Обзор нормативно-правового регулирования в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия, кинематографии, архивного дела, авторского права и смежных прав за 2008 год Министерства культуры России

(Редакционный материал)

(«Культура: управление, экономика, право», 2009, N 2)

ОБЗОР НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ,

ИСКУССТВА, ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, КИНЕМАТОГРАФИИ,

АРХИВНОГО ДЕЛА, АВТОРСКОГО ПРАВА И СМЕЖНЫХ ПРАВ ЗА 2008 ГОД

МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РОССИИ

Во исполнение плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2008 г., утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2007 г. N 1914-р, Министерством разработан и внесен в Правительство Российской Федерации проект Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления ответственности за нарушения законодательства о музеях и Музейном фонде Российской Федерации)». Законопроект направлен на установление правопорядка в части формирования Музейного фонда Российской Федерации и ведения Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации. За незаконное включение и незаконное исключение из Музейного фонда Российской Федерации музейных предметов и музейных коллекций будут установлены штрафные санкции, налагаемые на должностных лиц, осуществляющих соответствующие функции и полномочия.

В целях совершенствования законодательства в сфере охраны интеллектуальной собственности и в области лицензирования принят разработанный Министерством за отчетный период Федеральный закон от 4 мая 2008 г. N 59-ФЗ «О внесении изменений в ст. ст. 1 и 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». В соответствии с названным Законом уточнено положение подп. 86 п. 1 ст. 17 «Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия», Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», касающееся деятельности по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин (программ для ЭВМ), баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование указанных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора).

Министерством разработан с учетом замечаний соисполнителей проект Федерального закона «О внесении изменений в статьи 3 и 39 Закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (в части предоставления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по созданию условий для сохранения и развития традиционной народной культуры)».

В установленном порядке проводится процедура согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» (в части уточнения критериев национального фильма и введения системы электронного кинобилета). Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» разработан с целью совершенствования законодательства в сфере кинематографии по следующим направлениям: уточнение условий отнесения фильма к категории «национальный фильм» с учетом российского и зарубежного опыта; нормативно-правовое обеспечение внедрения и функционирования на территории Российской Федерации единой автоматизированной информационной системы сведений о показе фильмов в кинозалах.

С учетом предложений Министерства по изменению законодательства в области государственной поддержки кинематографии, а также в области размещения государственных заказов (в части производства и проката национальных фильмов) принят Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Статья 2 указанного Закона допускает государственное финансирование кинематографии путем предоставления субсидий из федерального бюджета в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Разработаны и направлены на согласование заинтересованным федеральным органам исполнительной власти Предложения по программной разработке проблемы обеспечения цифровым кинопоказом населенных пунктов Российской Федерации численностью до 500 тыс. жителей в 2010 — 2015 годах и Концепция использования механизмов государственно-частного партнерства в сфере кинематографии в 2009 — 2013 гг.

Разработан пакет документов, необходимых для осуществления государственного финансирования производства и проката национальных фильмов путем предоставления субсидий из федерального бюджета.

Проводится совместная с Комитетом Государственной Думы по культуре работа над проектом Федерального закона «О культуре».

Министерство принимает активное участие в подготовке проекта совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации С. Нарышкина от 20 марта 2008 г. N СН-П44-1662 разработан проект Постановления «О внесении изменений в Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. N 396 «О регистрации кино — и видеофильмов и регулировании их публичной демонстрации». Проект Постановления был подготовлен во исполнение пункта 4 раздела XV Протокола заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 23 мая 2007 г. N 64, а также в целях совершенствования законодательства в сфере кинематографии. Проект Постановления направлен на развитие положений ст. 5 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации».

Министерством в соответствии с разделом IV Протокола заседания Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 37 был подготовлен проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке выдачи разрешений (открытых листов) на право проведения работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия», направленный на реализацию Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» для внесения в Правительство Российской Федерации. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 1052 завершение работы над Положением передано в Росохранкультуру.

Внесен в Правительство Российской Федерации в установленном порядке проект Постановления Российской Федерации «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе». Проект предусматривает порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы объектов культурного наследия для включения и исключения их из Единого государственного реестра объектов культурного наследия.

Планом подготовки проектов актов, необходимых для реализации Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2007 г. N 1002-р (п. п. 14 и 15 Плана), предполагалась разработка двух проектов:

проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил ведения делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти»;

проект Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. N 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти».

Принято решение об объединении этих актов в одно Постановление «Об утверждении Правил ведения делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти». В настоящее время проект передан на заключение в Минюст России.

В проекте сохранены основные принципы и положения отечественного документоведения. Вместе с тем введены новые разделы и нормы, определяющие основные термины и понятия, применяемые в делопроизводстве федеральных органов исполнительной власти. Важным положением проекта являются нормы, определяющие состав службы документационного обеспечения управления.

Особое значение для реализации Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» имеет раздел, впервые раскрывающий особенности работы с электронными документами в федеральном органе исполнительной власти. В разделе прописаны основные нормы и требования к созданию электронного документа, согласованию, его подписанию, а также закреплены общие процедуры приема, отправки, регистрации, контроля исполнения электронного документа.

Проект в случае его принятия будет являться одним из первых нормативных правовых актов в части ведения делопроизводства, утвержденных Правительством Российской Федерации.

Во исполнение п. 3 раздела XVII Протокола заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 30 октября 2007 г. N 70 и в целях приведения актов Министерства в соответствие с действующим законодательством принят Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 3 сентября 2008 г. N 75 (зарегистрирован в Минюсте России 17 октября 2008 г. N 12481) «О внесении изменений в Приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 28 ноября 2007 г. N 1329 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным агентством по культуре и кинематографии государственной функции по ведению электронной базы данных всех перемещенных в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации культурных ценностей».

Разработан Регламент Министерства культуры Российской Федерации по исполнению государственной функции по выдаче удостоверений национального фильма и направлен для регистрации в Минюст России.

Направлен на государственную регистрацию Приказ Министерства от 3 февраля 2009 г. N 38 «Об утверждении Административного регламента Министерства культуры Российской Федерации по исполнению государственной функции по выдаче удостоверений национального фильма».

В целях реализации положений части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации и во исполнение поручения первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведева от 29 марта 2007 г. N ДМ-П7-1437 было разработано Министерством и принято Правительством Российской Федерации Постановление от 19 апреля 2008 г. N 285 «Об утверждении Правил выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений».

Положения Постановления определяют условия и порядок выплаты процентных отчислений за публичную перепродажу соответствующих оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений.

Нормы Постановления применяются, если:

— в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация;

— получателями вознаграждения за публичную перепродажу являются авторы оригиналов произведений либо их наследники;

— перепродажа является публичной, последующей за первоначальным отчуждением автором оригинала своего произведения и т. д.

В целях гармонизации законодательства и для учета мирового опыта в сфере публичной перепродажи оригиналов произведений изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений при разработке проекта была использована Директива ЕС N 2001/84/ЕС от 27 сентября 2001 г. о праве перепродажи в интересах автора оригинала произведения искусства.

Кроме того, в целях реализации положений части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации продолжается работа по согласованию проекта Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении размера вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях и Перечня оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения, а также порядка сбора, распределения и выплаты данного вознаграждения» и проекта Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении минимальных ставок авторского вознаграждения за отдельные виды использования произведений».

Министерством проведены мероприятия по реализации Федерального закона «Об автономных учреждениях».

Во исполнение абз. 4 п. 3 Протокола совещания у первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И. И. Шувалова от 16 июля 2008 г. N ИШ-П13-4пр проводится следующая работа:

— по подготовке и согласованию пакета документов по переводу федерального государственного учреждения культуры «Московская государственная академическая филармония» в автономное учреждение культуры. Утвержден и согласован План-график проведения мероприятий по урегулированию в установленном порядке имущественных и земельных вопросов федерального государственного учреждения культуры «Московская государственная академическая филармония»;

— по взаимодействию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам создания автономных учреждений культуры, в том числе путем изменения типа существующих государственных учреждений культуры. Ежеквартально ведется мониторинг о ходе работ в субъектах Российской Федерации по созданию автономных учреждений культуры, в том числе путем изменения типа существующих государственных учреждений культуры. Результаты мониторинга направляются в Минэкономразвития России для сводного доклада в Правительство Российской Федерации.

В 2008 г. Министерством были подготовлены документы и проведены необходимые согласования в установленном порядке по отнесению к ведению Министерства государственного учреждения культуры «Всероссийский историко-этнографический музей» г. Торжок (распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2008 г. N 1773-р).

В 2008 г. Министерством была продолжена работа по обновлению договорно-правовой базы международного сотрудничества. Были подписаны межведомственные документы (соглашения, протоколы, программы) с Азербайджаном, Молдовой, Латвией, Таджикистаном, Туркменистаном, Польшей, Францией, Италией, Финляндией, Китаем, Индией, Японией, Бахрейном. Практически со всеми нашими основными партнерами имеются либо межправительственные, либо межведомственные соглашения и программы.

Проводилась работа по подготовке и согласованию межправительственных и межведомственных документов по культурному сотрудничеству с Германией, Эстонией, Литвой, Кубой, Мексикой, Чили, Португалией, Республикой Корея, Индонезией, Монголией, Словакией, ЮАР, Эфиопией, Сенегалом.

Завершено согласование текста Межправительственного соглашения о сотрудничестве в области культуры между Россией и АСЕАН.

Министерство инициировало и активно участвовало в согласовании и доработке Соглашения о совместном фильмопроизводстве и Положения о придании статуса «национальный фильм» фильмам совместного производства. Осенью 2008 г. на Совете глав государств — участников СНГ состоялось его подписание.

В части нормативно-правового регулирования международного сотрудничества в сфере культуры Министерство в 2008 г. осуществляло следующую деятельность.

Во исполнение п. 2 раздела I Протокола заседания Правительственной комиссии по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности, ее правовой охране и использованию от 19 апреля 2007 г. N 1 организовано заседание российско-американской рабочей группы по интеллектуальной собственности в г. Москве (Россия), а также участие в организации очередного заседания российско-американской рабочей группы по интеллектуальной собственности в г. Вашингтоне (США).

Подготовлен пакет документов, необходимых для присоединения Российской Федерации к Договору ВОИС по авторскому праву, принятому Дипломатической конференцией по некоторым вопросам авторского права и смежных прав в г. Женеве 20 декабря 1996 г., и принято распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 1052-р «О присоединении Российской Федерации к Договору Всемирной торговой организации интеллектуальной собственности по авторскому праву, принятому Дипломатической конференцией по некоторым вопросам авторского права и смежных прав в г. Женеве 20 декабря 1996 года».

Основные положения Договора направлены на укрепление действующих международных соглашений в области авторского права и их дополнение для сферы цифровых технологий.

К важнейшим ожидаемым результатам присоединения Российской Федерации к Договору относятся:

— повышение уровня охраны прав российских авторов произведений науки, литературы и искусства за рубежом;

— содействие международному сотрудничеству в области авторского права.

Подготовлен пакет документов, необходимых для присоединения Российской Федерации к Договору ВОИС по исполнениям и фонограммам, принятому Дипломатической конференцией по некоторым вопросам авторского права и смежных прав в г. Женеве 20 декабря 1996 г. и принято распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 998-р «О присоединении Российской Федерации к Договору Всемирной торговой организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам, принятому Дипломатической конференцией по некоторым вопросам авторского права и смежных прав в г. Женеве 20 декабря 1996 года».

Основные положения Договора направлены на укрепление режима охраны, созданного действующими международными соглашениями в этой области.

Также следует отметить, что Договор вводит ряд положений, касающихся особенностей охраны смежных прав в цифровой среде.

К важнейшим ожидаемым результатам присоединения Российской Федерации к Договору относятся:

— повышение уровня и эффективности охраны прав исполнителей и производителей фонограмм;

— сохранение баланса прав исполнителей и производителей фонограмм и интересов широкой публики, в частности, в области образования, научных исследований и доступа к информации;

— содействие международному сотрудничеству в области смежных прав.

——————————————————————