Субфедеральное нормативно-правовое обеспечение экономической деятельности в сфере наноиндустрии

(Иншакова А. О.) («Гражданское право», 2011, N 3)

СУБФЕДЕРАЛЬНОЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ НАНОИНДУСТРИИ <*>

А. О. ИНШАКОВА

——————————— <*> Inshakova A. O. Subfederal is standard-legal maintenance of economic activities in sphere of nanoindustry.

Иншакова Агнесса Олеговна, заведующая кафедрой гражданского права и процесса Волгоградского государственного университета, доктор юридических наук, профессор.

Определяя понятие нанотехнологий и обосновывая стратегическую экономико-политическую значимость для развития страны сферы наноиндустрии, автор посвящает исследование субфедеральному уровню ее правового регулирования. В статье рассмотрены некоторые ключевые правовые акты субъектов РФ, посвященные регламентации высокотехнологичных процессов, направленных на развитие человеческого потенциала и формирование инновационного мышления.

Ключевые слова: наноиндустриализация, экономическая деятельность в сфере высоких технологий, субфедеральный уровень регулирования процесса наноиндустриализации, юридическая конструкция государственно-частного партнерства.

Defining concept of nanotechnologies and proving the strategic economic-political importance for development of the country of sphere of the nanoindustry, the author devotes research to subfederal level of its legal regulation. In article some key legal certificates of subjects of the Russian Federation, the devoted regulations of the hi-tech processes directed on development of human potential and formation of innovative thinking are considered.

Key words: nanoindustrialization, economic activities in sphere of high technologies, subfederal level of regulation of process of nanoindustrialization, a legal design of state-private partnership.

Важнейшей на сегодняшний день общегосударственной задачей, отнесенной к исключительному ведению Российской Федерации, является качественное правовое обеспечение сферы наукоемких технологий, к которым относятся высокие технологии и инновационные технологии, в том числе нанотехнологии. Для того чтобы читатель мог в полной мере понимать суть анализируемой в статье проблемы, необходимо определить само понятие «нанотехнология». Под последним автором понимается совокупность технологических методов и приемов, используемых при изучении, проектировании и производстве материалов, устройств и систем, включающих целенаправленный контроль и управление строением, химическим составом и взаимодействием составляющих их отдельных наномасштабных элементов (с размерами порядка 100 нм и меньше как минимум по одному из измерений), которые приводят к улучшению либо к появлению дополнительных эксплуатационных и/или потребительских характеристик и свойств получаемых продуктов. Еще в 2007 г. в своем Послании Федеральному Собранию РФ от 26 апреля 2007 г. Президент РФ В. В. Путин заявил о необходимости формирования в России научно-технологического потенциала, адекватного современным вызовам мирового технологического развития, особо подчеркивая при этом необходимость создания эффективной системы исследований и разработок в области нанотехнологий, основанных на атомном и молекулярном конструировании <1>. ——————————— <1> Российская газета. 2007. 27 апр.

Значимость и приоритетность развития направлений современной науки в сфере нанотехнологий в полной мере касаются и права, призванного упорядочить процесс наноиндустриализации. Сегодня перед юридическим экспертным сообществом стоит непростая задача по совершенствованию законодательства, обеспечивающего развитие инновационной деятельности в сфере нанотехнологий <2>. ——————————— <2> См.: Иншакова А. О. Задачи цивильного права в процессе наноиндустриализации страны. Наноэкономика и общество: Монография / Под ред. О. В. Иншакова. Волгоград, 2011.

Развитие и унификация правового регулирования сферы нанотехнологий происходят сегодня не только посредством взаимодействия и взаимовлияния международного, межгосударственного в рамках региональных интеграционных объединений и внутринационального — федерального уровней правового регулирования. В последнее время весьма интенсивно и планомерно унификационные тенденции развития в России правового регулирования наноиндустриализации находят свое отражение и на субфедеральном уровне. Так, Санкт-Петербург по своему инновационному потенциалу входит в число крупнейших российских центров нашей страны. Геополитические преимущества города, созданный благоприятный инвестиционный климат, наличие программы мероприятий по реализации инновационной политики призваны обеспечить лидирующую роль городу в инновационной сфере. Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2005 г. пригороду Санкт-Петербурга — городу Петергофу был присвоен статус наукограда РФ сроком на пять лет, что стало заслуженным его признанием как уникального центра образования, науки и культуры. Согласно этому Постановлению были утверждены Направления научной, научно-технической и инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний и подготовки кадров, являющиеся приоритетными для города Петергофа как наукограда РФ и соответствующие приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники РФ. В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 июля 2007 г. N 884 «О Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года» инновационное развитие города определено как одно из основных направлений развития до 2025 г. <3>. ——————————— <3> Официальный сайт Законодательного собрания г. Санкт-Петербурга. URL: www. assembly. spb. ru.

Правительство региона уделяет большое внимание формированию нормативно-правовой базы в сфере инноваций. В последние годы был принят ряд постановлений, определяющих как концептуальные основы, так и отдельные мероприятия в сфере поддержки и развития инновационной деятельности <4>. В феврале 2009 г. на заседании Правительства Санкт-Петербурга была принята Программа мероприятий по реализации инновационной политики на 2009 — 2011 годы <5>. Данная Программа осуществляет деятельность по подготовке и переподготовке кадров для субъектов инновационной деятельности Санкт-Петербурга; развитию инновационной инфраструктуры Санкт-Петербурга; реализации механизмов развития приоритетных кластеров, составляющих основу кластерной политики Санкт-Петербурга; разработке нормативных правовых актов, регулирующих предоставление мер государственной поддержки для субъектов инновационной деятельности; разработке и реализации мероприятий по пропаганде инновационной деятельности в Санкт-Петербурге и др. ——————————— <4> Там же. <5> Там же.

В целях повышения эффективности механизмов коммерциализации и внедрения в производство результатов научно-технической деятельности, повышения темпов инновационного развития города Правительство Санкт-Петербурга утвердило постановление о премии за разработку значимого инновационного проекта в промышленности Санкт-Петербурга. Интересна с точки зрения экономико-правового развития в сфере инноваций и практика Ростовской области. Так, решением коллегии Администрации Ростовской области от 20 июля 2009 г. N 48 была утверждена Концепция Областной долгосрочного целевой программы инновационного развития Ростовской области на 2010 — 2013 годы <6>. Основной целью разработки Программы руководство Администрации Ростовской области признало формирование условий обеспечения системного перехода экономики области на инновационный путь развития и устойчивого роста валового регионального продукта для последовательного повышения качества жизни населения области. Успех Концепции инновационного развития Администрация Ростовской области видит в проведении системы следующих мероприятий. ——————————— <6> Официальный портал Администрации Ростовской области. URL: http:// www. donland. ru/ Default. aspx? pageid= 75194.

Развитие человеческого потенциала и формирование инновационного мышления. Единственным известным сегодня способом развития человеческого потенциала является образование, поэтому в рамках этой системы принято решение о развитии в Ростовском регионе образовательного уровня населения с целью повышения восприимчивости к инновациям хозяйствующих субъектов и экономики области в целом в долгосрочной перспективе. Развитие инновационной инфраструктуры области. Для обеспечения эффективного функционирования и устойчивого развития региональной инновационной системы Концепция предлагает субфедеральное и государственное стимулирование опорных элементов инновационной инфраструктуры области — университетов, сетей трансфера технологий, высокотехнологичных бизнес-инкубаторов, технопарков, научно-производственных центров, коучинг-центров, венчурных фондов, особых территорий инновационного развития и т. д. В Ростовской области накоплен большой опыт функционирования технопарков в рыночных условиях, прежде всего это относится к технопарку Таганрогского технологического института Южного федерального университета и Донскому технопарку Южно-Российского технического университета. Развитие технопаркового движения области лежит в направлении создания строительного экотехнопарка, регионального агропромышленного технопарка, технопарка энергосберегающих технологий и др. <7>. ——————————— <7> Там же.

Одной из основных задач инновационного развития Ростовской области является создание современной технологической базы материального производства на основе передовых отечественных и иностранных достижений научно-технического прогресса. Совершенствование информационного обеспечения инновационной деятельности согласно принятой Концепции направлено на формирование регионального информационного ресурса в инновационной сфере, позволяющего повысить объективность оценки инновационного потенциала и результатов научно-технической деятельности, сформировать базу по технологическим запросам секторов региональной экономики на основе сопровождения и развития портала инновационной деятельности Ростовской области. Внешнеэкономическая политика Ростовской области предусматривает разработку комплекса мер по стимулированию инновационной активности в целях расширения внешнеторговой деятельности предприятий и организаций. С этой целью необходимо привлечение зарубежного бизнеса и инвестиций в сферу инновационного предпринимательства, расширение экспортного потенциала региональных предприятий; создание инновационной инфраструктуры, содействующей производству экспортной продукции (работ, услуг), конкурентоспособной на мировых рынках; реформирование системы дополнительного профессионального обучения, включение курсов по внешнеторговым и финансовым операциям для инновационных товаров, технологий, продуктов интеллектуальной деятельности; формирование инновационной корпоративной культуры с учетом международных принципов и стандартов; оказание содействия инновационным предприятиям — экспортерам при выходе на конкурентные рынки развитых стран; обеспечение защиты прав на интеллектуальную собственность за рубежом <8>. ——————————— <8> Там же.

Другим примером активного развития инновационных процессов на уровне субъектов РФ является практика, сложившаяся в Краснодарском крае. Законодательным собранием Краснодарского края 5 апреля 2010 г. принят Закон Краснодарского края N 1946-КЗ «О государственной поддержке инновационной деятельности в Краснодарском крае» <9>. Целенаправленность данного документа отражает общие тенденции экономико-правового развития субфедеральных нанотехнологических цепочек. Так, среди основных желаемых достижимых эффектов Закона такие, как: определение приоритетных научно-технических направлений, обеспечивающих динамичное развитие экономики Краснодарского края; формирование территорий научно-технического и (или) инновационного развития экономики Краснодарского края; увеличение числа технопарков в сфере производства, осуществляющих внедрение и реализацию перспективных инноваций, ориентированных на рынок; разработка и принятие целевых программ в инновационной сфере в целях развития экономики Краснодарского края; поддержка инновационных проектов, обеспечивающих развитие экономики Краснодарского края, и др. С целью координации реализации основных направлений инновационной политики в Краснодарском крае создан постоянно действующий совещательный коллегиальный орган — Совет по инновационному развитию Краснодарского края <10>. ——————————— <9> Портал исполнительных органов государственной власти Краснодарского края. URL: http:// krasnodar. ru/ content/ 128/. <10> Там же.

Согласно Закону Краснодарского края «О государственной поддержке инновационной деятельности в Краснодарском крае» <11> на государственную поддержку могут претендовать субъекты инновационной деятельности, реализующие инновационные проекты на территории Краснодарского края, которые получили статус приоритетных инновационных проектов и включены в реестр приоритетных инновационных проектов Краснодарского края. ——————————— <11> Там же.

Инновационные проекты пользуются государственной поддержкой согласно положениям указанного Закона. В частности, к ним применяется льготная система налогообложения, нанотехнологичные комплексы имеют право на льготное кредитование в коммерческих банках, получение региональных субсидий и т. д. Одним из самых масштабных и значимых проектов субфедерального уровня правовой унификации и развития наноиндустрии является Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года. Распоряжением Правительства РФ от 5 июля 2010 г. N 1120-р была утверждена Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года. В данную Стратегию вошли: Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Забайкальский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область. Одной из первостепенных задач Стратегии является государственная поддержка развития инфраструктуры инновационной деятельности, а также транспортной, энергетической, информационно-коммуникационной и социальной инфраструктуры в Сибири. Реализация сценария социально-экономического развития Сибири обеспечит развитие машиностроения в качестве технологической базы модернизации и инновационного развития сибирской экономики, основой которой является синтез новых производственных технологий и новых материалов, распространение инновационных практик и технологий в агропромышленном комплексе Сибири. Основой развития инновационной сферы Сибири в 2010 — 2020 годах является система научных центров и академгородков, наукоградов Кольцово и Бийск, вузовских и отраслевых научных и научно-исследовательских институтов. На них возложены помимо проведения фундаментальных исследований: разработка и реализация пилотных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; подготовка высококвалифицированных кадров; генерация малых предприятий в сфере высокотехнологического наукоемкого бизнеса; организация научно-внедренческих центров, технопарков и бизнес-инкубаторов. Наряду с укреплением существующих научных центров в городах Новосибирске, Красноярске, Томске, Иркутске и Улан-Удэ планируется создание и развитие нескольких новых крупных научно-образовательных и научно-производственных центров, включающих национальные исследовательские университеты в городах Иркутск, Кемерово, Красноярск, Новосибирск и Томск; особой экономической зоны технико-внедренческого типа в городе Томске; национального центра горнодобывающей промышленности в городе Кемерово; национального центра горной и металлургической промышленности в городе Новокузнецке; регионального промышленного парка в городе Омске; сети региональных инновационных технопарков в городах Иркутск, Кемерово и Новосибирск; наукоградов в городах Бийск и Кольцово и центров Сибирского агротехнопарка, которые станут одними из основных системообразующих звеньев новой инновационной системы Сибири. В 2010 — 2020 годах в Сибири будет развиваться инновационная система, представляющая собой совокупность взаимосвязанных организаций, занятых производством и коммерческой реализацией знаний и технологий, и комплекса институтов правового, финансового и социального характера, которые обеспечат взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских и некоммерческих организаций во всех сферах экономики и общественной жизни. Сценарий развития Сибири увязан с инновационным сценарием Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Необходимость субфедерального уровня правового регулирования инновационных технологических цепочек и развитие законодательного обеспечения наноиндустриализации на сегодняшний день являются актуальными и требующими особого внимания со стороны региональных органов законодательной и исполнительной власти. Положительной унификационной тенденцией развития соответствующей законодательной сферы является выявленный в ходе исследования факт соответствия предписаний принимаемых субъектами Федерации правовых актов, направленных на развитие инновационных технологий, основным положениям, закрепленным правовыми актами, принимаемыми на уровне интеграционных региональных объединений ЕврАзЭС и СНГ. Вместе с тем важность каждого субфедерального правового акта не вызывает сомнений в связи с тем, что на уровне региональных объединений невозможно проработать детальную концепцию развития в области наноиндустриализации, учитывающую специфику каждого отдельно взятого субъекта Федерации. Кроме того, на федеральном уровне в РФ таких правовых актов практически не существует. А действующие на федеральном уровне соответствующие правовые акты в полной мере не отвечают требованиям интеграционного развития каждого субъекта Федерации в отдельности. Интенсивное развитие субфедерального уровня правового регулирования, направленного на развитие социально значимых объектов, находящихся в сфере непосредственного государственного интереса и контроля, позволяет более детально регулировать процессы наноиндустриализации с учетом научного потенциала, экономико-правовой и социальной специфики субфедерального образования. Перспективной темой для дальнейшего продолжения исследований в области правового обеспечения процесса наноиндустриализации страны на субфедеральном уровне регулирования, по мнению автора, может стать анализ относительно новой для российской экономико-правовой действительности такой юридической конструкции, как государственно-частное партнерство.

——————————————————————