Рецензия на диссертацию Д. Б. Занкина «Уплата налогов в Российской Федерации как институт налогового права», защищенную в диссертационном совете Д 310.001.02 при ГОУ ВПО «Российская таможенная академия» на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.14 (научный руководитель — доктор юридических наук, профессор А. Ю. Шумилов)

(Дугенец А. С.)

(«Налоги» (журнал), 2009, N 3)

РЕЦЕНЗИЯ НА ДИССЕРТАЦИЮ Д. Б. ЗАНКИНА «УПЛАТА НАЛОГОВ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ИНСТИТУТ НАЛОГОВОГО ПРАВА»,

ЗАЩИЩЕННУЮ В ДИССЕРТАЦИОННОМ СОВЕТЕ Д 310.001.02

ПРИ ГОУ ВПО «РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ» НА СОИСКАНИЕ

УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

12.00.14 (НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ДОКТОР ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК,

ПРОФЕССОР А. Ю. ШУМИЛОВ)

А. С. ДУГЕНЕЦ

Дугенец А. С., д. ю.н., профессор, заслуженный юрист РФ.

Тема подготовленной соискателем диссертации представляется актуальной в силу того, что отношения по уплате налогов играют важнейшую роль в финансовой системе государства. Соответственно, их сбалансированное правовое регулирование имеет важнейшее значение как с точки зрения пополнения бюджета, так и с точки зрения соблюдения прав налогоплательщиков.

Проблема сбалансированного разрешения конфликта публичных и частных интересов является сравнительно новой для российского права. В недалеком прошлом практически все спорные вопросы однозначно решались в пользу государства; соответствующим образом строилось и правовое регулирование общественных отношений. Смена парадигмы общественного развития породила новые подходы к решению данной проблемы. В Конституции Российской Федерации был провозглашен приоритет прав и свобод человека и гражданина. Указанный принцип положил начало коренному изменению всей системы правового регулирования взаимоотношений публичных образований и частных лиц.

Особенно ярко данная проблема проявилась в отношениях по уплате налогов, что предопределило повышенный интерес к ней не только со стороны научной общественности, но и со стороны практических работников в сфере налогового права. Поэтому в данной области поднимается и анализируется множество частных проблем налогообложения. Большинство работ специалистов-практиков посвящены вопросам исчисления отдельных налогов в конкретных ситуациях. В свою очередь, исследованию теоретических аспектов уплаты налогов, к сожалению, уделяется довольно мало внимания. В настоящее время отсутствуют научные работы, комплексно рассматривающие вопросы уплаты налогов в Российской Федерации. На взгляд автора, указанное явление недостаточно полно исследовано с позиций общей теории права. Кроме того, уплата налогов в науке налогового права не рассматривалась как системное явление с присущей ему внутренней структурой, не изучались его взаимосвязи с иными нормами права.

Итоги проведенного диссертационного исследования являются достоверными. Они приведены в положениях, выносимых на защиту, обстоятельно обоснованы в тексте работы и подкреплены ссылками на авторитетные источники, среди которых действующие нормативные правовые акты российского законодательства, статистические данные и труды отечественных ученых и юристов-практиков, т. е. достоверность результатов исследования обоснована солидным объемом эмпирического материала.

Обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертации, их научная достоверность также подтверждаются использованием для решения избранной проблемы общенаучных и специальных методов исследования: диалектического, аналитического, системного, проблемно-теоретического, структурно-юридического, формально-юридического, типологического, статистического. Сочетание указанных методов позволило наиболее качественно и эффективно решить поставленные задачи.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что разработанные автором теоретические положения развивают научное понятие системы налогового права как подотрасли финансового права; способствуют уяснению правовой природы уплаты налогов как самостоятельного правового института; его структуры и системно-функциональных взаимосвязей с иными институтами налогового права.

В целом проведенное исследование расширяет научную базу проблемы уплаты налогов в Российской Федерации, углубляет теорию налогового права, что позволяет использовать результаты диссертации в качестве основы для дальнейших разработок в данной области знаний.

Выработанные соискателем научные положения обогащают современную науку налогового права, позволяют более обоснованно подходить к систематизации налогового права, научному анализу иных институтов налогового права, а также оценке обоснованности правоприменительной практики тех или иных норм законодательства о налогах и сборах.

Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что работа ориентирована на использование ее материалов и основных результатов в процессе рассмотрения налоговых споров и разрешения вопросов о разграничении налоговой оптимизации и налоговых правонарушений. Соискателем глубоко проанализирована современная практика рассмотрения налоговых споров, выявлена ее недостаточная теоретическая обоснованность и сформулированы предложения по ее совершенствованию.

Заслуживает внимания, что во многих аспектах рецензируемая диссертация носит прикладной характер и готова к практическому использованию. В частности, комментарии соискателя к Постановлениям Пленума Высшего Арбитражного Суда России от 12 октября 2006 г. N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» и от 10 апреля 2008 г. N 22 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с применением статьи 169 Гражданского кодекса Российской Федерации» могут быть использованы в деятельности арбитражных судов, налоговых органов, а также налогоплательщиками при защите своих прав.

Отмечая достаточную теоретическую и несомненную практическую значимость диссертации Д. Б. Занкина, обращаем также внимание на умелое применение соискателем современных методов научного изучения юридических явлений и процессов.

Оценивая диссертацию как творческое, самостоятельное и полезное для развития российского законодательства о налогах и сборах исследование, отмечаем, что в ней содержатся обоснованные выводы и рекомендации, направленные на совершенствование арбитражной практики рассмотрения налоговых споров.

Данное научное произведение отвечает критериям, предъявляемым к диссертациям на соискание ученой степени кандидата наук Положением о порядке присуждения ученых степеней (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. N 74) (с изм. и доп. от 20 апреля 2006 г. N 227).

——————————————————————

Вопрос: Имеют ли право родители детей, посещающих дошкольные образовательные заведения, являющиеся структурными подразделениями организаций, созданных в форме открытых акционерных обществ или федеральных государственных унитарных предприятий, на получение компенсации, выплата которой предусмотрена ст. 52.2 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 5 декабря 2006 г. N 207-ФЗ)?

(«Арбитражный и гражданский процесс», 2009, N 4)

Вопрос: Имеют ли право родители детей, посещающих дошкольные образовательные заведения, являющиеся структурными подразделениями организаций, созданных в форме открытых акционерных обществ или федеральных государственных унитарных предприятий, на получение компенсации, выплата которой предусмотрена ст. 52.2 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 5 декабря 2006 г. N 207-ФЗ)?

Ответ: Согласно ст. 52.1 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 5 декабря 2006 г. N 207-ФЗ) (далее — Закон) учредители образовательных учреждений вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в указанных учреждениях (п. 1 ст. 52.1 Закона). Размер родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не может превышать 20 процентов затрат на содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении, а с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, — 10 процентов указанных затрат (п. 2 ст. 52.1 Закона).

В силу п. 1 ст. 52.2 Закона родителям (законным представителям) детей, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, выплачивается компенсация части родительской платы, фактически взимаемой за содержание детей в соответствующем образовательном учреждении. Размер компенсации составляет на первого ребенка 20 процентов от внесенной родительской платы, на второго ребенка — 50 процентов и на третьего ребенка и последующих детей — 70 процентов размера указанной родительской платы.

Таким образом, частичная компенсация фактически взимаемой родительской платы за содержание детей выплачивается тем родителям (законным представителям), чьи дети посещают государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

В соответствии со ст. 11.1 Закона государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.

Как предусмотрено ст. 12 Закона, образовательные организации, создаваемые в форме учреждения, могут быть созданы гражданами или юридическими лицами (частные учреждения) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственные или муниципальные учреждения).

Аналогичное положение закреплено п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Поэтому родители детей, посещающих дошкольные образовательные заведения, являющиеся структурными подразделениями организаций, созданных в форме открытых акционерных обществ, федеральных государственных унитарных предприятий права на получение компенсации, установленной ст. 52.2 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 5 декабря 2006 г. N 207-ФЗ), не имеют.

——————————————————————