Обзор всероссийского научно-методологического семинара «Проблемы преподавания истории государства и права в юридических вузах» (Москва, 16 февраля 2009 г.)

(Сафонов В. Е., Рубаник В. Е.) («История государства и права», 2009, N 9)

ОБЗОР ВСЕРОССИЙСКОГО НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО СЕМИНАРА «ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗАХ» (МОСКВА, 16 ФЕВРАЛЯ 2009 Г.)

В. Е. САФОНОВ, В. Е. РУБАНИК

Сафонов Владимир Евгеньевич, заведующий кафедрой истории права и государства Российской академии правосудия, профессор, доктор юридических наук.

Рубаник Владимир Евдокимович, главный научный сотрудник отдела теории и истории права и судебной власти Российской академии правосудия, профессор, доктор юридических наук.

Шестнадцатого февраля 2009 г. на базе Российской академии правосудия при участии журналов «История государства и права», «Российский судья» состоялся всероссийский научно-методологический семинар «Проблемы преподавания истории государства и права в юридических вузах». В работе форума приняли участие ведущие ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Казани, Ярославля, Самары, Курска, представители других российских научных центров. Открывая семинар, проректор по научной работе Российской академии правосудия, кандидат юридических наук, доцент Н. А. Тузов во вступительном слове отметил, что в настоящее время, несмотря на высокие конкурсы в высшие учебные заведения, готовящие специалистов юридического профиля, и на, казалось бы, благоприятную конъюнктуру, характеризующуюся интенсивными преобразованиями всей системы законодательства и потребностью общества именно в ученых-правоведах, нынешнее состояние российской юридической науки и юридического образования можно охарактеризовать как затянувшийся системный кризис. Наиболее серьезно в результате многочисленных реформаций в первую очередь пострадали фундаментальные дисциплины историко-теоретического блока — теория и история права и государства, а также публично-правовые отрасли — конституционное, муниципальное, административное право и целый ряд других отраслей. В этом отношении весьма важным, по мнению Н. А. Тузова, представляется анализ нынешнего положения дел и выработка таких методологических подходов к преподаванию истории права и государства в юридических вузах, которые позволили бы сделать историческую составляющую юридического образования более эффективной, повысить общую и историко-юридическую культуру студентов-юристов, вооружить их историческим опытом решения государственно-правовых проблем. Заведующий кафедрой истории государства и права Московской государственной юридической академии, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ И. А. Исаев (г. Москва) в своем докладе «История государства и права — открытая наука» обратил внимание на высказывание Х. Г. Гадамера, подметившего, что «с давних пор существовала теологическая и юридическая герменевтика, которая не столько носила научно-теоретический характер, сколько соответствовала и способствовала действиям научнообразованных судьи или священника» <1>. В этом отношении, считает И. А. Исаев, неотложной проблемой выступает необходимость повышения научного уровня преподавания истории права и государства, ибо только глубокий анализ, всестороннее осмысление эволюции государственно-правовых явлений в ходе лекционных, семинарских и других занятий позволят подготовить современного думающего юриста, способного адекватно реагировать на вызовы настоящего времени. Существенное значение имеет ознакомление студента с различными методологическими подходами к истории государства и права как науке и как учебной дисциплине. Известно, что отказ от архаичной периодизации по крупнейшим монархиям, сделанный в свое время Августином, привел к распространению идеи неуклонного исторического прогресса. Однако цель движения человечества, трактовавшаяся с позиций традиционной теологии, довлела над всеми разрабатываемыми системами истории государства и права, в результате чего склонения к фатализму или хаотичности дополняли и демпфировали друг друга. Уже у Гердера появляются мысли о человечестве как о постоянной естественной системе живых общественных сил наряду с констатацией наличия связей между целями народов и обстоятельствами их существования. Кант столкнулся со своеобразной невозможностью однозначно сопрягать детерминизм исторического процесса развития государства и права со свободой воли индивидуумов и свободой воли в событиях истории. Ф. Бэкон разрабатывал идею всеобщности исторического развития на основе сходности и аналогичности ряда процессов в различных государствах в разные времена. А. Шопенгауэр предлагал рассматривать историю как знание, но отказать ей как науке ввиду отсутствия в ней некоей субординации познанного и отвести лишь координирующую роль, полагая достоверным лишь самое общее. Гуссерль же говорит о постепенно прогрессирующей реализации единой цели человечества, Хайдеггер оперирует понятием основных процессов в судьбе народов и государств, Ортега-и-Гассет фокусирует внимание на поиске постоянных ингредиентов исторической реальности, Ясперс ищет самобытное и универсальное, сильное и великое в историческом потоке. Видимо, современный студент-юрист должен иметь основательную историко-правовую подготовку, уметь использовать опыт истории в современной жизни, заключил профессор И. А. Исаев. ——————————— <1> Гадамер Х. Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики / Пер. с нем.; Общ. ред. и вступит. ст. Б. Н. Бессонова. М., 1988. С. 38.

Главный редактор журнала «История государства и права», доктор юридических наук, профессор С. Б. Глушаченко (г. Санкт-Петербург) в докладе «Дуализм юридической и исторической составляющих при преподавании курса истории государства и права: к вопросу расстановки акцентов» сосредоточил внимание на проблеме соотношения юридизма и историзма в преподнесении студенческой аудитории государственно-правовой материи. Происходящая в современной России модернизация социальной системы, направленная в том числе и на обеспечение прав и свобод личности, протекает в специфических социокультурных условиях. Это вызывает необходимость обращения к историческому наследию российской правовой мысли. Эффективность функционирования правовой системы по обеспечению прав личности в конкретном обществе во многом зависит от учета его цивилизационных особенностей, генезис и трансформация которых должны быть тщательно проанализированы наукой права. Такой анализ предоставляет возможность на основе полученных данных, используя сравнительно-исторический метод, подготовить научную почву для определения роли прав личности в процессе смены социальных систем, что особенно значимо в нынешний переходный период в жизни российского общества. Главный редактор журнала «Российский судья», доктор юридических наук, профессор А. П. Фоков (г. Москва) в докладе «Повышение качества преподавания истории судебной власти в России и за рубежом» рассмотрел подходы отечественных и зарубежных преподавателей к изложению в ходе чтения соответствующих учебных курсов различных аспектов эволюции суда и судопроизводства. Была подчеркнута важность обращения к данной проблематике на настоящем этапе построения гражданского общества и социального, демократического, правового государства. Заведующий кафедрой истории права и государства Российской академии правосудия, доктор юридических наук, профессор В. Е. Сафонов (г. Москва) в докладе «Проблемы преподавания истории государства и права зарубежных стран» указал, что для оценки современного состояния и прогнозирования исторических перспектив государства и права зарубежных стран недостаточно иметь представление об общих закономерностях всемирного исторического развития, о тенденциях в становлении, изменениях и крушении крупнейших государственных и правовых систем. Необходимо также знать исторические формы отдельных государств, их механизм, функции важнейших государственных органов, их организацию, место и роль, а также зарождение, изменение и эффективность действия в конкретно-исторических условиях правовых институтов, значительных законодательных актов, влияние историко-правовых явлений на социально-экономические процессы, жизнь людей. Профессор МГИМО МИД России, доктор юридических наук Н. А. Колоколов (г. Москва) поставил во главу угла в докладе проблему изучения истории правосудия, методологического обеспечения посвященного ей курса. Познание исторической реальности кандидатам в судьи и судьям существенно может быть облегчено путем организации соответствующих форм обучения. Совершенствованию преподавания истории Российского государства и права с использованием возможностей теории модернизации был посвящен доклад профессора кафедры теории права и сравнительного правоведения Государственного университета — Высшей школы экономики, доктора юридических наук, профессора А. С. Тумановой (г. Москва). Некоторые аспекты методологии истории государства и права зарубежных стран и их учет в преподавании курса затронул в своем выступлении главный научный сотрудник отдела теории и истории права и судебной власти Российской академии правосудия, доктор юридических наук, профессор В. Е. Рубаник (г. Москва), отметив, что главным в изучении курса истории права и государства в юридическом вузе является формирование у студента-юриста специфического «исторического» мышления: выпускник с той или иной степенью детальности представляет схему исторических процессов трех основных изучаемых регионов мира — России, ведущих стран Западной Европы и США, а события современности вызывают у него ассоциации и аналогии с событиями прошлого. Вторая (по счету, но не по важности) составляющая цели обучения — умение находить источники информации, извлекать из них нужные данные и перерабатывать их в соответствии с конкретной задачей. И наконец, третье — необходимо формировать специфические исследовательские навыки, навыки работы с историческими источниками разных типов и эпох, что будит и развивает творческое начало у студента. Отдельным проблемам и некоторым особенностям преподавания истории государства и права зарубежных стран было посвящено выступление профессора кафедры истории права и государства Российской академии правосудия, доктора юридических наук, профессора Н. И. Хабибулиной (г. Москва), а вопросам изложения истории отечественного государства и права — профессора этой же кафедры, доктора юридических наук, профессора В. И. Афанасьевой. Заместитель главного редактора журнала «История государства и права», кандидат юридических наук, доцент В. Г. Румянцева (г. Санкт-Петербург) подвергла анализу взаимодействие учебной дисциплины и науки «История государства и права», сконцентрировав свое внимание на проблемах аберрации предмета в рамках социологического позитивизма. История права, с одной стороны, служит целям исторического толкования действующих юридических норм, с другой — преследует самостоятельную и более широкую теоретическую задачу причинного познания развития права. Исполняя первую задачу, история права выступает частью юриспруденции; в преследовании второй выходит за пределы последней и вступает в более широкую область обществоведения. Следуя общим правилам социологической методологии, история права выражает результаты своих изысканий юридическим языком. Наличность юридически конструктивного элемента составляет специфическую ее особенность, выделяя из общей истории. История права учит одной всегда забываемой истине: ни в одно время все право целиком не содержится в текстах законов. Только глубокое исследование всей историко-правовой картины может дать верные выводы <2>. ——————————— <2> Ehrlich E. Grundlegung der Soziologie des Rechts. Munchen und Leipzig. 1913. S. 383.

Изучение историко-правовых курсов в системе юридического образования дореволюционной России (XIX — начало XX в.) осветил декан юридического факультета, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Курского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент В. В. Захаров (г. Курск). О совершенствовании форм преподавания историко-правовых дисциплин в вузе вела речь профессор кафедры истории права и государства Российской академии правосудия, кандидат исторических наук И. П. Слободянюк (г. Москва). Взаимосвязь истории государства и права с теорией государства и права, историей политических и правовых учений проанализировал начальник кафедры государственно-правовых дисциплин Академии экономической безопасности МВД России, доктор юридических наук, профессор Ю. Е. Ширяев (г. Москва), а некоторые проблемы соотнесения истории государства и права и истории учений о праве и государстве осветила кандидат юридических наук С. А. Рубаник (г. Москва). Об использовании методологии «понимающей» социологии преподавания истории государства и права шла речь в материале профессора кафедры истории права и государства Российской академии правосудия, кандидата юридических наук А. И. Пашинского (г. Москва); о повышении эффективности преподавания историко-правовых дисциплин говорилось в сообщении доцента кафедры истории права и государства Российской академии правосудия, кандидата исторических наук С. А. Колунтаева (г. Москва); об использовании интерактивных методик в процессе преподавания истории государства и права — в докладе доцента кафедры истории права и государства Российской академии правосудия, кандидата юридических наук О. Ю. Булатецкого (г. Москва); о задачах и методологии преподавания истории государства и права в контексте современных реалий — в материале доцента кафедры истории права и государства Российской академии правосудия, кандидата юридических наук, кандидата исторических наук С. С. Згоржельской (г. Москва). Исторический подход к изложению темы «Источники (формы) права» отразил доцент кафедры истории права и государства Российской академии правосудия, кандидат юридических наук С. Г. Павликов (г. Москва). Сообщение аспиранта кафедры истории права и государства Российской академии правосудия А. А. Алдусевой (г. Москва) было посвящено рассмотрению истории права в качестве предмета исследования в зарубежных вузах, а соискателя данной кафедры С. Г. Трифонова (г. Москва) — анализу проблемы преподавания истории наследственного права в курсе истории отечественного государства и права. Особо следует подчеркнуть выступления ученых, представляющих филиалы Российской академии правосудия. Доцент кафедры общеправовых дисциплин Северо-Западного филиала, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, доцент А. А. Дорская (г. Санкт-Петербург) рассмотрела проблемы использования международного права в процессе преподавания истории государства и права, обратив внимание на все чаще высказывающуюся в современной науке точку зрения о необходимости пересмотра традиционных приоритетов в соотношении норм международного и национального права. Выработке единых критериев для учебной литературы по курсу «История государства и права в русле развития юридического образования в России: традиции и новации» посвятил свою речь кандидат исторических наук, декан факультета подготовки специалистов для судебной системы (юридический факультет) Казанского филиала Р. И. Хамидов (г. Казань). Влияние объективных факторов на зарождение и развитие государства и права подвергла анализу старший преподаватель кафедры общетеоретических правовых дисциплин Западно-Сибирского филиала А. И. Ананьина (г. Томск). Заведующий кафедрой общетеоретических правовых дисциплин Приволжского филиала, кандидат исторических наук, доцент И. В. Будцын (г. Нижний Новгород) предложил четко определить методологический подход в историко-правовых науках, который позволит нагромождение исторических и юридических фактов представить в систематическом, иерархически выстроенном и причинно обусловленном виде, понятном любому изучающему всеобщую историю государства и права. Заведующий кафедрой теории и истории права и государства Ростовского филиала, доктор юридических наук, профессор В. К. Цечоев (г. Ростов-на-Дону) затронул некоторые проблемы историко-правового краеведения как одной из приоритетных задач историко-правовой науки, ведь региональный компонент имеет значение для преподавания всего комплекса юридических дисциплин, особенно истории отечественного государства и права, истории политических и правовых учений, истории суда. Ряд ученых, которые по тем или иным причинам не смогли принять личное участие в семинаре, направили в его адрес свои материалы: ведущий научный сотрудник ИГП РАН, доктор юридических наук, профессор Л. Е. Лаптева; заведующий кафедрой теории и истории государства и права Российского государственного социального университета, доктор юридических наук, профессор В. Г. Пахомов; профессор кафедры теории права, государства и судебной власти Российской академии правосудия, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ Н. М. Золотухина; ведущий научный сотрудник Отдела теории и истории права, государства и судебной власти Российской академии правосудия, кандидат юридических наук, профессор Н. Н. Ефремова; профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Международного института экономики и права, доктор юридических наук, профессор А. И. Косарев; заведующий кафедрой теории и истории государства и права Уральской академии государственной службы, доктор юридических наук, профессор С. В. Кодан, заведующий кафедрой истории государства и права Уральской государственной юридической академии, доктор юридических наук, профессор А. С. Смыкалин; декан юридического факультета Волжского университета им. В. Н. Татищева, доктор юридических наук, профессор Р. Л. Хачатуров и многие другие. В заключительном слове ректор Российской академии правосудия, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный юрист РФ В. В. Ершов отметил, что существование любой науки и любой учебной дисциплины имеет исторический характер — они изменяются, развиваются, становятся не такими, каковыми они были прежде. Неисторическое восприятие науки вредно для ее функционирования и развития, оно способствует косности, догматизму. Наука, указал В. В. Ершов, являясь порождением той или иной цивилизации как социальной матрицы, может иметь различные особенности структуры, целей и способов познания, способов коммуникации между учеными: так, например, в одних цивилизациях система знаний является «закрытой». Сторонники такой системы считают, что истинное знание уже существует, оно изложено в каком-либо «Священном Писании» и нуждается лишь в правильном понимании, истолковании, передаче и защите от искажений. В других цивилизациях система знаний «открыта» для переосмысления, критики и дальнейшего роста. В таких системах разно — или инакомыслие воспринимается не как преступление, а как нормальное явление. И будет очень хорошо, если все это многообразие преподаватель сможет донести до студента, вооружить его историческим багажом, который поможет обоснованно и взвешенно, опираясь на уже имеющийся опыт, решать задачи, ставящиеся современностью. В. В. Ершов подчеркнул, что работа семинара была насыщенной, способствовала плодотворному обмену мнениями между историками государства и права, выработке ряда рекомендаций относительно совершенствования методологии и повышения качества преподавания историко-юридических дисциплин.

——————————————————————