Становление древнеримской юридической науки и юридического образования

(Иванов А. А.) («Юридическое образование и наука», 2008, N 1)

СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕРИМСКОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ И ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А. А. ИВАНОВ

Иванов А. А., кандидат юридических наук, доцент, Московский университет МВД России.

Жреческие коллегии как корпорации первых юристов. Римская юридическая практика своими корнями уходит в глубокую древность и берет свое начало еще с деятельности представителей жреческих коллегий. И это далеко не случайно, так как издревле хранителями и толкователями обычаев, а позднее и создателями первых правовых предписаний выступали именно жрецы. Это объясняется тем, что вся общественная жизнь древних римлян даже в гораздо поздние времена была неразрывно связана с религиозными верованиями, поэтому жрецы и в социальной структуре общества, и в политической иерархии занимали одно из первых мест. Более того, в первые столетия римской истории при отсутствии четко организованного государственного аппарата именно на них лежал весь груз по осуществлению функций государственного управления. При этом на первом месте находились, конечно, понтифики и авгуры. Понтифики еще на заре римской истории контролировали возведение переправ через священную для общины реку Тибр, являлись главными хранителями, комментаторами (commentarii pontificum) и толкователями (interpretatio pontificum) имеющихся правовых формул («Знание прав и умение толковать и иски были в их руках»). Они же курировали судопроизводство, брали на себя функции контроля за нравственностью граждан и надзирали за исполнением законов как должностными, так и частными лицами. Не кем иным, как понтификами были составлены первые календари, имевшие не только религиозное, светское и политическое, но и нормативное значение, так как содержали в себе записи древних обычаев — прообраз законодательства <1>. Опубликованы они были только в IV в. до н. э. ——————————— <1> «Если кто хочет знать, какие празднества, какими людьми. Или в какие дни осуществляются, или что разрешено делать… пусть читает понтификальные книги» (Сервий, римский историк). Также в правление Нумы Помпилия (716 — 673 гг. до н. э.) был создан своеобразный агрокалендарь, который являлся основой жизни римлян вплоть до его отмены Юлием Цезарем.

Авгурам было дано право посредством ауспиций категорично толковать волю богов. И если последние, по мнению авгуров, не благоволили какому-либо мероприятию или закону, то запланированное подлежало безусловной отмене. Значение жреческих предсказаний было настолько велико, что они не подвергались никакому сомнению, а само их содержание, говоря современным юридическим языком, обладало силой преюдициальности. Римляне свято верили, что даже сам город был основан в точном соответствии с указаниями жрецов-авгуров <2>. ——————————— <2> По преданию, Ромул — один из братьев-основателей Рима и его первый рекс, еще до своей ссоры с Ремом, будучи авгуром, по полету 12 коршунов предсказал городу 12 веков славы.

Практика деятельности авгуров привела к созданию особой авгуральной науки, тонкости которой были великой тайной для непосвященных. Это учение так и называлось — авгуральное право (jus augurum или jus augurium), основы которого фиксировались и передавались следующим поколениям через специальные книги (libri augurales). Так как только авгуры могли прочитать истинные намерения богов, то обращения с просьбой о проведении ауспиций и толкование их результатов были весьма распространены. В целом, следует отметить, что деятельность понтификов и авгуров была настолько важна, что Цицерон прямо называл ее юриспруденцией (Л. Л. Кофанов). Возникновение и развитие светской юриспруденции. В III в. до н. э. (254 г. до н. э.) первый понтифик (а впоследствии и консул) из плебеев Тиберий Корнуканий, давая открытые консультации по цивильному праву, начал оказывать юридическую помощь всем гражданам без различия. С этого времени юриспруденция перестала быть прерогативой одних лишь понтификов и получила широкое распространение среди светских лиц. И если жрецы не задумывались над смыслом норм права (божественная воля), то юристы, применяя их, уже не только их изучали, толковали, но и преподавали право. Однако первоначально юриспруденция развивалась как отрасль практики. Деятельность римских юристов протекала по различным направлениям. Важнейшими из них были: составление условий различных договоров, завещаний, юридически значимых формул — кавере (cavere — составлять, записывать); консультирование по правовым вопросам всех интересующихся лиц, помощь в толковании права и преодолении пробелов в нем — респондере (recpondere — отвечать, давать советы); оказание практической помощи во время судебных заседаний, в том числе по составлению и предъявлению исков и подготовке специальных судебных речей, — агере (agere — ведение). Агере вообще была разносторонней деятельностью по оказанию юридической помощи в судах. Именно она положила начало современной адвокатуре в ее современном понимании. История юридической помощи сторонам судебного процесса в Риме берет свое начало с деятельности патронов (patroni), заключающейся в представлении интересов своих клиентов. Обычно это происходило в виде горячей полемики сторон в судебном заседании по тем или иным вопросам. Причем, учитывая, что долгое время профессионального обвинения не было, то и оно осуществлялось такими же частными лицами. Наряду с патронами стороны могли запастись поддержкой адвокатов (advocati — заступники). Первоначально адвокатами вступали уважаемые граждане, которые сидели на одной скамье с тем или иным лицом, участвующим в судебном процессе (подсудимым, обвинителем, потерпевшим), и оказывали ему молчаливую моральную поддержку. Также стороны приводили с собой так называемых лаудаторов (laudatores), которые могли подтвердить их добропорядочность. Таким образом, патроны, будучи связанными с клиентами сакральными узами, защищая их перед лицом квиритского права в суде, выполняли свои священные обязанности <3>. Адвокаты, как, впрочем, и лаудаторы, также зачастую бывали родственниками либо друзьями сторон. Поэтому длительный период вопрос об оплате помощи таких «самодеятельных» защитников даже не возникал. Кроме того, проникновению денежных отношений в такую сферу препятствовало содержание архаической (афинской или римской) сентенции (самая ранняя запись которой датируется II в. до н. э.), которая гласила: «Заработок делает человека рабом». Любая плата по римским представлениям ставила свободного человека в прямую зависимость от дающего ее. ——————————— <3> На это указывает и одно из положений Leges Duodecem Tabularum: «…Patronus si fraudem fecerit, sacer esto» — «…Патрон, обманувший своего клиента, да будет проклят».

Однако начиная с IV в. до н. э. судебным ораторам, многие из которых работали в судах уже профессионально, стало принято преподносить особые подарки за их помощь, оказывая им тем самым почесть (honor — гонорар). Адвокаты также стали создавать специальные корпорации при судах и, кроме выступлений на процессах, оказывать обращающимся к ним лицам необходимые услуги по составлению бумаг, консультированию по правовым вопросам и т. п. Учитывая, что наряду с законами правоотношения в римском обществе регулировала масса исков (требований, направленных на защиту тех или иных интересов граждан), то становится понятно, что обыкновенные люди не могли знать ни всех тонкостей искового производства, ни даже (можно вполне допустить) о существовании конкретного иска. Именно в этих случаях помощь людей, знающих хитросплетения правовых норм и процедур, была весьма кстати. Юриспруденция на службе государства (поздняя Республика и Римская империя). Возвращаясь к особенностям деятельности римских юристов, следует отметить, что в ходе исторических катаклизмов, в процессе перехода к монархическим формам осуществления власти, их усиления и доминирования эта деятельность вскоре превратилась в один из оптимальных инструментов государственного воздействия на общественные отношения. Преторское правотворчество все более ограничивалось рамками распоряжений принцепсов. Сами же практикующие юристы в складывающихся условиях превратились в обыкновенных клерков, чиновников государственных органов и учреждений, основной задачей которых стало претворение в жизнь результатов постепенно монополизируемой монархами законодательной деятельности. Прекращению динамизма права, присущего ему несколько предшествующих столетий, способствовало также и полное изъятие у преторов того минимума правотворческих полномочий, которыми они обладали в силу своего статуса. Создание так называемого вечного эдикта приходится на это же время. Таким образом, в постклассический период основным источником права становится единственно закон, издаваемый монархом. В этих условиях юристам ничего не оставалось, как переключиться на изучение трудов классической эпохи, на теоретическое переосмысление тысячелетних правовых традиций римской истории. Это занятие оказалось чрезвычайно плодотворным делом и позволило наконец-то создать основы теории юриспруденции, что не менее важно, чем ее практические стороны. Еще со времен Августа и на протяжении первых двух столетий империи конкретно поименованным юристам было дано разрешение от имени монарха давать ответы на поступающие в канцелярию принцепса вопросы по юридическим делам («Впервые божественный Август для возвышения авторитета права установил, чтобы они давали ответы на основании его (Августа) власти» Помпоний, D. 1. 2. 2. 49). Причем эти ответы имели обязательную для судов силу (jus respondendi — право ответа). С III в. и до 426 г. практика шла по пути наделения права ответа признанных юристов-классиков по отдельным проблемным вопросам правового регулирования силой действующего закона. Например, Конституцией 327 г. император Константин предписал судьям руководствоваться при вынесении решений прежде всего сентенциями Павла. В 426 г. был принят Закон «О цитировании» (Lex Valentinianea allegatoria), в соответствии с которым судьям и иным должностным лицам, уполномоченным рассматривать различного рода юридические дела, было предписано при наличии пробелов или коллизий законодательства учитывать общее мнение (responsa) пяти выдающихся юристов — Папиниана, Павла, Гая, Ульпиана и Модестина («Papiniani, Pauli, Gai, Ulpiani atque Modestini scripta universa firmamus»). В случае противоречивости взглядов указанных ученых следовало учитывать мнение большинства. При равенстве голосов — мнение Папиниана. При отсутствии и его точки зрения судья мог действовать самостоятельно, но строго в пределах действующих императорских конституций. Таким образом, мнение самых известных знатоков права стало иметь силу самого закона (Институции Юстиниана, Кн. I. 2. 8). Вместе с тем именно период с I в. до н. э. по III в. н. э. принято считать золотым веком римской правовой науки. Это связано с тем, что к этому времени за предшествующие века были накоплены громадные пласты нормативного материала, нуждающиеся если не в изучении, то по меньшей мере в попытке разбора и анализа. С таких позиций становится совершенно понятным, почему в это время активизируется как исследовательская, так и преподавательская деятельность в правовой сфере. Для этих целей стали создаваться специальные учебники по праву, так называемые институции (institutiones — наставления). Наибольшую известность среди них получило самое первое учебное пособие по римскому частному праву в виде его подробнейшего, но в то же время элементарного анализа, составленное провинциальным юристом Гаем в 143 г. н. э. Этот учебник так и вошел в историю под именем Институций Гая <4>. Повседневная практика привела к востребованности различного рода комментариев действующих нормативно-правовых актов. Среди них можно отметить труды по толкованию текущего законодательства, в том числе и преторского права, — commentariis, а также развернутые комментарии произведений юристов прежних эпох — digesta. Большой интерес представляли сборники выработанных за многовековую практику римского права юридических сентенций, правил и поговорок — регул (regulae). Разновидностью научно-практической деятельности юристов, которая заключалась в оставлении авторизованных заметок на полях работ других авторов и текстах законов, была нота (notae — знак, метка, примечание). Известны также многочисленные трактаты монографического характера. Наиболее известными юристами, чьи труды (или упоминания о них), пройдя сквозь века, стали известны и нам, были Катон Старший, Марк Манилий, Алфен Вар, Аквилий Галл, Квинт Муций Сцевола, Публий Муций Сцевола, Юний Брут, Сервий Сульпиций, Руф, Ульпиан, Гай, Цельз, Марцелл, Сцевола, Сальвий Юлиан, Лабеон, Капитон, Цицерон, Помпоний, Папиниан, Павел и др. ——————————— <4> Институции Гая разделены на четыре книги, посвященные важнейшим институтам гражданского права: лицам (personae), правовому положению вещей, обязательственному праву (res) и исковому производству (actiones).

В период I — III вв. н. э. в Риме сформировалось и действовало два научных направления в юриспруденции, соперничающие друг с другом по весьма незначительному кругу вопросов (сущности договора, характера спецификации, дееспособности и др.). К первому из этих направлений относились так называемые сабинианцы (sabiniani) — Капитон, Сабин, Кассий, Яволен, Помпоний, Юлиан, Гай, занимавшие консервативные позиции по отмеченным вопросам. Ко второму — прокульянцы (proculiani). Его представителями были Лабеон, Прокл, Пегаз, Цельз-отец, Цельз-сын, предлагавшие определенные новации в отношении предмета спора. Со временем под идеологическим прессом абсолютизма все различия полностью исчезли. Становление основ юридического образования. Активная правотворческая деятельность императоров и возросшая потребность в квалифицированных чиновниках государственного аппарата требовали развития системы юридического образования, становление которой завершилось к V в. В этой сфере имелись даже общепризнанные центры — константинопольская (Феофил, Грациан) и бейрутская (Дорофей, Анатолий) правовые школы. Вообще правовому воспитанию в римском обществе еще в древние времена уделялось весьма большое внимание. По свидетельству Цицерона, содержание Законов XII таблиц сыновья римских граждан заучивали наизусть для того, чтобы показать свои знания во время испытания в день совершеннолетия. Кто собирался познать больше, тот мог обратиться к знатокам права. Первоначально желающие приобщиться к юриспруденции в виде особого благоволения или за гонорар могли присутствовать во время консультаций, даваемых известным юристом, и тем самым приобщаться к таинствам права. Таким учащимся, которые именовались auditor (ученик, слушатель), разрешалось задавать вопросы, а по ходу дела давались необходимые объяснения (disputationes — обсуждение, рассуждение). С интенсификацией общественных отношений, увеличением и усложнением правовой информации такая система подготовки стала явно несостоятельной и потребовала изменений. По общему правилу обучение юриспруденции стало предусматривать два обязательных и последовательных этапа. На первом из них, называемом наставлением (institutio — указание, устройство), ученики должны были ознакомиться с основными положениями и принципами римского частного права, в том числе и по трудам известнейших юристов. На втором этапе — подготовительном (instructio — приведение в порядок, приготовление) обучающиеся должны были закрепить полученные теоретические познания под руководством одного из практикующих юристов. Кроме того, одним из основных предметов на втором году обучения было изучение положений преторского эдикта. Поэтому нередко «второкурсники» именовались эдикталами (edictales). Папиниан в начале III в. предложил систему подготовки третьего года обучения, которая основывалась на анализе реальных обращений граждан (questiones — жалобы) и принятых по ним решений (responsa — ответы). Впоследствии таких обучающихся называли папинианистами.

——————————————————————