Новая волна модернизации юридического образования

(Кутузов В. И., Гриб В. В.) («Юридическое образование и наука», 2010, N 1)

НОВАЯ ВОЛНА МОДЕРНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ <*>

В. И. КУТУЗОВ, В. В. ГРИБ

——————————— <*> Kutuzov V. I., Grib V. V. New wave of modernization of juridical education.

Кутузов В. И., член Комиссии по правовой информации и информатизации Ассоциации юристов России, доцент, кандидат технических наук.

Гриб В. В., заместитель председателя Комиссии Общественной палаты по региональному развитию, доцент, кандидат юридических наук.

Данная статья освещает проблему реформирования высшего юридического образования, система решения которой имеет волнообразный характер. Авторы считают, что модернизация юридического образования в России наступит в ближайшее время, в связи с чем вносятся предложения Ассоциации юристов России в рассматриваемой области. По мнению авторов, основным методом модернизации является включение элементов Плана непрерывной информационно-математической подготовки в новые Государственные стандарты, о которых говорится в Указе Президента, а также особое внимание должно уделяться информационно-правовому циклу. Авторы выдвигают идеи по формированию вариативной части стандартов и поднимают проблему перехода на болонскую модель высшего образования, рассматривая возможность введения бакалавриата и магистратуры. Авторы анализируют европейскую систему зачета кредитов (ECTS) и считают необходимым введение в новом образовательном стандарте дисциплины «Электронное делопроизводство».

Ключевые слова: реформирование, юрист, государственные стандарты, бакалавриат, магистратура, европейская система, делопроизводство, министерство, юриспруденция, образование.

The article reveals the problem of reform of higher juridical education, the solution of which has an undulating character. The authors believe that modernization of juridical education in Russia will take place in the nearest future; in this connection the Association of Jurists of Russia makes proposals in the said sphere. In the authors’ opinion the main method of modernization is an introduction of elements of the Plan of Continuous Informational-mathematics Training into the new State Standards which are mentioned in the Edict of the President; also the special attention must be drawn to informational-law cycle. The authors put forward the ideas of formation of diversity part of standards and raise a problem of transfer to Bologna model of higher education considering the possibility of introduction of baccalaureate and master’s degree. The authors analyze the European Credit Transfer and Accumulation System (ECTS) and consider it necessary to introduce the discipline of «Electronic Workflow Management» into the new educational standard.

Key words: reforming, jurist, state standard, baccalaureate, master’s degree, European system, workflow management, ministry, jurisprudence, education.

В настоящее время проблема реформирования высшего юридического образования приобретает особое государственное значение, и уже просматривается система в ее решении, но просматривается ее волнообразный характер. Первая волна была «поднята» в начале 90-х годов прошлого века <1>, но она особо ничего не принесла для юридического образования в целом, кроме наведения некоторого порядка в государственных стандартах ведомственного юридического образования. ——————————— <1> См.: Постановление СМ РСФСР от 7 февраля 1991 г. N 81 «Вопросы перестройки юридического образования в РФ».

Время второй волны наступило после практически десятилетнего нормативно-правового вакуума, и был принят ряд документов, направленных на совершенствование юридического образования <2>. ——————————— <2> См.: Федеральная программа развития образования, утв. ФЗ от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ; Решение коллегии Минобразования России от 13 февраля 2001 г. N 4 «О межведомственной программе «Развитие юридического образования в Российской Федерации»; Межведомственная программа «Развитие юридического образования в России на 2001 — 2005 гг.», утв. Приказом Минобразования России от 21 марта 2001 г. N 1113; Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 1756-р.

Наиболее важным документом того времени является Межведомственная программа «Развитие юридического образования в России на 2001 — 2005 годы», рассмотренная на коллегии Минобразования РФ и утвержденная соответствующим ведомственным приказом. Самым интересным моментом в этой программе, с нашей точки зрения, было указание на необходимость обеспечения развития «приоритетных направлений юридического образования». Нас настолько заинтересовал данный тезис, что пришлось обращаться в Министерство с целью выяснить, какие «приоритетные направления» имеются в виду. Но, к сожалению, чиновники Министерства не были готовы пояснить то, что написали. Тогда пришлось изложить и обосновать свою точку зрения, с которой все согласились. Нами было предложено разделить образовательный процесс в юриспруденции на две составляющие — традиционную и информационную. Вот именно реализацию информационной составляющей и следует считать приоритетным направлением <3>. Все остались довольны — чиновники получили вариант расшифровки своего документа, а мы получили возможность целенаправленно заниматься научными исследованиями в сфере информатизации юридического образования в течение девяти лет (в сноске приведены наиболее значимые публикации) <4>. ——————————— <3> См.: Кутузов В. И., Иванов Ю. Б. Информационные аспекты межведомственной программы совершенствования высшего юридического образования // Региональная конференция «Современные информационные технологии в науке, образовании и практике». Оренбург, 2003 (данная статья опубликована на сайте Института правовой информатики Саарского университета (Германия). URL: http://www. jura. uni-sb. russian/jurips). <4> См.: Кутузов В. И. О необходимости информатизации юридического образования // Юридическое образование и наука. 2001. N 1; он же. Некоторые аспекты совершенствования высшего юридического образования // Юридическое образование и наука. 2001. N 2; Кутузов В. И., Кулантаева И. А., Тарасова Т. Н. О некоторых направлениях совершенствования высшего юридического образования: Сб. материалов Межрегиональной НПК «Юридическое образование на рубеже веков: традиции и инновации». Екатеринбург: УрГЮА, 2002; Кутузов В. И. Информационные аспекты межведомственной программы совершенствования высшего юридического образования // Материалы региональной НПК «Современные информационные технологии в науке, образовании и практике». Оренбург, 2003; Кутузов В. И., Иванов Ю. Б. О некоторых проблемах развития юридического образования в Оренбургской области // Вестник ОГУ. 2004; Кутузов В. И. К вопросу о необходимости развития одного из приоритетных направлений совершенствования юридического образования // Информационное право. 2005. N 2; Кутузов В. И., Кулантаева И. А., Тарасова Т. Н. Аспекты формирования информационно-технологического компонента юридического образования: Материалы Всероссийской НПК «Вызовы XXI века и образование». Оренбург: ОГУ, 2006; Кутузов В., Хербергер М., Мущинина В. К вопросу о необходимости расширения видов деятельности по развитию информационного общества на базе ИКТ // Информационное право. 2008. N 2; Кутузов В. И., Кулантаева И. А., Тарасова Т. Н. К вопросу формирования информационно-технологического компонента юридического образования как основы повышения его качества: Материалы Всероссийской НПК «Интеграция науки и образования как условие повышения качества подготовки специалистов». Оренбург: ОГУ, 2008; Кутузов В. И. О некоторых проблемах юридического образования в условиях реформирования высшего образования // Региональный портал образовательного сообщества Оренбуржья в рубрике «Научно-педагогическая деятельность. Научные материалы. Статьи». 2009.

Наше предложение четко вписывалось в реализацию действующей на тот момент программы «Информатизация России», рассматривающей информатизацию образования высшей школы как ключевое условие успешного развития процессов информатизации общества, связанных с повышением роли и степени воздействия интеллектуальных видов деятельности на все стороны жизни населения РФ. Достижение конкретных результатов было нацелено (к сожалению, и до сих пор нацелено) на обеспечение в обществе массовой компьютерной грамотности и формирование новой информационной культуры мышления, что, в свою очередь, должно было привести к повышению информационно-правовой культуры <5>. И что же мы наблюдаем? Нельзя отрицать значительных подвижек по реализации первой цели (хотя предложение Президента РФ Д. А. Медведева о том, что «не должно быть чиновников, которые не умеют работать на компьютере», повергло значительную их часть в уныние), но вот в реализации второй цели особых сдвигов не наблюдалось. Это положение и констатировал Президент РФ В. В. Путин на последней пресс-конференции 14 февраля 2008 г.: «Если уровень правовой грамотности у нас еще не очень высокий, то в этом виноваты не граждане, а само государство: значит, мы не уделяли должного внимания этой стороне деятельности, и это наша недоработка, наши ошибки». За устранение ошибок государства взялся новый Президент; он поднял эту проблему, добавив к ней еще и проблему снижения уровня правового нигилизма у населения <6>. ——————————— <5> См.: Чакак Л. А., Кутузов В. И. Правовая и информационная культура в условиях обновления России // Конституционно-правовое регулирование общественных отношений: теория и практика на современном этапе. Оренбург: ОГУ, 2005. <6> См.: Кутузов В. И., Иванов Д. А., Бочаров П. А., Вельможко А. Ю. О некоторых возможностях решения проблемы снижения правового нигилизма у молодежи // Ученые записки (вып. 6). Оренбург: ОГУ, 2009.

Поскольку общая картина теперь вырисовывается, то следует остановиться на конкретной деятельности кафедры «Информационное право» в этом направлении. Кафедрой был разработан план непрерывной информационно-математической подготовки студентов-юристов и внедрен в учебный процесс в 2004 г. <7>. Этот план имеет под собой солидную научную основу, так как он был положен в основу двух кандидатских диссертаций по педагогике (работы выполнялись на стыке педагогики, информатики и юриспруденции) <8> и состоит из трех уровней: ——————————— <7> См.: Кутузов В. И., Кулантаева И. А., Тарасова Т. Н. О некоторых особенностях информационно-математической подготовки юристов в университете // НТК «Новые университеты: роль информационных технологий в становлении гуманитарного образования»: Пленарный доклад. Челябинск: ЮУрГУ, 2004. <8> См.: Кулантаева И. А. Формирование информационной компетентности студентов (науч. рук. — В. И. Кутузов): дис. совет Д 212.181.01. Оренбург: ОГУ, 2004; Тарасова Т. Н. Оптимизация математической подготовки юристов в условиях вуза (университета) (науч. рук. — В. И. Кутузов): дис. совет Д 212.181.01. Оренбург: ОГУ, 2004.

1. Подготовительный уровень основан на факультативном курсе «Компьютерная подготовка» и базовой подготовке по математике и информатике, которая осуществляется в рамках учебной дисциплины «Информатика и математика», предусмотренной федеральным компонентом государственного стандарта. 2. Основной уровень включает в себя курсы «Информационные технологии и информационное право», «Правовая статистика», «Статистическая обработка социологических исследований правовых явлений и процессов» и «Электронное делопроизводство». 3. Специальный уровень состоит из спектра курсов, базирующихся на единой методологической информационной основе. За весь период кафедра участвовала в 23 различных научных конкурсах и получила грантовую поддержку РГНФ по трем конкурсам с общим объемом около 750000 рублей (в том числе в 2002 — 2004 гг. — проект «Формирование правовой культуры населения», в 2005 г. — проект «Постоянно действующее учебно-научное мероприятие «Русско-немецкий форум по праву и информатике», в 2008 — 2009 гг. — «Форсайт-проект «Модернизация юридического образования»). Кроме того, следует отметить то обстоятельство, что все работы выполнялись на очень высоком научном уровне, поскольку один из авторов дважды получал гранты на 2-недельную научную стажировку в Германии — в 2002 г. грант научного фонда Deutsche Forschungsgemeinschaft и в 2005 г. грант Ассоциации немецких юристов EDV-Gerichtstag, что позволило не только повысить уровень выполнения грантов РГНФ, но и активно участвовать в решении практических проблем в связи с присоединением России к болонскому процессу <9>. ——————————— <9> См.: Кутузов В., Хербергер М. О некоторых аспектах международного сотрудничества в сфере правовой информатики // Человек и общество: Материалы международной НПК. Оренбург, 2001; Кутузов В., Хербергер М. О возможности создания интегрированной научно-образовательной структуры «Русско-немецкий форум по праву и информатике»: Материалы Всероссийской НПК «Инновации-2002» — «Актуальные проблемы подготовки кадров для развития экономики Оренбуржья». Оренбург: ОГУ, 2002; Хербергер М., Мущинина В., Кутузов В. Предложение о введении нового пункта «E-law» в План действий Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества в Тунисе (ноябрь 2005 года): Материалы Всероссийской НПК (с международным участием) «Современные ИТ в науке, образовании и практике». Оренбург: ОГУ, 2005; Кутузов В., Хербергер М., Мущинина В. E-Law — Электронное право: дополнение Плана действий Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества: материалы Всероссийской НПК «Вызовы XXI века и образование». Оренбург: ОГУ, 2006; Кутузов В., Хербергер М. О некоторых особенностях интеграции российского юридического образования в международное образовательное пространство: материалы V Международной НМК «Профессиональное образование: проблемы, поиски, решения». Оренбург: ОГУ, 2007; Кутузов В., Хербергер М. О некоторых возможностях интеграции российского юридического образования в международное образовательное пространство: Материалы Международной НПК «Новые информационные технологии в образовании — НИТО — 2008». Екатеринбург: РГППУ, 2008; Кутузов В. И. Болонский процесс и реформа высшей школы: сб. материалов Международной НПК. Екатеринбург: УрАГС, 2008; Кутузов В. И. О некоторых практических проблемах вхождения в болонский процесс: Материалы Международной НПК «Новые информационные технологии в образовании — НИТО-2009». Екатеринбург: РГППУ, 2009; Кутузов В. И. Болонский процесс и российское образование: Сб. материалов Всероссийской НПК «Многопрофильный университет как региональный центр образования и науки». 2009.

Сотрудниками кафедры за 10 лет опубликовано по данной тематике свыше 300 печатных работ (в том числе 16 учебных пособий и 10 монографий общим объемом 170 п. л.). Такой подход к организации учебного процесса позволил не только дать студентам теоретические основы непрерывного компьютерного образования, но и практические знания, которые и определяют востребованность наших специалистов на рынке труда. Несмотря на наши усилия и усилия наших коллег в других вузах, по недавнему мнению Министра юстиции, члена президиума АЮР А. В. Коновалова, «сегодня система юридического образования остается далеко не безупречной. Усовершенствование деятельности юридических вузов должно стать стартовым этапом большой работы по реструктуризации юридической профессии в целом». Началом третьей волны можно считать совместное заседание коллегий Генеральной прокуратуры РФ и Министерства образования и науки РФ 27 марта 2008 г., на котором были выработаны задачи модернизации юридического образования и пути их решения, а затем утверждены Указом Президента РФ от 26 мая 2009 г. N 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» <10>. Данный Указ явился венцом огромной работы, проводимой в течение последних двух лет Ассоциацией юристов России, деятельность которой поддерживает Президент РФ Д. А. Медведев, являясь Председателем попечительского совета АЮР. По мнению многих экспертов, этот документ представляет собой наглядный пример того, как должны строиться отношения между гражданским обществом и властью, поскольку он разработан по инициативе и на основе предложений общественной организации и Правительству РФ поручено оказывать полное содействие АЮР. ——————————— <10> РГ. Федеральный выпуск. 2009. 29 мая. N 4921.

Теперь можно надеяться, что новая волна принесет нам действительно серьезные подвижки в деле модернизации юридического образования. Тем более что это совпадает с моментом принятия государственных стандартов нового поколения, которые разрабатывались с учетом мнения юридической общественности, хотя робкие попытки говорить о такой необходимости предпринимались нами еще в 1999 г. <11>. ——————————— <11> См.: Кутузов В. И. О необходимости корректировки государственного образовательного стандарта по специальности «Юриспруденция»: Сборник трудов IV Международной НПК «Актуальные проблемы менеджмента и рынка». Оренбург: ОГУ, 1999.

Широкое участие общественной организации в совершенствовании юридического образования (имеется в виду АЮР) как элемента гражданского общества является революционным для нашего общества. Дело не в том, что в руководстве Ассоциации сосредоточен весь цвет национальной юридической науки и практических работников. К работе широко привлекаются и региональные кадры. Далеко за примером ходить не нужно — один из авторов данной статьи является активным участником процесса совершенствования юридического образования. Об этом говорит дискуссионная статья «И все-таки России нужны юристы?», опубликованная в трех федеральных журналах в 2008 г. <12>. В свое время мы совместно отстаивали проблемы информатизации юридического образования <13>. ——————————— <12> Юридическое образование и наука. 2008. N 3; Юридический мир. 2008. N 10; Человек и закон. 2008. N 11. <13> См.: Кутузов В. И., Гриб В. В. О направлениях совершенствования юридического образования в РФ // Юридическое образование и наука. 2003. N 2; Кутузов В. И., Гриб В. В. О необходимости выделения и развития одного из приоритетных направлений совершенствования юридического образования в РФ: Международный сб. научных трудов «Формирование правовых систем России и Казахстана». Караганда, 2003.

Как видим, действительной модернизации юридического образовании мы вправе ждать только в ближайшее время, поскольку наконец-то совпали мнения руководства страны и такой мощной общественной организации, как Ассоциация юристов России. В подтверждение этого следует привести тот факт, что создана Межведомственная комиссия по совершенствованию высшего юридического образования, и она уже начала работать — 15 июля 2009 г. Министр юстиции А. В. Коновалов провел в Санкт-Петербурге первое заседание. В этой связи будет уместно привести основные предложения Ассоциации юристов России (тем более что основные из них соответствуют представлениям авторов и были опубликованы в 2008 г., как отмечалось выше, в трех ведущих научных юридических журналах): 1. Усовершенствовать систему лицензирования и аттестации юридических вузов, ввести в том числе общественную аттестацию юридических вузов (об этом четко указывается в Указе Президента РФ «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования» и дается поручение Правительству оказать содействие Ассоциации юристов России в разработке и внедрении механизма общественной аккредитации профильных государственных и негосударственных вузов). 2. Составить рейтинг юридических вузов (поручить составление списка юридических вузов, факультетов региональным отделениям, а разработку системы рейтинговой оценки, согласованной с работодателями, поручить АЮР) <14>. ——————————— <14> Полужирным шрифтом выделены комментарии авторов.

3. Прекратить прием студентов на юрфаки непрофильных вузов (предполагая в дальнейшем уменьшить общее количество юридических факультетов с 1211 до разумного — около 50. Это предложение предстоит еще отстаивать, поскольку оно идет против мнения Министра юстиции РФ, который против закрытия вузов, дающих некачественное образование, или отмены в них воинских отсрочек. «Запретительные меры и создание преференций для отдельных правовых школ — не наш путь. Нужно выстраивать прозрачные конкурентные условия, пресекая недобросовестные формы деятельности вузов, которые торгуют дипломами, но в балансе с мерами, стимулирующими нормальный инновационный подход». Все это правильно и звучит красиво, но готового рецепта реализации данных предложений нет, а пока мы их будем разрабатывать или создавать, на рынке труда будут появляться «некачественные» специалисты, в том числе и с купленными дипломами. АЮР неоднократно поднимала эту проблему <15>). ——————————— <15> Коммерсант. 2009. 17 апр.; 27 мая.

4. Ввести государственный квалификационный экзамен на право занятия определенными видами юридической деятельности (с этим предложением нельзя согласиться, во-первых, оно очень затратно, во-вторых, по основным видам деятельности аналогичные ведомственные экзамены или соответствующие стажировки проводятся — суд, адвокатура, нотариат, прокуратура, а вот пересмотреть порядок формирования государственных аттестационных комиссий следовало бы). 5. Создать перечень государственных должностей, для замещения которых необходимо обладать юридическими знаниями, в том числе сдавать квалификационные экзамены. В список внести мэров и губернаторов. (Данный перечень необходимо расширить за счет муниципальных служащих. Речь должна идти или о втором высшем образовании, или перед назначением они должны проходить подготовку на специальных курсах в ведущих юридических вузах страны. Кроме того, переподготовку необходимо проводить периодически через три или пять лет. С нашей стороны предпринимались такие попытки на региональном уровне, но без необходимой поддержки властей мы не достигли желаемого результата <16>.) ——————————— <16> См.: Кутузов В. И., Масюто О. М., Нефедов В. Л. О необходимости повышения правовой культуры депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области: Материалы Всероссийской НПК «Социокультурная динамика региона. Наука. Культура. Образование». Ч. 6. Оренбург: ИПК ОГУ, 2000.

6. Внедрить систему госзаказа и целевого набора, выделить квоты для молодых специалистов в ведущих юридических вузах (кроме того, нельзя забывать про экономику образования, в частности, предлагается развивать систему бюджетных финансовых сертификатов на услуги дополнительного образования). 7. Разработать образовательные стандарты для обучения юристов (с учетом новых профилей подготовки, как уже известных, например, информационно-правового, так и предлагаемого нами, например консультационно-правового (для подготовки «толкователей норм права»). Если идти путем введения многопрофильной подготовки, то мы можем решить сразу несколько проблем: — обучение студентов по различным профилям подготовки под силу только классическим университетам и базовым юридическим вузам (в кооперации с ведущими техническими); — учебный план по различным профилям подготовки должен включать в вариативную часть дисциплины, формирующие такие компетенции студентов, как правоприменительная и правотворческая; — специалисты различных профилей будут востребованы национальной экономикой. Особо внимательно необходимо подойти к формированию доступных электронных образовательных ресурсов для всех уровней образования. Главное — сформировать конкурентный рынок электронных образовательных ресурсов. Поэтому в открытом доступе следует запретить размещение готовых образовательных ресурсов, а только размещать элементы для их конструирования, поскольку централизованное размещение уже готовых образовательных ресурсов не формирует в образовательной среде активных потребителей таких продуктов, снижает конкуренцию, негативно сказывается на качестве образования). 8. Создать правовые школы-интернаты в Москве и Санкт-Петербурге для одаренных детей из регионов (нельзя ограничиваться столичными регионами — есть Екатеринбург, Казань и другие города с мощными научными школами). Кроме того, следует остановиться на том обстоятельстве, что согласно Указу Президента РФ до 1 января 2010 г. предстоит обеспечить разработку и общественное обсуждение новых государственных стандартов по направлению «Юриспруденция» для формирования «нетерпимости к коррупционному поведению» и «уважительного отношения к праву и закону», а по информации, прозвучавшей из уст Министра юстиции А. В. Коновалова, стандарты уже подготовлены и сейчас проходят экспертную оценку, а с 1 сентября 2010 г. начнут действовать. Хотя, с другой стороны, эти стандарты уже обсуждались, но, по нашему мнению, в них не совсем четко отражена реализация приоритетного направления юридического образования — информатизации. И об этом мы неоднократно поднимали вопрос в УМО по юридическому образованию высших учебных заведений Российской Федерации и в печати. По нашему мнению, в Государственных стандартах 3-го поколения обязательно должны содержаться элементы плана непрерывной информационно-математической подготовки. И это, пожалуй, один из основных путей модернизации юридического образования. Сделать такое категорическое заявление нам позволяет почти десятилетний опыт разработки научных основ информатизации юридического образования. Еще в 2004 г. наши усилия были признаны юридической общественностью в лице Российской академии юридических наук. Особое внимание, по нашему мнению, надо обратить на информационно-правовой цикл в части формирования вариативной части стандартов. За основу можно принять наши предложения по ее формированию. Вполне очевидно, что сформировать определенные умения и компетенции невозможно без вариативной части информационно-правового цикла, которая должна состоять из дисциплин «Информатика, информационные технологии и математика», «Правовая статистика», а также «Электронное делопроизводство». Практически все дисциплины должны предшествовать «Правовой информатике», но необходимо заменить эту дисциплину на «Информационное право». В вариативную часть профессионального цикла ввести следующие дисциплины для соответствующих профилей подготовки: — «Правовое обеспечение информатизации» — государственно-правовой профиль; — «Право интеллектуальной собственности» — гражданско-правовой профиль; — «Основы информационной безопасности» — уголовно-правовой профиль; — «Правовые аспекты организации международного информационного обмена» — международно-правовой профиль. С целью решения задач, поставленных Президентом РФ Д. А. Медведевым, касающихся повышения правовой культуры населения и снижения уровня правового нигилизма, необходимо ввести консультационно-правовой профиль подготовки специалистов либо скорректировать профессиональную деятельность бакалавров по экспертно-консультационному профилю. Такой подход согласуется с реализацией задач, определенных в распоряжении Правительства РФ от 25 июня 2009 г. N 872-Р <17>. Федеральным органам исполнительной власти поручено принять меры по созданию условий для осуществления государственных услуг или функций в соответствии с перечнем начиная с 2011 г., а одним из таких условий является кадровое обеспечение — нужны юристы — уверенные пользователи ЭВМ. ——————————— <17> Этим распоряжением утвержден Перечень государственных услуг и функций, осуществляемых с использованием информационных и телекоммуникационных технологий (в том числе в электронном виде).

Кроме того, надо было бы еще раз вернуться к проблеме перехода на болонскую модель высшего образования. С целью более полного вхождения России в единое европейское пространство высшего образования ввести основной элемент — трехлетний бакалавриат и двухлетнюю магистратуру. Образовательный стандарт для нового трехлетнего бакалавриата возможно разработать на базе существующих учебных программ среднего профессионального образования (да и, может быть, с учетом обучения в профильных юридических классах гимназий) и трехлетнего бакалавриата, т. е. речь идет об уровне «прикладного бакалавриата». Это, пожалуй, необходимо сделать, чтобы избежать ситуации, когда выпускник среднего профессионального образовательного учреждения ради получения высшего образования вынужден в общей сложности учиться семь-восемь лет. А это полностью противоречит реальности быстрой смены технологий и нормативно-правовой базы не только в высокотехнологичных отраслях, но и в такой сфере, как юриспруденция. Более значительный эффект достигается, когда обучающийся, скорее получив базовое образование, начинает работать и совершенствовать собственную квалификацию. Подготовка магистра с пятилетним образованием в данном случае в большей степени будет основана на нынешнем обучении дипломированного специалиста. Модель обучения (четыре года бакалавриат + два года магистратура), закрепленная в настоящий момент в российском законодательстве об образовании, не подходит под европейские каноны. Кроме того, как всегда, у нас есть «национальная особенность» образования — специалитет. Исключение этой «национальной особенности» не только приблизит нас к болонскому процессу, но и существенно решит нынешний острый вопрос о качестве выпускаемых специалистов путем принятия на должности адвокатов, судей, прокуроров и нотариусов исключительно только при наличии степени магистра. Этим мы добьемся решения сразу нескольких задач: — не во всяком вузе может быть открыта магистратура, а только там, где есть достаточно мощная научно-педагогическая школа; — отпадает необходимость проведения весьма затратного дополнительного квалификационного экзамена (это предложение настойчиво муссируется в государственной сфере и частично юридической общественностью); — наполнение бакалавриата и магистратуры. Болонская декларация предусматривает внедрение единой (и единственной — за девять лет никакой другой системы не появилось) системы зачетных кредитов по типу европейской системы зачета кредитов (ECTS) как надлежащего средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности <18>. ——————————— <18> См.: Кутузов В. И. О некоторых практических проблемах вхождения в Болонский процесс: Сб. материалов Международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании» — НИТО — 2009. Екатеринбург, 2009.

В основе системы ECTS лежит академический кредит — единица трудозатрат студента, а вот трудоемкость преподавателей не учитывается по ряду работ, например, выпадают самостоятельная работа студента, рефераты, эссе, стажировки, подготовка к экзаменам (консультации сведены к минимуму). В заключен ие отметим важность проблемы перехода с традиционного делопроизводства на электронное. Эта проблема лежит в основе построения электронного государства, и, как правильно отметил Президент РФ Д. А. Медведев на заседании одного из последних государственных советов, о каком электронном государстве мы можем вести речь, если в структурах власти не внедрен электронный документооборот. Кроме того, в утвержденную Правительством РФ Программу антикризисных мер вошло развитие электронного документооборота и государственных услуг в электронном виде. Таким образом, в новом образовательном стандарте обязательно необходимо введение дисциплины «Электронное делопроизводство». Проблемой внедрения электронного делопроизводства и документооборота мы занимаемся уже на протяжении нескольких лет <19> и достигли определенных успехов — изданы в 2007 г. монография и в 2008 г. четыре учебных пособия (одно с грифом УМО по юридическому образованию вузов РФ, которое и стало лауреатом конкурса, проводимого Фондом развития отечественного образования, а в 2009 г. вышло из печати второе, дополненное, издание) <20>. И нас очень радует, что Правительство РФ оживило свою нормативно-правовую работу по данному направлению — речь идет о недавно принятом Постановлении <21>. ——————————— <19> См.: Кутузов В. И. Правовые проблемы развития электронного документооборота // Современные информационные технологии в науке, образовании и практике: Материалы всероссийской НПК (с международным участием). Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2005; Kutuzov V. I. Die russische normanivrechtliche basis des elektronischen dokumentenumlaufes // Доклад на Международной конференции «Kommunikation in der Rechtspflege». Саарбрюккен (Германия), 2005. <20> См.: Кутузов В. И., Масюто О. М. Делопроизводство / документооборот в цифровую эпоху: организационно-правовые аспекты: Монография. М.: ИГ «Юрист», 2007; Кутузов В. И., Масюто О. М. Электронные презентации как средство отображения деятельности органов государственной власти: Учеб. пособие. Екатеринбург: УрАГС, 2008; Кутузов В. И., Масюто О. М. Особенности организации работы с обращениями граждан в органы власти и управления власти: Учеб. пособие. Екатеринбург: УрАГС, 2008; Кутузов В. И., Масюто О. М. Организация документационного обеспечения управления на основе новых информационных технологий: Учеб. пособие. Екатеринбург: УрАГС, 2008. Кутузов В. И. Электронное делопроизводство: Учеб. пособие (с грифом УМО). М.: ИГ «Юрист», 2008; Кутузов В. И. Электронное делопроизводство: Учеб. пособие (с грифом УМО). 2-е изд., испр. и доп. М.: ИГ «Юрист», 2009. <21> См.: Постановление Правительства РФ от 15 июня 2009 г. N 477 «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти».

Кроме того, следует обратить внимание на очень своевременное предложение компании «Электронные офисные системы», которая предлагает установить национальный стандарт электронного документооборота, что позволит решить одну из основных проблем при создании межведомственной системы обмена документами — отсутствия единого стандарта форматов их передачи, поскольку государственные услуги и функции к 2011 г. должны предоставляться с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.

——————————————————————