Художественное образование в условиях полиэтнического региона

(Прокопьев В. Б.)

(«Культура: управление, экономика, право», 2008, N 3)

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ

ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО РЕГИОНА

В. Б. ПРОКОПЬЕВ

Прокопьев В. Б., министр культуры и массовых коммуникаций Республики Бурятия, кандидат педагогических наук.

Поиски идейного содержания культуры и искусства всегда многообразны. Мы сегодня живем в совершенно другой социально-экономической системе, где рождаются новые ценности и нравственные идеалы.

Учреждения культуры и искусства, используя все средства, делают доступными богатство человеческого знания и культурного разнообразия.

Президент и Правительство Республики Бурятия, признавая государственную культурную политику важнейшим компонентом устойчивого развития региона, обращают пристальное внимание на повышение творческого потенциала сферы культуры и искусства, внедрение программно-целевого подхода в управлении сферой культуры и искусства, активизацию культурного туризма, улучшение материально-технической базы учреждений культуры. Мы вновь убеждаемся, что в основе высокой конкурентности республики были и остаются прежде всего интеллектуальные, духовные и культурные ценности нашего народа. В развитии культуры и искусства Правительство Республики Бурятия выделило такие приоритетные направления:

— поддержка и развитие профессионального искусства;

— сохранение культурного наследия народов Бурятии;

— развитие библиотечного дела;

— стимулирование народного творчества и культурно-досуговой деятельности;

— художественное образование.

Важным направлением деятельности Министерства культуры и массовой коммуникации является сохранение объектов историко-культурного наследия. В Бурятии на государственной охране состоят 1858 памятников истории и культуры.

В связи с этим у нас возникает задача, с одной стороны, определить возможности достижения уровня мировой культуры, с другой — решить проблему сохранения своих особенностей и традиций. Бурятия развивалась и развивается как полиэтническая и многонациональная республика, взаимосвязь и взаимообогащение культур стало нормой жизни, в ней, по итогам переписи населения 2002 г., проживает 111 национальностей; для нас всегда актуальна проблема сочетания и единства национальной и интернациональной культур. В республике создана особая культура, оберегающая духовное наследие бурятского народа и всех других национальностей.

Государственная культурная политика органично связана с главными целями и задачами развития республики и страны в целом — такими как духовное оздоровление нации, повышение качества жизни. Культура стала средством формирования общественной жизни, государственности и ориентирована на перспективу. Большим событием в республике стало объявление 2007 г. годом духовности, нравственности и культуры.

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 4 июля 2003 г. утверждена Республиканская целевая программа «Сохранение и развитие культуры и искусства Республики Бурятия (2004 — 2007 годы)», Указом Президента Республики от 4 августа 2003 г. программе придан президентский статус, что позволило достичь существенных положительных изменений в сфере культуры и искусства, качественного повышения уровня услуг учреждений культуры.

В систему учреждений культуры и искусства Республики Бурятия входят 7 театрально-концертных организаций, 494 библиотеки, 540 учреждений культурно-досугового типа, 24 музея. Художественное образование республики представлено всеми звеньями непрерывного художественного образования: 73 муниципальных образовательных учреждения дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства, из них 58 детских школ искусств работают в сельской местности, где обучаются 7255 учеников, что составляет 5,8 процента от общего количества детей школьного возраста, 3 средних профессиональных учебных заведения и федеральное государственное учреждение высшего профессионального образования «Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств».

Формирование современного художественно-образовательного пространства в республике происходило в течение почти 80 лет. За это время кардинально изменилось музыкальное образование; в 50 — 60-е годы прошлого столетия открывались музыкальные школы, как правило, с тремя инструментальными классами (фортепиано, баян, струнные инструменты).

В дальнейшем, реагируя на культурные потребности населения, открываются новые отделения по различным видам искусств, детские художественные школы, отделения ИЗО, хореографии, отделения эстетической направленности, развиваются музыкальное народное искусство, театр. В настоящее время в детских школах искусств обучение ведется по 23 специальностям, увеличивается контингент учащихся на отделениях хореографии, хорового и изобразительного искусства, национальных инструментов (иочин, хур, ятаг).

Сложный год реализации новых Федеральных законов N 131-ФЗ, 122-ФЗ, 199-ФЗ не поставил под сомнение существование системы детского художественного образования. Республика Бурятия, как большинство регионов России, сохранила систему образования в сфере культуры. Более того, реформа органов местного самоуправления ускорила правовое оформление учреждений этого типа в качестве юридических лиц, закрепив за школами землю, здания, оборудование.

Главная задача сегодня — укрепить уникальные отечественные традиции подготовки кадров в области искусств. Художественное образование социально востребованно и поэтому требует постоянного внимания и поддержки. Республике необходимы специалисты социокультурной сферы с высоким уровнем педагогической компетентности: нормальное развитие культуры возможно лишь при условии постоянного воспроизводства творческих кадров.

Важное место в подготовке кадров для сферы культуры принадлежит образовательным учреждениям среднего профессионального образования. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования три учебных заведения: Музыкальный колледж им П. И. Чайковского, Бурятское республиканское училище культуры и искусств, Бурятское хореографическое училище — направляют все усилия на достижение такого качества образования, которое соответствовало бы актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Кадровый состав преподавателей образовательных учреждений сферы культуры и искусства (ДШИ и ссузов) составляет свыше 1030 человек (63,4% преподавателей имеют высшее профессиональное образование, 36,4% — среднее специальное, из них 13% повышают свой образовательный уровень, обучаясь заочно в учреждениях высшего профессионального образования). В настоящее время 20,6% педагогов имеют высшую, 27,3% — первую, 24,5% — вторую квалификационные категории, причем в сельской местности этот показатель следующий: 17,2% — высшая, 31,7% — первая, 28% — вторая квалификационные категории. Только за последние 5 лет республиканскими средними специальными учебными заведениями культуры и искусств выпущено 495 специалистов, из них в учреждениях культуры закрепилось 37%, 39% — продолжили учебу в высших учебных заведениях.

Распоряжением Правительства Республики Бурятия создана рабочая группа по реформированию и модернизации системы подготовки кадров в сфере культуры и искусства. Утвержден новый план набора в ссузы на конкурсной основе. Подписаны соглашения между Министерством культуры и массовых коммуникаций Республики Бурятия и главами администраций органов местного самоуправления «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием».

В политике совершенствования системы специального образования требуют решения следующие вопросы:

— расширение и развитие сети профессиональных средних образовательных учреждений, обеспечение многообразия форм и методов профессионального образования;

— разработка стандартов профессионального образования всех ступеней и внедрение их в практику;

— приоритетное внимание вопросу сохранения и дальнейшего развития национальных культурных ценностей;

— повышение качества образования и создание благоприятных условий для студентов. Среди факторов, которые определяют качество образования, мы выделяем концепцию регионального подхода к образованию, т. е. учет специфики региона в планировании и осуществлении кадровой программы.

В ФГОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств» обучаются студенты по 22 специальностям и 5 направлениям очной формы обучения, по 1 специальности очно-заочной формы обучения, по 16 специальностям и 1 направлению заочной формы обучения, 6 специальностям по ускоренной форме обучения.

Академический образовательный комплекс объединяет образовательные учреждения различных уровней, научные, творческие и иные организации для повышения эффективности и качества образовательного процесса.

Академия совместно с учреждениями художественного образования решает задачи развития социально-культурной сферы Республики Бурятия, подготовки кадров для учреждений культуры и искусства.

Таким образом, в системе художественного образования республики сформирована единая система отбора учащихся, студентов и аспирантов для обучения в образовательных учреждениях комплекса. Преподаватели Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусства работают председателями государственных аттестационных комиссий в училищах и колледжах Восточно-Сибирского региона, где происходит отбор наиболее подготовленных выпускников для поступления в академию по двухуровневой системе подготовки.

В заключение хотелось бы еще раз отметить, что формирование политики подготовки кадров в сфере культуры и искусства, научно-методическое и кадровое обеспечение сферы культуры, развитие духовных интересов личности требуют объединения усилий и энергии политиков, деятелей культуры и каждого человека. Только слаженная работа всех звеньев позволит обеспечить на настоящем этапе достижение главной цели государственной культурной политики в республике — развитие культуры как основы формирования гражданского общества, социально-экономического развития и повышения качества жизни населения.

——————————————————————