Развитие системы управления научно-технической и инновационной деятельностью в условиях муниципальной реформы

(Камболов М. А.) («Муниципальная служба: правовые вопросы», 2008, N 4)

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ МУНИЦИПАЛЬНОЙ РЕФОРМЫ

М. А. КАМБОЛОВ

Камболов М. А., соискатель РАГС.

В письме Президента Российской Федерации от 30 марта 2002 г. N Пр-576 «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» <1> были определены цели государственной политики, которая призвана обеспечить переход к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов, среди которых названы: создание организационных и экономических механизмов для повышения востребованности инноваций отечественным производством, обеспечения опережающего развития фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок; совершенствование нормативно-правовой базы научной, научно-технической и инновационной деятельности; адаптация научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики и некоторые другие. ——————————— <1> ПИС «КонсультантПлюс».

Решать данные задачи предстоит всем структурам государственной власти. В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 127-ФЗ от 23 августа 1996 г. (в ред. от 1 декабря 2007 г.) «О науке и государственной научно-технической политике» <2> органы государственной власти Российской Федерации осуществляют ряд полномочий в сфере научно-технической деятельности, в том числе: гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности свободу творчества, предоставляя им право выбора направлений и методов проведения научных исследований и экспериментальных разработок; обеспечивают свободу доступа к научной и научно-технической информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации в отношении государственной, служебной или коммерческой тайны; гарантируют подготовку, повышение квалификации и переподготовку научных работников и специалистов государственных научных организаций; гарантируют финансирование проектов, выполняемых по государственным заказам. ——————————— <2> Собрание законодательства РФ. 1996. N 35. Ст. 4137.

На уровне субъектов Федерации для обеспечения взаимодействия в сфере управления научно-технической и инновационной деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления создаются специализированные координационные структуры, к примеру, Постановлением губернатора Московской области от 13 июня 2001 г. N 168-ПГ было утверждено Положение о Московском областном совете по научно-технической и инновационной политике при губернаторе Московской области <3>. Указом Президента Республики Адыгея от 19 июля 2004 г. N 66 создан Совет при Президенте Республики Адыгея по науке и научно-технической политике и утверждено Положение о Совете при Президенте Республики Адыгея по науке и научно-технической политике <4>. ——————————— <3> Информационный вестник Правительства МО. 2001. N 8. 16 июля. <4> Собрание законодательства Республики Адыгея. 2004. N 7. Июль.

Московский областной совет по научно-технической и инновационной политике при губернаторе Московской области является коллегиальным совещательным органом при губернаторе Московской области, образованным в целях обеспечения эффективного взаимодействия и координации деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, организаций, находящихся на территории Московской области, по вопросам формирования и реализации единой государственной научно-технической и инновационной политики на территории Московской области. К числу задач данного органа на основании ст. 3 Положения относятся: — разработка для органов государственной власти Московской области предложений по формированию и приоритетным направлениям реализации научно-технической и инновационной политики Московской области; — подготовка предложений по использованию передовых достижений науки и техники, развитию инновационной деятельности и формированию инновационной инфраструктуры в интересах социально-экономического развития Московской области; — подготовка предложений и заключений по вопросам развития муниципальных образований Московской области как наукоградов Российской Федерации. Ситуация, сложившаяся в последние годы в результате государственно-общественного реформирования в сфере управления научно-технической деятельностью России, не могла не отразиться на уровне муниципальной власти. Еще до начала муниципальной реформы в Российской Федерации была создана система уникальных городских поселений — наукоградов. Очень важный критерий, по которому можно определить реальную заинтересованность государства в инновационной деятельности и ее развитии посредством потенциала наукоградов, — это включение соответствующих положений в государственную стратегию устойчивого развития России <5>. ——————————— <5> Лапин В. Стратегия развития наукоградов. Управление и новые социальные формы // Восток. 2004. N 4.

В связи с принятием Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» большинство российских городов получили статус муниципальных образований, а население — право на осуществление местного самоуправления. В соответствии с указанным Федеральным законом наукограды выделены в особую категорию городов, жители которых получили право на установление особенностей организации местного самоуправления <6>. ——————————— <6> Доклад «О состоянии государственной политики о наукоградах и направлениях ее развития»: Редакционный материал // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. N 7, 8, 9.

Ст. 81 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (в ред. от 10 июня 2008 г.) <7> регулирует особенности организации местного самоуправления в наукоградах. Она устанавливает, что наукограды являются городскими округами. Однако указанная норма фактически эти особенности не раскрывает, а делает отсылку к федеральному закону. Данным актом является Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. N 70-ФЗ (в ред. от 18 октября 2007 г.) «О статусе наукограда Российской Федерации» <8>, ст. 2.1 которого закрепляет следующие критерии присвоения муниципальному образованию статуса наукограда: «Муниципальное образование, претендующее на присвоение статуса наукограда, должно иметь научно-производственный комплекс, расположенный на территории данного муниципального образования». ——————————— <7> Собрание законодательства РФ. 2003. N 40. Ст. 3822. <8> Собрание законодательства РФ. 1999. N 15. Ст. 1750.

Научно-производственный комплекс муниципального образования, претендующего на присвоение статуса наукограда, должен быть градообразующим и отвечать критериям: 1) численность работающих в организациях научно-производственного комплекса составляет не менее 15% численности работающих на территории данного муниципального образования; 2) объем научно-технической продукции (соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации) в стоимостном выражении составляет не менее 50% общего объема продукции всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории данного муниципального образования, или стоимость основных фондов комплекса, фактически используемых при производстве научно-технической продукции, составляет не менее 50% стоимости фактически используемых основных фондов всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования, за исключением жилищно-коммунальной и социальной сферы. В научно-производственный комплекс муниципального образования, претендующего на присвоение статуса наукограда, входят юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории данного муниципального образования: 1) научные организации, учреждения высшего профессионального образования и иные организации, осуществляющие научную, научно-техническую и инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации, при наличии у них в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, государственной аккредитации; 2) организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие производство продукции, выполнение работ и оказание услуг, при условии, что доля производства наукоемкой продукции (в стоимостном выражении), соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации в течение предшествующих трех лет, составляет не менее 50% их общего объема производства. Исходя из понятия наукограда, данного в ст. 1 Федерального закона, Ю. В. Гусев выделяет три наиболее существенных его признака: — наукоград представляет собой муниципальное образование со статусом городского округа; — наукоград имеет высокий научно-технический потенциал; — наукоград имеет градообразующий научно-производственный комплекс <9>. ——————————— <9> Гусев Ю. В. Комментарий к Федеральному закону от 7 апреля 1999 г. N 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» (постатейный) // Подготовлен для системы «КонсультантПлюс», 2008.

Ст. 3 Федерального закона N 70-ФЗ регулирует порядок присвоения муниципальному образованию статуса наукограда и его сохранения. Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Правительством Российской Федерации с установлением срока этого статуса. При присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Правительство Российской Федерации утверждает приоритетные для данного наукограда направления научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации. Статус наукограда по истечении срока, установленного Правительством Российской Федерации, может быть сохранен муниципальному образованию в порядке, предусмотренном ст. 6 Федерального закона N 70-ФЗ. Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда не изменяет формы собственности и организационно-правовые формы организаций научно-производственного комплекса наукограда (ст. 4). В настоящее время статус «наукоград Российской Федерации» присвоен 12 городам: Обнинску, Королеву, Дубне, Мичуринску, Кольцово, Жуковскому, Троицку, Реутово, Фрязино, Бийску, Петергофу, Юбилейному <10>. ——————————— <10> Гусев Ю. В. Комментарий к Федеральному закону от 7 апреля 1999 года N 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» (постатейный) // Подготовлен для системы «КонсультантПлюс», 2008.

Следует отметить, что помимо норм федерального законодательства статус наукоградов регулируется на региональном и муниципальном уровнях, так, на основании ст. 1 Закона Московской области от 7 марта 2001 г. N 34/2001-ОЗ (с изм. от 1 мая 2006 г.) «О порядке присвоения отдельной территории Московской области статуса территории научно-технического развития Московской области» <11> статус территории научно-технического развития Московской области присваивается отдельной территории Московской области в случае выполнения условий, установленных Законом Московской области «О научной деятельности и научно-технической политике Московской области». Статус территории научно-технического развития присваивается отдельной территории не менее чем на пять лет, но не более чем на срок действия концепции. В течение срока действия статуса территории научно-технического развития может быть реализовано несколько программ. ——————————— <11> Вестник Московской областной Думы. 2001. N 4. Апрель.

Муниципальному образованию Московской области, получившему статус наукограда Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О статусе наукограда Российской Федерации», статус территории научно-технического развития присваивается соответствующим законом Московской области при представлении инициаторами, указанными в п. 3 ст. 1 Закона N 34/2001-ОЗ, в Московскую областную Думу следующих документов: а) проекта закона Московской области о присвоении указанному муниципальному образованию статуса территории научно-технического развития; б) правового акта, подтверждающего присвоение статуса наукоград Российской Федерации. В Уставе г. Королева Московской области, принятого решением Совета депутатов г. Королева МО от 25 августа 2005 г. N 94/557 (в ред. от 1 августа 2007 г.) установлено, что г. Королев Московской области является муниципальным образованием (городским поселением) в составе Московской области. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 апреля 2001 г. N 416 г. Королев Московской области является наукоградом с градообразующим научно-производственным комплексом авиакосмического назначения. Статус наукограда г. Королев Московской области имеет до 2026 г. Среди перечня вопросов местного значения (ст. 7) предусмотрено участие в организации предоставления высшего образования на территории города в целях функционирования города как наукограда; решение иных вопросов, отнесенных законом к вопросам местного значения, а также связанных с особенностями осуществления местного самоуправления в наукограде, установленными законом. В ст. 48 среди перечня муниципального имущества отдельно выделено имущество, приобретенное на законных основаниях при реализации программ развития и функционирования города в качестве наукограда. Подобные нормы закреплены в уставах и других муниципальных образований, получивших статус наукоградов. Отмечая современные тенденции развития наукоградов, необходимо подчеркнуть, что в настоящее время развернута интенсивная деятельность большого числа муниципальных образований по получению этого статуса и государственной поддержки своих программ развития. Наметился позитивный процесс взаимодействия местных властных структур, ученых, руководителей предприятий и организаций, активных субъектов инновационной деятельности и малого бизнеса в совместной разработке программ городского развития. Органы местного самоуправления должны активно участвовать в создании благоприятных экономических условий для деятельности предприятий. Город в своем развитии должен опираться на их программы и ресурсы, используя интеграционную эффективность инвестиций, муниципальных регулирующих функций и организационных условий.

——————————————————————