Несоблюдение правил цитирования приводит к плагиату

(Тетюев С. В.) («Мировой судья», 2010, N 11)

НЕСОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ ЦИТИРОВАНИЯ ПРИВОДИТ К ПЛАГИАТУ

С. В. ТЕТЮЕВ

Тетюев С. В., доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Южно-Уральского государственного университета, кандидат юридических наук.

При ознакомлении с содержанием пятого номера журнала «Мировой судья» за 2009 г. меня заинтересовала статья старшего преподавателя кафедры уголовно-правовых дисциплин Мордовского гуманитарного института Н. Курмаевой под названием «Проблемы участия специалиста-психолога в допросе несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых». Интерес был обусловлен тем, что уже несколько лет я занимаюсь исследованием в том числе вопросов использования педагогических и психологических знаний в производстве по уголовным делам с участием несовершеннолетних, о чем свидетельствуют научные статьи, опубликованные в юридических журналах и сборниках конференций, а также монография, выпущенная в свет в конце 2008 г. <1>. ——————————— <1> См.: Тетюев С. В. Использование педагогических и психологических знаний в производстве по уголовным делам с участием несовершеннолетних. М.: Юрлитинформ, 2009. 336 с.

Когда я начал читать статью Н. Курмаевой и прочитал третий абзац, последнее предложение этого абзаца мне показалось очень знакомым: почти в таком же виде оно содержалось в тексте моей статьи «Случаи участия педагога и психолога в допросе несовершеннолетних правонарушителей по УПК РФ», опубликованной в сборнике конференции в 2007 г. <2>. ——————————— <2> См.: Тетюев С. В. Случаи участия педагога и психолога в допросе несовершеннолетних правонарушителей по УПК РФ // Ученые записки: Сборник научных трудов юридического факультета Оренбургского государственного университета. Вып. 5. Оренбург, 2007. С. 249 — 257. ISBN 978-5-88838-431-2.

С. В. Тетюев Н. Курмаева

УПК РФ… не указал, …Однако УПК РФ не содержит положений в каких случаях для участия о том, в каких случаях для участия в допросе вызывается педагог, в допросе вызывается психолог, а в каких — психолог, оставив а в каких — педагог, оставив решение решение этого вопроса на этого вопроса на усмотрение лиц, усмотрение участников ведущих предварительное расследование уголовного судопроизводства — прежде всего дознавателя, следователя, суда (С. 254)

Не исключив возможное совпадение мыслей, я продолжил чтение статьи Н. Курмаевой и, к сожалению для себя, обнаружил еще одно «совпадение», правда с изъятием причастного оборота:

С. В. Тетюев Н. Курмаева

Современная жизнь такова, что педагог Педагог — более распространенная — более распространенная профессия, профессия, нежели психолог, в силу нежели психолог, специализирующийся на чего обеспечить участие педагога в подростковой и юношеской психологии. В уголовном процессе гораздо проще, силу этого обеспечить участие педагога чем участие психолога в уголовном процессе гораздо проще, чем участие психолога (С. 256)

Следом за указанным «совпадением» было обнаружено еще одно — на этот раз Н. Курмаева не сделала ссылку на кандидатскую диссертацию В. К. Комарова <3>, несколько перефразировав его мысль. ——————————— <3> См.: Комаров В. К. Психологические и тактические особенности расследования преступлений несовершеннолетних: Дис. … канд. юрид. наук. Свердловск, 1972.

В. К. Комаров Н. Курмаева

Ограничения относительно участия Представляется, что ограничения педагога в допросе несовершеннолетних относительно участия психолога «недостаточно научно обоснованы и, в (педагога) в допросе интересах расследования, практически несовершеннолетнего подозреваемого, должны рассматриваться несколько обвиняемого недостаточно научно условно. Поэтому положение закона об обоснованны. Положение закона об участии педагога при допросе должно обязательном участии психолога быть распространено… на (педагога) в допросе должно быть несовершеннолетних более старших распространено на указанных лиц, возрастных групп, независимо от их не достигших восемнадцатилетнего процессуального положения» (С. 126) возраста

Конструкция другого текстового фрагмента статьи Н. Курмаевой мне также напомнила собственную статью. Отличие заключается только в видоизменении содержания сносок.

С. В. Тетюев Н. Курмаева

В литературе справедливо В литературе справедливо рекомендуется приглашать рекомендуется приглашать психолога, психолога (а не педагога) а не педагога на допрос умственно на допрос умственно отсталых подростков <8>, отсталых подростков <22>, а а также тех, которым «свойственны также тех, которым свойственны ярко выраженные индивидуально — ярко выраженные индивидуально — психологические особенности психологические особенности (эмоционально-волевое недоразвитие (эмоционально-волевое или, напротив, интенсивное развитие недоразвитие или, напротив, интеллектуальных способностей, интенсивное развитие чрезмерная импульсивность, заметное интеллектуальных способностей, преобладание процессов возбуждения чрезмерная импульсивность, над процессами торможения и т. д.)» заметное преобладание процессов <9>. возбуждения над процессами _________________ торможения и т. д.) <8> Сорокотягина Д. А., Сорокотягин <23> (С. 255). И. Н. Судебно-психологическая ________________ экспертиза: Учебно-практическое <22> См., например: Сорокотягина пособие. Екатеринбург, 1993. С. 13; Д. А., Сорокотягин И. Н. Указ. Сорокотягина Д. А., Сорокотягин И. Н. соч. С. 66; Щерба С. П. Охрана Судебная экспертиза: Учебное посо — прав беспомощных потерпевших бие. Ростов н/Д., 2006. С. 66. по уголовным делам / С. П. Щерба, <9> Семьянова И. С. Проблемы О. А. Зайцев, Т. Е. Сарсенбаев. совершенствования расследования М., 2001. С. 95. преступлений несовершеннолетних <23> См.: Курс уголовного (организационно-правовой аспект): судопроизводства: Учебник: Дис. … канд. юрид. наук. Омск, В 3 т. Т. 3 / Под ред. В. А. 2003. С. 114. Михайлова. М.: Воронеж, 2006. С. 23 — 24; Семьянова И. С. Проблемы совершенствования расследования преступлений несовершеннолетних (организационно-правовой аспект): Дис. … канд. юрид. наук. Омск, 2003. С. 114.

Если перечисленные совпадения мыслей и выражающего их текста не являются столь существенными, хотя и не делают особой чести автору рассматриваемой статьи, и при наличии очень большого желания их можно расценить как случайные, то сравнение заключительной части статьи Н. Курмаевой с собственной статьей позволяет мне сделать однозначный вывод о том, что имел место факт заимствования без соблюдения правил цитирования, т. е. без указания автора, произведение которого используется, и источника заимствования. Судите сами:

С. В. Тетюев Н. Курмаева

При рассмотрении вопросов При рассмотрении вопросов обязательного участия педагога обязательного участия психолога в (психолога) в допросе допросе несовершеннолетнего несовершеннолетнего правонарушителя необходимо затронуть вопрос о том, необходимо затронуть вопрос о том, каким образом должны быть каким образом должны быть установлены психическое расстройство установлены психическое расстройство и отставание в психическом развитии. и отставание в психическом развитии, Как отмечают Н. М. Букаев ибо наличие любого из них у и В. В. Мальцев, необходимы несовершеннолетнего правонарушителя, документальные данные об этом <11>. достигшего возраста 16 лет, влечет Ж. В. Эстерлейн считает, что обязательное участие педагога «сам факт психического расстройства (психолога) в его допросе. или отставания в психическом Как в целом отмечают Н. М. Букаев и развитии несовершеннолетнего должен В. В. Мальцев, необходимы быть установлен дознавателем и документальные данные об этом <8>. подтвержден соответствующими В. В. Николюк считает, что наличие документами (медицинской справкой, психического расстройства у выпиской из истории болезни, допрашиваемого должно быть заключением эксперта)» <12>. подтверждено медицинскими <11> Букаев Н. М. и др. Расследования документами, а вывод об отставании в преступлений несовершеннолетних. психическом развитии формулируется Ростов н/Д., 2006. С. 100. экспертом-психологом по результатам <12> Эстерлейн Ж. В. Дознание по проведения психологической или делам о преступлениях комплексной психолого — несовершеннолетних: Дис. … канд. психиатрической экспертизы <9> юрид. наук. М., 2005. С. 85. ___________________ <8> Букаев Н. М. Расследования преступлений несовершеннолетних / Н. М. Букаев, В. В. Мальцев. Ростов н/Д., 2006. С. 100. <9> Курс уголовного судопроизводства: Учебник: В 3 т. Т. 3 / Под ред. В. А. Михайлова. М.: Воронеж, 2006. С. 23.

А как быть в случае, когда А как быть в случае, когда необходимо допросить необходимо допросить несовершеннолетнего подозреваемого, несовершеннолетнего подозреваемого, который отстает в психическом страдающего психическим развитии? Смело можно расстройством или отстающего в утверждать, что заключение эксперта — психическом развитии? психолога невозможно получить к Можно утверждать, что заключение моменту допроса несовершеннолетнего судебно-психиатрической, судебно — подозреваемого. Как показывает психологической либо комплексной практика, иногда и психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетние обвиняемые невозможно получить к моменту допрашиваются, когда в деле еще допроса несовершеннолетнего отсутствует заключение эксперта. подозреваемого. Как показывает Общеизвестно, что экспертиза — практика, несовершеннолетние одно из самых продолжительных обвиняемые также допрашиваются, процессуальных действий, для ее когда в деле еще отсутствует производства в распоряжение эксперта заключение эксперта, так как необходимо предоставить достаточное экспертиза — одно из самых количество материалов, включая продолжительных процессуальных процессуальные документы. Однако действий, для ее производства в момент появления в уголовном деле распоряжение эксперта необходимо подозреваемого, по общему правилу, предоставить достаточное количество характеризуется отсутствием материалов, характеризующих личность (по вполне понятным причинам) той подростка, включая протоколы содержательной доказательственной допросов и других следственных базы, которая должна быть действий. Однако момент появления предоставлена эксперту вместе с в уголовном деле подозреваемого по постановлением о назначении общему правилу характеризуется психологической (психиатрической) отсутствием той содержательной экспертизы. Поэтому наличие в доказательственной базы, которая уголовном деле заключения должна быть предоставлена эксперту соответствующего эксперта об вместе с постановлением о отставании несовершеннолетнего назначении психологической в психическом развитии не может (психиатрической, комплексной быть признано безусловным психолого-психиатрической) (единственным) основанием для экспертизы. Поэтому наличие в обеспечения обязательного участия уголовном деле соответствующего педагога (психолога) в допросе заключения эксперта о том, что такого несовершеннолетнего. несовершеннолетний страдает На наш взгляд, для этого психическим расстройством или достаточным будет наличие отстает в психическом развитии, у следователя предположений не может быть признано единственным об отставании в психическом основанием для обеспечения развитии, основывающихся на обязательного участия психолога в показаниях иных участников допросе несовершеннолетнего. На наш уголовного процесса, взгляд, данные обстоятельства могут справках из психоневрологических быть подтверждены медицинской диспансеров о том, что лицо документацией, справкой из состоит на учете с определенным психоневрологического диспансера о диагнозом и т. д. … (С. 252). том, что несовершеннолетний состоит на учете, школьными характеристи — ками, показаниями родителей и иных участников уголовного процесса и т. д.

Комментарии, как говорится, излишни. Вполне можно допустить, что одна и та же идея абсолютно самостоятельно приходит к двум, трем и т. д. исследователям независимо друг от друга. Но едва ли возможна ситуация, когда разные люди мыслят не только одинаково, но еще и одинаковыми предложениями и даже абзацами. К тому же не в пользу Н. Курмаевой говорит и тот факт, что при написании своей статьи она использовала мою статью, о чем свидетельствует цитирование одной мысли из нее с соответствующей ссылкой на источник. Однако в четырех вышеуказанных случаях какие-либо ссылки отсутствовали. Сравнение последних фрагментов наглядно характеризует метод, использованный исследователем: за основу берется фрагмент ранее опубликованной работы чужого автора (без указания источника заимствования), какие-то слова опускаются или меняются местами, какие-то словосочетания добавляются, содержание сносок видоизменяется за счет частичной замены или исключения научных работ, на которые есть ссылка в оригинале, и полученный текст без тени смущения выдается за свой собственный. Интересно, на что рассчитывают исследователи, использующие подобного рода «методы исследования» и публикующие результаты своих исследований на страницах федеральных (!) периодических изданий? На то, что авторы, чьи произведения берутся, мягко говоря, за основу для переработки, не читают этих самых юридических журналов и (или) не в состоянии узнать собственный стиль и почерк? В настоящее время для ознакомления с содержанием определенных журналов не обязательно быть их подписчиком. И с ними можно ознакомиться не только в библиотеках. Материалы немалой части издающихся в нашей стране юридических периодических изданий (в том числе и журнала «Мировой судья») размещаются в справочных правовых системах, количество пользователей которых существенно превышает количество подписчиков и тех, кто регулярно посещает библиотеки. Поэтому, как гласит народная мудрость, шила в мешке не утаишь. Если бы Н. Курмаева опубликовала свою статью в одном из региональных сборников конференции, которые зачастую издаются небольшим тиражом и распределяются, как правило, среди участников конференции, то, возможно, и не было бы настоящей заметки. Хотя нет, вряд ли. Все тайное становится явным. Так что рано или поздно данная заметка появилась бы на свет. Поэтому, может быть, и хорошо, что анализируемая статья вышла все-таки на страницах федерального журнала, и реакция на нее не заставила себя долго ждать. Хорошо потому, что настоящий отклик является очень своевременным. Есть основания полагать, что Н. Курмаева готовится к защите кандидатской диссертации, поскольку согласно информации, размещенной на сайте юридического факультета Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева <4>, она является соискателем кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора данного вуза. На наш взгляд, прочтение этих строк должно побудить автора к осознанию необходимости неуклонного соблюдения правил цитирования и недопустимости присвоения авторства (пусть и в какой-то части), а научного руководителя, выпускающую кафедру, будущих официальных оппонентов и рецензентов — к очень внимательному изучению диссертационного исследования, которое не должно содержать элементы плагиата и нарушения авторских прав других лиц. Как справедливо отметил Р. Хаметов, если не указан автор цитаты, большого отрывка, взятых в кавычки, можно вести речь о нарушении авторского права на имя. Если в письменный текст включены чужие «незакавыченные» отрывки, можно говорить о присвоении авторства <5>. ——————————— <4> URL: http://www. urf. mrsu. ru/ugprocess/index. php. <5> См.: Хаметов Р. Присвоение авторства в диссертациях // Российская юстиция. 2000. N 8.

По выражению классика И. А. Крылова, мораль данной публикации «легко уразуметь»: цитирование в научных целях произведений других авторов должно производиться в объеме, оправданном целью цитирования, с обязательным указанием имени автора произведения и источника заимствования. И этого требует не только научная этика, но и в первую очередь закон (п. 1 ч. 1 ст. 1274 Гражданского кодекса Российской Федерации). Иначе появляется основание утверждать, что исследователь, не соблюдающий правила цитирования, присваивает авторство другого исследователя, что в конечном итоге приводит к плагиату. P. S. Если бы правила цитирования были соблюдены во всех случаях использования Н. Курмаевой ранее опубликованных научных работ других авторов, то рассмотренная статья могла бы произвести вполне добротное впечатление.

——————————————————————