Закономерности становления западной государственности как основа координации общетеоретического юридического курса

(Габитов М. Р.) («Российский юридический журнал», 2010, N 3) Текст документа

ЗАКОНОМЕРНОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ЗАПАДНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ КАК ОСНОВА КООРДИНАЦИИ ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО КУРСА

М. Р. ГАБИТОВ

Габитов Марат Ринатович — кандидат юридических наук, доцент кафедры аграрного и экологического права института права Башкирского государственного университета (Уфа).

После изучения фактов, которые повторяются в истории Древнего Рима, Англии и США, в статье делается вывод, что в истории государства и права присутствуют определенные закономерности. Вносятся предложения взять эти закономерности за основу для координации общетеоретических юридических дисциплин и повышения качества юридического образования в целом.

Ключевые слова: государственность, история государства и права, юридическое образование, преподавание.

Юридическое образование начинается с общетеоретических дисциплин: истории государства и права зарубежных стран, истории государства и права России, теории государства и права. Казалось бы, каждый из этих предметов должен быть частью одной программы, но, к сожалению, это не совсем так. Рассмотрим историю государства и права зарубежных стран, которая изучается по учебникам О. А. Жидкова и Н. А. Крашенинниковой, К. И. Батыра <1>. ——————————— <1> История государства и права зарубежных стран: В 2 т. / Отв. ред. Н. А. Крашенинникова, О. А. Жидков. М., 2006; История государства и права зарубежных стран: Учеб. для вузов / Под ред. К. И. Батыра. М., 2008.

Во введении к учебнику «История государства и права зарубежных стран» сказано: «История государства и права изучает государство и право отдельных (зарубежных) стран мира в процессе их возникновения и развития в определенной конкретно-исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления как общеисторических закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ» <2>. ——————————— <2> История государства и права зарубежных стран: Учеб. для вузов / Под ред. Н. А. Крашенинниковой, О. А. Жидкова. М., 1998. Ч. 1. С. 3.

Из этого высказывания можно сделать следующие выводы: 1) история — это не статическая схема, а длительный процесс; 2) исследуется конкретно-историческая обстановка, изучается история стран Востока: Египта, древних стран на территории Аравийского полуострова (Вавилонии и Ассирии); Индии и Китая; древнегреческих государств-полисов на примере Афин и Спарты; Древнего Рима от периода римских царей до падения Западной Римской империи; стран, образовавшихся на территории бывшей Западной Римской империи (современной Франции, Германии, Англии); исламских стран Ближнего Востока (Объединенных Арабских Эмиратов, частично Ирака и Ирана), а также образования Соединенных Штатов Америки; 3) исторический процесс и конкретно-историческая обстановка рассматриваются в хронологической последовательности: Древний и Античный мир (приблизительно с 2000 г. до н. э. по V в. н. э.); Средние века (примерно с X — XIII вв. по XVII в.); Новое время (с XVII в. по XIX в.); Новейшее время (с XIX в. по настоящее время). Учебники дополняются хрестоматиями по истории государства и права, которые содержат подборку законодательства стран в хронологическом порядке. Как правило, их составляют авторы учебников: есть хрестоматии под редакцией Н. А. Крашенинниковой и К. И. Батыра <3>. ——————————— <3> Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: В 2 т. / Отв. ред. Н. А. Крашенинникова. М., 2007; Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: В 2 т. / Под ред. К. И. Батыра, Е. В. Поликарповой. М., 2006.

Поскольку цель изучения истории — выявление общеисторических закономерностей, то, казалось бы, текст учебников по истории государства и права должен быть построен таким образом: последовательно изложены исторические факты и на этой основе выведены общеисторические закономерности (как сказано в определении). Однако, несмотря на охват многих исторических событий, учебный материал носит описательный характер, события прошлого просто перечислены, нет выводов. Хрестоматии содержат лишь законодательство, принятое в разных странах в определенный период без систематизации и обобщений. Любая достаточно большая сумма знаний становится наукой, если знания систематизированы. Чтобы построить систему, нужна точка отсчета. Поскольку мы говорим об истории государства и права, то логично предположить, что такая наука должна акцентировать внимание на какой-либо определенной модели государства. Если есть одна модель, ее можно сравнивать с остальными. В настоящее время существует конкретная система государственного управления, состоящая: из выборного органа власти; обязательного для всего населения законодательства; единой системы судов и судопроизводства. Ее становление имеет длительную историю и широкую географию, но именно эта система считается оптимальной и именно ее принимает все большее число стран. Если мы возьмем за точку отсчета возникновение этой системы, во всем историческом калейдоскопе событий у нас будут четкие ориентиры, а история государственности будет рассматриваться как становление определенной (в данном случае западной) модели государственности и общих принципов права. Становление этой модели будет различаться только в деталях и скорости, но закономерности на протяжении всей истории во всех странах останутся неизменными: а) юридически закрепляется право собственности на землю; б) создается представительный орган правления (сенат, парламент, генеральные штаты), куда поначалу входят только собственники земли, а впоследствии — представители всего населения; в) для равных выборов закрепляется равноправие всех граждан; г) складывается единая система судов и судопроизводства. При систематизации исторических фактов видно, что такая последовательность есть во всех европейских государствах: Нидерландах, Англии, Испании, Франции, Германии и бывших европейских колониях: Мексике и США. В качестве примера использования предложенного подхода рассмотрим историю Древнего Рима, Англии и США. Основы западной цивилизации были заложены в Древнем Риме. Римское государство образовалось в результате борьбы за право на землю сельскохозяйственного назначения. В ходе этой борьбы сформировались основные принципы и институты западного общества: право собственности на землю, закрепленное в VI в. до н. э. римским кадастром «Табулес цензуалес» царя Сервия Туллия <4>; ——————————— <4> Коротеева Л. И. Земельно-кадастровые работы. Ростов н/Д, 2006. С. 8.

юридическое равноправие жителей Древнего Рима, установленное Законами XII таблиц в 450 г. до н. э. <5>; ——————————— <5> Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. К. И. Батыра. М., 2004. Т. 1. С. 78 — 89.

создание на этой основе представительного органа государственной власти Сената, который составляли владельцы земли. Именно сенаторы определяли политику государства, в том числе ставки налога для всех жителей Рима; создание единой системы судов и судопроизводства. Подобная система сложилась в VI в. до н. э., т. е. до того, как появились другие основные нормы-регуляторы — нормы религии. Христианство и ислам возникли гораздо позже основных институтов западной модели государственности. В Римской империи возникли правовые основы для всей западной государственности. Сюжет построения западной модели государственности и права (с небольшими отклонениями) одинаков: в основе представительной формы правления лежит право частной собственности на землю. После падения Западной Римской империи в 476 г. на ее территории были образованы новые государства — страны современной Западной Европы, которые взяли за основу принципы римской цивилизации: право частной собственности на землю, единую систему судов и судопроизводства, наличие представительного органа власти. «Римская» последовательность событий повторилась в Англии. Нормандский герцог Вильгельм Завоеватель в 1066 г. покорил Англию и в годы своего английского правления (1066 — 1087 гг.) юридически закрепил право собственности на землю за своей знатью и провел перепись земельных владений королевства для определения юридического положения владельца, размера землевладения и доходов каждого землевладельца для точного налогообложения <6>. ——————————— <6> Черчилль У. С. Рождение Британии. Смоленск, 2005. С. 153 — 181.

Собственник стал независимым, а по нормам того времени каждый сеньор имел право судить своего вассала. В результате появилось множество местных судов, каждый со своими правилами и разной степенью суровости. Все это зародило идею общего закона для всех граждан, и при внуке Вильгельма Генрихе II (1154 — 1189 гг.) были записаны и систематизированы нормы английского права. Генрих не стал отменять местные суды, а создал параллельный королевский суд с точными правилами и процедурами, назначил судей, которые выезжали в различные области королевства, проверяли действия шерифов и разбирали дела в соответствии с общим правом, т. е. законом, общим для всего королевства. Высшей судебной инстанцией стал сам король, а впоследствии — палата лордов <7>. ——————————— <7> Там же. С. 221 — 231.

Позднее короли стали злоупотреблять полномочиями по налогообложению, и тогда собственники земли отказались платить повышенные ставки налогов. Свои права они закрепили в Великой хартии вольностей <8> (1215 г.). Клирики включили в документ статьи, касающиеся церкви, и внесли поправки, требующие соблюдения законов в отношении не только рыцарей, но и горожан, купцов и т. д. Бароны включили в Хартию пункт, по которому они должны были избрать 25 человек из их числа, чтобы эти люди составили орган, к которому пострадавший мог бы апеллировать в случае нарушения его прав — Национальный совет. ——————————— <8> Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. К. И. Батыра. Т. 1. С. 370 — 374.

В XIII в. в этот орган наряду с рыцарями и епископами стали избирать по два человека от каждого города или поселения. Эдуард III (1327 — 1377 гг.) закрепил конституционный принцип, остающийся неизменным до настоящего времени: представительское собрание простого народа — палата общин — обладает решающим голосом при установлении налогов <9>. Палата лордов стала судом высшей инстанции. ——————————— <9> Левина М. И. Парламентское право Великобритании XVII — начала XIX в. М., 2000. С. 18.

Конечно, отношения между королем и парламентом не всегда были ровными. Роспуск представительного органа и введение новых налогов привели в XVII в. к гражданской войне и победе парламентской республики. В ходе этой войны окончательно оформились права парламента и парламентские процедуры. Правовой режим земельной собственности и правовой статус личности были перенесены на североамериканские колонии. Хотя колонии существовали в различных юридических формах (имелись колонии под юрисдикцией британской короны, некоторыми из них управляли собственные правительства, были колонии со своими уставами), повсюду власть функционировала по более или менее схожим принципам. Были губернатор, представляющий корону, выбранный, как правило, из членов старейшей семьи данной колонии, и ассамблея, избранная богатыми владельцами, представляющими всех колонистов. Полномочия между ними распределялись по модели, выработанной в ходе английской конституционной эволюции. Это означало, что налоги утверждались ассамблеей, а губернатору нужно было заручиться ее согласием, если он хотел повысить налоги. В XVIII в. английское правительство проводило политику, препятствовавшую свободному развитию колоний. Например, штатам было запрещено торговать друг с другом и с иными странами, а покупать товары можно было только с английских кораблей и за цену, установленную в Британии. И самое главное: предпринимались попытки регулирования налогообложения британским парламентом без представительства колоний. В 1775 г. начались военные действия, которые продолжались до 1783 г. В подписанном в Версале мирном договоре Англия признала независимость Соединенных Штатов. Пример США еще раз показывает, что становление государственности и решение земельного вопроса идут параллельно: одновременно с созданием колоний были закреплены принципы частной собственности на землю, свободы предпринимательской деятельности и свободы договора, установленные хартиями, конституциями, декларациями, судебной и административной практикой. Устанавливалась охрана права частной собственности, закрепленная в правилах изъятия земель у частных собственников (V и XIV поправки к Конституции США 1787 г. <10>; V поправка Билля о правах 1789 г.). Это подразумевало, что лишение или какое-нибудь ограничение права частной собственности федеральными властями в публичных интересах возможно только по решению, вынесенному в результате должной юридической процедуры, т. е. по решению независимого суда и при справедливом возмещении, под которым понималась компенсация наличными деньгами ущерба, нанесенного собственнику лишением или ограничением его права собственности. ——————————— <10> Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. К. И. Батыра. Т. 2. С. 74.

Даже из краткого экскурса виден общий сценарий становления государственности и его ключевые точки. Разрозненные факты всеобщей истории складываются в сюжетную линию, проходящую через всю историю, и эту сюжетную линию можно взять за основу при изучении теории государства и права. На основе исторических фактов формируются теории образования государства и права. Теорий, объясняющих причины образования государства, много: ирригационная, патриархальная, теологическая, теория насилия, расовая, инцестная (половая), спортивная, патримониальная, органическая, экономическая, классовая, психологическая, договорная, диффузионная и теория специализации <11>. Однако нужно различать теории, основанные на исторических фактах, и теории, не опирающиеся на конкретные исторические факты и являющиеся абстрактными и описательными (например, спортивная). ——————————— <11> Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. М., 1999.

«Работающие» теории модели государственной власти создаются на основе фактического материала. Сначала это были работы римских юристов, кодифицировавших законодательство и дававших к нему комментарии. Они не пытались придумать новую форму правления или новую теорию. Теории и комментарии обобщали, систематизировали и структурировали сложившуюся практику (Институции Гая II в. н. э., Конституции Юстиниана V в. н. э.) <12> и начинали с толкования земельных правоотношений, которые разделены на нормы, регулирующие фактические материальные отношения, касающиеся земельного участка, и нормы абстрактного права, которое состоит в том, что право обладать земельной собственностью присуще человеку. В дальнейшем из абстрактного права выводилось теоретическое положение естественного права <13>. ——————————— <12> Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. К. И. Батыра. Т. 1. С. 89 — 128. <13> Там же. С. 131.

Впоследствии на основе истории римского государства и права и конкретных фактов из истории стран были сформированы теоретические модели государственного управления и права, например модели Томаса Гоббса, Джона Локка, Шарля Монтескье. Опубликованный в 1642 г., во время правления Карла I, ущемлявшего права парламента и распустившего палату общин, трактат Томаса Гоббса «Философские основания учения о гражданстве» <14>, опиравшегося на работы римских юристов, стал основой для всех последующих работ в Англии и Европе об устройстве государственной власти и правах человека. Гоббс раскрывает римское понятие «естественное право» и показывает, что это право присуще человеку от рождения, но реализоваться оно может только в гражданском обществе, а государство обязано обеспечить естественное право каждого человека для гарантии существования гражданского общества. ——————————— <14> Гоббс Т. Философские основания учения о гражданстве. Минск, 2001.

Продолжил теорию Гоббса трактат Джона Локка «О государственном правлении» <15>, написанный в 1690 г., во время протектората Кромвеля. Основная мысль: людям присуще «естественное состояние», а именно: «Состояние полной свободы в отношении их действий и в отношении распоряжения своим имуществом и личностью в соответствии с тем, что они считают подходящим для себя в границах закона природы, не спрашивая разрешения у какого-либо лица и не завися от чьей-либо воли. Это также состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого». ——————————— <15> Локк Дж. Избранные философские произведения: В 2 т. М., 1960. Т. 2. С. 5 — 137.

Весь дальнейший текст посвящен анализу «естественного состояния» и его соотношения с обществом и государством. Суть в том, что охранять естественное право, собственность и равенство призвано государство. Для этого необходим определенный порядок управления, построенный на принципе разделения властей. Среди трех предлагавшихся властей (законодательной, исполнительной и судебной) выделена верховная законодательная власть. Работа Шарля Монтескье «О духе законов» <16>, написанная в 1748 г., перед революцией во Франции, развивала идеи Томаса Гоббса и Джона Локка. В ней расширены и детализированы идеи Локка (больше исторических примеров) и предложено, что власть должна не только разделяться, но и осуществляться различными органами. Именно эти теоретические положения впоследствии отразились в законодательстве: декларациях прав и свобод человека и гражданина и конституциях. ——————————— <16> Монтескье Ш. Избранные произведения. О духе законов. М., 1955.

Ко второй половине XX в. все большее количество стран (в том числе Россия) приняло именно эту модель государственного устройства, следовательно, закономерности становления западной модели государственности и ее принципы можно наложить на национальную историю конкретной страны. Предложенная схема правовых закономерностей во всеобщей истории государства и права позволяет критически соотнести их с теориями образования государств и сравнить с российской правовой действительностью. Предложения по координации общетеоретических юридических дисциплин состоят в следующем: 1) преподавать историю государства и права зарубежных стран, делая акцент на движении к современному состоянию государственности, а именно: на становлении системы государственной власти с выборным представительным органом власти, единой системой судов и судопроизводства, равенством граждан, системой права; 2) связать это движение истории с теоретическим материалом, т. е. показать, на основе каких событий сложилась эта система государственности и права, какие этапы прошла и какие выводы из этого сделали теоретики; 3) сравнить этот материал с российской историей государственности и права, чтобы увидеть, соответствует ли российская система государственности (а она приняла западную модель государственности) принципам построения этой модели; 4) сформировать навык работы с юридическими текстами, поскольку цель любого профессионального образования — это формирование определенного навыка. Предполагается, что каждый из предметов юридического вуза вносит вклад в развитие этого навыка. При существующем подходе общетеоретические дисциплины содержат слишком много описательной информации. Направленность общетеоретических юридических дисциплин на выявление исторических закономерностей, которые привели к становлению наиболее оптимальной формы государственного устройства, позволит качественно поднять уровень юридического образования. После окончания вуза студент должен уметь работать с теоретическими правовыми исследованиями, законодательством, документами и оценивать события и факты с позиции их юридической значимости и юридических последствий. Приобретать этот навык нужно с первого курса, т. е. именно с этих предметов. Следовательно, текст общетеоретических учебников должен быть образцом грамотности, иметь сюжет, последовательность и логику, четко сформулированные цели и конкретные предложения.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *