Об организации преподавания в юридических вузах России правовых дисциплин вообще и энергетического права в частности

(Клеандров М. И.) («Энергетическое право», 2008, N 1)

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ В ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗАХ РОССИИ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН ВООБЩЕ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПРАВА В ЧАСТНОСТИ

М. И. КЛЕАНДРОВ

Клеандров М. И., судья Конституционного Суда Российской Федерации, член-корреспондент РАН, доктор юридических наук, профессор.

Вначале — о некоторых важных сегментах общей проблематики организации высшего профессионального юридического образования в сегодняшней России. С одной стороны: мы имеем много юридических вузов и юридических учебных подразделений неюридических, иногда вообще негуманитарных вузов, которые в совокупности выпускают так много дипломированных юристов, что все чаще со стороны даже высшего руководства страны ставится вопрос о слишком большом числе оканчивающих вузы юристов (и экономистов, но не о них речь), о переизбытке студентов-юристов и т. п. С другой стороны: все эти (за редким исключением) выпускники по окончании вуза получают диплом государственного образца (что это такое, по большому счету, совершенно непонятно), однако работать по юридической профессии идет лишь половина из них, и данный показатель относится как к государственным, так и к частным вузам, к обучающимся как за счет бюджета, так и за счет иных источников финансирования их учебы. С третьей стороны: не только среднестатистический дипломированный выпускник юрфака, но даже обладатель красного диплома фактически весьма малоспособен сразу же, придя на практическую работу, функционировать как юрист-профессионал. Ему на производстве часто говорят: «Все, чему тебя учили в институте, забудь, здесь будешь учиться заново». И хорошо, если такие слова есть кому сказать. А ведь есть множество организаций, где юрист по должности варится в собственном соку, например, в штатном расписании подавляющего большинства субъектов хозяйственной деятельности ставка юрисконсульта — единственная, и названное указание — учиться заново — там попросту некому сказать, и начинающему юристу не у кого учиться. Справедливости ради следует сказать, что такой подход — учиться на производстве заново, что хорошо известно, имеет место и в отношении выпускников чуть ли не всех иных специальностей, в том числе инженерного корпуса; больше того, такое практиковалось и в доперестроечные времена (в том числе относительно юристов), правда, в меньших масштабах. С четвертой стороны: в деятельности многих органов и организаций, осуществляющих практическое правоприменение, наглядно ощущается недостаток кадров квалифицированных юристов. Следственные подразделения районного звена в системах МВД России и прокуратуры укомплектованы специалистами с высшим профессиональным юридическим образованием немногим более чем наполовину. В органах дознания, уголовном розыске, дежурных службах и иных милицейских подразделениях положение дел с кадровым обеспечением еще хуже, и результат работы лейтенанта милиции — выпускницы консерватории по классу арфа, выезжающей на место совершения весьма распространенного преступления — кражи имущества из дачи, — очевидно плачевен; пятидесятипроцентная раскрываемость зарегистрированных преступлений этим и объясняется. Сильно недостает адвокатов, особенно в сельских районах, где нередко из-за отсутствия адвокатов срываются соответствующие следственные действия, да и судебные процессы; вообще же получить квалифицированную юридическую — адвокатскую — помощь среднему, не слишком материально обеспеченному, россиянину затруднительно. Очень много предпринимательских структур не только не имеют в своем штате юрисконсульта, но не могут найти (даже если это в состоянии позволить себе по финансовым причинам) специалиста из других, специализированных юридических структур (юридических фирм, коллегий адвокатов и пр.) для постоянного юридического сопровождения своего бизнеса. Преподают в средних школах предмет «Право» (где вообще его преподают) историки, филологи и даже физруки. И так по кругу — в сфере любой профессиональной практической юридической деятельности. Это — объективная реальность, подоплека которой в том, что у нас много дипломированных юристов, но — по факту — мало профессионалов-специалистов, особенно узкопрофессионального профиля. Однако искать причины сложившегося положения дел в российской высшей школе, в частности готовящей и выпускающей юристов, и соответственно искать пути выхода из этого положения можно, только если признать наличие здесь определенного кризиса. А это сделать, в первую очередь самой высшей школе и органам государственной власти, ею руководящим, непросто: финансирование, прежде всего бюджетное, осуществляется ныне беспроблемно, конкурс среди желающих учиться на юриста есть, выпускники на госэкзаменах показывают хорошие результаты, а число красных дипломов велико, подчас достигает 10% от числа дипломов синих. Преподавательский корпус зачастую в восторге от уровня знаний выпускников, т. е. фактически — от качества своей работы. Только вот подавляющая часть выпускников работать по специальности не может, уподобляясь «теоретической» балерине: как танцевать — знает, но не умеет. А главное — работодатель отнюдь не в восторге от уровня профессиональной подготовки выпускников вузов и качества учебного процесса в них. В чем объективные причины такого печального финала процесса обучения в юридических вузах? По мнению автора, здесь корень бед двоякого, тесно взаимосвязанного рода: а) в недостаточности организации учебного процесса; б) в дефектности организации контроля за результатами учебного процесса. При этом намеченные (и уже частично начавшиеся) реформаторские мероприятия в этой сфере — переход на уровневую систему высшего профессионального образования <1>; изменение (и создание заново) стандартов высшего профессионального образования и отказ от их регионального и вузовского компонентов и др. — прямо не нацелены на преодоление обозначенных здесь недугов высшего юридического образования и, таким образом, в принципе без жесткой ориентации этих реформаторских мероприятий на гарантированное высокое качество выпускаемого профессионала, способны положение дел даже усугубить. В частности, это произойдет, если стандарты будут определять, что должен знать выпускник (сегодня же вообще вкладышем в диплом определяется: что учил, точнее — должен был учить студент, какие учебные дисциплины должен был пройти в ходе учебного процесса…), и не зафиксируют, что он должен уметь делать на основе этих знаний. Иными словами, без четко обозначенной цели (а она явно не должна ограничиваться формированием профессионально образованного юриста) результат реформы будет известный — «получилось как всегда». ——————————— <1> ФЗ от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» // Российская газета. 2007. 27 окт.

Вообще от правильно определенной цели учебного процесса в сфере высшего профессионального юридического образования зависит много, в частности: а) доброкачественным или, наоборот, низкокачественным будет у нас пополнение рядов работников правоохранительных, судебных, контролирующих и иных юридических органов и иных структур, профессиональное правоприменение в деятельности которых является доминирующим; б) будет ли корпус юрисконсультов (а он у нас — несколькосоттысячный), адвокатов и т. п. конкурентоспособным после присоединения России к ВТО; в) методология самого учебного процесса, как и самоподготовки студентов; г) организация, формы и методы работы структур, призванных контролировать результаты учебного процесса, а значит, и качество работы профессорско-преподавательского состава вузов; д) в целом гарантированным или негарантированным на необходимо высоком уровне, достаточном для эффективной деятельности в качестве соответствующего правоприменителя будет юридический профессионализм выпускника вуза после поступления его на работу по специальности, и т. д. А без ясной цели, известно, никакой ветер попутным не будет. Оба названных здесь аспекта — организация учебного процесса в юридических вузах и организация контроля за его результатами — целесообразно рассмотреть на примере (или с учетом) преподавания энергетического права. Хотя государство наше едино и с исключением из государственных образовательных стандартов регионального и вузовского компонентов общие требования к уровню финальных знаний юриста — выпускника вуза должны стать более унифицированными на всей территории страны, вузы не смогут и не должны не учитывать экономико-географические особенности региона собственной дислокации, поскольку эти особенности включают и обусловливают особенности правового регулирования конкретной региональной сферы общественных отношений, которые должен знать, ими владеть, уметь их применять и т. д. юрист, окончивший вуз, как минимум, с точки зрения работодателя данного выпускника, поскольку очевидно, что окончившие региональный вуз юристы по специальности в основном будут работать именно в регионе дислокации своего вуза. Ведь экономико-географические региональные особенности формируют регионально-специфическую правовую среду, что обусловлено как историческими особенностями развития России, так и ее обширнейшей территорией. Например, специфической экономико-географической особенностью Кемеровской области являются обширные запасы угля, а значит, угледобыча; специфической особенностью Магаданской области — добыча золота; Мурманской, Архангельской, Камчатской и Сахалинской областей — добыча рыбы и морепродуктов (и их переработка). Специфической особенностью Кировской и ряда иных областей являются лесозаготовки. Вне сомнения, особенностью Москвы, Новосибирской и Московской областей служит наличие в них наукоградов, высокая степень концентрации научно-исследовательских учреждений со своей инфраструктурой. Есть регионы, спецификой которых являются концентрация предприятий ВПК, «горячие» точки, офшорные зоны, для Калининградской области — ее анклавность и т. д. Ну а нефтегазоправовые отношения являются специфическими и доминирующими на достаточно обширных территориях Западной и Восточной Сибири и ряда иных местностей, где проводится (или будет проводиться) в больших масштабах геологоразведка на поиск залежей углеводородов (во всем обширном комплексе необходимых и сопутствующих этому действу мероприятий), обустройство разведанных месторождений, добыча углеводородов, их транспортировка (подчас — и за рубеж), переработка, реализация продуктов переработки и пр. Здесь налицо нефтегазоправовые особенности муниципального, экологического, гражданского, предпринимательского, налогового, международного частного, жилищного, трудового и многих иных отраслей права и законодательства. Поэтому следует считать аксиомой, что каждый регион, каждый субъект Российской Федерации (за малым и естественным исключением) обладает своими специфическими особенностями экономико-географического характера — природными ресурсами, финансовыми и многими иными (вплоть до, с одной стороны, числа научных, учебных, культурных учреждений на душу населения в регионе, с другой — до числа пенитенциарных учреждений, уровня и структуры преступности, динамики роста наркомании и т. п.). Формируемой на основе этих особенностей региональной правовой средой обусловлены и соответствующие — специфические — региональные: правотворчество, правоприменение и т. д., а следовательно, и объективная потребность в «специфических» юристах. В тех же Московской и Новосибирской областях и в Москве, например, крайне необходимы юристы в сфере правового обеспечения организации и ведения научно-поисковых, научно-исследовательских и научно-внедренческих исследований. Вообще же сформировавшаяся в том или ином регионе специфическая правовая среда в той или иной степени предопределяет не только специфику правоприменения, но и различия в структуре правонарушений и, следовательно, различную следственную, прокурорско-надзорную и судебную практику. По этой же причине российским регионам издавна присуща ярко выраженная специализация научных подразделений вузов и даже создавались вузы и НИИ соответствующего — специализированного — профиля (где еще, кроме Тюмени, есть государственный нефтегазовый университет?) либо иные академические научные структуры (где, кроме Тюмени, мог быть создан отдел правовых проблем нефтегазового комплекса Тюменского научного центра Сибирского отделения РАН?). Вместе с тем ясно, что экономико-географические особенности региона не следует фетишизировать. Доминировать должны общегосударственные интересы — во главу угла надо ставить общегосударственные проблемы, которые нужно решать в том числе всем юридическим вузам страны. Факт, что начиная с 2005 г. Министерством регионального развития РФ рассмотрено более 50 стратегий социально-экономического развития, разработанных в регионах страны — для своих регионов, и большая часть была отправлена на доработку; при этом, когда сегодня рядом находящиеся области начинают усиленно развивать одни и те же отрасли и кластеры, возникают проблемы, которые данному параллельному развитию серьезно мешают <2>. Недаром Президент России В. В. Путин в одном из посланий Федеральному Собранию страны отметил: «Отраслевые стратегии должны иметь четкую территориальную привязку и учитывать развитие территории в целом». Правовое обеспечение учета развития территории в связке с отраслевыми стратегиями с учетом общегосударственных интересов и целей — важнейшая задача высшего юридического образования, и фактор необходимости решения этой базовой задачи все время должен присутствовать в учебных планах и программах каждого конкретного юридического вуза России. ——————————— <2> Российская газета. 2007. 23 янв.

Как учитывать, к примеру, нефтегазоправовые особенности общественных отношений в учебных планах и программах тех юридических вузов, которые прямо расположены в нефтегазовых провинциях? По мнению автора, возможны три варианта. Во-первых, можно ограничиться проблематикой нефтегазового законодательства, принимая во внимание то, что это законодательство может рассматриваться как отрасль горного законодательства. В частности, в литературе отмечается, что за рубежом за последние десятилетия законодательство о нефте — и газодобыче сформировалось как специализированная отрасль горного законодательства <3>. У нас сейчас горное право (если говорить о правовой ВАКовской специализации, но ведь предметная правовая, вузовская специализация не может в принципе ей противоречить) спрятано в структуре природоресурсного права (в рамках специальности 12.00.06), но сама номенклатура научных специальностей довольно подвижна, и в ее предпоследней редакции (1995 г.) специальность 12.00.06 включала: сельскохозяйственное право; земельное, водное, лесное и горное право; экологическое право. Вместе с тем правоотношения в сфере нефтегазодобычи можно рассматривать, как это иногда делают, в качестве субинститута природоресурсного права, которое, в свою очередь, составляет подотрасль экологического права (вторую подотрасль которого при таком подходе составляет природоохранное право). В принципе не исключен подход к нефтегазовому законодательству как подотрасли энергетического права (так считает ученый из МГУ П. Г. Лахно, ратующий за разработку и принятие Энергетического кодекса РФ, в структуре особенной части которого должны находиться систематизированные нормы, содержащиеся в действующих нормативных правовых актах, регламентирующих отдельные отрасли ТЭК, в том числе нефтяная и газовая <4>). Наконец, при определенных условиях можно, видимо, ставить вопрос о самостоятельной отрасли нефтегазового законодательства, но пока как минимум не в качестве основы для формирования одноименной научной специальности и в рамках специальности 12.00.06. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Статья Б. Д. Клюкина «Законодательная база горного права РФ: современные проблемы и пути совершенствования» включена в информационный банк согласно публикации — «Экологическое право», 2002, N 3. —————————————————————— <3> См.: Клюкин Б. Д. Законодательная база горного права Российской Федерации: современные проблемы и пути совершенствования // Нефтегаз, энергетика и законодательство 2001 — 2002 гг.: Информационно-правовое издание ТЭК России. М., 2001. С. 10. <4> Лахно П. Г. Правовой энергетический порядок Российской Федерации // Проблемы предпринимательского (хозяйственного) права в современной России. Труды ИГП РАН. 2007. N 2. М., 2007. С. 166 — 177.

Во-вторых, речь может идти о более широком подходе — о совокупности урегулированных правом отношений, непосредственно связанных с поиском, разведкой, обустройством месторождений нефти и газа, добычей, транспортировкой, переработкой и реализацией углеводородного сырья и продуктов его переработки. С позиции номенклатуры специальностей научных исследований проблематика энергетического права здесь не ограничивается подотраслью горного права в рамках специальности «природоресурсное право», а охватывает ряд иных специальностей. То же с вузовской предметной специализацией. И наконец, в-третьих, возможен предельно широкий подход, в рамках которого рассматривается воздействие нефтегазового законодательства на все отношения, так или иначе связанные с нефтегазовым комплексом. Так, в рамках отрасли банковского права можно констатировать, что наибольшую долю банковских операций в нефтегазоносном регионе составляют операции, связанные с углеводородным сырьем. В рамках научных специальностей криминальной направленности следует констатировать, что практически большинство преступлений, совершаемых в регионе добычи нефти, связано именно с этим полезным ископаемым. При наличии этих трех (могут быть и иные) вариантов следует учитывать, что совокупная пробельность в правовом регулировании отношений в топливно-энергетическом комплексе, да и на более широком поле России, в силу ряда причин все время возрастает, соответственно, растут сложности в реальном правоприменении с учетом специфики данных правоотношений, а значит, проблемы высшей юридической школы растут, а ее задачи — усложняются. Например, в прессе рассказывалось о планах ОАО «Газпром» в течение ближайших шести лет инвестировать на Ямал более 30 млрд. долл. США, для чего потребуется заключение ряда транснациональных соглашений. При этом не ясно, как будут выглядеть эти проекты с организационно-правовой точки зрения, есть много вопросов по транспортной инфраструктуре, выстраиванию консорциумов с другими недропользователями и т. д. <5>. Ресурсная база разведанных месторождений Полярного и Приполярного Урала оценивается в 43 трлн. руб. (и это только оценка разведанных месторождений, т. е. 10% всего ресурсного потенциала региона); а объем инвестиций в освоение региона в рамках проекта «Урал промышленный — Урал Полярный» с учетом средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и недропользователей до 2020 г. оценивается в 250 млрд. руб. <6>. Очевидно, что без адекватного правового обеспечения этих гигантских проектов и программ не обойтись, а значит, нужны и соответствующие выпускники-юристы. ——————————— <5> Труд-7. 2002. 24 янв. <6> Сибирский посад. 2006. 26 дек.; 2007. 16 янв.

Пожалуй, ни в каком другом сегменте всего массива норм, регулирующих отношения в сфере экономики России, кроме как в сегменте норм энергетического законодательства, нет такой прямой и значимой зависимости: качество норм права и состояние экономики, причем эта зависимость содержательна в обоих направлениях. Таким образом, можно уверенно сказать — будущее России (его экономической составляющей) в немалой мере зависит от состояния правового регулирования в сфере энергетики, состояния правового обеспечения этого сектора экономики. И исходя из этой посылки, роль и значение деятельности профессиональных юристов, связанной с энергетическим правом, переоценить невозможно. А значит, энергетическо-правовую составляющую следует «вмонтировать» по мере необходимости и в пределах возможного, разумеется, во многие специальные учебные дисциплины, изучаемые студентами-юристами. По предмету «История государства и права» показать, что нынешнее состояние институтов энергетического права, учитывающих отечественный исторический опыт и юридические традиции, есть явление промежуточное между прошлыми и будущими его состояниями, а следовательно, владея знанием закономерностей в его развитии, можно определиться с достаточно высокой степенью уверенности, какими эти институты станут в будущем: в ближайшем — с высокой степенью вероятности и отчетливо, а в более отдаленном — с меньшей степенью вероятности и контурно; и на основе этих знаний наше законотворчество вполне может стать более совершенным. Разумеется, спроецировать многие нынешние правовые институты энергетического их сегмента, звенья механизма соответствующего правоприменения на всю вертикаль нашей истории вниз, в ее глубины, не вполне корректно: на разных этапах развития России как государства ее общество, государственные институты, идеология, экономика (в том числе) были различными. Но за определенную точку отсчета их можно взять, ибо в любом ином случае картина не будет объемной и стереоскопичной. По предмету «Теория государства и права» показать проблематику природы норм корпоративного права, принимаемых органами управления крупных вертикально интегрированных нефтегазовых компаний и иных компаний ТЭК и адресованных их дочерним акционерным обществам, аффилированным лицам, зарубежным филиалам, отделениям и представительствам. По предметам «Конституционное право» и «Муниципальное право» показать весь спектр отношений государственных и муниципальных органов власти с энергетическими предпринимательскими структурами. Здесь, по сути дела, нет точки соприкосновения, которую на практике нельзя не назвать болевой. По предметам «Трудовое право» и «Право социального обеспечения» показать проблематику вахтового метода добычи углеводородного сырья — работы большого числа трудящихся в экстремальных условиях, их страхования, законной и незаконной трудовой миграции, а также проблем пенсионного обеспечения из разных пенсионных фондов, обеспечения постоянным жильем на «Большой земле» и т. д. По предметам криминального цикла показать, что структура преступных проявлений имеет явный «нефтяной акцент», начиная с элементарных хищений углеводородов и заканчивая (как частный случай) преступлениями, фабулу которых составляет добыча в течение длительного времени нефти из нигде не учтенных скважин. Особенности тяжких преступлений в нефтегазовом секторе экономики состоят в широкой (с выходом и на дальнее зарубежье) географии преступных деяний, для них характерны высокое должностное положение преступников, глубокая конспиративность и тщательная продуманность организационных связей участников группы, их связи с «верхами», масштабность действий в теневой экономике, способность к совершению «мокрых» преступлений с особой при этом жестокостью и т. д. Борьба с ними требует качественно новых — специфических — средств и способов, результативной профилактической работы. По предмету «Международное право» (публичное, а не частное — в данном случае) важно показать ответ на реальный вызов России, фокусируемый в законодательной инициативе известного консервативного политика сенатора-республиканца Ричарда Лугара, впервые внесенного в 2005 г. и повторно внесенного в повестку дня Конгресса США 110-го созыва в 2007 г. Именно этот законопроект, именуемый «Акт об энергетической дипломатии и безопасности», содержит требование обеспечения свободы доступа к мировым энергоресурсам, в нем увязаны вопросы ответственного использования ресурсов с задачами глобального распространения демократии, преодоления бедности и достижения стабильности в мире в целом, о чем в наших СМИ говорилось давно <7>. В конечном виде законопроект сводится к тому, что наша страна неэффективно использует свои (точнее — по смыслу законопроекта — уже не свои, а принадлежащие всему мировому сообществу) энергетические ресурсы, что предполагает прямое или косвенное вмешательство во внутренние дела стран — поставщиков и транзитеров энергоресурсов. Здесь же можно и нужно говорить (и подробно) студентам о причинах отказа Россией от ратификации Европейской энергетической хартии и Договора к Энергетической хартии и о том, почему и в чем эти акты не отвечают национальным интересам нашей страны. Но и здесь (в отношениях: глобалистика — государственный суверенитет) не все так однозначно, особенно на фоне права собственности на водные ресурсы реки, протекающей по территории нескольких государств, в экономике которых водноэнергетические ресурсы играют жизненно важную роль. Строительство, к примеру, Таджикистаном серии ГЭС на реках Вахш и Пяндж, образующих при слиянии главную реку Центральной Азии — Аму-Дарью, весьма серьезно способно сказаться на экономике, прежде всего на сельском хозяйстве, Узбекистана. ——————————— <7> Независимая газета. 2000. 10 янв.

По земельному праву показать проблематику правоотношений по землеотводу для геологоразведочных, буровых и подобных работ, сопряженных с мониторингом отведенных на эти цели участков земли для нужд структур ТЭК. Весьма интересным будет для российских студентов-юристов и анализ причин, по которым наша страна не ратифицировала Конвенцию МОТ N 169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни (принята в 1989 г.), в которой признается право коренных народов на земли, которые те традиционно занимают, — с учетом того обстоятельства, что в Конституции РФ не говорится о праве народов быть собственником земли. По предпринимательскому и гражданскому праву показать проблематику: правовой организации всего нефтегазового комплекса страны (как и в более широком плане — топливно-энергетического комплекса), крупных вертикально интегрированных нефтегазодобывающих компаний, нефтегазотрубопроводного комплекса; правового положения различных предпринимательских структур нефтегазового комплекса как во всем их структурно-деятельностном диапазоне: от поиска, разведки, обустройства месторождений до добычи, транспортировки, переработки и реализации углеводородов, так и в области структурной составляющей нефтегазового комплекса, прежде всего холдингов, каждый из которых, по общепринятой оценке, субъектом права не является и с позиции правосубъектности рассматриваться не может; правового регулирования ценообразования по товарам, работам и услугам в нефтегазовом секторе экономики, в том числе по наиболее в последнее время актуальному виду углеводородов — попутному газу; правоотношений, охватывающих процесс несостоятельности (банкротства) хозяйствующих субъектов нефтегазового комплекса; управления использованием и охраной недр, содержащих запасы углеводородного сырья; правовой природы запасов нефти и газа, правового режима собственности на информацию о состоянии недр с запасами углеводородов и т. п.; совершенствования управления нефтегазовым комплексом и обеспечения интересов государства в нем; антимонопольного законодательства в отношении структур нефтегазового комплекса и, прежде всего, владельцев трубопроводного транспорта; правоотношений в сфере внешнеэкономической деятельности структур ТЭК; организационно-правового механизма охраны и защиты прав и законных интересов субъектов хозяйствования ТЭК и т. д. По предмету налогового права показать проблематику эффективного налогообложения структур ТЭК, вытекающую из особенностей природно-рентных отношений. По предмету «Экологическое право» показать весь спектр проблематики правового обеспечения экономической безопасности в деятельности различных структур ТЭК и т. д. Известно, что даже лучшие, с самыми сильными преподавательскими кадрами, юридические вузы учат студентов праву вчерашнего дня, точнее, учат, за исключением теории (не о ней речь), применению права вчерашнего дня. А немалая часть юридических вузов, выпускники которых и составляют сегодня основную массу работающих по специальности юристов, учат даже не применению права, а содержанию отраслевого законодательства, и не вчерашнего, а позавчерашнего дня, поскольку там по многим, в том числе объективным, причинам подавляющая часть преподавателей сами научных исследований не ведут, учебную литературу не создают, а пользуются (сегодня) при подготовке к лекциям написанными (вчера) другими преподавателями-учеными учебниками, причем написанными, естественно, на базе позавчерашнего законодательства. Но вместе с тем, если высшая школа дает фундаментальные теоретические знания (хотя, разумеется, с малой толикой навыков практического правоприменения), это основа для последующего успешного, и даже в самом интенсивном режиме, овладевания отраслевым (специальным) практическим правоприменением. И ориентировать высшую школу на подготовку узких специалистов-правоприменителей без опоры на предварительное овладение ими фундаментальными общетеоретическими знаниями было бы принципиально неверно. Другое дело, что любые знания: и фундаментальные общетеоретические, и тем паче узкоотраслевые прикладные имеют свойство быстро, без их постоянной подпитки, утрачиваться, таять. Следовательно, еще одной практически важной проблемной задачей российской (и не только) высшей школы является выработка методологии обучения студентов продолжать учиться (самостоятельно и в иных формах) и после окончания вуза, и даже после занятия высокой юридической престижной должности, и вообще всю жизнь. А для этого исключительно важным, именно при подготовке специалистов в сфере практического правоприменения, является обучение студентов навыкам самостоятельной научно-исследовательской работы. Ведь что такое по большому счету расследование уголовного дела по факту, например, хищения нефти путем врезки в нефтепровод? Это сбор информации, ее обобщение и анализ, выстраивание версий (гипотез), их проверка, сбор и закрепление доказательств и т. д., на финише — составление заключительного документа — обвинительного заключения. Что такое научное исследование по конкретной теме? Фактически то же самое, и по стадиям, и на финише, только заключительный документ здесь — отчет о выполненной НИР (автореферат кандидатской диссертации и т. п.). В обоих случаях необходимо как следователю, так и ученому на начальной стадии (если — в первом случае — преступление и преступник не очевидны) разобраться в физической, технологической и иных сущностях нефти, способах ее добычи, транспортировки и переработки… И если в ходе учебного процесса студент овладеет методикой организации и проведения разнопрофильных научно-правовых исследований, связанных с нефтепродуктами (для тех юридических вузов, которые расположены в регионах с доминированием в их экономике нефтегазового комплекса), он способен будет эффективно и сразу же с минимумом потерь для а даптации: в качестве следователя профессионально расследовать чуть ли не любое уголовное дело, связанное с углеводородами; в качестве помощника прокурора — поддерживать обвинение в судебном процессе по такому делу; в качестве адвоката — защищать обвиняемого, подсудимого в ходе предварительного следствия и в судебном процессе по такому делу и т. д.; в качестве юрисконсульта способен будет эффективно осуществлять весь комплекс мероприятий, связанных с юридическим обеспечением бизнеса своего работодателя. Работа же в качестве судьи — это вообще сплошная научно-исследовательская работа и т. д. Можно сделать вывод: чем лучше наш студент-юрист в ходе учебного процесса освоит методологию и методику организации и проведения научных исследований с упором на региональную правоприменительную специфику места расположения своего вуза (в нашем примере — это энергетическо-правовая специфика), тем эффективнее и сразу же, без раскачки и практического переобучения, он сможет профессионально — по специальности — работать на самых различных юридических должностях. Это сегодня делать тем более необходимо, что среди современного поколения студентов (и не только юристов, и не только российских) немало так называемых лайт-ридеров (Liqht reader), способных воспринимать тексты лишь незначительного объема и самостоятельно концентрированно мыслить не умеющие и не желающие, поскольку любую концентрированную и отфильтрованную информацию можно получить из Интернета. Применительно к внедрению в разноплановый учебный процесс в юридических вузах нашей страны нефтегазоправовой проблематики следует, по мысли автора, сказать следующее. Особенностью ТЭКа современной (да и будущей) России, выделяющего его из других сегментов народнохозяйственного комплекса страны, является, прежде всего, с правовой точки зрения зацикленность на принадлежности к природным ресурсам недр, более всего к углеводородному сырью, а отсюда — к целевой проблеме: а кому, какому собственнику они принадлежат, и соответственно, к вопросу о правомочиях того или иного лица — звена ТЭК по использованию его ресурса. Здесь уместно привести следующие показатели: по величине природного капитала на одного жителя России приходится сегодня 160 тыс. долл. США, в самих США — 18,7 тыс., в Японии — 4,2 тыс., в Китае — 2 тыс. и т. д., то есть по природным ресурсам на душу населения, прежде всего по углеводородному сырью, мы — богатейшая страна. Однако по эффективности его использования — ВВП на душу населения — мы занимаем 56-е место в мире. И при этом 75% нашего национального дохода дают недра, за счет труда государство получает 5% дохода, капитал (предпринимательская деятельность) дает 20%, но, парадокс, в то же время основная часть налогового бремени (около 70%) приходится на труд, 17% дает капитал, 13% составляет природная рента и из последних в казну попадает 52%, а 48% — в теневой доход, уходящий в значительной степени за границу <8>. Подобная диспропорциональность имеет глубинные причины, в том числе часто криминогенного характера; но одновременно следует сказать, что зависимость экономики страны от нефтегазовой «иглы» носит пока объективный характер, и академическая наука уверена: выход нашей страны из кризиса зависит от того, насколько эффективно будет функционировать ТЭК, а до 2030 г. нефть и газ останутся доминирующими энергоносителями: на их долю и в 2030 г. будет приходиться свыше 70% производимой энергии, хотя по естественным причинам роль нефти в балансе несколько снизится <9>. ——————————— <8> Из научного сообщения академика РАН Д. С. Львова «Стратегические проблемы долгосрочного социально-экономического развития» на заседании Президиума РАН // Поиск. 2003. 6 июня. <9> Конторович А. Э., Добрецов Н. Л., Лаверов Н. Л., Коржубаев А. Г., Лившиц В. Р. Энергетическая стратегия России в XXI веке // Вестник РАН. 2000. Сентябрь. Том 69. С. 771, 777 — 778.

В свою очередь, именно углеводородное сырье, находящееся в недрах земли, есть имущество с точки зрения прав собственности причем особое, весьма необычное, не укладывающееся в рамки права собственности как канонической категории гражданского права имущество. И тем самым относительно этого имущества нефтегазовый комплекс России в целом и хозяйствующих субъектов, его составляющих, обладает еще одной, чрезвычайно важной особенностью. Именно здесь мы сталкиваемся с получившей в последнее время особую актуальность проблемой природной — нефтегазовой в данном случае — ренты. И без ответа на вопрос: кому, в смысле, какому субъекту права принадлежат углеводородные запасы сырья, находящиеся в недрах (или — проще — сами недра), а отсюда: кому (какому субъекту права) принадлежит это самая рента, многие жизненно важные вопросы ни теории, ни законодательства, ни практики их применения нам не решить. Одной из частных парадигм в российской (и советской в прошлом) юридической науке является положение, согласно которому право собственности непременно закрепляется за субъектом гражданского права. С философской точки зрения закрепление за субъектом права собственности в его канонической триаде права собственности можно даже расценивать и в онтологическом смысле (как известно, под онтологией философия понимает тот из своих разделов, который исследует начала всего сущего, то есть то, что в бытии является постоянным, первичным и конечным). Другими словами, мысль о том, что имущество может находиться в собственности, в классическом понимании этого слова — не у субъекта гражданского права, является кощунственной и как бы ненаучной. Между тем субъект права и субъект права собственности отнюдь не тождественные категории, хотя, безусловно, не оксюморон (стилистический оборот, в котором сочетаются семантические контрастные слова). Важно здесь опираться на базовое для научных исследований положение: наука — это получение новых знаний. А научный поиск не может непременно вестись лишь в рамках одних и тех же конструкций, «пережевывать» одни и те же представления, опираться на одни и те же постулаты. С методологической точки зрения оправданными являются попытки «покачать» кажущиеся незыблемыми конструкции, представления и постулаты, попробовать их сдвинуть, расшатать, расширить, то есть выйти за рамки исследуемых современной онтологией свойств базовых юридических понятий о единстве и даже тождестве субъекта права собственности и субъекта частного права. Тем паче что реальная современная жизнь дает для этого достаточно оснований. Собственно говоря, это вопрос методологии научных исследований в его стратегическом либо в тактическом (оперативном) выражении: исследуются ли пусть важные, но частные проблемы сегодняшнего дня либо речь идет об исследовании фундаментальных проблем, результативность которых проявится завтра (или не проявится, и в этом — риск). И эти сугубо научные проблемы очевидно уместны в учебном процессе, главное, как их современным студентам преподносить. Другой частной парадигмой является отождествление имущественных правоотношений с частным, прежде всего гражданским, правом. Имущественные правоотношения — в тех или иных формальных проявлениях, категориях, положениях и т. п. — являются предметом ряда отраслей права (и как законодательства, и как науки): и конституционного, и предпринимательского, и экологического, и других. Даже трудового права, ибо ясно, что общественные блага возникают в результате применения труда, регулируемого именно трудовым правом, хотя ст. 136 ГК РФ почему-то считает, что они получаются в результате использования имущества и поэтому принадлежат лицу, использующему это имущество. И эта проблематика вполне уместна в учебном процессе, особенно для любознательных студентов. Как производная от перечисленного наиболее острой в социальном плане обозначается проблема оснований фактического присвоения находящихся в недрах России колоссальных запасов углеводородного сырья теми структурами нефтегазового комплекса и физическими лицами, которые в свое время приватизировали производственные нефтегазодобывающие мощности и соответствующую производственную инфраструктуру, обеспечивающих непосредственную добычу того конкретного сырья, для добычи которого они и создавались. Некоторые неопределенности формально-логического толкования конституционных основ права собственности в той или иной мере решаются, причем — вполне правомерно и небезуспешно — Конституционным Судом РФ при рассмотрении конкретных заявлений и жалоб на несоответствие примененной или надлежащей применению конкретной нормы закона Конституции России. Так, весьма принципиальной — в общетеоретическом плане — является выработанная Конституционным Судом РФ в Постановлении от 20 июля 1999 г. правовая позиция, согласно которой право собственности, включая объем и границы правомочий по владению, пользованию и распоряжению, а также определение оснований и порядка приобретения права собственности, его перехода и утраты регулируется федеральным законом, причем содержание данного регулирования законодатель не может определять произвольно: отношения собственности должны регламентироваться в соответствии с принципами правового государства, на основе юридического равенства и справедливости; право собственности относится к числу основных прав и свобод, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием; государство обязано признавать, соблюдать и защищать право собственности согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Эти общеправовые парадигмы и отмеченные здесь (а не отмеченных намного больше) парадоксы данных парадигм при ближайшем рассмотрении многозначимы и отнюдь небезобидны — в ряде случаев они становятся тормозом на пути научных исследований и тем самым блокируют перспективные, но расходящиеся с общепринятыми представлениями предложения по повышению эффективности правопредписаний и практики их исполнения. Овладение студентом-юристом в ходе учебного процесса — во всем диапазоне учебных дисциплин всего курса обучения — методологией исследований обозначенной здесь крупной и важной научно-правовой проблемой — безусловный залог быстрой и эффективной адаптации выпускника-юриста при встрече его с практическим правоприменением в любой его сфере деятельности, а при встрече с энергетическо-правовой составляющей этот эффект будет еще более впечатляющим. Вторая составляющая названной проблемы — организация механизма контроля итоговых юридических знаний окончивших вуз студентов. Известное правило «никто не может быть судьей в собственном деле» здесь подходит как нигде. Сегодня ведь как обстоит с этим делом. Члены всех без исключения ГЭК (государственных экзаменационных комиссий) любого вуза — это преподаватели данного вуза, и получается, что они на госэкзаменах и защитах дипломных работ проверяют и оценивают качество собственной деятельности. Также практически дело обстоит с ГАК (государственной аттестационной комиссией), состоящей в вузе из ГЭК, только здесь руководитель ГАК — извне данного вуза, и назначается он в качестве председателя ГАК приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере высшего образования. Но ведь ясно, что он, этот председатель, в названном механизме погоды не делает. Как известно, в доперестроечные времена, разочаровавшись в возможностях ОТК (отдела технического контроля) производственных предприятий (проверяющего качество изготавливаемых самим предприятием товаров, подчиняющегося обычно главному инженеру предприятия и в выявлении дефектов изготовленных предприятием товаров никак не заинтересованного, поскольку в любом случае сбыт всех выпущенных предприятием товаров был на основе планов прикрепления гарантирован, да и деятельность предприятия оценивалась не по реализованным, а по произведенным товарам), руководство страны перешло в механизме контроля качества изготовленных товаров от ОТК предприятия к институту госприемки, проводимой в предприятии внешним, независящим от предприятия органом. В этом смысле сегодняшняя наша высшая школа, в том числе высшая юридическая школа, в вопросе проверки и оценки качества выпускаемых ее вузами товаров (студентов) пока от ОТК к госприемке не перешла. Сравнение ГЭКов и ГАКов вузов с ОТК предприятий и с органами госприемки вполне правомерно и полностью подтверждается результатами их работы как фильтра, предназначенного не пропускать брак: доля отсева (неудовлетворительных отметок на госэкзаменах и при защите дипломных работ, выставляемых ГЭК вузов), в высшей школе, в том числе в высшей юридической, крайне незначительна. Условно механизм экзаменационной проверки на профессионализм у студентов — выпускников юридических вузов можно разделить на две части: кто проверяет и что проверяют. Дефектность обеих частей этого механизма для проверки студентов-юристов никаких сомнений не вызывает, проблема здесь, очевидно, помимо необходимости перехода от формата «ОТК» к формату «Госприемка», заключается, далеко не в последнюю очередь, в отсутствии (пока) современного стандарта высшего профессионального юридического образования, который дополнен новыми понятиями: «примерная основная образовательная программа», «основная образовательная программа образовательного учреждения» и «дополнительная образовательная программа образовательного учреждения»), но и, что очень важно, этот стандарт, по мнению автора, должен содержать доминирующий, несколько вариантный профессиональный компонент реальной правоприменительной направленности. Но в то же время дополнение вузовского обучения юристов практическим навыкам, системой тренингов, стажировкой в правоохранительных и судебных органах и т. д. ни в коей мере не должно осуществляться за счет уменьшения объемов общетеоретической, фундаментальной подготовки. Ограниченность, как по времени, уделяемому государственной экзаменационной комиссией одному выпускаемому вузом студенту-юристу, так и из-за связанности основных вопросов экзаменационного билета ориентацией на проверку остаточных знаний экзаменующегося, приводит к тому, что полученный диплом свидетельствует, и это в лучшем случае, только о сумме полученных знаний, но не о готовности и способности эти знания в реальной практике применять и тем самым работать по юридической специальности. Видимо, не следует забывать и о коррупционной составляющей существующего ныне механизма итогового контроля качества образовательного процесса студентов-юристов: совмещение в одном лице преподавателя, ведущего конкретные учебные дисциплины, и члена ГЭК с правом решающего голоса (тем паче когда эта дисциплина является госэкзаменом, а среди всех членов ГЭК данный преподаватель — единственный специалист по этой дисциплине) невольно способствует коррупционным проявлениям. Следует обратить внимание и на то, что после утверждения стандартов высшего профессионального юридического образования, в том числе для выпускников-юристов, во весь рост встанет проблема одинаковой — в самом объективном проявлении — оценки знаний выпускников всех юридических вузов во всей стране. Сделать это средствами нынешнего контрольного механизма попросту невозможно, причем по вполне объективным причинам. Одной из таких причин являются различия в возможностях юридических вузов обеспечить равно высокую подготовку студентов. Источники финансирования вузов — многоканальные, и сегодня объем валового регионального продукта десяти наиболее богатых регионов России превышает этот показатель у 10 самых неблагополучных субъектов РФ в 43 (!) раза, а уровень безработицы соответственно в 29 (!) раз здесь ниже, и эти различия усугубляются <10>. Естественно, вуз, расположенный в регионе первой десятки, объективно способен обеспечить существенно более высокий уровень подготовки выпускаемых им специалистов. ——————————— <10> Российская газета. 2007. 26 окт.

На состоявшемся недавно «круглом столе» «Перспективы формирования нового образовательного законодательства», организованном Российским общественным советом по развитию образования и Российским союзом ректоров, вносились предложения законодательно закрепить введение профессиональных экзаменов при приеме на работу (поскольку сегодня диплом об окончании учебного заведения свидетельствует только о сумме полученных знаний), в связи с чем предполагалось вместо государственной аккредитации вузов ввести аккредитацию общественную, суть которой — признание профессиональным сообществом готовности выпускников к сдаче квалифицированного экзамена без необходимости освоения дополнительных программ <11>. ——————————— <11> Поиск. 2007. 2 нояб.

Есть и иные предложения. В любом случае ясно, что необходим внешний контроль качества финальной проверки знаний и умений выпускников всех вузов России, что одновременно будет являться контролем качества работы профессорско-преподавательского состава каждого из вузов. Поскольку выпускники юридических вузов в основном, как предполагается, займут соответствующие юридически значимые должности в различных государственных и муниципальных органах, можно сказать, что высшее профессиональное юридическое образование является в этом смысле государствообразующим, следовательно, названный контроль должен быть государственным, безусловно, внешним для вузов, значит, не ведомственным. А дополнительный общественный контроль государственному — и не помеха, и не конкурент. Не менее важно, что и как проверять. В качестве одного из компонентов этой проверки может быть предложен следующий. Экзаменационная квалификационная финальная проверка «на профессионализм» студента-юриста должна проводиться последовательно двумя сериями: в первой проверяются, как и сегодня, остаточные общетеоретические знания права и законодательства в режиме и по методу оценки по соответствующему уровню — бакалавра, специалиста, магистра. Но проверить наличие профессиональных знаний и способностей у экзаменующегося практически, путем осуществления реального, по видам, правоприменения посредством обычного формата ответов на вопросы экзаменационного билета невозможно. Поэтому во второй серии экзамена комиссия должна будет определиться, способен ли в потенции будущий профессиональный юрист функционировать соответствующим образом — со всеми постоянно в реальной правовой жизни встречающимися сложностями; профессионально, в той или иной роли, но доброжелательно общаться с людьми; работать с огромным массивом специальной информации; вести деловую переписку; формулируя собственную мысль, составлять промежуточные и окончательные юридически значимые профессионально важные документы и т. д. и т. п. Предлагаемая дополнительная (во второй серии экзамена) проверка займет достаточно много времени, исчисляемого неделями и месяцами (в ФРГ такая проверка исчисляется годами), и проходить эту серию могут только те, кто успешно прошел первую серию (если наличествуют соответствующие общетеоретические правовые знания — это все-таки юрист, если их нет, это не юрист), и вестись она должна, по мнению автора, в обстановке, максимально приближенной к боевой. В самом первом приближении такая проверка может быть организована в следующем формате. С учетом следующего обстоятельства: основная масса наших законов базируется на принципе, чуждом (пока) нашему правовому пространству, который предполагает, что у нас в качестве базовой основы применения каждого закона наличествует развитое гражданское общество. А такового у нас пока попросту нет, в том числе и прежде всего его правообеспечительной составляющей. То есть рассчитанные на применение в идеальном — законопослушном, развитом, в том числе в знании своих прав и обязанностей, — гражданском обществе принимаемые законы, встречаясь с нашими реалиями, часто пробуксовывают, а иногда работают с точностью до наоборот от задуманного. И это все мало учитывает или совсем не учитывает высшая школа; к этому не готовы выпускники-юристы. Но это должны учитывать в реальном правоприменении современные и будущие российские студенты-юристы, их будущие работодатели и контролирующие качество выпускаемого из юридических вузов продукта внешние по отношению к вузу структуры. Учитывая, что основная масса наших юристов-выпускников в практической жизнедеятельности будут работать — профессионально — в режиме и уголовного, и гражданского, и административного производств, для каждого из них целесообразно организовывать отдельное испытание, состоящее из нескольких этапов. Например, при уголовно-процессуальном испытании — первый этап: экзаменующемуся член экзаменационной комиссии вручает копию материалов (все: заявления, протоколы, акты, обвинительные заключения, иные документы) «живого» уголовного дела, оформленного в стадии предварительного следствия, и экзаменующийся должен будет составить по этим материалам подробное — реальное — обвинительное заключение (в смысле, его проект). И таких дел целесообразно давать в распоряжение экзаменующегося несколько, по нарастающей сложности: а) дело с одним обвиняемым, одноэпизодное, где само преступление невысокой степени общественной опасности, фабула дела очевидна и т. д.; б) отягченное фабулой дело: с несколькими обвиняемыми, среди которых несовершеннолетний, с несколькими эпизодами, по которым проходят разный набор обвиняемых и т. д.; в) дело с сильно отягченной фабулой — многоэпизодное преступление, растянутое по времени на несколько лет, совершенное на широкой территории, в том числе за рубежом, преступная группа спаяна кровью, состоит в основном из особо опасных рецидивистов, в совершении преступлений никто из них в ходе предварительного следствия не признавался и т. д. В этой серии испытаний на 1-м этапе экзаменующийся должен тщательно ознакомиться с материалами (в копиях) данных уголовных дел, освежить в памяти соответствующие законодательно-нормативную базу, теоретические наработки, правоприменительную, в том числе и судебную, практику. На втором этапе: экзаменующийся присутствует (в качестве зрителя) в судебных заседаниях по первой инстанции, где это дело рассматривается в реалии, при необходимости делает для себя записи и спустя необходимое время получает — в копиях — материалы судебного следствия: полный протокол судебного заседания, дополнительные, приобщенные судом к материалам дела, документы и т. д., но без приговора, и тщательно прорабатывает их. После чего составляет, основываясь на всей совокупности материалов данного уголовного дела (каждого в отдельности), свой вариант приговора. Третий этап испытаний заключается в основном в сопоставлении экзаменационной комиссией реального, вынесенного судом приговора по данному делу (всех дел) и варианта приговора, выполненного экзаменующимся, с необходимыми при этом пояснениями и обоснованиями экзаменующимся членам комиссии, с уточняющими вопросами и развернутыми ответами на них. И наконец, в окончательном вердикте экзаменационной комиссии: справится ли данный кандидат с ролью реальных следователя и судьи при проведении им «живого» досудебного и судебного следствия и вынесения «взаправдашнего» приговора. Или не справится. Сходны процедуры будут и при административно-процессуальном, гражданско-процессуальном и иных правовых испытаниях. В заключение: если реформировать нашу высшую юридическую школу лишь косметически, без коренных преобразований в организации и содержании учебного процесса и механизме контроля качества выпускаемых специалистов, о чем сказано выше, то зафиксированное в преподавательском корпусе мнение: «Не случайно в последние годы стали говорить о том, что повязка на глазах богини правосудия Фемиды свидетельствует не о том, что она судит беспристрастно, а о том, что ей стыдно» <12>, превратится в объективную оценку объективной реальности. ——————————— <12> Козлова Е. И. Насущная проблема: как стать настоящим юристом? // Юрист спешит на помощь. 2007. N 5. С. 31.

——————————————————————