Особенности и проблемы правового регулирования почасовой оплаты труда преподавателей в вузе

(Завгородний А. В.) («Университетский издательский консорциум «Юридическая книга», 2008) Текст документа

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЧАСОВОЙ ОПЛАТЫ ТРУДА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ВУЗЕ

А. В. ЗАВГОРОДНИЙ

Завгородний А. В., кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права юридического факультета СПбГУ.

Сегодня трудовые правоотношения по оказанию образовательных услуг становятся важным элементом образовательной деятельности учебного заведения. В условиях расширения сферы платного образования нельзя не видеть стремление высших учебных заведений достичь решения стоящей перед ними задачи — привлечения в вузы новых преподавателей, в том числе нештатных преподавателей с почасовой оплатой труда. Учебно-педагогическая работа преподавателей-почасовиков практически не отличается от той, которую выполняют штатные преподаватели вузов. Общее количество привлекаемых к педагогической работе преподавателей с почасовой оплатой труда определяется исходя из потребности вуза в обеспечении нормального учебного процесса. Среди преподавателей-почасовиков могут быть лица, для которых вуз — основное место работы <1>. ——————————— <1> Основное место работы — то место, где хранится трудовая книжка работника.

По-прежнему приглашаются в вузы в качестве преподавателей с почасовой оплатой труда практические работники (служащие) из разных организаций. Правовое регулирование труда преподавателей, привлекаемых для проведения различного рода учебных занятий на условиях почасовой оплаты, занимает хотя и не главное, но существенное место в учебном процессе высшего учебного заведения. Поэтому давно назрела необходимость рассмотрения ряда проблем и особенностей правового регулирования труда преподавателей, работающих в высшем учебном заведении на условиях почасовой оплаты труда. Обычно с преподавателями-почасовиками заключаются срочные трудовые договоры, т. е. в приказе о приеме на работу указывается не только дата начала работы, но и дата ее окончания. Обычно такой трудовой договор заключается на учебный год <2>. Вместе с тем преподаватели-почасовики могут быть приняты и на выполнение определенной педагогической работы. ——————————— <2> Учебный год, как правило, начинается с 1 сентября и заканчивается 30 июня следующего календарного года.

С учетом требований ч. 1 ст. 59 ТК РФ, предусматривающей возможность заключения срочного трудового договора только в определенных случаях, возникает вопрос о правомерности заключения срочного трудового договора с преподавателями-почасовиками. Представляется, что его заключение может быть оправдано характером работы, которую им предстоит выполнять. Как правило, преподаватели-почасовики приглашаются для проведения занятий по определенной дисциплине, преподавание которой ограничено конкретным сроком, установленным учебным планом. В подобных случаях с ними заключается трудовой договор на период проведения занятий по этой дисциплине. В тех случаях, когда приглашение преподавателя-почасовика не связано с ведением научно-педагогической деятельности, ограниченной определенными сроками, или заключение такого договора не соответствует интересам работника и вуза, трудовой договор может заключаться на неопределенный срок. Особенности правового положения преподавателя-почасовика не могут служить основанием для игнорирования высшим учебным заведением требований, предусмотренных ст. 58 ТК РФ. Отсюда следует, что с преподавателем-почасовиком может быть заключен трудовой договор как на определенный, так и на неопределенный срок. Последний вид договора будет иметь значение в тех случаях, когда на преподавательскую работу на условиях почасовой оплаты труда приглашаются лица, не имеющие основного места работы. При приеме на работу в качестве преподавателя с почасовой оплатой труда претендент обязан предоставить вузу необходимые для оформления документы. Преподаватели-почасовики, для которых данная работа будет основной, представляют документ, удостоверяющий их личность (паспорт), трудовую книжку, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, копию диплома о высшем образовании, копии документов об ученом звании и ученой степени, фотокарточки. Если гражданин принимается на работу с почасовой оплатой труда впервые, то трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются по первому месту работы. В этом случае после заключения трудового договора и издания приказа (распоряжения) ректора в трудовой книжке преподавателя с почасовой оплатой труда делается запись о приеме на работу со дня фактического начала работником педагогической деятельности. Основной нормативный акт, регулирующий почасовую оплату труда за счет бюджетных средств, — Постановление Министерства труда РФ от 21 января 1993 г. N 7 <3>. Так, в соответствии с названным актом почасовая оплата труда допускается, если: ——————————— <3> Постановление Министерства труда РФ от 21 января 1993 г. N 7 «Об утверждении коэффициентов ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий в учреждениях, организациях и предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании» // Бюллетень Министерства труда РФ. 1993. N 3.

— бюджетная организация имеет на это средства; — почасовая оплата предназначена для высококвалифицированных преподавателей, которых приглашают в бюджетную организацию проводить разовые учебные занятия; — это не ущемляет интересы основных (штатных) преподавателей. Этим же Постановлением утверждены коэффициенты ставок почасовой оплаты труда. За преподавание в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, обучение рабочих, работников, занимающих должности, требующие среднего профессионального образования, слушателей курсов установлены следующие размеры коэффициентов: — для профессора, доктора наук — 0,2; — для доцента, кандидата наук — 0,15; — для преподавателей, не имеющих ученой степени, — 0,1. В случае обучения студентов применяются следующие размеры коэффициентов: — для профессора, доктора наук — 0,25; — для доцента, кандидата наук — 0,2; — для лиц, не имеющих ученой степени, — 0,1. Более высокие размеры коэффициентов установлены за обучение аспирантов, слушателей учебных заведений по повышению квалификации руководящих работников и специалистов: — для профессора, доктора наук — 0,3; — для доцента, кандидата наук — 0,25; — для преподавателей без ученой степени — 0,15. Ставки почасовой оплаты труда определяются исходя из действующей величины ставки первого разряда Единой тарифной сетки (ЕТС), устанавливаемого Правительством РФ, и соответствующих коэффициентов ставок почасовой оплаты труда, указанных выше. В ставки почасовой оплаты включена оплата отпуска. Поэтому когда преподаватель-почасовик увольняется в связи с окончанием срока трудового договора, то отпуск ему не предоставляется и компенсация за неиспользованные дни отпуска не выплачивается. Однако если планируется привлечение указанного преподавателя к педагогической работе в следующем учебном году и в период летних каникул данный преподаватель-почасовик не может быть обеспечен работой, то ему желательно предоставить отпуск за проработанный учебный год продолжительностью 56 календарных дней, что позволит ему не прерывать стаж работы в данном вузе. Предоставление указанного отпуска производится преподавателю без оплаты <4>. ——————————— <4> На наш взгляд, преподаватели с почасовой оплатой труда, для которых работа в вузе является основным местом работы, должны иметь равное со штатными преподавателями право на оплачиваемый отпуск. Для этого достаточно законодательно исключить из почасовых ставок оплату за отпуск и производить выплату отпускных в размере средней заработной платы в соответствии с трудовым законодательством.

Указанное Постановление Министерства труда РФ от 21 января 1993 г. N 7 касается почасовой оплаты труда работников бюджетной сферы; тем не менее оно может быть также использовано и применительно к работникам внебюджетной сферы экономики. Таким образом, размеры ставок почасовой оплаты труда, указанные в этом Постановлении, определяют минимальный размер почасовой оплаты труда преподавателей государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений. Более высокие ставки почасовой оплаты труда преподавателя-почасовика вузы могут устанавливать самостоятельно, исходя из своих финансовых возможностей. На практике более высокие ставки почасовой оплаты труда устанавливаются вузом для оплаты труда преподавателям-почасовикам из внебюджетных средств. Следует также учитывать, что в Постановлении Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики от 14 ноября 1992 г. N 108 <5> высшим учебным заведениям предоставлено право самостоятельно устанавливать ставки почасовой оплаты. При этом было определено, что при установлении ставок почасовой оплаты труда вузам необходимо исходить из уровня должностных окладов штатных преподавателей, а также учитывать научно-педагогическую квалификацию работников, привлекаемых к работе в качестве преподавателей с почасовой оплатой труда. ——————————— <5> Бюллетень Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики. 1993. N 2.

Оплата работы председателей и членов Государственной аттестационной комиссии высшего учебного заведения, привлекаемых из других вузов и организаций, исчисляется исходя из часовых ставок, предусмотренных для лиц, проводящих занятия со студентами. Командировочные расходы им возмещаются за счет того высшего учебного заведения, где проводятся государственные экзамены или защита выпускных квалификационных работ; также им сохраняется заработная плата по основному месту работы. Оплата труда оппонентов при защите диссертаций на соискание ученой степени доктора или кандидата наук производится по ставкам почасовой оплаты, предусмотренным для обучения аспирантов. Участие в работе Государственной аттестационной комиссии ректору и проректору оплачивается только в том случае, если они принимают государственные экзамены по дисциплинам, которые они преподают в вузе студентам, или участвуют в защите выпускной квалификационной работы студента, являясь научным руководителем этой работы, в соответствии с часовыми ставками, предусмотренными за обучение аспирантов. Ставки почасовой оплаты труда лиц, имеющих почетные звания «заслуженный», устанавливаются в размерах, предусмотренных для доцентов, кандидатов наук; для лиц, имеющих почетные звания «народный», — в размерах, предусмотренных для профессоров, докторов наук. Ставки почасовой оплаты, рассчитанные с применением коэффициентов, предусмотренных Постановлением Министерства труда РФ от 21 января 1993 г. N 7, применяются в учреждениях, организациях и на предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании, за исключением тех организаций, где предусмотрен иной порядок почасовой оплаты труда работников. Оплата труда членов жюри конкурсов и смотров, а также рецензентов конкурсных работ производится по ставкам почасовой оплаты труда, предусмотренным для лиц, проводящих учебные занятия со студентами. Оплата труда оппонентов при защите диссертаций на соискание ученой степени доктора или кандидата наук производится по ставкам почасовой оплаты, предусмотренным для лиц, проводящих учебные занятия с аспирантами. При оплате труда научно-педагогических работников вузов со смешанным финансированием применять почасовую оплату труда допустимо как за счет бюджетных средств, так и за счет доходов от платных услуг и иной деятельности. Как уже было сказано ранее, в высших учебных заведениях на условиях почасовой оплаты могут работать лица, для которых данная работа является основным местом работы. В этом случае вузу приходится решать вопрос о предельном объеме годовой учебной нагрузки таким преподавателям. Для штатных преподавателей высших учебных заведений установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (не более 36 часов в неделю). Представляется, что преподаватели с почасовой оплатой труда, для которых данная работа является основной, могут также выполнять учебную нагрузку из расчета 36 часов в неделю. Теоретически преподаватели-почасовики, для которых данная работа является основной, могут выполнять такую же учебную нагрузку, как и штатный преподаватель <6>. Однако в случаях, когда преподаватели-почасовики выполняют значительный объем учебной нагрузки и не состоят в штате другой организации, целесообразнее провести их по конкурсу и принять на соответствующую штатную преподавательскую должность в установленном порядке. ——————————— <6> Согласно п. 77 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) (СЗ РФ. 2008. N 8. Ст. 31) учебная нагрузка преподавателей устанавливается высшим учебным заведением самостоятельно в зависимости от квалификации научно-педагогических работников, профиля кафедры, но в пределах не более 900 часов в учебном году.

Согласно п. 2 Постановления Минтруда от 30 июня 2003 г. <7> не считается совместительством и соответственно не требует заключения трудового договора: ——————————— <7> Постановление Министерства труда РФ от 30 июня 2003 г. N 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» // СЗ РФ. 2003. N 15. Ст. 1368.

— педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год; — литературная работа, в том числе работа по редактированию, переводу и рецензированию отдельных произведений, научная и иная творческая деятельность без занятия штатной должности; — осуществление консультирования высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год с почасовой оплатой труда; — осуществление работниками, не состоящими в штате организации, руководства аспирантами и докторантами, а также заведование кафедрой, руководство факультетом образовательного учреждения с дополнительной оплатой по соглашению между работником и работодателем; — работа без занятия штатной должности в том же вузе и иной организации, в том числе выполнение научно-педагогическим работником обязанностей по заведованию кабинетами, лабораториями, преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, руководство предметными и цикловыми комиссиями, работа по руководству производственным обучением и практикой студентов и иных обучающихся; — работа по организации и проведению экскурсий на условиях почасовой или сдельной оплаты без занятия штатной должности. Выполнение ряда работ, указанных выше, допускается и в основное рабочее время с согласия работодателя. Например, штатные преподаватели высшего учебного заведения могут с разрешения ректора привлекаться к учебно-методической работе на условиях почасовой оплаты в данном вузе с объемом учебной нагрузки не более 300 часов в учебном году и в основное рабочее время. Это обстоятельство должно найти свое подтверждение в приказе о допуске такого преподавателя к учебной работе на условиях почасовой оплаты труда. Преподаватель вуза за пределами своего основного рабочего времени может иметь педагогическую нагрузку на условиях почасовой оплаты более 300 часов в учебном году. Такая работа уже считается совместительством. Поэтому она не может сочетаться с другой работой по совместительству, так как в этом случае преподаватель будет иметь два совместительства в одном вузе, а это не допускается законодательством. Следовательно, работа штатного преподавателя на условиях почасовой оплаты более 300 часов в учебном году должна оформляться дополнительным трудовым договором о работе по внутреннему совместительству. Статья 54 Закона РФ «Об образовании» <8> допускает возможность применения в образовательных учреждениях наряду с трудовым договором «дополнительных договоров» за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. ——————————— <8> Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150.

В соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 30 июня 2003 г. научно-педагогический работник наряду с работой по совместительству может выполнять и другую работу, которая не считается совместительством и не требует заключения (оформления) трудового договора. В связи с этим возникает ряд вопросов. Каким образом легализуются в таком случае правоотношения вуза с преподавателем-почасовиком, принятым со стороны (не работающим в данном вузе)? Какой договор сегодня следует заключать для регламентации трудового процесса, связанного с оказанием образовательных услуг? Из сказанного выше можно предположить, что за рамки трудового договора выведена научная, литературная и иная творческая деятельность, если она выполняется без замещения штатной должности, в том числе педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год. Следовательно, работа на условиях почасовой оплаты труда должна регулироваться (если не трудовым договором) договорами гражданско-правового характера (например, возмездного оказания услуг). Следует признать, что в настоящее время в вузах заметно изменился традиционный подход к правовому регулированию труда преподавателей-почасовиков. Вузы любой формы собственности и организационно-правового статуса самостоятельно определяют форму и условия договоров, заключаемых с преподавателями, работающими на условиях почасовой оплаты труда. Высшие учебные заведения стали чаще заключать различные варианты гражданско-правовых договоров (оказание образовательных услуг, подряда) с преподавателями-почасовиками. В последнее время гражданско-правовой договор выступает своеобразным конкурентом трудового договора в регулировании однотипных трудовых отношений. Наблюдая своеобразный «уход» отношений по регулированию труда преподавателей-почасовиков из сферы трудового права, можно прийти к выводу о том, что отсутствие гибкости в сфере труда — одна из причин этого явления. Подобное сужение сферы трудового права, безусловно, требует соответствующего реагирования, прежде всего со стороны законодателя. Тем не менее следует признать, что «почасовики» проводят свои занятия, как и штатные преподаватели, работающие по трудовому договору, в соответствии с единым организующим их совместную деятельность расписанием занятий, которое утверждается ректором вуза. Можно ли понуждать вуз изначально заключать трудовой, а не гражданско-правовой договор, если принимаемый на работу преподаватель-почасовик не выдвигает никаких условий, а сама работа, например, носит временный характер? Представляется, что в действительности выбор методов регулирования трудовой деятельности осуществляется самими участниками — вузом и преподавателем, исполнителем и заказчиком. В последнее время заключение договоров гражданско-правового характера все чаще становится результатом взаимной договоренности сторон (вуза и преподавателя-почасовика). На практике встречаются случаи, когда оплата труда преподавателя может складываться из двух составляющих: заработной платы, выплачиваемой ему согласно трудовому договору в соответствии со штатным расписанием вуза, и его почасовой оплаты труда, получаемой им в виде вознаграждения по гражданско-правовому договору возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ). Как уже отмечалось ранее, кроме трудовых договоров, все чаще заключаются гражданско-правовые договоры, связанные с трудовой деятельностью: договор подряда (ст. 702 ГК РФ), договор возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ) и др. В настоящее время все большее количество преподавателей-почасовиков в вузах работают по договору возмездного оказания услуг. Такая форма договора получила широкое распространение особенно при проведении занятий по платным (внебюджетным) формам обучения. В этом случае преподаватель-почасовик, по существу, трудится с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка вуза, проводя занятия в соответствии с расписанием занятий. Расписание занятий требует согласованных действий всех участников учебного процесса, в том числе и заключивших гражданско-правовой договор. Эту согласованную деятельность обеспечивает руководство вуза (факультета), а ректор (декан) утверждает расписание занятий. Преподаватель-почасовик проводит занятия по определенной специальности, квалификации и сложности (что соответствует должности, которая указывается в трудовом договоре). При этом вуз (факультет) обеспечивает такому преподавателю надлежащие условия для проведения занятий на высоком методическом уровне. Как правило, преподаватель получает вознаграждение ежемесячно в зависимости от количества часов, проведенных занятий, что можно рассматривать как заработную плату, а не как оплату, производимую по окончании работы за ее конечный результат. Следовательно, в подобных случаях, по сути, трудовые отношения оформляются гражданско-правовым договором. Подобные сочетания правового регулирования трудовых отношений оказались весьма привлекательными для многих вузов, которые рассматривают это как определенные шаги «сотрудничества» трудового и гражданского права. На наш взгляд, в данном случае мы имеем отношения, составляющие не часть обычного гражданского оборота (гражданско-правовой договор возмездного оказания услуг), а сочетание черт гражданско-правового договора (возмездных услуг) и трудового договора, но традиционные отношения наемного труда облекаются по тем или иным причинам в форму гражданско-правового договора. Подобное происходит тогда, когда вуз, нанимая преподавателя для проведения традиционных занятий, оформляет складывающиеся отношения как договор заказчика и исполнителя, с тем чтобы вывести их из сферы действия трудового законодательства и коллективного договора. Распространение на эти отношения гражданского законодательства отвечает интересам вуза, но наносит ущерб преподавателям-почасовикам, которые, находясь в зависимости (экономической, организационной, юридической) от вуза и будучи, по сути, наемными работниками, приобретают статус автономных, самостоятельно занятых работников (исполнителей) и лишаются определенных прав и гарантий, которые обычно связаны с отношениями наемного труда. И все же договоры гражданско-правового характера не должны преобладать над трудовыми договорами. На наш взгляд, когда для оформления отношений по труду выбирается гражданско-правовой договор, работник лишается ряда прав социальной защиты, предоставляемых трудовым законодательством. Следовательно, вузы, заключая с преподавателями-почасовиками гражданско-правовой договор, освобождают себя от обязанности предоставления им социальных гарантий, предусмотренных трудовым законодательством. Поэтому ч. 4 ст. 11 ТК РФ установила: в случаях, когда судом установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Представляется, что для отграничения трудового договора преподавателя от договора возмездного оказания услуг можно использовать следующие критерии: — в какой мере вуз-пользователь определяет, где, когда и каким образом должна выполняться преподавательская деятельность, включая продолжительность рабочего времени и другие условия труда; — в какой мере вуз-пользователь осуществляет контроль и надзор за преподавателем-исполнителем в отношении выполняемой им учебной работы, включая и дисциплину труда; — выплачивает ли вуз-пользователь преподавателю причитающееся ему вознаграждение за его труд периодически и в соответствии с заранее установленными критериями; — в какой мере выполняемая преподавателем работа является составной частью учебного процесса — основной деятельности вуза; — в какой мере вуз-пользователь осуществляет инвестиции в совершенствование учебно-материальной базы, необходимой для выполнения преподавателем учебной работы; — может ли преподаватель (исполнитель) получать прибыли или подвергаться риску понести убытки при выполнении учебной работы; — выполняется ли учебная работа на регулярной и постоянной основе в соответствии с требованиями программы по обучению студентов определенной специальности <9>. ——————————— <9> Труд на условиях подряда: Доклад / Международная конференция труда: 86-я сессия 1998 г. V(1). Женева, 1998. С. 120 — 121.

Таким образом, можно предположить, что включение подобных «пограничных» отношений в сферу действия трудового законодательства, безусловно, повысило бы защищенность преподавателя (исполнителя). В этом случае необходимо говорить не об абсолютной неэффективности норм трудового права при регулировании трудовых отношений и полной замене их нормами гражданского права, а об усилении договорных начал в области регулирования труда <10>. Для этого в новейших законодательных актах РФ (в том числе в ТК) необходимо расширить понятие «работники по найму». В их число желательно включить и лиц, выполняющих определенные виды работ возмездного оказания услуг, подрядных работ и т. п. <11>. ——————————— <10> Дивеева Н. И. Договорные основы трудового права России. Барнаул, 1999. С. 104. <11> Киселев И. Я. Сравнительное и международное трудовое право: Учебник для вузов. М., 1999. С. 116 — 117.

Однако в целях повышения приоритета трудового договора в системе приема преподавателей с почасовой оплатой труда на фоне расширяющегося применения высшими учебными заведениями гражданско-правовых договоров необходим более эффективный механизм, обеспечивающий условия для их взаимного сотрудничества и возможности трансформации договора гражданско-правового характера в трудовой и, при определенных обстоятельствах, наоборот <12>. ——————————— <12> Применение трудового законодательства к отношениям, находящимся на стыке гражданского и трудового права, или к трудовым отношениям, завуалированным под гражданско-правовые, сопряжено с немалыми трудностями в связи с противоречивостью этих отношений и неясностью их отраслевой принадлежности.

В настоящее время нуждается в совершенствовании и унификации также порядок оформления приема на работу преподавателей с почасовой оплатой труда по трудовому договору. Отсутствие единого подхода и требований к оформлению почасовиков в различных вузах, большое количество документации, связанной с оформлением их на работу, а также порядок учета и оплаты их труда вызывают определенного рода недоразумения, а порой и трудности. В связи с этим было бы желательно в нормативных актах установить четкий порядок оформления почасовиков, указать необходимый перечень предъявляемых ими документов при оформлении на работу, а также более четко сформулировать права и обязанности нештатных преподавателей и определить порядок их увольнения. Выполнение преподавателем в вузе различных видов работ (лекции, семинары, экзамены, зачеты, рецензирование выпускных квалификационных работ и т. д.) может составлять в совокупности более 300 часов в год и требует, как отмечалось ранее, заключения трудового договора о работе по совместительству либо на общих основаниях. В связи с этим в юридической литературе высказывалось мнение, согласно которому в подобных случаях целесообразно заключение с таким преподавателем нескольких трудовых договоров. Например, заключать трудовые договоры отдельно по каждой из форм обучения — очной, очно-заочной (вечерней), заочной — или отдельно по каждому предмету (если преподаватель ведет несколько предметов) <13>. При этом предлагается тщательно проработать содержание каждого из них, при условии что правовая природа такого соглашения о труде должна оставаться неизменной и основываться на трудовом законодательстве. Это, в свою очередь, позволит более надежно защитить трудовые права преподавателя в области оплаты их труда. ——————————— <13> Скачкова Г. С. Некоторые вопросы защиты трудовых прав педагогических работников // Проблемы защиты трудовых прав граждан: Материалы научно-практической конференции. М., 2004. С. 216 — 217.

Однако при этом открытым остается вопрос о возможности прекращения трудовых отношений и увольнения преподавателя. Предположим, что он решил уволиться по собственному желанию. Каким образом прекращается действие каждого из заключенных с преподавателем трудовых договоров? Любой трудовой договор, заключенный с преподавателем, вуз может прекратить только по основанию, указанному в законе, и прекращение одного трудового договора не может вызывать автоматическое прекращение всех остальных. На наш взгляд, преподаватель (в том числе преподаватель-почасовик) по основному месту работы должен иметь один трудовой договор. Все дополнительные виды работ, выполняемые преподавателем в том же вузе, стороны оговаривают в дополнительных соглашениях, которые оформляются в письменном виде и являются неотъемлемой частью ранее заключенного трудового договора. Они будут существовать во временных границах постольку, поскольку существует сам трудовой договор. Только в подобном случае прекращение трудового договора с преподавателем по любому основанию вызывает также прекращение всех дополнительных соглашений, принятых к этому договору.

——————————————————————

Название документа