Деликтология как элемент административной политики (основы теоретического осмысления)

(Боброва А. В.) («Административное право и процесс», 2009, N 2) Текст документа

ДЕЛИКТОЛОГИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПОЛИТИКИ (ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ)

А. В. БОБРОВА

Боброва А. В., преподаватель кафедры административного права и административно-служебной деятельности органов внутренних дел Дальневосточного ЮИ МВД РФ.

Деликтология — это молодая наука, тесно связанная с такими понятиями, как «право», «правосознание», так же, как и психология, свои истоки она берет в глубинах философии.

Science of delicts is young and closely connected with such concepts as the law, juridical conscience, psychology; the source of this science is philosophy <*>. ——————————— <*> Bobrova A. V. Delicts as an element of administrative policy (fundamentals of theoretical apprehension).

В современных условиях развития и совершенствования правового государства особое внимание следует уделять проблемам установления порядка в обществе. Вопрос о выявлении, предупреждении и профилактики административных правонарушений (деликтов) на сегодняшний день имеет особое острое значение. Административные правонарушения причиняют существенный вред интересам государства и личности. Недооценка опасности административных правонарушений стала уже традиционной. Административная политика ориентирована на деятельность органов исполнительной власти — это организующий механизм государства, без которого невозможно наладить нормальную деятельность в сферах: 1) экономики; 2) охраны правопорядка; 3) обороны; 4) информатизации и др. Стабильность и прочность общественных отношений обеспечивается закреплением их в нормах права. Статистика роста совершаемых правонарушений отмечает, что реальный уровень правонарушений значительно выше, «…ибо за рамками статистики остается латентная, масштабы которой в последние годы сильно возросли» [7; с. 107]. Именно по этой причине сегодня первоочередной проблемой государства является вопрос об изменении государственной политики по борьбе с различными правонарушениями. Анализ и изучение проблем политики и права имеет важное теоретическое и практическое значение, так как оно: — поможет выработать оптимальные концепции борьбы с правонарушениями; — позволит выработать эффективные средства борьбы с правонарушениями; — приведет к снижению административных правонарушений. Профессор А. П. Шергин отмечал: «Административные проступки традиционно были и остаются наиболее массовыми видами правонарушений, имеющими общую тенденцию к росту» [8; с. 25]. С возникновением права, закона стала развиваться совокупность взглядов, идей, выражающих отношение человека к праву, законности, правосудию, постепенно формировались представления о правомерности и справедливости. Как правило, эта тенденция выражалась в очередных кампаниях, проводимых государством против пьянства, хулиганства, мелких хищений и др., что не является фактическим состоянием административной деликтности в стране. Государство стремилось противодействовать этим правонарушениям, издавая многочисленные законодательные акты «об усилении борьбы» с теми или другими видами правонарушений, в том числе и с административными. Деликтология — это молодая наука, тесно связанная с такими понятиями, как «право» и «правосознание», так же, как и психология, свои истоки берет в глубинах философии. Любая наука непрерывно «движется», изменяется и развивается. Взаимодействуя с другими социальными системами, умножается число ее компонентов, усиливаются связи и взаимодействие между ними. Наука «выкристаллизовывается как система» [9; с. 25] из научных познаний и определяет свои внутренние законы, собственную логику функционирования и развития, свой механизм регулирования. Основы теоретического осмысления сущности права и правосознания с давних времен связывались с естественными психологическими законами поведения человека. Необходимо подчеркнуть, что сегодня накоплено достаточно много данных, свидетельствующих о важной роли психологии в решении проблем деликтологической теории, практики предупреждения, пресечения административных правонарушений. Однако имеющиеся в этой области работы при их бесспорно высокой ценности не исчерпывают собой всей актуальности проблематики, они не могут полностью удовлетворить потребности современной деликтологической практики. Деликтология является сравнительно молодой наукой, однако с нашей точки зрения ее корни уходят в глубокое прошлое. Философ античной Греции Демокрит (460 — 370 гг. до н. э.) считал, что закон направлен против тех, кто в силу нравственных и умственных пороков добровольно не побуждается к добродетели внутренним влечением. Сократ (469 — 399 гг. до н. э.) в своих трудах также высказал идеи о природе человеческого поведения: необходимость совпадения справедливого, разумного и законного. Платон (427 — 347 гг. до н. э.) впервые провел границу между потребностями и способностями людей, лежащими в основе развития общества. Закон должен отвечать потребностям общества, а организация общества должна осуществляться в соответствии со способностями членов общества. Законы — это основное средство совершенствования человека. Аристотель (384 — 322 гг. до н. э.) считал, что человек — политическое существо, только в политическом общении завершается его сущностное формирование. Закон, основанный только на насилии, не является правовым законом. Политическое правление — это правление правового закона, а не людей; люди подвержены чувствам, закон — уравновешенный разум. Аврелий Августин (354 — 430 гг.) в трактате «О свободной воле» провозгласил тезис о том, что человек, живущий по человеку, а не по Богу, подобен дьяволу. Всякая неупорядоченная душа сама по себе несет свое наказание [1; с. 25]. В Средневековье сложилось этатическое понимание права, произошло приравнивание его к государственной власти. Принципом в управлении обществом стало: «Все, что не разрешено, запрещено». Правовые нормы стали запретительными, а задача правосудия стала пониматься и трактоваться с обвинительным уклоном. Таким образом подавлялась не только преступная воля, но и проявление любой свободной воли (инициатива гибла на корню, не стало решительности, самостоятельности в действиях людей, появилась замкнутость, пассивность, зависимость, запуганность, униженность, безопасность личности зависела от ее ничтожества). Оздоровление общества могло произойти лишь на основе жизнедеятельности людей. В XVIII в. Руссо, Вольтер, Дидро, Монтескье, Кант формируют современную концепцию либерализма и правового государства. Возрождается античная человеческая направленность правового мировоззрения. Ш. Монтескье считал, что частный закон должен зависеть от другого, более общего закона. К естественным законам человеческой природы он относит стремление к миру, желание жить в человеческом обществе; соединение доброй воли отдельных людей образует гражданское состояние общества. Положительным человеческим законом является справедливость. Ч. Беккариа провозгласил идею, что эффективность наказания зависит не от его жестокости, а от неотвратимости и быстроты исполнения; человек должен признаваться невиновным, пока суд не вынесет ему обвинительный приговор. Ученый придерживался гуманистических позиций. В 1776 г. в Декларации независимости Соединенных Штатов были сформулированы основоположения: все люди сотворены и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами — правом на жизнь, свободу и стремлением к счастью. В 1789 г., после победы Великой французской революции, была принята Декларация прав человека и гражданина. В ней говорилось, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Отношения в обществе могут регулироваться только таким законом, который основан на «природе человека». Гегель говорил о том, что человек должен найти в праве свой разум. Таким образом, раскрепощалась человеческая активность, поощрялась инициативность, предприимчивость, расширялась правовая компетентность. Преступны лишь предусмотренные законом деяния, наказание должно быть неотвратимым и соразмерным преступлению (в нашем случае — проступку, деликту). Все вышеперечисленное можно отнести к вопросу совершения человеком проступков, к объяснению его психического состояния, эмоциональных переживаний и чувств в момент совершения и после деликта. Захватываются глубинные струнки человеческой души, ее сущности. Просветительская философия права трактовала: каждый член общества должен признаваться как интеллектуальное, так и нравственное полноценное существо. За личностью должны быть признаны ее неотъемлемые права. Люди должны думать так, как они хотят, открыто выражать все, о чем они думают, свободно распоряжаться своими возможностями, собственностью. Личность несет определенную ответственность перед государством, а государство, в свою очередь, несет ответственность перед личностью. Сегодня необходимо позволить правительству действовать решительно, ответственно, самостоятельно, реализуя в полном объеме те полномочия, которые ему даны Конституцией и законами. Именно правительство должно взять на себя всю полноту ответственности за ход и результаты проводимых в стране реформ. С. С. Босхолов отмечал: «Актуальность проблемы установления порядка в обществе объясняется следующим комплексом политических и экономических причин: — унаследованные правовые институты и традиции власти все еще приспосабливаются для решения новых стоящих задач; — нарабатывается правовая база новых политических и экономических отношений; — строительство новой государственности осуществлялось в условиях имеющего место политического противостояния» [2; с. 9]. Деятельность всех государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан должна находиться в полном соответствии с Конституцией РФ. Государство устанавливает рамки допустимого поведения для субъектов административно-правовых отношений. Однако, несмотря на все имеющиеся достижения в этом направлении, сегодня остается еще очень много проблем, которые следует изучить и проанализировать. Деликтность, как и всякая социальная система, — это динамичный феномен, развитие которого обусловлено экономическими, социальными, организационными, моральными, правовыми и другими факторами. Многие граждане России считают правонарушения основными причинами развала экономики нашей страны, межнациональных конфликтов, задержек с выплатой заработной платы, пенсий пенсионерам, детских пособий, по сегодняшний день существует проблема устроить детей в детсад, ясли и пр. В этот период у одних граждан страны отмечалось психическое перенапряжение, повышенный уровень тревожности, нервозность, страх; безысходность, отчаяние — у других или же, наоборот, агрессивность, импульсивность, озлобленность — это действительно пришла беда, охватившая нашу страну в плотное кольцо нескончаемых проблем. Правонарушения «…тысячами нитей связаны с другими социальными явлениями и процессами, характерными для общества на данном этапе его развития, и в значительной степени являются зеркальным отражением многих их негативных сторон» [3; с. 17], [4; с. 66]. Таким образом, под административной политикой следует понимать: государственно-властную организацию противодействия административным правонарушениям, осуществляемого на основе административно-деликтного законодательства» [8; с. 26]. Главной формой выражения политики является закон. Административная политика получает свое закрепление в законе, в котором определяются основания административной ответственности, система и виды административных наказаний, признаки отдельных видов административных правонарушений, а также порядок производства по делам об административных правонарушениях. Однако при всех достижениях и несомненной ценности проведенных исследований учеными, внесшими мощный вклад в развитие науки деликтологии, существуют еще «белые пятна», которые необходимо изучить и исследовать. Так, на наш взгляд, недостаточное внимание уделено анализу основных фактов, обусловивших интеграцию достижений психологии в деликтологию (порой информация поверхностна, обрывчата, не полна). На рубеже XX — XXI вв. не определена роль и значение психологических знаний в аспекте дальнейшего развития общей теории деликтологии, не показано до сих пор соотношение между обусловленной практикой потребностью в психолого-деликтологических знаниях сотрудников ОВД и содержанием их профессиональной подготовки. Не изучен вопрос о деликтах, совершаемых самими сотрудниками ОВД, об их профилактике, предупреждении и борьбе с ними. Неизученным остается вопрос о деликтах, совершаемых несовершеннолетними правонарушителями и т. д. Многие известные нам работы в этой области в основном относятся к советскому периоду, написаны без учета изменившейся деликтологической обстановки и современного законодательства. Содержащиеся в них научные положения, рекомендации в известной мере устарели и не отражают специфики административных правонарушений сегодняшнего дня.

Список использованной литературы

1. Баранов П. П., Курбатов В. И. Юридическая психология: Учебное пособие. М., 2006. С. 12. 2. Босхолов С. С. Основы уголовной политики: конституционный, криминологический, уголовно-правовой и информационный аспекты. М., 1999. С. 9 — 10. 3. Лапшин М. А. Экономические факторы социальной профилактики правонарушений среди тунеядцев // Организационно-правовые и управленческие проблемы борьбы с правонарушениями среди лиц, ведущих антиобщественный паразитический образ жизни. Хабаровск, 1985. С. 66 — 74. 4. Лончаков А. П. Роль административной юрисдикции и деликтологии в борьбе с правонарушениями среди лиц, ведущих паразитический образ жизни // Организационно-правовые и управленческие проблемы борьбы с правонарушениями среди лиц, ведущих антиобщественный паразитический образ жизни. Хабаровск, 1985. С. 89 — 97. 5. Мышляев Н. П. Административная деликтология: Вопросы теории и практики. М., 2002. С. 26, 70. 6. Никулин М. И. Административная деликтология: концептуальные основы профилактики административных деликтов. Хабаровск, 2004. С. 17. 7. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. М., 1997. С. 9. 8. Шергин А. П. О концепции административной политики // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Материалы международной научно-практической конференции. М., 2003. С. 25. 9. Яхиел Н. Социология науки. М., 1977. С. 13.

——————————————————————

Название документа