Проблемы создания инновационно ориентированных обучающих компьютерных сред по налоговому праву

(Журавлева О. О., Исмаилова Л. Ю.) («Финансовое право», 2009, N 3)

ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ИННОВАЦИОННО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОБУЧАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕД ПО НАЛОГОВОМУ ПРАВУ <1>

О. О. ЖУРАВЛЕВА, Л. Ю. ИСМАИЛОВА

——————————— <1> Работа поддержана грантом.

Журавлева О. О., доцент кафедры финансово-правовых дисциплин Института актуального образования «ЮрИнфоР-МГУ», кандидат юридических наук.

Исмаилова Л. Ю., ведущий научный сотрудник Института актуального образования «ЮрИнфоР-МГУ» (г. Москва), кандидат технических наук.

Статья посвящена проблемам создания инновационно ориентированных обучающих компьютерных сред по налоговому праву, основным целям и задачам. Одной из основных целей реформирования юридического образования в современных условиях является обеспечение инновационного характера экономики. Однако инновации требуют надлежащего юридического сопровождения и налогового стимулирования. Для эффективной инновационной экономики требуются не только соответствующие хозяйствующие субъекты и соответствующий инвестиционный климат, который во многом зависит от системы налогообложения и администрирования. Юристы, способные системно применять действующее законодательство, не создавая искусственных барьеров и не прячась за ширмой правовой специализации, способные увидеть за нормой права не только конкретные юридические последствия, но и конкретных хозяйствующих субъектов, физических лиц, их потребности и цели, а также социальные аспекты применения нормы, становятся наиболее востребованными. Не отрицая роли и значения юридической техники, следует отметить необходимость изменения подготовки специалистов по налоговому праву, подготовки востребованных практикой специализаций и разработки собственно обучающих их сред. Как и знание азов любой профессии, юридическая техника должна быть освоена настолько глубоко, чтобы не становиться самоцелью и позволять максимально использовать имеющиеся у субъектов налоговые преимущества для обеспечения их нужд и стимулирования их деятельности. Тогда такое знание является необходимым, но и он не исчерпывает все цели правового регулирования и правоприменения. Подготовка современных, конкурентоспособных на внутренних и мировых рынках юридических кадров в немалой степени зависит от качества преподавания, уровня подготовки и правового мировоззрения самих преподавателей правовых дисциплин. Несмотря на активный и достаточно длительный всплеск интереса к налоговому праву, оно было и остается одной из специфических дисциплин, которые хотя и преподаются во всех юридических вузах, как минимум в рамках дисциплины финансового права, однако чаще всего, как показывает практика, так и остаются terra incognita для большинства выпускников юридических вузов. Как следствие, по окончании юридического факультета возникает необходимость в дополнительном образовании, что и реализуется в большинстве случаев в виде второго высшего образования, как правило, экономической специализации. Последнее редко способствует полному разрешению терминологического противоречия и иных коллизий, возникающих вследствие различных концептуальных подходов юридической и экономической науки. Современные требования к освоению такой отрасли права, как налоговое, предполагают такой уровень владения материалом, который позволял бы как самому выпускнику вуза, так и субъекту, в интересах которого ему предстоит действовать (работать), максимально реализовать на практике соответствующие конкурентные преимущества, в том числе скрытые. Речь в этом случае идет о возможных конкурентных преимуществах самых разных субъектов, коими может быть как само государство в целом, так и отдельные территории, налогоплательщики или их группы. Как показывают исследования развитых налоговых систем, отдельные категории налогоплательщиков могут быть выделены по отраслевому, социальному и иным основаниям, и в их интересах могут разрабатываться специальные налоговые стимулы. Образовательные курсы должны максимально сочетать возможности углубленной специализации с комплексным взглядом на налогообложение. Как отмечалось, не все юридические факультеты современных российских вузов включают базовую подготовку по налоговому праву, довольствуясь его фрагментарным освещением в рамках курса финансового права, в учебный план. Не все осознают специфику подготовки в рамках данной специализации. Преодолеть такое методологическое отставание, обусловленное как относительной молодостью самой дисциплины налогового права, так и ее вполне очевидной динамичностью, осложняемой различным и порой противоречивым толкованием действующего налогового законодательства Министерством финансов РФ и Федеральной налоговой службой, а также неоднородностью судебной практики, непросто. Создание новых инновационно ориентированных учебных и научно-исследовательских комплексов, которые бы обеспечили надлежащее качество образования и последующий компетентностный контроль, является в условиях нарастающего дефицита квалифицированных кадров наиболее приемлемым подходом. Остановимся подробнее на рассмотрении основных задач, которые должны быть решены при создании современных обучающих компьютерных сред по налоговому праву. Первая и наиболее значительная состоит в обеспечении средств для освоения и реализации интегрального подхода к исследованию налогообложения. Еще в начале века выдающийся российский юрист И. Х. Озеров писал, что «надо помнить, что финансы тесно связаны с другими сторонами общественной жизни, и не надо чуждаться экскурсий, иногда продолжительных, в смежные области знания, чтобы уяснить себе то или другое явление финансовой жизни» <2>. Без такого уяснения деталей из смежных отраслей знания специалист по налоговому праву будет в лучшем случае бесполезен, зачастую «решая» налоговые проблемы и создавая массу других для хозяйствующего субъекта. Отсутствие специалистов, способных решать налоговые проблемы комплексно, иллюстрирует анализ обширной судебной практики. ——————————— <2> См.: Наука о финансах. Курс И. Х. Озерова // Обзор преподавания коммерческого института. 1909/1910. М., 1910. С. 21.

Проблема отсутствия предметной связи между двумя или более правовыми дисциплинами не является сугубо специфической проблемой преподавания налогового права, однако здесь возникает особая сложность. Налоги в силу своего стимулирующего характера могут оказывать существенное влияние на поведение лиц участников различных сфер правовых отношений, хотят они того или нет. Например, установление льгот для семей при налогообложении доходов может сказаться на принятии решения по регистрации брачных отношений в установленном законом порядке. Установление вычетов по налогу на доходы в части расходов, направленных на образование или приобретение жилого помещения, может способствовать принятию решения продолжить образование, зарегистрировать брачные отношения, увеличить число детей в семье. В предпринимательской деятельности примеры влияния налоговых стимулов еще более очевидны, поскольку выбор территории ведения экономической деятельности, сферы и территории осуществления инвестиций в немалой степени зависят от конкретного налогового режима, в который попадет конкретный хозяйствующий субъект. Современные образовательные среды должны быть ориентированы на обучение выбору эффективного правового способа реализации субъектом своих прав. При этом должны учитываться возникающие у субъекта (а, возможно, в ряде случаев и у иных лиц, связанных с реализацией этого права) при их осуществлении налоговые обязанности. Кроме того, должны учитываться и налоговые обязанности, порядок их исполнения, возникающие вследствие реализованного права, в том числе с течением времени и возможным изменением статуса субъекта или иных условий. Например, при приобретении земли как у физического лица, так и у юридического лица возникает обязанность уплаты земельного налога в случае осуществления владения им в соответствующий налоговый период. Так, любая планируемая сделка по приобретению права собственности должна анализироваться с учетом необходимости нести впоследствии бремя собственности, в том числе уплачивать законно установленные налоги, с учетом потенциальных источников финансирования. Поскольку большие трудности возникают при выработке навыка анализа многих факторов в совокупности, одновременно имеющих место при осуществлении прав, то, несомненно, одним из основных требований к созданию образовательных сред является выработка и реализация подходов, обеспечивающих такую возможность, независимо от статуса субъекта учить выделять все налоговозначимые факторы при анализе ситуации, оценке налоговых последствий деятельности хозяйствующих субъектов с учетом фактических предоставлений, имевших место между субъектами. Опыт преподавания показывает, что даже после окончания профильных вузов большинство выпускников осуществляет почти всегда оценку налоговых последствий весьма однобоко, забывая о самих фактах предоставлений, не имевших документального оформления. Тому подтверждение судебная практика. Перестроить таким образом систему обучения налоговому праву представляет собой наиболее сложную задачу. Именно поэтому на смену весьма полезным обучающим системам тестового типа должны прийти моделирующие системы, ориентированные на выработку навыков интегрального анализа налогообложения, учитывающие фактор возможного многоаспектного рассмотрения ситуаций в предметной области и различные подходы к оцениванию фактических обстоятельств. Вторая не менее серьезная задача состоит в необходимости учитывать при подготовке юристов свойственный категории налоговых правоотношений и фактически гносеологически обусловленный конфликт интересов. Так, рядом исследователей отмечается, что самой целью существования налогового права в широком смысле слова является разрешение конфликта интересов государства и налогоплательщиков <3>. В условиях глобализации социальных процессов и экономик налоговое право выступает в качестве достаточно мощного инструмента международной политики. По сути, изменением условий налогообложения на своей территории государство может стимулировать отток/приток рабочей силы, капиталов, иных ресурсов из других государств и таким образом оказывать влияние на экономику и инвестиционный климат не только в своей стране, но и в других регионах. Аналогичный характер могут иметь как отдельные налоговые стимулы (в том числе отраслевые) в рамках общего налогового режима, так и реализуемые за счет введения специальных налоговых режимов. Таким образом может стимулироваться развитие отдельных эффектов (демографический, культурный, социальный и т. п.), а также отраслей и территорий, что, в свою очередь, может обусловливать развитие/упадок связанных с этим территорий и государств. По всей видимости, будущее за налоговыми системами, ориентированными на приобретение навыков комплексного анализа последствий установления и иных решений, принимаемых в налоговой сфере. ——————————— <3> По мнению итальянского исследователя Lupi, и налоговое право, и финансовая наука изучают одно и то же явление (феномен), но с различных точек зрения: в то время как первое регулирует конфликт интересов в сфере налогов, вторая изучает налоги с точки зрения экономики (экономической точки зрения). См.: Elementi di diritto tributario. Aggiornato al D. L. 93/2008 (Detassazione degli straordinari e abolizione dell’ ICI sulla prima casa). Edizioni giuridiche Simone. Arzano (NA). 2008. P. 7. Прим. пер. О. О. Журавлевой.

Адекватные инструменты налоговой политики позволяют согласовывать интересы государства с изменяющимися международными реалиями в экономической, политической и правовой сферах (шкала налогообложения, выделение взаимосвязанных групп налогоплательщиков, выделение амортизационных групп и др.). Гармонизация национальных налоговых законодательств государств и налогоплательщиков выступает в качестве средства балансирования интересов в различных сферах (например, в трудовой, семейной). В этой связи следует отметить международное значение налогового права и необходимость учитывать эти аспекты при формировании правового мировоззрения будущих юристов, в том числе и не ориентированных на последующую международно-правовую специализацию. Последнее предъявляет особые требования к созданию систем, учитывающих международные аспекты налогового права. По всей видимости, следует признать, что третья и наиболее существенная проблема создания инновационно состоятельных обучающих компьютерных средств по налоговому праву состоит в том, что в современной налоговой доктрине не выработаны методологические основания для полноценной системной реализации такого комплексного подхода. Не построены модели, позволяющие определить, а впоследствии и связать такие понятия, как интерес <4>, государственный интерес и принципы налогообложения. Невозможно осуществлять построение правовых моделей налогового стимулирования определенных групп налогоплательщиков, не определив их для целей налогово-правового регулирования, не закрепив соответствующей правовой дефиниции. Трудности вызывает и формализация содержания налоговой политики. Даже представление об элементах налогообложения не является устоявшимся ни в современной налоговой доктрине, ни в действующем законодательстве <5>. Данная проблема не является специфической для национальной налоговой системы и обостряется в связи с появлением новых способов осуществления деятельности, фиксации ее следов в реальном мире и фиксации прав обладания <6>. ——————————— <4> Гамбаров Ю. С. Добровольная и безвозмездная деятельность в чужом интересе вне договорного отношения и не по предписанию закона. Вып. I. М., 1879. Вып. I. Общественный интерес в гражданском праве. С. 195. <5> Так, законодательное определение понятия «объект налогообложения», закрепленное в ст. 38 Налогового кодекса Российской Федерации, существенно изменялось дважды с момента введения его в действие. См.: Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998, Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824, СЗ РФ. 2002. N 32. Ст. 3340 (далее по тексту — НК РФ); Федеральный закон от 09.07.1999 «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3487; Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3436. <6> Так, масса проблем у правоприменителя возникает в связи с развитием электронной коммерции.

Практически отсутствуют подходы, ориентированные на анализ динамических характеристик налоговых правовых систем. Зачастую проблема упирается в идентификацию самого субъекта налогового права, тем более что проблема сильно осложняется появлением большого количества субъектов с распределенным (в том числе транснациональным, транстерриториальным) характером деятельности некоторых субъектов, а также персонала с высокой степенью мобильности. Создание современных обучающих сред проактивного типа может иметь наибольший эффект именно в налоговой сфере. Система предугадывающих последствий и потребностей позволяет выработать навыки принятия правовых решений.

——————————————————————