Учебный курс «Прокурорский надзор» и подготовка прокурорских кадров

(Бессарабов В. Г.) («Законность», 2010, N 7)

УЧЕБНЫЙ КУРС «ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР» И ПОДГОТОВКА ПРОКУРОРСКИХ КАДРОВ

В. Г. БЕССАРАБОВ

Бессарабов Владимир Григорьевич, заведующий отделом НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ, доктор юридических наук, профессор, сопредседатель Научного объединения по специальности 12.00.11.

Статья посвящена важному и актуальному вопросу подготовки профессиональных и квалифицированных кадров для органов прокуратуры. Автор предлагает конкретные меры, которые помогут улучшить ситуацию в этой сфере.

Ключевые слова: прокурорский надзор; подготовка кадров; качество образования.

Training course «prosecutor’s supervision» and training of prosecutorial personnel V. G. Bessarabov

The article is focused on important and topical issue of training of professional and skilled personnel for prosecutorial authorities. The author offers specific measures which will help improve the situation in this sphere.

Key words: prosecutor’s supervision; training of personnel; quality of education; scientists; scientific association.

Бурный рост в девяностых годах прошлого века числа юридических вузов, особенно негосударственных, и юридических факультетов в непрофильных учебных заведениях (педагогических, технических, медицинских и т. п.) привел к тому, что по данным Рособрнадзора подготовку юридических кадров сегодня осуществляют 1211 вузов (во всем Союзе ССР юристов готовили 52 высших учебных заведения). В результате значительное их количество, не обладая надлежащей интеллектуальной и профессиональной основой, выпускают из своих стен юристов, многие из которых не получают необходимого уровня профессиональной подготовки и зачастую попросту не могут найти себе работу, а если и находят, то нередко становятся настоящей обузой, будучи «не до конца грамотными» <1>. Иллюстрацией к этому тезису может послужить статистика Роструда: на учете в службах занятости страны на 1 ноября 2009 г. состояло 83 тыс. человек, получивших диплом в прошлом году. Это почти 8% выпускников <2>. ——————————— <1> См.: Правовая грамота // Российская газета. 2009. 17 декабря. <2> См.: Диплом «второго сорта». Работодатель опять жалуется на качество образования // Российская газета. 2009. 19 ноября.

Сегодня в России более 700 тыс. студентов, которые получают дипломы юристов, но, по мнению Министра образования и науки РФ, настоящих юристов из этого числа будет существенно меньше, и если 10 — 15% этих людей получают реальное достойное юридическое образование, то это, может быть, и не самый плохой результат. Так что проблемы высшего юридического образования — вопрос государственный, и руководство страны намерено повысить его качество <3>. ——————————— <3> См.: «Законный брак» // Российская газета. 2009. 17 апреля.

В связи с этим возникает вполне обоснованный вопрос: где же и как ведется подготовка кадров для органов прокуратуры? В июле 1996 г. было принято Постановление Правительства РФ «О создании институтов прокуратуры Российской Федерации в составе Московской государственной юридической академии, Саратовской государственной академии права и Уральской государственной юридической академии». Во исполнение этого Постановления Генеральная прокуратура РФ заключила с названными академиями договоры, предусматривающие целевую подготовку специалистов юридического профиля и трудоустройство их в органы прокуратуры. Кроме того, кадры для прокуратуры в настоящее время, после некоторого перерыва, готовятся в Московском, Санкт-Петербургском и Иркутском юридических институтах Академии Генеральной прокуратуры, а также на договорной основе в некоторых высших учебных заведениях юридического профиля. В результате органы прокуратуры, и что особенно важно — отдаленных регионов страны, получают довольно высококвалифицированных работников, подготовленных по специальным программам в ведущих юридических вузах России. Согласно статистическим данным за 8 лет (2002 — 2009 гг.) в органы прокуратуры РФ принято на службу (за исключением принятых в порядке перевода из других прокуратур и иных правоохранительных органов) более 30280 сотрудников. За это время на целевые места рекомендовано 17213 лиц, из них в названные вузы поступило на учебу 4846 абитуриентов, в том числе в институты прокуратуры — 2413. На работу в органы прокуратуры из ранее направленных учиться на целевые места было принято 3897 лиц, что составляет только около 13% от более чем 30 тыс. сотрудников, поступивших на службу в органы прокуратуры в рассматриваемый период. Это означает, что большую часть кадров органы прокуратуры подбирают из числа выпускников «непрофильных» вузов страны. Но уделяется ли в этих учебных заведениях должное внимание изучению дисциплин прокурорско-следственной специальности, и прежде всего — так необходимого для прокурорских работников учебного курса «Прокурорский надзор»? Курс «Прокурорский надзор» — это система знаний о правовой и социальной природе прокурорского надзора, правовом статусе прокуратуры, целях, задачах, функциях, видах, основных направлениях, формах и методах ее деятельности. В рамках этой учебной дисциплины изучаются вопросы о месте прокуратуры в системе органов законодательной, исполнительной и судебной власти, специальном предназначении прокуратуры осуществлять от имени государства надзор за точным и единообразным соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих законов. Основная его цель — формирование у студентов комплекса соответствующих знаний юристов-профессионалов, подготовка их к практической работе в системе прокуратуры РФ, других правоохранительных органах, а также юридических службах органов государственной власти, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, осуществляющих взаимодействие или вступающих в правовые отношения с органами прокуратуры. Учитывая, что деятельность прокуратуры в той или иной степени затрагивает самые разнообразные виды правоотношений, вопросы прокурорского надзора рассматриваются при изучении нескольких юридических дисциплин (теория государства и права, конституционное право, правоохранительные органы, административное право, уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право, арбитражно-процессуальное право, уголовно-исполнительное право и др.). А курс «Прокурорский надзор», в свою очередь, объединяет, вбирает в себя все необходимое для практической деятельности прокурорских работников из других дисциплин. Хотя в настоящее время прокурорский надзор преподается в большинстве юридических высших учебных заведений страны, в последнее время в этом вопросе наметились нежелательные тенденции, которые отрицательно сказываются на качестве подготовки специалистов для органов прокуратуры, — сокращение в некоторых вузах объема лекционных и практических (семинарских) занятий; экзамен нередко заменяется на зачет; в большинстве вузов не ведется преподавание спецкурсов по этой дисциплине; вызывает замечания состав преподавателей; в некоторых вузах «Прокурорский надзор» не преподается вообще. Представляется также, что в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования прокурорский надзор необоснованно отнесен к перечню общепрофессиональных дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, имеющих рекомендательный характер (т. е. эти дисциплины изучаются по решению вуза), что во многом и вызвало сложности с преподаванием столь необходимой для будущих прокурорских работников дисциплины. В связи с изложенным возникает вполне резонный вопрос: а как обстояли дела с преподаванием прокурорского надзора в прошлом? Лишь в 1955 г. Министерство высшего и среднего специального образования СССР ввело в учебный план преподавания в юридических вузах дисциплину «Прокурорский надзор в СССР» как обязательную. Однако сразу же выявились серьезные трудности с обеспечением ее подготовленными преподавателями. Ведь ни в одном научно-исследовательском институте страны, как и в юридических вузах, десятки лет не велось исследовательских работ по проблемам прокурорского надзора и не было аспирантуры, где бы готовили молодых ученых, в том числе преподавателей прокурорского надзора. По этим же причинам не было условий для подготовки учебника, так необходимого для правильного преподавания этой важной дисциплины. На ненормальность такого положения, невнимание юридической науки к проблемам прокурорского надзора указал Генеральный прокурор СССР Р. Руденко в своем выступлении в 1957 г. на межвузовском совещании. С тех пор наметилось улучшение. Прокурорский надзор начинают преподавать почти во всех высших юридических учебных заведениях страны, ученые чаще обращаются к научной разработке вопросов прокурорского надзора, что в дальнейшем приобрело очень важное значение для мобилизации сил научных и практических работников — необходимого условия разработки научных проблем и улучшения преподавания дисциплины «Прокурорский надзор». Уже в 1956 г. увидел свет первый учебник по курсу «Прокурорский надзор». Однако нельзя сказать, что дела в рассматриваемом вопросе обстояли столь уж благополучно и беспроблемно. Недостаток необходимого количества подготовленных преподавателей, разработанной методики преподавания, переход с 1964 г. юридических институтов и факультетов университетов с пятилетнего на четырехлетний срок обучения, наконец — перевод курса «Прокурорский надзор в СССР» в число дисциплин специализации для лиц, готовившихся к должностям прокурора, следователя и судьи, в некоторых вузах привели к сокращению часов, отводимых для его изучения. Так, объем дисциплины «Прокурорский надзор в СССР» в Саратовском юридическом институте до 1964 г. составлял 72 часа для всех студентов (из них 30 часов лекций и 42 часа практических занятий), но затем в институте количество часов было существенно уменьшено, а экзамен по прокурорскому надзору был заменен зачетом. Как видим, по существу, даже в ведущих высших учебных заведениях эта дисциплина была низведена до уровня второстепенной. Отрадно, что эти процессы, последствия которых могли пагубно сказаться на качестве подготовки прокурорских кадров, не остались без внимания руководства прокуратуры Союза ССР. Уже 12 — 13 мая 1965 г. там состоялось совещание работников прокуратуры, научных сотрудников Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности и преподавателей юридических вузов по дисциплине «Прокурорский надзор в СССР». Был заслушан доклад первого заместителя Генерального прокурора СССР М. Малярова. В работе совещания приняли участие Генеральный прокурор СССР Р. Руденко, представители Министерства высшего и среднего специального образования СССР, научных юридических учреждений. Вскоре после совещания во Всесоюзном институте по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности был создан координационный совет, переименованный затем в координационное бюро по проблемам законности и прокурорского надзора. Но, к сожалению, в начале 90-х годов 20-го века бюро прекратило свою деятельность, ослабла связь между диссертационными советами по специальности 12.00.11, а также высшими учебными заведениями, в том числе и готовящими кадры для системы прокуратуры, у столичных ученых — специалистов в области прокурорского надзора были крайне ограниченные научные связи с коллегами-учеными региональных научных центров страны, и, по сути, они «варились в собственном соку». Но сейчас можно констатировать, что положение меняется к лучшему: в апреле 2008 г. ректор Академии Генеральной прокуратуры утвердил Положение о научном объединении по специальности 12.00.11 «судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности», утверждены его сопредседатели, разработан и реализуется план работы объединения на 2009 — 2010 гг. Цель создания этого ученого сообщества — совершенствование проведения научных исследований, координация научной деятельности между структурными подразделениями академии, учебными заведениями страны, внедрение результатов научных исследований в практическую деятельность органов прокуратуры РФ, развитие международных связей. За время работы объединение успешно провело учебный семинар аспирантов и соискателей академии на тему: «Прокуратура. Гражданин. Общество. Государство». Впервые за долгие годы проведена Всероссийская научно-практическая конференция: «Современные тенденции в развитии правового статуса и основных направлений правозащитной деятельности прокуратуры Российской Федерации». Одним из важнейших итогов этого крупного научного форума стало единодушное подтверждение его участниками необходимости консолидации усилий по развитию прокурорской науки. В ноябре 2009 г. прошло заседание «круглого стола» по теме: «Соответствие ст. 22 (Полномочия прокурора) Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» современным требованиям». Формат, состав участников и результаты проведения этого мероприятия вызвали живой интерес среди научных и практических работников. Идет подготовка к проведению очередных плановых мероприятий. В академии уже действует Координационное бюро по названной научной специальности, идет процесс становления Всероссийского координационного совета по этой специальности. В рамках научного объединения по специальности 12.00.11 в Академии Генеральной прокуратуры 24 марта текущего года проведен семинар «Методика и практика преподавания курса «Прокурорский надзор» в институтах прокуратуры», в подготовке и проведении которого приняли участие представители Московской государственной юридической академии (МГЮА) им. О. Е. Кутафина, Саратовской государственной академии права, Уральской государственной юридической академии, Санкт-Петербургского и Томского государственных университетов, Российской правовой академии Минюста России, других вузов страны, практические работники органов прокуратуры. При этом его участники обратили особое внимание на то, что реформирование отечественной прокуратуры, ее планомерное и эффективное поступательное развитие невозможны без проведения на постоянной, плановой, высокопрофессиональной основе подготовки прокурорских кадров, что тесно связано с проблемами, накопившимися в преподавании курса «Прокурорский надзор». На семинаре отмечалось, что рабочая программа курса содержит исходные данные для организации подачи учебного материала в виде лекций. В них должны быть отражены основные действующие нормативные правовые источники. Прежде всего это касается приказов и указаний Генерального прокурора РФ. Весьма желательно при подготовке к лекции ознакомиться с последними публикациями в российских юридических изданиях (журналах «Законность», «Российская юстиция», «Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации», «Вестник Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации», в изданиях соответствующих прокуратур субъектов РФ), материалами, размещенными на сайтах Генеральной прокуратуры и прокуратур субъектов Федерации. Но, к сожалению, лекторы это делают далеко не всегда. Практические занятия как вид аудиторных занятий направлены прежде всего на эффективное усвоение и закрепление студентами всей совокупности учебного материала по дисциплине «Прокурорский надзор». Однако этим их значение не ограничивается. Это одновременно и школа привития студентам самостоятельного мышления, своего рода «полигон», где они учатся публичной форме доклада, культуре дискуссии и отрабатывают навыки работы с источниками правовой информации. Вне всякого сомнения, преподаватели должны добиваться того, чтобы студенты с желанием шли на лекции и семинарские занятия, чтобы им было по-настоящему интересно. К примеру, в Институте прокуратуры МГЮА им. О. Е. Кутафина вошло в традицию приглашать на занятия практических работников. Так, ежегодно со студентами встречается советник Генерального прокурора РФ, доктор юридических наук, профессор А. Сухарев. Только в прошлом учебном году в проведении лекций принимали участие работники Генеральной прокуратуры, прокуратур Москвы, Московской области и структур Следственного комитета при прокуратуре РФ. Вполне понятно, что это возможно только при наличии хороших деловых отношений с прокуратурами субъектов Федерации, для которых институты прокуратуры готовят кадры. Но, видимо, было бы правильно, если бы они строились не только на «добрых отношениях» сторон, а нашли свое соответствующее закрепление в нормативных документах Генеральной прокуратуры и прокуратур субъектов Федерации. Но, поскольку для изучения студентами курса «Прокурорский надзор» отводится явно недостаточное для их подготовки к будущей практической деятельности количество учебных часов, на что справедливо указывают прокуроры городов, районов, субъектов Федерации (прежде всего это неумение писать проекты актов прокурорского реагирования, слабое знание основных нормативных документов Генеральной прокуратуры РФ и пр.), в институтах прокуратуры пошли по пути включения в число дисциплин прокурорско-надзорной и следственной специализации семинаров, цель которых заключается в обучении студентов основным навыкам их предстоящей практической деятельности. У этой работы есть положительные моменты, однако, как свидетельствует накопленный опыт, эффективной она может быть только при согласовании планов и программ этих специальных курсов с программой курса «Прокурорский надзор», поскольку они должны дополнять одна другую, при наличии преподавателей — специалистов с опытом практической деятельности на прокурорских и следственных должностях, должном согласовании действий преподавателей прокурорского надзора и ведущих занятия по спецсеминарам. Тем не менее, с нашей точки зрения, это вовсе не означает, что нет необходимости в увеличении часов преподавания курса «Прокурорский надзор». В связи с постоянным расширением законодателем видов и направлений деятельности современной прокуратуры, а значит, и требований к объему знаний прокурорских работников — это объективная необходимость. Особо отметим, что в практику работы вузов прокурорского профиля все более активно входит такая форма организации образовательного процесса, как проведение научно-практических конференций. Студенческая научно-практическая конференция «Правовая реформа в России» — ежегодное мероприятие Института прокуратуры Уральской государственной юридической академии, успешно проведенное в 2009 г. уже в пятый раз. В ней принимают участие не только представители уральского региона, но и других юридических центров страны. По итогам конференции публикуется сборник наиболее интересных и актуальных тезисов докладов ее участников. Впечатляют количество и названия научных студенческих конференций, проведенных в 2009 г. в Саратовской государственной академии права. Студенты юридического института академии приняли активное участие в подготовке и проведении II ежегодной научно-студенческой межвузовской конференции «Проблемы применения законодательства и совершенствование прокурорской деятельности». Студенты института прокуратуры МГЮА участвовали в семинарских занятиях со слушателями Института повышения квалификации руководящих кадров Академии Генеральной прокуратуры и даже принимали участие в заседаниях «круглых столов» и работе профильных комитетов Государственной Думы РФ. Научно-исследовательской работе студентов уделяется должное внимание в Иркутском юридическом институте (филиале) Академии Генеральной прокуратуры. Это отрадно уже потому, что реализация программы высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция» возобновлена в этом институте после определенного перерыва только в 2008 г. Государственным образовательным стандартом и учебными планами предусмотрено три вида практики студентов: учебная, производственная и преддипломная. В институтах прокуратуры общее руководство практикой студентов и ответственность за ее проведение возложены на прокуроров субъектов Федерации, что позволяет студенту ознакомиться с работой соответствующей прокуратуры, а кадровой службе органов прокуратуры ближе узнать будущего молодого специалиста, его деловые, моральные качества и с учетом способностей и склонностей практиканта определить, на какую должность он может быть принят по окончании обучения. Но одна из нерешенных пока проблем проведения практики — то, что при ее прохождении студенты далеко не всегда занимаются тем, что предусмотрено учебным планом, а выполняют различные поручения (как правило, технического характера) работников прокуратуры и структур Следственного комитета при прокуратуре РФ. Это недопустимо, и кадровые службы прокуратур субъектов Федерации должны навести порядок в этом вопросе, а преподавателям вузов при защите студентами отчетов о ее прохождении следует предъявлять к ним требования, предусмотренные программами о порядке проведения и защиты соответствующей практики, и в случае обнаружения нарушений или невыполнения программ безотлагательно информировать об этом руководителей прокуратуры, где студент проходил практику. В последние годы по этой учебной дисциплине издано несколько хороших учебников, и это не случайно, поскольку большая часть их авторов — ученые Академии Генеральной прокуратуры или работавшие ранее в институтах прокуратуры, а также авторитетные практические работники Генеральной прокуратуры, которые хорошо знают состояние дел в прокурорской системе, обладают необходимыми знаниями и видением путей ее дальнейшего развития. Эти учебники позволяют студентам приобретать знания по названной дисциплине самостоятельно, получая образование в любом конце нашей страны. Но нельзя не обратить внимание на то обстоятельство, что в последнее десятилетие издается много различного рода конспектов лекций, учебных пособий и даже учебников, авторы которых никогда не работали в прокуратуре, но при этом они даже не утруждают себя тем, чтобы обратиться к специалистам прокурорского надзора за рецензиями на свои работы. Но это еще не все: книжный рынок буквально завален сомнительного рода учебными пособиями, на обложках которых в разной последовательности написано одно и то же: «Прокурорский надзор. Шпаргалка». Ничего, кроме вреда, подобного рода «учебные пособия» принести не могут. Проблема требует пристального внимания. Конечно же, в деле подготовки специалистов-правоведов по курсу «Прокурорский надзор» очень важна роль ученых, работающих на кафедрах высших учебных заведений. К сожалению, на так называемых непрофильных кафедрах чаще всего не уделяется должного внимания курсу «Прокурорский надзор»: здесь редко на заседаниях обсуждаются связанные с ним научные и методические вопросы, как правило, не уделяется должного внимания профессиональному росту преподавателей этой дисциплины и пр. Но надо отметить, что преподавание курса «Прокурорский надзор» осуществляется и преподавателями профильных (специализированных) кафедр в институтах Академии Генеральной прокуратуры, Уральской и Саратовской академий, Дальневосточного (Владивосток), Кубанского (Краснодар), Московского, Мордовского (Саранск), Пермского государственных университетов и других высших учебных заведений России (всего их только 12), в названиях которых звучит: «Прокурорский надзор». Представляется, что опыт работы кафедр институтов прокуратуры и институтов Академии Генеральной прокуратуры, как и практика работы преподавателей, мог бы найти место на страницах журнала «Законность». А в Вестнике Академии Генеральной прокуратуры РФ, быть может, стоило бы ввести специальную рубрику, посвященную этим вопросам. Пожалуй, было бы неплохо на базе одной из академий по согласованию и с участием Генеральной прокуратуры и прокуратур субъектов Федерации провести научно-практическую конференцию, посвященную проблемам методики и практики преподавания дисциплины «Прокурорский надзор». Вне всякого сомнения, это способствовало бы его популяризации и помогло бы профессиональному становлению преподавателей. В этой связи, полагаем, необходимо ввести практику проведения стажировок преподавателей институтов прокуратуры (прежде всего это относится к преподавателям учебных дисциплин по прокурорскому надзору и правоохранительной деятельности), а в случае соответствующего обращения — и преподавателей иных высших учебных заведений — в органах прокуратуры, при наличии же необходимых условий предусмотреть возможность обучения по специальной программе преподавателей дисциплины «Прокурорский надзор» в Институте повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры РФ. Кроме того, один из институтов Академии Генеральной прокуратуры и какой-либо из институтов прокуратуры, по согласованию, следовало бы также определить в качестве базовых по стажировке и переподготовке преподавателей курса «Прокурорский надзор», поскольку сейчас одни из них обладают неплохой теоретической подготовкой, но не знакомы с прокурорской практикой, другие — практики, но уже подзабывшие вопросы теории. Хотя нельзя не отметить, что в некоторых местах есть удачное сочетание теоретиков и практиков. Так, в Институте истории и права Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова учебную дисциплину «Прокурорский надзор» преподают заслуженный юрист РФ, государственный советник юстиции 2 класса, ветеран прокуратуры А. Крутиков; кандидат юридических наук, старший советник юстиции С. Доставалов; первый заместитель прокурора Республики Хакасия, старший советник юстиции Н. Макеев. Но этот пример, к сожалению, скорее исключение из правил. Полагаем, отмеченные мероприятия позволят в перспективе создать своего рода ассоциацию преподавателей высших учебных заведений страны по прокурорскому надзору и другим правовым дисциплинам прокурорско-следственной специализации, проводить с ними согласованную методическую и иную многоплановую работу в масштабе России, а в перспективе, возможно, с подключением юридических центров государств — участников СНГ. Чтобы стать настоящим юристом, мало овладеть суммой правовых знаний, надо быть достойным гражданином своего Отечества. Ведь задача системы юридического образования состоит в том, чтобы обучающиеся не только приобрели глубокие знания в области юриспруденции, но и стали настоящими людьми с разносторонними интересами, высокой общей и профессиональной культурой, подлинными гуманистами. К примеру, интересные формы работы по воспитанию студентов накоплены на прокурорско-следственном факультете Санкт-Петербургского юридического института Академии Генеральной прокуратуры. Вот только один факт. Институт активно участвует в претворении в жизнь соглашения Генеральной прокуратуры РФ и юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета «О взаимодействии и сотрудничестве» от 11 января 2008 г., предусматривающего комплекс мероприятий по предоставлению бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам. В образовательную программу института были внесены изменения, учебные планы дополнены новой учебной дисциплиной «Профессиональные практические навыки юриста». Ее задачи: обучение студентов практической работе, связанной с предоставлением юридической помощи населению, формирование у будущих юристов уважительного отношения к праву и закону; очень важная социальная функция — оказание бесплатной юридической помощи малообеспеченным гражданам и как результат — воспитание у студентов уважительного отношения к людям. В связи с этим хочется напомнить читателю слова русского философа И. Ильина, который писал: «Образование без воспитания — дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов; оно вооружает противодуховные силы; оно развязывает и поощряет в человеке волка. Человек, лишенный патриотизма, легко продаст и силы, и ум, и если сможет — богатство страны тем, кто дороже заплатит, не думая ни о современных ему соотечественниках, ни о потомках» <4>. ——————————— <4> Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1993. С. 309.

Представляется, что улучшить существующую ныне ситуацию с преподаванием курса «Прокурорский надзор» в определенной мере позволит реализация, кроме уже отмеченных ранее, следующих мер: включить дисциплину «Прокурорский надзор» не в цикл вузовского компонента, как в современный период, а в цикл федеральных дисциплин, и до решения этого вопроса, прежде всего в вузах, осуществляющих подготовку специалистов для органов прокуратуры, отвести большее, чем в настоящее время, количество часов для ее изучения, а также ввести экзамен по прокурорскому надзору; в рамках научного объединения по специальности 12.00.11 практиковать проведение разноплановых научных мероприятий прикладного и научного характера с обязательным привлечением практических работников прокуратуры, государственных органов, органов местного самоуправления и представителей общественных организаций; по результатам этой работы разрабатывать рекомендации методического характера, предложения по совершенствованию действующего законодательства; обеспечить сбор данных и обмен информацией со специализированными вузами, выработать общие согласованные планы работы.

——————————————————————