К вопросу о государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения

(Побежимова Н. И.)

(«Юридическое образование и наука», 2008, N 2)

К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Н. И. ПОБЕЖИМОВА

Побежимова Н. И., зам. декана факультета политологии и права Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова, профессор.

Закрепляя за каждым право на образование, Конституция Российской Федерации в п. 5 ст. 43 провозгласила, что Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты. Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании» (в ред. 01.12.2007) подтвердили необходимость разработки федеральных образовательных стандартов, так как «они представляют совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ… высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию, и предназначены для обеспечения качества высшего профессионального образования».

Основной задачей при разработке федеральных государственных стандартов третьего поколения по юриспруденции является обеспечение реализации высоких требований к качеству юридического образования, к качеству учебного процесса в вузах (государственных и негосударственных, профильных и непрофильных), которые готовят кадры юристов для России XXI в.

Безусловно, разрабатывая проекты стандартов, прежде всего, необходимо было решить вопросы содержания юридического образования, которые затем и заложить в государственные стандарты, сформулировав новое видение высшего образования в стране, его роль и значение для будущего России. Однако, к сожалению, не обсудив и не отработав новую модель высшего, в том числе и юридического, образования, перспектив его развития в современных условиях построения правового государства, проводимых в стране реформ, реализации национальных проектов (в том числе и проекта по образованию), по заданию основного заказчика — Министерства образования и науки Российской Федерации рабочие группы приступили к разработке новых образовательных стандартов.

В настоящее время нельзя не заметить и не отреагировать на те изменения, которые связаны с повышением эффективности экономической деятельности в России, совершенствованием рыночных отношений, усилением внимания к исследованию правовых вопросов регулирования экономической деятельности и правового регулирования экономических отношений, а также в целом государственного регулирования и управления в сфере экономики. Необходимо уже на стадии разработки государственных образовательных стандартов, стандартов XXI в., воплотить в жизнь новый комплексный подход к исследованию проблем экономики и права, их взаимосвязи, учесть влияние принципов рыночной экономики на систему высшего юридического образования, его содержания, принимая во внимание многие из тех процессов, которые происходят как в России, так и на мировом пространстве. Изменение экономической системы в России, формирование рынка и рыночных отношений заставляют по-новому подойти к проблеме подготовки кадров юристов, которые уже работают и будут продолжать работу в условиях развивающихся рыночных отношений, процессов глобализации и интеграции экономических и государственно-правовых отношений.

Приступая с 2009 учебного года к подготовке юристов по многоступенчатой системе (бакалавр — магистр), в проект федерального государственного образовательного стандарта необходимо включить все те дисциплины и спецкурсы, которые позволят выпускникам вузов адаптироваться в этих новых условиях развития государства и общества.

Анализ последних вариантов проектов стандартов по «Юриспруденции» позволяет прийти к следующим, совсем неутешительным выводам:

1. Структура ООП бакалавра состоит из двух циклов (гуманитарный, социальный и экономический цикл и профессиональный цикл); т. е. из проекта уже на стадии его подготовки без обсуждения был устранен цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин. Дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» и «Правовая информатика» были переброшены в профессиональный цикл, а «Математика» при подготовке бакалавров по юриспруденции нигде не присутствует, хотя при обсуждении проектов стандартов были высказаны предложения о введении для юристов дисциплины «Математические методы в юриспруденции». Анализ современной юридической практики показывает, что математика все чаще становится действенным инструментом исследования юридических объектов; так как значительно увеличился объем нормативно-правовой, криминологической, уголовной и другой информации, которая требует математической обработки и интерпретации. Ликвидация курса «Математика», по мнению ученых и практических работников, приведет к ухудшению подготовки будущих юристов как в общеобразовательном плане, в плане фундаментализации образования, так и в части профессиональной подготовки.

2. В проекте стандарта по подготовке бакалавров в сфере юриспруденции каждый из вышеназванных циклов состоит из двух частей: базовая часть и вариативная часть.

Кроме этого, в каждом из циклов в вариативной части должны быть выделены дисциплины по выбору обучающегося, в объеме не менее одной трети вариативной части каждого цикла.

3. В базовой (общепрофессиональной) части гуманитарного, социального и экономического цикла значатся только четыре дисциплины (иностранные языки, философия, экономика, логика) и четыре дисциплины в вариативной части (политология, социология, риторика, профессиональная этика); таким образом, на базовую и вариативную части этого цикла отводится всего восемь дисциплин общей сложностью 28 зачетных единиц.

Шесть зачетных единиц остается на изучение всех оставшихся дисциплин по выбору обучающихся, порядок формирования которых устанавливает ученый совет вуза. Таким образом, на весь гуманитарный, социальный и экономический цикл запланировано 34 зачетные единицы из 240 зачетных единиц, которые предназначены для подготовки бакалавров.

4. Профессиональный цикл проекта стандарта по юриспруденции по бакалаврам включает 12 дисциплин в базовой (общепрофессиональной) части. Однако вызывает удивление формирование этой базовой части как по набору дисциплин, так и по количеству часов, отводимых на изучение каждой из этих дисциплин. Какова логика составления именно данного перечня дисциплин? По всей видимости, в базовую часть профессионального цикла должны войти базовые дисциплины, но почему-то в разряд базовых не попали такие дисциплины, как «Финансовое право», «Земельное право». При всей значимости экологических проблем, стоящих перед всем человечеством, представляется необходимым включение в базовую часть наряду с дисциплиной «Экологическое право», и даже прежде изучения данной дисциплины, освоения вопросов, касающихся такого предмета, как «Земельное право». Почему в эту часть включена дисциплина «История государства и права зарубежных стран» и отсутствует дисциплина «Конституционное право зарубежных стран»? В условиях развивающихся процессов интеграции и глобализации при подготовке кадров юристов им необходимо знание не только дисциплины «Международное право», но и «Международное частное право».

Теперь в условиях повышения эффективности экономической деятельности в России, совершенствования рыночных отношений и системы правовых отношений в обществе столь значительное сокращение часов, отводимых на изучение частного права — непременного элемента современного гражданского общества, ничем не оправдано.

Вызывает удивление количество часов, которое отводится на изучение базовых юридических дисциплин. Сокращены часы на изучение дисциплины «Гражданское право». Если суммировать количество часов, которое запланировано на изучение гражданского права и гражданского процесса, и количество часов, отводимых на изучение уголовного права и уголовного процесса, то получается примерно одинаковое их количество. Несмотря на проводимые в стране реформы и поставленные задачи по минимизированию репрессивных функций государства, эти процессы не получили соответствующего адекватного отражения в проекте представленного стандарта как по количеству часов на изучение уголовно-правовых и гражданско-правовых дисциплин, так и по набору дисциплин, раскрывающих эти направления. Как нам представляется, при разработке федеральных образовательных стандартов третьего поколения необходимо закладывать в них не только новые принципы, но и новую политику России, ее новую идеологию. К числу принципов государственной политики в области высшего образования Закон Российской Федерации «Об образовании» и ФЗ «О высшем и послевузовском образовании» относят интеграцию системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при условии сохранения достижений и традиций российской высшей школы.

Требует пересмотра общий подход к формированию и таких базовых юридических дисциплин, к которым традиционно относятся дисциплины «Конституционное право» и «Административное право». Необходимо увеличение часов на изучение блока административно-правовых дисциплин: административного права России, административного процесса и административного права зарубежных стран, что позволит усилить профессиональные возможности выпускников юридических вузов в решении практических вопросов применения норм административного права, квалифицированной защиты прав и законных интересов граждан, развертыванию в России системы административных судов. В предложенном варианте проекта стандарта на все эти вопросы отводится всего 180 часов, или 5 зачетных единиц, что не позволяет раскрыть даже темы только административного права России. Сообществом административистов (в частности, на заседаниях президиума Евразийской академии административных наук) неоднократно ставился вопрос о введении в государственный образовательный стандарт в качестве самостоятельных дисциплин «Административного процессуального права» и «Административного права зарубежных стран», которые имеют самостоятельные предметы и методы административно-правового регулирования и фактически уже преподаются во многих юридических вузах как самостоятельные дисциплины, наряду с дисциплиной «Административное право России».

5. Вариативная часть профессионального цикла проекта стандарта бакалавра в сфере юриспруденции включает 24 дисциплины. Можно продолжить спор по поводу предложенного набора дисциплин, необходимости и актуальности каждой из них при подготовке именно бакалавров, но что, безусловно, не может не вызвать дискуссии, так это отсутствие в этом списке таких дисциплин, как «Сравнительное правоведение», «Банковское право», «Валютное право», «Бюджетное право», «Аудиторское право», «Страховое право», «Маркетинговое право», «Корпоративное право», «Гражданское и торговое право зарубежных стран», «Международное экономическое право», «Договорное право», «Право интеллектуальной собственности», «Патентное право», «Наследственное право», «Конкурентное право». На обозначенные в проекте стандарта подготовки бакалавра 24 дисциплины запланировано 64 зачетные единицы и 32 зачетные единицы остается на дисциплины по выбору, и в рамках этих единиц можно будет решить вопрос о формировании вузом (его обучающимися и ученым советом) того набора дисциплин, которые так необходимы будущим выпускникам с дипломом о высшем юридическом образовании. Ведь именно им предстоит реализовывать национальные проекты, проводимые в стране реформы, принимать участие в построении правового государства и гражданского общества.

6. В настоящее время глобальной тенденцией является широкое использование информационно-коммуникационных технологий в социальной, экономической сферах, в государственном управлении. В научной специальности 120014 перечисляются такие науки, как административная, финансовая и информационная, однако изучение такой дисциплины, как «Информационное право», не предусмотрено в стандарте, хотя известны монографии, диссертации по этой тематике и значительная законодательная база. Введение в стандарт дисциплин «Информационные технологии в профессиональной деятельности» и «Правовая информатика» не решают проблемы преподавания дисциплины «Информационное право», которая имеет право на самостоятельное существование, тем более в современных условиях.

7. Как нам представляется, именно то содержание юридического образования, которое будет заложено в федеральные государственные стандарты третьего поколения, и будет отражать сущность новой концепции юридического образования — образования XXI века и определять приоритетные направления развития юридического образования в России.

——————————————————————