Мотивация поведения

(Фисенко О. В.)

(«Юрист», 2011, N 19)

МОТИВАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ

О. В. ФИСЕНКО

Фисенко Ольга Владиславовна, аспирантка кафедры гражданско-правовых дисциплин юридического факультета Чувашского госуниверситета, г. Чебоксары.

Исследование психологической мотивации поведения субъектов права весьма актуально, поскольку профилактика неблагоприятных правовых ситуаций должна опираться на понимание психологических причин совершения людьми деяний. По мнению автора, чрезмерное тщеславие является причиной обидчивости, заносчивости, катализирует агрессивное поведение.

Ключевые слова: мотивация поведения, агрессивное поведение, требования, общение, конфликт.

Motivation of behavior

O. V. Fisenko

Research of psychological motivation of behavior of subjects of law is topical as prevention of negative legal situations must be based on the understanding of psychological reasons of committing of actions by people. The author believes that exceeding vanity is the reason for susceptibility, arrogance and catalyzes aggressive behavior.

Key words: motivation of behavior, aggressive behavior, requirements, intercourse, conflict.

На мотивацию поведения влияют агрессивные действия по отношению к другим, преступность, употребление алкоголя, наркотиков, курение, бродяжничество, самоубийство.

Л. М. Зюбин (1963 г.) отмечает три причины, приводящие к особенностям мотивации трудных подростков:

1) недостаток умственного развития в целом (но не патология), что препятствует правильному самоанализу поведения и прогнозированию его последствий;

2) недостаточная самостоятельность мышления и поэтому большая внушаемость и конформность;

3) низкая познавательная активность, обедненность и неустойчивость духовных потребностей.

Проблема агрессивного поведения в последние годы все больше привлекает внимание психологов, а если оно выливается в преступное поведение, то и криминалистов.

К экстремальным психическим состояниям относится повышенная агрессивность — устойчивое стремление индивида нанести физический или психотравмирующий вред, ущерб другим людям.

Агрессия может быть фрустрационной (агрессивность против тех, кто препятствует достижению значимых целей), импульсивной, аффективной. Она может быть также умышленной и инструментальной (когда агрессия используется лишь как средство достижения цели).

Агрессивность как устойчивая черта формируется в неблагоприятных условиях психического развития личности. Чем ниже уровень социализированности, тем выше уровень агрессивности индивида.

Можно сказать, что степень агрессивности индивида — показатель уровня его десоциализированности.

Агрессивность индивида связана с дефектами социализации, негативным влиянием массовой культуры, дефектами в психической саморегуляции индивида. Как проявление дефекта психической саморегуляции агрессивность связана со слабостью у индивида антистрессовой защиты, повышенным уровнем тревожности.

В формировании агрессивных типов отмечается их ранняя эмоциональная депривация (недостаточность положительных эмоций в раннем детстве), жестокость обращения, суровое отношение родителей и ближайшего окружения.

Нередко агрессивность развивается как противодействие авторитарной власти в семье, малых группах, когда у индивида остается единственный шанс на самоутверждение при помощи агрессивных действий.

Общей особенностью агрессивного поведения являются неадекватные реакции, неустойчивость к психотравмирующим воздействиям, нарушенность механизмов психологической защиты, готовность к психическому срыву, неконтролируемость отдельных типов реакций, слабость тормозного процесса.

Агрессия начинается с возникновения конфликтной (при общении) или фрустрирующей (при деятельности) ситуаций, играющих роль внешнего стимула.

Для возникновения состояния конфликта необходимо «столкновение мнений, желаний, интересов, целей между обещающимися, субъекты обещания не захотели пойти на компромисс, а также между ними возникли взаимные неприязненные отношения — враждебность. Для любого конфликта нужны определенные провоцирующие условия, в качестве которых могут выступать как внешние объекты, так и определенные черты субъекта: обидчивость, вспыльчивость, заносчивость, «ершистость», подозрительность, мстительность, нетерпимость к возражениям, неуступчивость. Они создают предрасположенность субъекта к возникновению состояния конфликта. Кроме «возбудимости» на возникновение агрессивного поведения влияет и такая особенность личности характера, как «демонстративность».

Демонстративная личность постоянно стремится произвести впечатление на других, привлечь к себе внимание. Это реализуется в тщеславном поведении, часто нарочито демонстративном. Именно чрезмерное тщеславие и приводит к обидчивости, заносчивости, которые, в свою очередь, играют большую роль для агрессивного поведения.

Мотивация агрессивного поведения

Агрессивное поведение — это уход из фрустрирующей, конфликтной, трудной ситуации. Это поведение проявляется в различных формах: избегание трудных заданий, ответственных поручений, уход с уроков, если предстоит контрольная работа, побеги из неблагополучной семьи и т. п.

Агрессивное поведение субъекта вызывают следующие обстоятельства:

1) отсутствие положительного эмоционального отношения со стороны других;

2) расхождение собственной самооценки с оценкой другими;

3) непосильные требования к нему, порождающие фрустрационные переживания (постоянный страх перед неудачей);

4) переживание бессилия, потеря надежды на возможность преодолеть трудности, избавиться от наказания;

5) отрицательное отношение к предъявленным к нему требованиям.

Способствуют проявлению агрессивного поведения повышенная внушаемость субъекта, подражание другим лицам, ожидаемое облегчение после избегания возможных неприятностей, ожидания неограниченной свободы, самостоятельности.

Мотивы аддиктивного поведения

Под аддиктивным поведением понимают злоупотребление одним или несколькими химическими веществами, протекающее на фоне изменения состояния сознания.

Как известно, к вредным привычкам относят потребление алкоголя, наркотиков и курение.

Мотивы употребления алкоголя. Основными мотивами приобщения к спиртному подростков и юношей больше чем в трети случаев называются традиции и обычаи, соблюдение которых служит средством включения в рефератную группу. Подростки и юноши приходят в компанию для того, чтобы пить, а пьют для того, чтобы быть в компании. В то же время в большинстве случаев мотивы употребления алкоголя осознаются подростками еще недостаточно.

Мотивы начала употребления наркотиков. Главной причиной начала употребления наркотиков называется любопытство (в 50% случаев). Многие не могут указать истинную причину и поэтому отвечают, что им предложили. Некоторые начали употреблять наркотики из-за моды.

У взрослых поводом для употребления алкоголя или наркотиков может быть стремление разрешить конфликт, устранить напряженность между желаемой целью и средствами ее достижения. Одна из функций алкоголя или наркотиков может заключаться в том, чтобы временно «вызволить» человека из напряженности повседневного существования с его кажущимися или действительно неразрешимыми конфликтами. Жажда такой «свободы» ведет к зависимости от алкоголя и наркотиков и может стать причиной саморазрушительного поведения, принять формы болезни.

У юношей с аддиктивными наклонностями снижена потребность в общении, но повышен мотив личной автономии. Желание вылечиться от этой болезни определяется многими причинами. Прежде всего ухудшение самочувствия, воспоминания о периодах трезвости, чувство пустоты в жизни, ухудшение отношений с родными, снижение работоспособности, ухудшение отношений на работе и угроза увольнения, ухудшение материального положения. Значительно реже среди причин является страх за свою жизнь. Обострение заболеваний, снижение сексуальных возможностей, конфликты с милицией.

Мотивы приобщения к курению подростков и юношей. Причинами приобщения к курению учащихся до 13 лет называют простое баловство, любопытство, желание казаться взрослым, приятность ощущений. После 13 лет к этим причинам присоединяются факторы группового давления: нежелание быть «белой вороной», влияние товарищей, боязнь отвержения курящими товарищами, мода, подражание идеалу. Указывается желание похудеть.

Мотивы суицидального поведения

Некоторые психологи выделяют пять ведущих мотивов суицидального поведения:

1. Протест, месть. Этот мотив возникает у лиц с высокой самооценкой, с активной или агрессивной позицией.

2. Непереносимость угрозы, стремление избежать ее путем самоустранения.

3. «Самонаказание» — как протест внутри личности.

4. «Отказ» — в связи с потерей смысла существования (например, в связи с утратой близкого человека или в связи с неизлечимой тяжелой болезнью).

5. Призыв. Смысл этого мотива состоит в активации помощи извне.

Основными мотивами самоубийств являются лично-семейные конфликты, к которым относятся развод, смерть близких, одиночество, неудачная любовь, оскорбление со стороны окружающих, безработица, алкоголизм, нищета и т. д.

Выделяют внутреннее суицидальное поведение и внешнее. Первое, называемое пресуицидом, связано с формированием мотива суицида и включает три стадии:

а) пассивные суицидальные мысли, которые характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти, но не на тему лишения себя жизни;

б) суицидальные замыслы — активная форма проявления тенденции к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана;

в) суицидальные намерения — замысел перерастает в решение и волевой импульс, побуждающий к непосредственному переходу к внешним проявлениям намерения.

Различают также истинное намерение к суициду, целью которого является действительное стремление лишить себя жизни, и демонстративно-шантажистское, цель которого — лишь демонстрация этого намерения. В зависимости от этого могут выбираться и разные способы самоубийства и покушения на жизнь.

При самоубийствах используется самоповешение, огнестрельные повреждения, отравление, падение с высоты. При суицидальных попытках (демонстрациях) применяются отравление, самопорезы и самоповешение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белозерова Л. И. Основы теории и методики воспитательной работы с трудными детьми. Киров, 1992.

2. Дерешкевичус П., Йовавайша Л. Некоторые итоги исследования агрессивного поведения подростков. М., 1977.

3. Еникеев М. И. Общая социальная и юридическая психология. М., 2005.

4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2002.

5. Мариновская И. Д., Тихомиров С. Н. Юридическая психология. М., 2005.

6. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988.

7. Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности. СПб., 1996.

8. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М., 1986.

9. Худиков В. А Психология аномального развития в детском и подростковом возрасте. Киев, 1993.

10. Шляхтина О. И. Взаимосвязь агрессивности с личностными особенностями и социальным статусом. СПб., 1997.

——————————————————————