Попы вместо «комиссаров»?

(Иванеев С.) («Военно-юридический журнал», 2010, N 7)

ПОПЫ ВМЕСТО «КОМИССАРОВ»?

С. ИВАНЕЕВ

Иванеев С., доцент кафедры ВУНЦ СВ «Общевойсковая академия ВС РФ», кандидат юридических наук, профессор Академии военных наук.

Вы когда-нибудь видели генерала в роли проповедника религии? Нет? А участники научно-практической конференции «Морально-психологическое обеспечение повседневной деятельности войск и проблемы духовно-нравственной безопасности личного состава в современных условиях строительства ВС РФ», проведенной 28 апреля 2010 г. в Военной академии РВСН им. Петра Великого, видели и слышали в этой роли (!) начальника академии — доктора военных наук, доцента генерал-лейтенанта Захарова Владимира Леонидовича. Почтенные ветераны, профессора и офицеры уже не могли усомниться в этом качестве генерала, когда он, взойдя на трибуну, стал читать молитву: «…Отец мой, существующий везде! За жизни свет Тебе спасибо, За явь спасибо царства Твоего, За волю любящую. Быть добру. За пищу каждодневную Тебе спасибо! И за Твое терпенье, И за прощенье прегрешений на Твоей земле» — и удивлять своей пропагандой в высших достоинствах религиозного мировоззрения. Такого наша армия не слыхивала еще со времен царских устоев. Одним из доказательств (со слов генерала) правильности подготовки на факультете православной культуры в течение 15 лет около 1,5 тысячи офицеров является минимальный процент совершивших грубые дисциплинарные проступки среди воцерковленных выпускников после его окончания. Этим примером начальник академии отождествил безвольную личность с личностью дисциплинированной. Но ведь нашей героической армии нужно поколение не рабов по духу, а высокосознательных и социально активных офицеров, которые бы понимали мир таким, какой он есть, и делали его лучше. Пришибленные страхом офицеры едва ли будут гражданами-творцами и счастливыми хозяевами своей жизни. Такие мировоззренческие кульбиты не просто словесный засор в отдельно взятой генеральской голове, они — следствие идеологической беспечности, когда в войска внедряются невежественные попы вместо института наших прославленных комиссаров-воспитателей, этой цементирующей войска силы. На фоне генеральского клича «войска, к религии» выступление в качестве «почетного гостя» председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами России митрофорного протоиерея Димитрия Смирнова удивления у участников конференции уже не вызвало. Вместо отведенных организатором десяти минут для выступления на тему: «Армия и религия — возможные формы и методы работы в интересах формирования высокого морально-психологического состояния личного состава», протоиерей словоблудил двадцать минут за рамками заявленной темы, смысл которой свелся к тому, что «Бог есть!», и подкрепил свою речь (как всегда) нападками на «сатанинскую» коммунистическую власть. Верхом религиозной демагогии явился ответ священника на вопрос одного из участников конференции о том, каким именно образом в воинских частях будут мирно уживаться военнослужащие разных национальностей при условии наличия священников РПЦ: поп поднял вверх большой палец правой руки и сказал: «Вот так!» Автора статьи, возмутившегося клерикализацией армии и выступившего против проникновения церкви в военную организацию государства, протоиерей Смирнов отправил в… Государственный департамент США(!). Что поделаешь, поп есть поп, в каких бы званиях он ни был и какими бы ни были его словеса, но все его поповское понимание одной из граней большой политики буквально взорвало зал возмущением. Пытаясь сокрушить все безбожное, он ничтоже сумняшеся заявил, будто Ленин и Гитлер — это равноценные ироды, и пошло и поехало… В тандеме генеральско-поповского выступления было нечто еще не слышанное залом. Он притих и готов был взорваться негодованием. Но глашатай религии правильно оценил ситуацию. Сославшись на занятость, он сразу же ретировался из конференц-зала после своего выступления. Мавр сделал свое дело, мавр может удалиться… Плохо то, что научно-практическая конференция на очень актуальную тему превратилась, по сути, в парадоксальное шоу поповщины, сдобренное антисоветизмом. Все это напомнило нашумевшее высказывание Д. Смирнова, сопоставившего Ленина с Гитлером и призвавшего труп коммунистического кумира «где-нибудь в печи сжечь на Земле Франца-Иосифа и там же бросить в море, чтобы пепел уплыл в Европу, чтобы духу его здесь не было», поскольку «не надо эту погань на Руси Святой хоронить», на что Международный союз советских офицеров направил письмо Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу «в связи с высказываниями священников РПЦ, свидетельствующими об их двойной морали, вопиющей исторической неграмотности и мракобесии». Выслушав речь представителя РПЦ, автор наравне с возмутившимися седовласыми профессорами и ветеранами-политработниками хотел выступить с протестом, но слова никому не дали. Поэтому заочно приходится крикнуть известному пастырю «стада Христова»: «Отец Димитрий, принцип нашего разумного подхода, свобода совести и толерантность не позволяют запретить Вам посещение научно-практических конференций МО РФ. Живите, учите доверчивую паству «своим глупостям» (Ф. Энгельс), но не протягивайте своих рук к офицерскому корпусу, который не должен омрачаться религиозными страхами и фантазиями. Вы хотите, чтобы наши офицеры были уподоблены стаду овец, а вы бы были их пастырями? Да очнитесь же, отче! Нам нужно не стадо блеющих человеко-овечек. Нам нужен всесторонне воспитанный офицерский корпус, не забитый религиозным дурманом, активный и вооруженный научным мировоззрением. Вы утверждаете, что кто-то из выпускников Вашего православного факультета воцерковляется в течение первого года или двух, так как человек начинает понимать, что без помощи Божией он становится рабом греха. Да, сегодня, правда, из лекций богословов и духовенства выведено понятие «раб» в его социальном смысле, зато заменено понятием «раб Божий». Что же изменилось в сущности морального содержания раба? Единственное то, что в условиях отсутствия рабовладельческих отношений нет и рабов как «говорящего орудия» (Аристотель), зато сохранен смысл рабской зависимости верующего от идеи божества. Понятно, что в силу догматической сущности религиозного сознания верующие офицеры — выпускники Вашего православного факультета не вникают в подобные «перевертыши» религиозной морали и, забыв о своем достоинстве человека, продолжают оставаться рабами по духу: «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу…» <1>. ——————————— <1> См.: (Павла к Ефесянам 6:5): Обязанности рабов и господ.

Принципы религии жить во имя иллюзорного вечного счастья «за гробом» пессимистичны и противоречат нормальным жизненным идеалам людей в погонах. Поэтому, может быть, хватит шараханий от одной крайности к другой — от большевистского хулиганствующего атеизма до возвращения к замшелым религиозным взглядам и традициям. Заканчивая свою статью, хотелось бы сказать о том, что нам не надо бояться слова «комиссар», так как каждый комиссар раньше олицетворял собой высокограмотного и патриотичного защитника интересов народа, и забывать и заплевывать эти понятия нельзя. И тот очевидный факт, что институт комиссаров-воспитателей пытаются подменить сегодня попами и поповствующими генералами, — это не только поступление нашими славными идеологическими и мировоззренческими традициями, но и позорный провал всего дела научно-патриотического воспитания наших войск.

——————————————————————