О механизме реализации воспитательной функции гражданско-правового регулирования

(Рыбаков В. А.) («Гражданское право», 2009, N 2)

О МЕХАНИЗМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

В. А. РЫБАКОВ

Рыбаков Вячеслав Александрович, профессор кафедры гражданского права и процесса Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина, доктор юридических наук.

Уяснение основных принципов гражданского права, по мнению автора, имеющих ярко выраженный воспитательный оттенок, как и уяснение других структурных элементов воспитательной функции гражданско-правового регулирования, способствует формированию правовой убежденности, уважительного отношения к закону, выбору гражданами правомерного варианта поведения, а в конечном счете — достижению такого качественного результата, как развитие оценочно-установочных элементов правосознания <*>. ——————————— <*> Ключевые слова: функции права, правовые функции, гражданско-правовые функции, воспитательная функция права, механизм реализации функций.

The author believes that understanding of fundamental principles of civil law having educational features as well as understanding of other structural elements of educational function of civil-law regulation promotes formation of legal assurance, respectful stance on the law, choice by the citizens of lawful behavior and at the end — achievement of such qualitative result as development of evaluative and establishing elements of legal conscience <**>. ——————————— <**> Rybakov V. A. On mechanism of realization of educational function of civil-law regulation.

Вначале о понятии «реализация функций права». Заслуга в его разработке принадлежит Т. Н. Радько, сделавшему следующий вывод: «Реализация функций права означает достижение целей той или иной функции, претворение ее в жизнь, выполнение правом своей социальной роли» <1>. В современных публикациях Тимофей Николаевич отмечает, что без реализации функций не может решаться ни одна из задач, стоящих перед правом. Функции всегда направлены на их решение <2>. Другими словами, реализация функций права означает реализацию социального назначения права, в том числе и воспитательного. ——————————— <1> Радько Т. Н. Методологические вопросы познания функций права. Волгоград, 1974. С. 93. <2> См.: Теория государства и права: Учебник / Под ред. В. Я. Кикотя, В. В. Лазарева. М., 2008. С. 295.

В последнее время интересное исследование указанного понятия проводил А. И. Абрамов, причем в соотношении с понятием «реализация права». На наш взгляд, он обоснованно приходит к выводу, что реализация функций права представляет собой более сложный процесс, чем реализация норм права. Дело в том, что «помимо общих стадий, присущих одновременно процессам реализации права и реализации функций права, для последнего характерно, во-первых, наличие стадии установления меры возможного и должного поведения (начальный этап процесса реализации функций права); во-вторых, осуществление социального назначения права, достижение целей той или иной функции как необходимый элемент и окончательный этап процесса. Последняя стадия выражает существо реализации функций права и является главным признаком, отличающим данную категорию от реализации права (норм права)» <3>. Данное концептуальное положение мы и будем иметь в виду, анализируя механизм реализации воспитательной функции гражданско-правового регулирования. ——————————— <3> Абрамов А. И. Понятие реализации функций права. Соотношение понятий «реализация права» и «реализация функций права» // Правоведение. 2006. N 3. С. 188 — 189.

Прежде всего следует отметить одно важное обстоятельство, непосредственно влияющее на эффективную работу указанного механизма. Речь идет об интересах и потребностях, являющихся стимулирующим и воспитательным фактором поведения людей. Интересы, выраженные в нормах гражданского права, выступают средством удовлетворения потребностей граждан. Об этом писали классики российской цивилистики. Так, Вениамин Петрович Грибанов отмечал, что «интерес — это и потребность, принявшая форму сознательного побуждения и проявляющаяся в жизни в виде желаний, намерений, стремлений, а в конце концов в тех отношениях, в которые вступают лица в процессе своей деятельности» <4>. ——————————— <4> Грибанов В. П. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2000. С. 240. См. также: Мейер Д. И. Русское гражданское право: В 2 ч. М., 2000. С. 38 — 41.

Интерес является целью субъективного права и опосредуется в субъективном праве. Не случайно и в законодательстве (п. 2 ст. 1 ГК РФ) закреплено, что граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права в своем интересе. Будучи осознанными, интересы оказывают непосредственное влияние на волевое целенаправленное поведение граждан, на формирование их гражданско-правовой активности. Как это конкретно происходит при реализации воспитательной функции? Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо проанализировать сущность воспитательной функции гражданско-правового регулирования <5>, раскрыть ее структурные элементы и в целом механизм реализации этой функции. ——————————— <5> См.: Рыбаков В. А. О функциях гражданско-правового регулирования // Гражданское право. 2009. N 1. С. 11 и сл.; Он же. Проблемы формирования гражданско-правовой активности. Уфа, 1993. С. 18 — 26.

Несколько слов о содержательной стороне структуры воспитательной функции, характеризующей ее сущность, отличительные признаки и свойства. Содержание рассматриваемой функции состоит в способах воспитательного воздействия правового регулирования на сознание и поведение людей, а в конечном счете — на общественные отношения. В связи с этим И. Е. Фарбер отмечал, что содержание воспитательной функции права «отвечает на вопрос, кого воспитывает право и как оно это делает, механизм воспитательного воздействия» <6>. ——————————— <6> Фарбер И. Е. Воспитательная функция советского права // Государство и коммунизм. М., 1962. С. 126.

Указанное воздействие тесно связано с действием метода гражданско-правового регулирования, поскольку содержание воспитательной функции обусловлено специфическими чертами правового регулирования. По характеру направленности регулирования гражданское право является преимущественно дозволительной отраслью. Как справедливо отмечает Вениамин Федорович Яковлев, главным результатом регулирующего воздействия гражданского права является не наложение запретов и не обязывание, а наделение определенным правом. Правонаделительная направленность и правонаделительное воздействие — наиболее существенная черта гражданского права. Вот почему основным результатом гражданско-правового регулирования выступает правообладание. Что примечательно, правообладание субъектов гражданского права выступает как результат не правонаделения сверху по чьей-либо воле, например по воле государства, а правоприобретения, т. е. собственных действий самих субъектов гражданского права <7>. ——————————— <7> См.: Яковлев В. Ф. Экономика. Право. Суд. М., 2003. С. 46 — 49.

В связи с этим можно констатировать, что «секрет» воспитательной силы правонаделения состоит в том, что мощным стимулом правомерного поведения гражданина служат не принуждение и не страх, а его сознательное стремление к осуществлению субъективного права, приобретенного добровольно в целях удовлетворения имущественных потребностей и интересов. В воспитательном воздействии правонаделения, дозволения решающая роль отводится интересу как побуждению к совершению действий, связанных с приобретением субъективных гражданских прав. В правовоспитательной работе необходимо всесторонне раскрывать дозволительный, правонаделительный характер гражданско-правового метода, акцентируя внимание на его особый способ воздействия на сознание и формирование гражданско-правовой активности субъектов. Здесь наглядным примером является наделение граждан правом собственности, служащим основой других имущественных прав (право наследовать и завещать имущество, заниматься предпринимательской деятельностью, совершать любые законные сделки и т. д.). Так, осуществление права распоряжения имуществом, являющегося элементом содержания права собственности, лежит в основе различных обязательств. Право собственности является основным юридическим средством, позволяющим субъектам гражданского права удовлетворять свои жизненно важные имущественные интересы и потребности <8>. В соответствии с п. 2 ст. 209 ГК собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Данное обстоятельство оказывает непосредственное влияние на сознание и волю граждан, заинтересованных в наиболее полном осуществлении своих субъективных прав. Последние стимулируют субъектов к правомерному поведению в отношении своего имущества в рамках владения, пользования и распоряжения. Если же речь идет об обязательственных отношениях, то субъективное право заинтересовывает кредитора требовать активного поведения от должника. ——————————— <8> См.: Тархов В. А., Рыбаков В. А. Собственность и право собственности. 3-е изд., доп. М., 2007. С. 116 — 150.

Воспитательные аспекты гражданско-правового метода и его тесная связь с воспитательной функцией гражданско-правового регулирования ярко выражены в таких его чертах, как диспозитивность и инициатива. Диспозитивность как один из основных приемов метода означает, что гражданское право предоставляет возможность всем субъектам по своему усмотрению приобретать права и обязанности, в известной мере определять их содержание, осуществлять их. Речь идет о закреплении в нормах гражданского права способности субъектов самостоятельно, свободно и в соответствии со своими интересами выбирать те или иные варианты поведения. Диспозитивных норм подавляющее большинство, особенно в обязательственном праве. Такие нормы оказывают воспитательное воздействие на участников гражданского правоотношения в силу предоставления им широкого простора для конкретизации и дополнения, установления иных вариантов поведения, чем это предусмотрено в самих нормах. Тем самым субъектам предоставляется свобода в той или иной мере по распоряжению субъективным правом. Распоряжаясь своим правом, лицо обладает возможностью самостоятельно принимать решения по осуществлению права, его прекращению, изменению, передаче другому лицу. В наибольшей степени свобода распоряжения характерна для абсолютных (вещных) субъективных прав. Другими словами, диспозитивные нормы предоставляют субъектам альтернативу: право выбора между предписанными вариантами поведения и возможностью иного регулирования в пределах законных средств. В этой связи воспитательный аспект диспозитивных норм состоит в том, что их применение предполагает саморегулирование поведения субъектов, осуществление волевых психических процессов в ходе принятия рациональных решений в альтернативных рамках. Все это требует от личности интеллектуальной компетентности, умения рисковать и поступать рационально, оценивать полезность выбора для удовлетворения своих имущественных потребностей и интересов <9>. На формирование указанных качеств личности целесообразно обращать внимание в правовоспитательной деятельности, учитывая, что диспозитивные нормы гражданского права адресованы прежде всего активным и заинтересованным субъектам, наделенным свободой волеизъявления. С другой стороны, свобода волеизъявления, как полагал Всеволод Аристархович Удинцев, является продуктом умственного развития, неизбежно сопровождавшего известные ступени культуры <10>. ——————————— <9> См.: Ойгензихт В. А. Альтернатива в гражданском праве. Душанбе, 1991. С. 11 — 25. <10> См.: Удинцев В. А. Избранные труды по торговому и гражданскому праву. М., 2003. С. 214.

Самостоятельно принимая решение в рамках диспозитивных норм, субъекты правоотношения не вправе ущемлять интересы и свободу других субъектов, т. е. существуют определенные границы диспозитивности, о чем граждане обязаны знать и не нарушать их. Воспитательный момент здесь состоит в том, что существуют правовые способы, устанавливающие указанные границы и запрещающие выходить за их пределы. Так, В. Ф. Яковлев обоснованно отмечает, что рамки гражданской правоспособности фиксируются путем: а) определения содержания гражданской правоспособности; б) установления назначения конкретных субъективных прав; в) определения режима того или иного вида имущества; г) установления границ собственного усмотрения участников гражданских отношений <11>. ——————————— <11> См.: Яковлев В. Ф. Экономика. Право. Суд. С. 52.

Эффективная реализация воспитательной функции гражданско-правового регулирования во многом зависит от правовой инициативы, являющейся характерной чертой гражданско-правового метода. Правовая инициатива субъектов является мощным двигателем, приводящим в движение гражданско-правовые отношения. Именно в ней живительные истоки функционирования всего механизма гражданско-правового регулирования. Именно она является своеобразным фундаментом воспитательного воздействия на поведение участников правоотношения, формирование их гражданско-правовой активности. Почему? Прежде всего потому, что механизм гражданско-правового регулирования предусматривает широкое использование таких актов, которые исходят от самих субъектов, от их сознательных, волевых и целеустремленных действий. Это диктуется специфическими особенностями гражданско-правовых отношений. Дело в том, что для нормального развития имущественных отношений, особенно отношений собственности, важно наделить субъектов правовой инициативой. Она необходима для удовлетворения субъектами своих имущественных потребностей. Собственный интерес субъектов к имущественным правам и, самое главное, к их осуществлению является объективной основой наделения правовой инициативой участников отношений. Подобное наделение имеет место в нормах гражданского права, наделяющих всех субъектов дееспособностью, т. е. способностью своими действиями приобретать, изменять, прекращать свои права и обязанности, а также осуществлять их. Другими словами, в основе динамики гражданских правоотношений лежат собственные волевые действия его участников. Эти действия преимущественно являются правомерными <12> и связаны с совершением сделок. ——————————— <12> См.: Там же. С. 49.

Вот почему с полным основанием можно отметить, что правовая инициатива находит свою реализацию в совершаемых субъектами сделках. Среди них ведущее место занимает договор — двусторонняя или многосторонняя сделка. Он служит правовым инструментом координации, согласования инициативных действий граждан на основе двусторонних, взаимных и возмездных отношений. Это положение справедливо и для несовершеннолетних (малолетних) участников договорных отношений, для которых особо значим воспитательный эффект применения гражданско-правовых норм. В настоящее время участие несовершеннолетних (с частичной дееспособностью в возрасте от шести до четырнадцати лет) в гражданском обороте приобретает все более активные формы. С учетом уровня их интеллектуального развития закон предоставляет им право самостоятельно совершать: а) мелкие бытовые сделки; б) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; в) сделки по распоряжению средствами, предоставленные законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения (ст. 28 ГК РФ). В связи с указанным полагаем ошибочным считать несовершеннолетних, не достигших 14 лет, недееспособными. Подобная позиция значительно снижает реализацию воспитательной функции гражданско-правового регулирования. Признавая малолетних недееспособными, мы можем лишить их возможности самостоятельно совершать различные юридически значимые действия. Это сделает невозможным формирование у них с детства навыков, необходимых для участия в гражданском обороте и развития гражданско-правовой активности <13>. Между тем в правовом воспитании одной из главных задач является формирование мотивов и привычек правовой активности, воспитание установок на определенное, практически значимое поведение. ——————————— <13> См.: Михайлова И. А. Гражданская правосубъектность физических лиц: проблемы законодательства, теории и практики. М., 2006. С. 253.

И наконец, о юридическом равенстве сторон, о равной правовой самостоятельности всех субъектов гражданского права. Юридическое равенство субъектов, исключающее власть и подчинение между ними, является важной чертой метода гражданско-правового регулирования. Оно основано на экономическом равенстве лиц, обладающих имущественно-распорядительной самостоятельностью. Юридическое равенство субъектов обусловлено эквивалентно-возмездной природой имущественных отношений. Речь идет о равенстве субъектов правообладающих, наделенных правовой свободой и способностью к самостоятельным действиям, на основе которых происходит приобретение и осуществление прав и исполнение обязанностей <14>, а в конечном счете формирование гражданско-правовой активности. Последовательная реализация начал юридического равенства позволяет повысить эффективность воспитательного воздействия метода на субъектов гражданского правоотношения. Ведь нарушение равенства, как правило, приводит к ущемлению прав и имущественных интересов одной из сторон. Более того, юридическое неравенство в имущественных (товарно-денежных) отношениях может существенно деформировать нормальное развитие отношений собственности и повлиять отрицательно на сознание и поведение людей. Следует помнить, что юридическое равенство субъектов гражданского права во многом ассоциируется с социальной справедливостью и в этом плане представляет собой большую социальную и воспитательную ценность. ——————————— <14> См.: Яковлев В. Ф. Экономика. Право. Суд. С. 53.

Таковы основные черты гражданско-правового метода, раскрывающие механизм и содержательную сторону воспитательной функции гражданско-правового регулирования, а также пути формирования гражданско-правовой активности. Важнейшим структурным элементом воспитательной функции является ее объект <15>. Он специфичен и отличается от объектов других функций гражданско-правового регулирования. Таким объектом выступает правосознание как форма общественного сознания, представляющая собой сочетание правовой идеологии и правовой психологии. И. Е. Фарбер справедливо утверждал, что «объектом воспитательной функции права служит не только воля человека, а все сознание в целом — мысли, чувства и воля. Нельзя говорить о воспитательном воздействии на сознание норм права, если изолировать это сознание от мыслей и чувств человека. Мотивы, по которым люди исполняют или нарушают нормы права, убеждения и привычки людей соблюдать законы, словом, правосознание как общественная психология есть объект воздействия (а для науки — объект познания) воспитательной функции права» <16>. ——————————— <15> См.: Пашков А. С. Основные функции советского трудового права // Правоведение. 1977. N 5. С. 69; Ткаченко Ю. Г. Методологические вопросы теории правоотношений. М., 1980. С. 36 — 37. <16> Фарбер И. Е. О воспитательной функции общенародного права // Советское государство и право. 1963. N 7. С. 41.

Правосознание активно формируется правовоспитательной деятельностью, от эффективности которой зависит, в свою очередь, успешная реализация воспитательной функции гражданско-правового регулирования, а также организационно-преобразовательной и охранительной функций. Как отмечалось, право обладает определенной степенью саморегуляции. Однако оно не достигает и не может достичь такого обособления, чтобы регулировать свои процессы самостоятельно. Функции права регулируются с помощью извне <17>. Такой «помощью извне» и является правовое воспитание граждан — субъектов гражданского права. С методологической точки зрения здесь очень важно четко различать право и правосознание, не допуская смешения этих понятий. Нельзя также включать правосознание в содержание права, как это иногда делают в ущерб выяснению сущности права и правовоспитательного процесса. ——————————— <17> См.: Рыженков А. Я. Компенсационная функция советского гражданского права. Саратов, 1983. С. 23.

Правосознание имеет свою нишу в структуре воспитательной функции, являясь ее объектом. Если же исходить из сути вопроса, то правосознание, по обоснованному мнению Виктора Алексеевича Тархова, выступает не только в качестве общественного, но, в отличие от права, оно в то же время и индивидуально, вследствие чего не может войти в право, носящее непременно общий характер. Кроме того, «общественное правосознание отличается от права и по времени, и по существу. Оно — предшественник права, представление о том, каким право должно быть. Оно близко к нравственному сознанию… потому что исходит главным образом из этических категорий добра и зла. Но с того момента, как правовое представление нашло свое внешнее выражение в правовых велениях, это уже не правосознание, а право. В дальнейшем правосознание играет ту же роль в изменениях права и возникает его новая роль в реализации права. В зависимости от уровня общественного и индивидуального правосознания и его соотношения с объективным правом соблюдение и применение правовых норм осуществляется более или менее успешно» <18>. ——————————— <18> Тархов В. А. Избранные труды. М., 2008. С. 265 — 266.

Весьма образно и по существу о соотношении права и правосознания писал Василий Иванович Синайский: «Положительное право есть синоним установленного порядка в общественной жизни людей (правопорядка), поддерживаемых не только сознанием его необходимости (правовыми переживаниями) правосознанием, но и любыми учреждениями (институтами), — этой своего рода кристаллизацией правосознания» <19>. ——————————— <19> Синайский В. И. Русское гражданское право. М., 2002. С. 53.

Таким образом, указанная параллель «право — правосознание» позволяет хорошо видеть процесс реализации воспитательной функции гражданско-правового регулирования с помощью правовоспитательной деятельности. Более того, она позволяет оценить воспитательные возможности всего механизма правового регулирования: норм права, юридических фактов, правоотношений, являющихся структурными элементами воспитательной функции <20>. В своей совокупности они образуют обеспечительные правовые средства, удовлетворяющие имущественные потребности и интересы граждан. ——————————— <20> В теории нередко считают идентичными механизм реализации функций права и механизм правового регулирования. В связи с этим элементы механизма правового регулирования рассматриваются в качестве составных частей механизма реализации функций права (см.: Курцев И. А. Проблемы реализации охранительной функции права. Краснодар, 2008. С. 8 — 9).

Одним из первых цивилистов социальную ценность и механизм действия гражданско-правовых обеспечительных средств на сознание и волю субъектов правоотношений глубоко и полно раскрыла Валентина Семеновна Константинова. Она справедливо отмечала, что «непосредственное воздействие на поведение должника и кредитора оказывают обеспечительные средства, которые, используя категорию интереса, воздействуют на волю, формируют ее, обеспечивая необходимое поведение» <21>. Безусловно, обеспечительные гражданско-правовые средства <22> с таким же успехом и в первую очередь воздействуют на правосознание граждан, создавая реальные условия для удовлетворения их потребностей. ——————————— <21> Константинова В. С. Гражданско-правовое обеспечение исполнения хозяйственных обязательств. Свердловск, 1989. С. 16. <22> См.: Барков А. В. Цивилистическая концепция правового регулирования рынка социальных услуг. М., 2008. С. 57 — 70.

Что примечательно, по своей функциональной значимости правовые средства В. С. Константинова не без оснований подразделяла на: 1) нормирующие средства, устанавливающие определенные параметры, нормы поведения, определяющие статус субъектов правоотношений (лимиты, нормативы, стандарты, цены и др.); 2) регулятивные средства, роль которых сводится к регулированию общественных отношений, формированию правоотношений, определению цели, конкретного содержания правовой связи путем установления дозволений, запретов и предписаний; 3) обеспечительные и охранительные средства, обеспечивающие исполнение обязанностей и охрану субъективных прав (возмещение убытков, уплата неустойки и др.) <23>. ——————————— <23> См.: Константинова В. С. Указ. соч. С. 12 — 13.

Представляется, что первые два правовых средства оказывают воспитательное воздействие на граждан в рамках реализации организационно-преобразовательной функции, а обеспечительные и охранительные средства — в рамках реализации охранительной функции. В этом плане воспитательная функция в целом и ее механизм в частности должны исследоваться с учетом данного обстоятельства, ибо цели, методы и субъекты воспитательного воздействия в регулятивных и охранительных правоотношениях разные <24>. Например, при реализации организационно-преобразовательной функции воспитательное воздействие оказывается на субъектов регулируемых общественных отношений преимущественно методами убеждения <25> и позитивного стимулирования (поощрения). При реализации охранительной функции воспитательное воздействие главным образом сопровождается негативным стимулированием (наказанием) при привлечении к мерам гражданско-правовой ответственности. Объектом воспитательной функции здесь выступает правовое сознание правонарушителей. Указанные методы воспитательного воздействия необходимо дифференцировано учитывать и активно применять в правовоспитательной работе, которая, в свою очередь, будет способствовать успешной реализации как организационно-преобразовательной, так и охранительной функций. ——————————— <24> См.: Радько Т. Н. Социальные функции советского права. Волгоград, 1971. С. 140 — 141; Зайцев И. М. Хозяйственный спор и арбитражный процесс. Саратов, 1982. С. 37. <25> Взаимосвязь права и убеждения в историческом плане хорошо показана С. А. Муромцевым в работе «Гражданское право Древнего Рима». М., 2003. С. 104 — 106.

Наконец, в качестве структурного элемента воспитательной функции гражданско-правового регулирования следует рассматривать его принципы, закрепленные в нормах гражданского права. Многие из них имеют воспитательное значение и выступают в качестве обеспечительных правовых средств, воздействуя на правосознание граждан и формируя их гражданско-правовую активность. Такими принципами в соответствии со ст. 1 ГК РФ являются: равенство участников гражданских правоотношений, неприкосновенность собственности, свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства в частные дела, беспрепятственное осуществление гражданских прав, обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебная защита. Вместе с тем принципы гражданского права вырабатываются не только прямыми указаниями закона, но и творческим трудом специалистов, в связи с чем конкретные перечни принципов, излагаемых в публикациях, не совпадают <26>. ——————————— <26> См.: Басин Ю. Г. Избранные труды по гражданскому праву. СПб., 2003. С. 34 — 35.

Принципы отражают существенные стороны и связи (закономерности) предмета и метода гражданско-правового регулирования и тем самым становятся руководящими идеями и основополагающими началами в процессе формирования гражданско-правовой активности. Уяснение основных принципов гражданского права поможет эффективно использовать его нормы в правовоспитательных целях. Пока принципы права не будут отражены в сознании субъектов гражданского права, они не смогут стать основой стимулирования к действию. Принципы должны быть осознаны. Только тогда действия граждан приобретают целенаправленный характер <27>. Вот почему в правовоспитательной деятельности, разъясняя и толкуя любую норму гражданского права, очень важно «высвечивать ее содержание, интересы, смысл, пропуская через призму принципов гражданского права. Только в таком случае смысл любой статьи или нормы будут освоены или реализованы с глубоким пониманием их существа, а не формально и поверхностно» <28>. И здесь большим подспорьем является методологически грамотная организация правового воспитания прежде всего в вузах <29>. ——————————— <27> См.: Свердлык Г. А. Принципы советского гражданского права. Красноярск, 1985. С. 33. <28> Яковлев В. Ф. Экономика. Право. Суд. С. 34. <29> См.: Почтарь Т. М. Правовое воспитание в педагогических вузах: вопросы методологии и методики. М., 2000.

И еще один важный момент, связанный с применением принципов при формировании гражданско-правовой активности. Последнюю мы определяем как ответственную, социально полезную деятельность лица, направленную на активное осуществление имущественных и личных неимущественных прав и исполнение обязанностей, вытекающих из гражданско-правовых норм, договора, а также аналогии права <30>. Использование аналогии права предполагает прямое и непосредственное применение принципов гражданского права <31>, т. е. общих начал и общего смысла гражданского законодательства, при квалификации поведения граждан, не предусмотренного нормами гражданского права, но не запрещенного ими. Подобное поведение характерно только для гражданско-правовой активности в рамках дозволенных и нормально развивающихся имущественных и личных неимущественных отношений. Так, собственник, проявляя гражданско-правовую активность, может использовать свое имущество для осуществления любой предпринимательской или иной деятельности, не запрещаемой законом. Кстати, такой общедозволенный порядок правового регулирования становится доминирующим и приобрел в настоящее время значение общеправового принципа построения всей российской правовой системы, способствующей формированию и развитию гражданско-правовой активности граждан и повышению их правосознания <32>. ——————————— <30> См.: Рыбаков В. А. Проблемы формирования гражданско-правовой активности. С. 8 — 18. <31> См.: Фомина Л. А. Аналогия закона и аналогия права в системе способов преодоления пробелов гражданского права. М., 2009. С. 10, 24 — 25. <32> См.: Гражданское право: Учеб.: В 3 т. Т. 1 / Отв. ред. А. П. Сергеев, Ю. К. Толстой. М., 2004. С. 26 — 28.

Таким образом, основные принципы гражданского права имеют ярко выраженный воспитательный оттенок. Их уяснение, как и уяснение других структурных элементов воспитательной функции гражданско-п равового регулирования, будет способствовать формированию правовой убежденности, уважительного отношения к закону, выбору гражданами правомерного варианта поведения, а в конечном счете будет способствовать достижению такого качественного результата, как развитие оценочно-установочных элементов правосознания. Это вполне объяснимо, поскольку механизм действия правосознания ограничен духовной сферой и, по образному выражению Сергея Сергеевича Алексеева, «работает» через общую правовую оценку социальных фактов, суждения об их соответствии идее правового и законного, чувство права и законности и вытекающую отсюда волевую направленность поведения людей <33>. ——————————— <33> См.: Алексеев С. С. Общая теория права. М., 2008. С. 140.

——————————————————————