Понятие и структура образовательного правоотношения

(Трошкина Т. Н.) («Реформы и право», 2011, N 3)

ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ <1>

Т. Н. ТРОШКИНА

——————————— <1> Статья подготовлена в рамках исследовательского проекта «Понятие, предмет, система и источники образовательного права: к формированию учебно-методической базы курса «Образовательное право» по Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 — 2013 годы.

Трошкина Татьяна Николаевна, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник Института публично-правовых исследований, доцент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

В статье раскрывается понятие образовательного правоотношения, сравниваются понятия «образовательное правоотношение» и «правоотношение в сфере образования», анализируется структура образовательного правоотношения: объект, субъекты и содержание.

Ключевые слова: образовательное правоотношение, объект и субъекты образовательного правоотношения, содержание образовательных правоотношений.

The concept and structure of the Educational Relationship T. N. Troshkina

The article deals with the concept of educational legal relationship, «compared the notion of educational legal relationship» and the notion of «legal relations in education». Author examines the legal structure of educational legal relationship: object, subjects and content.

Key words: educational legal relationship, object and subjects of educational legal relationship, content of educational legal relationships.

Исследование образовательных правоотношений имеет определяющее значение для уяснения понятия образовательного права. Определить предмет образовательного права невозможно без уяснения понятия образовательного правоотношения, определения его содержания и структуры, выявления отличительных черт образовательных правоотношений от иных правоотношений. Отправной позицией для уяснения особенностей образовательных правоотношений должно послужить сформировавшееся в общей теории права учение о правоотношении, в соответствии с которым правоотношение определяется как сложное по составу и имеющее свою структуру общественное отношение, характеризующееся определенными признаками, которые позволяют выделить правоотношение в качестве особого вида общественного отношения, урегулированного правом. Переходя от общего понятия правоотношения непосредственно к образовательному правоотношению, необходимо разграничить кажущиеся на первый взгляд близкими по значению понятия «образовательные правоотношения» и «правоотношения в сфере образования». Одним из первых это сделал В. М. Сырых. В своей работе «Образовательное право как отрасль российского права» он писал: «Понятие «правоотношение в сфере образования» характеризует все виды правоотношений, существующих в образовательной сфере, которая, подобно любой предметно-практической деятельности общества и государства, носит комплексный характер, присущие ей отношения регулируются практически нормами всех отраслей права. Как показывает анализ Закона РФ «Об образовании», в нем можно без какого-либо труда найти нормы конституционного, административного, гражданского, трудового, финансового, семейного и других отраслей права. Понятие «образовательное правоотношение» применяется для обозначения правоотношений, составляющих непосредственный предмет образовательного права, его ядро как самостоятельной отрасли российской системы права. Именно эти правоотношения наиболее полно и ярко отражают специфику образовательной сферы, ее функции и место в системе процессов и явлений современного гражданского общества» <2>. ——————————— <2> Сырых В. М. Образовательное право как отрасль российского права. М., 2000. С. 10 — 11.

Образовательные отношения представляют собой отношения, в которые вступают в процессе обучения и воспитания обучающиеся, с одной стороны, и с другой стороны — образовательные учреждения и педагоги. Специфика образовательных правоотношений, их отличие от других видов правоотношений проявляются практически во всех элементах их структуры — объекте, субъектном составе и содержании. Объект образовательного правоотношения устанавливается в соответствии с содержащимся в законодательстве определением образования. Так, в соответствии с преамбулой Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании» <3> под образованием понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Объектом образовательных правоотношений выступают духовные блага — знания, навыки (упрочившиеся, устоявшиеся способы выполнения действий) и умения (профессионализм в определенной сфере деятельности). ——————————— <3> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1797.

Особенностью объекта образовательного правоотношения является то, что его содержание и параметры не могут определяться соглашением участников (субъектов) образовательного правоотношения. Содержание знаний, которые должен усвоить обучающийся, система навыков и умений определяются образовательной программой соответствующего уровня и направленности. При этом, как отмечает В. М. Сырых, знания, усвоенные обучающимися, должны быть не ниже минимума знаний, предусмотренного государственным образовательным стандартом. Минимальная система навыков и умений на уровне отдельной образовательной программы также определяется государственным образовательным стандартом. Наличие устанавливаемого государственными стандартами уровня знаний, навыков и умений у обучающихся проверяется в процессе текущего и промежуточного контроля успеваемости, а также итоговой аттестации выпускников <4>. ——————————— <4> Сырых В. М. Указ. соч. С. 11 — 12.

Таким образом, объектом образовательных правоотношений являются не просто знания, навыки и умения, а лишь такие приобретенные в процессе обучения знания, навыки и умения, уровень которых соответствует государственным образовательным стандартам. Факт такого соответствия устанавливается в ходе итоговой аттестации обучающегося и удостоверяется установленными документами об образовании (ст. 27 Закона РФ «Об образовании»). Субъектный состав образовательных правоотношений включает, с одной стороны, обучающихся, воспитанников, а в ряде случаев и их законных представителей, а с другой стороны, образовательные учреждения, их педагогический персонал и иных работников. К участникам образовательных правоотношений законодательство предъявляет особые требования. Образовательное учреждение должно иметь лицензию на право осуществления образовательной деятельности и пройти государственную аккредитацию (ст. ст. 33.1 и 33.2 Закона РФ «Об образовании») педагогические работники должны иметь соответствующий образовательный ценз и отвечать ряду других условий, установленных законодательством. В соответствии со ст. 53 Закона РФ «Об образовании» особенности занятия педагогической деятельностью устанавливаются Трудовым кодексом РФ <5>. ——————————— <5> Глава 52 «Особенности регулирования труда педагогических работников» Трудового кодекса РФ (ст. ст. 331 — 336).

Так, в соответствии со ст. 331 Трудового кодекса РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном Типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ. Там же установлены категории лиц, которые не допускаются к педагогической деятельности: а) лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; б) лица имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному наказанию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности; в) лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления; г) лица, признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; д) лица, имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения. Очевидная специфика субъектного состава образовательных правоотношений проявляется уже при самом беглом анализе статуса обучающегося. Как известно, полная дееспособность (способность своими собственными действиями приобретать права и обязанности) возникает у гражданина (физического лица) с 18 лет. В некоторых отраслях права предусматривается и более ранняя дееспособность (деликтоспособность): в налоговом праве — с 16 лет, в трудовом праве — с 15 лет, в уголовном праве — с 14 лет. В образовательных правоотношениях субъекты становятся дееспособными с раннего детства — с момента начала занятий в дошкольных образовательных учреждениях. Психически больные лица, которые по гражданскому и иным отраслям права считаются недееспособными, в образовательном праве обладают правосубъектностью и обучаются в коррекционных образовательных учреждениях. Родителям (законным представителям) обучающихся, воспитанников в соответствии со ст. 52 Закона РФ «Об образовании» предоставлена возможность участвовать в отношениях, сопутствующих образовательным: а) до получения несовершеннолетними детьми общего образования имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением; б) обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования; в) обязаны выполнять устав образовательного учреждения; г) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье; д) несут ответственность за воспитание обучающихся, воспитанников, получение ими общего образования и т. д. Несмотря на наделение родителей (законных представителей) обучающихся, воспитанников правосубъектностью, позволяющей им участвовать в правоотношениях, сопутствующих образовательным, непосредственно участвовать в образовательных правоотношениях могут только сами воспитанники и обучающиеся. В образовательных правоотношениях обучающийся (воспитанник) всегда сам своими действиями реализует предоставленные ему права и возложенные на него обязанности. Содержание образовательных правоотношений при их анализе также позволяет выявить специфические черты и особенности. Согласно известным теориям права два способа реализации субъективных прав — собственными действиями управомоченного лица и с помощью действий другого обязанного лица — в образовательных правоотношениях используются, как правило, одновременно. Обучающийся (воспитанник) вступает в образовательное правоотношение с образовательным учреждением и получает необходимые ему знания, навыки и умения, посещая организованные этим образовательным учреждением занятия. Однако организация образовательного процесса обязанной стороной — образовательным учреждением — является условием необходимым, но не достаточным. «Необходимые знания, навыки и умения, — как верно отмечает В. М. Сырых, — обучающийся может сформировать лишь собственными действиями, прилагая достаточно серьезные усилия по усвоению изучаемых им курсов и своевременному выполнению им учебного плана» <6>. ——————————— <6> Сырых В. М. Указ. соч. С. 16.

Таким образом, обучающийся (управомоченный субъект правоотношений), реализуя свое право на образование, опирается на образовательный процесс, организуемый образовательным учреждением (обязанной стороной), но при этом совершает собственные активные действия по освоению образовательной программы соответствующего уровня. Без этих активных действий управомоченного лица невозможно овладение необходимыми знаниями, навыками и умением. Иными словами, можно «прослушать» курс, присутствовать на занятиях, выполнять те или иные задания, контрольные и лабораторные работы и т. п., но не достигнуть основной цели получения необходимого объема знаний, навыков и умений не ниже уровня установленного государством образовательного стандарта. Факт усвоения образовательной программы подтверждается итоговой аттестацией. Лица, успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают новый образовательный ценз, подтверждаемый соответствующим документом об образовании. Отметим, что при реализации права на образование управомоченный субъект (обучающийся) может обойтись без услуг обязанного лица (образовательного учреждения), оставаясь формально вне организованного им образовательного процесса. В данном случае речь идет о получении образования экстернатом. Существенной особенностью содержания образовательного правоотношения является то, что обязанная сторона — образовательное учреждение — обладает властными полномочиями по отношению к управомоченному субъекту (обучающемуся, воспитаннику). Они могут применять к управомоченному субъекту меры дисциплинарной ответственности, вплоть до исключения из образовательного учреждения. Обязанными и одновременно наделенными властными полномочиями субъектами образовательных правоотношений, наряду с образовательными учреждениями, являются также педагогические работники (они поддерживают порядок в аудитории, могут применить к нарушителям дисциплины меры дисциплинарного характера, осуществляют текущий и промежуточный контроль, проводят итоговую аттестацию и т. д.). Игнорирование специфики образовательных правоотношений на практике может приводить к существенным проблемам, искажающим сущность механизма правового регулирования образовательных правоотношений. Деятельность образовательных учреждений ошибочно отождествляется с деятельностью по предоставлению образовательных услуг, под которыми понимается одна из разновидностей гражданских услуг. Подобная точка зрения приводит к тому, что образовательные отношения сводятся к обычным гражданским правоотношениям, в отношении которых применимы нормы гражданского законодательства (Гражданского кодекса РФ) и законодательства о защите прав потребителей. Одним из примеров ошибочной трактовки сущности и содержания образовательных правоотношений является позиция российского антимонопольного ведомства, сформулированная в решении коллегии Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 24 ноября 1999 года (текст данного решения был распространен письмом Министерства образования РФ от 19 января 2000 года N 14-51-59ин/04 <7>). Так, например, Министерство признало условием договоров, противоречащим законодательству, «включение в договоры в одностороннем порядке права расторгать договор в случаях неоплаты, просрочки оплаты образовательных услуг, а также в случаях, когда обучающийся отчисляется в связи с невыполнением учебного плана (противоречит в части вопросов оплаты услуг за обучение ст. 310 ГК РФ)». ——————————— <7> Бюллетень Минобразования РФ. 2000. N 4.

Подобный подход демонстрируют и некоторые юристы — исследователи. Так, подготовленный на юридическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова проект Образовательного кодекса РФ (опубликован в Ученых записках юридического факультета МГУ за 2008 год <8>) исходил, по существу из отождествления образовательных отношений и отношений по предоставлению образовательных услуг и представлял собой проект не кодифицированного акта об образовании, а скорее акта, регулирующего процесс оказания образовательных услуг, в том числе одного из направлений предпринимательской деятельности — оказания платных образовательных услуг. ——————————— <8> Проект федерального законодательного акта, интегрирующего законодательство по всем уровням системы образования (Образовательного кодекса Российской Федерации) // Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. Труды Юридического факультета. М., 2008. Кн. 10. С. 313 — 466.

Важно отметить, что ни Гражданский кодекс РФ, ни законодательство о защите прав потребителей не регулируют образовательные отношения. Нормы упомянутых отраслей регулируют порядок предоставления услуг по обучению, названных в Законе РФ «Об образовании» платными образовательными услугами. В соответствии со ст. 45 Закона РФ «Об образовании» государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами. К таким услугам законодатель относит: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги. Перечисленные услуги регулируются Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 года N 505 <9>. ——————————— <9> Собрание законодательства РФ. 2001. N 29. Ст. 3016.

При предоставлении платных образовательных услуг педагогический работник вступает не в образовательные, а в гражданско-правовые отношения, в которых он не наделяется властными полномочиями. Оказывая такие услуги, он не вправе требовать от обучающегося выполнения учебного плана, он не имеет полномочий по привлечению обучающегося к дисциплинарной ответственности, не проводит итоговой аттестации и т. д. В то же время собственно образовательные правоотношения не являются отношениями гражданско-правовыми, поскольку они не имеют имущественного характера и в них отсутствует элемент возмездности. Это со всей очевидностью прослеживается в сфере деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений. Появление негосударственных учебных учреждений и возможности получать образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях за счет средств самого обучающегося, его законных представителей или спонсоров ничего принципиально не изменили в природе образовательных правоотношений. Привнесение элемента платности и возмездности в эти правоотношения не сделало их гражданско-правовыми по своей сути. Такие правоотношения остаются по своей природе образовательными. Если бы произошло их превращение в гражданские правоотношения, то, как верно отмечает В. М. Сырых, было бы достаточно в соответствии со ст. 779 Гражданского кодекса РФ заплатить по договору оказания возмездных услуг и заказчик услуги получил бы искомый диплом <10>. Однако этого не происходит, а там, где имеют место такие случаи, совершается мошенничество в сфере образования, поскольку получение нового образовательного ценза, подтвержденного соответствующим дипломом об образовании, невозможно без успешного выполнения обучающимся учебного плана, что подтверждается им в ходе итоговой аттестации. ——————————— <10> Сырых В. М. Указ. соч. С. 30.

В заключение сформулируем основные выводы по теме данной статьи. 1. Понятие образовательного правоотношения. 1.1. Образовательные правоотношения представляют собой урегулированные законодательством об образовании отношения, в которые вступают в процессе обучения и воспитания обучающиеся (воспитанники), с одной стороны, и образовательные учреждения, педагоги, с другой стороны. 1.2. Цель образовательных правоотношений (их социальная функция) — участие в воспитании личности и формирование у нее необходимых знаний, навыков и умений. 1.3. Образовательные правоотношения составляют предмет образовательного права. 1.4. Следует отличать образовательные правоотношения от правоотношений в сфере образования. В образовательные правоотношения субъекты (участники) вступают для реализации основной задачи образования — осуществления целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, сопровождающегося констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Правоотношения в сфере образования носят комплексный характер. Под ними понимаются все виды правоотношений, существующих в образовательной сфере: отношения, регулируемые нормами конституционного, административного, финансового, гражданского, трудового, семейного и иных отраслей права и законодательства. 1.5. Практическое значение разграничения образовательных правоотношений и правоотношений в сфере образования состоит в разрешении коллизий норм законодательства об образовании и иных смежных отраслей права (гражданского, трудового, налогового, бюджетного, семейного и т. д.). Для образовательных правоотношений норма законодательства об образовании выступает в качестве lex specialis, а для правоотношений в сфере образования — в качестве lex generalis. 2. Структура образовательного правоотношения. Структуру образовательного правоотношения составляют: а) объект правоотношения; б) субъекты правоотношения (субъектный состав); в) содержание правоотношения (субъективные права, обязанности, ответственность). 3. Объект образовательного правоотношения. 3.1. Объект образовательного правоотношения — это духовные блага в виде: а) знаний, объем и содержание которых определяются образовательной программой соответствующего уровня и направленности. Знания, усвоенные обучающимся, не должны быть ниже минимума, предусмотренного государственным образовательным стандартом; б) навыков, под которыми понимаются упрочившиеся способы выполнения действий; в) умений, представляющих собой высокий уровень профессионализма в определенной сфере деятельности. 3.2. Объектом образовательных правоотношений являются не любые знания, навыки и умения, приобретенные в процессе обучения, а только такие, уровень которых соответствует государственному образовательному стандарту (не ниже уровня, установленного в таком стандарте), что подтверждается итоговой аттестацией обучающихся и удостоверяется соответствующим документом об образовании. 4. Специфика содержания образовательного правоотношения. 4.1. Обучающийся — управомоченный субъект правоотношений — для реализации своего права на образование вступает в образовательный процесс, организуемый образовательным учреждением — обязанным субъектом правоотношений. Однако участие в образовательном процессе является условием необходимым, но не достаточным для реализации образовательной функции. Обучающийся должен совершить собственные активные действия по освоению образовательной программы соответствующего уровня, без которых невозможно овладение необходимыми знаниями, навыками и умениями. Факт усвоения образовательной программы подтверждается итоговой аттестацией. Только успешно прошедшие итоговую аттестацию получают новый образовательный ценз, подтверждаемый соответствующим документом об образовании. 4.2. Существенной особенностью содержания образовательного правоотношения является то, что обязанная сторона — образовательное учреждение, педагоги, воспитатели — обладает властными полномочиями по отношению к управомоченному субъекту (обучающемуся, воспитаннику). Она может применять к управомоченному субъекту меры дисциплинарной ответственности (вплоть до исключения из образовательного учреждения), осуществлять текущий и промежуточный контроль, проводить итоговую аттестацию и т. д. 5. Образовательные правоотношения и правоотношения по оказанию образовательных услуг. 5.1. Образовательное правоотношение не является по своей природе гражданско-правовым, оно не имеет имущественного характера, в нем отсутствует элемент возмездности. Правоотношения по оказанию образовательных услуг имеют гражданского правовую природу, являются правоотношениями имущественного характера, в которых присутствует элемент возмездности. Как следствие, — правоотношения по оказанию образовательных услуг регулируются нормами гражданского права, к ним применимы положения актов законодательства о защите прав потребителей; — образовательные правоотношения регулируются нормами законодательства об образовании и нормы гражданского законодательства и законодательства о защите прав потребителей к ним не применяются. 5.2. Государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами. Понятие платных образовательных услуг определено в законодательстве об образовании через установление открытого перечня соответствующих услуг: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и др. (ст. 45 Закона РФ «Об образовании»). Порядок предоставления платных услуг установлен Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 года N 505. При предоставлении платных образовательных услуг педагогический работник, работающий как в государственном (муниципальном), так и в частном образовательном учреждении, вступает не в образовательные, а в гражданско-правовые отношения, в которых он не наделяется властными полномочиями. Оказывая такие услуги, он не вправе требовать от обучающегося выполнения учебного плана, он не имеет полномочий по привлечению обучающегося к дисциплинарной ответственности, не проводит итоговой аттестации и т. д. 6. Субъектный состав образовательных правоотношений. Субъектный состав образовательного правоотношения включает: а) обязанные лица — образовательные учреждения, педагоги, воспитатели — организующие образовательный (воспитательный) процесс, участвующие в нем будучи наделенными определенными властными полномочиями (применение мер дисциплинарной ответственности, проведение текущего и промежуточного контроля, организация итоговой аттестации, выдача документов об образовании и т. д.); б) управомоченные лица — обучающиеся, воспитанники — посещают занятия, организуемые обязанными субъектами, в иных формах участвуют в образовательном процессе и при этом своими активными действиями осваивают образовательные программы — получают предусмотренные ими знания, приобретают необходимые навыки и умения. Родители и иные законные представители обучающихся (воспитанников), а также некоторые категории работников образовательного учреждения (медицинский персонал, управленческие кадры и т. д.) не участвуют непосредственно в образовательных правоотношениях, а являются участниками (субъектами) правоотношений, сопутствующих образовательным. 7. Субъект образовательного права и субъект образовательного правоотношения. Субъект образовательного права — это лицо, наделенное законодательством правосубъектностью для участия в образовательных правоотношениях. Субъект образовательного права является потенциальным (возможным) участником (субъектом) образовательного правоотношения. С наступлением соответствующего юридического факта абстрактный субъект образовательного права трансформируется в конкретного участника (субъекта) образовательного правоотношения, наделенного четко определенными правами, конкретными обязанностями и ответственностью. 8. Статус субъекта образовательного правоотношения. 8.1. Статус субъекта (участника) образовательного правоотношения включает следующие основные элементы: а) субъективные права; б) обязанности; в) ответственность; г) установленные гарантии и принципы. 8.2. Факторы, способные влиять на правовой статус субъекта образовательного правоотношения: — гражданство; — возраст; — пол (для субъектов правоотношений, предусматривающих получение военного образования); — вероисповедание (для субъектов правоотношений, предусматривающих получение религиозного образования); — национальная принадлежность (для субъектов правоотношений, предусматривающих получение льгот по образованию, предусмотренных законодательством о коренных малочисленных народах); — форма получения образования: в образовательном учреждении по очной, заочной, очно-заочной форме обучения; самообразование; семейное образование; экстернат; — организационно-правовая форма образовательной организации (государственная, муниципальная, негосударственная (частная)); — типа образовательной организации (дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; учреждения дополнительного образования взрослых; специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); учреждения дополнительного образования); — и др. 9. Правовое регулирование статуса субъекта образовательного правоотношения. Статус субъекта образовательного правоотношения регулируется (устанавливается, изменяется): 1) нормативными правовыми актами: 1.1) Конституцией РФ; 1.2) международными договорами РФ; 1.3) актами федерального законодательства об образовании и иных смежных отраслей законодательства (гражданского, семейного, трудового, налогового и т. д.), указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, приказами Минобрнауки России; 1.4) актами регионального законодательства об образовании, актами компетентных органов общего и специального управления субъектов Российской Федерации; 1.5) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления; 1.6) локальными нормативными актами (уставами, приказами образовательных учреждений); 2) актами правоприменения — приказами и иными актами органов управления образованием, договорами, заключаемыми обучающимся (его законным представителем) и образовательным учреждением.

——————————————————————