Понятие отчуждения

(Лисюк Ю. А.) («Общество и право», 2008, N 3)

ПОНЯТИЕ ОТЧУЖДЕНИЯ

Ю. А. ЛИСЮК

Лисюк Юрий Александрович, соискатель кафедры теории и истории права и государства Краснодарского университета МВД России.

Сегодня стало очевидным, что все в этом мире отчуждается и самоотчуждается во всех проявлениях жизни, в том числе в политике и праве. Причем если раньше, в эпоху Маркса — и он эти процессы адекватно отразил в своей теории отчуждения, — в основе алиенации лежали главным образом отношения собственности, то теперь основным ее источником становится идеология, в частности политико-идеологический контроль за способами владения собственностью, а говоря более современно — информация, ее принадлежность, доступность, скрытость, функционирование и использование, ангажированность и т. д. Современный энциклопедический словарь определяет, что отчуждение — обозначение социального процесса, в котором деятельность человека и ее результаты превращаются в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Выражается в отсутствии контроля над условиями, средствами и продуктом труда, в превращении личности в объект манипулирования со стороны господствующих социальных групп. Отчуждение получает определенное отражение и в сознании индивида (восприятие социальных норм как чуждых и враждебных, чувство одиночества, апатия и т. п.). Концепции отчуждения восходят к Т. Гоббсу, Ж. Ж. Руссо, они получили развитие у Г. Ф.В. Гегеля, К. Маркса. В философии, социологии и социальной психологии 20 в. исследовались различные аспекты отчуждения <1>. ——————————— <1> Современный энциклопедический словарь // http://profputevki. ru/show/8353/.

Многие научные авторитеты сходятся на том, что отчуждение — неотъемлемая характеристика человеческого существования. Стопроцентное избавление от отчуждения невозможно, так как человек с рождения связан определенными отношениями с другими людьми. А любые отношения уже предполагают момент отчуждения. Таким образом, до известного предела отчуждение — это нормальное и неизбежное явление. По мнению В. Лейбина, отчуждение имеет реальные объективные основания в самой общественной по характеру человеческой деятельности и может быть рассмотрено в качестве нормальной, жизненно полезной функции, свидетельствующей о потенциальных способностях человека к обособлению <1>. В целом о том же говорит и А. Шафф, когда пишет, что отчуждение «позволяет человеку преодолеть его телесную оболочку, направить себя к Богу и воссоединиться с Ним» <2>. ——————————— <1> Лейбин В. Проблема отчуждения сквозь призму перестройки // Коммунист. 1990. N 6. С. 100 — 101. <2> Schaff A. Alienation as a Social Phenomenon. Oxford, 1980. P. 26.

П. Медоуз отмечает, что сама возможность социального существования, жизни в обществе определяется отчуждением <1>. Ф. Джонсон констатирует, что «определенный градус отчуждения представляет собой главную функцию для интеллектуалов, художников, поэтов и пророков и в этом смысле является «благом». Чего нельзя сказать о бизнесменах, политиках или о рядовых гражданах» <2>. ——————————— <1> Meadows P. Freedom, Order and Alienation // Alienation: Concept, Term and Mamngs. N. Y., L., 1973. P. 203. <2> Цит. по: Отчуждение при социализме // Социологические исследования. 1989. N 6. С. 39.

Основные характеристики отчуждения С. Беллоу усматривает именно в скуке: «Скука есть разновидность страдания, вызванного невозможностью реализовать свои силы, ощущением попусту растраченных возможностей и таланта, неоправдавшимися ожиданиями относительно наилучшего использования своих способностей… Одаренные люди ощущают себя на десятилетия загнанными на унылый запасной путь, существующими вне закона, сосланными в какой-то жалкий курятник» <1>. Невозможность реализации заложенного в человеке потенциала — еще один из существенных моментов отчуждения. Причем речь идет об объективных препятствиях: в случае политического отчуждения — это несовершенство властно-государственного и правового механизма. Объективное отчуждение в итоге приводит к отчуждению субъективному, скажем, к нежеланию участвовать в политике, поскольку такая деятельность становится бессмысленной, не дающей реального результата, или, напротив, к поиску способов, позволяющих, допустим, обойти в своих интересах закон. Причем в этом случае неважно, хорош закон или плох, — индивида он не удовлетворяет, он отчужден от закона. ——————————— <1> Bellow S. Humboldt’s Gift. N. Y., 1978. P. 196.

Иногда достаточно любопытные определения отчуждения имеют в своем основании именно этот момент алиенации — невозможность достигнуть своими действиями «желаемого результата» <1>. ——————————— <1> См., например: Нагуманова С. Ф. Преодоление политического отчуждения личности в процессе социалистического преобразования: Автореф. дис. Казань, 1984. С. 18.

Скуке Беллоу противопоставляет интерес как способ и результат преодоления отчуждения: «Когда Троцкий говорил о перманентной революции, он на самом деле имел в виду перманентный интерес. В свои первые дни революция была вдохновенным занятием… Когда этот блистательный, но короткий период закончился, что пришло на смену ему? Самое скучное общество в истории… Власть есть способность навязывать скуку» <1>. ——————————— <1> Belllow S. Humboldt’s Gift. N. Y., 1978. P. 196 — 197.

Сравним размышления С. Беллоу о скуке с традиционными чисто научными характеристиками отчуждения: чувство бессилия; чувство малозначимости; чувство отклонения от нормы; изоляция в понимании традиционных ценностных ориентаций; самоотчуждение; социальная изоляция <1>. ——————————— <1> Zablocki B. Alienation and Charizma: A Study of Contemporary American Communes. N. Y., 1980. P. 8 — 9.

Мы вправе отметить, что, в сущности, большинство наиболее распространенных определений сводятся именно к такому пониманию отчуждения. Это определения Ф. Хайнемана, Э. Дюркгейма (характеристика аномии как вненормативности, а также дерегулятивности, дисфункциональности политической (социальной) системы), Д. Ризмана, К. Хорни и многих других ученых <1>. ——————————— <1> Schacht R. Alienation. L., 1971. P. 237.

Принято считать, что в основе отчуждения человека в сферах его деятельности находится прежде всего экономическое отчуждение, т. е. присвоение результатов его труда силой, противодействующей ему, господствующей над ним и ему враждебной. Этот подход исходит из понимания проблемы отчуждения, содержащегося в работах К. Маркса. Ему принадлежит научная заслуга в поиске преодоления отчуждения средствами свободного труда как первейшей жизненной потребности. Историческая тенденция к такому положению выглядит у Маркса следующим образом: движение от труда, ставшего в классово-антагонистическом обществе уделом угнетенных слоев населения, к свободному труду на себя. Но как это сделать практически? Теоретически проблема решается как задача ликвидации частной собственности. Впервые такую задачу К. Маркс поставил в своей самой ранней работе «Экономическо-философские рукописи 1844 г.», подчеркнув, что сущность всего противоречия проблемы заключена не в том, что в опредмечивании своем человеческие сущностные силы исторически ограничены, а в том, что их опредмечивание трудом происходит самым нечеловеческим образом, путем отчуждения от человека результатов его труда. Маркс рассмотрел акты этого отчуждения с двух сторон: во-первых, в отношении подневольного человека к продукту своего труда как предмету чуждого ему и над ним властвующего; во-вторых, в отношении человека труда к акту производства в самом процессе труда. Это отношение, говорит Маркс, есть отношение подневольного к его собственной деятельности как к чему-то чуждому, ему не принадлежащему. Деятельность подневольного человека труда выступает для него самого как страдание, а его сила как бессилие. Такое состояние человека, когда его собственная физическая сила и духовная энергия направлены против него самого, Маркс назвал трудно разрешимым противоречием отчужденного труда. Истоки этого противоречия скрыты в глубинах социального времени, а способы его разрешения — в ликвидации частной собственности <1>. ——————————— <1> Филиппов В. Н. Отчуждение человека в механизме социальных противоречий // http://www. aeli. altai. ru/nauka/sbornik/1999/filippov. html.

Надо заметить, что отчуждение, отстранение от внешних сил носит не статичный, а скорее динамичный характер: эти силы действуют. Это иллюзия, что человек действует (мыслит) самостоятельно. Пока он думает, что «он делает, что он хочет, им руководят силы, отделенные от его «Я», они «работают» за его спиной» <1>. ——————————— <1> Fromm E. Alienation under Capitalism // Man alone: Alienation in Modern Society. P. 59.

Ныне в России — «Все, что мы имеем, это некое облако деклараций о демократии и рыночной экономике, сильно напоминающее попытку нового мифотворчества. Похоже, что политическая элита преднамеренно уходит от четкого выражения своих позиций и пытается эксплуатировать ценности, которые далеко не всеми разделяются. Более того, для значительной части населения эти ценности быстро начинают превращаться в негативные символы. В результате произошел и все более углубляется разрыв между политической властью и обществом. Иначе говоря, создалась ситуация, когда отчуждение гражданина от политической системы достигло еще большего, чем в предшествующий исторический период, уровня, чем это было перед драматическими событиями конца 80-х — начала 90-х гг. Если посмотреть на другой показатель — эффективность механизмов преодоления нестабильности, достижения согласия в обществе, то мы, к сожалению, увидим, что и здесь положение неблагополучно» <1>. ——————————— <1> Смирнов В. В. «Конфликтогенные точки» в социально-политическом механизме российского общества // http://www. ecsocman. edu. ru/db/msg/9103.html.

Современный человек отчужден от социальных сил, которые даже с помощью политических и правовых механизмов демократического характера не поддаются его влиянию и контролю. В лучшем случае — поддаются лишь частично. Войны и экономические депрессии становятся по своему действию почти форс-мажорной, природной силой. Источник же природных сил, естественно, анонимный… Этот момент в наибольшей степени проявляется именно в правовом отчуждении. И не случайно Э. Фромм писал: «Нами управляют законы, которые мы не контролируем и даже не хотим контролировать, и этот факт является одним из самых ярких проявлений отчуждения» <1>. ——————————— <1> Fromm E. Alienation under Capitalism // Man alone: Alienation in Modern Society. P. 48.

Странным образом в правовом отчуждении диалектически соединяются эти две крайности. Конформизм по отношению к несправедливым законам, имеющим к тому же погрешности с точки зрения юридической техники, отчуждает индивида от идеи права, свидетельствует о дистрофии правосознания, формирует ложную правовую идеологию. Конечно, если закон, норма совпадают с правом (идеальным представлением о норме), тогда объективных причин для отчуждения не должно быть. Современное правовое сознание отчуждено от права именно потому, что работники правоохранительных органов вынуждены действовать в рамках существующих норм, иногда безнадежно отставших от требований времени. С другой стороны, неприятие норм права как неких безусловных для общества ценностей говорит об отчуждении индивида от общества и государства, будь его законоположения несправедливы или, напротив, максимально приближены к идеалу правовой справедливости. Подводя итоги нашему исследованию, заметим, что понятие отчуждения несводимо к исчерпывающему определению, так как в истории политико-правовых учений и философии сама эта категория имела широкое хождение и трактовалась многими исследователями по-разному.

——————————————————————