Развитие юридического образования и науки: проблемы и перспективы

(Свистунов А. А., Субботин В. Н.)

(«Юридическое образование и наука», 2008, N 3)

Текст документа

РАЗВИТИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ:

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

А. А. СВИСТУНОВ, В. Н. СУББОТИН

Свистунов А. А., директор Межвузовского центра по юридическому образованию МГЮА, заместитель председателя Совета Учебно-методического объединения по юридическому образованию вузов Российской Федерации, доцент, кандидат юридических наук.

Субботин В. Н., заместитель директора Межвузовского центра по юридическому образованию МГЮА, доцент, кандидат политических наук.

В современный период реформирования российской системы высшего профессионального образования Учебно-методическое объединение по юридическому образованию вузов России совместно с юридическими учебными заведениями и факультетами проводит целенаправленную комплексную работу по совершенствованию юридического образования.

В связи с выходом Федеральных законов от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ и 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ, которыми в Российской Федерации установлены уровни высшего профессионального образования и изменены понятие и структура государственного образовательного стандарта, Учебно-методическим объединением по юридическому образованию вузов России (по поручению Минобрнауки России) разработаны проекты федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (далее — ФГОС ВПО) и примерных учебных планов в области юриспруденции.

Созданная Учебно-методическим объединением рабочая группа, в состав которой вошли представители ведущих вузов, в своей деятельности в первую очередь использует накопленный учебными заведениями опыт, а также инновационные отечественные и международные разработки по реализации двухуровневой системы высшего профессионального образования. В соответствии с государственной политикой в области высшего образования, направленной на интеграцию в европейское образовательное пространство, УМО по юридическому образованию внесло в проекты ФГОС ВПО и примерные учебные планы по направлению «Юриспруденция» (бакалавр и магистр) изменения, учитывающие компетентностный подход и систему зачетных единиц. Макетом ФГОС ВПО, утвержденным Минобрнауки России, компетенция определяется как «способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области». Компетенции обусловливают принцип выбора дисциплин, отвечающих установленным целям, а также формируют структуру и содержание каждого курса, модуля, практики, которые должны строиться с учетом современных достижений науки и требований работодателей. Поэтому в разрабатываемых проектах ФГОС ВПО каждый учебный цикл основной образовательной программы представляет комплекс дисциплин, обусловленный формированием определенных компетенций в рамках соответствующей общей трудоемкости, выраженной в зачетных единицах. При этом вузам предоставляется возможность самим устанавливать объем времени на изучение дисциплин, включая дисциплины базовой части.

Представленные в проектах ФГОС ВПО компетенции формулировались рабочей группой таким образом, чтобы их наличие у обучающегося в вузе могло быть проверено во время экзамена (в том числе и государственного) или в процессе защиты курсовых работ, отчетов по практикам, а также выпускной квалификационной работы.

Анализируя проекты ФГОС ВПО нового поколения в области юриспруденции, можно заметить, что они привязывают компетенции к циклам, дисциплинам (модулям), но не в полной мере. В ФГОС ВПО приведены лишь основные требования к уровню подготовки выпускников вузов как комплексная федеральная норма качества итоговых результатов в компетентностной форме (базовая часть). Вузам же в дальнейшем при разработке основных образовательных программ (ООП) необходимо будет самостоятельно разработать требования по вариативной части ООП как комплексную вузовскую норму качества итоговых и поэтапных результатов.

Кроме того, в новых проектах ФГОС ВПО по подготовке бакалавра и магистра юриспруденции предусмотрено:

ограничение объема аудиторных занятий в среднем за период обучения от 24 до 36 часов в неделю (в ныне действующем ГОС ВПО определено только минимальное ограничение, а именно 27 часов в неделю); новый подход дает вузам больше свобод в формировании учебного плана, но вместе с тем, чтобы не утратить качество подготовки юристов, регулирует как минимум, так и максимум аудиторной и самостоятельной работы;

с целью повышения качества профессиональной подготовки студентов и приближения юридического образования к реальной практической деятельности вводится дополнительное требование к преподавателям профессионального цикла, не имеющим ученой степени (звания), а именно: наличие опыта в соответствующей профессиональной сфере не менее трех лет при подготовке бакалавров, пяти — при подготовке магистров;

для повышения уровня научной и педагогической деятельности в области юриспруденции вузу предписывается иметь в своей структуре не менее четырех кафедр юридического профиля при подготовке бакалавров, пяти — при подготовке специалистов и шести — при подготовке магистров (ранее требовалось иметь три кафедры для всех ступеней высшего образования). Доля штатных преподавателей профессиональных дисциплин для открытия бакалавриата увеличивается с 30 до 60%. Особенно повышаются требования к кадровому составу вузов, реализующих ООП магистратуры. Реализация основной образовательной программы магистратуры должна будет обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 20% преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 75% преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук или ученое звание профессора должны иметь не менее 40% преподавателей.

При реализации магистерских программ, ориентированных на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 80% преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени и ученые звания.

Общее руководство научным содержанием и образовательной частью магистерской программы должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет.

Для основного штатного научно-педагогического работника вуза допускается одновременное руководство не более чем одной магистерской программой.

Непосредственное руководство магистрантами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем пятью магистрантами.

Доля штатных преподавателей, привлекаемых к учебному процессу по дисциплинам профессионального цикла, должна быть не менее 70%.

С целью оказания помощи вузам при формировании профилей подготовки в вариативную часть включен рекомендательный список дисциплин.

В связи с переходом на новый ФГОС ВПО наиболее типичной для вузов станет ситуация, когда появится необходимость модернизировать учебные планы и учебные программы дисциплин (курсов) имеющихся образовательных программ, приводя их в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Эта модернизация будет связана с дополнением, сокращением и изменением их содержания, структуры и, возможно, названия. Учитывая те трудности, с которыми могут встретиться вузы при формировании очередных учебно-методических комплексов, УМО по юридическому образованию приступило к разработке примерных учебных программ и подготовке соответствующих методических рекомендаций.

В развитии процесса совершенствования учебно-методического обеспечения юридического образования существенную роль может сыграть Ассоциация юридического образования, которая создается в настоящее время и в будущем сможет осуществлять многие функции УМО.

Одной из важнейших функций создаваемой Ассоциации может стать функция управления процессом формирования качественных образовательных программ по юриспруденции на основе требований ФГОС, включающая в себя:

управление качеством разработки программ учебных дисциплин и в целом формированием основных образовательных программ подготовки юристов в вузах;

разработку и внедрение единой автоматизированной информационной системы, связанной с учебно-методическим обеспечением образовательной деятельности (в настоящее время существует интернет-страница Учебно-методического объединения по юридическому образованию вузов России (www. msal. ru/main/umo. html), которая находится в перспективном развитии);

целевое информационное обеспечение руководителей вузов и факультетов данными по вопросам учебно-методической деятельности для выработки и принятия управленческих решений в процессе реализации основных образовательных программ подготовки юристов.

Среди других задач Ассоциации юридического образования следует выделить следующие:

содействие в расширении гуманитарных, педагогических, научных и деловых связей между вузами, входящими в Ассоциацию;

осуществление мероприятий по защите академических прав и свобод вузов, осуществляющих деятельность в сфере высшего юридического образования;

оказание содействия вузам в выполнении условий, предъявляемых Болонской декларацией;

представление интересов членов Ассоциации, оказание им моральной, правовой и иной поддержки в реализации и защите их прав и законных интересов;

содействие внедрению в учебный процесс инновационных технологий;

издательская и просветительская деятельность;

организация и участие в общественно-профессиональной аккредитации вузов, реализующих образовательные программы в области юридического образования;

ведение образовательной деятельности по повышению квалификации преподавателей юридических дисциплин; организация и участие в сертификации преподавателей юридических дисциплин.

В новых условиях развития высшей школы необходимо продолжать повышение требований к библиотекам вузов по обеспеченности студентов качественной и современной литературой, а также информационно-справочными системами. С целью совершенствования обеспечения студентов и преподавателей необходимой специальной литературой УМО по юридическому образованию при поддержке вузов изучает вопрос о возможности создания общероссийской электронной юридической библиотеки, с использованием опыта юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. В настоящее время в рамках НИР в СПбГУ создан единый юридический образовательный портал «Юридическая Россия» (www. law. edu. ru), позволяющий получать своевременную информацию по многим вопросам методического обеспечения юридического образования.

Другая важная проблема подготовки современных юристов — это связь образовательного процесса с работодателями. Для выпускников-юристов в качестве работодателей выступают различные структуры законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти, органов прокуратуры, адвокатуры, других правоохранительных, правоприменительных и правозащитных органов и организаций, а также предприятия и учреждения различных организационно-правовых форм.

Связь вузов с работодателями осуществляется как путем установления непосредственных контактов с конкретными предприятиями, так и через их участие в различного рода профессиональных объединениях (Ассоциация юристов России, Международный союз юристов, профессиональные сообщества судей, адвокатов, нотариусов и т. п.). Эти связи способствуют качественному проведению различного вида практик, предусмотренных государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по юриспруденции.

Для подготовки юриста практика является обязательной и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации основных образовательных программ в ФГОС ВПО предусматриваются следующие виды практик: учебная (ознакомительная), консультационная (юридическое консультирование в студенческих правовых консультациях (юридических клиниках) и производственная (в том числе преддипломная).

Практики могут проводиться в сторонних организациях или на кафедрах и в юридических клиниках вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Аттестация по итогам практики предусматривает: наличие плана практики, характеристику с места практики, отзыв руководителя практики и устный (или письменный) отчет обучающегося.

Вместе с тем следует отметить, что в вузах не по всем формам обучения организация практик проводится одинаково. Так, если по очной форме обучения, как правило, практика организуется и проводится надлежащим образом, то по очно-заочной и заочной формам обучения зачастую вопросы организации практики решаются формально, путем предоставления студентами справок с места работы. При этом места работы таких студентов не всегда связаны с юридической деятельностью.

Кроме того, необходимо обратить внимание на необходимость разработки профессиональных стандартов в сфере юриспруденции, а также на взаимосвязь профессиональных стандартов и государственных образовательных стандартов профессионального образования. Создание нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов, ориентированных на рынок труда, невозможно без тесной увязки их с профессиональными стандартами, предназначенными для определения должностных обязанностей юристов, планирования их профессионального роста, организации профессиональной подготовки и повышения квалификации соответственно развитию требований к качеству, подбору, расстановке и использованию юридических кадров, а также обоснованию принимаемых решений при проведении аттестации руководителей и специалистов. Инициатива и заказ на разработку профессиональных стандартов должны исходить непосредственно от работодателей, что обусловлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. (который предоставляет права участвовать объединениям работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования), а организация данной работы должна проводиться федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими политику в соответствующей профессиональной области.

Ассоциация юристов России и ряд других союзов и объединений работодателей, а также органы государственной власти поддерживают идею создания профессиональных стандартов и включили их разработку в приоритетные направления своей деятельности. Так, в настоящее время проекты профессиональных стандартов разрабатываются МВД России (для системы внутренних дел), Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации (для судебной системы), Федеральной службой исполнения наказаний (для системы исполнения наказаний) и другими.

Определенной гарантией качества образования может и должна быть общественно-профессиональная аккредитация. Статья 33 Закона Российской Федерации «Об образовании» указывает, что образовательные учреждения могут получать общественную аккредитацию. Представляется, что эту процедуру необходимо сделать обязательной.

Необходимость общественно-профессиональной аккредитации определяется новой структурой ФГОС ВПО бакалавра и магистра третьего поколения. Согласно новым стандартам базовая часть изучаемых дисциплин (т. е. дисциплин, изучение которых предписывает государство) составляет не более 50% у бакалавров и не более 30% — у магистров. При лицензировании и аккредитации образовательных учреждений государство будет проверять содержание именно этих (базовых) дисциплин. Представляется, что проверка содержания дисциплин вариативной части (50% и 70% соответственно) будет осуществляться общественно-профессиональным сообществом. В этом и состоит суть общественно-профессиональной аккредитации.

Сделать общественно-профессиональную аккредитацию официальной и в то же время добровольной достаточно сложно. Однако если при государственной аккредитации этот показатель (его наличие или отсутствие, положительное или отрицательное) будет учитываться, то вузы добровольно пойдут на дополнительное обследование своей деятельности и на дополнительные затраты.

Общественная аккредитация должна стать легальной неотъемлемой частью процедуры государственной аккредитации и, на наш взгляд, должна предшествовать ей и проводиться постоянно.

Учитывая, что основой государственной аккредитации является процедура самообследования вуза, понятно, что уже на этом этапе следует предъявить требование к обязательному прохождению общественной аккредитации и наряду с отчетом о самообследовании вуз обязан представлять заключение (сертификат) о результатах проведения общественной аккредитации в вузе. В программу самообследования вуза необходимо включить требование о предоставлении и размещении на сайте вуза результатов общественной аккредитации.

Кто и в каком виде будет ее проводить, также должно быть регламентировано. Для чего необходимо прежде всего дать определение (понятие), что есть общественно-профессиональная аккредитация. При различных взглядах большинство сходится, что это признание уровня деятельности вуза, отвечающего критериям и требованиям соответствующих профессиональных, научных, промышленных и других организаций.

В повышении качества юридического образования заинтересованы многие (сами вузы, родители и студенты, потребители кадров, государство) и, следовательно, необходимо обеспечить полноценное участие и взаимодействие всех заинтересованных сторон в процессе общественной аккредитации.

Во-первых, следует иметь перечень (реестр) организаций, которые могут принимать решение об общественной аккредитации, и для того, чтобы быть включенным в этот список, они должны соответствовать установленным параметрам (т. е. сами быть аккредитованы и иметь соответствующее соглашение с Минобрнауки России или Рособрнадзором).

Во-вторых, следует разработать процедуру (порядок) проведения общественно-профессиональной аккредитации и принять положение об общественно-профессиональной аккредитации.

В-третьих, определить сами критерии и требования, которые могут быть проверены или предъявлены к вузу и к подготовке специалистов. При этом критерии могут быть как общие, так и относящиеся к юристам в частности. Это компетенция прежде всего потребителей кадров, профессионального сообщества и может затрагивать как знания и умения, так и личностные данные.

В-четвертых, если критерии и требования разработаны и согласованы, то при общественно-профессиональной аккредитации нет необходимости проверять соответствие учебных планов стандартам, наличие УМК, площадей или оценки студентов — это и так является предметом проверки Рособрнадзора. Следует продумать иные критерии, обратив особое внимание на умение студентов применять полученные знания на практике.

В последнее время Высшей аттестационной комиссией предпринят ряд мер, направленных на повышение качества защищаемых в стране диссертаций, включая их фундаментальность, теоретическую значимость для развития отечественной науки в целом и юриспруденции в частности, а также практическую направленность проведенного диссертационного исследования.

Среди первоочередных мер явилась деятельность по совершенствованию работы диссертационных советов. Министерством образования и науки Российской Федерации 9 января 2007 г. был издан Приказ, которым утверждено Положение о совете по защите докторских и кандидатских диссертаций, определяющее порядок формирования и организации работы названных советов. На диссертационные советы возлагается не только обязанность обеспечить высокий уровень требований, предъявляемых к диссертациям, но и ответственность за качество и объективность экспертизы диссертаций, обоснованность принимаемых решений.

В этих целях изменен порядок формирования диссертационных советов. В частности: 1) предусматривается создание, как правило, докторских диссертационных советов, которые могут принимать к защите и кандидатские диссертации; 2) в составе совета должно быть не менее семи докторов наук по каждой специальности совета, в том числе не менее пяти докторов наук по каждой специальности совета, имеющих основным местом работы организацию, при которой создается совет; 3) доктор или кандидат наук, независимо от участия в диссертационном совете при организации по месту своей основной работы, может состоять членом не более двух диссертационных советов, созданных при других организациях; 4) количество членов диссертационного совета должно быть не менее семнадцати, а также предъявляются иные требования.

Для соискателей ученой степени доктора или кандидата наук обязательно опубликование основных научных результатов диссертации в ведущих научных журналах и изданиях, включенных в соответствующий перечень ВАК.

Эти и иные организационные меры позволили в 2007 г. значительно сократить число диссертационных советов.

ВАК продолжает практику приглашения на заседания экспертного совета по праву соискателей для уточнения новизны и актуальности положений своих диссертаций, что позволяет сформировать у экспертов всестороннее представление не только о выполненной работе, ее научной значимости, но и о личности соискателя.

В настоящее время сфера деятельности диссертационных советов, Высшей аттестационной комиссии регламентируется рядом подзаконных нормативных правовых актов, нормы которых зачастую устарели и противоречат друг другу. В связи с этим представляется необходимым в качестве первоочередной меры принять федеральный закон об аттестации научных и научно-педагогических кадров, что позволило бы с учетом современных требований на законодательном уровне закрепить всю систему аттестации научных работников и преподавателей высшей школы, включая деятельность Высшей аттестационной комиссии, диссертационных советов, аспирантур и докторантур.

В целях повышения ответственности эксперта ВАК, его независимости, требуется решение вопроса об изменении и повышении его статуса.

Совершенствование своей работы ВАК видит в дальнейшем расширении использования компьютерных технологий по выявлению фактов заимствования научных работ других авторов в диссертациях для того, чтобы не допустить защит подобных диссертаций.

Повышению качества диссертаций, работы диссертационных советов, повышению ответственности оппонентов и ведущих организаций будет способствовать использование различных технических средств при проведении защит диссертаций, включая не только аудиозапись, видеозапись, но и проведение защит в режиме реального времени.

В заключение хотелось бы высказать ряд конкретных предложений, реализация которых могла бы способствовать повышению качества юридического образования.

1. Ввести при проведении процедуры государственной аккредитации наличие положительного заключения общественных и профессиональных организаций (общественно-профессиональной аккредитации), а также разработать Положение об общественно-профессиональной аккредитации в области юриспруденции и обсудить его на заседании Совета УМО по юридическому образованию совместно с представителями работодателей, органов государственной власти, общественных и профессиональных объединений, организаций и т. д.

2. Определить перечень объединений, учреждений и организаций, которым будет предоставлено право принимать решения о проведении общественно-профессиональной аккредитации, а также ведение Реестра (сертификации) подготовки экспертов, привлекаемых к общественно-профессиональной аккредитации в области юриспруденции.

3. Разработать совместно с работодателями профессиональные стандарты по профилям юридической деятельности.

4. Ввести направление «Юриспруденция» в перечень, по которому запрещена подготовка кадров в форме экстерната.

5. Включить в перечень обязательных вступительных испытаний экзамен по основам государства и права при приеме на направление «Юриспруденция» и специальности «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность».

6. Включить в проект ФГОС ВПО по направлению «Юриспруденция» требование об обязательном проведении всех видов практик студентами очно-заочной и заочной форм обучения, с освобождением от практики студентов, работающих в сфере юриспруденции.

7. В целях повышения качества материальной базы вузов, готовящих юридические кадры, включить в требования лицензионной экспертизы обязательное наличие в собственности учебных аудиторий, криминалистических лабораторий, библиотек.

8. С целью укрепления практической направленности подготовки юристов ввести в проект ФГОС ВПО по юриспруденции требование об обязательном наличии в вузе, реализующем основную образовательную программу по подготовке юридических кадров, юридических клиник (студенческих правовых консультаций), с разрешением вузам включать их в места проведения практик.

9. Разработать проект Положения о квалификационных требованиях к профессиональным качествам и порядке проведения аттестации преподавателей юридических дисциплин.

10. При проведении лицензирования и аккредитации по юридическим образовательным программам привлекать экспертов УМО по юридическому образованию, представителей работодателей, взаимодействовать с Ассоциацией юристов России.

11. Разрешить экспертам УМО по юридическому образованию при подготовке заключений о готовности образовательных учреждений к реализации юридических образовательных программ выезжать в проверяемые вузы.

12. Начать целенаправленную обоснованную работу по сокращению количества юридических факультетов и отделений в филиалах учебных заведений и непрофильных вузах (технических, аграрных, медицинских и т. д.).

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *