О юридическом подходе к исследованию проблем миграционной сферы

(Сандугей А. Н.) («Российский следователь», 2008, N 9)

О ЮРИДИЧЕСКОМ ПОДХОДЕ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМ МИГРАЦИОННОЙ СФЕРЫ

А. Н. САНДУГЕЙ

Сандугей А. Н., докторант ВНИИ МВД России, доцент, кандидат юридических наук.

Известно, что методология формирования государственной миграционной политики предполагает комплексное и поэтапное использование всех имеющихся научных подходов к исследованию проблем миграционной сферы. Однако, как показало исследование, на заключительном этапе — разработке основных элементов миграционной системы и инструментов ее реализации требуется применение специальных юридических средств познания. Такой подход к исследованию проблем миграции населения иногда называют юридическим. «Данный подход лежит в основе разработки правовых норм и законодательных актов, направленных, с одной стороны, на регулирование основных прав мигрантов, исходя, в частности, из Всеобщей декларации прав человека, с другой стороны, на разработку основных понятий и определений (иммигрант, эмигрант, беженец, трудящийся-мигрант и тому подобное). Именно этот подход определяет миграционную политику в отношении как внутренней, так и особенно международной миграции» <1>. ——————————— <1> Ионцев В. А. Международная миграция населения: закономерности проблемы перспективы: Дис. … д-ра эконом. наук. М., 1999. С. 106 — 112.

Каждый научный поход к исследованию проблем миграции населения имеет собственный метод, т. е. способ (или совокупность способов), с помощью которого изучается данное социальное явление. В силу своей ориентации на объектное постижение действительности юриспруденция также способна на освоение миграционного пространства собственными методами правовой науки. Другими словами, юридическая наука способна корректировать определенные представления в миграционной сфере, но в пределах круга вопросов, которые она изучает. Современная юридическая наука структурно дифференцирована на ряд основных разновидностей и групп, среди которых можно выделить: 1) теорию государства и права как общетеоретическую отрасль; 2) историко-правовые науки, к которым относятся история государства и права России, зарубежных стран, история политических и правовых учений; 3) специальные отраслевые юридические науки (государственное (конституционное) право, административное, трудовое, гражданское, уголовное, уголовно-исполнительное, уголовный процесс и т. д.); 4) специальные отраслевые юридические науки, но вместе с тем имеющие свой самостоятельный предмет изучения, — правоохранительные органы, криминология, организация самоуправления и др.; 5) международное право, подразделяемое на международное публичное и международное частное право; 6) технико-прикладные юридические науки — криминалистика, правовая статистика, судебная медицина и т. д. <2>. ——————————— <2> См.: Тихомирова Л. В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия. 5-е изд., доп. и перераб. / Под ред. М. Ю. Тихомирова. М., 2006. С. 948 — 949.

Все указанные разновидности и группы юридической науки, кроме теории государства и права, в качестве предмета исследования рассматривают лишь отдельные стороны проявления и развития государства и права, более или менее ограниченные сферы их функционирования и их отдельные структурные части. Поэтому ни одна из частных, структурных юридических наук, ни все они, вместе взятые, не в состоянии обеспечить изучение государства и права как единых и целостных систем, познания их общих закономерностей возникновения, развития и функционирования в условиях непрерывной миграции населения. Реализацией этой задачи служит самостоятельная юридическая наука — теория государства и права. Теория государства и теория права наиболее близки друг к другу. Объясняется это теснейшей связью предметов этих наук — государства и права. Естественное право на свободу передвижения и выбор места жительства определяются не государством и не им даруются. Но нормы положительного права, определяющие реальное положение личности, иные юридические предписания формулируются правотворческими органами, а правоохранительными государственными органами эти предписания охраняются от нарушений. Государство, в свою очередь, немыслимо без права как средства решения государственных задач и выполнения своих функций в сфере реализации миграционной политики. Поэтому познание предмета теории государства и права раскрывает для исследователя закономерности возникновения, функционирования и развития правоотношений в миграционной сфере, их сущность, структуру, основные элементы, принципы, а также государственные механизмы, формирующие и охраняющие их. Результаты исследований указанного круга вопросов должны являться основой для разработки элементов миграционной системы, ключевых направлений концепции реализации государственной миграционной политики. Вместе с тем для решения отраслевых проблем подсистемы права как элемента миграционной системы требуется применение специальных юридических средств познания частных, структурных юридических наук <3>. ——————————— <3> Подробнее об элементах миграционной системы см.: Тюркин М. Л. Историко-правовой анализ миграционных систем России, Франции и ФРГ: Монография. М., 2004; Миграционная система России: Монография. М., 2005.

Использование соответствующих средств познания необходимо для разработки следующих, на наш взгляд, наиболее значимых правовых проблем миграционной сферы: — правового статуса субъектов миграционной сферы; — правоотношений, возникающих в процессе формирования и исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления в миграционной сфере; — предупреждения правонарушений, а также наказуемости деяний в миграционной сфере, представляющих общественную опасность для существующей социальной системы России; — правоотношений, возникающих в процессе внешнеполитической деятельности, между Российской Федерацией и другими участниками (субъектами) международного общения по вопросам международной миграции населения (в том числе экстрадиции), исполнения соответствующих международных обязательств. Разработка указанных проблемных вопросов позволяет заявить об особой методологической роли юридического подхода в исследовании миграционной сферы. Эта роль обусловлена формированием норм специальных отраслей права, отражением фактического состояния соблюдения, исполнения и применения правовых норм, и в первую очередь административных. Вследствие этого задачей исследователя на данном этапе формирования государственной миграционной политики является эффективное использование всех имеющихся процедур, приемов и способов научной деятельности, свойственных юриспруденции с целью получения новых знаний о правоотношениях в миграционной сфере. В качестве основных направлений юридического подхода к исследованию проблем миграционной сферы в российской правовой науке можно выделить следующие: 1) историко-правовой анализ миграционной системы России <4>; ——————————— <4> См.: Николаева Т. Б. Паспортная система России: формирование и механизм функционирования во второй половине XVII — начале XX в. (историко-правовой анализ): Дис. … канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2003.

2) сравнительно-правовой анализ миграционных систем зарубежных государств <5>; ——————————— <5> См.: Никифорова Е. А. Правовые и организационные основы деятельности миграционных служб зарубежных стран: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2005.

3) международно-правовой — анализ соответствия норм отечественного законодательства международным нормам и стандартам в сфере миграции населения <6>; ——————————— <6> См.: Шумакова О. И. Международно-правовое регулирование миграции в Европейский союз: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2006.

4) конституционно-правовой — анализ статуса мигранта в Российской Федерации, соответствия норм миграционного законодательства нормам Конституции РФ <7>; ——————————— <7> См.: Герасименко Ю. В. Конституционно-правовой статус лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации (вопросы теории и практики): Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2003; Оздоев М. Д. Конституционно-правовой статус вынужденных переселенцев и беженцев в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2003 и т. д.

5) административно-правовой — анализ действующего миграционного законодательства, компетенции органов исполнительной власти участвующих в реализации государственной миграционной политики <8>; ——————————— <8> См.: Прудникова С. А. Административно-правовое регулирование миграции населения в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2003; Степанов А. В. Организационно-правовые аспекты деятельности органов внутренних дел по обеспечению административно-правового статуса иностранных граждан (правил пребывания в Российской Федерации): Дис. … канд. юрид. наук. Омск, 2003 и т. д.

6) уголовно-правовой анализ, включающий исследование уголовно-процессуальных аспектов экстрадиции и исполнения наказаний, связанных с лишением свободы <9>; ——————————— <9> См.: Цепелев В. Ф. Уголовная ответственность иностранных граждан. М., 1992; Строганова А. К. Экстрадиция в уголовном процессе Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2004; Александрова О. И. Уголовно-процессуальные и криминалистические особенности возбуждения и расследования уголовных дел с участием иностранных граждан: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2001 и т. д.

7) криминологический анализ преступности в миграционной сфере <10>. ——————————— <10> См.: Сандугей А. Н. Преступность иностранных граждан и ее предупреждение органами внутренних дел: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2001; Кобец П. Н. Состояние и стратегия борьбы с преступностью иностранных граждан и лиц без гражданства на современном этапе развития России. М., 2002.

Надлежит отметить, что правовые исследования миграционной сферы по каждому из указанных направлений уже неоднократно проводились многими учеными. Поэтому повторять их в полном объеме нецелесообразно, однако использовать полученные результаты в методологическом аспекте вполне уместно, особенно для разработки таких элементов механизма реализации государственной миграционной политики, как подсистема управления, информатизации и обеспечения. При этом применение специально-правовых методик юридического подхода является лишь средством для формирования соответствующих подсистем. Более детальные правовые исследования отношений в миграционной сфере выходят далеко за рамки потребностей этих элементов миграционной системы и целиком направлены на разработку понятийного аппарата миграционной политики, ее правового инструментария — миграционного законодательства. По мнению специалистов, «совершенствование законодательного регулирования в области миграции должно идти по пути устранения коллизий правовых норм, пробелов правового регулирования, избытка отсылочных норм, вызывающих противоречия между нормативными правовыми актами разных уровней» <11>. Однако, несмотря на активно продолжаемую нормотворческую деятельность в сфере миграционного законодательства, в настоящее время по-прежнему отсутствует комплексное, законодательное регулирование вопросов миграции, а главное, законодательно не закреплены основополагающие понятия миграционной сферы. В последнем случае «определение соответствующих понятий на законодательном уровне необходимо, поскольку это, с одной стороны, четко определит предмет регулирования миграционного законодательства и круг субъектов миграционных отношений, с другой стороны, исключит противоречия и проблемы в применении как международных, так и национальных правовых актов и правовых норм, в которых такие понятия используются» <12>. ——————————— <11> См.: Хабриева Т. Я., Тихомиров Ю. А., Орловский Ю. П. К десятилетию «Журнала российского права» // Журнал российского права. 2007. N 1. <12> Андриченко Л. В., Васильева Л. Н. Законодательство в сфере миграции: проблемы и перспективы // Журнал российского права. 2006. N 1.

В этих условиях представляются чрезвычайно важными научные разработки по классификации и выделению ключевых понятий миграционной сферы, с целью их последующего нормативного закрепления.

——————————————————————