Системология правового регулирования: исторические аспекты развития

(Ловцов Д. А.) («История государства и права», 2009, N 18)

СИСТЕМОЛОГИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ

Д. А. ЛОВЦОВ

Ловцов Дмитрий Анатольевич, заведующий кафедрой информационного права, информатики и математики Российской академии правосудия, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор технических наук, профессор.

В статье исследуется развитие системологии правового регулирования, выявляется тенденция концептуального перехода в отечественном правоведении к системным представлениям о праве, что соответствует общемировой тенденции.

Формализация решения основных теоретических проблем правопонимания, в частности таких, как обеспечение (повышение) и достоверная количественная оценка эффективности и качества правового регулирования общественных отношений, установление пределов и разрешение противоречий правового регулирования и др., возможна на основе адекватной системологии правового регулирования, ориентированной на изучение поведения сложноорганизованных правозначимых объектов и явлений как систем и приложения системных концепций к функциям управления сложноорганизованными правозначимыми объектами. Предметом системологии <1> правового регулирования являются системы правового регулирования, конструктивно представляющие собой единое образование множества компонентов и связей правовой надстройки общества, находящихся в сложных отношениях между собой, обладающее новыми свойствами структурной и функциональной целостности (эмерджентности — появления нового качества в статике и синергизма — повышения эффективности в динамике), не сводящимися к свойствам входящих в это образование компонентов и связей. ——————————— <1> Предметом общей системологии (общей теории систем) — общенаучной отрасли системных, кибернетических и информационных знаний, сформировавшейся в 70 — 80-е годы XX в., являются так называемые сложные системы (в отличие от естественнонаучных или «физических» дисциплин, предметом которых являются системы простые, что определяется возможностью адекватного формализованного описания последних).

Системология правового регулирования как часть системологии права <2>, занимающей промежуточное положение в трехуровневой иерархии правовых знаний и опосредующей связи между философией права и частно-прикладными правовыми науками (делая эти связи более эффективными), в настоящее время представлена главным образом двумя общетеоретическими положениями правового знания: концепцией правового регулирования как процесса, включающего по крайней мере пять следующих методологических этапов: «миропонимание — правопонимание — правотворчество — правоприменение — правореализация» и концептуально-логической моделью <3> системы правового регулирования общественных отношений. Прикладная область системологии правового регулирования включает пока правовую кибернетику и правовую информатику (наиболее развита). ——————————— <2> Системология права включает в настоящее время совокупность правовых наук общего характера: теорию государства и права, теорию организации правоохранительной и оперативно-розыскной деятельности, историю правовых учений, криминологию, теоретико-прикладные основы криминалистики и судебной экспертизы и др. <3> См.: Ловцов Д. А. Системология информационных правоотношений. М.: РАП, 2008.

Правовая кибернетика — это кибернетика, изучающая с единых позиций правовое регулирование (саморегулирование), связь и переработку правовой информации (нормативно-законодательной, судебно-статистической, оперативно-розыскной, следственно-криминалистической и др.) в правоохранительной системе. Основная задача правовой кибернетики состоит в исследовании эффективности правового (включая законодательное) регулирования общественных отношений <4>. ——————————— <4> См.: Правовая кибернетика. М.: Наука, 1973; Основы применения кибернетики в правоведении / Под ред. Н. С. Полевого, Н. В. Витрука. М., 1977.

Правовая информатика — это информатика, изучающая процессы формирования, интерпретации и коммуникации правовой информации, а также процессы создания, внедрения и использования электронно-вычислительной (компьютерной) техники и информационно-компьютерных технологий в сфере юридической деятельности <5>. ——————————— <5> См.: Ловцов Д. А. Правовая информатика. М.: РАП, 2007. Состояние развития правовой информатики в нашей стране определяется, в частности, эффективностью применения в правовой сфере крупномасштабных (государственных) автоматизированных информационных систем (типа ГАС «Правосудие», ЕАИКС — Единая автоматизированная информационно-коммуникационная система арбитражных судов).

Столь незначительное развитие системологии правового регулирования объясняется «неразработанностью» отечественной системологии права в целом, обусловленной критическим отношением к системным правовым исследованиям и отсутствием длительное время поддержки со стороны политического руководства страны в советский период, связанным с марксистским идеологическим положением о неизбежном отмирании государства и права при переходе к коммунистическому обществу, а также опасением подмены «священной» методологии диалектического материализма методологией системного подхода <6>. Кроме того, серьезной субъективной причиной игнорирования системных правовых исследований в Советской России является болезненно-ревнивое отношение В. И. Ленина <7> к фундаментальной работе «Тектология» <8> («Учение о строительстве») А. А. Богданова (Малиновского), руководителя фракции большевиков в Государственной Думе 1-го созыва, представляющей собой первый в мире вариант общей теории систем (системологии). ——————————— <6> Термин «системный подход» появился на Западе в 1948 г. и в СССР был встречен негативно, хотя впоследствии советские ученые обнаружили наличие системных идей в трудах классиков марксизма-ленинизма, что, по их мнению, свидетельствовало о приоритете последних в разработке системного подхода. Кроме того, на практике впервые методы системного подхода были использованы в России при разработке плана ГОЭЛРО (Государственной комиссии по электрификации России), предусматривающего одновременное перспективное (10 — 15 лет) строительство ряда крупных предприятий и 30 электростанций (выполнен в 1931 г.). <7> В частности, на страницах книги «Материализм и эмпириокритицизм» В. И. Ленин подверг резкой критике выдвинутую А. А. Богдановым концепцию эмпириомонизма (философского основания тектологии) и обвинил автора в социологическом субъективном идеализме, что стало причиной многолетнего «общественного» игнорирования тектологии. <8> От греч. «tectonics» — строительство (синоним современного понятия «организация») и «logos» — учение. См.: Богданов А. А. Всеобщая организационная наука (тектология): В 2 т. М.: Экономика, 1913 — 1917.

По существу, доминирующей концепции отмирания права и бессмысленности в связи с этим разработки системологии права, выявления связей между отдельными правовыми нормами и отраслями права, построения эффективной системы права придерживались и руководящие научные органы (отдел науки ЦК КПСС, отделение философии и права АН СССР и др.), и многие известные советские ученые-правоведы. Все это крайне негативно сказалось на состоянии отечественной юриспруденции: даже сегодня некоторые ученые-правоведы отождествляют, к сожалению, понятия «система права» и «структура права». Вместе с тем дореволюционные правоведы (Ю. С. Гамбаров, В. М. Хвостов, Г. Ф. Шершеневич и др.) и некоторые правоведы советского периода (А. Я. Вышинский, Л. И. Дембо, П. И. Стучка и др.) предпринимали попытки исследовать систему права как целостное развивающееся сложное образование с учетом характера связей (информационные, координирующие, дефинитивные, соподчинения, темпоральные, коллизирующие и др.) между правовыми нормами и отраслями права, имеющее общие (системообразующие) начала и четкую структуру. В 60 — 70-е годы XX в. было введено понятие системности норм права (Б. Ф. Шейндлин), рассмотрены закономерности существования и развития системы права (А. Ф. Черданцев), структурная организация (внутренние и внешние связи) системы права (В. К. Бабаев), телеологические аспекты системы права (Д. А. Керимов) и др. В постсоветский период системные правовые исследования заметно активизировались (А. Б. Венгеров, Ю. Ю. Ветютнев, К. С. Гаджиев, В. Н. Лопатин, М. Ю. Осипов, В. Н. Протасов, Л. Б. Тиунова и др.), уделяется большее внимание системологическим взглядам А. А. Богданова, с учетом которых, в частности, исследуются свойства правозначимых объектов и явлений как систем <9>. ——————————— <9> См.: Огурцов А. П. Тектология А. А. Богданова и идея коэволюции // Системный подход в современной науке. М., 2004; Яковлев А. М. Философско-методологические основы управления сложными системами. М., 1997; Поддубный Н. В. Самоорганизующиеся системы: онтологический и методологический аспекты. Ростов-на-Дону, 1997; Лопатин В. Н. Актуальные проблемы становления и развития теории информационного права // Информационное право. 2005. N 3. С. 3 — 5.

Современное развитие системологии права направлено на глубокое изучение особенностей и взаимодействия таких сложных динамических систем, как правовая система общества, системы права и законодательства <10> государства, система правоотношений и правосознание, а также система правового регулирования общественных отношений. Первоочередными задачами при этом являются задачи обоснования адекватных концепций рациональных онтологических и гносеологических подходов к системному исследованию правозначимых объектов и явлений. ——————————— <10> См.: Климовский Р. В. Развитие подходов и разработка понятия «система права» в отечественных правовых науках // VII ежегод. науч. конф. «Право и суд в современном мире». М.: РАП, 2008. С. 321 — 324; Волкогон Т. А. Система права в условиях обновляющегося общества: Дис. … канд. юрид. наук. Барнаул, 2006; Черенкова Е. Э. Система права и система законодательства Российской Федерации: понятие и соотношение: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2005.

Разработка формально-логического аппарата системологии правового регулирования возможна на основе проблемно-ориентированного концептуального варианта комплексного «ИКС»-подхода («информационно-кибернетическо-синергетического») <11>, интегрирующего информационный, кибернетический и синергетический подходы при ведущей роли системного, т. е. системного подхода с акцентированием внимания на его информационном, кибернетическом и синергетическом аспектах, поскольку по целевому предназначению исследуемые системы правового регулирования являются сложными открытыми, неравновесными (и в силу этого незавершенными) социальными информационно-кибернетическими системами <12>, обеспечивающими правовое регулирование общественных отношений, характеризующимися высокой степенью динамичности, неустойчивости и неопределенности. ——————————— <11> См.: Ловцов Д. А. Концепция комплексного «ИКС»-подхода к исследованию сложных социальных систем // Труды III Международ. науч. конф. «Теоретические и практические проблемы правопонимания». М.: РАП, 2009. С. 942 — 965. <12> См.: Осипов М. Ю. Правовое регулирование как динамическая система // Право и политика. 2006. N 11. С. 17 — 31; Ершов В. В. Судебное правоприменение: теоретические и практические проблемы. М., 1991.

Дальнейшее развитие системологии правового регулирования общественных отношений связано в первую очередь с разработкой комплекса научных отраслей, включая такие, как: правовая информология <13> (исследует природу социально-правовой информации и ее связанность с самоорганизующейся правовой системой общества), правовая тектология или организации правовой системы общества (рассматривает структурные отношения правовой системы общества, ее частей и среды), правовая кибернетика (вскрывает механизм целенаправленного и самоконтролируемого поведения субъектов правоотношений), теоретико-информационные основы выработки и принятия юридических решений (рассматривают рациональные выборы внутри специфических информационно-правовых образований), теоретико-информационные основы игровых ситуаций (анализируют рациональную конкуренцию противодействующих правовых сил), факторный анализ (рассматривает формальные процедуры исследования многофакторных правовых задач) и др. При этом предметом правовой информологии как юридической науки являются информационные правоотношения, а также теоретико-информационные аспекты (сущность) и информационное действие права. Предмет правовой информологии как технической науки — это способы и средства правовой информатизации. ——————————— <13> Информология — отрасль теоретической области системологии, изучающая природу, виды, свойства и качественные формы проявления информации, рациональные формы ее представления, а также концептуальные и методологические основы различных информационных теорий (эргосистем, измерения, идентификации, управления, связи и др.).

Существенно разработанным в настоящее время разделом правовой информологии является информационное право <14>, предмет которого — информационные правоотношения в информационной сфере (инфосфере) общественно-производственной деятельности, т. е. целевые <15> информационные правоотношения. В данной предметной области получили широкое признание работы отечественных ученых-юристов: Б. Н. Топорнина, Ю. М. Батурина, И. Л. Бачило, А. Б. Венгерова, В. А. Дозорцева, В. А. Копылова, В. Н. Лопатина, М. М. Рассолова, А. А. Стрельцова, Ю. А. Тихомирова, А. А. Фатьянова, М. А. Федотова и многих других, посвященные различным аспектам проблемы эффективного правового регулирования информационных отношений в инфосфере. ——————————— <14> См.: Ловцов Д. А. Информационно-правовое знание: теоретико-концептуальные аспекты // НТИ РАН. Сер. 2. Информ. процессы и системы. 2004. N 11. С. 10 — 17. <15> Практически все общественно-производственные отношения имеют информационную составляющую, и поэтому информационно-правовой характер носят многие нормы различных отраслей права (например, нормы Налогового кодекса РФ о декларировании и отчетности, нормы Земельного кодекса РФ о мониторинге земли и информировании, нормы Уголовно-процессуального кодекса РФ о процессуальных действиях со свидетелями и другими лицами и др.). Вместе с тем можно выделить информационные отношения, представляющие собой одновременно и средство для достижения конкретных целей (как в предыдущих примерах), и определенный результат именно информационной деятельности (например, отношения, возникающие при производстве и распространении массовой информации, при применении механизмов информационной безопасности и др.). Отсюда все информационные отношения условно можно разделить на два класса: обеспечивающие и целевые.

В современных исторических условиях происходит эрозия социокультурных ценностей, ломка стереотипов поведения и осуществляется соответствующая трансформация правовой надстройки общества как системы правового регулирования в надежде на установление более совершенного и справедливого порядка, наблюдается резкое увеличение бифуркаций <16> в развитии общественных отношений (включая в первую очередь межгосударственные и международные, рыночные отношения и отношения в сфере деятельности органов местного самоуправления). Сложность, гетерогенность и многоаспектность исторически стремительно развивающегося мира обусловливают сложную организацию разрабатываемых и постоянно совершенствуемых систем правового регулирования как национальных, так и международных. В связи с этим возрастает потребность общества в создании и разработке адекватной теории, обеспечивающей формализованное решение проблем правопонимания и представляющей эффективную методологию исследования развивающихся социально-правовых систем. ——————————— <16> От лат. «bifurcatio» — раздвоение, разветвление.

Как показала мировая практика, такую теорию можно разработать на основе методологии системного подхода, которому в советский период в нашей стране не уделялось достаточного позитивного внимания, что обусловило незначительный уровень разработанности современной системологии правового регулирования. Вместе с тем динамика целенаправленных системных исследований в правоведении возрастает, что позволяет надеяться на последовательное формирование фундаментальных теоретических основ права, рассматриваемых с единых общепризнанных системологических позиций. Причем наиболее актуальной является разработка продуктивной системологии правового регулирования как обобщающей научной отрасли правоведения, охватывающей в предмете изучения все базовые взаимосвязанные функциональные правовые компоненты <17> (подсистемы) и интегрирующей методологии информационного, кибернетического и синергетического подходов (аспектов системного подхода) исследования сложных правозначимых объектов и явлений как систем, адекватных основным атрибутивным свойствам реальных социально-правовых систем (подсистем). ——————————— <17> К ним относятся: правовая система (правовые институты, правовая наука, позитивное право), правосознание (индивидуальное, групповое и общественное), правоотношения.

Таким образом, история развития системологии правового регулирования начиная с середины 10-х годов XX в. выявляет тенденцию концептуального перехода в отечественном правоведении к системным представлениям о праве, что соответствует общемировой тенденции и способствует определенной интеграции национальных, федеральных, территориальных и международных систем правового регулирования.

——————————————————————