О состоянии правовых исследований понятия «информационная функция государства»

(Устинович Е. С.) («Информационное право», 2009, N 1)

О СОСТОЯНИИ ПРАВОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПОНЯТИЯ «ИНФОРМАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА»

Е. С. УСТИНОВИЧ

Устинович Е. С., проректор по науке Курского института государственной и муниципальной службы, доцент, кандидат политических наук, соискатель сектора информационного права Института государства и права Российской академии наук.

В статье рассматривается состояние правовых исследований понятия «информационная функция государства». Автором исследуются понятия «информационная функция государства» и «информационно-коммуникативная функция государства». Обращается внимание на необходимость и актуальность унифицированного использования термина. В N 4 журнала «Информационное право» за 2008 г. опубликована статья Н. Н. Федосеевой «Информационная функция в системе функций государства». Это очередная статья в ряде научных публикаций, посвященных вопросу возникновения новой функции государства в современных условиях развития, когда информация уже приобрела колоссальное основополагающее значение и статус ресурса и воздействие информационно-коммуникационных технологий на общественные отношения носит кардинальный и глобальный характер. Как отмечает М. Кастельс, важнейшая и ключевая технология информационной эпохи — Интернет сегодня видоизменяет способ нашей коммуникации друг с другом, наша жизнь оказывается в сильной зависимости от Интернета и основные виды экономической, общественной, политической и культурной деятельности в масштабах всей планеты в настоящее время структурируются посредством Интернета и вокруг него <1>. В этой связи, на наш взгляд, вполне закономерно возникает необходимость некоего обобщения современных правовых исследований относительно информационной функции государства на современном этапе развития Российского государства. Все дело в том, что практически все авторы, которые в большей или меньшей степени исследуют данную проблему, как правило, опираются на соответствующие разработки ученых, занимающихся проблемами теории права. И это вполне справедливо. Так, многие из них вполне допускают, что в зависимости от все появляющихся в результате различных новых воздействующих на развитие государства факторов, важнейшими из которых сегодня являются, в частности, демократические преобразования и стремительно развивающиеся информационно-коммуникационные технологии, в системе функций государства могут возникать новые функции. ——————————— <1> См.: Кастельс Мануэль. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / Пер. с англ. А. Матвеева; под ред. В. Харитонова. Екатеринбург: У-Фактория (при участии изд-ва Гуманитарного ун-та), 2004. С. 17, 15.

Возросшая роль информации в социальном и в государственном управлении, стремительное развитие информационно-телекоммуникационного прогресса и достигнутый уровень информатизации органов государственной власти Российской Федерации дают основания современным ученым уже сегодня говорить о новой функции государства — информационной. Так, в частности, И. Ю. Никодимов <2> говорит об информационно-коммуникативной функции государства, Э. В. Талапина — об информационной функции государства <3>. Причем Э. В. Талапина в одном случае говорит о том, что сегодня можно вести речь о появлении условий для выделения и оформления специальной информационной функции государства. В другом случае — о том, что в современных условиях можно говорить об информационной функции государства <4>. Информационная функция государства, будучи общей, по мнению Э. В. Талапиной, проявляется в действиях государственных органов власти всех трех ветвей и выделяет в этой связи следующие направления ее реализации: ——————————— <2> См.: Никодимов И. Ю. Информационно-коммуникативная функция государства и механизм ее реализации в современной России (теоретический и сравнительно-правовой анализ): Дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.01. СПб., 2001. <3> См.: Талапина Э. В. К вопросу об информационной функции государства. URL: www. emag. iis. ru. <4> См.: Там же.

1) создание информации (условно ее можно назвать первичной) — государство непосредственно создает нормативные акты, информация для которых берется, разумеется, извне; 2) сопровождение информации, имеющей государственное значение. Прежде всего это специализированные подфункции учета, контроля, мониторинга; 3) открытость органов государственной власти для граждан; 4) сбор, обработка, охрана и защита информации, необходимой для реализации функций государства; 5) учреждение специализированных структур в сфере информации и регулирование их деятельности — СМИ, ТВ, радио, печатная продукция, архивы, библиотеки, культура, образование (массовая информация и распространение знаний); 6) информационный обмен между органами государственной власти (внутри госаппарата); 7) использование информации во внутренних интересах государства (для выполнения всех других государственных функций); 8) переработка информации и создание новой (решения исполнительной власти, судебных органов). А. Н. Головистикова считает, что развивающаяся информатизация общества, создание баз данных, всепланетных информационных систем, формирование всепланетного информационного пространства подталкивают к новой эволюции функций государств <5>, однако пока в качестве самостоятельной функции информационную функцию государства не выделяет. ——————————— <5> См.: Пиголкин А. С., Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А., Саидов А. Х. Теория государства и права: Учебник / Под ред. А. С. Пиголкина. М.: Юрайт-Издат, 2007. С. 144.

В среде ученых — правоведов и политологов возникают работы, посвященные информационной работе и информационной деятельности вообще и в государственной сфере в частности. Изучение данных трудов приводит пока только к одному существенному выводу. Сегодня нет единой точки зрения на то, что как явление возникла, существует и развивается новая функция Российского государства — информационная. Однако и противоположное не утверждается. Однако следует отметить также, что в последние годы стали появляться научные публикации, посвященные более глубокому исследованию информационной функции государства. В этой связи, как нам кажется, такого рода исследования постепенно становятся предметом более пристального внимания ученых, непосредственно занимающихся информационным правом. Таким образом, исследования информационной функции государства постепенно переходят от теоретиков права к специалистам-правоведам, занимающимся отраслевыми проблемами. Следует также отметить, что большинство современных исследователей стали употреблять в значительной степени термин «информационная функция государства». Хотя следует запомнить, что уже имеются и иные точки зрения. Так, например, в 2001 г. была защищена докторская диссертация И. Ю. Никодимовым «Информационно-коммуникативная функция государства и механизм ее реализации в современной России (теоретический и сравнительно-правовой анализ)» <6>. Думается, что все же полезным будет уже сегодня, в так называемом начале пути, в момент, когда наука информационного права проходит стадию своего становления и постепенного развития, выработать единую точку зрения на употребляемый термин. Так все же «информационно-коммуникативная функция государства» или «информационная функция государства»? ——————————— <6> Никодимов И. Ю. Информационно-коммуникативная функция государства и механизм ее реализации в современной России (теоретический и сравнительно-правовой анализ): Дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.01. СПб., 2001.

Отметим, что термин «информационная функция государства» употребляется учеными гораздо чаще и охотнее. Очень детально, четко и ясно содержание и сущность информационной функции государства определяет в статье «К информационной функции государства» Э. В. Талапина <7>. В частности, автор справедливо подчеркивает, что в современном обществе информация стала определяющим фактором, ускорившим процессы глобализации и интернационализации. Поскольку информация пронизывает все стадии деятельности государственных органов, постольку в современных условиях можно говорить об информационной функции государства и, следовательно, о значении информационной деятельности его органов. Специфика информации как ресурса влияет на «рассредоточенность» элементов информационной функции и смешение ее с другими направлениями государственной деятельности <8>. Тем самым автор высказывает свою позицию в пользу, как мы понимаем, так называемого обеспечивающего характера информационной функции государства. Думается, что с этим утверждением вполне можно быть солидарным. Так, действительно очень трудно определить те критерии, которые могли бы стать основанием для выделения информационной функции государства в качестве самостоятельной функции. Однако, с другой стороны, особенность и принципиальное отличие информационной функции государства как раз и состоит в том, что она в отличие от других функций государства имеет двойственную природу. То есть может выполнять не только «обеспечивающую» государственное управление роль, но и вполне самостоятельную. Вот здесь как раз, как нам видится, более уместным будет использование термина «информационно-коммуникативная функция», о которой говорит И. Ю. Никодимов. Ведь коммуникация — это «обмен информацией», что подразумевает под собой субъект-объектные отношения и обязательное применение принципа «обратной связи». А именно это сегодня и становится целью всей модернизирующейся системы государственного управления и проводимой в стране административной реформы. Не раз политические руководители страны на самом высоком уровне заявляли о насущной необходимости изменения старого забюрократизированного стиля взаимоотношения власти и граждан, общества в целом. При переходе на так называемое сервисное государство, предоставляющее гражданам и организациям услуги быстро, качественно, 24 часа в сутки и 7 дней в неделю, необходимо наладить взаимодействие государственных структур с гражданами и организациями, ту самую коммуникацию, т. е. взаимный обмен информацией, который сегодня носит неравноправный, далеко не партнерский и совершенно неравный характер, как того требуют принципы развития России как демократического общества. ——————————— <7> См.: Талапина Э. В. Указ. соч. <8> См.: Там же.

В статье «Информационная функция в системе функций государства» автор Н. Н. Федосеева предлагает широкое и узкое понимание информационной функции государства <9>. Его соотнесение, например, с точкой зрения И. Ю. Никодимова и Э. В. Талапиной как раз и подтверждает опять-таки терминологическую карусель. Так, в широком смысле речь идет об информационно-коммуникативной функции государства, а в узком — об информационной функции. ——————————— <9> См.: Федосеева Н. Н. Информационная функция в системе функций государства // Информационное право. 2008. N 4(15).

Как отмечал Г. В. Атаманчук, «мир давно вступил в этап технологической революции, и важно понять, осознать и использовать новые возможности… необходимо переосмыслить ряд сложившихся подходов» <10>. В этой связи «важно прежде всего добиться повышения мощности и управления всех видов, его способностей реально влиять на общественные процессы, сознание, поведение и деятельность людей. Для этого в качестве элементарной предпосылки стоит хотя бы осознать, понять, что же оно собой представляет, из каких элементов и в каких структурах состоит, как формируется и реализуется, в чем заключается его рациональность и эффективность» <11>. ——————————— <10> Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: Курс лекций. М.: Юр. лит., 1997. С. 16. <11> Там же. С. 18.

Все вышеизложенное приводит к мысли о том, что прежде, чем говорить о необходимости анализа сущности информационной функции государства с точки зрения ее включения в традиционно сложившуюся в теории государства классификацию функций государства, например, как это делает автор Н. Н. Федосеева в статье «Информационная функция в системе функций государства» <12>, следует определиться с самим понятием и уже далее постепенно решать проблемы теоретического и методологического характера относительно классификации функций государства на современном этапе его развития. ——————————— <12> Федосеева Н. Н. Указ. соч.

——————————————————————