Истинные и ложные методы формирования комфортного обучения и их влияние на мировоззрение личности в условиях глобализации

(Ставило С. П.) («Юридическое образование и наука», 2008, N 2)

ИСТИННЫЕ И ЛОЖНЫЕ МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМФОРТНОГО ОБУЧЕНИЯ <1> И ИХ ВЛИЯНИЕ НА МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

С. П. СТАВИЛО

——————————— <1> Термин «комфортное обучение» предлагается нами впервые и предполагает весь спектр правовых, духовных, этических и морально-психологических общественных отношений в контексте «преподаватель — обучаемый» и наоборот, способствующих реализации воспитательных и образовательных функций учебной деятельности и позволяющих чувствовать себя достойно и защищенно как учащемуся, так и преподавателю.

Ставило С. П., доцент кафедры правовых дисциплин Новороссийского филиала Краснодарского университета МВД России, кандидат юридических наук.

Современная многонациональная Россия, будучи включенной в мировое сообщество, сталкивается с общепринятыми стандартами в области образования и науки. Это подтверждается подписанием Россией Болонской конвенции по высшему образованию. Важнейшим аспектом присоединения России к Болонской конвенции является признание выпускников российских вузов за рубежом. Очевидно, что в условиях глобализации научного и образовательного процесса общепринятые стандарты в области науки и образования должны безукоризненно соблюдаться в отечественных высших профессиональных учебных заведениях. Это необходимо еще и потому, что «процессы глобализации и интеграции национальных экономик в мировую систему хозяйственной деятельности, наиболее полно отражающие общемировые тенденции развития экономики, обусловили появление и активное развитие новой формы международных экономических отношений в форме экспорта-импорта образовательных услуг… «Демографическая яма», из-за которой, по прогнозам, уже к 2018 году число студентов снизится до 40% относительно нынешних показателей, заставит российские вузы конкурировать не только между собой в борьбе за студентов на внутреннем рынке, но и на международном рынке с зарубежными вузами… Стратегической целью государственной политики должно стать обеспечение высокого качества подготовки и конкурентоспособности выпускников российских образовательных учреждений на мировом рынке образования и труда, что способствовало бы реализации геополитических и экономических интересов Российской Федерации» <2>. ——————————— <2> Косевич А. В. Экспорт образовательных услуг сферы высшего образования: мировой опыт и российская практика. Автореф. дис. … канд. эконом. наук. Москва: Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, 2006. С. 2 — 3.

В связи с этим некоторые вузы уже сейчас стремятся интегрироваться в мировое сообщество, создать необходимые оптимальные условия как для студента, так и для преподавателя, используя истинные методы формирования комфортного обучения. Однако многие из высших учебных заведений под видом истинных используют в основном ложные методы, которые в конечном итоге противоречат Закону Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-1 <3>, противоречат «духу» этого Закона, подрывают моральные и правовые основы нашего государства и общества. ——————————— <3> Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 // Ведомости СНД и ВС. 30.07.1992. N 30. Ст. 1797; Российская газета. 31.07.1992. N 172.

В Законе «Об образовании» говорится, что образование — это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), а в п. 1 ст. 1 «Государственная политика в области образования» — что Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной. Очевидно, что процессы воспитания и образования взаимосвязаны, не могут существовать друг без друга, основаны, как сказано в ст. 2 «Принципы государственной политики в области образования» указанного Закона, на гуманистическом характере образования, приоритете человеческих ценностей. Подобные нормы имеются и в локальных правовых актах. Так, основными задачами Новороссийского филиала Краснодарского университета МВД России, в соответствии с положением о филиале (п. 22.2), являются удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном, нравственном и физическом развитии <4>. ——————————— <4> Положение о Новороссийском филиале федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Сборник нормативных актов Краснодарского университета МВД России. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2007. С. 124 — 125.

Однако термины «гуманистический характер», «общечеловеческие ценности», «норма поведения», «нравственное развитие» и т. п. требуют более подробного рассмотрения. В разные периоды человеческой истории духовные приоритеты зависели от политических, социально-экономических, демографических, этнических, культурных, теологических и иных условий. По-прежнему понимание указанных терминов неоднозначно. Что, например, считать «общечеловеческими ценностями»? Или «нормой поведения»? Чем определяются эти «ценности» и эти «нормы»? Можно импровизировать на заданную тему в соответствии с господствующими общественными отношениями, отражающимися в подавляющем общественном сознании: это соблюдение и защита прав человека на жизнь, здоровье, свободу, владение, пользование и распоряжение собственностью и т. д. Вряд ли эта импровизация выйдет за рамки положений Конституции Российской Федерации 1993 г.! Кандидат богословия игумен Тихон (Софийчук) пишет, что подверженность человека страстям, искажающим внутренний мир человека, имеет центр тяжести в душе. Эти страсти проявляются как искаженные природные дарования, добродетели. Человек, подверженный той или иной страсти, все свои силы и способности употребляет, чтобы утолить ее, и только с этой точки зрения смотрит на свое отношение ко всему окружающему и даже к Богу. Все для него имеет значение только как предмет, средство или препятствие к удовлетворению страсти <5>. ——————————— <5> Игумен Тихон (Софийчук). Внутренняя целостность и Богопознание // Труды Киевской духовной академии. Вып. N 2. Киев. 1999. С. 59 — 134.

Более подробно игумен Тихон (Софийчук) останавливается на характеристике главных человеческих страстей и их влиянии на природу «греховного поведения». Он говорит о чревоугодии, блуде, сребролюбии, гневе, печали, унынии, тщеславии и гордости <6>. ——————————— <6> «Так, одержимые страстью пьянства или наркоманией в погоне за все более острыми ощущениями доходят до галлюцинаций, белой горячки и полного саморазрушения; блудники в бесконечной жажде плотского удовлетворения и чувственного «блаженства» опускаются до гнусных извращений и часто погибают от болезней, вызванных порочной жизнью. Даже люди науки и искусства, если они всецело, страстно преданы своему делу (имеется в виду наука ради науки или искусство ради искусства, которые зиждутся на гордости), только на некоторое время находят в этом удовлетворение для своего самолюбия, а затем опять, как запойные пьяницы, ищут «блаженства» от новых открытий и произведений, до тех пор, пока не растратят свои умственные и душевные силы и не потеряют всякий интерес к научному труду и творчеству» (игумен Тихон (Софийчук). Внутренняя целостность и Богопознание // Труды Киевской духовной академии. Выпуск N 2. Киев, 1999. С. 98).

Как видим, данная точка зрения сильно отличается от тех принципов, по которым сейчас воспитываются и обучаются наши дети. Так, автор 6-го издания учебника «Обществознание» для 10 — 11-х классов образовательных учреждений, допущенного Министерством образования Российской Федерации, А. И. Кравченко пишет: «Деньги — это ворота в рай. Они открывают простор в мир путешествий, роскошных магазинов, делают доступным элитарное обучение или платную медицину. Под наличие или отсутствие у человека денег выстраиваются наши желания, потребности, интересы, мысли и многое другое, что есть у нас в душе и разуме. Наличие денег делает нас довольными, успокоенными, уравновешенными, их отсутствие ведет к стрессам и отчаянию» <7>. ——————————— <7> Кравченко А. И. Обществознание: Учебник. 10 — 11 классы. М.: Русское слово, 2003. С. 58.

Один из моих учителей, д. ю.н., профессор, заслуженный юрист РФ Павел Николаевич Панченко, отмечает, что углубляющиеся процессы морально-нравственной деградации в обществе, связанные прежде всего с бедностью и нищетой десятков миллионов людей, антисоциальной направленностью многих управленческих решений, в том числе принимаемых на уровне руководства страной и регионами (касающиеся, в частности, науки, образования, культуры, уровня оплаты и безопасности труда, налоговой системы, пенсионного обеспечения, «монетизации» льгот), затронули и те слои населения, которые ранее считались элитарными, рассматривались как предмет нашей особой гордости, как «совесть нации», а именно: врачей, учителей, преподавателей профессиональных образовательных учреждений, ученых, государственных служащих, сотрудников правоохранительных органов, управленцев экономической сферы, офицерского корпуса. Все эти люди и сейчас с полным основанием могут называться достойнейшими представителями общества, несущими на своих плечах основное бремя забот переходного периода <8>. ——————————— <8> Панченко П. Н. Коррупция в образовательных учреждениях: составы преступлений и соотношение с непреступными деяниями // Уголовное право. 2005. N 2. С. 52 — 55.

Особенно обострилась данная проблема в отношении преподавателей профессиональных образовательных учреждений, так как отрицательные их черты легко прививаются обучаемым, воспроизводятся в них во все более опасных формах и умножаются во все увеличивающихся масштабах. Среди пороков, глубоко поразивших довольно значительную часть преподавателей, особо выделяются различные коррупционные преступления, ставшие во взаимоотношениях «преподаватель — обучаемый» скорее правилом, чем исключением из него <9>. ——————————— <9> Там же.

По мнению Павла Николаевича, многое здесь объясняется нищенской зарплатой преподавателя и появлением в обществе состоятельных людей, которые могут в условиях или под прикрытием спонсорской помощи вкладывать в обучение своих или чужих детей большие деньги, проплачивая посредством подкупа не только поступление на учебу, но и дальнейшее продвижение обучаемого по межсеместровым, семестровым и курсовым рубежам учебного процесса <10>. ——————————— <10> Панченко П. Н. Указ. соч. С. 52 — 55.

Очевидно, что за последние 5 — 7 лет злоупотребления в профессиональных образовательных учреждениях увеличились в разы, их уже просто нет, таких заведений, свободных от отдельных проявлений или от очагов коррупции. Где-то это злоупотребления только отдельных преподавателей, а где-то системно-циничная, безнравственная, аморальная деятельность руководства, направленная, зачастую под видом абсолютно благих намерений, на корпоративное или ведомственное незаконное обогащение, приобретшая признаки своеобразного бизнеса и носящая плановый характер. В настоящее время поборы в образовательных учреждениях получили настолько большое распространение, что приобрели характер одного из наиболее опасных коррупционных явлений, тревожащих не только правоохранительные органы, но и широкие слои населения <11>. ——————————— <11> Там же.

Можно сказать, что подобная незаконная деятельность стала приобретать системный характер, когда под видом хозяйственной и иной деятельности совершается целый «букет» разноплановых коррупционных преступлений. Все это умело маскируется под видом оказания спонсорской помощи на «взаимовыгодных» условиях. Известны случаи, когда подаренные студентами «спонсорские» оргтехника, мебель, строительные материалы и литература приходовались как приобретенные за бюджетные средства или средства коммерческого образовательного учреждения. Когда, как это ни цинично звучит, «спонсорские» деньги частично «отмывались» через детские дома и др. К сожалению, в наше время товаром стало не истинное качественное образование, а отсрочка от армии и диплом с хорошими отметками. В нормальном цивилизованном обществе понятие «студент-спонсор» — это нонсенс! Подобная добровольная, тем более регулярная деятельность со стороны студента, особенно студента-очника, маловероятна по понятным причинам. Более того, в коммерческих вузах и филиалах он уже оплатил стоимость обучения, установленную образовательным учреждением, поэтому учебному заведению ссылаться на нехватку средств для собственного развития абсурдно, тем более что стоимость обучения регулярно повышается. А вот бывший студент, выпускник данного учебного заведения, достигший благодаря полученным знаниям высокого положения в обществе и уровня материального благосостояния, выступающий в роли спонсора или мецената, — совершенно другое дело и вполне распространенное явление на Западе. Некоторые учебные заведения используют как указанные, так и другие безнравственные схемы аморального обогащения. Несколько лет назад в беседе со студентами и преподавателями филиала одного из вузов Южного федерального округа выяснилось, что политика головного вуза в отношении его многочисленных филиалов, мягко говоря, некорректна. Так, филиалы практически лишены возможности создавать кафедры, существенно ограничены в привлечении приватных преподавателей по месту нахождения филиала. В то же время под видом обеспечения качественного образовательного процесса им навязываются преподаватели головного вуза, которые ввиду больших расстояний между вузом и филиалами (иногда более 400 км) очень часто срывают занятия по несколько дней подряд (ввиду загруженности в головном и иных вузах), планируют занятия на выходные (иногда и праздничные) дни, проводят лекционные и иные групповые занятия по нескольким темам (иногда по всему учебному курсу) за несколько дней, ориентируя обучаемых в большей степени на самостоятельное изучение дисциплин, что, конечно же, не способствует качественному усвоению учебного материала (в принципе это и нужно таким преподавателям). Естественно, во время сессии многим обучаемым дается понять, что только за деньги можно успешно сдать зачеты и экзамены. Самое удручающее то, что постоянное «проплачивание» сессий еще не гарантирует успешного завершения обучения и получения диплома. Как правило, на последнем курсе значительная часть студентов, плативших и официально (имеется в виду плата за обучение), и неофициально в течение более 4 — 5 лет за обучение, отчисляется за неуспеваемость. Получают дипломы только самые «крепкие», образованные или «блатные», в том числе заплатившие «итоговую», весьма внушительную и неподъемную для многих студентов и их родителей сумму. Такой схемой убивается сразу два зайца: выпускается относительно малое количество, но грамотных специалистов, повышающих репутацию и рейтинг учебного заведения, за исключением «блатных и шибко богатых», которые в большинстве своем получают образование в надежде на помощь в трудоустройстве со стороны их высокопоставленных родителей или для наследования их бизнеса, а с другой стороны — имеется надежный источник финансирования профессионального образовательного учреждения. Досадно констатировать, что значительная часть профессорско-преподавательских коллективов постепенно, медленно, но неуклонно, как пишет П. Н. Панченко, сошла «с дистанции» <12> и превратилась в настоящие преступные сообщества (преступные организации), для которых главная цель — извлечение прибыли из образовательной деятельности. Справедливости ради нужно отметить, что определенная часть преподавателей еще являются честными и нравственными людьми, однако системные порядки новых образовательных преступных сообществ не оставляют им шанса на выживание. Несогласие с безнравственностью, беспринципностью, взяточничеством расценивается как предательство и угроза. Такие преподаватели, невзирая на ученые степени и ученые звания, изживаются, выдавливаются из системы путем неперезаключения контракта (имеется в виду оказание образовательных услуг на условиях почасовой оплаты труда), проведения конкурса на замещение вакантной штатной должности с угрозами в отношении членов аттестационной комиссии в случае «неправильного» голосования, реорганизации, провокации и т. д. Как правило, заменяют уволенных принципиальных преподавателей «послушными» молодыми людьми из числа бывших студентов-конформистов, не имеющих опыта преподавательской и научной работы, а зачастую не имеющих и тяги к научному творчеству. Таким образом, на некоторых кафедрах вузов и филиалов реально отсутствует должное количество преподавателей с учеными степенями. ——————————— <12> Панченко П. Н. Указ. соч. С. 52 — 55.

Некоторые вузы и филиалы Южного федерального округа, особенно юридические, дошли до того, что вообще не имеют или имеют одного-двух докторов и даже кандидатов наук, реально проводящих аудиторные занятия со студентами. Весь научный потенциал таких учебных заведений является фиктивным и отражается только в аттестационных документах для выполнения лицензионных требований. В этих учебных заведениях отсутствуют научные школы и вообще какие-либо перспективы оптимальной научной деятельности, которая в основном развивается благодаря отдельным личностям. Это очень опасная тенденция, особенно в условиях Северного Кавказа. В контексте «преподаватель — обучаемый» и наоборот выстраиваются извращенные отношения, основанные на принципе «ты — мне (нам), я (мы) — тебе». Возможность получать хорошие оценки «за бабки» гнетуще действует на тех учащихся, которые (или родители которых) ограничены в материальных возможностях. Это крайне отрицательно влияет на их психику, нравственное и духовное развитие, мировоззрение, «на деле» пропагандируя аморальные, безнравственные и преступные варианты поведения. Подобные отношения создают неравенство среди студентов, особую стратификацию в их среде, рождают и подчеркивают кастовость, где одни являются неприкасаемыми, всячески поощряемыми и хорошо оцениваемыми (так как платят), другие пользуются такими же правами, как и первые (хотя и не платят или платят значительно меньше), за то, что помогают «окучивать» (собирать деньги) своих «одногруппников», а третьи (сейчас их меньшинство) пытаются грызть гранит науки самостоятельно назло «преподавателям», хотя постоянно рискуют за отличный ответ получить оценку «удовлетворительно». И мы хотим, чтобы в таких зверских условиях наши дети выросли принципиальными, нравственными, образованными и честными? Указанные позорные явления уже стали скорее нормой, чем исключением, хотя о коррупционных разоблачениях в профессиональных образовательных учреждениях мы не слышали давно. На памяти только процесс многолетней давности в отношении преподавателя Новороссийской государственной морской академии имени адмирала Ф. Ф. Ушакова и в течение последнего года публикации в региональной части еженедельника «Аргументы и факты», а также ряд телепередач центрального телевидения в отношении Кубанского государственного университета и его руководства. При этом выявление фактов взяточничества и коррупции в вузах и филиалах никак не связано с планомерной, целенаправленной деятельностью, направленной на слом существующих коррупционных схем. Как правило, это происходит по заявлению студента или его родителей или для галочки, «выставления палки» в процессе оперативно-розыскной работы. Неразрешение рассматриваемой нами проблемы губительно для будущих поколений и нашего с вами будущего. Общество с таким отношением к самому святому — воспитанию и обучению подрастающего поколения не имеет перспектив. Ведь в широком смысле плохой преподаватель способен отрицательнейшим образом влиять на мировоззрение личности, он «производит губительные процессы, так сказать, в массовом порядке, тиражирует их, ставит как бы на поток. При этом он губит не только дело, но и души людей — к тому же людей молодых, которым, как говорится, еще жить и жить. В результате обучаемые утрачивают саму возможность стать высокопрофессиональными специалистами, не могут обрести понимание прекрасного в своей профессии, ее духовного содержания, возвышенной сути. Молодой человек в этом случае не может самореализоваться. Он не овладевает способностью жить и выживать в столь сложных условиях нынешнего бытия, где почти каждый шаг сопровождается столкновением с трудностями, опасностью и непредсказуемыми последствиями <13>». ——————————— <13> Панченко П. Н. Указ. соч. С. 52 — 55.

Государство в лице Министерства образования РФ, Генеральной прокуратуры РФ и Министерства внутренних дел РФ индифферентно относится к этой лавине злоупотреблений и коррупционных преступлений в профессиональных образовательных учреждениях. К сожалению, комиссии Министерства образования РФ не способны (или не желают?) сломать многочисленные коррупционные схемы в образовательных учреждениях в рамках общего предупреждения преступности. Они поверхностно обращают внимание на выполнение лицензионных требований, глубоко не вникая в особенности образовательного процесса конкретного вуза или филиала. Мониторинг качества подготовки специалистов со стороны Министерства образования РФ примитивен и зачастую проводится формально. Так, помнится аттестация Новороссийского филиала Краснодарской академии МВД России 2004 г. Компьютерные тесты, которые использовались для проверки остаточных знаний обучаемых по уголовному праву, были составлены без учета значительного количества изменений и дополнений в уголовное законодательство, в том числе самых объемных и существенных, внесенных Федеральным законом N 162-ФЗ от 08.12.2003 <14>, что вводило тестируемых в замешательство и в конечном итоге искаженно отразилось на результатах тестирования. ——————————— <14> Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ» // Российская газета. 2003. 16 декабря.

На фоне сказанного безудержная неконтролируемая ценовая политика «на грани фола» отдельных вузов обескураживает. Так, в Институте международного и морского права Новороссийской государственной морской академии имени адмирала Ф. Ф. Ушакова стоимость обучения на очном отделении за один год выросла с 45 тыс. руб. в 2005 г. до 60 тыс. руб. в 2006 г. При этом зарплата преподавателям не была увеличена, не произошло изменения их качественного состава, отсутствовали иные обоснованные и понятные действия, свидетельствующие об интеллектуальных и материальных вложениях в образовательный процесс. Подобная тенденция сохраняется и сейчас, в этом году ожидается повышение стоимости обучения до 75 тыс. руб. О каком комфорте обучения в таких условиях можно говорить? В такой ситуации и студенты, и их родители озабочены главным вопросом: «Где взять деньги?», «Как удовлетворить аппетиты вуза-монстра?». Подобная ситуация дестабилизирующе влияет на психику, отвлекает от процесса обучения, ставит саму возможность получения образования под вопрос (по материальным соображениям) при огромном желании его получить. Мы учились в гораздо более комфортных условиях, и наши родители учились в лучших условиях. Наши дети поставлены в скотские условия обучения, про воспитание вообще можно забыть. Такая жизнь и такое цинично-корыстное отношение к образованию делают наших детей неуверенными, агрессивными, развивают чувство собственной неполноценности и социальной несправедливости, уже со студенческой скамьи приводит к личностной деградации. Очевидно, что такое отношение к образованию не удовлетворит партнеров России по Болонскому соглашению. Поэтому постепенно указанные позорные явления, скорее всего, перестанут существовать. Однако неясно, когда это произойдет. Как отмечает А. В. Косевич, цели, поставленные в Болонской декларации, вряд ли будут достигнуты к 2010 г. Скорее всего, ситуация будет развиваться аналогично внедрению Шенгенской зоны и евро: какая-то часть стран Европы войдет в зону европейского высшего образования к установленному сроку, другие будут присоединяться к ней по мере готовности <15>. Но до тех пор заложниками пороков современной системы российского образования станут миллионы молодых россиян. ——————————— <15> Косевич А. В. Экспорт образовательных услуг сферы высшего образования: мировой опыт и российская практика. Автореф. дис. … канд. эконом. наук. Москва: Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, 2006. С. 11.

Россия — страна парадоксов. Чем больше говорится о доступном жилье, тем более недоступным и дорогим оно становится, чем больше тратится сил и средств на обеспечение качественного образования, тем более некачественным и дорогим оно становится. И так во всем, вспомните деноминацию льгот. Каковы же истинные методы формирования комфортного обучения в профессиональных образовательных учреждениях России в условиях глобализации? Десятилетний опыт преподавательской и научной деятельности, опыт руководства кафедрой более пяти лет, восемнадцатилетний стаж службы позволяют предложить собственное видение решения озвученных проблем. В первую очередь необходимо не просто увеличить заработную плату преподавателей коммерческих вузов и филиалов, а «привязать» ее в процентном отношении к прибыли, получаемой от образовательной деятельности <16>. Например, фонд заработной платы должен составлять не менее 30% прибыли, получаемой от образовательной деятельности. Являясь более пяти лет членом Совета Новороссийского филиала Краснодарского института, а впоследствии Академии МВД России, я заметил следующую тенденцию, что по результатам отчетов главного бухгалтера об итогах внебюджетной (коммерческой) деятельности фонд заработной платы постоянно сокращается в процентном отношении к получаемой прибыли. Так, в 2005 г. филиал «заработал» около 20 млн. руб., а на зарплату потрачено чуть более 1 млн. руб., т. е. в пределах 5 — 6%, в то время как в 2002 г. этот показатель составлял 9 — 10%. Очевидно, что заработная плата преподавателей должным образом не индексировалась, однако регулярно повышалась стоимость обучения. Так, в 2002 г. стоимость обучения составляла на очном отделении 19 тыс. руб., а в 2007 г. уже 40 тыс. руб., на заочном — 10,5 тыс. руб. и 22 тыс. руб. соответственно. Весь этот период заработная плата преподавателей (как и других работников) оставалась на прежнем уровне. В соответствии со штатной расстановкой, утвержденной начальником головного вуза, штатные должностные оклады на кафедрах следующие: профессор — 5800 руб., доцент — 5200 руб., старший преподаватель — 4900 руб., преподаватель — 4500 руб. На условиях почасовой оплаты специалисту оплачивают 50 руб., доценту, кандидату наук — 100 руб., а профессору, доктору наук — 120 руб. за академический час. ——————————— <16> Конечно же, необходим специальный федеральный закон, который регулировал бы эти вопросы применительно к профессиональным образовательным учреждениям.

В государственных образовательных учреждениях должны быть существенно увеличены оклады преподавателей с учетом их среднего уровня в коммерческих вузах, иначе произойдет отток специалистов из этих учреждений. Такой механизм, как лакмусовая бумажка, будет отражать реальные рыночные отношения в сфере образования, как система «сдержек и противовесов», будет учитывать интересы руководства вуза (филиала) и профессорско-преподавательских коллективов. Далее, необходимо на законодательном уровне ограничить возможности вузов и филиалов, оказывающих образовательные услуги на платной основе, повышать стоимость обучения до его окончания, так же как это было сделано в 1998 г. с банковскими вкладами и кредитами. Имеется в виду фиксация в договоре оказания платных образовательных услуг конкретной стоимости обучения в единых размерах изначально на весь период получения образования в данном вузе (филиале). Изменения в сторону уменьшения или увеличения оплаты обучения возможны только с набора следующего учебного года. Согласитесь, что комфортность и качество обучения увеличатся. Условия обучения окажутся стабильными, понятными и предсказуемыми, не будут вызывать излишней нервозности. И последнее, необходимо изменить государственный подход к оценке качества подготовки специалистов, активнее проводить мониторинг образовательного процесса в вузах и филиалах российских регионов, используя весь комплекс социологических и криминологических методов. Нужно прибегать к любым законным, в том числе оперативно-розыскным мероприятиям, для выявления взяточничества и коррупции, вплоть до оперативного внедрения наиболее подготовленных сотрудников ФСБ и МВД России в образовательные коллективы и вербовки информаторов из числа студентов. В заключение хочется отметить, что главная ценность — это человек. А главная цель Российского государства, как сказано в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ, — сбережение народа. Политика многих вузов и филиалов если не противоречит этой цели, то никак не способствует ее достижению. Представляется, что такое положение дел возможно потому, что во главе многих вузов, филиалов и кафедр Южного федерального округа уже стоят лица, реально далекие и от науки, и от педагогики, и вообще от образования. Каждый студент (курсант, слушатель) имеет право добрым словом вспоминать своих преподавателей — учителей в широком смысле слова и вуз, где он учился. Всю жизнь низко кланяюсь и благодарю своих учителей — преподавателей Нижегородской академии МВД России <17> и этот вуз в целом, который в наших непростых условиях сохраняет свою самобытность и очень серьезное отношение к качеству подготовки специалистов. В адрес этого учебного заведения вы вряд ли услышите высказывания о злоупотреблениях или плохом обучении. Та прививка чести, достоинства, упорства, которая сделана каждому, кто покинул стены этой школы, не позволяет соглашаться с нарушениями закона в самых различных сферах, игнорировать общечеловеческие принципы жизни, останавливаться на достигнутом, быть на вторых ролях. ——————————— <17> Ранее горьковская Высшая школа МВД СССР, выпускавшая специалистов для подразделений БХСС, сейчас — по борьбе с экономическими преступлениями (БЭП).

А теперь подумайте, многие ли настоящие и бывшие студенты (курсанты, слушатели) вузов и филиалов Южного федерального округа могут так же высказаться в адрес собственного учебного заведения? Не стоит себя обманывать. Нужно остановиться и серьезно задуматься, насколько мы чисты и искренни перед нашими детьми и перед Создателем.

—————————————————————- —