Принцип справедливости в конституционном и уголовном законодательстве России: проблемы взаимовлияния

(Кабышева Е. В.) («Конституционное и муниципальное право», 2011, N 11)

ПРИНЦИП СПРАВЕДЛИВОСТИ В КОНСТИТУЦИОННОМ И УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ

Е. В. КАБЫШЕВА

Кабышева Елена Владимировна, аспирантка Саратовской государственной юридической академии.

Статья посвящена анализу взаимодействия принципа справедливости в конституционном и уголовном законодательстве России, функциям его реализации.

Ключевые слова: конституция; конституционализация; функции принципа справедливости в уголовном праве.

Principle of justice in constitutional and criminal legislation of Russia: problems of mutual influence E. V. Kabysheva

This article analyzes the interaction of the principle of justice in constitutional and criminal law in Russia and to the functions of its implementation.

Key words: constitution; constitutionalization; the functions of the principle of justice in criminal law.

Идея справедливости вечна как мир. В ранних философских представлениях о мире образ справедливости ассоциировался с богиней Дике как мерой всех вещей. Идея справедливости легла в основу теории естественного права. Так, в Дигестах Юстиниана читаем: «…право получило свое название от (слова) «справедливость», ибо, согласно превосходному определению Цельса, право есть искусство доброго» <1>. ——————————— <1> Дигесты Юстиниана. Кн. 1 / Отв. ред. Л. Л. Кофанов. М.: Статут, 2002. С. 83.

Как известно, философы Древней Греции пытались выяснить, откуда происходит справедливость — «от Бога», «от природы» или от человеческого установления? Так, Гераклит Эфесский рассматривал справедливость как идеальный мировой порядок, «божественный логос», которому подчинены и люди, и боги <2>. Однако «для бога все прекрасно, хорошо и справедливо, а люди одно считают несправедливым, а другое — справедливым» <3>. По мнению Сократа, справедливость, как и всякая другая добродетель, есть мудрость, она драгоценнее всякого золота. Для Сократа эпическое, правовое и политическое в справедливости неразделимы. Справедливость и всякая другая добродетель есть знание <4>. Аристотель в «Этике» пишет: «Итак, понятие «справедливость» означает в одно и то же время как законное, так и равномерное, а несправедливость — противозаконное и неравномерное (отношение к людям)» <5>. ——————————— <2> См.: Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 50. <3> См.: Кессиди Ф. Х. Гераклит. М., 1982. С. 156. <4> См.: Нерсесянц В. С. Сократ. М., 1996. С. 53. <5> Цитируется по: Нерсесянц В. С. Философия права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2009. С. 508.

Древнегреческое слово «дике» (справедливость) возникло в результате наделения новым значением понятий «обычай» и «закон». Категория «справедливость», тесно связанная с политикой и правом, пронизывает библейские законы, первоначальные формы античного, древнеегипетского и древнеиндусского права, права Древнего Китая, кельтских, германских и славянских племен. Обращаясь к законодателям, Пифагор призывал: «Законодатель! не ходи в молитвенные храмы для испрошения у богов покровительства твоим законам. Если желаешь, чтобы пребывали они нерушимыми и долговечными, постарайся, чтобы они были справедливыми» <6>. ——————————— <6> Законы Пифагора и афоризмы Эпиктета. М., 2000. С. 77.

О справедливости древних законов римлян, кельтов, германцев, славян, других племен находит упоминание В. И. Лафитский <7>. ——————————— <7> См.: Лафитский В. И. Поэзия права: страницы правотворчества от древности до наших дней. М., 2003.

Вопросы соотношения права и справедливости, политики и справедливости, преступления и справедливого наказания были и остаются актуальными в любом обществе и государстве, независимо от того, с каких методологических позиций определяют ценность справедливости в системе других ценностей. «Ведь, если исчезнет справедливость, — отмечал И. Кант, — жизнь людей на земле уже не будет иметь никакой ценности» <8>. Поэтому ни одна культура, ни один народ в истории не отказались от справедливости. ——————————— <8> Кант И. Критика практического разума // Соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1965. С. 256.

В России слово «справедливость» употребляли для оценки отдельных индивидов и законов: справедливый человек, справедливый судья, справедливый закон. В. И. Даль определял слово «справедливый» как «правильный, сделанный законно, по правде, по «совести, по правоте» <9>. ——————————— <9> Даль В. И. Толковый словарь живого великого русского языка: В 4 т. Т. 4. М., 1999. С. 299.

Идеями справедливости проникнуты важнейшие конституционные акты XVIII — XX вв.: Декларация независимости США 1776 г. (в ней трижды употребляется термин «справедливость» — «справедливая власть», «прирожденное чувство справедливости», «справедливость намерений»); французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г.; Всеобщая исламская декларация прав человека 1981 г. Проблемы справедливости встают с особой остротой в переходные периоды развития общества и государства. В общественном сознании справедливость стала критерием, когда с помощью права осуществляется перераспределение материальных и духовных благ. Еще Аристотель писал: «Главной причиной крушения империй и аристократий являются встречающиеся в самом их государственном строе отклонения от «справедливости» <10>. ——————————— <10> Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Минск, 1998. С. 414 — 415.

Особую актуальность принцип справедливости приобрел в условиях глобализации. Процесс глобализации, охвативший все стороны нашего бытия, миропонимания, взаимоотношений в мире, по-разному проявляется в каждой стране. Но обеспечение социальной справедливости — это сегодня проблема всемирная. Симптоматично, что 20 февраля 2009 г. Организация Объединенных Наций впервые отмечала Всемирный день социальной справедливости. Принцип справедливости нашел свое конституционное закрепление и в преамбуле Конституции Российской Федерации 1993 г. Преамбула Конституции РФ имеет нормативное значение и прямое действие, на что указывал Конституционный Суд РФ в своих решениях <11>. Именно решениями Конституционного Суда РФ был конституционализирован не получивший прямого формально-юридического закрепления в Конституции принцип справедливости как имеющий универсальный характер и в связи с этим оказывающий регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений <12>. ——————————— <11> См., например: Постановления КС РФ от 18 января 1996 г. N 2-П, от 7 июня 2000 г. N 10-П // СЗ РФ. 1996. N 4. Ст. 409; 2000. N 25. Ст. 2728 и др. <12> См.: Бондарь Н. С. Теория конституционного права в контексте практики конституционного правосудия // Конституционное развитие России: Межвузовский сборник научных статей. Саратов, 2010. Вып. 11. С. 27. См. также: Елинский А. В. Уголовное право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации / Предисл. д-ра юрид. наук, проф. А. И. Чучаева. М.: Волтерс Клувер, 2011. С. 37, 38, 39, 40 и др.

Принцип справедливости, органично связанный с принципом равенства, есть качественный показатель зрелости конституционного строя <13>. ——————————— <13> См.: Бондарь Н. С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: Защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. М., 2005. С. 254.

Вообще справедливость в праве принято рассматривать как: 1) историческую категорию, наполненную правовым содержанием; 2) принцип юридической деятельности; 3) принцип права; 4) критерий правоприменительной деятельности; 5) цель правотворческого и правоприменительного процесса. Свое конституционное выражение принцип справедливости находит в конституционно-процессуальных правах-гарантиях: праве на государственную и иные формы защиты своих прав всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ); правах, гарантирующих доступ к правосудию (ст. 46, ч. 4 ст. 125 Конституции РФ); праве на справедливый суд (ч. 1, 2 ст. 47, ч. 4 ст. 123, ч. 1, 2 ст. 49, ст. 50 Конституции РФ) и правах, гарантирующих справедливое рассмотрение дела (ст. 51, ч. 1 ст. 54, ч. 1 ст. 120 Конституции РФ). Справедливость органично выражает сущность подлинного конституционного государства, соответствующего природе человека. Нарушение справедливости и равенства прав человека ведет к абсолютизму, авторитаризму, тоталитаризму. В современной литературе выделяют следующие виды справедливости: дистрибутивная (распределительная), коммутативная (обменивающая), ретрибутивная (воздающая) <14>. ——————————— <14> См.: Пресняков М. В. Конституционная концепция принципа справедливости / Под ред. Г. Н. Комковой. М.: ДМК «Пресс», 2009. С. 30.

Эти модели справедливости, отмечает М. В. Пресняков, по сути, «представляют собой реализацию принципа справедливости применительно к определенному типу общественных отношений: воздаяния, распределения и обмена. Преобладание какой-либо из них вполне возможно в зависимости от конкретной отрасли права» <15>. ——————————— <15> Пресняков М. В. Указ. соч. С. 50.

Новеллой для российского уголовного права явилось закрепление в УК РФ принципа справедливости, причем в различных уровнях его проявления: как справедливое назначение наказания, справедливая санкция за деяние, справедливое формирование круга преступных деяний. Это нашло юридическое выражение в статье 6, части 2 статьи 43 и статье 60 УК РФ. В уголовном законодательстве не дается легального определения справедливости. Принцип справедливости уголовного законодательства носит всеобъемлющий характер. «Без принуждения, — писал А. М. Яковлев, — уголовное правосудие было бы бессильным, без воспитания — бесчеловечным. Однако без справедливости правосудие вообще перестало бы существовать» <16>. ——————————— <16> Яковлев А. М. Теория криминологии и социальная практика. М., 1985. С. 20.

Справедливость в законченной форме выражена в книге выдающегося итальянского просветителя и гуманиста XVIII в. Чезаре Беккариа: «Одно из самых действительных средств, сдерживающих преступление, заключается не в жестокости наказания, а в их неизбежности… Уверенность в неизбежности хотя бы и умеренного наказания произведет всегда большее впечатление, чем страх перед другим, более жестоким, но сопровождаемый надеждой на безнаказанность» <17>. ——————————— <17> Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1939. С. 308 — 309.

Мы исходим из того, что справедливость есть категория объективная, ее реализация связана с человеком. Принцип справедливости как один из универсальных в правовом смысле регуляторов общественных отношений <18> «вступает» в действие в уголовном праве, когда совершается преступление. И при этом следует назначение уголовного наказания в целях восстановления в обществе справедливости. Граждане должны быть уверены в том, что при назначении уголовного наказания будут защищены нарушенные совершенным преступлением их права в полном объеме. ——————————— <18> В. Д. Филимонов принцип справедливости по отношению к иным правовым принципам (демократизма, законности, гуманизма и др.) рассматривает в качестве генерального принципа. См.: Филимонов В. Д. Справедливость как принцип права // Государство и право. 2009. N 9. С. 9.

Принцип справедливости в уголовном праве выполняет функции, отличные от иных отраслей права. В философии под функцией понимают «внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений» <19>. «Под функциями предмета, вещества или явления мы разумеем форму их воздействия на другие предметы, вещества, явления» <20>. Таким образом, применительно к уголовному праву функция уголовно-правовой нормы направлена к адресатам уголовно-правового воздействия (физическим лицам). Субъект права обязан воздержаться от совершения преступления под угрозой уголовного наказания. Объектом функции уголовно-правовой нормы являются физические лица, в частности их сознание и воля. Такой подход не согласуется с утверждением представителей общей теории права, утверждающих, что объектом функции выступают общественные отношения. Следует заметить, что еще в двадцатые годы XX столетия И. Карнер писал: «…функции права раскрываются не в субъекте как таковом, не в объекте как таковом, даже не в юридической власти над объектом, поскольку последняя является обеспеченной правом свободной деятельности, а в действенном осуществлении права, в фактическом способе осуществления права» <21>. ——————————— <19> Философский словарь. М., 1986. С. 526. <20> Тугаринов В. П. Философия сознания. М., 1971. С. 171. <21> Карнер И. Социальные функции права. М., 1923. С. 113.

Через сознание и волю субъекта (физического лица) функция уголовного права, отмечает профессор Б. Т. Разгильдиев, определяет его поведение, доводит до его сознания содержание правовой нормы, комплекс прав и обязанностей, заложенных в норме, побуждая его к поведению, в котором заинтересовано общество <22>. ——————————— <22> См.: Уголовное право России: Курс лекций: В 6 т. / Под ред. Б. Т. Разгильдиева. Саратов, 2004. Т. 1. Кн. 1. С. 61.

В функциях уголовного права выражается его роль, социальное назначение. Основной социальной функцией уголовного права принято считать уголовно-правовое регулирование. В то же время выделяют и специальные функции уголовного права: охранительную, регулятивную, восстановительную. В последнее время выделяют, в частности, предупредительную и воспитательную <23>. В связи с этим возникает необходимость исследования соотношения функций уголовного права и функций принципа справедливости в уголовном праве. Они соотносятся между собой как общее и частное, между ними нет «китайской стены», они взаимосвязаны и взаимообусловлены. ——————————— <23> См.: Полный курс уголовного права: В 5 т. / Под ред. А. И. Коробеева. Т. 1: Преступление и наказание. СПб., 2008. С. 24.

Уголовно-правовое содержание принципа справедливости может быть раскрыто через функции принципа справедливости на уровне правотворчества, на уровне правоисполнителя и на уровне правоприменителя. В связи с этим возникает вопрос: как назвать функцию принципа справедливости в случае воздержания человеком от совершения преступления? В данном случае такая позиция отвечает и духу, и букве принципа справедливости. Человек — существо биологическое и социальное. Справедливость ему присуща от природы, она есть имманентное свойство его сущности. Воздерживаясь от совершения общественно опасного деяния, он, по сути, исполняет уголовно-правовую обязанность по воздержанию от совершения преступления под угрозой привлечения его к конкретной уголовной ответственности <24>. Необходимо иметь в виду, что гражданин обязан воздерживаться от совершения преступления под угрозой наказания, но способами, не ущемляющими человеческое достоинство. Такой подход будет справедлив. Этот уровень для граждан — исполнителей уголовного закона с позиций справедливости должен иметь определенные критерии: ясность, конкретное содержание, границы, степень угрозы наказания. ——————————— <24> См.: Разгильдиев Б. Т. Уголовно-правовые отношения и реализация ими задач уголовного права России. Саратов, 1995. С. 208.

Если говорить о функции принципа справедливости на уровне законодателя, то в данном случае речь идет о дифференциации наказания. Диспозиция уголовно-правовых норм и их санкции должны основываться на справедливости. Уголовная ответственность, предусмотренная законодателем, в своей основе имеет принцип справедливости. В этом случае мы на обыденном уровне говорим: закон справедлив. Когда речь идет о правоприменителе, то это означает, что «вступает» в действие одна из функций индивидуализации наказания на уровне назначения наказания. Функция принципа справедливости на уровне индивидуализации назначения наказания находит свое выражение в справедливости приговора. Вопрос о назначении справедливого наказания постоянно находится в центре внимания как законодателя, правоприменителя, так и ученых <25>. ——————————— <25> См.: Колоколов Н. А. Справедливость приговора — конституционная ценность // Конституционные ценности: содержание и проблемы реализации. Материалы Международной научно-теоретической конференции 4 — 6 декабря 2008 г.: В 2 т. Т. 2 / Под ред. И. В. Витрука, Л. А. Нудненко. М., 2009. С. 277.

Резюмируя сказанное, следует сделать вывод. Для механизма реализации уголовно-правового принципа справедливости характерны следующие основные функции: законодательная, правоисполнительная, правоприменительная. При этом познание и осмысление названных выше функций в их системном исследовании позволяет раскрыть механизм реализации принципа справедливости в уголовном праве. Взаимовлияние конституционного и уголовного законодательства в сфере реализации принципа справедливости определяется сущностью, природой и назначением Конституции РФ и УК РФ. В современных условиях особую актуальность приобрела конституционализация как законодательной, так и правоприменительной уголовно-правовой практики. Конфликты и коллизии, возникающие в обществе, должны разрешаться в правовых, цивилизованных формах. Камертоном такого режима развития общества и государства является конституционализм. Поэтому конституционализация всех сфер жизни (в том числе и в сфере реализации норм уголовного права) есть объективная потребность российского общества и государства.

——————————————————————