Профессиональный имидж педагога

(Котова Е. М.) («Юридическая психология», 2010, N 2)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ ПЕДАГОГА <*>

Е. М. КОТОВА

——————————— <*> Kotova E. M. Professional image of a teacher.

Данная статья раскрывает взгляд автора на формирование нового стиля социального поведения педагога. Особое внимание уделяется социальным отношениям в профессиональной деятельности педагогов, формированию нового стиля поведения и индивидуального имиджа, что призвано способствовать повышению эффективности педагогической деятельности.

Ключевые слова: показание, действие, место, проверка, лицо, следователь, участник.

The article reveals the author’s viewpoint to formation of a new style of social behavior of a teacher. The special attention is drawn to social relations in professional activity of teachers, formation of new style of behavior and individual image which should promote rise of efficiency of pedagogical activity.

Key words: evidence, action, place, verification, investigation, person, investigator, participant.

Подготовка профессиональных кадров — это многоаспектная социально-экономическая проблема, при решении которой главную роль призваны сыграть высшие образовательные учреждения, так как именно они представляют собой основное связующее и системообразующее звено в структуре системы образования Российской Федерации. В связи с возросшими требованиями социума перед педагогами стоит вопрос о более качественной подготовке специалистов. Основная цель профессионального образования — подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. В связи с трансформацией общественного устройства и системы воззрений произошли социальные преобразования в нашей стране, связанные с пересмотром взглядов относительно личности педагогов. Необходимость формирования нового стиля социального поведения, отвечающего задачам современного этапа развития общества, ведет к актуализации проблем, связанных с таким явлением, как имидж, и вызывает настоятельную потребность в изучении условий и механизмов его возникновения и функционирования в обществе. В настоящее время формирование позитивного имиджа становится актуальной проблемой не только в политической и деловой сферах, но и в деятельности преподавателей высшей школы, задача которых — готовить высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов. Изучение практики педагогической деятельности позволило выделить ряд противоречий, главное из которых заключается в том, что в современном, потерявшем многие прежние ориентиры, российском обществе профессия преподавателя высшей школы утратила былые высоты и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения, вместе с тем к деятельности и личности вузовского педагога по-прежнему предъявляются самые высокие требования. Имидж преподавателя высшей школы — это такая интегральная характеристика, которая включает в себя совокупность внешних и внутренних индивидных, личностных, индивидуальных и профессиональных качеств педагога, которая способствует эффективности педагогической деятельности. Достижение такой гармоничной совокупности качеств требует от преподавателя осознанности действий, что, в свою очередь, невозможно без рефлексии. С другой стороны, чтобы отрефлексировать свои характеристики, педагогу необходимо знать, какие требования предъявляют к нему аудитория и коллеги. Анализ научной психолого-педагогической литературы показал недостаточную разработанность педагогической имиджелогии как новой отрасли знания. Несмотря на то что основоположник отечественной имиджелогии В. М. Шепель подчеркивает необходимость изучения и формирования имиджа педагога, тем не менее основательных работ, посвященных специфике имиджа педагога, и особенно преподавателя высшей школы, его функциям, структуре и особенностям формирования, в настоящее время нет. Социологический энциклопедический словарь дает два толкования термину «имидж» (от англ. image — образ, представление): 1. Внешний образ, создаваемый субъектом, с целью вызвать определенное впечатление, мнение, отношение у других. 2. Совокупность свойств, приписываемых рекламой, пропагандой, модой, предрассудками, традицией и т. д. объекту с целью вызвать определенные реакции по отношению к нему. Имидж как таковой не является сегодняшним изобретением и имеет свою предысторию и научный путь становления. В отличие от понятия, которое сформировалось недавно, имидж как явление общественной жизни существовал, вероятно, на всех этапах развития человеческого общества. Косвенным подтверждением того, что забота о подобающем имидже была присуща человеку в разные эпохи, могут служить сохранившиеся прозвища исторических лиц: Ричард Львиное Сердце, Ярослав Мудрый, Иван Грозный, Филипп IV Красивый. «Тексты пирамид» и «Тексты саркофагов», сохранившие описание сложнейшего дворцового этикета и коронационных торжеств, не оставляют сомнений в том, что значимость имиджа правителя четко осознавалась и процесс создания имиджа был целенаправленным процессом. Античные философы сформулировали целый ряд общих положений и замечаний, которые и сегодня лежат в основе этики общественных отношений. Так, Аристотель советует «при обхождении с людьми держать себя как равный с равными… и воздавать каждому по достоинству». Он осуждает «излишество» и «показной блеск», называя его «безвкусной пышностью» и вводит понятие «подобающего» как основного критерия оценки поведения и внешнего вида. Эпоха Возрождения выдвинула идеал гармонически развитого человека. В центре внимания эпохи оказался индивидуальный человек, его личностные качества, автономность, суверенность. Человек стал рассматриваться как обладающий свободой воли, субъект своей собственной деятельности. Ф. Бэкон, всесторонне рассматривая «человека общественного», формулирует тезис о том, что имидж человека не является частным делом отдельного индивида. Соблюдение норм приличия, владение навыками общения — это воплощенное уважение к обществу, составная часть современной культуры. С начала XX в. научные представления о процессах, связанных с возникновением и формированием имиджа, формируются главным образом в категориальном поле двух наук: социологии и психологии, которые пытаются научно, а не эмпирически объяснить поведение человека, развивают понятие личности и ее структуры, исследуют механизмы восприятия человека человеком. Этим объясняется то, что до настоящего времени имиджелогия использует главным образом понятийный и методологический аппарат социологии и социальной психологии. Вплоть до XX в. понятия «имидж» не существовало, оно не было структурировано, но отдельные составляющие имиджа были известны всегда, в частности описание внешних характеристик и их соответствие внутреннему миру человека. На формирование имиджелогии повлияли также достижения в области теории искусства, эстетики, этнографии, антропологии, аксиологии и других областей знания. В шестидесятых годах в Америке было определено новое направление в науке, исследующее имидж, — имиджеведение, основоположником которого стал известный экономист К. Болдинг. В России в семидесятых годах имидж рассматривали только как средство манипулирования массовым сознанием. В девяностых годах В. М. Шепелем была сформирована новая отрасль — имиджелогия, как наука о технологии личного обаяния, благодаря чему было преодолено стереотипное представление об имидже. В настоящее время проблему имиджа изучают во всем мире различные ученые: английский специалист по деловому общению П. Берд, Л. Браун, Д. Ягер, академик В. М. Шепель, Л. К. Аверченко, Н. В. Муравьева, И. Криксунова, Л. Н. Колесникова и др. И. Нефедова и Е. Власова, определяя понятие «имидж», также подчеркивают, что «имидж — проявление внутренних ощущений и собственных представлений о себе с учетом стереотипов восприятия окружающих людей». По мнению авторов, в зависимости от того, в каком окружении человеку приходится вращаться большее количество времени, создается определенный имидж, подчеркивающий его принадлежность к данному социальному кругу. П. Берд определяет имидж как общее впечатление, которое вы производите на окружающих. Оно складывается из того, как вы представляете людям свои идеи, как ведете себя в обществе, как одеваетесь, как говорите, что говорите и что делаете. Имидж представляет достаточно сложный феномен, в котором есть совершенно разнородные факторы. И все они должны приниматься во внимание, поскольку восприятие человека также идет по многим каналам и по каждому из них надо вести свою определенную работу. В. В. Бойко отмечает сложность имиджа и предлагает рассматривать имидж как целостность, в которую входят следующие компоненты: 1) аудиовизуальная культура личности (речь, манера держаться, во что и как одет человек, прическа); 2) стиль поведения: профессиональный, интеллектуальный, эмоциональный, нравственный, коммуникативный, этический, эстетический; 3) внутренняя философия, система ценностей человека. В. В. Бойко в связи с этим пишет: «Некоторые политики и деловые люди поверхностно усвоили идею имиджа. Они думают так: достаточно надеть на себя импортный костюм, галстук-бабочку, аккуратно подстричься, приветливо улыбаться, и дело сделано — партнер тебя полюбит и будет уважать. Это ошибочное и весьма упрощенное мнение» <1>. ——————————— <1> Пискунов М. С. Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования // Мониторинг и стандарты в образовании. 2006. N 5.

Следует отметить, что есть и другие подходы к вопросу о структуре имиджа. В. М. Шепель выделяет три группы качеств, определяющих индивидуальную часть имиджа: 1) природные качества; 2) качества как следствие образования и воспитания личности; 3) качества, связанные с жизненным и профессиональным опытом. Анализ работ, посвященных изучению имиджа, показал многообразие подходов к пониманию его содержательной основы, структуры и функций. Тем не менее возможно выделить некоторые общие положения: — имидж — целенаправленно сформированный образ; — имидж реализуется в деятельности, общении; — имидж оказывает активное воздействие на воспринимающих его людей и регулирует их поведение; — имидж — динамическая характеристика, находящаяся в постоянном взаимодействии субъекта — носителя имиджа со средой (социальной, природной, культурной); — имидж неоднороден, он состоит из относительно статичного ядра и мобильного, подвижного внешнего слоя, оперативно откликающегося на воздействие внешних или внутренних условий; — имидж не может быть сформирован раз и навсегда, так как зависит от многих переменных, как индивидных, личностных, индивидуальных, так и средовых; — основная функция имиджа — коммуникативная, так как имидж, сформированный по типу социально желательного образа, способен вызывать доверие партнеров по общению, делая его более комфортным <2>. ——————————— <2> Шепель В. М. Имиджелогия. М., 2006.

Имидж человека формируется, реализуется и развивается в процессе деятельности. Имидж — сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, сильно эмоционально окрашенный образ чего-либо или кого-либо, сильно и определенным образом влияющий на эмоции, поведение, и отношение личности к его носителю. Профессиональный имидж преподавателя — это образ профессиональной роли, которая конструируется самим преподавателем и дополняется индивидуальным имиджем в процессе взаимодействия со студентами, коллегами, администрацией и обществом. Контролируется как самим преподавателем, так и общественностью в соответствии с требованиями профессии. И действительно, мера восприятия и понимания людьми друг друга в процессе педагогического общения в значительной степени определяет возможности построения совместной деятельности. Из этого следует наше предположение о том, что имидж преподавателя оказывает огромное влияние на субъекты образовательного процесса — студентов и педагогов. Компоненты профессионального имиджа педагога делят на три группы: 1. Педагогические способности. 2. Коммуникативные способности. 3. Способности к созданию позитивного внешнего образа себя. 1. Педагогические способности. Педагогические способности определяют как индивидуальные устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и создания продуктивных моделей формирования искомых качеств личности воспитуемого. Выделяют несколько групп педагогических способностей: — перцептивно-рефлексивные (перцепция — восприятие) способности, определяющие возможность проникновения педагога в индивидуальное своеобразие личности учащегося и понимание самого себя. Ведущими принципами педагога являются: интерес к учащимся, наблюдательность, ответственность, чуткость, понимание, сопереживание. Важное качество преподавателя — эмпатия — умение улавливать внутреннее состояние человека и сопереживать ему. Эта группа способностей является «ядерной», малокомпенсируемой в случае ее отсутствия. Она характерна именно для труда педагога, так как свидетельствует о его ориентации на психическое развитие учащегося; — проективные, конструктивные, управленческие способности, связанные с умением воздействовать на другого человека. Главными позициями педагога будут такие, как: сотрудничество, создание творческой атмосферы, использование продуктивных способов обучения, правильная организация собственной работы, сплочение коллектива, обращаться к мотивам и целям учащегося и через них управлять поведением, не превращать управление в манипулирование другим человеком; — педагогическая компетентность — это профессионально-педагогические и предметные знания и умения. Согласно А. К. Марковой профессионально компетентен «такой труд педагога, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность педагога, в котором достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности учащихся» <3>; ——————————— <3> Варданян М. Р. Роль имиджа учителя в педагогической деятельности // Менделеевские чтения — 2004.

— личностный компонент. Преподаватель — главная фигура в познавательном процессе, а его личность — это главный компонент такого процесса. Если нет личности, способной увлечь, произвести сильное впечатление на учащихся, все методические пособия можно сдать в макулатуру. Поэтому преподаватель должен быть обаятельным. А чтобы быть таковым, надо научиться любить себя. Это не самодовольство, не самовлюбленность, а радость осознания себя личностью, готовность ее высвободить, не зажимать разными комплексами, не унижать равнодушием или пренебрежением к себе и к тому впечатлению, которое ты производишь на окружающих. «Самореализация личности учителя — это положительное оценивание учителем самого себя в целом, определение своих положительных качеств и перспектив». Самореализация или самоактуализация — это одна из человеческих потребностей. Она состоит в стремлении человека выявить в себе имеющийся потенциал и возможность как содержание других его потребностей. Степень самоактуализации личности определяет особенности знаний о себе, своих целей, стремлений. И уже от знания себя зависит и более или менее адекватное восприятие мира, других людей. 2. Коммуникативные способности — вид способностей, проявляемый в сфере общения и способствующий успешности человека в разнообразных областях деятельности. Коммуникативные способности педагога — это способности к общению, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные с педагогической точки зрения взаимоотношения, наличие педагогического такта. В узком смысле под термином «коммуникация» подразумевается аспект передачи и принятия информации. В этом смысле в данной сфере рассматриваются вербальный (речевой) и невербальный (неречевой) аспекты общения. Задачи вербальной коммуникации в педагогическом общении включают: 1. Лекторское мастерство педагога (ясность, доступность, логичность, структурированность, выразительность, информативность, правильность, чистоту речи, контакт с аудиторией). 2. Обучение учащихся основам культуры и искусства речи (планирование речи, ее содержательный объем, доказательность, аргументированность, богатство словарного запаса, уместность, тактичность). 3. Субъект-субъектные отношения в педагогическом общении (активное слушание, «Я-высказывание», обратная связь, безоценочное принятие партнера, условия фасилитации педагогического процесса). К средствам невербального общения относятся перечисленные ниже: 1. Паралингвистические (качество голоса, тембр, громкость, высота). Современные исследователи языка и речи обращают внимание на данный параметр как на ключевой. Именно фонацией вкладывается смысл в общезначимые выражения. 2. Экстралингвистические (паузы, смех, плач, вздохи, кашель). Паузы — многозначные медиаторы нашей речи. Они могут сигнализировать как о полном взаимопонимании, так и о потере контакта, о согласии или несогласии, привлекать внимание и наоборот. 3. Визуальные (направление, долгота взгляда, мимика). Через зрительный канал приходит от 70 до 90% информации. 4. Кинетика (движения рук, ног, туловища, походка). Телесные проявления несут значительно больше сигналов, чем вербальные, поскольку они в большей степени бессознательны, а значит, и более информативны. Значительная роль общения в педагогической деятельности требует от педагога профессионального управления своей коммуникативной деятельностью. Это, в свою очередь, предполагает наличие у педагога целого ряда коммуникативных умений: — умения общаться на людях; — умения через верно созданную систему общения организовывать совместную с учащимися творческую деятельность; — умения целенаправленно организовывать общение и управлять им. Хороший педагог — это и блистательный ритор. Как утверждал учитель А. С. Пушкина Н. Ф. Кошанский, «красноречие всегда имеет три признака: силу чувств, убедительность и желание общего блага» <4>. ——————————— <4> Лукьянова М. И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие. Ульяновск: ИПК им. Ульянова, 2003.

Хорошо говорит тот, чей слушатель или собеседник чувствуют себя комфортно и эмоционально отождествляет себя с говорящим, «заражается» эмоциями. Требования здесь понятны, но научиться соблюдать их непросто. Вот некоторые из них: — нужно говорить теми словами, которые понятны данной аудитории, чтобы ваши слушатели не чувствовали себя безграмотными; — мыслите своим умом. Курсантам импонирует, когда им не цитируют учебник, а излагают собственные мысли. Умейте работать с аудиторией, обнажая технологию своего мышления, чтобы окружающие могли следить за ходом вашей мысли; — оперативно улавливайте пожелания аудитории. Не говорите только то, что хочется. Иногда надо сделать зигзаг, затронув тему, которая для этой аудитории наиболее актуальна; — концентрируйте внимание на болевых точках, не уходите от проблем. Покажите знание реальной жизни: о чем переживают люди, чего хотят добиться; — добивайтесь консенсуса, т. е. поддержки аудиторией ваших рассуждений; — делайте изящные комплименты слушателям. Например, поблагодарите их за интеллектуальное сотрудничество и понимание. Это умиротворяет почти всех, и чем вы ярче звучали, тем высказанная признательность больше расположит их к общению с вами; — педагог не имеет права говорить равнодушно, без какого-либо пристрастия к тому, о чем идет речь. Если у курсантов не затребован «регистр эмоциональности», они могут просто не принять то, что им говорят. Надо соблюдать общие правила красноречия: логику речи, ее художественную выразительность, тщательный отбор образов, гипербол, сравнений. Правильно выбранный тон разговора, тембр голоса, изящество движений во многом определяет тот образ, в котором мы предстаем перед курсантами и коллегами. Вместе с тактом, образованием, деловыми качествами наша внешность является либо продолжением наших достоинств, либо еще одной отрицательной чертой, мешающей жизни и карьере. Велика роль впечатления в психологическом принятии имиджа. Этого этапа в восприятии человека человеком нельзя избежать. Такова закономерность работы нашей психики. Не случайно при создании имиджа самое серьезное внимание уделяется наглядно-выразительным характеристикам человека: физическим данным, одежде, манерам и речи. Существует формула 80:20, где первая цифра определяет значение в восприятии человека первых трех характеристик, а вторая — речи. Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на занятии, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение. В Российской империи всем государственным служащим — а к их числу относились и педагоги — предписывалось появляться на рабочем месте только в форменном мундире. Главная характеристика строгого стиля — особый силуэт костюма. Исследования психологов показали, что в восприятии большинства людей респектабельный костюм, свидетельствующий о солидном статусе владельца, имеет силуэт, приближающийся к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами (это справедливо как для женщин, так и для мужчин). С таким стилем несовместимы, например, свитер (особенно пушистый), мягкие брюки или джинсы, пышные платья с оборками и кружевами. В обыденном сознании подобные элементы, округляющие силуэт, свидетельствуют либо о низком социальном статусе владельца, либо о его принадлежности к «свободной» профессии. Итак, формирование личного обаяния сопровождается огромной работой над собой, но приносит хорошие плоды: формирует позитивные установки по отношению к вам у окружающих, делает общение с вами приятным и комфортным. И чем точнее создан ваш образ, тем легче людям общаться с вами и тем меньше сил потребуется, чтобы найти общий язык с вашими учениками. Расширение сознания и самосознания педагога, эмоциональной гибкости, оптимизация его поведения и деятельности возможны с помощью нижеприведенных упражнений.

Упражнения, способствующие развитию способностей педагогов

Коммуникативный блок. Цель упражнений на развитие компонентов коммуникативного блока: снять барьеры напряженности, помочь овладеть основными знаниями и умениями техники общения (монологическая и диалогическая речь, замена оценивающих, осуждающих высказываний описательными, овладение техникой «высказываний»). Упражнение «Спич». Участникам тренинга предлагается экспромтом сказать небольшую речь на заданную тему. По мере выполнения упражнения задача усложняется. Участникам предлагается обязательно употребить в своем спиче определенное слово или словосочетание, а специально подготовленные участники прерывают его, задают вопросы и т. п. При анализе каждый отвечает на вопрос о том, что он испытывал, когда готовился к выступлению, когда начал говорить, когда его стали перебивать и т. п. Группа определяет, кто был наиболее уверен в себе, наиболее доброжелателен, кого не хотелось перебивать и почему. Вырабатываемые умения: говорить экспромтом, уверенность при выступлении перед аудиторией, толерантность, умение выступать перед критически настроенной, незаинтересованной аудиторией и т. п.

Упражнение «Предъявление педагогических требований»

С группой обсуждаются возможные формы предъявления требований. Формулируются основные виды требований: приказ, просьба, предупреждение, угроза, требование в виде похвалы, косвенное требование, совет. На первом этапе игры перечисленные виды требований в случайном порядке распределяются между участниками. Каждый из них должен обратиться к группе с доставшимся ему требованием. В ходе игры участники меняются требованиями. При анализе обращается внимание на убедительность требования, интонацию, выражение лица. В процессе анализа группой вырабатываются основные правила предъявления требований: 1) следует быть абсолютно уверенным в правомерности и справедливости своего требования; 2) быть совершенно уверенным в том, что оно будет выполнено; 3) формулировать требование в форме утвердительного высказывания; 4) использовать разнообразные требования; 5) использовать шутку, иронию. Вырабатываемые умения: предъявлять требования, использовать максимальный диапазон в педагогическом общении, техники общения. Упражнение «Педагогическая находчивость». Является логическим продолжением предыдущего упражнения. Члены группы под разными предлогами отказываются выполнять предъявляемые требования. Ведущему следует попытаться сформулировать требование в другом виде, используя шутку, ироническое высказывание, с достоинством выйти из затруднительного положения. Вырабатываемые умения: педагогическая находчивость, эмоциональная выносливость в затруднительных ситуациях, гибкость в общении, самообладание.

Тренинг невербальных умений

Упражнение «Портрет по голосу». Используется звукозапись голосов незнакомых людей и прилагаются их фотографии. Следует по голосу подобрать портрет говорившего человека. Упражнение «Глаза в глаза». Группа разбивается на пары. В каждой паре по очереди участники вспоминают какое-то эмоционально окрашенное событие своей жизни и пытаются передать его партнеру выражением глаз. Следует учесть, что практически невозможно передать сложные мысли или противоречивые переживания. Вырабатываемые умения: перцептивная зоркость, навыки эмпатии.

Эмоциональный блок

«Мои эмоции на работе». Каждый участник группы в круге рассказывает об эмоциях, которые возникают у него на работе. Ведущий ведет статистику и фиксирует ответы на доске. На следующем этапе выявляются причины эмоциональных состояний, результатом является список причин, который тоже фиксируется на доске. Далее всеми участниками вырабатываются способы изменения эмоциональных состояний, моделируя данные ситуации. Таким образом, позитивный индивидуальный имидж педагога — это гармоничная совокупность внешних и внутренних индивидных, личностных, индивидуальных и профессиональных качеств педагога, призванных продемонстрировать его желание, готовность и способность к субъект-субъектному общению с участниками образовательного процесса. Придерживаться определенного имиджа преподавателю вуза всегда сложнее, чем учителю в школе. Студенты всегда более требовательны, у них уже сформированы определенные жизненные позиции, свои взгляды на вкус и красоту. Они оценивают педагога не как дети, а с позиции взрослого человека. И преподаватель должен этому соответствовать. Определяя, каким должен быть имидж педагога, способного реализовать задачу развития гармоничной личности, отметим, учитывая сказанное выше, что это должен быть человек достойный, что и проявляется в его физическом облике, поступках, речи и его профессиональной деятельности; его внутреннее содержание должно соответствовать внешнему, и наоборот; кроме того, он должен находиться в гармоничных отношениях со средой. Философы прошлого очертили некоторое пространство, в котором формируется гармоничный человек, как внешнее (природа и социум), так и внутреннее — душа (психея). Все в нашей жизни взаимосвязано. Если мы значимы в собственных глазах, то значимы и для тех, чье мнение нам дорого и важно. Но самое главное — раскрываются какие-то совершенно новые, неожиданные «резервы» любви и уважения к своим воспитанникам. И благодарная ответная реакция студентов на эту метаморфозу ощущается почти сразу же.

——————————————————————