Модернизация библиотечного обслуживания на основе современных информационных технологий в юридическом вузе. Опыт работы библиотеки МГЮА имени О. Е. Кутафина (XI Международная научно-практическая конференция «Менеджмент вузовских библиотек», посвященная 90-летию научной библиотеки БНТУ. Минск, 2010 г.)

(Любушко Е. Э.) («Юридическое образование и наука», 2011, N 1)

МОДЕРНИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ. ОПЫТ РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ МГЮА ИМЕНИ О. Е. КУТАФИНА (XI МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «МЕНЕДЖМЕНТ ВУЗОВСКИХ БИБЛИОТЕК», ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ БНТУ. МИНСК, 2010 Г.) <*>

Е. Э. ЛЮБУШКО

——————————— <*> Lyubushko E. E’. Modernization of library service on the basis of contemporary informational technologies in juridical institution of higher education. The experience of work of the library of the Moscow state juridical academy named after O. E. Kutafin (The XI international scientific-practice conference «Management of libraries of institutions of higher education» devoted the 90th anniversary of the scientific library BNTU. Minsk, 2010).

Любушко Екатерина Эдуардовна, директор библиотеки МГЮА имени О. Е. Кутафина, Московская государственная юридическая академия имени О. Е. Кутафина.

Статья посвящена истории создания и развития библиотеки Московской государственной юридической академии имени О. Е. Кутафина. Модернизация и инновационное развитие библиотечного обслуживания является ключевым фактором успешного и динамичного развития современной вузовской библиотеки.

Ключевые слова: библиотека, библиотечное обслуживание, книжный фонд, автоматизированная библиотечно-информационная система, электронный каталог, электронный полнотекстовый ресурс, web 2.0.

The article is devoted to the history of creation and development of library of the Moscow State Juridical Academy named after O. E. Kutafin. Modernization and innovation development of library service is a key factor of successful and dynamic development of contemporary library of institution of higher education.

Key words: library, library service, book fund, automated library-information system, electronic catalogue, electronic full-text resource, web 2.0.

Развитие мирового рынка образовательных услуг, информационных компьютерных технологий, стремление России интегрироваться в европейское образовательное пространство изменяют базовую природу образования и организацию библиотечно-информационного обслуживания в высших учебных заведениях. Библиотека Московской государственной юридической академии имени О. Е. Кутафина с первых дней основания и на протяжении всей своей истории занимается совершенствованием библиотечного обслуживания. Основание академии связано с 1931 г., когда была централизована вся система юридического образования. Этот год стал переломным в сфере правового образования, когда Наркомат юстиции РСФСР принимает Постановление «О мероприятиях по подготовке и переподготовке кадров работников советского строительства». Было принято решение преобразовать существовавшие факультеты советского права в самостоятельные институты. Вследствие этого из МГУ выделяется факультет советского права и реорганизуется в самостоятельный институт для подготовки работников краевых, областных и районных органов юстиции. При институте планируется организовать центр массового заочного обучения для подготовки местных работников. Изменяется сама система комплектования студентов-заочников: от системы свободной записи решено перейти к «разверстке», плановому набору заочников по краям, областям и районам. 1 июня 1931 г. Коллегия Наркомата юстиции РСФСР постановила организовать центральные курсы по заочной подготовке и переподготовке на правах сектора (отделения) Московского института советского права. 26 декабря 1931 г. на заседании коллегии Народного комиссариата юстиции принимается Положение о заочном образовании по советскому праву, от которого берет свой непосредственный отсчет история МГЮА. На Центральных заочных курсах советского права составлялись учебно-производственные планы и программы, в том числе производственной практики, издавались учебные пособия, инструктивно-методические письма, студенты снабжались учебной литературой. Очередной пересмотр системы юридического образования был направлен на улучшение общетеоретической базы: введены зачетные сессии, установлены дипломные работы. После издания соответствующего Положения (в 1932 г.) изменился учебный режим ЦЗКСП: был усовершенствован учебный план, упорядочен учебный процесс, организация лекционных и семинарских занятий. 21 октября 1933 г. ЦЗКСП были переименованы в Центральный заочный институт советского права, что обозначило официальный статус высшего учебного заведения. В соответствии с этим статусом возникла необходимость в организации библиотеки: организован фонд учебной литературы, необходимой для обеспечения учебного процесса общим объемом 8700 изданий. Также утверждается Положение о консультационных пунктах для заочников системы ЦЗИСП, которые стали прообразом будущих филиалов МГЮА. С 1937/38 учебного года стало улучшаться обеспечение юридических вузов учебной и учебно-методической литературой — были изданы новые программы почти по всем юридическим дисциплинам. Фонд библиотеки значительно пополнился подфондом учебно-методической литературы. 29 апреля 1937 г. институт был переименован во Всесоюзный юридический заочный институт (ВЮЗИ), получив в координационное управление заочные отделения и сектора, которые существовали до этого при стационарных юридических институтах на территории РСФСР. Следующий переломный момент в истории ВЮЗИ, непосредственно отразившийся на вузовской библиотеке, связан с обновлением управленческого аппарата в 50-х годах и началом активной научной работы профессорско-преподавательского состава института. Именно в 50-е годы ВЮЗИ становится законодателем заочного высшего юридического образования в СССР. Кроме того, в 1955 г. на Московском факультете открылось вечернее отделение. Был организован учебный процесс, непосредственно связанный с ежедневным обучением студентов, чего раньше не было. В 1963 г. к заочной аспирантуре, существовавшей с 1947 г., добавилась очная, так в библиотеке появляется подфонд диссертаций и авторефератов. В 1987 г. впервые в советской практике высшей школы состоялось демократическое избрание руководителя вуза на заседании Ученого совета ВЮЗИ. На пост ректора был избран известный ученый, доктор юридических наук Олег Емельянович Кутафин. В 1988 г. был осуществлен первый набор на дневное отделение, в связи чем ВЮЗИ был преобразован в Московский юридический институт. В период экономического коллапса, вызванного реформами начала 1990-х годов, руководство МЮИ сумело не только сохранить старые опытные кадры, но и в значительной степени укрепило их, пригласив на работу видных отечественных правоведов из других, как московских, так и иногородних, вузов. 15 июня 1993 г. МЮИ получил статус Московской государственной юридической академии. А с 2009 г. МГЮА носит имя О. Е. Кутафина — академика Российской академии наук, доктора юридических наук, профессора, президента МГЮА. Академия сегодня — это 10 институтов, 17000 студентов, 27 кафедр, 1 академик РАН, 1 член-корреспондент РАН, более 100 докторов и 300 кандидатов наук, 14 заслуженных деятелей науки РФ, 15 заслуженных юристов РФ, 13 почетных работников высшего профессионального образования РФ, 12 академиков других академий, 150000 выпускников. Студенты Академии могут выбрать любую форму обучения — дневную, вечернюю, заочную. С 2010 г. открыта магистратура. Функционирует три диссертационных совета по 11 юридическим специальностям. Есть аспирантура и докторантура. Академия всегда была и остается сильна своим профессорско-преподавательским составом. В ней преподавали такие корифеи юридической науки, как А. Б. Венгеров, М. А. Гурвич, М. С. Шакарян, З. М. Черниловский, Б. В. Здравомыслов, О. Е. Кутафин и многие другие. И сегодня в Академии преподают самые известные в нашей стране и за рубежом юристы — И. А. Исаев, Ю. П. Титов, Е. И. Козлова, В. Е. Эминов, К. А. Бекяшев, И. М. Мацкевич, А. Г. Кучерена, Г. М. Резник и многие другие. В начале 90-х годов ряд консультационных пунктов отделился от головного института, образовав факультеты в территориальных вузах либо преобразовавшись в самостоятельные институты. На сегодняшний день МГЮА имеет пять филиалов. С первых дней создания Академии началась и организация ее библиотеки. 1933 г. — создание библиотеки при Центральном заочном институте советского права. Книжный фонд — 8700 изданий. 1936 г. — организация фонда учебно-методической литературы. В 1993 г. открывается Читальный зал на 105 мест. 1997 г. ознаменован началом компьютеризации библиотеки и появлением электронного каталога. В начале 2004 г. открывают свои двери читальный зал для преподавателей и аспирантов и научный абонемент. Выделяется подфонд редких и ценных изданий. И библиотека преобразовывается, становясь из пункта выдачи учебников подразделением, действительно обеспечивающим полноценную поддержку учебного процесса. Переломным же моментом в деятельности библиотеки МГЮА становится реструктуризация ее как подразделения в 2007 г., с приходом новой административной команды. Была реализована новая структура библиотеки, включающая восемь отделов и пять секторов. Это позволило более целенаправленно и специализированно подойти к информационному обеспечению учебно-воспитательного процесса и научных исследований. Впервые за свою историю библиотека обрела Концепцию развития, основанную на принципе непрерывного развития и внедрении инновационных технологий. Был разработан новый пакет основных документов библиотеки, который был утвержден ректором академии. Сохраняя традиции библиотечно-библиографического обслуживания, Библиотека превращается в информационно-библиотечный центр академии. Сегодня библиотека — это около 9000 читателей. Фонд литературы насчитывает порядка 750 тыс. томов, в том числе 210 тыс. томов научной литературы, около 400 тыс. томов учебной литературы и учебно-методических изданий. Фонд периодических и продолжающихся изданий составляет 55330 ед. хранения. В фонде библиотеки имеется 8740 экземпляров зарубежных изданий. В фонде читальных залов хранятся 1712 экземпляров диссертаций, защищенных в диссертационных советах академии. В фонде редких и ценных изданий «Золотой фонд», в который входят книги конца XIX — начала XX в. на русском, немецком и французском языках, хранится 1023 экземпляра. В штате библиотеки 43 сотрудника. Библиотека является членом Международной ассоциации юридических библиотек, входит в консорциумы «НЭИКОН» и «НЭБ». В 2009 г. библиотека победила в конкурсе, объявленном Министерством образования и науки РФ и Федеральным агентством по образованию в рамках Аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» по проекту «Развитие электронных научных библиотечных ресурсов как необходимое условие современных научных исследований в области права». И с января 2009 г. в библиотеке начаты работы по проекту, в ходе реализации которого будет создан тиражируемый продукт — современная Научная библиотека высшего учебного заведения, которая будет являться неотъемлемой частью новой высокоразвитой информационно-образовательной среды вуза, необходимой для подготовки высокопрофессиональных специалистов, обладающих качественно новым уровнем информационно-коммуникационной компетенции, отвечающих современным требованиям развития общества. Библиотека развивается как информационное ядро академии, аккумулируя и сохраняя результаты научно-исследовательской и педагогической деятельности его работников, предоставляя всем категориям пользователей максимально полные библиотечно-информационные услуги на базе современных информационно-коммуникационных технологий. С 1997 г. была введена в эксплуатацию автоматизированная библиотечная информационная система (АБИС) «Библиотека-3.0». Было установлено пять ЭВМ для ввода данных и пять ЭВМ для работы читателей. С середины 2005 г. было принято решение о замене АБИС «Библиотека» на АБИС «Ирбис-32». Количество ЭВМ на тот момент составляло 27, из которых 11 были предназначены для работы читателей с электронным каталогом. С сентября 2007 г. по настоящий момент в библиотеке действует АБИС «Ирбис-64». С начала 2008 г. произведена модернизация технического оснащения библиотеки. Закуплены и установлены новые автоматизированные рабочие места, в результате чего общее количество ЭВМ, работающих с АБИС, достигло 75, из них 43 предназначены для работы читателей. Все компьютеры библиотеки (где это необходимо) оснащены ручными сканерами для считывания штрих-кода. Все компьютеры имеют возможность вывода информации на печать. В рамках модернизации проведена работа по внедрению электронного заказа документов, что позволило значительно расширить возможности библиотечного обслуживания: обеспечило оперативность обработки читательских требований, исключило ошибки при заказе изданий читателями, а следовательно, повысило релевантность и пертинентность выполняемых запросов. С 2008 г. реализована автоматизированная выдача учебной и учебно-методической литературы читателям посредством модуля АБИС «Ирбис-64» «Книговыдача». Если проследить динамику изменения времени обслуживания и количества читателей во время массовой выдачи 2008, 2009 и 2010 гг., то можно увидеть следующее. По сравнению с 2008 г. (1085) количество читателей в 2009 г. увеличилось на 41% (1530), а в 2010 г. на 49% (1617). При этом количество дней выдачи сократилось, соответственно, на 29% (10) и 50% (7). Среднее время обслуживания одного читателя сократилось в 2009 г. на 6,5%, а в 2010 г. — на 65%. И составило 4,5 минуты на одного человека. Модернизация библиотеки затронула и читательские билеты. Читательский билет прошел эволюционный путь от рукописного бланка к напечатанному и заламинированному, а с сентября 2010 г. библиотека освоила выпуск читательских билетов на пластиковых картах. В 2009 г. было произведено внедрение программного модуля АБИС «Ирбис-64» «Wed-Ирбис». Этот модуль предназначен для обеспечения доступа пользователей Интернета к электронному каталогу библиотеки. И теперь можно, используя web-интерфейс электронного каталога, получить исчерпывающую информацию об имеющихся изданиях в фондах нашей библиотеки. В последнее время в библиотеках развиваются полнотекстовые базы данных. Не стала исключением и наша библиотека. Были созданы следующие полнотекстовые базы данных: — БД «Золотой фонд» содержит полные тексты оцифрованных редких и ценных книг из фонда Библиотеки; — БД «Диссертации и авторефераты» содержит полные тексты оцифрованных авторефератов и диссертаций, защищенных в МГЮА имени О. Е. Кутафина, начиная с 2008 г.; — БД «Методические указания» содержит электронные версии учебно-методических пособий, разработанных кафедрами академии. Доступ к полнотекстовым изданиям осуществляется через электронный каталог. Библиотека академии обладает фондом редких и ценных книг. И одна из основных задач библиотеки — сохранить этот поистине уникальный фонд документов. В 2004 г. было принято решение об оцифровке фонда редких и ценных книг и создания полнотекстовой базы данных. Эта база данных получила название «Золотой фонд». В 2008 г. в Отделе современных информационных технологий библиотеки был создан Сектор электронной научной библиотеки, одной из функций которого является оцифровка фонда редких и ценных книг. С 2004 до конца 2009 г. было оцифровано 1300 документов фонда редких и ценных книг, в том числе из фондов библиотек других вузов. С 2010 г. были внесены серьезные изменения в процесс сканирования и оцифровки документа, что позволило существенно ускорить темпы оцифровки. В итоге за период с января по июнь 2010 г. работниками СЭНБ ОСИТ было обработано 752 документа. Параллельно с созданием полнотекстовой базы данных «Золотой фонд» ведется создание одноименной серии CD-дисков. В эту серию попадают самые интересные издания из фонда редких и ценных книг. В дальнейшем планируется создание тематических сборников с оцифрованными изданиями из БД «Золотой фонд». Требования к полноте и точности библиотечных каталогов, которые предъявляют современные читатели, вполне обоснованны. Оперативность поиска резко понижают сами объемы традиционных каталогов, как алфавитного, так и систематического. Наличие электронного каталога (ЭК) снимает ряд проблем — со стороны общения читателя с поисковой системой, так как одновременный многоаспектный оперативный поиск позволяет сэкономить время при поиске нужной информации. Работы по ретрокаталогизации основных фондов эпизодически производились начиная с 2002 г., но пополнение электронного каталога ретрозаписями было очень невелико. В 2008 г. был разработан план ретро-каталогизации основных фондов, а также подфонда редких и ценных книг «Золотой фонд». Организованы рабочие группы, прикрепленные к каждому отделу, определены конкретные моменты работы с фондом, когда выявление записей становится наиболее «прозрачным». Что дает возможность пополнить ЭК записями наиболее востребованных изданий. В результате на сегодняшний момент в ЭК полностью введены подфонды редких и ценных изданий, периодических изданий, мультимедийных изданий, основного подфонда читальных залов. Активно продолжаются работы по ретроконверсии в Отделе обслуживания научной литературы, в Отделе хранения основных фондов и редких книг, где собраны документы для депозитарного хранения, а также экземпляры изданий в помощь научному процессу, пользующиеся пониженным спросом (с возможностью выдачи пользователям). С начала 2009 г. ведется самостоятельная разработка программного обеспечения на базе технологий web-программирования. Разработана и введена в эксплуатацию система хранения паролей читателей для доступа к Электронной библиотеке диссертаций Российской государственной библиотеки. С начала 2010 г. разрабатывается система сбора, хранения и анализа статистики работы отделов библиотеки. Информационные технологии глубоко затронули библиотеки и побуждают их увеличивать инвестирование в новые технологии, изменять свои организационные структуры, вводить новые должности. В организационных и технических преобразованиях библиотеки академии особое внимание уделяется системе управления и кадровому составу. Кадровый ресурс выступает как основной фактор интенсификации информационно-библиотечной деятельности. Пакет профессиональных знаний современного специалиста-библиотекаря должен охватывать знания и навыки других специальностей. Библиотекарь должен знать основы менеджмента, маркетинга, обладать навыками психолога, уметь быстро ориентироваться и работать в информационной среде. Соответственно, выделенным приоритетам деятельности библиотеки была разработана Программа повышения квалификации работников. Перед началом внедрения Программы было проведено тестирование персонала, и по результатам которого разработано содержание Программы, составлены годовой и перспективный планы, ориентированные на уровень подготовленности персонала по направлениям деятельности. В содержание включены тренинги, практические занятия, совместные обсуждения. Отдельного внимания заслуживает «Курс молодого библиотекаря», введенный в Программу повышения квалификации всех работников библиотеки. Задача курса: введение новых работников в систему «Библиотека», разъяснение направлений работы, целей и задач организации, места подразделений в обеспечении функционирования системы, необходимость повышения квалификации и самообразования. Также работники библиотеки принимают активное участие в конференциях, семинарах, курсах, тренингах и других мероприятиях, направленных на повышение их квалификации, проводимых в России и за рубежом. Одним из приоритетных направлений информационно-библиотечного обеспечения учебного и научного процессов академии является обеспечение свободного доступа к мировым электронным полнотекстовым ресурсам, которые можно отнести к библиотечным фондам. Были выполнены значительные объемы работ по формированию фонда информационных ресурсов в области права — осуществлен мониторинг, экспертная оценка ресурсов, оформление лицензионных соглашений, оформление конкурсной и отчетной документации, предоставление ресурсов пользователям для обеспечения образовательного и научного процесса. Так как в учебном процессе наряду с учебниками на бумажных носителях все более активно используются электронные полнотекстовые издания. Сформирован пакет востребованных информационных ресурсов, включающий в себя: — базы данных «Электронного каталога библиотеки»; — правовые базы данных; — отечественные библиографические и полнотекстовые электронные ресурсы; — электронные библиотечные системы; — зарубежные полнотекстовые электронные ресурсы. Лицензионные соглашения, полученные на момент приобретения баз данных, позволяют предоставлять данные ресурсы с доступом по IP-адресам всем пользователям академии. Включение в фонд библиотеки электронных полнотекстовых ресурсов помогает разрешить проблему обеспечения студентов необходимым количеством учебных и научных изданий, закрыть дисциплины наиболее актуальной информацией, приобрести более широкий спектр документов по всем дисциплинам и сэкономить значительные средства на комплектование. Современная материально-техническая база Библиотеки позволила организовать специальные места для работы с электронными ресурсами в читальных залах и секторе медиатеки. Залы оснащены системой «тонких клиентов», принтерами, медиа-проектором. Включение пользователя в диалог с библиотекой с первого курса, обучение студента работе с информационными ресурсами, умению чувствовать себя комфортно в современном информационном пространстве в процессе становления специалиста высший квалификации является одной из основных задач библиотеки вуза. Библиотека академии совместно с Институтом дополнительного профессионального образования постоянно проводит семинары-презентации, а также тренинг-семинары по теме «Электронные интернет-ресурсы в области законодательства и права» с целью ознакомления профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов академии с современными технологиями и возможностями поиска правовой информации в отечественных и зарубежных источниках с использованием сети Интернет, на которых выступают представители консорциума «НЭИКОН», РГБ, НЭБ, ЭБСКО, LexisNexis и др. Впервые в образовательную программу аспирантов академии по распоряжению первого проректора — проректора по научной работе И. М. Мацкевича, был введен курс повышения квалификации по использованию электронных библиотечных ресурсов. Цель курса: формирование основ информационно-библиографической грамотности аспирантов как совокупности знаний, умений и навыков информационного самообеспечения научной и самообразовательной деятельности. Данный курс формирует метапредметные знания, необходимые для понимания информационных явлений в обществе. Объем курса рассчитан на 16 часов с итоговым тестированием. Занятия проходят на базе сектора медиатеки. По результатам тестирования были сделаны выводы о качестве знаний и аспиранты, прошедшие обучение и успешно справившиеся с заданиями, получили сертификаты, подтверждающие повышение квалификации по использованию электронных библиотечных ресурсов. Наличие корпоративного сайта в настоящее время является де-факто в любой современной организации. Сайт МГЮА имени О. Е. Кутафина не исключение. В нем отображены все аспекты деятельности и события академии и библиотеки в частности. Раздел «Библиотека сайта МГЮА» содержит закладки: Главная; Объявления; Читателям; Новые поступления; Электронная библиотека; Электронные ресурсы; Комплектование. Своевременность подачи и обновления информации на сайте позволяет нашим читателям всегда быть в курсе событий, происходящих в библиотеке. Легкая навигация и интуитивно понятный интерфейс позволяют с легкостью ориентироваться на страничке библиотеки. В настоящее время реальное взаимодействие с читателями является необходимым фактором развития библиотеки. Такую возможность нам дает Интернет с его потенциалом — социальные сети, различные новостные ленты и т. д. В связи с этим в сети выработался даже термин «Технология Web 2.0» — методика проектирования систем, которые путем учета сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются. Особенностью Web 2.0 является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке контента. В библиотечной практике появился и используется термин «Библиотека 2.0». В своей работе мы активно начинаем использовать технологии Web 2.0. Нами создана группа в популярном молодежном социальном проекте vkontakte. ru. В настоящий момент нашим читателям доступны различные новости библиотеки, форум для обсуждения различных вопросов, список электронных ресурсов. Также размещены фотоальбомы, с проходящими у нас книжными выставками и информация об акциях в библиотеке, представленные в виде шуточных фотографий. Немаловажно, что студенты с помощью данного ресурса имеют возможность реального общения между собой и сотрудниками библиотеки. В 2010 г. наша библиотека присоединилась к проекту всемирной библиотеки bookcrossing. ru. Процесс буккроссинга состоит из простейшего действия, основанного на принципе «прочитал — отдай другому». Ведь книги тем самым передаются участникам для чтения совершенно безвозмездно и, более того, присутствует некий игровой момент. Дальнейшее развитие технологий Web 2.0 (это социальные сети, блоги и другие проекты) позволит читателям вести диалог с библиотекой в привычной для них обстановке и на привычном им языке. Читатели получают возможность участвовать в обсуждении библиотечной жизни, что, в свою очередь, помогает библиотекарям лучше понимать своих читателей. Залог успеха в наступившем информационном веке — постоянное развитие и дальнейшее внедрение в деятельность библиотеки компьютерных и web-технологий, что позволяет библиотеке стать ближе к читателю. Так, дальнейшее использование web-технологий сделает возможным заказ литературы через сеть Интернет или с терминалов, установленных в зданиях академии. Для удобства работы посетителей библиотеки в читальных залах планируется организовать беспроводную сеть Wi-Fi. Чтобы каждый читатель мог получить доступ к ресурсам библиотеки академии, используя привычную для себя аппаратуру и программное обеспечение. В рамках обмена опытом и организации работы по созданию долгосрочных, конструктивных отношений, развитию системы сотрудничества с библиотеками всех систем и ведомств, в т. ч. и корпоративному сотрудничеству с библиотеками вузов, были подписаны договоры о дальнейшем сотрудничестве: — с Иркутским государственным университетом; — со Смоленским государственным университетом; — с Институтом государства и права РАН; — с НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ; — с фундаментальной библиотекой Белорусского государственного университета; — с научной библиотекой Белорусского государственного технического университета; — с Академией права и управления ФСИН России. Миссия библиотеки высшего учебного заведения в контексте образовательного пространства вуза не сводится к механическому расширению традиционной составляющей за счет оцифровки документов на бумажных носителях. В настоящее время представляется актуальной модернизация библиотечного обслуживания на основе информатизации традиционных библиотечных технологий, расширения спектра автоматизированных сервисов доступа к электронной информации, воспитание студента в плане работы с информацией, поддержка преподавателей в образовательной и научной деятельности. Современная библиотека высшего учебного заведения должна являться неотъемлемой частью новой высокоразвитой информационно-образовательной среды вуза, необходимой для подготовки высокопрофессиональных специалистов, обладающих качественно новым уровнем информационно-коммуникационной компетенции, отвечающих современным требованиям развития общества.

——————————————————————