Равенство и справедливость как условие и критерий эффективности гражданского законодательства

(Груздев В. В.) («Российская юстиция», 2009, N 7)

РАВЕНСТВО И СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК УСЛОВИЕ И КРИТЕРИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В. В. ГРУЗДЕВ

Груздев В. В., кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского права и государствоведения юридического факультета Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова.

В статье предпринята попытка исследования эффективности гражданского законодательства как соотношения результативности действия гражданского законодательства и категории «назначение гражданского права», а также проверки полученного результата на критерий его соответствия общеправовому принципу справедливости. Социальная ценность права проявляется в признаках, которые характеризуют его как высокоэффективный и целесообразный регулятор общественных отношений <1>. Основной исследовательский интерес в отношении разработок вопросов эффективности законодательства пришелся на 70 — 80-е годы XX века. В настоящее время, несмотря на увеличившийся в несколько раз объем законодательной работы и во столько же раз снизившееся ее качество, внимание ученых к этой проблеме, по крайней мере в научных исследованиях, несколько ослабло. ——————————— <1> См.: Алексеев С. С. Социальная ценность социалистического права как регулятора общественных отношений // Советское государство и право. 1968. N 3. С. 19 — 20; Он же. Общая теория права: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2008. С. 77.

Большинство авторов определяет эффективность действия правовых норм как соотношение между фактическим результатом их действия и теми социальными целями, для достижения которых эти нормы были приняты <2>. В том случае, если посредством воздействия правовой нормы социальная цель достигается в полной мере, такая норма признается эффективной. Если же социальная цель правовой нормой не достигнута, то она является неэффективной. ——————————— <2> См., напр.: Никитинский В. И. Эффективность норм трудового права. М.: Юрид. лит., 1971. С. 32; Эффективность правовых норм. М.: Юрид. лит., 1980. С. 22 (авторы главы — В. И. Никитинский, И. С. Самощенко); Зенин И. А. Теория эффективности гражданского законодательства // Ученые-юристы МГУ о современном праве / Под ред. М. К. Треушникова. М.: ОАО «Издательский дом «Городец», 2005. С. 87.

В. М. Баранов справедливо полагает, что определение эффективности правовых норм как отношения между фактически достигнутым результатом и целью не раскрывает социальной сущности этого сложного социально-целевого явления, поскольку это лишь формула для измерения эффективности, а не сама эффективность. Поэтому им предложено понимать под эффективностью нормы права такое свойство, которое выражает меру ее пригодности своевременно при определенных социальных затратах вызывать достижение конкретного научно обоснованного положительного результата <3>. ——————————— <3> См.: Баранов В. М. Истинность норм советского права. Проблемы теории и практики. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1989. С. 284 — 287.

Дискуссионными остаются два вопроса: возможно ли признать эффективной правовую норму, которая не в полной мере достигла поставленной цели, и какую характеристику следует дать правовой норме, которая не только не достигла социальной цели, но и оказала отрицательное воздействие, отдаляя достижение поставленной цели. В первом случае одни ученые считают, что нельзя говорить об эффективности действия правовой нормы в том случае, если она не достигает максимального варианта поставленных целей <4>. Данное мнение представляется не вполне правильным, поскольку эффективность — это оценочная категория, имеющая в рассматриваемом аспекте различные степени измерения достижения социального результата (от минимально низкой до максимально высокой). Что же касается отрицательного воздействия правовых норм, которое в этом случае предлагается называть антиэффективным, то здесь целесообразно использовать иной термин, поскольку слово «эффективность» может рассматриваться в значении появления результата воздействия как такового. По мнению В. А. Ойгензихта, если слово «эффект» может пониматься не только как действие, но и как результат, быть положительным и отрицательным, то с этимологической точки зрения понятие «эффективный» означает производительный, действенный. Поэтому эффективность всегда может быть только положительной. При этом она не должна ограничиваться получением запланированного результата, а всегда быть нацелена на улучшение, достижение большего, лучшего <5>. ——————————— <4> См.: Пашков А. С., Явич Л. С. Эффективность действия правовой нормы (к методологии и методике социологического исследования) // Советское государство и право. 1970. N 3. С. 41; Каминская В. И. Теория советского уголовно-процессуального закона: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 1967. С. 30. <5> См.: Ойгензихт В. А. Рецензия на кн.: Эффективность гражданского законодательства (актуальные вопросы) / Под ред. В. П. Грибанова. М.: Изд-во МГУ, 1984. // Советское государство и право. 1986. N 12. С. 140.

В целевом подходе к определению эффективности правовой нормы следует констатировать наличие двух составляющих: 1) определение эффективности правовой нормы как таковой и 2) установление степени ее эффективности. Целевые аспекты эффективности являются важным достижением общей теории эффективности действия законодательства. С одной стороны, данный подход имеет универсальный характер, его методика применима к любой отрасли права, позволяя оценить степень результативности. С другой стороны, он способствует движению правотворчества в сторону более жесткой увязки правовой нормы, закона с целями их принятия, их назначением. Однако указанный подход имеет и свои недостатки. Так, отмечается, что поскольку непосредственная цель издания каждой нормы в большинстве случаев прямо не указывается, не формулируется законодателем, то выявление цели каждой нормы является крайне сложным. А усложнившиеся взаимосвязи между целями различных нормативных актов делают затруднительным решение задачи соизмерения целей, установления их взаимоотношений <6>. Кроме того, по мнению В. П. Грибанова, целевой подход не в полной мере учитывает влияние на социальный результат иных правовых и неправовых факторов, которые приобретают значение второстепенных, имеющих значение лишь постольку, поскольку это дает возможность измерить чисто правовой результат действия данной нормы, выяснить причинно-следственную зависимость результата от действия данной нормы. Этим, по сути, достигается лишь цель определения роли правовой нормы в обеспечении получения желаемого социального результата <7>. ——————————— <6> См.: Пугинский Б. И. Исследование эффективности гражданско-правовых средств // Вестник Московского университета. Серия «Право». 1977. N 6. С. 17. <7> Эффективность гражданского законодательства (актуальные вопросы) / Под ред. В. П. Грибанова. М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 13 (автор главы — В. П. Грибанов).

Проблема эффективности законодательства с позиции достижения определенного социального результата может быть решена с точки зрения социально-правового подхода. Он предполагает исследование воздействия на социальный результат как правовых, так и неправовых факторов, повышение эффективности законодательства, с одной стороны, посредством его совершенствования, с другой — путем устранения факторов, препятствующих эффективному действию права, создание необходимых условий действия факторов, благоприятствующих наступлению желаемого социального результата <8>. ——————————— <8> См.: Петрухин И. Л., Батуров Г. П., Моршакова Т. Г. Теоретические основы эффективности правосудия. М., 1979. С. 113; Эффективность гражданского законодательства (актуальные вопросы). С. 15 (автор главы — В. П. Грибанов).

С такой точки зрения целевой подход не дискредитирует себя, поскольку с его помощью можно выявить степень эффективности путем соотношения искомой социальной цели не только с результатом действия правовой нормы, который в определенных случаях может только предполагаться, но и соизмерять цель с действительным результатом, в основании которого будут и иные правовые и неправовые факторы, которые в совокупности выступают оптимальной стороной такого соотношения. Дело в том, что зачастую определить регулирующее воздействие на общественные отношения только правовых норм бывает затруднительно, поскольку действительное, фактическое влияние на них оказывается и иными факторами. Например, цель Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» <9> состоит в обеспечении прав и интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства или находящихся под опекой или попечительством. Очевидно, что для достижения цели Закона необходимо обеспечить своевременное выявление лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства. На реализацию этой задачи оказывают воздействие различные неправовые и правовые факторы, в том числе и те, которые не связаны с государственным регулированием деятельности по опеке и попечительству. Неправовые факторы могут выражаться в отсутствии соответствующей информации о возможной форме устройства лиц, которые нуждаются в установлении над ними опеки или попечительства; негативном отношении к такой форме устройства у лиц, располагающих сведениями об оставленном без надзора ребенке или гражданине, страдающем психическим расстройством, и т. д. К правовым факторам, непосредственно не связанным с целью рассматриваемого Закона, может быть, например, отнесено отсутствие в действующем законодательстве возможности привлечения к ответственности лиц, которые располагают, но не предоставляют сведения о гражданах, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства (исключение составляет ст. 5.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). ——————————— <9> СЗ РФ. 28.04.2008. N 17. Ст. 1755.

В литературе вполне обоснованно предлагается выделять юридические и социальные (материальные) цели. Так, юридические цели имеют ближайшим объектом само право, его неукоснительное исполнение и соблюдение. Они всегда лишь одно из самых низших звеньев в цепи непосредственных целей, которым служат соответствующие нормы и институты. Среди юридических целей главная — обеспечение исполнения требований права (охрана законности). Данной цели в первую очередь служат правовые установления, называемые юридическими гарантиями законности. Также выделяют цели обеспечения высокого юридико-технического уровня нормативных актов, их упорядоченности и т. д. Их важность состоит в том, что степень эффективности определяется исходя из их юридических, а не материальных целей <10>. Важно учитывать, что относительно и юридических, и социальных (материальных) целей допустимо говорить о проверке эффективности как крупных блоков правовых норм (отраслей, права в целом), так непосредственно и правовой нормы, эффективность которых проверяется по соответствующим критериям — соответствия их действия юридической или (и) социальной (материальной) цели. ——————————— <10> См.: Никитинский В. И. Эффективность норм трудового права. М.: Юрид. лит., 1971. С. 85 — 87; Эффективность правовых норм. С. 37 — 39.

Можно в основном согласиться с А. Г. Потюковым, увидевшим в понятии «эффективность права» значение эффективности выполняемых структурными подразделениями права возложенных на них функций. Те, в свою очередь, выражают свойства права, вытекающие из социально-экономического назначения права. Ученый также обращает внимание на необходимость выявления не только общих правовых функций, но и частных функций, которые присущи различным правовым отраслям, институтам вплоть до функций единичных правовых норм. При этом оценка осуществления функций права должна производиться при помощи качественных критериев <11>. ——————————— <11> См.: Потюков А. Г Проблемы эффективности жилищного законодательства // Проблемы гражданского права: Сб. статей / Под ред. Ю. К. Толстого, А. К. Юрченко, Н. Д. Егорова. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1987. С. 136.

По мнению С. С. Алексеева, наиболее существенное значение имеют две основные функции гражданского права. Первая — это такое направление в регулировании имущественных и личных неимущественных отношений, которое обеспечивает и реализует экономическую свободу субъектов, их автономию и самостоятельность на основе и в рамках закона. Вторая функция — это полная и действительная защита правового положения и прав субъектов, при которой обеспечиваются восстановление и судебная защита нарушенных прав субъектов <12>. ——————————— <12> См.: Гражданское право: Учебник / Под общ. ред. С. С. Алексеева. С. 22.

Юридические цели гражданского права находят свое выражение прежде всего в регулятивной функции гражданского права, в позитивном воздействии гражданско-правовых норм на регулируемые общественные отношения. Их охрану от нарушений обеспечивают специальные институты гражданского права, отражающие его охранительную функцию. Таким образом, большинство норм гражданского права рассчитано на нормальные имущественные и личные неимущественные отношения, а значит, юридическая эффективность гражданского законодательства во многом зависит от установленного в законе или договоре правильного соотношения прав и обязанностей участников гражданских правоотношений. В этой связи заслуживает поддержки точка зрения о том, что проверка адекватности правовых форм регулирования характеру и содержанию тех общественных отношений, к регулированию которых данные формы применяются, является одним из важнейших направлений исследования эффективности гражданского законодательства <13>. ——————————— <13> См.: Эффективность гражданского законодательства (актуальные вопросы). С. 20.

Достижение гражданско-правовой нормой (их совокупностью) своей юридической цели создает предпосылки для достижения более общей юридической и (или) социальной (материальной) цели того или иного института гражданского права, достижение цели института — предпосылки для достижения соответствующей цели отрасли гражданского права и т. д. Социальные (материальные) цели могут иметь экономический, политический, идеологический, а также смешанный характер. Иными словами, они относятся к неправовым общественным отношениям. Каждая правовая норма имеет юридическую цель, но из нее не всегда можно увидеть цель социальную (материальную). В то же время, цель права всегда имеет неправовой характер. Конкретных социальных целей, лежащих в основе гражданского законодательства, существует немало. Возникает проблема выбора социальной цели для оценки степени эффективности законодательства. Конечно, в этом случае для такой оценки можно спуститься на уровень цели гражданско-правовой нормы. Однако в ряде случаев они будут лишь юридическими и не смогут напрямую отражать социальную (материальную) цель гражданского законодательства. Поэтому целесообразно выделять социальные (материальные) цели определенных совокупностей правовых норм — структурных частей системы права: отрасли, подотрасли, института и субинститута гражданского права. Определение целей правовых норм и правовых комплексов предопределяет и определение степени их эффективности. Особое значение имеет цель гражданского права, которой должны соответствовать цели иных структурных частей системы гражданского права. В этой связи возникает потребность выделения категории, которая бы органически могла включать в себя как юридические, так и социальные (материальные) цели гражданского права. Такой категорией, не оцененной на сегодняшний день в полной мере, как представляется, может стать понятие «назначение гражданского права». Категория «назначение гражданского права» служит не только оценке степени эффективности гражданского законодательства, но и одним из критериев, позволяющих классифицировать национальные правовые системы. Социальное и экономическое назначение гражданского права состоит в том, что оно обеспечивает признание, осуществление и защиту потребностей, прав и интересов в сфере имущественных и некоторых неимущественных отношений всех его участников. Гражданское право — это правовая форма товарно-денежного обмена, эквивалентность которого есть наиболее эффективное средство развития производства и удовлетворения потребностей людей <14>. ——————————— <14> См.: Гражданское право: Учебник / Под общ. ред. В. Ф. Яковлева. М.: Изд-во «РАГС», 2005. С. 25 — 26 (автор главы — В. Ф. Яковлев); Яковлев В. Ф. Экономика. Право. Суд. М., 2003. С. 43.

Личность как социальное состояние человека, обладающего интересом, выступает в общественных отношениях в качестве субъекта. Признание ее обществом в качестве субъекта интереса ведет к соответствующему признанию ее в качестве субъекта общественной жизни. Осуществляется это посредством нормативного закрепления. По мнению Н. А. Шайкенова, органическая связь права и интереса закономерно проявляется в единстве признаков субъекта интереса и субъекта права <15>. ——————————— <15> См.: Шайкенов Н. А. Правовое обеспечение интересов личности. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1990. С. 90 — 91.

Содержанием интереса признаются потребности субъекта, а формой существования интереса — общественные отношения. Интерес, как отраженная потребность, необходимость, прошедшая через сознание людей и принявшая форму сознательного побуждения <16>, присуща только личности. Однако интерес — явление объективное, что признается большинством исследователей <17>. Это не только плод человеческого разума, не только результат человеческого сознания, а реально существующее в жизни явление, которое необходимо учитывать и с которым необходимо считаться <18>. ——————————— <16> См.: Грибанов В. П. Интерес в гражданском праве // Грибанов В. П. Осуществление и защита гражданских прав. М.: Статут, 2001. С. 239. <17> См., напр.: Мальцев Г. В. Соотношение субъективных прав, обязанностей и интересов в праве // Советское государство и право. 1965. N 10. С. 20; Чечот Д. М. Субъективное право и формы его защиты. Л., 1968. С. 28 — 29; Братусь С. Н. Роль В. И. Ленина в становлении и развитии советского законодательства. М., 1969. С. 27; Гукасян Р. Е. Проблема интереса в советском гражданском процессуальном праве. Саратов, 1970. С. 16; Экимов А. И. Политические интересы и юридическая наука // Государство и право. 1996. N 12. С. 5; Михайлов С. В. Категория интереса в российском гражданском праве. М.: Статут, 2002. С. 20 — 23. <18> См.: Грибанов В. П. Указ. соч. С. 236.

Потребность как определенное взаимодействие организма с внешней материальной средой, характеризующееся физической зависимостью субъекта от условий жизнеобеспечения, может трансформироваться в иное качественное состояние — интерес. Происходит это посредством воздействия социальной составляющей потребности. С. В. Михайлов отмечает, что интерес представляет собой потребность, присущую человеку как социальному субъекту, т. е. потребность, имеющую социальный характер <19>. В интересе зафиксирована особая, социально значимая форма удовлетворения потребности <20>. Следует согласиться с этой точкой зрения, поскольку интерес, рассматриваемый в качестве потребности, имеющей социальный характер, а не как отраженная в сознании потребность, присущ всем людям. Общественные отношения, опосредуемые гражданским правом, призваны удовлетворять имущественные и личные неимущественные интересы субъектов, в том числе интересы тех субъектов, у которых потребности не могут принять форму сознательного побуждения. Социализация жизни приводит к тому, что процесс осознания и реализации интереса лица, которое не может его осознать и реализовать, возлагается на субъект, который в состоянии это сделать. ——————————— <19> См.: Михайлов С. В. Указ. соч. С. 21 — 22. <20> См.: Экимов А. И. Интересы и право в социалистическом обществе. Л., 1984. С. 7; Илларионова Т. И. Механизм действия гражданско-правовых охранительных мер: Учеб. пособие. Свердловск, 1980. С. 23.

В этой связи представляется обоснованным выделение в назначении гражданского права социальной составляющей назначения, а именно — обеспечения признания, осуществления и защиты интересов субъектов в сфере имущественных и некоторых неимущественных отношений. Назначение гражданского права — наиболее общее, целеполагающее понятие гражданского права, в концентрированном виде обобщающее предмет гражданского права, поскольку интерес имеет направленность на те общественные отношения, которые гражданское право регулирует; гражданско-правовой метод, как адекватный способ воздействия на общественные отношения, выражающий сущность гражданского права, его юридическое содержание, посредством которого интересы могут быть удовлетворены; основные начала (принципы) гражданского права, как его главные идеи и положения, позволяющие интересам оптимальным образом найти свою реализацию и отразить суть регулируемых отношений, а также осуществляемую по отношению к ним экономическую политику, отраслевую специфику норм гражданского права и практику их применения; функции гражданского права, определяющие правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности, вещных прав и др., в которых интересы получают соответствующее отражение. Таким образом, назначение гражданского права выступает наибольшим обобщением как юридической, так и социальной (материальной) цели гражданского права, выражением его функций. Более того, представляется допустимым говорить о назначении гражданского права, непосредственно выражающем одну из важнейших социальных (материальных) целей всего права. Поэтому, как представляется, степень эффективности гражданского законодательства в широком смысле может быть оценена в том числе и по соотношению результативности действия гражданского законодательства с тем назначением, которое гражданское право призвано решать. В литературе правильно отмечается, что поскольку повышение эффективности законодательства в большинстве случаев зависит не только от создания новой, более качественной нормы, закона и т. п., а и от иных правовых или неправовых факторов, то исследование «повышения эффективности гражданского законодательства требует выяснения тех условий, которые обеспечивают эффективное действие законодательства» <21>. Эти условия могут быть объективными и субъективными, непосредственно относиться к праву и иметь к нему опосредованное отношение. Характер взаимосвязи правовых норм с различными сторонами общественной жизни и определяет те условия, которые в конечном счете обеспечивают их эффективность. ——————————— <21> Эффективность гражданского законодательства / Под ред. В. П. Грибанова. М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 11 (автор главы — В. П. Грибанов).

Категория «условия эффективности действия» может относиться не только к возможности повышения эффективности действия законодательства, но и к выявлению причин неэффективности законодательства. И здесь также особую роль играют различные правовые или неправовые факторы, появление или исчезновение общественных отношений. В. П. Грибанов выделяет несколько обстоятельств, от которых зависит эффективность законодательства. Наряду с видами и качеством нормотворческой деятельности, качества правовой нормы, законодательного или иного нормативного акта, качества правоприменительной деятельности, ученый указывает на условия, имеющие, на наш взгляд, принципиальное значение. А именно: особенности адресата, на которого рассчитана данная норма, закон и т. п. <22>. Если это так, то применительно к гражданскому праву может показаться, что в этом случае будет нарушено одно из фундаментальных положений гражданского права о равенстве его субъектов, которое следует отнести к одному из условий эффективности гражданского законодательства. ——————————— <22> Эффективность гражданского законодательства (актуальные вопросы) / Под ред. В. П. Грибанова. М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 12 (автор главы — В. П. Грибанов).

«Равенство» субъектов гражданского права относится к числу важнейших категорий гражданского права, во многом отражающих его природу. Ранее мы пришли к выводу, что: 1) гражданско-правовое равенство лиц до вступления их в правоотношение суть равенство их правоспособности и отсутствие у одного лица в отношении другого возможности какого-либо принуждения к действию или бездействию в гражданско-правовой сфере; 2) гражданско-правовое равенство лиц в правоотношении есть равенство возможностей осуществления и защиты принадлежащих им субъективных прав и однородность регулирующего воздействия права на поведение субъектов правоотношения <23>. ——————————— <23> См.: Груздев В. В. Категория «равенство» в гражданском праве // Журнал российского права. 2008. N 2. С. 81 — 89.

В таком значении равенство играет роль общего правового условия эффективности гражданского законодательства. Индивидуальность характеризуют те признаки, которые выделяют явление из общего, типового. Применительно к человеку эти признаки могут иметь для него как положительное, так и отрицательное значение. Нельзя отрицать того факта, что социобиологические различия влияют на возможность человека реализовывать правоспособность и осуществлять свои права. А если это так, то право как формальное равенство, в том числе предполагающее и равенство возможностей, обусловленных личными усилиями и личной волей субъектов права, должно имманентно предполагать не только равенство между людьми в декларированных правах, но и равной возможности пользоваться ими, осуществлять их, что достигается путем корректировки такой возможности с учетом социобиологических различий субъектов <24>. Это, в свою очередь, предполагает существование гражданско-правовых отношений, в которых их субъекты не являются равными, что не может поколебать саму идею равенства, так как существование исключения из общего правила — это разумно <25>. ——————————— <24> Подробнее о проблеме см.: Лапаева В. В. Правовой принцип формального равенства // Журнал российского права. 2008. N 2. С. 67 — 80. <25> См.: Гонгало Б. М. Идеи частного права: должное и сущее // Цивилистические записки: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 3. К 80-летию С. С. Алексеева. М.: Статут; Екатеринбург: Институт частного права, 2004. С. 83.

Исключения из идеи равенства в гражданском праве предполагает не только существование гражданско-правовых отношений, в которых их субъекты не являются равными, но и существование правоотношений, в которых те же субъекты могут быть равными. Для этого такие субъекты этих правоотношений должны быть обособлены в рамках определенной группы или категории субъектов, а также учтен характер возникающих между ними отношений. В первом случае субъекты, принадлежащие к данной группе, будут выступать в правоотношениях со всеми иными субъектами в качестве неравной стороны (например, гражданин-потребитель и индивидуальный предприниматель). Во втором случае гражданин, заключая не связанный с осуществлением предпринимательской деятельности гражданско-правовой договор с другим гражданином, будет обладать равными с ним возможностями. Объективные социобиологические различия людей также являются предпосылками возможности подразделения физических лиц как субъектов гражданского права в соответствии с моральными и социальными потребностями общества. Более того, дальнейшая индивидуализация отношений может потребовать принятия специальных мер для защиты определенных субъектов. Такое исключение отражает справедливость как внутреннее свойство и качество права, поскольку право (в контексте различения права и закона) по определению должно быть справедливым. В одних отраслях права требование справедливости может быть непосредственно закреплено в виде норм-принципов, в других — выступать в виде принципа, выводимого из правовых норм. В любом случае, по мнению А. И. Экимова, справедливость является общеотраслевым принципом, охватывающим все этажи правовой системы — от отдельных норм до права в целом. Когда этот принцип воплощается в праве, то и право тем самым приобретает свойство справедливости <26>. ——————————— <26> См.: Экимов А. И. Справедливость и социалистическое право. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1980. С. 67.

Основные начала гражданского права — это основополагающие идеи (общие принципы), которые определяют основное содержание гражданско-правового регулирования в целом, отраслевую специфику норм гражданского права и практику его применения <27>. В совокупности с предметом и методом они образуют основные направления деятельности (функции) гражданского права. ——————————— <27> Гражданское право: Учебник / Под общ. ред. С. С. Алексеева. М., 2007. С. 17 (автор главы — С. С. Алексеев).

Ряд авторов предлагают говорить о справедливости как о принципе гражданского права <28>. Нам представляется, что говорить о справедливости как принципе гражданского права в настоящее время нельзя. С одной стороны, принципы гражданского права — это главные идеи и положения, отражающие суть регулируемых отношений, осуществляемой по отношению к ним экономической политики, отраслевую специфику норм гражданского права. В этом отношении справедливость скорее может являться этическим, нравственным общеправовым принципом, поскольку имеет отношение не только к гражданскому праву, но и ко всем иным отраслям права. ——————————— <28> См., напр.: Потапова О. А. Принципы гражданского права: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Ульяновск, 2002; Куликова И. П., Иванов В. В. Применение принципа разумности и справедливости при рассмотрении дел. Железная законная неустойка // Юрист. 2005. N 12; Иванова С. А. Принцип справедливости в гражданском праве России: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2006; Аракелян А. Ю. Справедливость в российском гражданском праве: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2008.

С другой стороны, принципы гражданского права определяют практику применения гражданского законодательства, формулируются из общего смысла гражданско-правовых норм. Так, в 2004 году Конституционным Судом Российской Федерации было вынесено Определение, в котором, применительно к правилам ст. 1111 и п. 2 ст. 1152 ГК РФ было обращено внимание на то, что они «вытекают из закрепленных ГК РФ основных начал гражданского законодательства, предусматривающих, что граждане приобретают и осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе (ст. 1), участвуют в гражданских отношениях на основе автономии воли и имущественной самостоятельности (ст. 2), по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (ст. 9). П ри этом самой природой прав, возникших из гражданских правоотношений, обусловливается диспозитивное начало гражданско-правового регулирования» <29>. В этом смысле субъекты правоприменительной практики, применяя и толкуя гражданско-правовые нормы, не используют, да и не могут, по крайней мере пока, использовать категорию «справедливость» в значении принципа гражданского права. ——————————— <29> Определение Конституционного Суда РФ от 30 сентября 2004 г. N 316-О // Российская газета. 11.11.2004.

Другое дело, что в качестве общеправового принцип справедливости используется. Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2003 г. N 6-П указано, что «в силу статей 15 (часть 2), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости защита права собственности и иных вещных прав, а также прав и обязанностей сторон в договоре должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота — собственников, сторон в договоре, третьих лиц» <30>. ——————————— <30> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2003 г. N 6-П // СЗ РФ. 2003. N 17. Ст. 1657.

В определении принципов права традиционной является точка зрения на их закрепленность в нормативном акте: в виде прямого (непосредственного) или косвенного способа. Случаем прямого действия принципов гражданского права является аналогия права. Пункт 2 ст. 6 ГК РФ устанавливает, что при невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогии права) и требований добросовестности, разумности и справедливости. Иными словами, требования добросовестности, разумности и справедливости могут быть использованы лишь вместе с общими началами и смыслом гражданского законодательства (аналогией права) для определения прав и обязанностей сторон, когда аналогию закона использовать невозможно. Таким образом, законодатель различает понятие «начала и смысл гражданского законодательства», с одной стороны, и понятие «требования добросовестности, разумности и справедливости» — с другой. Категория «справедливость» как общеправовой принцип наиболее плодотворно может быть использована и востребована в правотворчестве. На это же указывает и Конституционный Суд Российской Федерации, отмечая, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики <31>. ——————————— <31> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. N 2-П // СЗ РФ. 2004. N 6. Ст. 450.

В другом своем Постановлении <32> Конституционный Суд Российской Федерации обращает внимание законодателя на необходимость предусматривать способы и механизмы реализации имущественных прав, которые обеспечивали бы защиту не только собственникам, но и добросовестным приобретателям как участникам гражданского оборота. Тем самым Конституционный Суд Российской Федерации имеет в виду использование в правотворчестве общеправового принципа справедливости. ——————————— <32> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2003 г. N 6-П // СЗ РФ. 2003. N 17. Ст. 1657.

Как представляется, общеправовой принцип справедливости, а также категория «назначение гражданского права» могут служить основаниями существования определенных исключений (корректировок) из принципа гражданского права о равенстве субъектов гражданского права. В конкретной ситуации справедливость может проявляться как равенство и как неравенство. Такое исключение суть результат оценки правовых установлений гражданского законодательства с точки зрения их соответствия назначению гражданского права и нормам нравственности (справедливости), которые определяются историей и правовой традицией данного общества. В нормах гражданского законодательства в значительной степени находят свое отражение ценности и принципы гражданского общества, того идеала, к которому определенное общество стремится. Обеспечение гражданско-правовыми нормами интересов конкретного человека способствует тому, что ценности гражданского общества проникают во все отношения в частной сфере жизни человека, становятся их неотъемлемой составляющей. Таким образом, эффективность гражданского законодательства состоит в достижении положительными результатами действия гражданского законодательства, назначения гражданского права, соответствия результативности действия гражданского законодательства критерию справедливости. Степень эффективности гражданского законодательства зависит от соотношения положительных результатов действия гражданского законодательства назначению гражданского права, итог которого должен быть проверен на предмет критерия справедливости. Иными словами, это оценка результата реального обеспечения признания, осуществления и защиты прав и интересов человека в сфере имущественных и некоторых неимущественных отношений, оценка последствий применения гражданского законодательства на предмет такого свойства права, как справедливость.

——————————————————————