Педагогический процесс в юридическом вузе (цикл материалов по вузовской педагогике)

(Бельский К. С., Зайцева Л. А.) («Юридическое образование и наука», 2009, N 1)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ (ЦИКЛ МАТЕРИАЛОВ ПО ВУЗОВСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ)

К. С. БЕЛЬСКИЙ, Л. А. ЗАЙЦЕВА

Бельский К. С., доктор юридических наук, профессор Российской академии правосудия.

Зайцева Л. А., кандидат юридических наук, преподаватель Московской государственной юридической академии.

Часть 1. Педагогический процесс в юридическом вузе: понятие, формы, методы обучения

Педагогический процесс в юридическом вузе: понятие и особенности. Высшее образование зародилось еще в XIII в. в Италии, где появились первые средневековые университеты, но о вузовской педагогике как о специальной отрасли знаний заговорили только в XX в. Сама педагогика (дидактика) как самостоятельная дисциплина первоначально находилась в составе философии и лишь в XVII в. выделилась как самостоятельная отрасль знаний, но при этом не включила в себя вузовское обучение. Даже выдающийся русский педагог К. Д. Ушинский полагал, что педагогика ограничивается главным образом средней школой. Он писал: «У педагогики очень широкое основание и очень узкая верхушка: дидактика первоначального обучения может наполнить томы; дидактика чтения лекций в университете может быть выражена в двух словах: «Знай хорошо свой предмет и излагай его ясно» <1>. ——————————— <1> Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 2. М., 1939. С. 118.

К сожалению, с этим мнением трудно согласиться. Школа — начальная, средняя и высшая — едина. У высшего учебного заведения в принципе те же цели, что у средней школы, хотя эти цели и задачи высшая школа решает на другом уровне. Сходство есть в главном, а именно в том, что процесс обучения предполагает две стороны: учителя и ученика в средней школе, преподавателя и студента — в высшей. Обучение в той и другой среде подчинено законам познания. На дидактическом уровне, где речь идет об обучении и воспитании, общие начала педагогики «в сущности едины для любой школы — высшей и средней» <2>. Поэтому вполне правомерно говорить о переносе наиболее фундаментальных дидактических принципов средней школы в педагогику высшей. ——————————— <2> Фарбер И. Е. Очерки вузовской педагогики. Саратов, 1984. С. 23.

Педагогическая деятельность в вузе, как и в средней школе, — одна из самых сложных областей человеческого труда. Но если студента педагогического вуза готовят к будущей работе учителя в школе, то студента-юриста педагогической деятельности не обучают, и, став преподавателем в юридическом вузе, он просто-напросто в своей работе воспроизводит деятельность бывших преподавателей, подражая всему хорошему, но и повторяя их ошибки. Преподавателю-юристу (профессору, доценту) для успешно выполнения стоящих перед ним задач недостаточно хорошо знать свой предмет. Он должен в той или иной степени обладать и педагогическим мастерством, хорошо понимать, что такое педагогический процесс, формы этого процесса, методы обучения студентов, методика чтения лекций, проведения семинарских занятий и т. д. Что же следует понимать под педагогическим процессом в высшей школе вообще, в юридической — в частности? Вот как определял педагогический процесс видный русский педагог П. Ф. Каптерев: «Обучение, образование, приучение, воспитание, развитие, наставление, увещевание, взыскание и другие подобные многочисленные слова обозначают различные свойства, стороны, средства и моменты одного большого целого — педагогического процесса» <3>. Это определение охватывает всю совокупность воспитательных и образовательных воздействий учителя на ученика и может быть распространено в известной степени на высшую юридическую школу с учетом ее особенностей. Под таким углом зрения педагогический процесс в юридическом вузе есть планомерное, систематическое и длительное образовательно-воспитательное воздействие преподавателя (профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента) на мышление и поведение студента в целях получения последним теоретических и практических профессиональных знаний для их применения в будущей трудовой деятельности: судебной, прокурорской, адвокатской, административной и т. д. Таким образом, педагогический процесс в юридическом вузе понимается как «двусторонний процесс», как процесс «двустороннего взаимодействия», как центральное образовательное правоотношение, в котором субъектами выступают преподаватель и студент. ——————————— <3> Каптерев П. Ф. Педагогический процесс. СПб., 1905. С. 1.

Представляется, что педагогический процесс в юридическом вузе характеризуют две особенности — возрастная и моральная. Возрастная проявляется в том, что у человека, совсем недавно переставшего быть школьником и абитуриентом, зачисленного приказом ректора в студенты вуза, соединяется в сознании представление о каком-то переломе, переходе из одной, детско-юношеской, жизни к другой — взрослой. И сама высшая школа, в свою очередь, исходит из уже других возрастных возможностей учащихся (студентов). Вследствие этого само педагогическое воздействие на студента в вузе осуществляется более корректно, уступая место, в отличие от средней школы, самостоятельной работе, которая дополняется самообразованием. Высшая школа «достраивает» личность уже взрослого человека и, профессионально обучая и подготавливая к трудовой деятельности, выпускает его в жизнь с дипломом <4>. ——————————— <4> См.: Загвязинский В. И., Гриценко Л. И. Основы дидактики высшей школы. Тюмень, 1978. С. 21; Сквирский В. Я. Как используются педагогические знания? // Вестник высшей школы. 1986. N 1. С. 12.

Моральная особенность проявляется в том, что в юридическом вузе в отличие от других вузов (например, технических) педагогический процесс имеет ярко выраженные нравственные акценты. В юридическом вузе проблема нравственного воспитания студентов особенно актуальна, так как лица, получившие диплом юриста, будут решать судьбы десятков, сотен и тысяч граждан, работая судьями, прокурорами, следователями и т. д. Нравственное воспитание в юридическом вузе осуществляется как самим обучением, так и поведением преподавателей. Если в основе вузовского обучения лежит отношение двух субъектов — преподавателя и студента, то это обучение должно быть строго воспитывающим, способствующим превращению человека разумного также и в человека справедливого, неприязненно относящегося к сомнительным связям и чуждого коррупции. Формы педагогического процесса в высшей школе. Педагогический процесс — многогранное динамическое явление. Еще в XIX в. крупный немецкий философ и педагог И. Ф. Гербарт обосновал положение, согласно которому педагогический процесс осуществляется одновременно в трех органически связанных между собой формах, к которым он относил: управление, обучение и нравственное воспитание. «Управление, обучение и нравственное образование — вот три существенных начала» <5>, на которых может быть основан и должен осуществляться педагогический процесс. Данное положение, выдержавшее проверку временем, сохраняет свою силу в наши дни и распространяется как на среднюю, так и на высшую школу. ——————————— <5> Гербарт И. Ф. Главнейшие педагогические сочинения. М., 1906. С. 37.

Несомненно, что центром педагогического воздействия на учащегося (студента) является не управление. Управление не есть обучение и воспитание, оно создает предпосылки для этих двух форм педагогического процесса, поддерживая внешний порядок и дисциплинируя учащихся (студентов). Центром педагогического процесса является обучение студентов профессиональным знаниям. Обучение в юридическом вузе есть овладение общими и специальными юридическими знаниями, а также необходимыми умениями и навыками. Знания являются главным результатом обучения. В средней школе это общие знания по русскому языку, истории, географии, математике, физике и т. д. В высшей школе это преимущественно профессиональные знания (юридические, медицинские, технические и т. д.). Если у студента нет соответствующей базы знаний, то «нет основы для развития мышления» <6>, приобретения умения и навыков; нет основы для проявления себя в будущей трудовой деятельности. При этом не нужно забывать, что обучение в вузе — это овладение профессиональными знаниями человеком, которого считают уже по возрасту взрослым. ——————————— <6> Блонский П. П. Избранные психологические произведения. М., 1964. С. 250.

Высшее учебное заведение — последнее звено в общей системе структур, состоящей из организованных обществом взрослых молодых людей для обучения соответствующим знаниями, для передачи этих знаний от поколения к поколению путем педагогического воздействия преподавателя на студента. Но обучение как образовательная категория решает свою задачу не только посредством передачи необходимой информации от преподавателя студенту. Обучение в вузе, особенно в юридическом, решает задачу дополнительную, а именно — задачу нравственного воспитания студентов-юристов. Оно выступает в роли «воспитывающего обучения». Если обучение в собственном смысле слова определяется как целенаправленный процесс передачи и усвоения определенного комплекса знаний, необходимых студенту для будущей профессиональной деятельности, то воспитание определяется как целенаправленный процесс приобретения студентами моральных качеств и свойств, реализуемых в его поведении и в его отношении к обществу. Однако давно уже было замечено крупными философами, педагогами, юристами и моралистами, что сам процесс обучения (познания) по своей природе является воспитывающим и делает обучаемого более нравственным, интеллигентным и гуманным. В истории педагогики на это свойство обучения обратили внимание философы Сократ и Ф. Бэкон, философ-педагог И. Ф. Гербарт, русский врач-педагог Н. И. Пирогов, теоретик права — вузовский педагог Л. И. Петражицкий. Названные мыслители сформировали как аксиому следующее педагогическое положение: «Умелое обучение есть уже et ipso и воспитание». Н. И. Пирогов писал: «…наука нужна не для одного только приобретения сведений… в ней кроется иногда глубоко, и потому для поверхностного наблюдения незаметно, другой важный элемент — воспитательный. Кто не сумеет им воспользоваться, тот еще не знает всех свойств науки и выпускает из рук своих такой рычаг, которым можно легко поднять большие тяжести» <7>. ——————————— <7> Пирогов Н. И. Замечания на отчеты морского учебного заведения за 1859 год // Избр. педагогические сочинения. М., 1953. С. 197.

Усвоение и понимание знаний студентами есть психологический процесс, преображающий постепенно их личность, облагораживающий их характер, делающий их более разумными и справедливыми в подходе к другим людям, способными сочувствовать и сострадать в их неприятностях и болях. По мнению Л. И. Петражицкого, вузовское образование есть такое изменение психики студента, такая метаморфоза, которая состоит в «аристократизации, в облагорожении и интеллекта, и характера человека» <8>. И еще важный штрих к сказанному. Учебный процесс воспитывает студентов и потому, что учеба — это большой труд. ——————————— <8> Петражицкий Л. И. Университет и наука. Т. 1. СПб., 1908. С. 335.

Как личность, преподаватель воспитывает студентов прежде всего своими знаниями. Большое значение имеет научная позиция преподавателя-лектора при рассмотрении юридических положений, его отношение к событиям жизни (например, при анализе фактов уклонения от уплаты налогов), научное мастерство излагать материал понятно и интересно. Кто хорошо преподает, тот успешно обучает и воспитывает. Но преподаватель воспитывает студентов не только знаниями и мастерством. Он не может относиться безразлично к своему внешнему виду, манерам, речи, если избрал профессию педагога. При этом заметим, что воспитательная сила личности преподавателя в учебном процессе действует не сразу, а постепенно <9>. ——————————— <9> См.: Кобыляцкий И. И. Дидактические основы учебного процесса в высшей школе (текст лекций). Одесса, 1972. С. 94.

Педагогический процесс в вузе в форме обучения и воспитания осуществляется не стихийно, а организованно и целенаправленно, т. е. посредством управления. Можно утверждать, что управление и обучение (воспитание) — неотделимые друг от друга формы. Применительно к образованию в масштабах государства правильно говорить о двух уровнях управления — аппаратном и дидактическом. Первый охватывает систему федеральных органов исполнительной власти, включающую в себя Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки; органы исполнительной власти субъектов Федерации и внутривузовское управление (конференция, ученый совет, ректор, проректора, деканы факультетов, директора институтов, заведующие кафедрами). Второй уровень охватывает управление педагогическим процессом, осуществляемое преподавателем при обучении им студентов. Об этом уровне достаточно выразительно сказала в свое время известный советский педагог Л. П. Буева: «Задача педагогики (и не только школьной) заключается в управлении процессом обучения и воспитания» <10>. ——————————— <10> Буева Л. П. Социология и педагогика // Проблемы социалистической педагогики. М., 1973. С. 134.

Управление подчиняется обучению (дидактике), которое является приоритетным элементом в педагогическом процессе, но в интересах человека, общества и государства направляет его и ставит в соответствующие правовые рамки. Правовую основу, на которой осуществляется управление высшим образованием в Российской Федерации, образуют: Закон РФ «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. с изменениями и дополнениями) <11>, Федеральный закон от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» <12>, Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) <13>, Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования <14>, Положение о государственной аккредитации высшего учебного заведения <15>, Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации <16> и др. ——————————— <11> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150; N 47. Ст. 5341. <12> СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4135. <13> СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1053; N 18. Ст. 1681 и др. <14> СЗ РФ. 1994. N 18. Ст. 2085. <15> СЗ РФ. 1999. N 49. Ст. 6006. <16> СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2562.

Управление конкретным высшим учебным заведением, его структурными подразделениями и непосредственное управление в процессе обучения и воспитания студентов осуществляется в соответствии с названными нормативными правовыми актами и принятым на основе этих актов уставом данного высшего учебного заведения, который утверждается учредителем, как правило Федеральным агентством по образованию. Главными документами, определяющими круг знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению в процессе обучения, являются учебный план и образовательная программа вуза, которые составляются в соответствии с государственными образовательными стандартами и выступают для руководства вуза, профессорско-преподавательского состава и студентов как «управляющее воздействие» сверху. Учебный план и образовательная программа составляются с учетом возможностей юридической науки, ее современной вооруженности, позволяющей осуществить обучение будущего специалиста юридическим знаниям и навыкам, необходимым не только самому студенту, но также обществу и государству <17>. Учебный план и образовательная программа ориентируют преподавателя на выбор той юридической информации, которую он может использовать в своей педагогической деятельности. Устав высшего учебного заведения говорит о педагогическом процессе, то есть о формах и видах усвоения этих знаний, и прежде всего об обучении. Так, Устав Московской государственной юридической академии указывает: «Учебные занятия в Академии проводятся в виде лекций, консультаций, семинаров, практических занятий, лабораторных, контрольных, курсовых, выпускных квалификационных работ, практики (ознакомительной, производственной и преддипломной) и иных форм занятий». Вместе с тем Устав Академии указывает и на управление как форму педагогического процесса, обращая внимание на то, что студенты овладевают знаниями под руководством профессорско-преподавательского состава. В п. 11 ст. 6 Устава Академии читаем: «Студенты обязаны: овладевать знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебным планом и образовательными программами высшего профессионального образования… исполнять приказы и распоряжения ректора, проректоров, деканов…». В Уставе есть раздел, трактующий ответственность студентов за нарушение установленных правил. Пункт 14 ст. 6 гласит, что в таких случаях «к студенту могут применяться следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, отчисление из Академии» <18>. ——————————— <17> См.: Дмитриева М. С. Управление учебным процессом в высшей школе. Новосибирск, 1971. С. 5 — 6. <18> Устав государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московская государственная юридическая академия». М., 2002.

К сожалению, в перечне лиц, чьи распоряжения обязаны исполнять студенты, отсутствует главная фигура высшего учебного заведения — преподаватель. А ведь это лицо, которое повседневно связано со студентами в процессе их обучения: осуществляет наблюдение за относительно крупной студенческой аудиторией, читая лекцию; контролирует на семинарских занятиях выполнение студентами заданий; руководит лабораторными работами и производственной практикой; осуществляет научное руководство при написании студентом дипломной работы и т. д. Анализ цитированных правовых норм свидетельствует о том, что при реализации вузом учебного плана и образовательной программы возникают образовательные правоотношения, в которых имеют место властное подчинение студентов деканату как управленческому звену вуза и преподавателю, требующему от студента овладения знаниями, выполнения в установленные сроки учебных заданий. Образовательные правоотношения типа «деканат — студент» являются аппаратными правоотношениями; образовательные правоотношения типа «преподаватель — студент» являются дидактическими. Но и те и другие представляют собой разновидность административных правоотношений. И те и другие придают обучению и воспитанию студентов наиболее оптимальные формы. Методы обучения (преподавания) в юридическом вузе. Для понимания метода обучения в юридическом вузе важно сразу указать на то, что метод обучения — это не фактическая педагогическая деятельность, а возможные способы ее применения. Например, преподавание теории государства и права на первом курсе предполагает применение в основном словесно-объяснительного метода обучения. Напротив, преподавание криминалистики требует использования не только словесно-объяснительного метода, но и метода использования технических средств. Приведенные примеры показывают, что с помощью метода обучения достигается тот результат, т. е. усвоение знания студентом, к которому стремится преподаватель вуза. Отсюда некоторые педагоги резонно определяют метод обучения как связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом педагогического процесса <19>. ——————————— <19> См.: Подласый И. П. Педагогика. Т. 1. М., 1999. С. 470.

Метод преподавания — это способ воздействия преподавателя на студента в целях усвоения студентом знаний по определенной юридической дисциплине. Для преподавателя вуза «недостаточно владеть материалом, нужно уметь сделать его достоянием студента» <20>. Как в средней, так и в высшей школе метод — это своеобразный инструмент в руках преподавателя, с помощью которого он может в одних случаях побуждать студентов самим находить решения (например, при решении задач по административному или уголовному праву), находить и понимать то, чему хотят научить их, а в других случаях студентам предлагаются готовые знания, как это бывает при чтении лекции. Следовательно, преподавателем вуза может использоваться целая гамма методов обучения или, что то же самое, «продуктивная система конкретных приемов работы» <21>. Недаром великий чешский педагог Я. А. Коменский полагал, что каждый человек способен к хорошему усвоению знаний, лишь бы для этого были подобраны правильные методы <22>. ——————————— <20> Державин Н. С. К вопросу о методах преподавания в высшей школе // Научный работник. 1926. N 5 — 6. С. 47. <21> Рубинштейн М. М. Основы общей механики. М., 1927. С. 28. <22> Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. М., 1939. С. 137, 206 — 263.

Назовем и охарактеризуем наиболее используемые в юридическом вузе методы преподавания. Словесно-объяснительный метод обучения. К наиболее важным и традиционным методам преподавания в высшей школе относится словесно-объяснительный метод. Живое слово преподавателя служит основным источником получения знаний для студентов, имеет огромную силу. «Сначала было слово», — сказал апостол Иоанн. На лекционном и семинарском занятиях, консультации, в беседе со студентом, выбирающим тему дипломной работы и составляющим план, преподаватель в процессе обучения использует главным образом слово. И студент, в свою очередь, выступая с докладом на семинарском занятии, отвечая на экзаменах, беседуя с научным руководителем при написании курсовой или дипломной работы, использует прежде всего слово. Слово как инструмент педагогического воздействия незаменимо. И. Е. Фарбер писал: «Технические средства обучения никогда не вытеснят слово педагога, да и многие технические средства основаны на слове, используют слово» <23>. Сказано правильно, но можно сказать шире: ни один из других методов обучения в вузе не сможет заменить словесно-объяснительный метод. ——————————— <23> Фарбер И. Е. Очерки вузовской педагогики. Саратов, 1984. С. 137.

При использовании преподавателем этого метода студенты приобретают знания в готовом виде. Словесно-объяснительный метод является важным и необходимым, ибо позволяет быстро, в сжатые сроки, в концентрированном виде сообщать студентам знания фактически по всем преподаваемым в вузе юридическим дисциплинам. Его знание особенно велико при преподавании теоретических дисциплин: теории государства и права, истории государства и права, конституционного права и т. д. Рассматриваемый метод преподавания интенсивно развивает восприятие студентами знаний, понимание чужих мыслей и идей и развивает собственное мышление студента. На первых курсах юридического вуза он может быть признан ведущим. Эффективность словесно-объяснительного метода резко повышается, когда он используется в сочетании с методом наглядного обучения. Метод наглядного обучения. Данный метод, наряду со словесно-объяснительным, является классическим методом обучения как в средней, так и в высшей школе. Использование наглядности в обучении имеет длительную историю. К ней прибегали за несколько веков до нашей эры в школах Китая, Египта, Греции, Рима и других стран древности. Теоретически наглядность в обучении была подчеркнута еще Аристотелем. Много ценных указаний по вопросу о наглядности сделали Я. А. Коменский и швейцарский педагог И. Г. Песталоцци. Последний признавал наглядность «безусловным фундаментом всякого познания» <24>. ——————————— <24> Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения. Т. 2. М., 1963. С. 147.

К сожалению, в практике вузовского обучения приходится встречаться с недооценкой роли средств наглядности и мнением, что схемы, портреты, кабинеты по дисциплинам годны для средней школы. В смысле возраста между школьником и студентом немало различий, но процесс овладения учебным материалом уравнивает их: и тот и другой усваивает знания, отобранные для учебного процесса. Эти знания нужно понять, запомнить, использовать при опросе, ответах на экзамене, а позже применить в жизни. И здесь психология овладения (восприятия и понимания) знаниями одинакова для всех. И школьник, и студент любят схему, начерченную мелом на доске, хорошо воспринимают экспонаты специализированного музея, с любопытством смотрят на портреты ученых, прославившихся большими открытиями и трудами. Короче говоря, взрослые учащиеся любят картину и схему не меньше, чем их любят учащиеся-дети. С педагогической точки зрения можно понять слова Наполеона: «чертеж лучше хорошего объяснения», имея в виду тот факт, что великому полководцу много раз перед своими маршалами приходилось набрасывать схему предстоящего сражения. Одним из многочисленных средств наглядности, легко применяемых и дающих непосредственный педагогический эффект, является схема. При использовании схемы — помещена ли она в альбоме или учебнике при изложении темы, является переносной или стационарной или нарисована мелом на доске при чтении лекции — удивительным образом сокращается работа мышления и ускоряется процесс понимания. Так, изображение финансово-правовых институтов (бюджетного устройства, налоговой системы и т. д.) в виде фигур и линий дает возможность студентам представить эти институты как в целом, так и по отдельным частям. И еще, использование преподавателем схемы позволяет студенческому уму перейти к работе, по характеру более приятной, даже развлекательной, что снимает усталость и создает атмосферу доверия между преподавателем и студентами. Важным средством широкого использования наглядных пособий в обучении студентов является кабинетная система, к сожалению, не получившая широкого распространения в высшей школе. В средней школе, как правило, имеются кабинеты русского языка и литературы, истории, физики, биологии и т. д. В юридических вузах функционируют в основном кабинеты криминалистики, которые имеют специальное оборудование. Своим оформлением и обстановкой они содействуют более быстрому переключению студентов с других занятий на занятие по криминалистике. Известны опыт создания кабинетов финансового права (Башкирский государственный университет) и административного права (Московская государственная юридическая академия), которые воспитывали у студентов интерес к соответствующей отрасли юридических знаний, а также являлись базой кружковой работы. Ценным в образовательном и воспитательном отношении способом обучения является проведение экскурсий. Этот способ характерен тем, что он непосредственно сталкивает студента с правовой действительностью. Например, в процессе изучения конституционного права большой познавательный эффект дает посещение студентами под руководством преподавателя заседания Государственной Думы Российской Федерации. В процессе проведения практических занятий по криминалистике студенты под руководством преподавателя могут посетить музей криминалистики и криминологии при областном (городском) управлении МВД России. Экскурсия должна быть хорошо подготовлена, и в этих целях преподаватель предварительно сам должен познакомиться с намеченным для изучения объектом. Эвристический метод обучения. Данный метод получил начало еще во времена древнегреческого философа Сократа. В древности эвристику называли словесным исследованием. Эвристический метод обучения можно определить как способ предоставлять студентам самим познавать явления путем выступления с докладами, решения заданных по теме задач и упражнений, ведения споров и дискуссий, но под руководством преподавателя. Вот как оценивал этот метод П. Ф. Каптерев: «Нельзя выдумать средства, более сильно возбуждающего умственную самодеятельность, как эвристическая форма обучения, ибо она как бы говорит ученику: мысли всегда настолько самостоятельно, насколько можешь» <25>. ——————————— <25> Каптерев П. Ф. Дидактические очерки. СПб., 1915. С. 125.

Эвристический метод, особенно хорошо применяемый на семинарских и практических занятиях, вносит в педагогический процесс высшей школы дух умственной деятельности, «мозговых атак» со стороны студентов и этим выгодно отличается от лекции, беседы на консультациях, где преподаватель каждое знание по определенной теме «разжевывает и кладет в рот студенту». Использование эвристического метода обучения может осуществляться в двух формах. Первая — элементарная, заключающаяся в том, что студенты решают заданные преподавателем задачи и упражнения, а затем на семинарских и практических занятиях анализируют и предлагают свои ответы. Анализ и решение задач применяются по большинству преподаваемых юридических дисциплин. Они имеют целью закрепление проработанных вопросов и обучение студентов целому ряду технических навыков и приемов, в частности умению использовать и анализировать нормативные акты как письменно дома, так и устно на семинарском занятии. При этом преподаватель для получения результата задает отвечающему студенту наводящие вопросы. При этой форме использования эвристического метода обучения студент сначала предлагает свои решения, высказывает свои мысли и суждения, каковы бы они ни были, а затем преподаватель дополняет их, разъясняет, поправляет допущенные неточности <26>. ——————————— <26> См.: Винкельман О. Дидактика как теория образования. Т. 2. М., 1908. С. 365.

Другая форма использования эвристического метода более сложная, более активная, состоящая в обсуждении студентами проблемных вопросов, поставленных преподавателем, в выступлении студента на семинарском занятии с докладом, рефератом, выполненным им самостоятельно. Такая форма обучения возникла в древнегреческих и римских школах, где сообщения учащихся сочетались с диспутами, комментариями и заключениями преподавателей. Проиллюстрируем сказанное примером. Семинарское занятие на тему «Административное правонарушение, его сущность и виды» преподаватель начинает с того, что приводит известное высказывание Ленина о том, что в социалистическом обществе с исчезновением частной собственности исчезнет основа для возникновения социальных эксцессов — административных правонарушений и уголовных преступлений. «Кто согласен с этим утверждением?» — обращается преподаватель к студентам. Приведенное высказывание шло вразрез с теми очевидными фактами, которые имели место в СССР. Кто-то из студентов, видимо, согласится с Лениным, другие же явно не согласятся. Но проблемная ситуация создана, и можно думать, что дискуссия начнется. При использовании словесно-объяснительного метода обучения (например, при чтении лекции) юридические знания могут быть быстро получены или «нахватаны» студентами, но слабо ими «переварены» и усвоены. При эвристическом методе обучения процесс усвоения знаний студентами подвигается вперед сравнительно медленно, но зато более прочно. Для преподавателя эвристический метод обучения основан на прав иле: «Не говорить ничего, что может сказать сам студент». Исследовательский метод обучения. Данный метод предполагает руководство преподавателя исследовательской работой студента при подготовке и написании последним письменного сочинения — доклада или реферата для выступления на семинарском занятии, курсовой или дипломной работы. В этом методе сливаются в одно целое обучение студента путем анализа какой-либо проблемы с задачами научного исследования. Как отмечал Н. И. Пирогов, существует «неразрывная связь научного начала с прикладным и учебным» <27>. ——————————— <27> Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. М., 1953. С. 392.

В исследовательском методе обучения наиболее полно проявляется активность и самостоятельность студента. Составление плана письменного сочинения, сбор материала, его сортировка и систематизация являются для студента не только источником познания, не только расширяют его кругозор, но и заставляют логически мыслить, использовать методы познания, в первую очередь формально-догматический или, как его называют по-другому, специальный юридический. Так, дипломная работа по юриспруденции обязывает преподавателя как научного руководителя ориентировать студента на изучение нормативных правовых актов по теме дипломной работы. Руководство творческой деятельностью студента — сложное дело, которое выражается в разнообразной помощи: в выборе темы сочинения, составлении плана работы, в подборе материала, в других подсказках, касающихся объема работы, ее структуры и т. д. Исследовательский метод обучения не выдуман, но развивался в процессе развития русской педагогической мысли. Наиболее основательно он разрабатывался и впервые был предложен профессором Б. Е. Райковым <28>, удержавшись в педагогической науке до настоящего времени. ——————————— <28> См.: Райков Б. Е. Исследовательский метод в преподавании естествознания и его современное положение // Исследовательский метод в педагогической работе. М.-Л., 1927. С. 6.

Метод использования в обучении технических средств. Использование технических средств в обучении студентов (кинофильмов, телевидения, компьютерных технологий) значительно расширяет познавательные возможности лекции, семинарского занятия и других видов педагогического процесса. Материал, подаваемый с использованием технических средств, вызывает у студентов повышенный интерес и лучше запоминается. Представляется, что до настоящего времени не утратила своего значения аудио — и видеозапись лекции. Зафиксированные таким образом лекции являются одним из средств сообщения студенту информации, которую он хотел бы заново прослушать. По-прежнему сохраняет свое значение учебное кино, которое является важным средством активизации учебного процесса. Обладая многими особенностями наглядного обучения, учебное кино отображает события в динамике, в процессе их движения на глазах у студентов. Практически в юридическом вузе учебное кино может использоваться не только преподавателями-криминалистами, но и преподавателями отраслевых кафедр (конституционного, административного, финансового права и др.) <29>. ——————————— <29> См.: Панайотов И. Г. Использование технических средств обучения в системе заочного юридического образования (опыт ВЮЗИ): Сб. научно-методических статей по правоведению. Вып. 3. М., 1981. С. 79 — 81; Сырых В. М. Введение в теорию образовательного права. М., 2002. С. 56.

Несомненно, что первенство в использовании технических средств обучения в юридическом вузе принадлежит кафедре криминалистики. На занятиях по криминалистике преподавателями демонстрируются технические средства, применяемые для предупреждения и расследования преступлений, например средства для обнаружения и изъятия следов (дактилоскопические порошки, дактопленка, кисти, лупы), микроскопы, фотоаппараты различных систем, чемодан следователя, ЭОПы, ультрафиолетовые и инфракрасные излучатели и т. д. Как отмечается в рекомендациях парламентских слушаний, проведенных Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 20 апреля 2001 г., передовые образовательные технологии, в частности компьютерные, позволяют повысить качество образования и в перспективе передать им определенную часть образовательных функций. В настоящее время преподаватель вуза при подготовке к лекции, семинарскому занятию, к предэкзаменационной консультации использует справочно-информационные системы «КонсультантПлюс», «Гарант», информационные ресурсы Интернета, в частности информацию, размещенную на официальных сайтах органов государственной власти и управления. Метод практического обучения. Данный метод в основном используется на старших курсах юридических вузов после изучения основных юридических дисциплин, предусмотренных учебным планом и образовательной программой вуза. Данный способ можно определить как совокупность способов обучения, имеющих целью дать студентам-юристам практические знания и навыки по избранной специальности. Так, студент, проходя практику в органах милиции, выполняет по специальности весь цикл работ, осуществляемый участковым уполномоченным; в органах суда — выполняет обязанности секретаря судебного заседания, приобретая при этом знания и навыки. Метод практического обучения в юридическом вузе охватывает широкий перечень педагогических воздействий преподавателя на студента — от практических занятий до прохождения практики в органах суда, прокуратуры, МВД России, в органах государственной власти и управления. Практические занятия основаны на работе студентов в учебных аудиториях с упражнениями, которые по содержанию представляют собой составленные преподавателем казусы, требующие для своего решения применения теоретических знаний и соответствующих нормативных правовых актов. Такие сборники упражнений (Практикумы) имеются по многим отраслям права. Проведение практических занятий является традиционным методом обучения в юридическим вузе. На практических занятиях вырабатываются и закрепляются необходимые навыки работы <30>. ——————————— <30> См.: Агеева Г. Н. Организация и проведение практических занятий по специальным юридическим дисциплинам со студентами-заочниками // Проблемы методики преподавания в заочном юридическом вузе. М., 2002. С. 71.

Одна из важнейших форм метода практического обучения — производственная практика, имеющая целью дать студентам практические знания и навыки по будущей юридической специальности. Производственная практика содействует закреплению и проверке полученных студентами теоретических знаний и нормативных правовых актов, умению применять их в практической деятельности в органах суда и прокуратуры и других правоохранительных органах. «Практика, — говорит профессор П. А. Лупинская, — дает возможность студенту восполнить и углубить знания, полученные при изучении теоретических курсов, приобрести определенные навыки, в частности в составлении процессуальных документов и деловых бумаг» <31>. ——————————— <31> Лупинская П. А. Производственная практика студентов в системе заочного юридического образования // Проблемы методики преподавания в заочном юридическом вузе. М., 2002. С. 98.

Впервые в России производственная практика была введена в учебных заведениях в конце XVIII — начале XIX в. Эта система, получившая название «русская школа практического обучения» <32>, была принята ведущими вузами США и стран Западной Европы. Прохождение производственной практики в юридических вузах является обязательным наряду с изучением теоретических дисциплин, нормативного правового материала и другими практическими работами, предусмотренными образовательной программой. Общее учебно-методическое руководство производственной практикой в юридических вузах осуществляют соответствующие кафедры. По окончании производственной практики студенты сдают отчеты о выполнении программы практики. Руководство практикой, ознакомление с отчетами студентов помогают выявить те вопросы, которые требуют более глубокого освещения в теоретическом курсе, ошибки, которые встречаются на практике, пути их предупреждения и преодоления. ——————————— <32> Зиновьев С. И. Производственная практика. Педагогическая энциклопедия. Т. 3. М., 1966. С. 533.

Таковы основные методы обучения в российской национальной системе высшего образования, в том числе в системе юридического образования. Не совсем правильно какой-либо метод обучения выделять как универсальный, так как каждый из них имеет важное значение, и все они только во взаимодействии дают педагогический эффект. При этом каждый метод тяготеет к какому-либо виду педагогического процесса: словесно-объяснительный метод — к лекционному виду учебных занятий, эвристический метод — к семинарскому занятию и т. д. Присоединение Российской Федерации к Болонской декларации в 2003 г. не привело к обезличиванию российской национальной системы высшего образования с ее методами обучения, которые складывались в нашей стране в течение нескольких столетий. В докладе Ассоциации европейских университетов, подготовленном на Пражской встрече министров образования в 2001 г., подчеркивается, что «Болонский процесс — это не «операция вторжения» в национальные системы, а источник информации о наиболее эффективных и адекватных в современных условиях путях развития высшего образования» <33>. ——————————— <33> Галаган А. И., Прянишникова О. Д. Анализ формирования европейской зоны высшего образования в соответствии с принципами и условиями Болонской декларации от 19 июня 1999 года (сборник авторских работ). М., 2004. С. 20.

——————————————————————