Трансформация правосознания в правовой подготовке студентов неюридического вуза

(Егоров В. Е.) («Юридическое образование и наука», 2008, N 1)

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ В ПРАВОВОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ НЕЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА

В. Е. ЕГОРОВ

Егоров В. Е., зав. кафедрой туризма и гостеприимства Псковского филиала Российской международной академии туризма, юрист, кандидат педагогических наук.

Смена парадигмы общественного развития нашей страны, кардинальные изменения в экономике в сторону рыночных отношений, острая социальная дифференциация, социальные и правовые реформы, изменившие положение человека в обществе, создали принципиально новую ситуацию формирования правового образования в стране. Общество как никогда стало нуждаться в личности, которой присущи активность, динамичность, умение быстро ориентироваться в сложных ситуациях, самостоятельность в принятии решений, чувство ответственности за выполняемую функцию. Однако реалии современного положения в российском обществе не позволяют говорить о соответствии всех сфер его жизни, в том числе в сфере правового воспитания и образования, потребностям формирования правовой культуры гражданина. По мнению Н. Я. Соколова, отсутствие системы правового воспитания граждан самым отрицательным образом сказывается на эффективности всего процесса правового регулирования в стране, особенно на стадии его реализации. По его мысли, сегодня так актуальна всемерная активизация работы по пропаганде и разъяснению законодательства среди различных категорий населения, непосредственного участия в них юристов путем консультирования, чтения лекций, выступлений в печати, по телевидению и радио [1, с. 30]. Следовательно, рассматривая формирование правовой культуры как развитие личности под воздействием всей совокупности объективных и субъективных факторов, с которыми индивид находится или находился в контакте, надлежит утверждать, что одним из самых главных аспектов становится управление обстоятельствами, так или иначе влияющими на сознание и поведение воспитуемых, организация этих обстоятельств в оптимальную систему, обеспечивающую нужный обществу воспитательный эффект [2, с. 55]. Таким образом, правовое образование — необходимая предпосылка и созидательное начало правового состояния общества, его цель и составная часть. Как известно, право — регулятор общественных отношений, который действует через сознание и волю людей. Поэтому на первый план выходит такое явление, как правовое сознание (правосознание), ибо без осознанных действий индивида нет никакого правового воспитания, правового послушания. Первый русский митрополит Илларион в «Слове о законе и благодати» отмечал, «что божественный дар разумности получает тот, в ком развились высокие умственные способности» [3, с. 25]. Известный русский правовед философ И. А. Ильин (1883 — 1954) писал: «Право говорит на языке сознания и обращается к сознательным существам; оно утверждает и отрицает, оно формулирует и требует — для того, чтобы люди знали, что утверждено и что отринуто, и сознавали формулированное требование <…>. Самая сущность, самая природа права в том, что оно творится сознательными существами и для сознательных существ, мыслящими субъектами и для мыслящих субъектов» [4, с. 83 — 84]. Современное вузовское правовое образование неюридического профиля ориентируется на инновационные технологии, обеспечивающие развитие субъектности, без чего прорыв в подготовке конкурентоспособного специалиста практически невозможен. Преподаватели вуза постоянно ищут пути оптимизации деятельности студентов и хотят видеть в студентах активных распорядителей полученными знаниями. Однако, по мнению В. Ляудис [5], Н. Росиной [6] и других, большинство поступающих в вуз имеют проблемы сформированности субъектности как специфической активности по освоению учебно-профессиональной деятельности. Отсюда — недостаточная вовлеченность студентов в образовательный процесс, психологическая неготовность к перестройке собственной учебно-профессиональной деятельности. Активная позиция в обучении не достигается в силу того, что современный выпускник школы мало подготовлен к восприятию научной информации и самостоятельной работе по ее осмыслению. Следовательно, правовое образование в вузе необходимо начинать с направленного формирования у студентов нового ценностно-смыслового отношения к специфике вузовских форм работы, новых форм взаимодействия с преподавателем. Прогрессивно мыслящие наши предшественники понимали, что лишь в том случае человек учится охотно и стремится добиться успеха в своей познавательной деятельности, когда выполняемая работа ему по силам, а осваиваемый учебный материал воспринимается как нечто необходимое, личностно значимое, как залог решения сегодняшних и будущих практических задач. По мысли Н. И. Новикова, выдающегося российского просветителя, «…особливо ж человеки охотно устремляют внимание свое на такие вещи, с изучением которых очевидная совокуплена польза либо которые доставляют преимущественное удовольствие» [7, с. 331]. По мнению же П. Ф. Каптерева: «Повиновение закону приобретается не путем наказания, а просвещением, выяснением мысли, что общее благо, законы, общие интересы суть только разумно согласованные интересы отдельных лиц…» [8, с. 224]. На рубеже XVIII и XIX столетий выразитель демократических просветительских идей В. В. Попугаев был убежден, что каждому человеку необходимо знать отношения и обязанности, связывающие его с обществом, — в этом и должна состоять цель обучения и воспитания. Он утверждал, что самым главным компонентом воспитания, причем воспитания каждого гражданина, вне зависимости от его сословной принадлежности, должно быть формирование у человека гражданского сознания и гражданских качеств. В. В. Попугаев писал: «Человек, живущий в обществе, должен знать свое назначение как гражданин, цель общественности, связь свою с целым — словом, он должен знать частную и общественную политическую связь и всех изменений ее равновесия, основывающихся на твердости и неподвижности всеобщих постановлений» [9, с. 88]. Следовательно, к настоящему времени необходима модернизация системы российского образования, потенциал которого «должен быть в полной мере использован для консолидации общества, преодоления… социальных конфликтов на началах приоритета прав личности» [10, с. 3]. Отсюда вытекает главная задача государства — совершенствование правовой культуры личности, что должно осуществляться не только при помощи всей системы эффективного механизма правового регулирования, но и через правовое образование вообще. Таким образом, приходим к важному выводу, что обучение в вузе способствует становлению правовой культуры будущего специалиста через активизацию его учебной (умственной) деятельности. Однако правовая культура не достигается без осознанных действий самого индивида (студента). Само право предполагает сложную систему деятельности и отношений. В нем, как и во всякой социальной системе, выделяются два уровня — уровень практический и уровень сознания, другими словами — правосознание. При этом в системе права сознание играет большую роль, чем в экономике или в политике. В правосознании зафиксирована наличная система правового регулирования. Другими словами, в нем находится система узаконенных законодательной властью нормативов, куда входят: юридические кодексы и комментарии к ним, постановления и распоряжения правительства, указы и распоряжения президента, а также процессуальные положения и инструкции. Таким правосознанием должны обладать практически все граждане государства для нормального обеспечения жизнедеятельности в стране. Тем более право включает в себя права, свободы и обязанности гражданина, определяющие правовой статус человека. «К сожалению, простые люди (да и не только они) находятся на довольно низкой ступени правового сознания <…>» [11, с. 660]. Следовательно, вытекает вывод: необходима плавная трансформация правосознания в обыденное, массовое. Чтобы каждый человек шаг за шагом мог превращаться в свободного правового субъекта, свободно ориентирующегося в своих правах, свободах и обязанностях и умеющего правовыми же средствами их отстаивать и закреплять, решать законным путем конкретные жизненные ситуации, возникающие в процессе обыденной жизнедеятельности каждого индивида в обществе. В процессе правового обучения студенты вуза как раз и призваны осознать свою социальную функцию, установленную правом и обеспечивающую солидарность всех со всеми. Ведь право как регулятор общественных отношений должно служить единению, примирению, общественному согласию различных слоев, групп, членов общества. Осознать свою социальную функцию, то есть понять: что «могу» и что «должен» согласно установленным государством нормам и с учетом личных чувств необходимости, возможно, лишь опираясь на определенный эмпирический опыт как результат изучений, исследований правомерных и неправомерных поступков, которым дана юридическая оценка. Однако каким путем достичь вышеизложенное? Объем знаний, необходимых современному специалисту, возрастает, но срок обучения в вузе ограничен несколькими годами. Отсюда следует интенсифицировать учебный процесс, целеустремленно формировать качества, необходимые специалистам различных профессий, что предполагает разработку и внедрение научно обоснованных форм руководства познавательным процессом, мобилизующие творческий потенциал личности. Наиболее активная форма обучения, как утверждает Р. М. Грановская, должна основываться на активном включении в соответствующее действие. Особую роль в этом вопросе играет наука о целеполагании — матетика. Она демонстрирует все преимущества анализа возможных достижений с конца, то есть с конечной цели, и показа сразу всех положительных сторон принятия новшества или овладения иным методом, приемом. (Что будете делать, когда и если достигнете?) Активные формы направлены на усиление способности к анализу «неочищенных задач, умению управлять своими эмоциями, принятию ответственных решений в неоптимальных условиях» [12, с. 583]. Вот почему на первый план правового обучения выходят практические занятия (семинары, решения казусов, дискуссии, деловые игры и т. д.). Цель семинарских занятий, по Е. А. Скрипилеву, состоит в том, чтобы содействовать лучшему усвоению идей, преподанных в лекции, конкретизировать теорию, сблизить ее с жизнью. Смысл практических занятий — усвоить привычку «соединять свои теоретические познания с конкретными случаями действительной жизни». Речь идет о том, чтобы ознакомить студента с законодательным материалом. Профессор должен приучить студента, пишет Е. А. Скрипилев, всякое юридическое положение, взятое из лекций, уметь обосновать законодательными источниками. Далеко не всякий наделен юридическим мышлением. Суть последнего состоит в умении в каждом бытовом отношении, в каждом вопросе выделить юридическую сторону, в умении в каждом споре определить больное в правовом смысле место, т. е. поставить юридический диагноз, в умении быстро восходить от данной нормы к более широким правовым категориям или от последних спускаться к конкретному случаю [13, с. 87]. Семинары также являются самостоятельной формой обучения студентов. Они углубляют их знания, приобретенные на лекциях, и способствуют осознанной самостоятельной работе с нормативным материалом, опубликованной судебной практикой и юридической литературой. На семинарских занятиях основное внимание уделяется детальному, углубленному рассмотрению наиболее важных, узловых проблем, имеющих большое теоретическое и практическое значение [14, с. 44 — 45]. Велика роль семинарских занятий и в обучении студентов правильно, юридически грамотно составлять необходимые правовые документы, четко и исчерпывающе оформлять свои выводы и заключения в письменном виде. На семинарских занятиях студенты приобретают и закрепляют навыки излагать суть проблемы в устной форме, решать правовые вопросы и, главное, достойно выйти из создавшихся конкретных правовых ситуаций (казусов). Как известно, в российской педагогике важнейшей, стержневой или системообразующей дидактической идеей, рожденной К. Д. Ушинским, была идея о том, что обучение представляет собой органическое сочетание деятельности преподавания и активной самостоятельной деятельности учения. На основе этой идеи еще во второй половине XIX в. и была сформирована в качестве приоритетной задача построения учебного процесса, в рамках которого бы «дети, по возможности, трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал» [15, с. 256]. Такая задача остается и по сей день, ведь высшее образование XXI в. как никогда означает сотрудничество обучающегося и обучающего, когда одни хотят учиться, а другие помогают им в этом. Ускорение темпов обновления технологий приводит к необходимости смены подходов к разработке содержания образования и технологий обучения. Поэтому повышение качества правового образования в современных условиях считается возможным только на основе активизации процессов обучения, с целью трансформации правосознания, путем использования инновационных подходов в учебной деятельности. Повышается ответственность и роль преподавателя. Преподаватель в современных условиях становится теперь не столько носителем и передатчиком научной информации, сколько организатором познавательной деятельности студентов, их самостоятельной работы, научного творчества. Видный российский юрист К. П. Победоносцев (1827 — 1907), читавший лекции по праву императору Николаю II, предлагал реальный способ повышения знаний, умений и навыков студентов: «То напряжение ума, которое мы принуждены делать для того, чтобы передать с точностью и ясностью, что прочитано или слышано, — служит лучшим упражнением, приучающим ясно распознавать мысль и ясно выражать ее. Мало-помалу студент или слушатель приучается выражать ее своим слогом, придавая ей освещение своим соображением. Эта самодеятельность придает работе интерес оживляющий и возбуждающий» [16, с. 414]. В связи с этим хотелось бы отметить, что давать студенту неюридического вуза знания о праве вовсе не означает научить его действовать в соответствии с этими знаниями, реально руководствоваться в конкретных практических ситуациях, в которых он может оказаться в будущей профессиональной деятельности. Задача преподавателя права состоит именно в том, чтобы научить студента практическому использованию теоретических знаний и навыков, приобретенных им в стенах вуза на активных формах занятий, которые и призваны повышать правовую культуру и правосознание каждого мыслящего субъекта нашего общества.

Литература

1. Соколов Н. Я. Юридическая профессия: понятие, сущность и содержание // Государство и право. 2004. N 9. С. 22 — 30. 2. Землин А. И. Правовая культура современной российской молодежи // Основы государства и права. 1999. N 6. С. 50 — 55. 3. Идейно-философское наследие Иллариона Киевского. М., 1986. Ч. 2. 4. Ильин И. А. О сущности правосознания: Соч. в 2 т. Т. 1. М., 1993. 5. Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии. М., 2000. 6. Росина Н. Организации СРС в контексте инновационного обучения // Высшее образование в России. 2006. N 7. С. 109 — 114. 7. Новиков Н. И. Рассуждение о некоторых способах к возбуждению любопытства в юношестве // Антология педагогической мысли России XVIII в. М., 1985. 8. Каптерев П. Ф. История русской педагогики. 2-е изд. Пг., 1915. 9. Попугаев В. В. О просвещении народном и оного следствиях // Антология педагогической мысли России первой половины XIV — XIX вв. М., 1985. 10. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: АПК и ПРО, 2003. 11. Спиркин А. Г. Философия: Учебник. 2-е изд. М.: Гардарики, 2005. 12. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. 4-е изд. с изм. и доп. СПб: Свет, 2000. 13. Скрипилев Е. А. О юридическом образовании в дореволюционной России (XVIII — начало XX в.) // Государство и право. 2000. N 9. С. 81 — 89. 14. Ткачевский Ю. М. Размышления о методике проведения семинарских занятий по уголовному праву // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 2000. N 1. С. 43 — 54. 15. Ушинский К. Д. Организация первоначального обучения: Собр. соч. В 10 т. М.-Л., 1949. Т. 6. 16. Победоносцев К. П. Об университетском преподавании // Тайный правитель России: К. П. Победоносцев и его корреспонденты. Письма и записки. 1866 — 1895. Статьи. Очерки. Воспоминания. М., 2000.

——————————————————————