Развитие концепции прав человека в период отмирания феодализма, зарождения и развития капитализма (XVII — XVIII вв.)

(Стремоухов А. В., Миняйленко Н. Н.) («История государства и права», 2009, N 7)

РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРИОД ОТМИРАНИЯ ФЕОДАЛИЗМА, ЗАРОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА (XVII — XVIII ВВ.)

А. В. СТРЕМОУХОВ, Н. Н. МИНЯЙЛЕНКО

Стремоухов Алексей Васильевич, доктор юридических наук, профессор, Почетный работник высшего образования РФ.

Миняйленко Николай Николаевич, кандидат юридических наук, доцент.

В статье исследовано развитие идеи прав человека в XVII — XVIII вв., когда согласно законам и декларациям на основе естественно-правовой доктрины за индивидом, ранее всецело подчинявшимся воле суверена и зависевшим от него, признаются определенные свободы, сферы, находящиеся вне регулирования и вмешательства государства. Права человека явились ответом на потребности социально-экономического и политического прогресса. Они могли сложиться и сложились в качестве социального, а затем и юридического института лишь на рубеже эпох в результате борьбы между не сумевшим ответить на вызов своего времени феодализмом и приходящим ему на смену новым общественным строем — капитализмом. Решающим этапом в развитии прав человека были буржуазно-демократические революции XVII — XVIII вв., выдвинувшие принципы свободы и формального равенства. Последний стал основой универсальности прав человека, придал им подлинно демократический характер <1>. Утверждаемая в это время личная свобода оказалась адекватной капиталистическому способу производства, всей системе общественных отношений, которые не могли развиваться без лично свободного товаровладельца, будь то владелец рабочей силы или средств производства, собственность которого находится под защитой государства. Представляется, что именно в период зарождения и развития капитализма появились юридические понятия прав человека и прав гражданина, а также их обязанностей <2>. ——————————— <1> Общая теория прав человека / Рук. авт. кол. и отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 1996. С. 3. <2> Воеводин Л. Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. М., 1972. С. 36.

Потребности в экономическом развитии взорвали социальную структуру феодального общества. Теперь уже нет патриция и плебея, феодального сеньора и крепостного крестьянина, теперь разрушена цеховщина, и человек наконец обрел свою собственную личину, которая, однако, при ближайшем рассмотрении оказалась личиной буржуа-собственника, а личностью был признан буржуазный делец. Но свои идеалы общественного устройства буржуазия представляла в виде общечеловеческих. «Права человека» как общественное явление и их философское, политическое и юридическое обоснование сложились и развились в рамках естественно-правовой доктрины, элементы которой возникли много ранее (Аристотель, стоики, Ф. Аквинский) и которая идеологами буржуазных революций была лишена религиозной окраски и низведена с небес на землю. В новых исторических условиях первичным, естественным состоянием человека была объявлена его индивидуальная свобода, которая, как полагали сторонники естественно-правовой доктрины, только отчасти была ограничена вступлением в общественный договор и образованием государства. А права, присущие этому естественному состоянию, по их мнению, — это и есть права человека. Что же касается членства человека в государстве, то оно характеризуется правами гражданина. Таким образом, права человека тесно связаны с возрождением школы естественного права и ее доктриной. Это возрождение обычно связывают с именем выдающегося голландского юриста XVII в. Г. Гроция <3>, хотя и небесспорно <4>. Уже в самом начале своего знаменитого труда «О праве войны и мира» он писал о том праве, которое определяет отношения между многими народами или их правителями и которое имеет источником саму природу или установлено законами божескими или же введено нравами или молчаливым соглашением. Оно проистекает из внутренних, присущих человеку начал, сама природа человека есть мать естественного права <5>. ——————————— <3> Трубецкой Е. Н. Лекции по энциклопедии права. М., 1913. С. 55. <4> Новгородцев П. И. История философии права. М., 1897. С. 162 — 179. <5> Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются общественное право и право народов, а также принципы публичного права / Пер. с лат. А. Л. Саккети. Репринт с изд. 1956 г. М.: Ладомир, 1994. С. 46 — 57.

Теорию Гроция дальше развил его соотечественник, мыслитель-гуманист, голландский философ Б. Спиноза. Он утверждал, что есть права, которые вообще не могут быть отчуждены от индивида, например способность суждения, истинное познание Бога, право не свидетельствовать против себя, право на попытку избежать смерти и т. п. <6>. «Под правом природы, — писал он, — я понимаю законы или правила, согласно которым все совершается, т. е. самую мощь природы. И потому естественное право всей природы и, следовательно, каждого индивидуума простирается столь далеко, сколь далеко простирается их мощь. Значит, все то, что каждый человек совершает по законам своей природы, он совершает по высшему праву природы и имеет в отношении природы столько права, какой мощью обладает» <7>. ——————————— <6> Спиноза Б. Политический трактат // Избр. произв.: В 2 т. Т. 2. Госполитиздат, 1957. С. 290 — 297, 300 — 301. <7> Там же. С. 290.

В это же время в Англии активно работает еще один сторонник естественной школы права, известный философ Т. Гоббс. В своих главных работах «Основы философии» (1642) и «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651) он представил на суд публики целостную теорию происхождения государства из естественного состояния людей. В основу государства он кладет договор между людьми. Естественное состояние людей, считал он, — это «война каждого против всех» («человек человеку волк»). Поэтому люди для сохранения общего мира отказываются от части своих прав, перенося их на того, кто обязуется сохранить им свободное пользование оставшейся частью прав. Эту задачу берет на себя государство, союз людей, в котором все обязуются подчиняться воле одного. Кроме того, в работах философа выдвинуты смелые догадки по проблемам неотчуждаемых прав личности, народного суверенитета, разделения властей, восстания против тиранов и т. д. <8>. Работы Гоббса не всегда воспринимались властью. Его «Левиафан» в свое время был запрещен в Англии, а его перевод на русский язык был сожжен в 1868 г. ——————————— <8> Гоббс Т. Основы философии. Ч. 3. О гражданине // Соч.: В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989. С. 289 — 294; Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Соч.: В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1991. С. 260 — 280.

Ярким представителем теории естественного происхождения прав человека был Дж. Локк. В работе «Два трактата о правлении» (1690) он пишет: «Каждый человек… по природе свободен, и ничто не в состоянии поставить его в подчинение какой-либо земной власти, за исключением его собственного согласия» <9>. Как и все теоретики своего времени, Локк полагал, что из естественного состояния люди выходят из-за чувства страха, дабы обеспечить естественные права, равенство и свободу, защитить личность и собственность. В естественных свойствах индивида он усматривает первоначальное право и источник государственной власти. Право на жизнь и владение имуществом, свобода и равенство, по его мнению, не подлежат отчуждению ни при каких обстоятельствах, они служат границей для действий государства, переступать которую последнему запрещено. В случае нарушения государством неотчуждаемых прав мыслитель признавал право на восстание. Идеи Локка, вследствие их понятийной разработанности, активно воспринимались в странах, где складывался новый вид общественных отношений. ——————————— <9> Локк Д. Два трактата о правлении // Соч.: В 3 т. Т. 3. М.: Мысль, 1988. С. 33.

Особое место среди сторонников школы естественного права занимает юрист и политический мыслитель Ш. Л. Монтескье. В трактате «О духе законов» (1748) основной ценностью он назовет политическую свободу индивида, условиями обеспечения которой выступают справедливые законы и надлежащая организация государственности. Различия между индивидом как частным лицом и индивидом как гражданином — членом «публичной персоны» укажет Ж. Ж. Руссо в работе «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762). Его дуализм человека — члена гражданского общества и человека — гражданина государства позже ляжет в основу концепции прав человека и гражданина. Руссо сосредоточился на проблеме равноправия в законотворческой деятельности. Он полагал, что в обществе, учредившем государственную власть, права человека оказываются в зависимости от издаваемых ею законов. Поэтому право законотворчества должно принадлежать каждому гражданину в Народном собрании. Руссо определил закон как выражение общей воли большинства граждан, став основоположником волевой теории права. Закон мог притязать на повиновение лишь при условии, что каждый гражданин принимал участие в процедурах его обсуждения и голосования <10>. Как можно видеть, Руссо стал теоретиком прямого народного законотворчества. В XVIII в. это казалось утопичным. Зато в последние десятилетия XX в. и в начале XXI в. такая форма законотворчества, как референдум, стала довольно частым событием. ——————————— <10> Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права // Трактаты. М., 1969. С. 217 — 223.

В ряду пропагандистов естественного права в XVIII — XIX вв. нельзя не упомянуть имя И. Канта, величайшего немецкого философа. Кант еще более развил естественно-правовую интерпретацию прав человека. Он дополнил основания притязаний человека на признание своих прав. До него естественные права человека декларировались исходя из факта самого существования человека, факта его рождения. Однако философ дополнил учение о правах человека. Он считал, что как физическое существо человек подчинен законам природы, но как волевое существо он подчинен законам морального мира. Эти законы, по убеждению Канта, можно было сформулировать как императивы, т. е. побудительные, безусловные правила. Среди них к правам и обязанностям человека относились следующие: «Поступай согласно максиме, которая в то же время может иметь силу всеобщего закона»; «Поступай так, чтобы твоя свобода сочеталась со свободой других по общему закону свободы» <11>. Императивы равноценности объема свободы каждого человека Кант назвал естественным правом, под власть которого должны поставить себя каждое государство и законы, им издаваемые. В его трудах теория естественного права приобретает цельную, как бы законченную систему. Наиболее важное значение для создания системы естественного права имеет его работа «Метафизика нравов в двух частях». В ней ученый все право делит на: естественное право, покоящееся на одних только априорных принципах, и положительное (статуарное) право, вытекающее из воли законодателя. Права как способности обязывать других он делит на прирожденные и приобретенные права. Первые — это такие права, которые принадлежат каждому от природы независимо от какого бы то ни было правового акта; вторые — это права, для которых требуется правовой акт. Прирожденное мое и твое право, подчеркивал Кант, можно назвать внутренним, ибо внешнее всегда должно быть приобретено <12>. ——————————— <11> Кант И. Метафизика нравов в двух частях // Соч.: В 6 т. Т. 4. Ч. 2. М.: Мысль, 1965. С. 133. <12> Там же. С. 147.

Идеи естественного права активно проводились в жизнь и в XIX в. Одним из таких проводников был немецкий философ Л. Фейербах (1804 — 1872). В одном из его положений как в капле росы выражена суть естественного права: «Я живу не потому, что я имею право жить, но потому я и имею неоспоримое право жить, что живу. Право есть нечто вторичное». И далее: «Право первоначально не зависит от закона, а наоборот, закон зависит от права. Закон закрепляет только то, что является правом» <13> в самой жизни. ——————————— <13> Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. 1. М., 1955. С. 642.

Изучение работ представителей школы естественного права показывает, что ко второй половине XVIII в. Европа располагала цельной научной теорией прав человека. Лозунги прав человека (свобода, равенство, братство) стали ведущей идеологией революционных и освободительных движений XVII — XVIII вв., которая обосновывала смену государственной власти. Несмотря на многочисленные различия во взглядах представителей разных научных школ, к этому моменту на Западе в общих чертах сложилась классическая картина прав человека. Ее последние «штрихи» дополнились процессом конституционного закрепления прав человека во многих государствах. Таким образом, возрождение идеи естественного права и практика буржуазно-демократических движений Нового времени, имевших место в Голландии, Англии, США, Франции, а позже и в других странах, повлияли на достаточно высокий уровень юридических норм, которые раннебуржуазные государства были вынуждены провозгласить в качестве прав человека <14>. ——————————— <14> Глухарева Л. И. Права человека в современном мире (социально-философские основы и государственно-правовое регулирование). М., 2003. С. 136.

В отличие от законодательства периода раннебуржуазных государств, гарантировавшего отдельные права отдельным группам населения, в XVII — XVIII вв. появляются юридические акты, провозглашающие права и свободы, принадлежащие всем без исключения гражданам. Начинается второй этап истории прав человека — этап системного закрепления прав человека. При этом права именуются естественными, т. е. возникшими независимо от воли властей, и неотчуждаемыми, т. е. ставящими преграду произволу представителей государства. Именно с этого исторического этапа права человека постепенно начали оформляться в теперь уже самостоятельную отрасль права. Уже тогда они начали влиять на характер государства, поскольку ограничивали его всевластие по отношению к отдельному человеку. «Первооткрывателем» в области юридического закрепления прав человека и необходимом для их защиты разделении властей в период раннего капитализма была Англия. К периоду формирования буржуазного строя в Англии относится принятие Петиции о праве 1628 г. Закон возлагал на короля обязанности, которые призваны были защищать подданных от произвола королевской администрации. Слово «свободный» получило новый смысл в формуле «habeas corpus act’a». Она найдена в 1678 г., в такой момент, когда абсолютизм был уже побежден бесповоротно, хотя сам еще этого не сознавал. Содержание этого закона сводится к следующему. Всякий человек, арестованный без объяснения причины, или кто-нибудь другой, узнавший об этом, может требовать представления его в суд. Судья обязан под страхом штрафа предпринять следующие три действия: во-первых, отправить немедленно в место задержания «указ о habeas corpus», т. е. предписание о представлении к себе арестованного, во-вторых, потребовать объяснения причин задержания и, в-третьих, рассмотреть дело и постановить приговор. Хабеас корпус акт 1678 г., таким образом, ввел понятие «надлежащая процедура», установил гарантии неприкосновенности личности, принцип презумпции невиновности и другие важнейшие для защиты прав человека положения <15>. Компромисс между упрочившейся буржуазией и правящей верхушкой землевладельцев закрепил Билль о правах 1689 г. Он утвердил в Англии конституционную монархию. Билль отводил значительную роль парламенту, запрещал без его согласия приостанавливать действия законов, взыскивать налоги и сборы в пользу короны, содержать постоянную армию в мирное время. Наряду с этим Билль внес неоценимый вклад в развитие прав человека, установив свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных с петицией к королю. Акт об устроении 1701 г. учредил верховенство парламента в сфере законодательства, принцип несменяемости судей, запрет королевским министрам быть членами парламента. Эти нововведения стали возможны в связи с интенсивным развитием буржуазных отношений, усилением власти буржуазного сословия, требовавшего положить предел феодальному произволу и абсолютизму <16>. Желание каждого класса отстаивать свои нужды и потребности стало причиной зарождения в одной из самых жестких монархий мира демократических идей о правах человека. Другие нации по примеру Англии после победы над абсолютизмом вводили у себя такие же гарантии личной свободы <17>. ——————————— <15> Подробнее о Хабеас корпус акте см.: Виноградов П. Г. Государственный строй Англии // Политический строй современных государств. Т. I: Сб. статей. СПб., 1905. С. 231 — 235. <16> Лукашева Е. А. Права человека: понятие, сущность // Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 1999. С. 18 — 19. <17> Дживелегов А. К. Права и обязанности граждан в правовом государстве. М., 1906. С. 13 — 15.

В XVIII в. пришло время конституционных актов, последовавших за американской и французской революциями. Наряду со «свободами» от вмешательства государства стали закрепляться и права, которые могли быть реализованы только через позитивную (законодательную и исполнительную) деятельность государства. Немалый вклад в развитие идеалов свободы и прав человека внесли США. Идеи философов Древней Греции и Просвещения, в том числе учение о естественном праве, были развиты Т. Пейном и Т. Джефферсоном, лидерами буржуазно-демократической и антиколониальной революции. Трудно переоценить гуманизм Декларации прав Виржинии 1776 г., провозгласившей, что все люди по природе являются в равной степени свободными и независимыми и обладают определенными прирожденными правами, которых ни они, ни их потомки не могут лишиться. Декларация стала первым государственным определением прав человека, а значит, первым признанием государством значимости и независимости отдельного человека (индивида). К. Маркс, оценивая данный исторический документ, писал, что Америка — страна, «где возникла впервые… идея великой демократической республики, где была провозглашена первая декларация прав человека» <18>. Идеи Декларации прав Виржинии были развиты в Декларации независимости 1776 г., провозгласившей: «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода, стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются государства, черпающие свои законные полномочия в согласии управляемых». Право народа на восстание провозглашалось в Декларации не только как право, но и как обязанность, если народ оказывается во власти деспотизма. Но это право не распространялось на рабов и «дикарей», как называли индейцев. Положения Декларации независимости были закреплены в Конституции США 1787 г., к которой в 1789 г. были приняты 10 первых поправок, составившие Билль о правах, ратифицированный в 1791 г. <19>. ——————————— <18> Маркс К., Фридрих Э. Собр. соч. Т. 16. С. 17. <19> Лукашева Е. А. Права человека: понятие, сущность // Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 1999. С. 20.

Концепция естественных неотчуждаемых прав человека стала мощным фактором Великой французской революции, создавшей неоценимый по своей значимости акт — Декларацию прав человека и гражданина 1789 г. Декларация провозгласила, что люди рождаются свободными и равными в своих правах, что цель всякого политического союза — обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека: свободы, собственности, безопасности и сопротивления угнетению; презумпции невиновности, свободы совести, свободного выражения мнений, свободы печати, гарантии личных и иных прав граждан. Декларация, испытавшая влияние предшествующего опыта в области прав и свобод человека (в частности, англосаксонских традиций в составлении и принятии Биллей о правах, Декларации независимости США 1776 г., Конституции США 1787 г. и т. д.), в дальнейшем, в свою очередь, сама оказала огромное воздействие на процесс борьбы против феодализма во всем мире, за повсеместное признание и защиту прав человека и гражданина, за практическую реализацию идей правового государства. Она стала новой страницей в развитии правового равенства, в истории прав человека и гражданина, в движении к правовому государству. Все последующее развитие теории и практики в области прав человека и гражданина, правовой государственности, господства права так или иначе испытывало и продолжает испытывать на себе благотворное влияние этого исторического документа. Объективная истинность прав и свобод, сформулированных в этом акте, доказана исторической практикой, вследствие чего принципы и права стали частью содержания Всеобщей декларации прав человека (1948), пактов о правах (1966), а также вошли в содержание современных конституций, в том числе и Конституции РФ. Таким образом, на становление прав человека решающее влияние оказала естественно-правовая доктрина. Она провозгласила приоритет прав человека, сформулировала новое содержание взаимоотношений между человеком и властью и совершила революционный поворот в общественном сознании: индивид приобретает автономию, право на невмешательство государства в сферу свободы личности, очерченную законом, и получает гарантии государственной защиты в случае нарушения его прав и свобод <20>. Каждой ступени в историческом развитии права присуще свое представление о правах, свободе и несвободе человека. В этом смысле история права — это вместе с тем и история формирования представлений о правах человека <21>. Поляризация общества на различных этапах его развития (рабовладение, феодализм), своеобразие цивилизаций (европейская, азиатская и др.) не давали возможности правам человека вплоть до середины XX в. обрести признак универсальности на основе принципов свободы и формального равенства, получить современное звучание. ——————————— <20> Нерсесянц В. С. Философия права: Учебник для вузов. М., 1997. С. 21. <21> Там же. С. 107 — 109.

——————————————————————