судебной практики по конкретным уголовно-правовым проблемам. С этой целью в планы практических занятий по каждой изучаемой теме включается письменное составление аналитической справки на базе изучения определенного числа судебных решений (не менее пяти). Студент может исследовать практику местных судов либо решения Верховного Суда РФ по конкретным уголовным делам, опубликованную в сети. Последнее представляется более интересным, поскольку приходится исследовать прецеденты, формирующие правоприменительную практику страны и содержащие анализ судебных ошибок.

А. Н. Цветков, старший преподаватель кафедры уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии Нижегородской академии МВД России в своем выступлении проанализировал формы проведения семинарских занятий и их влияние на активизацию познавательной деятельности курсантов. По его мнению, успех обучения возможен лишь тогда, когда активность преподавателя сливается со встречной активностью курсанта. Применяемые на семинарских занятиях способы и приемы, позволяющие активизировать обучение, варьируются в достаточно широких пределах. При этом учитывается целый ряд факторов, в частности уровень общеобразовательной и специальной подготовки обучаемых, их отношение к учебному процессу, посещаемость предшествующих семинару занятий и активность на них, глубина и прочность усвоения материала, интерес к учебной дисциплине. В этой связи он отметил следующие моменты:

1. Активно работать на семинарском занятии будет только курсант, готовый к занятию, владеющий учебным материалом. Поэтому весьма важно обеспечить систематический контроль преподавателя за подготовкой курсантов к семинару, оказывая им необходимую помощь на индивидуальных консультациях, проверяя конспекты, проводя беседы со слабоуспевающими, проверяя в начале семинара готовность к занятию. Завершая семинар, важно в заключительном слове отметить положительные моменты ответов отдельных курсантов и работы группы в целом и указать недостатки.

2. Некоторые курсанты, регулярно готовясь к занятиям, не решаются на выступление. Общее требование — соблюдать индивидуальный подход к каждому обучаемому, привлекать их к коллективному обсуждению вопросов, рассматриваемых на семинаре.

3. В практике проведения семинаров сложился ряд его разновидностей: беседа, развернутая беседа, эвристическая беседа, тематический и реферативный семинары, семинар-практикум, семинар-диспут, семинар по сценарию деловой игры, блиц о праве, тестирование и программированный контроль и др. Каждый из перечисленных видов проведения семинарского занятия содержит в себе сильные и слабые стороны и имеет право на существование. Более того, вряд ли можно проводить резкие разграничительные линии между различными видами семинаров.

4. Вид семинара определяется содержанием темы, уровнем подготовки курсантов данной группы. Вид семинара призван способствовать наиболее полному раскрытию содержания и структуры обсуждаемой на них темы, обеспечить наибольшую активность студенческой аудитории, решение познавательных и воспитательных задач. Гибкость видов семинарских занятий, широкие возможности постоянного их совершенствования позволяют преподавателю наиболее полно осуществлять обратную связь со студенческой аудиторией, выясняя для себя ряд вопросов, имеющих важное значение для постановки всего учебного процесса.

Так, например, при организации эвристического семинара важно четко определить его предмет, то есть вопросы, которые являются наиболее актуальными, в нашем случае для теории уголовного права и для практики судебно-следственных органов. Это могут быть: а) вопросы, еще не получившие у правоведов общепризнанного решения из-за своей сложности, новизны и т. д. (например, виды обстоятельств, исключающих преступность деяния; условия, при которых признаются правомерными отдельные из них; субъективная сторона превышения пределов необходимой обороны; правовая природа условного осуждения и другие); б) вопросы, хотя и не вызывающие противоречивых толкований, но достаточно сложные для усвоения (например, причинная связь в уголовном праве, уголовная ответственность и формы ее реализации и т. п.); в) вопросы, по которым идут разногласия между теорией российского уголовного права и уголовно-правовой доктрины зарубежных государств (объективное и субъективное вменение, классификация преступлений, понятие должностного лица и др.).

5. Разнообразие видов семинарских занятий, разумеется, не самоцель, а лишь средство обеспечения наиболее эффективного решения основных задач семинара. Каждый из рассмотренных видов семинара, как отмечалось выше, имеет свои положительные и отрицательные стороны. Любой из них лучше осуществляет одни функции семинара и хуже — другие. Поэтому мы разделяем мнение тех преподавателей, которые рекомендуют варьировать виды семинарских занятий, постепенно усложняя их в процессе прохождения курса. Например, первое занятие можно проводить в форме развернутой беседы, а затем практиковать обсуждение рефератов курсантов, а завершить курс деловой игрой. Такое разнообразие оживляет семинары, делает их более интересными, позволяет сочетать сильные стороны каждой из форм.

Г. Г. Горшенков, канд. юрид. наук, доцент, заведующий кафедрой уголовного права и процесса Волго-Вятской академии государственной службы, в своем сообщении уточнил некоторые особенности преподавания права в современных условиях и предложил ряд педагогических методов проведения аудиторных занятий, которые были апробированы в ходе собственной преподавательской деятельности.

Во-первых, необходимо сохранять и поддерживать традиции (деловые обыкновения), например, стоя приветствовать друг друга перед началом учебного занятия. Во многих вузах упомянутый ритуал канул в лету, преподаватели даже стесняются, когда некоторые воспитанные студенты встают для приветствия. А между тем это позволяет молодым и энергичным людям оправиться от внешней среды и настроиться после перерыва на восприятие преподавателя и на учебное занятие в целом. Преподаватель также вынужден более концентрированно и ответственно настроиться на учебный процесс, т. к. его приход в аудиторию не проигнорирован, а наоборот, поставил его личность в поле всеобщего внимания и интереса.

Во-вторых, учитывая тягу молодежи к современным достижениям научно-технического прогресса, следует вежливо попросить аудиторию об отключении сотовых телефонов и иной аппаратуры, т. к. она не только составляет сильную конкуренцию ораторскому искусству преподавателя и безжалостно разрушает его незримую вербальную связь с аудиторией, но и ни в коей мере не может рассматриваться как показатель культуры обладателя мобильного телефона.

В-третьих, замечено, что в процессе лекционного занятия значительным оптимизирующим фактором выступает умеренное диалоговое общение в форме обмена вопросами и ответами, дискуссионными репликами. Главное при этом — сохранять основную идею и алгоритм лекции.

В-четвертых, принимая во внимание, что наглядность в учебном процессе помогает значительно активизировать интерес и внимание к учебному материалу и молодежь увлекается научно-техническими достижениями, нужно непременно использовать слайды, видеофильмы, иные наглядные средства.

Современный образовательный процесс требует от преподавателей не только поиска и внедрения новых приемов, форм, но и умения оригинально использовать достаточно известные, иногда незаслуженно забытые старые формы проведения занятий. Удачно найденные методы и формы занятий, помноженные на профессионализм профессорско-преподавательского состава и глубочайшее уважение к своей педагогической деятельности, призваны решить одну из главнейших для нашей страны задач — задачу подготовки и воспитания грамотных, образованных, культурных молодых специалистов, будущих профессионалов, способных и желающих использовать право в целях изменения жизни к лучшему.

Н. В. Иванцова, начальник кафедры уголовного права Чебоксарского филиала Нижегородской академии МВД России, доктор юридических наук, доцент, поделилась опытом использования судебно-следственной практики о преступлениях против жизни и здоровья личности при проведении практических занятий с курсантами и слушателями Чебоксарского филиала Нижегородской академии МВД России.

Жизнь и здоровье — наиболее значимые ценности личности, на защите которых стоит уголовный закон. Будущие сотрудники милиции должны умело пользоваться уголовным законом с тем, чтобы добиться поставленных перед ними задач, сформулированных в ст. 2 УК РФ, к числу которых относится охрана прав и свобод человека и гражданина.

Для того чтобы у курсантов возник интерес к уголовному праву и к вопросам квалификации преступлений против личности, необходимы определенные условия, позволяющие поддерживать этот интерес.

Преподаватель должен выбрать наиболее эффективные методы и рациональные приемы проведения практических занятий. На кафедре уголовного права Чебоксарского филиала Нижегородской академии МВД России сложилась удачная форма проведения практических занятий, сочетающая в себе повторение и закрепление теоретических вопросов, изученных на лекциях и семинарах, с решением задач, имеющих практическую направленность. При этом задачи подбираются из реальных уголовных дел, рассмотренных судами Верховного Суда РФ, Чувашской Республики, других регионов. Преподаватель может видоизменить ту или иную фабулу уголовного дела с тем, чтобы сконцентрировать внимание на наиболее существенных моментах.

При обсуждении подобного рода задач на занятии возникает определенная внутренняя психологическая напряженность, вызванная различными, порой взаимоисключающими точками зрения. Преподаватель должен умело накалять ситуацию, менять условия предлагаемых казусов то в одну, то в другую сторону, заставляя студентов самостоятельно думать и свободно ориентироваться в законе.

Задолго до проведения практических занятий преподавателями разрабатываются материалы по их подготовке и проведению. Они должны отвечать следующим требованиям: а) реальность и достоверность излагаемой ситуации, разнообразие, обеспечивающее интерес к ней; б) целесообразность и приемлемость материала, его поучительность; в) посильная возможность усвоения; г) юридическая правомерность.

В наибольшей степени этим требованиям удовлетворяют вступившие в законную силу приговоры судов Чувашской Республики, поскольку они являются материалом местной практики, а потому максимально приближают курсантов к реалиям будущей практической деятельности. Комплектование учебного заведения переменным составом происходит из числа курсантов, направленных на учебу МВД Чувашской Республики. Особо выигрышными являются примеры из тех уголовных дел, которые расследовались выпускниками нашего учебного заведения. Такие примеры несут в себе, кроме всего прочего, большой воспитательный заряд.

Г. Н. Горшенков, доктор юридических наук, профессор юридического факультета ННГУ им. Н. И. Лобачевского, посвятил свой доклад проблемным подходам к изучению преступления. Проблемный подход означает такой способ изучения, который предполагает усвоение студентом предметных знаний об объекте, в нашем случае о преступлении, т. е. преодоление трудностей на пути познания с помощью различных теоретических допущений, схем, упрощений.

На сегодня в системе вузовского обучения проблемное обучение намного уступает традиционной школьной системе «производственного» обучения, где приоритет отдается отношениям учитель — ученик, или я тебе — вопрос; ты мне — ответ. Такая вопросно-ответная система позволяет легко оценить ответ по пятибалльной или семибалльной шкале. С помощью формализованных вопросов и ответов легко составлять тесты, которые не годятся для обучения, но могут помочь в осуществлении контроля.

Преступление это не какое-то особенное социальное явление, выраженное в акте человеческого поведения. Это символ того значения, которое придают люди определенному событию, процессу в соответствии с установленными ими же критериями оценки, в данном случае нормой уголовного закона. Уголовно-правовое определение отражает всего лишь, по выражению Н. С. Таганцева, «внешнее действие», или «случайную оболочку» события. Случайность объяснима как возможность получать или не получать уголовно-правовую оценку события.

К сожалению, преступление как оценочная категория не так уж редко употребляется, мягко говоря, по усмотрению правоприменителя, в частности, в соответствии с его политической волей, должностными возможностями, добропорядочностью (или непорядочностью), благо несовершенство законодательства это позволяет. Такого рода факты достойны особого разбирательства не только в суде, но непременно и на семинарских, практических занятиях.

Учение о преступности с самого его зарождения имело интегрированный характер, т. е. систематизация знаний о преступлении осуществлялась на основе трех подходов, которые были обусловлены соответствующими методами уголовно-правовой доктрины. На них, в частности, указывал еще профессор А. А. Герцензон. Имеются в виду: а) догматико-юридический метод, который был детально разработан представителями классической школы уголовного права (и криминологии); б) естественнонаучный метод, который был активно использован представителями другой, уголовно-антропологической школы; в) социологический метод, присущий социологической школе.

Именно эти подходы и ложатся в основу научного инструментария, который именуется проблемным методом. Данный метод позволяет открывать перед обучающимися разные стороны предмета. А это необходимо, учитывая, что будущий специалист в области юриспруденции должен обладать экспертным уровнем правосознания.

Догма права (предметом изучения которой является юридическая форма общественных отношений) предписывает законодателю, правоприменителю, эксперту подходить к оценке общественно опасного деяния путем определения наличия в этом деянии установленных законом признаков. Но ориентировать нынешнего студента и будущего специалиста главным образом на то, чтобы хорошо штудировать положения, изложенные в учебнике, означает формировать в его правосознании догматическую систему мышления.

Такое положение дел, к сожалению, имеет место, особенно при заочной, а еще того хуже, при так называемой дистанционной форме обучения.

Ученые делают правильный вывод, что подлинная наука, которую мы преподаем в вузе, не может быть освобождена от проблемного метода ее изучения: в противном случае она вырождается в догматическую систему.

Отсюда следует иметь в виду, что будущему специалисту в области уголовно-правовых наук полезно обращаться в оценке преступления не только к признакам нормативно-правового (уголовно-правового, уголовно-процессуального), но и социально-правового (криминологического) характера. Многосторонние знания о преступлении важны для специалиста в области уголовного и уголовно-процессуального права, поскольку уголовно-правовая оценка преступления должна выражать, по определению А. М. Яковлева, принципиальные философские, идеологические, политические, моральные, этические и иные принципы и категории.

Молодой специалист, который выходит из стен вуза, должен учиться применять правовые нормы с серьезной оглядкой на общество и не превращаться в ходе обучения в технического исполнителя правовых предписаний, всего лишь умеющего найти соответствующий закон.

Формальное решение вопроса означает игнорирование того, что Монтескье высоко именовал духом закона. Этот дух улавливается просвещенным правосознанием и достойно оценивается криминологической культурой мышления, о чем следует помнить будущему правоведу. Как правильно определил профессор П. П. Баранов, ссылаясь на академика В. Н. Кудрявцева, «правосознание всегда ближе к поступку, поведению, чем правовая норма». Именно оно, а не правовая норма «предотвращает противоправное поведение и придает поступку желательное юридическое значение».

С. В. Изосимов, доктор юридических наук, доцент, начальник кафедры уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии Нижегородской академии МВД России, заострил внимание участников круглого стола на организации самостоятельной работы курсантов и слушателей. По его мнению, самостоятельная подготовка курсантов и слушателей проводится для углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и других занятиях, для выработки навыков самостоятельного, активного приобретения новых, дополнительных знаний, подготовки к предстоящим учебным занятиям, зачетам и экзаменам.

Преподавателям вуза необходимо постоянно напоминать о значимости самостоятельной работы студентов в читальных залах, библиотеках, архивах, на дому. Разумеется, здесь необходимы учебно-методические материалы, консультации, руководство со стороны кафедр. Воспитание у студентов личной установки на постоянное самообразование, дальнейшее повышение квалификации является одной из основных целей воспитательного процесса.

Преподавательский состав высшего учебного заведения должен готовить студентов к самостоятельной работе. В этой связи необходимо знакомить курсантов и слушателей с методами, способами приобретения научных знаний и формировать умение применять их на практике. Поэтому преподаватель должен активно выступать и в роли воспитателя, и в роли руководителя-консультанта, передавая свой личный опыт.

Подготовка к самостоятельной работе должна отвечать определенным требованиям: а) она должна носить ежедневный, целенаправленный характер; б) целесообразно составление плана самостоятельной работы на неделю, месяц, семестр и т. д.; в) следует строго следовать срокам выполнения планируемых мероприятий; г) необходимо придерживаться правила: считать учебный материал изученным студентом только тогда, когда у курсанта сложилось достаточно четкое и ясное представление о его содержании; д) выработка системного подхода не только к усвоению учебного материала изучаемых дисциплин, но и к повышению эффективности в решении вопросов практической деятельности; е) знание и осмысление методики рационального распределения времени, отведенного для самостоятельной работы (наукой доказано, что через 10 — 15 дней после прочтения книги и прослушивания лекции человек забывает более половины материала, поэтому повторять следует не тогда, когда изучаемое забыто, а тогда, когда этот процесс еще не начался); ж) прочному усвоению изучаемого материала способствует умение вести записи, конспекты (важное значение для студентов имеет умение записывать не слова, а мысли лектора своими словами).

В процессе нахождения на сессионных сборах студенту необходимо ознакомиться в общей библиотеке Академии со всеми учебно-методическими материалами, подготовленными преподавателями той или иной кафедры, при необходимости законспектировать рекомендуемую литературу и нормативные акты или сделать нужные выписки из рекомендованных преподавателями учебно-методических материалов для лучшего усвоения учебного материала в период самостоятельной работы.

В. В. Лавров, канд. юрид. наук, преподаватель института переподготовки и повышения квалификации сотрудников ФСБ России (г. Н. Новгород), поделился опытом подготовки специалистов в области противодействия легализации доходов от преступной деятельности и финансированию терроризма, обратил особое внимание на организацию получения знаний, подготовки личным составом органов правоохраны, осуществляющих оперативно-служебную деятельность в указанной сфере.

У каждого, кто имеет пусть даже самое общее представление о технологии процесса обучения и повышения квалификации в высших и средних специализированных учебных заведениях, неизбежно возникает ряд вопросов, суть которых сводится к двум основным, приводимым ниже:

1. Какие категории сотрудников следует обучать основам противодействия легализации доходов от преступной деятельности и финансированию терроризма?

2. Что должна представлять в содержательном отношении подготовка к участию в противодействии легализации доходов от преступной деятельности и финансированию терроризма?

Нет сомнения и в том, что сотрудники любого оперативного аппарата, обычно привлекаемые к участию в раскрытии финансово-экономической составляющей широкомасштабной преступной деятельности корыстной направленности, также должны проходить курс обучения или, по крайней мере, повышения квалификации в области противодействия легализации доходов от преступной деятельности и финансированию терроризма. Следователи органов внутренних дел, которые привлекаются к расследованию преступлений корыстной направленности, сопряженных с извлечением доходов в крупном или особо крупном размерах, наряду с оперативными работниками должны проходить специализированную подготовку в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Отвечая на второй вопрос, мы отмечаем, что в качестве важного показателя в области противодействия легализации доходов от преступной деятельности следует, по нашему мнению, учитывать и обнаружение правоохранительными органами подлежащего взысканию имущества по результатам оперативной проверки и использование в уголовно-процессуальной деятельности сведений, полученных в установленном законом порядке, Федеральной службой России по финансовому мониторингу.

В этой связи коротко охарактеризуем содержание примерных тематических планов по отдельным специализированным курсам. Так, в тематическом плане по специализированному курсу «Уголовно-правовые основы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем» должны быть предусмотрены темы, касающиеся уголовно-правовой оценки легализации доходов от преступной деятельности и других преступлений, совершаемых на ее почве, в частности, лжепредпринимательства и злоупотребления полномочиями лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих и иных организациях. В точности так же в примерном тематическом плане по специализированному курсу «Уголовно-процессуальная деятельность и международное сотрудничество в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем» должны быть предусмотрены темы, касающиеся вопросов предварительно го расследования и, в частности, применения отдельных мер принуждения, характерных для производства по уголовным делам о преступлениях, совершение которых обычно сопровождается извлечением доходов в значительном размере. Кроме того, отдельно предусмотрены темы, касающиеся взаимодействия с зарубежными органами уголовной юстиции, в том числе посвященные правовым основам наложения ареста на имущество, находящееся за рубежом, либо денежные средства, зачисленные на счета в иностранных банках.

В своем сообщении А. В. Данилов, канд. юрид. наук, доцент кафедры уголовного права Чебоксарского филиала Нижегородской академии МВД России, рассмотрел методику проведения открытой лекции по курсу «Уголовное право». По его мнению, лекция является одним из важнейших видов занятий и составляет основу теоретической подготовки слушателей. Ее цель — дать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрыть состояние и перспективы развития уголовного права, акцентировав внимание на наиболее сложных и узловых вопросах темы. Она должна стимулировать активную познавательную деятельность обучаемых, способствовать формированию их творческого мышления.

Методологическое значение лекции состоит в том, что в ней раскрываются фундаментальные основы уголовного права и научные методы, с помощью которых анализируются преступление и наказание. Ее главными дидактическими целями являются: а) доведение до курсантов и слушателей современных, целостных и взаимосвязанных знаний в области уголовного права, уровень которых определяется целевой установкой к каждой конкретной теме курса; б) обеспечение в ходе лекции творческой работы студентов, развивающей их профессионально; в) привить любовь к изучаемому предмету.

Основная цель, идея лекции задается требованиями предметной квалификационной характеристики, местом лекции в программе курса и ее наименованием. Названные цели находят свое выражение в функциях лекции. Таковых принято выделять четыре: познавательная, развивающая, воспитательная и организующая.

Следует помнить, что лекция по уголовному праву, как и по иным дисциплинам, имеет четкую структуру, включающую в себя: введение, основную часть и заключение. В каждом из ее элементов преподавателю следует соблюдать определенные действия и правила поведения, суть которых и определяет методику чтения лекции.

Особенность проведения лекции по уголовному праву состоит в том, что преподаватель призван приучить студентов логически мыслить, анализировать явления и процессы, происходящие в уголовной политике РФ с позиции государственного человека. Поэтому преподаватель должен интуитивно, а порой и осмысленно стремиться к проблемному чтению материала. Это похвально, так как проблемное обучение активизирует познавательную и творческую деятельность курсантов и слушателей.

Особенно тщательной должна быть подготовка преподавателей к проведению открытых лекций. Лектор должен учитывать одновременно два фактора: донести необходимую информацию до аудитории и то, что лекцию необходимо выстроить методически грамотно. При этом следует обратить внимание на то, что при посещении открытой лекции определяются и анализируются: а) наличие у преподавателя рабочих материалов (тезисов, конспекта или текста лекции), обсужденных на кафедре, необходимых дидактических материалов, средств наглядности (слайдов, схем, диапозитивов, видеофрагментов и т. д.); б) ведение слушателями конспектов лекций; в) теоретический и методический уровень лекции; г) научность, актуальность содержания; д) системность, логическая стройность изложения, наличие вводной части, выводов по каждому из изложенных вопросов и заключения; е) умение лектора базироваться на знаниях, полученных при изучении других тем и дисциплин, т. е. реализовывать внутри — и междисциплинарные связи; ж) учет профиля подготовки (специализации) обучаемых; з) речь лектора, доступность и темп изложения, возможность конспектирования материала; и) умение лектора установить и поддержать контакт с аудиторией, стимулировать познавательную активность обучаемых; к) целесообразность, методическая грамотность использования наглядных пособий и технических средств обучения; л) конкретность задания на самостоятельную работу.

А. В. Петрянин, канд. юрид. наук, преподаватель кафедры уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии Нижегородской академии МВД России осветил вопрос о применении инновационных методов в преподавании уголовного права. В настоящее время ведется интенсивный поиск и внедрение новых форм и методов обучения студентов. Активизируется обмен опытом преподавателей, применяющих в своей практике новые формы, технологии, методы обучения. Интерес к этой теме остается довольно устойчивым. В первую очередь используются методы активного обучения. Речь идет о деловых, ролевых играх, тренингах и т. д.

Эффективным средством реализации данной стратегии образования может служить, на мой взгляд, так называемый конфликт-метод, суть которого в следующем. Рефлексивная организация учебного процесса предполагает выявление затруднений, возникающих в ходе занятий. Для выявления этих затруднений используются провокационные приемы, например, в виде нарушения применения норм уголовного закона. Реакции на эти нарушения становятся предметом обсуждения. Это можно продемонстрировать на примере изучения такой темы, как состав преступления. Из литературы по уголовному праву известно, что состав преступления — это совокупность обязательных объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно-опасное деяние как преступление. Отсутствие хотя бы одного из обязательных признаков какого либо элемента состава преступления указывает на непреступность совершенного деяния.

Инновационная технология обучения направлена на преодоление сложившихся стереотипных представлений не только о сути обучения, но и в целом об уголовном праве. Новое появляется в результате столкновения со старым, известным, и часто это происходит в форме конфликта. Поэтому использование конфликт-метода является не только эффективным средством обучения, но и способом формирования конфликтологической компетентности, что является одним из важных качеств специалиста, профессионала в любой сфере деятельности.

Преподавателям хорошо известно, что образовательная ситуация потенциально является конфликтной. И задача воспитателя состоит не в том, чтобы стараться избежать их, а в том, чтобы использовать их в целях воспитания. Более того, без конфликтов воспитание вообще невозможно: если мы хотим воспитывать реально, то придется управлять конфликтами.

Особое место в инновационной технологии занимает семинар-тренинг, целью которого является приобретение нового опыта и уяснение теоретического материала путем решения казусов, взятых из судебно-следственной практики. К задачам тренинга можно отнести развитие методики квалификации деяний, определения признаков конкретного состава преступления, определение признаков деяния, влияющих на вид и размер назначаемого наказания. Таким образом, тренинг является важным методическим приемом, позволяющим выстраивать взаимоотношения между преподавателем и студентами в конструктивном режиме. Фактически речь идет о конструировании идеальных образцов, в соответствии с которыми студент — будущий профессионал мог бы находить адекватные способы решения той или иной задачи с учетом быстро меняющейся ситуации.

Н. В. Макарейко, канд. юрид. наук, доцент Нижегородского филиала Государственного университета — Высшей школы экономики обозначил проблему реализации межпредметных связей в процессе подготовки специалистов в сфере обеспечения экономической безопасности.

В современных условиях проблема обеспечения экономической безопасности приобретает важное значение. Реальное обеспечение экономической безопасности зависит от ряда факторов, в том числе и от кадрового обеспечения государственных органов, которые заняты в этой сфере. Названная проблематика всемерно актуализируется в свете проводимой административной реформы, одной из целей которой выступает повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.

Государственные служащие в настоящее время не готовы в полной мере к решению стоящих задач, что особенно рельефно проявляется в экономической сфере. Такое положение обусловлено рядом факторов объективного и субъективного свойства. Многие государственные служащие получили образование в советский период, когда учебные планы вузовской подготовки юристов не предусматривали изучение таких отраслей права, как предпринимательское, коммерческое, коллизионное, банковское.

Право обслуживает экономику и отвечает соответствующему уровню экономических отношений. Между тем имеют место определенные коллизии, когда нормы права препятствуют экономическому развитию. Эта посылка в полной мере относится и к вузовскому образованию. Сотрудники правоохранительных органов, которые получили образование достаточно давно, не всегда адекватно воспринимают и оценивают логику существующих экономических отношений. Им сложно осваивать новое законодательство, а это зачастую приводит к различным юридическим ошибкам. Юристы — выпускники учебных заведений не в полной мере готовы реализовать свои знания и навыки в сфере обеспечения экономической безопасности, так как учебные планы и учебные программы по многим дисциплинам не учитывают характер изменений, происходящих в экономической сфере.

Одним из дефектов, возникающих в процессе преподавания юридических дисциплин в вузе, является игнорирование межпредметных (междисциплинарных) связей. Очевидно, что обеспечение экономической безопасности является комплексной задачей и требует от специалиста знаний в различных областях юриспруденции. Отсутствие таких интегративных знаний снижает эффективность деятельности по обеспечению экономической безопасности.

Проблема межпредметных связей не является новой. Она обсуждалась такими видными дидактами, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский. Для современного вуза качественное обеспечение межпредметных связей также является обязательным условием качественной подготовки специалистов. Многократной актуализации данной проблемы способствует увеличение информационных потоков.

Рассматривая проблему межпредметных связей, профессор В. Е. Гущев отмечает, что они должны быть реализованы на уровне фактического материала, используемого понятийного аппарата, унификации теоретической базы.

Устранить разрыв в межпредметных связях легче всего на кафедральном уровне, когда в рамках локального учебного коллектива обсуждаются учебные программы преподаваемых учебных дисциплин, учебные пособия, фондовые лекции и другие дидактические материалы. Здесь существенная роль отводится руководству кафедр и предметно-методическим секциям, которые и должны корректировать вектор выстраивания межпредметных связей.

Установление межпредметных связей на вузовском уровне зависит от слаженной деятельности кафедр, которая должна корректироваться методическим и ученым советом вуза. В обязательном порядке накануне утверждения учебных программ следует проводить их всестороннюю экспертизу, в том числе и по вопросу межпредметных связей. Для подготовки преподавателей следует организовывать учебно-методические конференции, посвященные данным вопросам. Считаем целесообразным проведение систематической коррекции учебных программ с учетом изменений действующего законодательства и выстраивания приоритетов в сфере обеспечения экономической безопасности.

Осуществление комплексного подхода должно быть реализовано как в процессе вузовской подготовки, так и переподготовки, повышения квалификации государственных служащих, которые обеспечивают экономическую безопасность. Это будет способствовать цельности образования и преодолению его пробельности, а также поможет исключить дублирование в процессе преподавания юридических дисциплин в вузе, повысит эффективность учебного процесса.

К. О. Папеева, канд. юрид. наук, старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Нижегородской правовой академии, проанализировала некоторые особенности проведения практических занятий по уголовному праву. По ее мнению, проведение практических занятий по такой основополагающей дисциплине, как уголовное право, позволит выработать практические навыки применения уголовно-правовых норм — это и является основной целью такого рода занятий. В начале обучения студенты, еще не знакомые с уголовным законодательством, только приступили к его изучению. В этих условиях польза практических занятий возрастает.

Практика показывает, что студенты с повышенным вниманием относятся к решению задач, которые предполагают несколько вариантов ответов и требуют анализа иных нормативных актов, помимо Уголовного кодекса. Подобные задачи помогают осознать взаимосвязь различных отраслей права, систематизировать знания, полученные по другим дисциплинам.

Особенный интерес у студентов вызывает юридический анализ ситуаций, заимствованных из реальной действительности, в первую очередь из личного опыта. Также студентов возможно заинтересовать, предложив им квалифицировать действия того или иного литературного героя или персонажей просмотренного художественного фильма. Возможность и способность продемонстрировать только что полученные знания на практике пробуждает у студентов желание к дальнейшему изучению предмета и в значительной степени влияет на будущий выбор юридической специализации.

Ошибки в юридической оценке ситуации, как правило, связаны с недостаточным знанием или пониманием уголовно-правовой нормы, которые обусловлены следующими причинами:

— невнимательное прочтение нормы. Обычно студенты не дочитывают диспозицию части первой той или иной статьи до конца, не обращают внимания на квалифицирующие признаки, содержащиеся в последующих частях, а также на примечания;

— неумение применять институты, закрепленные в Общей части УК. Чаще всего студенты забывают о существовании институтов добровольного отказа, обстоятельств, исключающих преступность деяния, сроков давности, особенностях применения некоторых институтов для несовершеннолетних;

— неумение определить момент окончания преступления. Особенные сложности вызывают длящиеся преступления, где различны юридический и фактический моменты окончания, а также деяния с формальным составом;

— неправильное истолкование нормы. Это, прежде всего, обусловлено незнанием постановлений Пленумов Верховного Суда, а также положений законов и иных нормативных актов, обращения к которым требуют бланкетные нормы.

Н. Н. Маршакова, канд. юрид. наук, преподаватель кафедры публичного права Нижегородского коммерческого института, в своем сообщении отметила, что процесс преподавания уголовного права на факультете сокращенной формы подготовки лиц с высшим неюридическим образованием в специализированных учебных заведениях характеризуется разносторонностью содержания, мобильностью организационных форм. В этой связи существует множество всевозможных методов обучения, где само обучение выступает сложным явлением, предполагающим деятельность преподавателя и деятельность слушателей. Работа с данной категорией слушателей невольно нацеливает преподавателя на поиск ответа на дидактический вопрос: «Как учить?».

Более того, чтобы обеспечить эффективность в процессе получения знаний по изучаемой дисциплине, преподавателю необходимо обращаться ко всем существующим категориям методов обучения, так как от них во многом зависит успех работы.

Словарь русского языка под редакцией С. И. Ожегова под методом понимает способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь.

В этой связи под методами обучения следует понимать способы усвоения, цели обучения, а также характер взаимодействия субъектов обучения. Следовательно, исходя из данной дефиниции, отражается ряд моментов: 1) способы работы преподавателя и способы самостоятельной работы слушателей должны происходить в их взаимосвязи; 2) необходимо учитывать специфику работы слушателей для достижения поставленных целей более эффективным путем.

Более того, каждый отдельно взятый метод обучения имеет определенную логическую структуру (индуктивную, дедуктивную или индуктивно-дедуктивную), которая зависит от построения содержания учебного материала и самой учебной деятельности слушателей.

Следует отметить, что только при комплексном использовании методов можно добиться хороших результатов в обучении слушателей. Для того, чтобы преподаватель смог воспользоваться всем существующим массивом методов, было бы правильно их систематизировать и упорядочить, предложив для классификации единое основание.

В настоящий момент известны несколько основных источников приобретения знаний: практика, наглядность, слово, книга, компьютерные системы.

Исходя из определенной модификации способов выражения, выделяется пять методов: практический метод, который включает в себя решение практических и проблемных задач; наглядный метод — иллюстрация схем, таблицы, наблюдения в своей практической деятельности; работа с учебным материалом, книгами — объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут; словесный метод — чтение, изучение, рефератирование, беглый просмотр, цитирование, изложение, составление плана, конспектирование; видеометод — просмотр, обучение, контроль обучающих видеоматериалов.

Таким образом, практика преподавания по сокращенной форме подготовки лиц с высшим неюридическим образованием может давать высокие результаты обучения только при условии, если преподаватель хорошо владеет и умело пользуется на проводимых занятиях методикой, дидактикой и даже психологией.

Не вызывает также никаких сомнений утверждение, что цель любого обучения — интериоризация (усвоение) опыта (знаний) слушателями настолько, что они становятся для них опорой в практической деятельности.

Ради такого усвоения и существуют разнообразные средства, формы и методы обучения, а также особые виды деятельности, обусловленные спецификой изучаемой дисциплины. Роль преподавателя — грамотно организовать процесс усвоения на всех его этапах: мотивации, восприятия, осмысления, интериоризации.

——————————————————————