О складывании либеральной концепции реформирования российской государственности на рубеже XVIII — XIX веков

(Петровская О. В.) («Юридическое образование и наука», 2010, N 2)

О СКЛАДЫВАНИИ ЛИБЕРАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ НА РУБЕЖЕ XVIII — XIX ВЕКОВ <*>

О. В. ПЕТРОВСКАЯ

——————————— <*> Petrovskaya O. V. On formation of liberal conception of reform of Russian statehood at the turn of the XVIII — XIX centuries.

Петровская О. В., соискатель кафедры истории государства и права Московской государственной юридической академии.

В данной статье рассматриваются основные воззрения о путях преобразования России А. Н. Радищева, П. И. Челищева, Ф. В. Кречетова, В. В. Попугаева, И. П. Пнина и других представителей отечественной либеральной мысли рубежа XVIII — XIX вв., послужившие составной частью теоретических основ либеральной концепции реформирования Российского государства и права и нашедшие свое частичное отражение в практике государственного строительства.

Ключевые слова: либеральная концепция, реформирование Российского государства, А. Н. Радищев, П. И. Челищев, Ф. В. Кречетов, В. В. Попугаев, И. П. Пнин.

The article considers basic views on the ways of reform of Russia of A. N. Radishhev, P. I. Chelishhev, F. V. Krechetov, V. V. Popugaev, I. P. Pnin and other representatives of Russian liberal theory at the turn of the XVIII — XIX centuries which served the elements of theoretical basis of liberal conception of reform of Russian State and law and which were partially reflected in practice of state construction.

Key words: liberal conception, reform of Russian State, A. N. Radishhev, P. I. Chelishhev, F. V. Krechetov, V. V. Popugaev, I. P. Pnin.

Либерализм в Западной Европе возникает в тесной связи с многовековым процессом становления гражданского (буржуазного) общества, утверждения частной собственности, конкуренции, влиятельного третьего сословия — «среднего класса». Его идейно-политические истоки восходят к религиозным и политическим конфликтам эпохи Возрождения и Реформации, первоначального накопления капиталов и великих географических открытий <1>. В России ситуация выглядела иначе. ——————————— <1> См.: Зарождение российского либерализма. URL: http://liberalizm. narod. ru/textrus. htm.

Конец екатерининского царствования и начало правления Павла I были ознаменованы всплеском «вольнодумия». П. Ф. Никандров замечал, что «в конце XVIII — начале XIX в. трудно было найти в России образованного человека… который не был знаком с книгой А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», не сочувствовал бы в той или иной степени ее освободительным идеям» <2>. Известно, что некоторые декабристы, например Н. Тургенев, Г. Батеньков, В. Штейнгель, познакомились с книгой Радищева еще до войны 1812 г., а Н. Бестужев, Н. Муравьев, В. Кюхельбекер, А. Розен и др. изучили ее уже после окончания войны. В. Кюхельбекер писал, что «Путешествие» Радищева «переписывают с жадностью и дорожат каждым дерзким словом» <3>. В ней не только резко осуждается крепостное право, но и содержится прямой призыв к свержению монархии и утверждению республиканской формы правления. Ознакомившись с книгой, Екатерина II охарактеризовала автора: «Бунтовщик хуже Пугачева!» Хуже потому, что, по словам самого Радищева, Пугачевское выступление показало «в невежестве своем паче веселие мщения, нежели пользу сотрясения уз», а автор «Путешествия…» как раз идейно сотрясал сами «узы», основы самодержавной монархии, сословного строя и крепостничества <4>. Позже Радищев утверждал, что если бы «Путешествие…» появилось за 10 — 15 лет до революции, он был бы награжден, в частности, за указания властям на неизвестные им злоупотребления (не исключено, что автор рассчитывал на такой результат, но, думается, он ошибался: слишком резка была его критика). ——————————— <2> Никандров П. Ф. Мировоззрение П. И. Пестеля. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1955. С. 27. <3> Избранные социально-политические и философские произведения декабристов: В 3 т. / Общ. ред. и вступ. статья И. Я. Щипанова; подгот. текста к печати и примеч. С. Я. Штрайха. Т. 1: Северное общество. М.: Госполитиздат, 1951. С. 19. <4> См.: Радищев А. Н. Избранные сочинения / Вступ. ст. Г. П. Макогоненко. М.; Л.: Гослитиздат, 1949. С. 12.

4 сентября 1790 г. подписывается именной Указ Екатерины Сенату о наказании Радищева: «За издание книги, наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное к властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвести в народе негодование против начальников и начальства и, наконец, оскорбительными и неистовыми выражениями против и сана и власти царской»; о том, что присужден к смертной казни палатой Уголовных дел Санкт-Петербургской губернии, а затем этот приговор утвержден Сенатом. Хотя по роду вины Радищев заслуживает такую казнь, но «мы, следуя нашим правилам, чтобы соединить правосудие с милосердием, для всеобщей радости, которую наши подданные разделяют с нами, по поводу мира со Швецией <5>, освобождаем его от казни; повелеваем, вместо нее, отобрав у него чины (коллежский советник. — О. П.) и знаки ордена Св. Владимира, дворянское достоинство, сослать в Сибирь, в Илимский острог на 10 лет»; имение, если оно есть, передать в пользу детей, которые находятся на попечении деда. В Указе отмечается, что Радищев совершил «лживый поступок», прибавил после цензуры «много листов в ту книгу». Издание опальной книги было уничтожено, а само сочинение было запрещено к печати — запрет сохранялся до 1905 г. <6>. ——————————— <5> Имеется в виду заключение Верельского мирного договора со Швецией (1790 г.). <6> См.: Радищев А. Н. Избранные философские и общественно-политические произведения [К 150-летию со дня смерти. 1802 — 1952] / Под общ. ред. и со вступ. статьей И. Я. Щипанова. М.: Госполитиздат, 1952.

Знакомы были представители просвещенного российского общества и с трудами последователей А. Н. Радищева — «Путешествием по северу Сибири» П. И. Челищева <7>, работами Ф. В. Кречетова <8>, Г. И. Попова, П. А. Словцова, В. В. Попугаева <9> и др., с деятельностью «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств». ——————————— <7> Челищев Петр Иванович — писатель, происходил из дворян; родился 14 августа 1745 г. в Смоленской губернии. В 1757 г. он воспитывался в Московской университетской гимназии, а 1 января 1762 г. был определен пажом в Пажеский корпус, где пробыл четыре с небольшим года. В начале 1766 г., по желанию императрицы Екатерины II, были отправлены для изучения наук в Лейпцигский университет 12 пажей, в числе коих были П. И. Челищев и А. Н. Радищев (См.: О. фон Фрейман. Пажи за 183 года (1711 — 1894). Фридрихсгамн, 1894. С. 44). В университете Челищев слушал лекции по философии, истории, математике, физике и юридическим наукам, что предоставило ему возможность приобрести хорошее образование. Умер Челищев 25 сентября 1811 г., погребен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры (См.: Руммель В. В., Голубцов В. В. Родословный сборник русских дворянских фамилий. Т. II. СПб., 1887. С. 666, 669; Саитов В. Петербургский некрополь (приложение к Русскому Архиву). М., 1883. С. 143). <8> Кречетов Федор Васильевич (родился в начале 1740-х годов — год смерти неизвестен), русский просветитель, вольнодумец. Общественную деятельность начал в середине 1780-х годов. Около 1785 г. создал тайное просветительское общество. Требовал ограничения самодержавия, равноправия граждан, реформы суда, свободы слова, равноправия женщин, всемерного распространения знаний в народе. В 1786 г. начал издавать журнал «Не все и не ничего», запрещенный цензурой после выхода первого номера. В 1793 г. был арестован и приговорен к одиночному бессрочному заключению в Петропавловской, затем в Шлиссельбургской крепости. Освобожден по амнистии в 1801 г. (См.: Чулков Н. Ф. В. Кречетов — забытый радикальный публицист XVIII в. // Литературное наследство. Т. 9 — 10. М., 1933; Светлов Л. А. Н. Радищев и политические процессы конца XVIII в. // Из истории русской философии XVIII — XIX вв. М., 1952; Сивков К. В., Папаригопуло С. В. О взглядах Федора Кречетова // Вопросы истории. 1956. N 3). <9> Попугаев Василий Васильевич (1778 — 1816) — русский просветитель, общественный деятель, поэт. Родился в Петербурге в семье художника. Рано оставшись без родителей, в 1786 г. был принят на казенный счет в гимназию Академии наук, в которой проучился 12 лет, но не закончил курса, а в 1797 г. поступил на службу в Санкт-Петербургское цензурное ведомство, одновременно учительствуя в немецкой школе Св. Петра, где преподавал русский язык и литературу. Умер В. В. Попугаев в Твери ок. 1816 г. (См.: http://popugaev. ouc. ru/).

Когда в июле 1790 г. поднялся шум по поводу изданного Радищевым «Путешествия из Петербурга в Москву», императрица заподозрила и П. И. Челищева в том, что он принимал участие в сочинении и издании этой книги. Екатерина приказала узнать, кто автор книги, и следствие поручено было гр. А. Р. Воронцову. В ходе расследования оказалось, что подозрения в отношении Челищева были совершенно несправедливы. В мае 1791 г. он предпринял путешествие по северу России, причем проехал в направлении с юго-запада на северо-восток в Олонецкую губернию, посетил средние части Архангельской, западные уезды Вологодской и восточные Новгородской губерний; в декабре того же года он уже возвратился в Петербург. Главным, по-видимому, побуждением, которое руководило Челищевым в его намерении совершить путешествие, была любознательность; быть может, и то, что, как человек религиозный, он желал поклониться многочисленным святыням Русского Севера. Как человек образованный и любознательный, П. И. Челищев не ограничивался мимолетными впечатлениями, а составил весьма подробное и дельное описание своего путешествия. Рукопись его под заглавием «Подробный журнал путешествия моего, 27 мая 1791 г.» была приобретена в Москве в 1883 г. графом С. Д. Шереметевым и издана в 1886 г. в Санкт-Петербурге академиком Л. Н. Майковым <10>. Путевые записки Челищева представляют чрезвычайно богатый материал для изучения народной жизни Русского Севера конца XVIII в. и вместе с тем свидетельствуют, что автор их был «человек светлого ума и независимого образа мыслей» <11>. Его наблюдения легли важной составляющей в общий фундамент либеральной концепции переустройства России. ——————————— <10> См.: Путешествие по северу России в 1791 году: Дневник П. И. Челищева, издан под наблюдением Л. Н. Майкова. СПб., 1886. <11> Пыпин А. Вновь открытый писатель прошлого века // Вестник Европы. 1886. N 10. С. 759.

Другой представитель либерального лагеря Ф. В. Кречетов в 1780-е годы тоже ведет интенсивную литературно-общественную деятельность. Познакомившись с выполненным по заказу Екатерины II переводом книги У. Блэкстона «Истолкование английских законов…» <12>, Ф. Кречетов разрабатывает широкую просветительскую программу, собираясь «завести словесно-учительскую школу, и коммерческую компанию, и банк, и коммерческую школу, и контору, и школы юридические для всероссийской пользы к распространению наук словесных, а также общежительных должностей, а с оными купно к юриспруденции российской, а потом и всеобщей к сочинению» <13>. Уже в 1783 г. через П. В. Завадовского он поднес Екатерине II свою работу о распространении словесных наук в России и план заведения коммерческих и юридических школ, а в 1784 г. обратился в Сенат с планом устройства народных училищ «для скорейшего российской грамоте читать и писать наущения». Не получив ответа, Кречетов в 1785 г. создает просветительское общество (собравшее до 50 членов разного пола и национальностей). Программа этого «всенародно-вольного всему человечеству к благодействованию общества» включала требование таких политических реформ, как отмена сословных привилегий и полное равноправие граждан, ограничение власти самодержавия, реформа суда, установление свободы слова и печати, равноправие женщин, распространение знаний и просвещения в народе. При обществе должны были открыться юридические школы для «приготовления умов» к овладению юриспруденцией, основанной на естественном законе, составлению правил к «безбедному народному пропитанию», умножению достатка и распространению коммерции. В 1786 г. Ф. Кречетов приступил к изданию журнала «Не все и не ничего», где помещает отчеты о заседаниях общества, а также свои литературные произведения, для которых, по оценке Б. М. Кобина, «характерны тяжелый язык, сложное витиеватое построение фраз, обилие славянизмов, порой затемняющих смысл сказанного» <14>. ——————————— <12> Истолкования аглинских законов г. Блакстона / Переведенныя по Высочайшему повелению великой законодательницы всероссийской; С подлинника аглинскаго перевел С. Е. Десницкий при участии А. М. Брянцева. М.: Университетская типография, у Н. Новикова, 1780 — 1782. (Из четырехтомного труда У. Блэкстона «Commentaries on the laws of England» был переведен только первый том. — О. П.) <13> Кречетов Федор Васильевич // Словарь русских писателей XVIII века / Отв. ред. А. М. Панченко. Вып. 2. (К — П). СПб.: Наука, 1999. С. 44. <14> Кобин Б. М. О неизвестных письмах Ф. В. Кречетова (1803 — 1807) // Вестник ЛГУ. 1966. N 5. Сер. экон., филос., права. Вып. 1. С. 52 — 53.

Еще один представитель русской либеральной мысли конца XVIII — начала XIX в. — В. В. Попугаев. Он обладал энциклопедическими познаниями в философии, юриспруденции, лингвистике, знал древние и современные европейские языки, перевел на русский язык ряд произведений европейских просветителей. Огромное влияние на В. Попугаева оказали философско-политические идеи А. Н. Радищева, с которым он познакомился в 1801 г. В том же году Попугаев участвовал в организации «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств». В своих публичных выступлениях и публицистике В. Попугаев отстаивал идеалы Просвещения, выступал против любых форм рабства, вслед за Радищевым отстаивал принцип неприкосновенности личности и равенства всех граждан перед законом; в своих произведениях он призывал к реформам, требуя отменить крепостное право. В 1802 г. Попугаев подал на имя Александра I прошение, приложив к нему два своих сочинения — «Опыт о влиянии просвещения на правление и законы» и «О твердости законов», что способствовало определению его в Комиссию составления законов, где до этого служил А. Н. Радищев. В Комиссии Попугаев служил до августа 1811 г., сначала в должности помощника редактора во 2-й Экспедиции, а потом, с 1809 г., — начальника архива комиссии. В 1802 — 1807 гг. принимал активное участие в деятельности «Вольного обществе любителей словесности, наук и художеств». Будучи последователями и почитателями Радищева, члены этого общества (В. Попугаев, И. Пнин, Н. Остолопов, А. Востоков) были противниками крепостного права, признавали идею равенства и допускали возможность физической расправы с тираном. Попугаев выступал за формальное равенство всех перед законом и необходимость установления конституции. Но постепенно в «Вольном обществе» произошли изменения, заставившие его отойти от дел и творчества. По неизвестным причинам тогда же В. В. Попугаева уволили со службы. Свои социально-философские воззрения он наиболее полно выразил в трактате «О благоденствии народных обществ», опубликованном в 1807 г. <15>. Эта работа тоже легла в копилку отечественной либерально-реформаторской мысли. ——————————— <15> URL: http:// region. library. tver. ru/ cgi-bin/ fulltext_opac. cgi? show_article=2326.

Существенное влияние на складывание воззрений о путях преобразования России на рубеже XVIII — XIX вв. оказали И. П. Пнин <16>, К. Ф. Герман <17>, А. П. Куницын с его «Правом естественным», К. И. Арсеньев с «Начертанием статистики Российского государства» и Н. И. Новиков со своим конституционным проектом. Известно, что во время следствия Пестель говорил, что ему «первую мысль о республиканском правлении подал проект конституции Новикова» <18>. ——————————— <16> Пнин Иван Петрович (1773 — 1805) — поэт и публицист, незаконный сын князя Н. В. Репнина (отсюда фамилия — Пнин, усеченная от Репнин). Важнейшие публицистические произведения Пнина — «Вопль невинности, отвергаемой законами» (1803; опубликовано впервые в «Историческом вестнике». 1889. N 1) и «Опыт о просвещении относительно к России» (СПб., 1804). (См.: Даденков Н. И. П. Пнин. Опыт его биографии и обзор литературной деятельности // Известия Историко-филологического института кн. Безбородко в Нежине. Т. XXVI. Нежин, 1912. С. 112 — 113.) <17> Герман Карл Федорович (05.09.1767 — 19.12.1838) — крупный для своего времени ученый в области статистики, которая в то время понималась как описательное государствоведение и включала в себя то, что ныне входит в ведение конкретной экономики и экономической географии. Он держался прогрессивных для своего времени взглядов, за что терпел гонения от реакционеров; ряд его сочинений подвергался запрещениям. Исследователи отмечали, что был он «человек с светлым умом и благородными стремлениями к общему благу, он видел в своей науке не мертвое скопление чисел и фактов, а старался проникнуть в причины, обусловливающие их происхождение, объяснял их и оценивал на основании современных ему выводов политических наук…» (См.: Отечественные экономико-географы XVIII — XX вв. / Под ред. Н. Н. Баранского, Н. П. Никитина, Ю. Г. Саушкина. М., 1957. С. 73). <18> Восстание декабристов: Материалы. Т. IV. М.-Л.: Госполитиздат, 1928. С. 101.

Характеризуя творчество И. П. Пнина, во вступительной статье к собранию его сочинений И. К. Луппол писал: «На пути от А. Н. Радищева к декабристам, в особенности к наиболее радикальному в идеологическом отношении их крылу, именно к «Обществу соединенных славян», стоит далеко не безынтересная, яркая личность Ивана Петровича Пнина. Поэт по призванию, он никогда не был «чистым» поэтом-эстетом. Вся муза его пронизана общественно-политическими, «гражданскими», как сказали бы позже, мотивами. В этом причина того, что Пниным занимались не только историки литературы, но и историки общественной мысли, историки права и политических учений» <19>. ——————————— <19> Луппол И. К. И. П. Пнин и его место в истории русской общественной мысли // Иван Пнин. Сочинения (Классики революционной мысли домарксистского периода) / Под общ. ред. И. А. Теодоровича; Вступ. статья и ред. И. К. Луппола; подг. к печ. и коммент. В. Н. Орлова. М.: Изд-во Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльно-поселенцев, 1934. С. 4.

В «Опыте о просвещении относительно к России», напечатанном отдельным изданием в 1804 г., Пнин остается типичным просветителем XVIII в., ратующим за «пользу просвещения», обращающимся к «просвещенному монарху» и ожидающим с высоты престола благодеяния для подданных. Главную сущность Французской революции Пнин видит в последовательном развитии четырех принципов: права человека, вольность, равенство и собственность. Несомненно таким и было идеологическое обоснование Великой французской буржуазной революции. Схематически оно может быть представлено так: существуют естественные права физического существа — человека, прежде всего свобода; затем, поскольку все люди по природе равны, равенство; из свободы и равенства вытекает собственность. Суммируя, можно, очевидно, подытожить, что, несмотря на отдельные спорные и дискуссионные тезисы, в целом работы А. Н. Радищева, П. И. Челищева, Ф. В. Кречетова, В. В. Попугаева, И. П. Пнина и других представителей отечественной либеральной мысли рубежа XVIII — XIX вв. послужили составной частью в дальнейшем развитии теоретических основ либеральной концепции реформирования Российского государства и права, были восприняты в просвещенном обществе и нашли свое частичное отражение в практике государственного строительства.

——————————————————————