О реализации Стратегии развития интеллектуальной собственности в Российской Федерации на 2007 — 2012 годы

(Сенников Н. Л.) («Реклама и право», 2008, N 2)

О РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2007 — 2012 ГОДЫ

Н. Л. СЕННИКОВ

На совместном заседании ученых советов Республиканского НИИ интеллектуальной собственности (РНИИИС) и Государственного НИИ системного анализа Счетной палаты Российской Федерации при участии руководителей ведущих научных центров академической и вузовской науки по проблемам интеллектуальной собственности, в том числе Института государства и права РАН, Финансовой академии при Правительстве РФ, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Российского государственного института интеллектуальной собственности (РГИИС), Московского государственного института международных отношений (МГИМО) МИД России, юридического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (МГУ), Московской государственной юридической академии, а также вице-президента Торгово-промышленной палаты РФ, рассматривался и был одобрен проект Стратегии «Развитие интеллектуальной собственности в Российской Федерации на 2007 — 2012 гг.», обеспечивающей реализацию Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 — 2012 гг.» <1>. ——————————— <1> См.: Стратегия развития интеллектуальной собственности в Российской Федерации на 2007 — 2012 гг. // http://www. rniiis. ru/12.03.07.

Проект Стратегии подготовлен в соответствии с планом научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности Счетной палаты РФ, планами научно-исследовательских работ РНИИИС с участием ведущих российских ученых, после чего доработан с учетом замечаний и предложений и направлен в Министерство образования и науки РФ для рассмотрения с целью включения отдельным разделом в соответствующую Федеральную целевую программу. Реализация Стратегии развития интеллектуальной собственности в Российской Федерации на 2007 — 2012 гг. предполагает создание финансового механизма, при котором использование исключительных имущественных прав на объекты интеллектуальной промышленной собственности должно способствовать функционированию рыночных механизмов, обеспечивающих, с одной стороны, производство конкурентных отечественных товаров, продукции, а с другой — привлекательность использования исключительных имущественных прав за счет введения государством для хозяйствующих субъектов налоговых льгот, предоставления низкопроцентных, беспроцентных кредитов, дотаций, ссуд и т. д. Инновационные общественные отношения невозможны без эффективного использования исключительных имущественных прав на объекты интеллектуальной промышленной собственности, а это значит, что финансовые ресурсы страны, складывающиеся из основных трех источников: 1) средств, аккумулируемых в государственной бюджетной системе; 2) средств внебюджетных фондов (внебюджетных социальных фондов); 3) факторов производственной деятельности, используемых самими предприятиями (прибыль предприятий и амортизационные отчисления), должны непосредственно формироваться в контексте общероссийской инновационной политики страны, направленной на эффективное использование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов в хозяйственном обороте. Следовательно, необходимо установить стратегический баланс поступления финансовых денежных потоков в бюджет России и направляемых Правительством РФ денежных средств для осуществления национальных программ, согласованных с использованием и защитой исключительных имущественных прав на объекты интеллектуальной промышленной собственности при их промышленном производстве. Определение, регламентация, организация специфических общественных отношений по формированию, распределению, перераспределению, использованию валового общественного продукта государства должны основываться на эффективном использовании в инновационной рыночной экономике страны исключительных имущественных прав при создании товаров, продукции, работ. Одна из целей финансовой политики — создание условий, обеспечивающих непрерывное развитие производства, необходимого для реализации национальных приоритетных государственных задач (прежде всего социально значимых). Использование исключительных имущественных прав на объекты интеллектуальной промышленной собственности при введении их в хозяйственный оборот предполагает регулирование комплекса общественных отношений, степень реализации прав в которых зависит прежде всего от имеющихся финансовых возможностей — наличия соответствующего финансового потенциала государства. Именно поэтому в качестве первоочередной задачи должны быть осуществлены программные мероприятия по реализации Программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 — 2012 гг.», обусловленные функционированием эффективных мер, устанавливающих заинтересованность хозяйствующих субъектов стремиться повсеместно использовать в предпринимательских отношениях исключительные имущественные права на объекты интеллектуальной промышленной собственности, способствующие производству конкурентоспособных товаров, продукции, работ с перспективой выхода на рынки ВТО. Следовательно, финансовая краткосрочная политика Российской Федерации на период до 2012 г. должна обеспечить правовую регламентацию норм налогового права, в том числе за счет предоставления хозяйствующим субъектам льгот по налогообложению на доходы, полученные при использовании исключительных имущественных прав на объекты интеллектуальной промышленной собственности. Реализация концептуальной схемы инновационной политики России должна определять необходимость законодательного утверждения нормативных положений, по которым будут предоставляться налоговые льготы правообладателям, вводящим в оборот изобретения, полезные модели, промышленные образцы на основе уменьшения размера налоговых отчислений в зависимости от объема используемых в предпринимательской деятельности исключительных имущественных прав на объекты интеллектуальной промышленной собственности по формуле:

N = O / (P x k),

где O — объект налогообложения (руб.); P — индекс (доля) используемых патентов, исключительных имущественных прав на объекты интеллектуальной промышленной собственности — нематериальных активов предприятия в объеме основных средств производства хозяйствующего субъекта <2>; ——————————— <2> См.: Методики оценки стоимостных показателей исключительных имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности // Оценка интеллектуальной собственности / Под ред. С. А. Смирнова. М.: Финансы и статистика, 2002. С. 85 — 124.

k — коэффициент налогообложения, согласующийся с приоритетными направлениями национальной экономики; N — ставка налогообложения (руб.). Для утверждения предлагаемого методического подхода регулирования общественных отношений, стимулирующего масштабное использование хозяйствующими субъектами исключительных имущественных прав на объекты интеллектуальной промышленной собственности, необходимо принять соответствующие дополнения в Законы РФ «Об основах налоговой системы в РФ», «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и другие нормативно-правовые акты. Введение методического подхода к расчету ставки налогообложения для хозяйствующего субъекта, использующего исключительные имущественные права на объекты интеллектуальной промышленной собственности, будет способствовать росту использованных изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, информационно-интеллектуальных технологий (чем большее количество используемых исключительных имущественных прав, тем ниже ставка налогообложения). Это позволит также установить специальные льготные налоговые режимы для хозяйствующих субъектов в зависимости от видов деятельности и объемов получаемого дохода на единицу вложения капитала, что обеспечит всемерное использование автором, правообладателем исключительных имущественных прав на основе эффективного использования изобретений, полезных моделей, промышленных образцов в хозяйственном обороте, будет способствовать развитию низкодоходных видов предпринимательской деятельности (прежде всего производства сельскохозяйственной продукции) и перераспределению необходимого количества общественных благ всеми членами общества (будет инициирован процесс перераспределения прибыли высокодоходных производств в сторону малодоходных производств, но социально значимых для страны — «законодательство о разделе продукции»). Финансовая политика Российской Федерации на период до 2012 г. должна обусловливать необходимость принятия соответствующего комплекса нормативно-правовых актов, направленных на: — организацию системы государственного кредитования хозяйствующих субъектов, участвующих в создании производств (отечественных, с иностранным участием), основанных на использовании исключительных имущественных прав на объекты интеллектуальной промышленной собственности; — принятие новых нормативных методик, позволяющих оценить стоимость эффективного использования исключительных имущественных прав на объекты интеллектуальной промышленной собственности, обеспечивающих возможности зачисления на баланс предприятия нематериальных активов и/или предоставления/лишения его соответствующих налоговых льгот, льгот кредитования и т. д.; — разработку системы мероприятий для налоговых инспекций и правоохранительных органов по выявлению фактов использования объектов интеллектуальной промышленной собственности в хозяйственной деятельности и последующей постановке их на учет как нематериальных активов (скрытое использование нематериальных активов, в том числе контрафактное использование и легализация преступно полученных, неполученных доходов), осуществлению периодических проверок (ежегодных) законности использования предпринимателями исключительных имущественных прав. Результатом выполнения мероприятий, определяющих реализацию задач финансовой политики Российской Федерации на период до 2012 г. во исполнение мероприятий Стратегии развития интеллектуальной собственности в Российской Федерации на 2007 — 2012 годы, будет являться увеличение национального дохода страны <3>, повышение уровня валового внутреннего продукта, поскольку будет инициирован механизм зависимости роста объема национального дохода и расширения общественного производства в зависимости от объема эффективного использования исключительных имущественных прав на объекты интеллектуальной промышленной собственности с учетом регулирования фондов потребления и фондов накопления, обеспечивающих баланс развития всех секторов социальной рыночной экономики. ——————————— <3> Поскольку отечественный «высокий интеллектуальный потенциал несопоставим с его крайне небольшой отдачей, которая составляет лишь половину процента наукоемкой продукции и новейших технологий на мировом рынке» (Примаков Е. Наряду с успехами появились и диспропорции // Экономические новости России и Содружества. 2007. N 2, январь (338). С. 5).

——————————————————————