Категория «интерес» в правовых воззрениях И. А. Ильина

(Кузьмина А. В.) («История государства и права», 2011, N 9)

КАТЕГОРИЯ «ИНТЕРЕС» В ПРАВОВЫХ ВОЗЗРЕНИЯХ И. А. ИЛЬИНА <*>

А. В. КУЗЬМИНА

——————————— <*> Kuz’mina A. V. Category «interest» in legal views of I. A. Il’in.

Кузьмина Алла Владимировна, депутат Государственной Думы.

В статье изучается проблематика рассмотрения И. А. Ильиным правового содержания категории «интерес». Проводится сравнение выявленных позиций с потребностями сегодняшнего правового регулирования.

Ключевые слова: интерес, правовое содержание, проблематика рассмотрения.

The article studies the topic of consideration by I. A. Il’in of the legal contents of category «interest»; compares the positions with the needs of contemporary legal regulation.

Key words: interest, legal contents, topic of consideration.

Отрадно, что богатое теоретико-правовое наследие выдающегося отечественного ученого — философа и юриста — начинает входить в систему фундаментальной источниковедческой базы развития современного правоведения, формирования качественной правовой культуры юридического сообщества. Это наследие многогранно. Предметом данной публикации является проблематика рассмотрения И. А. Ильиным правового содержания категории «интерес». Известно, что данная категория активно разрабатывалась в прошлом, разрабатывается и сегодня представителями многих социально-гуманитарных наук <1>. ——————————— <1> См.: Здравомыслов А. Г. Проблемы интереса в социологической теории. Л., 1964; Лавриненко В. Н. Проблема социальных интересов в ленинизме. М., 1976; Кикнадзе Д. И. Потребности, поведение, воспитание. М., 1968; Сиренко В. Ф. Проблема интереса в государственном управлении. Киев, 1980; Тарасенко А. А. Общественные интересы и личность. Минск, 1980; Малько А. В., Субочев В. В. Законные интересы как правовая категория. СПб., 2004; и др.

В рамках каждой предметной сферы исследователи обосновывали положения о включенности данной категории в категориально-понятийную структуру своей научной области. Это характерно и для правоведения. Но в правоведении, с нашей точки зрения, категория «интерес» занимала второстепенное положение в ряду категорий, понятий, отражающих те или иные аспекты правовой реальности и, прежде всего, правосознания. Центральное место в этом ряду занимала и занимает сегодня категория «воля». Но как нам представляется, интерес как феномен жизненной онтологической реальности, как феномен правосознания, как регулятор правовых отношений играет важную роль в развитии всей правовой сферы этой реальности, в том числе правотворчества и правоприменения. У И. А. Ильина нет специальной работы, посвященной исследованию места и роли интереса в праве. Но во многих своих публикациях автор затрагивает проблематику интересов, причем нередко под таким углом зрения, который позволяет увидеть многие грани правовой актуальности данного феномена реальности и научной категории. Категория «интерес» органично вписана в правовую концепцию И. А. Ильина, представленную прежде всего в таких работах, как «Общее учение о праве и государстве», «О сущности правосознания», а также в ряде других публикаций <2>. ——————————— <2> См.: Ильин И. А. Общее учение о праве и государстве // Ильин И. А. Теория права и государства. М., 2003. С. 63 — 156; Ильин И. А. О сущности правосознания // Ильин И. А. Теория права и государства. М., 2003. С. 159 — 398.

В современной монографической, справочной, учебной литературе, в журнальных публикациях философов, правоведов, социологов, других представителей социально-гуманитарных наук встречаются весьма различные определения интереса. По мнению Е. В. Осиповой, «интерес — активная направленность человека на различные объекты, освоение которых оценивается им как благо; потребности, выступающие мотивацией поведения индивида» <3>. «Интерес, — пишут А. В. Малько, В. В. Субочев, — можно определить как единство выражения внутренней индивидуальной сущности человека и отражения общественного мира, определяющего его социальный статус, выраженное в осознанной необходимости удовлетворения сложившихся и развивающихся потребностей в рамках существующих общественных отношений» <4>. ——————————— <3> Осипова Е. В. Новая философская энциклопедия. Т. II. М., 2001. С. 134. <4> Малько А. В., Субочев В. В. Законные интересы как правовая категория. СПб., 2004. С. 25.

«Интерес (франц. interes, от лат. inter — «между» и esse — «быть») — термин, часто употребляемый интуитивно и относящийся к целому спектру понятий: желание, внимание, любопытство, озабоченность, целенаправленность, мотивация, сосредоточение, осведомленность» <5>. ——————————— <5> Большая энциклопедия: В 62 томах. Т. 19. С. 75.

В этих условиях для нас очень важно понять отношение к категории «интерес» известного отечественного философа и юриста, осмыслить его аргументы по поводу и общефилософского содержания данного феномена, и его правовой сущности, осознать авторскую позицию о соотношении понятия «интерес» с другими понятиями, отражающими социально-гуманитарные, в том числе и правовые, реальности. Размышляя о необходимости совместного бытия — общежития, И. А. Ильин пишет: «Мыслители самых различных эпох отмечали у человека тяготение к совместной жизни. Самые основные влечения и интересы, начиная от первичных инстинктивно-эгоистических побуждений и кончая утонченными духовными запросами, заставляют человека искать постоянного общения с другими людьми. Общежитие необходимо человеку потому, что оно может дать и действительно дает ему элементарную обеспеченность и духовную полноту жизни» <6>. ——————————— <6> Ильин И. А. Теория права и государства. М.: Зерцало, 2003. С. 69.

Необходимость совместного публичного бытия людей И. А. Ильин рассматривает в качестве одной из основ, актуализирующих проблематику необходимости правовых регуляторов этих отношений. Следует обратить внимание на то, что автор солидарен с теми исследователями, которые относят тяготение людей к совместной жизни к субстанциональному свойству человеческого рода вообще. В воспроизведенном положении И. А. Ильина представлена широкая палитра внутренних состояний человека, которые в той или иной мере влияют на его общинные ориентиры. Феномен интереса представлен в понятийном ряду, который включает влечения, инстинктивно-эгоистические побуждения, утонченные духовные запросы. Можно предположить, что интерес в этом понятийном ряду занимает срединное положение между инстинктивно-эгоистическими побуждениями и утонченными духовными запросами. Обосновывая систему детерминант генезиса права как регулятора человеческих отношений, И. А. Ильин уделяет внимание потребностям людей, которые, в свою очередь, обусловливают генезис самых разнообразных интересов. Автор подчеркивает диалектическую связь потребностей и трудового поведения и в целом сферы труда. «Возможность существовать, — пишет И. А. Ильин, — дается человеку не даром и не легко, и эта трудность имеет огромное положительное значение. Трудно представить себе, до какой низкой ступени опустился бы человек, если бы все необходимое для его жизни давалось бы ему без всяких усилий. Уверенность в том, что все потребности будут удовлетворены без всякого труда, вызвала бы в человеке беспечность и пассивность и сделала бы его жертвой душевной инерции» <7>. ——————————— <7> Там же.

Реализация потребностей связана с трудом, но и сам труд способствует развитию потребностей. Развивая данное положение, автор обращается к проблематике связи потребностей и предметов их реализации. «Всякая внешняя вещь, — пишет И. А. Ильин, — могущая послужить для удовлетворения человеческой потребности или непосредственно — тем, что человек будет ею пользоваться, или косвенно — тем, что человек посредством нее подготовит для потребления новые вещи, может быть названа хозяйственным благом. Хозяйственная деятельность состоит в том, что человек старается по выработанному заранее плану, при наименьшей затрате сил и наибольшей успешности труда приспособить вещи внешнего мира к удовлетворению своих потребностей» <8>. ——————————— <8> Там же. С. 71.

На пути к праву И. А. Ильин выстраивает логическую цепочку феноменов — потребности, труд, хозяйственное благо. Но путь к хозяйственному, к иному благу весьма противоречив и сложен. «Мы видели, — пишет И. А. Ильин, — что общественная жизнь людей наполнена столкновениями различных интересов, возникающими в общей борьбе за существование. «Интересом» следует называть отношение живущего и желающего человека ко всему тому, что ему необходимо или важно. Понятно, что столкновение интересов возникает в том случае, когда два человека или несколько человек стремятся к тому, что им важно, а добиться нужного может только один. Тогда победа одного означает поражение другого или даже всех остальных и между людьми возникает отношение «исключения»: победитель «лишает» побежденных и как бы «исключает» их» <9>. ——————————— <9> Ильин И. А. Теория права и государства. М.: Зерцало, 2003. С. 77 — 78.

Центральное место в этом положении занимает определение «интерес», сформулированное автором, которое для нас имеет важное теоретико-методологическое значение. Автором выделены следующие фундаментальные признаки интереса: 1. Интерес свойствен только человеческой природе. 2. Интерес — это проявление желания человека по поводу всего необходимого и важного для него. 3. Интерес предметен. 4. В публичном мире реализация желаемого, как правило, связана со столкновением интересов различных людей. Следует также обратить особое внимание на тезис И. А. Ильина о том, что при столкновении различных интересов различных людей возникают отношения победы одних и поражения других. Интересы одних субъектов публичной жизни реализуются, интересы других — нет. Перманентная борьба носителей интересов за те или иные материальные, духовные блага обусловливает необходимость в регулировании этой борьбы. Так формируются нравственные и правовые регуляторы. И при этом начинают формироваться властно-правовые интересы. Право на обладание, на участие в регулировании жизненной конкуренции становится желаемым благом. Развивая это положение, И. А. Ильин пишет далее: «Значение права состоит в том, что оно есть могучее средство воспитания людей к общественной жизни. Правовые нормы и повиновение им должны научить человека считаться с существованием других людей и с их интересами. Каждый человек должен приучить себя к тому, чтобы доброю волею ограничивать свои притязания, принимая во внимание, что другие также имеют право жить и осуществлять свои интересы» <10>. ——————————— <10> Там же. С. 97.

Согласно логике размышлений И. А. Ильина, одна из ключевых функций права — оптимизация интересов людей, объединенных в том или ином правовом сообществе. Таким сообществом является государство. Оптимизация интересов людей осуществляется, как известно, на основе морали и на основе права. Моральные регуляторы оптимизации интересов — это регуляторы внутренние. Правовые регуляторы интересов — регуляторы внешние, публичные. Предметом правового регулирования являются не сами интересы-желания, а то, на что направлены эти интересы, действия по присвоению тех или иных благ, представляющих интерес. Но люди отличаются не только своими интересами, но и своими возможностями, ресурсами для их реализации. Право призвано регулировать подобные притязания, вырабатывая соответствующие критерии свободы и справедливости при реализации интересов как отдельных людей, так и социальных, профессиональных, иных сообществ. Данные обстоятельства актуализируют значение такого понятия, как справедливые интересы, ибо право не должно защищать иные интересы или создавать правовые условия для реализации несправедливых интересов. В понятии «справедливый интерес» уже проявляются феномены правовой оценки интересов. Обосновывая диалектику свободы, права, интересов, И. А. Ильин пишет: «Ограничивая свободу каждого известными пределами, право обеспечивает ему зато беспрепятственное и спокойное пользование своими правами, т. е. гарантирует ему свободу внутри этих пределов. Свобода каждого человека простирается лишь до той границы, от которой начинается свобода других людей… Воспитывать людей в этом направлении — значит, далее, приучить их к мысли о том, что каждый человек — кто бы он ни был и какими бы свойствами он ни отличался, имеет одинаковое право жить, работать, бороться за свои справедливые интересы и развивать свои духовные силы» <11>. ——————————— <11> Ильин И. А. Теория права и государства. М.: Зерцало, 2003. С. 97.

И. А. Ильин обращает наше внимание на фундаментальные права человека, на фундаментальные одинаковые права людей — право на жизнь, право на работу, право на развитие своих духовные сил и, что для нас очень важно, в контексте профиля настоящей публикации, — право бороться за свои справедливые интересы. Постепенно расширяя предметное поле рассмотрения проблематики интереса и права, И. А. Ильин уделяет внимание диалектичности данных феноменов и категорий. Нередко интересы конкретных субъектов вступают в противоречие с нормами права, соблюдение которых ставит человека перед сложным выбором — следования норме права или логике собственного интереса. Рассматривая механизмы волеизъявления субъекта, И. А. Ильин пишет: «…строго говоря, здесь следует говорить об изъявлении не «воли», а «решения», потому что человеку нередко приходится решать и поступать не так, как это ему подсказывает его интерес и его… желание» <12>. ——————————— <12> Там же. С. 106.

Право оптимизирует интересы. В процессе правового регулирования множества частных, разнообразных интересов возникают, проявляются коллизии несовпадения интересов с нормами права. Соблюдая право, как подчеркивает И. А. Ильин, субъектам нередко приходится поступать вопреки своим интересам. Постепенно вырисовываются проблемы правовых, законных и незаконных интересов и юридических притязаний по этому поводу. В юридическом смысле интерес проявляется, фиксируется тем или иным легитимным способом как притязание, но притязание человека, другого субъекта, приобретшего статус физического или юридического лица, притязание правомерное, или, как пишет И. А Ильин, «…притязание, основанное на праве…» <13>. ——————————— <13> Ильин И. А. Теория права и государства. М.: Зерцало, 2003. С. 109.

Но право в его формальном смысле «соседствует» и с неправомерными, противоправными интересами. К сожалению, для России это почти типичное явление. Анализируя данную проблематику, И. А. Ильин пишет: «…право и правосознание начинаются и кончаются там, где начинается и кончается вопрос: «А что на самом деле имеет правовое значение и в чем оно?». Судья, чиновник, адвокат и гражданин — если они не ставят этого вопроса и не добиваются его предметного разрешения — не живут правом и не творят право, и правосознание их стоит на самом низком уровне. Они довольствуются суррогатами права и фальсифицируют его. Тот, кто пользуется бестолковостью судьи, продажностью чиновника, «гибкостью» адвоката или безграмотностью соседа для того, чтобы осуществить свой неправомерный интерес, выдавая неправо за право, — тот мыслит и действует, как софист низшего разбора, полагая, что «истина есть то, в чем я сумею убедить других». Он работает над вырождением и деградацией общей жизни» <14>. ——————————— <14> Там же. С. 182 — 183.

И. А. Ильин в своих размышлениях стремится не только обосновать тезис о наличии в системе формальных правовых отношений субъектов неправомерных интересов, но и показывает, как, с чьим участием осуществляется реализация подобных интересов. «Несовершенство положительного права, — пишет он, — есть общий бич людей, союзов, государств и всего человечества, и тот, кто принимает его в меру своего интереса, пользуется, блюдет и, может быть, поскольку отстаивает его и потом умеет уклоняться и ускользать, как только чужой правомерный интерес возложит на него по принципу взаимности неудобную повинность или стесняющую обязанность, — тот осуществляет величайшее лицемерие. В этом глубокий смысл того молчаливого согласия, на которое указывал Руссо» <15>. ——————————— <15> Там же. С. 212.

В своих рассуждениях об интересах, об их реализации в правовой сфере И. А. Ильин намечает определенные методологические подходы и типологии интересов, по критериям их правомерности и неправомерности, законности и незаконности. Согласно авторской позиции неправомерные интересы тех или иных субъектов оказывают отрицательное, деструктивное влияние на систему положительного, текущего права. Но и несовершенное законодательство непосредственно или опосредованно влияет на генезис неправомерных интересов и, как следствие этого, на неправомерное поведение, в том числе и выражаемое в молчаливом согласии с правовым произволом. Понимая остроту этих проблем, в том числе и для правовой реальности России, И. А. Ильин предлагает, обосновывает ряд идей, положений, рекомендаций по поводу разрешения данных коллизий. Это прежде всего развитие, обогащение духовной составляющей правовых отношений, правоприменительных интересов, законодательной практики. «Право, — пишет И. А. Ильин, — в его основной сущности есть необходимый для человека образ его духовной жизни… Эта связь между правом и духом настолько подлинна и существенна, что вне признания ее — ясною и зрелою или незрелою, лишь предчувствующею — невозможна жизнь нормального правосознания… Человеку-животному можно совсем обойтись без права; он будет осуществлять торжество наивной силы. Человеку как созидателю хозяйства невозможно жить вне права, но зато возможно ограничиться одною поверхностною видимостью правоты, одною схемою права, культивируя и применяя дурные и несправедливые «положительные» нормы. Только человеку как творцу духовной жизни доступно нормальное правосознание, только ему дано искать и находить правое право, ибо только ему открыта цель права и его живой источник» <16>. ——————————— <16> Ильин И. А. Теория права и государства. М.: Зерцало, 2003. С. 232 — 233.

Такова, по мысли И. А. Ильина, диалектика взаимообусловленного развития правосознания, правотворчества, правоприменения. Позитивное развитие этого процесса И. А. Ильин во многом связывает с государством, с его способностью выразить в праве, в правоприменительной деятельности интересы образующих государство граждан. По мнению автора, духовная, политическая сущность государства проявляется, выражается, с одной стороны, в том, чтобы в своей политической, властной, правовой деятельности выражать, отстаивать интересы каждого и всего населения, с другой — в развитии конструктивных, позитивных духовно-правовых интересов, правовой самодостаточности каждого гражданина государства. Размышляя по поводу этой достаточно сложной диалектичности, И. А. Ильин пишет: «Вести политическую жизнь, или, что то же, быть настоящим гражданином, значит испытывать живое неразрывное тождество между интересом государства и своим собственным интересом и через это признавать своим собственным интересом — каждый духовно верный интерес каждого из своих сограждан. К этому сводится основное содержание политической жизни» <17>. Развивая это положение, И. А. Ильин пишет далее: «…Однако это принятие государственного интереса совершается совсем не только в порядке самопожертвования, но и в порядке самоутверждения: ибо государство, ограждая и созидая национальную духовную культуру, приемлет, ограждает и питает духовный интерес каждого из своих членов» <18>. ——————————— <17> Там же. С. 268. <18> Там же.

Известно, что проблематика соотношения интересов личности и государства постоянно находится в центре различных философских, политических, иных социально-гуманитарных дискуссий. Одни их участники отдают приоритет интересам личности, в том числе и в сфере права, другие обосновывают приоритетность интересов государства. И. А. Ильин обосновывает иную концепцию интересов личности и государства, основанную на принципах равноценности, взаимосвязи, взаимодополнительности этих интересов. Понимая, осознавая, принимая интересы государства как значимые, личность, в идеале, делает или должна участвовать в их реализации, должна сохранять свою самодостаточность, в том числе и правовую, самоутверждая, саморазвивая себя, в том числе и в сфере реализации государственных интересов. Размышления И. А. Ильина по поводу соотношения интересов личности и государства, их взаимосвязи, взаимообусловленности имеют важное значение для формирования ресурсов солидарного бытия, развития ресурсов гражданской культуры населения. В условиях перманентной модернизации отечественной правовой системы особую актуальность имеют размышления И. А. Ильина о влиянии потребностей и интересов на направленность, содержание правовых реформ. «Для того чтобы нормы положительного права подверглись обновлению и исправлению, — пишет И. А. Ильин, — необходимо, во-первых, чтобы люди в этом действительно нуждались (потребность в реформе), во-вторых, чтобы эта нужда была осознана (выяснение потребности), в-третьих, чтобы сложилось уверенное знание того, что именно и в какую сторону должно быть изменено (составление проекта реформы), и, наконец, в-четвертых, чтобы эта осознанная потребность могла бы побудить уполномоченных создателей права осуществить реформу (предложение, принятие и утверждение проекта). Таким образом, прежде чем появится новое право, необходимо, чтобы у народа или хотя бы у создателей права сложилось бы новое правосознание, т. е. представление о новом праве и чувство нового правового строя. Таковы в общем причины, под влиянием которых слагается и растет положительное право; это — хозяйственные и культурные интересы людей… потребность в мире и порядке и моральное чувство; все это вместе создает новое правосознание, пробивающее себе постепенно дорогу и получающее, наконец, форму и значение правовых норм» <19>. ——————————— <19> Там же. С. 115.

Современное российское общество находится лишь в начале долгого пути по формированию нового правосознания, основанного на потенциале потребностей, интересов, моральных чувств. И одним из научно-мировоззренческих ориентиров на этом пути могут и должны стать идеи И. А. Ильина.

——————————————————————