Вероисповедание и профессиональная деятельность учителей: возможности, ограничения, запреты

(Еремина Т. И.) («История государства и права», 2009, N 23)

ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ: ВОЗМОЖНОСТИ, ОГРАНИЧЕНИЯ, ЗАПРЕТЫ

Т. И. ЕРЕМИНА

Еремина Татьяна Ивановна, доцент кафедры государственного права ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, доцент (ereminat52@mail. ru).

Господство православия нашло свое отражение в законодательстве, определяющем вероисповедание в системе образования Российской империи. В XIX в. допуск к учительскому труду, служба учителей регламентировались довольно жестко, вплоть до определенных ограничений и запретов, связанных прежде всего с их вероисповеданием. Регламентация распространялась не только на учителей правительственных учебных заведений, но и на домашних учителей и наставников, находящихся в соответствии с законодательством на государственной службе. В декабре 1839 г. высочайшим повелением было определено, что во всех университетах и гимназиях при выдаче свидетельств на право обучения учителям и наставникам, принадлежащим к иноверному исповеданию, следует брать с них подписку о том, что они, в случае обучения ими детей православного исповедания, не будут внушать им правил «противных учению православной восточной церкви» под угрозой предания их суду как совратителей. Те же условия определялись в отношении учительниц и наставниц <1>. Эта мера не распространялась на лиц иудейского вероисповедания, так как в выдаваемых им на различные учительские звания свидетельствах всегда присутствовала соответствующая запись, исключающая для них право обучения детей других исповеданий. ——————————— <1> Настольная книга по народному образованию. Т. 2. СПб., 1901. С. 1389.

В январе 1897 г. министр народного просвещения признал возможным выдачу свидетельств на звание домашней учительницы лицам еврейского происхождения, окончившим женские гимназии и принявшим православие, при условии успешной сдачи установленного экзамена по Закону Божьему в объеме программы женских гимназий <2>. Вероисповедание учениц женских гимназий и прогимназий, не представивших своих метрических свидетельств, по разъяснению министра народного просвещения следовало указывать в аттестатах, выдаваемых учебными заведениями <3>. В соответствии с законом в женских училищах, предназначенных для «воспитания девиц всех сословий православного исповедания», преподавание должно было осуществляться на русском языке, и все служащие в нем должны были быть русского православного исповедания. Обучение в таких училищах давало право на получение звания домашней учительницы <4>. Предусмотренная в этом случае законом социальная (сословная) унификация не допускала религиозного (вероисповедного) равенства. ——————————— <2> Там же. С. 1369. <3> Там же. С. 1366. <4> СЗ РИ. СПб., 1893. Изд. по Продолжению 1895. Т. 11. Ч. 1. Ст. 3041, 3042.

Департамент народного просвещения в мае 1899 г. уведомил, что согласно § 4 Положения от 1 июля 1834 г., вошедшему в ст. 3779 Устава учебных заведений, лица, поступающие в звания домашних наставников и учителей, должны иметь христианское вероисповедание. Поэтому лицам нехристианских исповеданий, не исключая магометанского, не могут быть выданы свидетельства на указанные звания. На основании этой же статьи лица нехристианских исповеданий не могли получить свидетельства на звание домашнего учителя и учительницы с теми же правами на педагогическую деятельность, какие были предусмотрены для лиц христианского исповедания соответствующими нормами Положения от 1 июля 1834 г. Согласно разъяснениям министра народного просвещения от 3 июня 1872 г. и 29 апреля 1873 г. лица нехристианского исповедания могли получить свидетельства на исполнение обязанностей домашнего учителя и учительницы с правом обучения только своих единоверцев и без служебных прав, которые были предоставлены лицам христианского исповедания, имеющим звания домашних учителей и учительниц. Подобное разъяснение министра народного просвещения последовало и в декабре 1899 г. <5>. ——————————— <5> Настольная книга по народному образованию. С. 2284.

Согласно Уставу о службе по определению (ст. 12) священнослужителям, добровольно сложившим с себя духовный сан, запрещалось поступать на гражданскую службу: священникам — ранее десяти лет, дьяконам — ранее шести лет. Священнослужителям, лишенным духовного сана за «пороки и неблагочинные поступки», запрещалось поступать на гражданскую службу: священникам — ранее двадцати, а дьяконам — ранее двенадцати лет. Относительно возможной службы в учебном ведомстве указанных категорий лиц в 1838 г. министр народного просвещения предложил принять к сведению, что согласно заключению Священного Синода лица, сложившие с себя духовный сан, не допускались «к должностям по учебной и нравственным частям ведомства Министерства народного просвещения». Изложенное выше правило, по разъяснению министра, относилось только к духовным лицам православного исповедания <6>. Иностранцы, хотя и принявшие присягу на подданство России, не принимались на должность учителей приходских училищ. Исключение из этого правила было предоставлено тем из них, кто родился в России и принадлежал к православному исповеданию. Высочайшим повелением 18 марта 1861 г. Министерству народного просвещения было предоставлено право разрешать определение иностранцев православного исповедания в должности учителей приходских училищ без получения на это каждый раз высочайшего повеления <7>. ——————————— <6> Там же. С. 717. <7> Там же. С. 719.

В Уставе службы по определению от правительства была правовая норма о том, что вероисповедание не является препятствием для поступления на службу. Но наряду с этим указывалось, что желающие должны иметь на это право на основании установленных правил, отвечать установленным требованиям <8>. Эти правила, устанавливаемые циркулярными распоряжениями Министерства народного просвещения и другими структурами власти, определяли зачастую обратное — запрет на учительскую службу в связи с исповеданием другой, нехристианской, веры. ——————————— <8> СЗ РИ. Т. 3. СПб., 1896. Ст. 3.

Наряду с этими запретительными нормами в законодательстве Российской империи появляются в виде примечаний соответствующие отступления от установленных запретов. Примечание к ст. 2618 тома 11 Свода законов определяло, что преподаватели магометанского вероучения могут в необходимых случаях присутствовать на заседаниях педагогических советов с правом голоса. Но при этом законодательство не уточняло, какие конкретные необходимые случаи в этой связи предусматривались <9>. По вопросу о допуске баптистов к испытаниям на учительские звания с освобождением их от экзамена по Закону Божьему министр народного просвещения дает соответствующее разъяснение 20 июля 1882 г., в котором было сказано, что баптисты в отношении прав на частное обучение должны быть приравнены к лицам других христианских исповеданий, а именно: римско-католического и протестантского <10>. В январе 1898 г. из департамента народного просвещения последовало разъяснение о том, что лица меннонитского исповедания, имеющие звание учителя начальных училищ, могут быть допущены к преподаванию как в домах своих единоверцев, так и в меннонитских школах, но не в других учебных заведениях <11>. По вопросу о возможности быть преподавателями в училищах при католических церквях лицам польского происхождения и римско-католического исповедания министром народного просвещения было дано соответствующее разъяснение в октябре 1890 г. о том, что он не видит никаких препятствий к допуску этих категорий лиц на учительские должности в указанные училища при условии, что они будут обучать учеников и учениц из числа своих единоверцев <12>. В одном из циркуляров Министерства народного просвещения от 23 ноября 1898 г. была высказана общая тенденция по вопросу использования на учительских должностях лиц иных исповеданий. В циркуляре определялось, что допуск лиц иного вероисповедания к педагогической деятельности в начальных училищах для православного населения, а также занятие ими должностей директоров и инспекторов начальных училищ, учрежденных в местностях с преобладанием православного населения, «представляется неудобным» <13>. ——————————— <9> СЗ РИ. СПб., 1893. Изд. по Продолжению 1895 г. Т. 11. Ч. 1. Ст. 2618. <10> Настольная книга по народному образованию. С. 1389. <11> Там же. 1904. Т. 3. С. 2195. <12> Там же. С. 2196. <13> Настольная книга по народному образованию. Т. 2. С. 2438 — 2439.

В конце XIX в. ученый комитет Министерства народного просвещения уточнил порядок проведения испытаний на первый классный чин лиц «инославных христианских исповеданий (римско-католического и протестантского)» при отсутствии в составе педагогического совета училища законоучителей этих исповеданий. Было разъяснено, что в учебных заведениях, существующих в местностях, где нет соответствующих священнослужителей, обучение учащихся указанных исповеданий является обязанностью их родителей. При этом конфирмационное свидетельство, выданное ученикам протестантского и римско-католического исповедания, являлось подтверждением достаточного знания учащимися Закона Божьего по учению их церквей. На этом основании был возможен допуск к испытанию на первый классный чин <14>. ——————————— <14> Там же. С. 1459.

Воспитание и обучение православных детей по обрядам других христианских исповеданий было основанием для привлечения к уголовной ответственности. Представители духовенства иных христианских исповеданий, изобличенные в таком преподавании, подвергались в соответствии со ст. 194 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных в первый раз — «удалению от своих мест и должностей на время от одного года до трех лет, во второй раз — лишению духовного сана и заключению в тюрьму на время от восьми месяцев до одного года и четырех месяцев с отдачею после того под надзор полиции» <15>. ——————————— <15> СЗ РИ. СПб., 1885. Изд. по Продолжению 1895 г. Т. 15.

Таким образом, в российском законодательстве XIX в. можно было встретить целый ряд правил, имевших целью обеспечить господство православного вероисповедания среди основной массы учителей — служащих в государственной системе образования, и порой решение вопроса о допуске к преподаванию в русских училищах лиц неправославного вероисповедания решался в Министерстве народного просвещения неоднозначно.

——————————————————————