Переход на двухуровневое высшее образование и изучение финансового права в высших учебных заведениях

(Козырин А. Н.) («Финансовое право», 2009, N 8)

ПЕРЕХОД НА ДВУХУРОВНЕВОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО ПРАВА В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

А. Н. КОЗЫРИН

Козырин А. Н., директор Центра публично-правовых исследований, профессор Государственного университета — Высшей школы экономики, доктор юридических наук.

В статье рассмотрены основные аспекты перехода в России на двухуровневое высшее образование (бакалавриат и магистратуру) и связанные с этим проблемы перестройки курса финансового права и создания специализированных магистерских программ по финансовому праву. В качестве примера рассмотрена структура магистерской программы «Финансовое, налоговое и таможенное право».

Изменения в российском законодательстве об образовании, закрепившие «окончательный» переход на двухуровневое высшее образование (бакалавриат плюс магистратура), подводят к необходимости пересмотра концепции и системы юридического образования в целом и переосмысления подходов к преподаванию отдельных правовых дисциплин, в том числе финансового права. Вместе с тем реакция некоторых вузов на радикальные перемены в организации высшего образования в России (а точнее, как раз отсутствие адекватной реакции) дает основание предположить, что не все еще «поверили» в окончательный и необратимый характер изменений в законодательстве об образовании, не до конца осознали суть проводимой образовательной реформы и, как следствие, не имеют четких планов по переходу на двухуровневое высшее образование. Выжидательная позиция ряда вузов в одних случаях объясняется их инертностью, в других случаях — незнанием того, что необходимо оперативно предпринять в изменившейся ситуации, чтобы адаптироваться к новой системе высшего образования, а иногда — и надеждой на то, что реформа даст обратный ход и все вернется к прежней системе подготовки в рамках специалитета. Иллюзия «неокончательного» характера перехода высшего юридического образования на подготовку бакалавров и магистров создается за счет того, что в вузах по-прежнему продолжается обучение по программам специалитета, объявлен новый набор на пятилетнюю программу обучения в 2009 — 2010 учебном году. Да и сама магистратура — далеко не новый институт в российском образовании: еще в 1990-х гг. в ряде вузов специалитет сосуществовал с обучением в формате «бакалавриат плюс магистратура». Кроме того, правительство, формируя социальную составляющую антикризисной политики, дало понять, что оно не заинтересовано в создании какой бы то ни было напряженности в социальной сфере, включая сферу образования. И все же, как бы ни хотелось отдельным представителям вузовского сообщества игнорировать произошедшие изменения в организации высшего образования в России, с момента вступления в силу соответствующих норм законодательства переход на двухуровневую систему высшего образования можно считать формально состоявшимся (за исключением ряда направлений образования, где законодательство сохранило пятилетнее образование — специалитет). Перешло на подготовку бакалавров и магистров и российское юридическое образование. Специалитет остается еще на какое-то время на факультетах права в качестве «юридического переживания», но уже сегодня в массовом порядке запускаются рабочие учебные планы подготовки юристов-бакалавров, открываются магистерские программы по направлению «Юриспруденция». Юридические вузы и юридические факультеты российских университетов по-разному отнеслись к реформе: где-то ее положения долго обсуждались, где-то они просто игнорировались в надежде, что вскоре и сама реформа будет свернута. Автору этих строк на протяжении нескольких лет приходилось слышать в одном из московских вузов рассуждения о неприменимости формата «4 + 2» к юридическому образованию, в том числе потому, что в суды и правоохранительные органы бакалавров не возьмут на работу, а потому надо продолжать, несмотря ни на что, готовить специалистов по пятилетней программе обучения. И что же получилось? Бакалавров, может быть, и не возьмут, да вот специалистов готовить больше не будут. Значит, на отдельные кадровые позиции с повышенными требованиями к образовательному цензу будут брать магистров. И вот те, кто долго доказывал «бесперспективность» двухуровневой системы подготовки юристов, ее «несовместимость» с реалиями российской юридической жизни и практики, в спешке начинают формировать учебные планы подготовки бакалавров-юристов, открывать магистерские программы по направлению «Юриспруденция». В ход идут программы спецкурсов, читавшиеся на 4-м и 5-м курсах специалитета. Нередко такие программы переносятся в магистратуру автоматически, практически без переработки, меняются лишь титульные листы. Заметим, что те юридические факультеты, которые 10 — 15 лет назад открыли магистерские программы и совмещали пятилетнюю подготовку специалистов с форматом обучения «бакалавриат плюс магистратура», получили сегодня очевидные конкурентные преимущества: у них сформировались оптимальные учебные планы, появился опыт руководства подготовкой магистерских диссертаций, завязались столь ценные для магистратуры межуниверситетские (в том числе международные) научно-исследовательские и педагогические контакты. Однако таких юридических факультетов на момент перехода на двухуровневое высшее образование оказалось, к сожалению, немного <1>. ——————————— <1> Справедливости ради отметим, что по некоторым направлениям образования ситуация с переходом на двухуровневую систему выглядит более оптимистично. Так, в том же Московском университете, где долгое время отстаивали неприемлемость бакалавриата и магистратуры для подготовки юристов, на других факультетах экономисты, социологи и политологи успешно создавали одну за другой конкурентоспособные магистерские программы.

Сегодня в юридическом образовании переход на обучение по схеме «4 + 2» и принятие новых стандартов подготовки бакалавров ставят задачу по переформатированию ряда направлений (специализаций) подготовки будущих юристов, которые пользуются традиционной популярностью у студентов и их будущих работодателей. Одним из таких направлений является подготовка юристов по финансовому праву. Финансовое право давно уже превратилось в одну из наиболее «громоздких» отраслей российского права: два кодекса, десятки федеральных законов и сотни подзаконных актов, мощный пласт регионального законодательства и судебно-арбитражной практики. Бюджетное, налоговое и валютное законодательства сегодня стали не просто одними из самых объемных отраслей российского законодательства, но и наиболее динамично развивающимися и быстро изменяющимися нормативно-правовыми массивами. Частые реформы финансового законодательства требуют постоянной актуализации полученных финансово-правовых знаний, что создает дополнительные сложности для организации образовательного процесса. Например, проводимая в настоящее время в России бюджетная реформа и переход к «БОР» (бюджет, ориентированный на результат) заставят вновь засесть за учебники по финансовому праву практически всех, кто занят в сфере публичного управления. Для тех, кто ставил перед собой задачу основательно изучить финансовое право, на некоторых факультетах права в рамках специалитета (как правило, при кафедрах финансового права) открывались финансово-правовые специализации, где студенты изучали, помимо базового курса финансового права, многочисленные финансово-правовые дисциплины, готовили выпускные квалификационные работы по проблематике финансового права <2>. ——————————— <2> Одной из таких специализаций на протяжении последних восьми лет продолжает руководить автор данной статьи. Подробнее см.: О кафедре финансового права Государственного университета — Высшей школы экономики // Финансовое право. 2006. N 2.

В бакалавриате создание специализаций, как правило, не предусматривается, и бакалавр может познакомиться с основами финансового права, только прослушав одноименный курс, на который в соответствии с действующими государственными стандартами отводится около 20 лекционных часов. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения уже не раз становились предметом оживленных дискуссий и полемики, в том числе и в юридических СМИ. Не затрагивая этот вопрос специально, отметим лишь, что авторитетные юристы и вузовские преподаватели не раз отмечали, что отсутствие в вариативной части государственного образовательного стандарта бакалавриата таких дисциплин, как «Бюджетное право», «Валютное право», «Банковское право» и др., негативным образом скажется на подготовке будущих поколений дипломированных юристов <3>. ——————————— <3> Побежимова Н. И. К вопросу о государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения // Юридическое образование и наука. 2008. N 2.

Таким образом, в настоящее время все «детали» и «подробности» финансово-правовых знаний, составляющие привлекательность профессии финансовых, налоговых и таможенных консультантов, которые ранее составляли предмет различных спецкурсов, изучавшихся на финансово-правовых специализациях на последних курсах специалитета, отныне должны переноситься в специализированные магистерские программы. Таким образом, желающие специализироваться по финансовому праву и связать с ним свою будущую профессиональную деятельность (работая на государственной службе или в частном секторе — налоговыми консультантами, корпоративными юристами и т. д.) в бакалавриате сделать этого теперь не смогут. Для них сегодня остается только один путь — после окончания бакалавриата выбрать магистерскую программу по финансовому праву. Не затрагивая вопроса о целесообразности перехода российского высшего юридического образования на двухуровневую систему и принимая произошедшую реформу как свершившийся факт, обозначим основные преимущества магистратуры, которыми следует воспользоваться при формировании магистерских программ по финансовому праву. Прежде всего, формируется более гибкая образовательная траектория, появляются новые возможности для лиц, не имеющих высшего юридического образования, поступить на магистерскую программу по юриспруденции (по сравнению с традиционной системой образования, сложившейся еще в советское время, когда переход из одной специальности в другую воспринимался как нечто исключительное). Если ранее получить второе высшее образование можно было, поступив второй раз на специалитет, и в лучшем случае за три-четыре года, по ускоренной программе прослушав обязательные курсы по всем специализациям (гражданское, уголовное, административное, конституционное, международное право и др.), то теперь магистерская программа обеспечивает быстрое и эффективное срабатывание механизма «переключения»: лицо, имеющее высшее образование (бакалавр или специалист) по неюридическим специальностям, поступая в магистратуру, за два года получает второе высшее образование по избранному направлению юридических наук. Ситуация, очевидно, будет различаться в зависимости от того, какое первое образование получил поступающий в магистратуру. Если он изучал смежные, близко расположенные к финансовому праву отрасли экономических знаний (например, финансы, денежное обращение и кредит; мировую экономику), государственное и муниципальное управление, то переход от одного направления образования к другому может быть осуществлен с помощью специальных адаптационных курсов, которые поступившие в магистратуру «неюристы» могут прослушать на первом году обучения. В нашем случае это курс «Финансовое право», который является обязательной учебной дисциплиной для обучающихся в бакалавриате по юриспруденции и который студенты магистратуры, не имеющие юридического образования, очевидно, не могли прослушать в вузе. Студенты, до поступления в магистратуру изучавшие «материи», далекие от финансового права, могут попробовать осуществить «переключение» с помощью адаптационного курса <4>, а могут поступить на специально создаваемые для таких целей подготовительные отделения. Такие отделения могут организовываться на платной и добровольной основе либо создаваться по предписанию органов исполнительной власти и финансироваться за счет средств бюджета <5>. ——————————— <4> Иногда это представляется возможным с учетом тематики выбираемой в магистратуре диссертации: например, бакалавр (специалист), занимавшийся ранее проблемами экономической истории, в магистратуре по финансовому праву приступает к написанию диссертации по истории финансового законодательства или финансовой администрации. <5> Так, например, распоряжением Правительства РФ от 12.08.2008 N 1177-р (Собрание законодательства РФ. 2008. N 34. Ст. 3950) предусмотрено создание в 2009 г. в Государственном университете — Высшей школе экономики подготовительного отделения для поступающих в магистратуру, финансируемого за счет средств федерального бюджета.

Включение в учебные планы магистерской программы адаптационных курсов и организация подготовительных отделений содействуют не только переключению образовательной траектории с одной специальности на другую (поступлению неюристов в магистратуру по юриспруденции), но и в целом обеспечивают большую открытость магистратуры «внешним» абитуриентам (выпускникам других вузов, в том числе имеющим юридическое образование). Гибкая образовательная траектория гарантируется также наличием в учебных планах магистратуры большого числа элективных курсов (курсов по выбору), выбираемых студентами самостоятельно в зависимости от собственных научно-исследовательских интересов и потребностей будущей профессиональной деятельности. При этом студент может выбирать учебные курсы из списка элективных дисциплин, предусмотренных как данной магистерской программой, так и иными магистерскими программами, в том числе открытых на других факультетах. Тем самым обеспечивается подлинно междисциплинарный характер обучения на втором уровне высшего образования. Активное использование в учебных планах магистратуры дисциплин по выбору приводит к тому, что число обязательных дисциплин, изучаемых всеми студентами, сводится к разумному минимуму — около трети от общего числа учебных дисциплин. Таким образом, две трети дисциплин выбираются самими студентами. Одна из возможных моделей распределения элективных курсов предполагает, что треть курсов по выбору студенты выбирают из числа дисциплин, сгруппированных в тематические блоки, а оставшуюся треть — из дисциплин, составляющих свободный пул элективных курсов, читаемых в рамках других магистерских программ, в том числе и по другим направлениям (экономика, политология, социология, международная политика и т. д.) <6>. ——————————— <6> Переход на преимущественно элективный принцип формирования учебных планов будет осуществляться в российских университетах, скорее всего, непросто, поскольку в традициях российского образования устанавливать большое количество обязательных дисциплин по каждому направлению. Кроме того, преобладание в учебных планах элективных курсов создает сложности при планировании образовательного процесса. Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и субъективный фактор — у студентов появится шанс избежать встречи с «излишне требовательными» профессорами. Выход из этого положения видится один: индивидуализация рабочих учебных планов в магистратуре должна сопровождаться усилением взаимной ответственности: профессоров — за качество преподаваемых в магистратуре спецкурсов, студентов — за сделанный выбор (при определенных условиях нельзя отказаться от выбранного спецкурса, незачет по элективному курсу означает наличие у студента академической задолженности и т. д.).

Другим преимуществом магистратуры являются предоставляемые ею уникальные возможности академической мобильности. Могут открываться совместные магистерские программы с университетами и исследовательскими центрами как в России, так и за рубежом, создаются благоприятные организационно-правовые возможности для студенческих обменов, формирования межуниверситетских исследовательских центров с участием студентов магистратуры и др. Появление магистерских программ по финансовому праву приведет к созданию в этой области полного цикла высшего и послевузовского профессионального образования. Из бакалавриата желающие специализироваться по финансовому праву могут поступить в магистратуру, а после ее завершения — в аспирантуру по специальности 12.00.14 — административное право, финансовое право, информационное право. При этом, благодаря переходу на двухуровневое высшее образование и присоединению России к Болонскому процессу, на каждом этапе получения высшего образования студент (аспирант) сам выбирает, где он будет учиться — в России или за рубежом. Возможность комбинированных «трансграничных» схем получения высшего профессионального образования представляет собой одно из наиболее существенных преимуществ перехода на двухуровневое высшее образование в Российской Федерации. Продолжая перечислять «сильные стороны» магистратуры, отметим, что, в отличие от специалитета, она имеет развитую исследовательскую составляющую. Около 40% объема магистерской программы отводится на различные формы научно-исследовательской работы студентов — научно-исследовательские семинары, научно-исследовательскую практику, самостоятельную исследовательскую работу студентов, подготовку курсовой работы на 1-м году обучения и магистерской диссертации — на 2-м году обучения. Особую миссию в организации исследовательской работы студентов магистратуры выполняет научно-исследовательский семинар, в рамках которого: — организуются научные семинары и дискуссии по ключевым актуальным проблемам финансового права, позволяющие оперативно реагировать на наиболее важные изменения финансового законодательства и финансовой политики, актуализировать знания и практические навыки студентов в области финансового права; — проводятся мастер-классы приглашенных исследователей и практиков, специалистов в области публичных финансов, судей, сотрудников финансовых, налоговых, таможенных органов и т. д.; — предусматриваются лекции и семинары по методологии исследований в области финансового права и публичных финансов, в ходе которых профессора, руководящие магистерскими диссертациями студентов, делятся опытом проведения научных изысканий, написания исследовательских работ, подготовки научных статей, происходит обсуждение исследовательских планов студентов, предзащиты курсовых работ и магистерских диссертаций. Наконец, еще одним несомненным преимуществом магистратуры является ее индивидуальность. Каждая авторская (неаннотированная) магистерская программа, как правило, несет на себе отпечаток той или иной научной школы. В современной российской науке финансового права обозначились различающиеся подходы по ряду основополагающих позиций, включая вопросы предмета и системы финансового права, соотношения финансового и налогового права и др. Магистратура, в которой основной акцент поставлен на исследовательской деятельности, позволит построить обучающую часть программы с учетом особенностей той финансово-правовой школы, на базе которой открывается данная магистерская программа. В качестве примера приведем магистерскую программу «Финансовое, налоговое и таможенное право», подготовленную сотрудниками Центра публично-правовых исследований (www. plrc. ru) на основе педагогической деятельности, осуществляемой вот уже восемь лет на факультете права Государственного университета — Высшей школы экономики (www. hse. ru), в сотрудничестве с другими научно-педагогическими коллективами (кафедрой теории кредита и финансового менеджмента экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, юридическим факультетом Курского государственного университета и др.). Данная программа имеет несколько отличительных черт. Во-первых, в ее основу положен комплексный, междисциплинарный подход к изучению финансового права, являющегося частью публичного права и при этом находящегося в постоянном взаимодействии с другими элементами системы российского права. Поэтому в большинстве учебных курсов самым тщательным образом исследуются теоретические и научно-практические проблемы, возникающие на стыке финансового и смежных отраслей как публичного, так и частного права. Процессы конвергенции финансового права и «пограничных» отраслей права особенно четко проявляются в налоговом праве. Предметы некоторых спецкурсов формируются на стыке налогового и таможенного права («Правовое регулирование таможенных платежей»), налогового и природоресурсного права («Правовое регулирование природоресурсных платежей»). Изучение бюджетного права строится исходя из его неразрывной связи с проблемами государственного управления и административными реформами, валютного права — с соответствующей проблематикой гражданского и банковского права и т. д. Во-вторых, магистерская программа «Финансовое, налоговое и таможенное право» характеризуется сочетанием солидной академической составляющей и практико-ориентированным характером многих спецкурсов. Финансовое право в магистратуре (в отличие от одноименного курса, читаемого в бакалавриате) должно преподаваться с переносом акцента на его общую часть, теорию финансового права, при более активном использовании историко-правового и сравнительно-правового (компаративного) методов. Разделы же, традиционно включаемые в особенную часть финансового права (бюджетное право, налоговое право, эмиссионное и валютное право и др.), могут изучаться в магистратуре в формате практико-ориентированных спецкурсов, позволяющих использовать знания теории публичного права при исследовании конкретных видов финансовых правоотношений (бюджетных, налоговых, эмиссионных, валютных и др.). При этом академическая компонента магистерской программы (курсы «История финансового права», «Финансовое право зарубежных стран» и др.) органично сочетается с прикладными дисциплинами, нацеленными на подготовку студентов к будущей практической работе, прежде всего в неакадемических секторах рынка труда (спецкурсы по налоговому, таможенному и внешнеторговому праву). Сама магистерская программа является в этом смысле программой смешанного типа, объединяющей курсы как академической, так и прикладной направленности. И лишь выбор студентами дисциплин специализации, в зависимости от их исследовательских интересов и (или) потребностей будущей профессиональной деятельности, определяет характер конкретного индивидуального учебного плана как преимущественно академического или преимущественно прикладного. Таким образом, важная отличительная особенность изучения финансового права в магистратуре состоит в том, что изучение доктрины и догматики финансового права обязательно должно сочетаться с практико-ориентированным подходом при изучении правового регулирования бюджетных, налоговых, валютных и др. отношений. Такой подход, предполагающий активное использование знаний правовой и экономической науки, проведение междисциплинарных исследований, анализ современных тенденций судебной и иной правоприменительной практики, позволит уйти от наметившегося в последнее время в российском юридическом образовании курса на изучение финансового права как законодательного права. Магистратура, надеемся, позволит выйти за пределы сегодняшней «сверхзадачи» финансового права — научить студента содержанию основных положений Бюджетного и Налогового кодексов РФ, важнейших законодательных и подзаконных актов. Именно на магистратуру мы вправе возложить задачу по подготовке высококлассных специалистов по финансовому праву, которые умели бы не только оперировать статьями и параграфами правовых актов, но и, используя самые современные научные знания, могли бы самостоятельно анализировать различные ситуации, складывающиеся в процессе правового регулирования финансовых отношений, грамотно строить отношения с финансовой, налоговой и таможенной администрацией, планировать финансовые обязательства перед государством, оптимизировать налоговую нагрузку бизнеса, осуществлять защиту прав и законных интересов налогоплательщика. Магистерская программа «Финансовое, налоговое и таможенное право» отличается новизной подхода к изучению актуальных ключевых проблем финансово-правового регулирования, обозначенных в самом ее названии. Выделяются три основных направления образовательной и исследовательской деятельности: 1. Финансовое право (правовое регулирование публичных финансов). В рамках этого направления студенты слушают обязательный курс «История финансового права» и выбирают несколько спецкурсов из тематического блока финансово-правовых элективных курсов: «Финансовое право зарубежных стран», «Бюджетное право», «Валютное право». 2. Налоговое право. Выделение налогового права из финансового права в отдельный курс обусловлено рядом причин: во-первых, современными тенденциями в определении предмета учебного курса — в него включаются многочисленные «стыковые» темы (на границе с частным правом — налоговое планирование, с процессуальными отраслями права — налоговые споры; с уголовным правом — налоговые преступления, с административным правом — налоговое администрирование); во-вторых, стремительным разрастанием нормативной базы, административной и судебной практики по налогообложению, сделавшим практически невозможным сколько-нибудь детальное изучение налогового права в рамках общего курса финансового права <7>; в-третьих, особой популярностью учебного курса у студентов, планирующих работать после окончания учебы налоговыми консультантами или корпоративными юристами. ——————————— <7> В этой связи уместно вспомнить пример с изучением налогового законодательства в США, где гигантские объемы нормативного массива, с помощью которого регулируются налоговые отношения, давно уже сделали невозможным работу в налоговой сфере юристам, не прошедшим специального обучения по программе налоговых консультантов. Более того, уже давно наметилась специализация консультантов по группам налогов или даже отдельным налогам. Похожие тенденции обозначились и в российской практике налогового консультирования и налогового сопровождения бизнеса. Едва ли «универсальный» налоговый консультант возьмется за работу, например, с налогом на добычу полезных ископаемых или таможенными платежами. В этом случае обычно обращаются к узкоспециализированным консультантам.

Выделение налогового права в качестве самостоятельного направления магистерской подготовки позволяет выстроить вокруг базового учебного курса «Налоговое право», обязательного для всех студентов магистратуры, блок тематических элективных курсов: «Налоговый практикум», «Международное налоговое право», «Правовое регулирование природоресурсных платежей». 3. Таможенное право. Новизна преподавания налогового права, впервые нашедшая свое отражение в магистерской программе «Финансовое, налоговое и таможенное право», состоит в одновременном, параллельном изучении налогового и таможенного права. Этот новый подход представляет собой на деле один из оптимальных способов изучения российского налогового права и налоговой системы в части косвенных налогов. Каждый, кто когда-либо знакомился с Налоговым кодексом РФ, знает, что по целому ряду важнейших вопросов основной акт налогового законодательства «запараллелен» с Таможенным кодексом РФ. Правовой режим «внешних» акцизов и НДС (косвенных налогов, которые взимаются с товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации) невозможно изучить без основательных знаний таможенного законодательства и прежде всего таких его разделов, как таможенные режимы, таможенная стоимость, таможенные платежи, таможенное оформление. Взаимозависимость налогового и таможенного регулирования в Российской Федерации особенно отчетливо проступает, если обратиться к статистике, в соответствии с которой в форме таможенных платежей в федеральный бюджет поступает свыше трети всех его доходов. Выделение таможенного права в качестве отдельного направления магистерской программы «Финансовое, налоговое и таможенное право» обусловлено также и близостью таможенно-правовой проблематики не только к налоговому праву, но и к другим составным частям финансового права — бюджетному и валютному праву (например, в связи с осуществлением таможенными органами полномочий агентов валютного контроля, администраторов таможенных доходов федерального бюджета и т. д.). А тот факт, что подготовка налоговых и таможенных консультантов предполагает изучение большого количества общих учебных курсов (примерно 60 — 70% общего объема всех учебных дисциплин), делает объединение налогового и таможенного направлений в рамках магистратуры по финансовому праву одной из оптимальных форм организации профессионального образования. Создание таможенно-правового подраздела магистерской программы отражает особую роль, которую внешняя торговля продолжает играть в российской экономике, стабильно высокую долю внешнеторговых контрактов в общем объеме договорных отношений на рынке. Высококвалифицированные специалисты в области внешнеторгового и таможенного регулирования всегда были востребованы на рынке труда, и среди них особым спросом пользовались таможенные консультанты, в совершенстве знающие таможенное и налоговое право, законодательство о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, правила расчета таможенных платежей и механизмы валютного контроля за внешнеторговыми операциями и т. д. Вокруг обязательной дисциплины «Таможенное право» формируется третий тематический блок элективных курсов магистерской программы в составе: «Государственное регулирование внешнеторговой деятельности», «Правовое регулирование таможенных платежей» и «Налоговое и таможенное консультирование» <8>. ——————————— <8> Формирование самостоятельного таможенно-правового подраздела магистерской программы по финансовому праву нельзя признать стандартным решением, рекомендуемым к воспроизведению в иных магистерских программах по направлению «Финансовое право». Объективно оно необходимо для усиления налогово-правовой составляющей и повышения конкурентоспособности самой магистерской программы. Субъективно возможность такого выделения во многом зависит от научно-исследовательского потенциала кафедры или кафедр, на базе которых открывается магистерская программа. На данный момент научно-исследовательских коллективов, уверенно заявивших о себе как в финансовом, так и в таможенном праве, не так уж и много в России. К их числу относится коллектив Центра публично-правовых исследований, сотрудники которого около двадцати лет успешно занимаются исследованием актуальных проблем современного финансового и таможенного права России и зарубежных стран.

Пока еще первые шаги, сделанные на пути к созданию современных магистерских программ по финансовому праву, позволяют сделать некоторые выводы. 1. Очевидно, что «переформатирование» финансового права как учебной дисциплины в связи с переходом на двухуров невое высшее образование потребует времени и усилий многих научных школ и коллективов, занимающихся исследованиями в области финансового права и преподавания финансово-правовых дисциплин. 2. Создание магистерской программы по финансовому праву должно осуществляться в увязке с формированием новых учебных планов бакалавриата в части преподавания финансового права на первом уровне высшего образования <9>. ——————————— <9> В этой связи встают две основные проблемы. Первая проблема состоит в том, как читать финансовое право, обязательную дисциплину подготовки юристов-бакалавров, чтобы, с одной стороны, уложиться в небольшой объем отведенных на его изучение аудиторных часов, а с другой стороны — дать общее представление о финансовом праве как об одной из составных частей публичного права и о его основных разделах, прежде всего о бюджетном и налоговом праве. Вторая проблема возникает в том случае, если до открытия магистерской программы по финансовому праву в учебных планах специалитета или бакалавриата наряду с базовым курсом «Финансовое право», предусматривалось изучение иных дисциплин финансово-правовой специализации (например, налогового и (или) таможенного права). Такие дисциплины специализации должны быть перенесены из бакалавриата в магистерскую программу по финансовому праву. В противном случае будет фактически закрыта возможность для поступления «внешних» абитуриентов, которые могли не слушать в бакалавриате дисциплин финансово-правовой специализации (налогового права и др.). Вариант с чтением этих дисциплин в качестве адаптационных курсов представляется малореалистичным, поскольку наличие двух и более адаптационных курсов — практически непосильная нагрузка для двухгодичной магистратуры. Кроме того, чтение, например, налогового и таможенного права в качестве адаптационных курсов нарушает логическую последовательность освоения учебных дисциплин.

3. Магистратура по финансовому праву не должна автоматически становиться «придатком», продолжением бакалавриата. Она может создаваться только в исследовательских университетах, известных своими научными школами по финансовому праву. Иначе мы повторим болезненные ошибки с открытием аспирантур по специальности 12.00.14, когда вузы, не имевшие не то что собственной научной школы, а в ряде случаев и вообще преподавателей, работающих на полную ставку, фактически на пустом месте открывали аспирантуры, что неизбежно приводило к девальвации как самой аспирантуры, так и ученых степеней. В этом смысле магистратура, отдающая приоритет исследовательской работе, оттесняющей на второй план обучающую компоненту учебных планов, должна стать атрибутом исследовательского университета.

——————————————————————