Роль традиций и обычаев в формировании личности с правомерным поведением

(Курбанова Д. А.) («Вопросы ювенальной юстиции», 2009, N 6)

РОЛЬ ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ С ПРАВОМЕРНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Д. А. КУРБАНОВА

Курбанова Д. А., кафедра уголовного права и криминологии Дагестанского государственного университета, соискатель степени кандидата юридических наук.

В современных социальных, политических и экономических условиях, сложившихся в России, особенно на Северном Кавказе, когда на протяжении нескольких лет Республика Дагестан находилась в состоянии войны с религиозным и национальным экстремизмом, возрастает необходимость совершенствования системы воспитания. Исследование педагогической мысли многонационального Дагестана представляет значительный историко-педагогический интерес. Чем полнее мы будем знать о жизни жителей гор в прошлом, о системе воспитания детей и молодежи, тем успешнее будем решать задачи формирования личности с правомерным поведением. Как правильно отмечают М. Н. Алиев и Г. Н. Казилов, фундаментальную основу народной педагогики Дагестана составляют коллективный педагогический опыт горцев и народная педагогическая мудрость <1>. ——————————— <1> См.: Алиев М. Н., Казилов Г. Н. Источник народной мудрости // Вестник Дагестанского научного центра РАО. Махачкала, 2001. С. 47.

Народная педагогика Дагестана отражает социально-экономическую историю региона и представляет собой среду бытования этнических обычаев, традиций, обрядов, верований, закономерностей развития искусства. В ней заложены основополагающие, жизнеутверждающие и нравственные принципы общества, идеи социальной справедливости, торжества истины, добра и красоты. Горцы не имели научных знаний о воспитании и обучении, но созданный ими опыт во всестороннем развитии и воспитании личности служит богатейшим материалом для теоретического осмысления и обобщения и может быть использован как ценное достояние последующими поколениями горцев. Психолого-педагогический аспект проблемы формирования личности с правомерным поведением наряду с нравственным, эстетическим, познавательным и трудовым воспитанием в свое содержание включает и героико-патриотическое, интернациональное воспитание молодежи и формирование ее национального самосознания и чувства национальной гордости. Народная педагогика Дагестана приобрела сегодня особую значимость, является исторически выстраданной теорией и практикой прогрессивного формирования личности с правомерным поведением. На современном этапе назрела необходимость создания такой системы воспитания и образования, которая позволит успешно решать проблему «диалога культур», уважительного отношения к представителям различных этноконфессиональных и социальных групп и слоев населения. «По содержанию, силе наблюдательности, точности мысли и выражения народная мудрость о воспитании настолько оригинальна, что воистину никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа» <2>. ——————————— <2> Ушинский К. Д. Собр. соч. М., 1948. Т. 2. С. 300.

Традиции, обычаи, обряды, праздники народа всегда связаны с нравственными и эстетическими представлениями, его национальной психикой, которые порождены определенными общественными отношениями. Многие традиции и обычаи наряду с другими факторами общественной жизни играют важную роль в формировании личности с правомерным поведением. Такие народные обычаи и традиции присущи как большим, так и малым народам. В них выражены общечеловеческие потребности, интересы и чувства, в то же время им свойственна национальная специфика, самобытность, краски. В них отражен жизненный путь народов <3>. ——————————— <3> См.: Мирзоев Ш. А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1992.

Обращение к историческому опыту народов в области воспитания детей позволяет обновить систему формирования личности с правомерным поведением и повысить воспитательный потенциал семьи. Как правильно отмечает Б. Ш. Алиева, в настоящее время будущее народа во многом зависит от семейного воспитания. Поэтому многостороннее и глубокое исследование механизмов взаимодействия поколений в семье, ее педагогического потенциала и ресурсов, ее духовных сокровищ и нравственных ценностей весьма актуально <4>. В семье складываются первые представления ребенка об окружающем мире, добре и справедливости, ответственности и долге. Родительская любовь формирует чувство психологической защищенности. ——————————— <4> См.: Алиева Б. Ш. Этнопедагогика дагестанской семьи // Вестник Дагестанского научного центра РАО. Махачкала, 2001. С. 37.

Семья является ядром любой национальной системы воспитания. Семейное воспитание является одной из наиболее эффективных, наиболее плодотворных и созидательных форм социализации уже подрастающих поколений в роду, народе, сочетающих в себе целенаправленное воспитательное воздействие родителей и других старших членов семьи со стихийным влиянием семейного быта. Именно в семейном воспитании наиболее стабильно действие этнопедагогических закономерностей: культивируется верность традициям, любовь к родному языку, благоговение перед духовно-нравственными сокровищами родного народа. Обращение к такому духовному источнику, как семейная традиционная культура, поможет, по мнению ученых, возродить связь поколений, гуманизировать воспитательные, общественные отношения. Поэтому восстановление духовности, реставрация этнической культуры народа должны начинаться с возрождения этнического семейного воспитания. Только опираясь на исторический опыт народа, мы в состоянии формировать у детей важнейшие нравственные качества: трудолюбие, преданность семье, гуманность, доброту, чуткость и т. д. Дагестанцы веками вырабатывали приемы формирования личности с правомерным поведением со своими методами, формами и средствами подготовки детей к жизни, которые выливались в своеобразные традиции, регламентирующие весь процесс воспитания в семье и обществе. Они формировались путем регулярного повторения и передачи из поколения в поколение и охранялись силой общественного мнения. Практикуются такие формы и методы воспитания детей, как убеждение, положительный пример и авторитет старших, поощрение и наказание, упражнения. В дагестанской семье в качестве средств убеждения в воспитании широко использовались пословицы и поговорки, речь взрослых насыщена ими. Как правильно отмечает А. М. Магомедов, пословицы и поговорки предостерегают детей от плохих поступков, требуют соблюдения правил этики. В них осуждаются недостойное поведение, нечестность, хвастовство, зависть; корыстолюбие. В пословицах и поговорках обобщается жизненный опыт предшествующих поколений и отражаются взгляды народа на вопросы формирования личности с правомерным поведением <5>. ——————————— <5> См.: Магомедов А. М. Воспитание патриотизма, храбрости и мужества в традициях кавказских горцев // Вестник Дагестанского научного центра РАО. Махачкала, 2001. С. 77.

Действенным фактором воспитания является пример старших, родителей. Народная педагогика исходит из того, что личность, пример отца в воспитании сына имеет решающее значение. «Сын идет дорогой отца, а дочь — матери», — говорится в народе. Через ценностные ориентиры, существующие в семье, идет освоение культурных традиций, навыков. Было принято, чтобы каждый житель страны гор, молодой и пожилой, мужчина и женщина, обладал следующими личностными качествами: любовь к Родине, верность своему народу, ярко выраженное чувство собственного достоинства; трудолюбие, религиозность, милосердие, уважение к старшим, любовь к детям, борьба за благополучие в семье, гостеприимство, любовь к природе, к родителям, животным, стремление оберегать их, заботиться о них, чистота души и тела, миролюбие, сотрудничество, содружество с людьми другой национальности, гордость за свой тухум, род, за свой аул, стремление соблюдать традиции и обычаи своего народа, соучастие в беде и горе близкого, готовность не только сочувствовать, но и помочь ему, порядочность, аккуратность, чувство взаимопомощи, взаимовыручки, взаимоподдержки, желание поделиться с соседом, общительность, но не болтливость, правдивость, верность своему слову, уважение к закону, соблюдение общепризнанных норм и правил поведения, почитание родителей, забота о них в старости, справедливость <6>. ——————————— <6> См.: Гаджиева М. И., Омаршаев А. О. Семья народов Дагестана в историческом развитии. Махачкала, 2000.

Старшие поколения горцев создали и передали потомкам множество различных методов, форм и средств воспитания, которыми успешно пользуются в горах и поныне. Часто применялись такие наиболее известные методы, как беседа, убеждение, пример, требование, поручение, приучение, упражнение, объяснение, обсуждение, поощрение, наказание, состязание. Многие народные обряды в Дагестане обладают огромным потенциалом в формировании личности с правомерным поведением. Например, на свадьбах и других торжествах, где играет музыка, поют песни и танцует молодежь, одновременно проходит своего рода смотр или конкурс на лучший костюм, лучшее платье, на самый красивый танец, на лучшее исполнение народных песен. Родители будущих женихов и невест рассматривают и изучают каждого парня и девушку, наблюдают за каждым движением во время танца, за тем, как сидят, с кем общаются, когда уходят домой. Опытный взгляд старших не упустит ни одну деталь поведения. Богатыми педагогическими идеями насыщены свадебные традиции народов горного края, в которых сконцентрирован опыт старших поколений в духовно-нравственном, трудовом, эстетическом, физическом воспитании молодежи. Как правильно отмечает А. К. Алиев, главная педагогическая ценность этого обычая в его подготовительном этапе. Ко дню свадьбы каждый хозяин приводил свой дом в порядок, завершал его уборку, украшал гостиную. Внешнее и внутреннее состояние двора, прихожих, комнат, особенно кунацкой, их оформление и украшение, чистота и порядок позволяли не только гостям, но и односельчанам сложить правильное представление о воспитании и трудовой деятельности, об экономии и бережливости, об организации внутрисемейной жизни каждого, кого посещали гости <7>. ——————————— <7> См.: Алиев А. К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала: Даггиз, 1968. С. 45.

В формировании личности с правомерным поведением большую роль играют произведения устного народного творчества. Через произведения устного народного творчества от старших младшим передавались история края, идеи патриотизма и героизма, пожелания и наказы на будущее. В крупицах народной мудрости — пословицах и поговорках — эти мысли выражаются более лаконично. В одних восхваляется сила и красота богатырского духа, храбрость и мужество, в других сравниваются герой и трус, в третьих прославляются смелость и мужество. Как отмечает Э. И. Челябова <8>, для вооружения подрастающих поколений знанием традиционной системы воспитания в семье, знанием духовных богатств, накопленных народом в этой области, пониманием их значения для исторического развития и процветания родного народа, формирования интереса к этим духовным богатствам, стремления к овладению ими и готовности к их использованию в своей жизни необходимо создание системы учебных программ и пособий, позволяющих знакомить с дагестанской традиционной культурой формирования личности с правомерным поведением, и их использование при организации учебно-воспитательного процесса в педагогических учреждениях. ——————————— <8> См.: Челябова Э. И. Уголовно-правовой и криминологический анализ неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Махачкала, 2006. С. 25.

——————————————————————