Аксиологический анализ работы П. И. Новгородцева «Восстановление святынь»

(Ширманов И. А.) («История государства и права», 2011, N 23)

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАБОТЫ П. И. НОВГОРОДЦЕВА «ВОССТАНОВЛЕНИЕ СВЯТЫНЬ» <*>

И. А. ШИРМАНОВ

——————————— <*> Shirmanov I. A. Axiological analysis of work of P. I. Novgorodtsev «Rebellion of Sanctities».

Ширманов Игорь Александрович, ведущий юрисконсульт, ГОУ ВПО «Югорский государственный университет».

В статье анализируются духовные и правовые ценности, сформулированные в одной из последних работ выдающегося российского философа права Павла Ивановича Новгородцева. Значение его творчества выходит далеко за рамки русской философии и культуры XX в.

Ключевые слова: русская эмиграция в Праге, последняя работа П. И. Новгородцева, «Восстановление святынь», публикация в журнале «Путь».

The article analyses moral and legal values formulated in one of the latest works of an outstanding Russian philosopher of law Pavel Ivanovich N ovgorodtsev. The importance of his creative works is beyond the frames of Russian philosophy and culture of the XX century.

Key words: Russian emigration in Prague, the last work of P. I. Novgorodtsev, «Rebellion of Sanctities», publication in journal «Put'».

Глава московской школы философии права, теоретик неолиберализма и один из руководителей партии конституционных демократов дореволюционного периода, П. И. Новгородцев в годы Гражданской войны и эмиграции переосмыслил многое из ранее им проповедуемого и защищаемого. Это утверждение не означает, что философ отказался от либерального мировоззрения и правовых ценностей, а лишь указывает на его естественную переоценку некоторых аспектов теории и практики правового регулирования после революции 1917 г. и кровопролитной Гражданской войны. П. И. Новгородцев относится к числу тех философов, чье значение выходит за рамки русской философии и культуры XX в., поэтому исследование его трудов и личности, философско-правовых взглядов представляется весьма интересным. Особенно знаменателен, на наш взгляд, был «пражский период» его творчества. Этим словосочетанием мы обозначаем последние годы жизни и творчества П. И. Новгородцева в Праге (1921 — 1924 гг.). Некоторые исследователи полагают, что это были годы «второго» идейного периода его творчества <1>. ——————————— <1> Кацапова И. А., Баженов С. И. Философское мировоззрение П. И. Новгородцева. М., 2007. С. 5.

Создав и возглавив русский юридический факультет в Карловом университете, он продолжал публицистическую и научную деятельность, активно участвовал в религиозной жизни российской эмиграции. Напомним, что в 1922 г. он организовал в Праге Религиозно-философское общество им. В. С. Соловьева, в 1923 г. выступил одним из создателей «Братства Святой Софии» в Праге. В. В. Зеньковский указывал: «Незадолго до смерти Новгородцев написал для сборника «Православие и культура» статью о русском религиозном сознании — что весьма характеризует идейную эволюцию Новгородцева от защиты «естественного права» и метафизики к прямому исповеданию религиозных начал» <2>. ——————————— <2> Зеньковский В. В. История русской философии: В 2 т. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. Т. 2. С. 416.

Свидетельство о религиозности П. И. Новгородцева в конце его жизненного пути ярко выражено в письме О. С. Булгакова, адресованном в апреле 1924 г. Г. Н. Трубецкому. «Умирал П. И. в духовном смысле, можно сказать, на моих руках, и я счастлив засвидетельствовать, что если не считать неизбежных аномалий болезненности, его кончина была христианским подвигом веры, надежды и любви. Он смотрел прямо в лицо смерти и принимал ее с верой и покорностью как переход в лучший мир» <3>. ——————————— <3> Братство Святой Софии: Материалы и документы. 1923 — 1939. М.-Париж: Русский путь; YMCA-PRESS, 2000. С. 207.

Одна из последних работ «Пражского периода» — «Восстановление святынь» — первоначально была обнародована П. И. Новгородцевым как речь, посвященная памяти В. Д. Набокова <4>. В литературе высказано мнение, что это было публичное обращение к молодежной аудитории (возможно, в Религиозно-философском обществе им. Вл. Соловьева в Праге) <5>. ——————————— <4> Владимир Дмитриевич Набоков (1869 — 1922) — выдающийся российский юрист, видный деятель партии конституционных демократов и заместитель председателя ее ЦК, издатель и редактор кадетских органов «Речь» и «Вестник партии народной свободы», в эмиграции с 1919 г., в Берлине вместе с И. В. Гессеном издавал газету «Руль». 13 марта 1922 г. в Берлине, в момент покушения на П. Н. Милюкова, устроенного монархистами, погиб, закрыв собой Милюкова. <5> Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М.: ПРЕССА, 1991. С. 632.

В 1926 г. эта речь как статья была впервые опубликована в парижском журнале «Путь» N 4. В примечании редактора Н. А. Бердяев указывал: «Редакция охотно публикует посмертную статью П. И. Новгородцева, ценную по своим мыслям, хотя и несколько устаревшую по своему настроению» <6>. Подготовка к публикации этого материала в СССР началась еще в 1990 г., но сборник работ П. И. Новгородцева «Об общественном идеале», в котором публиковалась и статья «Восстановление святынь», увидел свет уже в постсоветской России в 1992 г. <7>. ——————————— <6> Путь. 1926. N 4. С. 54. <7> В выходных данных указано, что книга сдана в набор 18 октября 1990 г., а подписана в печать 27 января 1992 г.

«Восстановление святынь» необходимо рассматривать в комплексе с другими работами П. И. Новгородцева периода эмиграции, и в первую очередь с такими как «Православная церковь в ее отношении к духовной жизни новой России» <8>, «Существо русского православного сознания» <9>, «О своеобразных элементах русской философии права» <10>», «Демократия на распутье» <11>. ——————————— <8> Русская мысль. 1922. N 1 — 2. <9> Православие и культура / Под ред. В. В. Зеньковского. Берлин, 1923. <10> Русская философия права: философия веры и нравственности: Антология. СПб., 1997. <11> София. Проблемы духовной культуры и религиозной философии / Под ред. Н. А. Бердяева. Берлин: Обелиск, 1923; Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М.: ПРЕССА, 1991. С. 540 — 558.

Анализ текста «Восстановление святынь» позволяет выделить то, что в конце своего творческого и жизненного пути П. И. Новгородцев считал ценностями: Россию и нацию как единое целое; свободу личности и правовой порядок; православную веру и русскую культуру. Он указал, что «чувство оскудения демократической идеи, это яркое и живое сознание, что нам нужно какое-то совершенно новое ощущение и жизни, и России, и наших задач, и составляет ту основу, на которой осуществляется сейчас пересмотр старых верований и взглядов» <12>. «Демократия, как и всякая другая форма, может быть лучше или хуже в зависимости от духовного содержания, которое вкладывает в нее народ, и что при известных условиях она может стать и полным извращением всякой справедливости» <13>. ——————————— <12> Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М.: ПРЕССА, 1991. С. 560. <13> Там же. С. 578.

П. И. Новгородцев в 1923 г. полагал, что важно «общее государственное единство» и «общее единство жизни целого» <14>. ——————————— <14> Там же. С. 562 — 563.

Приведя два исторических примера — русской Смуты XVII в. и истомившейся от потрясений и раздоров революционного времени Франции XVIII в., соглашаясь с лозунгом «нация прежде всего», он писал: «Эти два примера — наш и чужой — как нельзя лучше показывают, какое значение имеет национальное начало как символ собирания и восстановления народной силы и государственного единства» <15>. «Великими жертвами, невыразимыми страданиями покупает и сейчас Россия свое национальное сознание. Тяжелым, тернистым путем приходим мы к убеждению, что Россия и русская культура выше партий и политических догм» <16>. ——————————— <15> Там же. С. 572 — 573. <16> Там же. С. 573.

Связывая в одно целое национальное сознание, Россию и русскую культуру, духовную связь между человеком и государством, поясняя, что он понимает под святынями, П. И. Новгородцев писал: «Русская культура национальна и своеобразна, органически связанная со своим историческим прошлым, и в этом историческом и национальном своеобразии своем она должна быть для всех нас святыней, перед которой должен склоняться всякий партийный догматизм» <17>. Высказывая протест не только против интернационализма, но и против антинационализма и сверхнационализма всяческих видов и оттенков, против покушений на права достоинства и жизненных интересов России, философ считал, что «все живущие в России, выросшие в колыбели русской культуры и под сенью русского государства, и могут, и должны объединяться и еще одним высшим началом, прочнее всего связывающим, а именно — преданностью русской культуре и русскому народу. В идеальном смысле своем это и есть именно высшая духовная связь» <18>. ——————————— <17> Там же. С. 573. <18> Там же. С. 574.

Напомним, что, являясь убежденным сторонником правового государства, П. И. Новгородцев считал, что его фундаментом являются институты демократии, права и свободы личности. Основанием для обеспечения права личности являются естественные и неотчуждаемые права. Нарушение таких прав со стороны государства приводит (рано или поздно) к разложению и гибели самого государства. Исчезновение в начале XX в. империй России, Австро-Венгрии, Германии, Турции, крах тоталитарных государств Италии и Третьего рейха после Второй мировой войны, распад СССР в 1991 г. подтверждает этот вывод выдающегося правоведа и философа. В течение многих лет полагая анархизм и безвластие (а также слабую и бездеятельную власть) бедствием для народа и государства, П. И. Новгородцев считал, что «свобода в государстве утверждается на почве законного порядка, охраняемого властью. Эту мысль об органической связи политической свободы с твердостью закона и власти в свое время тщетно пытался привить русскому сознанию Б. Н. Чичерин. Политическое миросозерцание русской интеллигенции сложилось не под влиянием государственного либерализма Чичерина, а под воздействием народнического анархизма Бакунина. Определяющим началом было здесь не уважение к историческим задачам власти и государства, а вера в созидательную силу революции и в творчество народных масс» <19>. ——————————— <19> Там же. С. 566.

Призывая прежде всего спасти Родину, государство русское и веру православную, спасти Россию как целое, П. И. Новгородцев считал необходимым изменение сознания. «Надо раз и навсегда признать, что путь «завоеваний» революции пройден до конца и что теперь предстоит другой путь — «собирания русской земли и восстановления русского государства». Когда русские демократические партии писали в старое время свои программы, они имели своей целью сделать Россию из несвободной страны свободной. Теперь пред всеми русскими людьми стоит задача неизмеримо более тяжкая и настоятельная — сделать родину нашу из умирающей — живою. И для этой новой задачи нужен и совершенно новый дух, нужен коренной поворот политического сознания, нужно решительное изменение нашего отношения к нашей родине-матери. Идти на ее восстановление под знаменем «завоеваний революции», радеть о ее спасении и собирании с духом революционных и классовых вожделений — это значит не понимать, не чувствовать, в какое страшное время мы живем, какая великая ответственность на нас лежит. Воссоздание России может быть совершено только подвигом и порывом общего национального объединения, только духом связанности высшими началами и святынями, сознанием ответственности перед целым. Дух классовых разделений и революционных требований должен при этом замолкнуть и замереть. Все миросозерцание, все устремление, весь строй душевной жизни должны коренным образом измениться» <20>. ——————————— <20> Там же. С. 570.

Подводя итоги, П. И. Новгородцев писал: «В той задаче «восстановления святынь», которая предстоит сейчас русским людям, особенно важно понять, что речь идет тут не о воскрешении каких-либо внешних форм жизни или быта, а о возрождении душ, о религиозно-нравственном возрождении. Необходимо понять, что для создания новой России нужны новые духовные силы, нужны воспрянувшие к новому свету души. Русскому человеку в грядущие годы потребуются героические, подвижнические усилия для того, чтобы жить и действовать в разрушенной и откинутой на несколько веков назад стране. Ему придется жить не только среди величайших материальных опустошений своей родины, но и среди ужасного развала всех ее культурных, общественных и бытовых основ. Революция оставит за собой глубочайшие разрушения не только во внешних условиях, но и в человеческих душах. Среди этого всеобщего разрушения лишь с великим трудом будут пробиваться всходы новой жизни, не уничтоженные сокрушительным вихрем жестоких испытаний» <21>. ——————————— <21> Там же. С. 576 — 577.

В конце статьи «Восстановление святынь» философ указывал, что «не механические какие-либо выборы и не какие-либо внешние формы власти выведут наш народ из величайшей бездны его падения, а лишь новый поворот общего сознания. Дело не в том, чтобы власть была устроена непременно на каких-то самых передовых началах, а в том, чтобы эта власть взирала на свою задачу как на дело Божие и чтобы народ принимал ее как благословенную Богом на подвиг государственного служения. Необходимо, чтобы замолкли инстинкты революционных домогательств и проснулся дух жертвенной готовности служить общему и целому» <22>. ——————————— <22> Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М.: ПРЕССА, 1991. С. 580.

К антиценностям можно отнести упоминаемые П. Н. Новгородцевым «революционное правотворчество снизу», «саморазнуздание больного правосознания», интернационализм, антинационализм и сверхнационализм. Таков краткий аксиологический анализ взглядов П. И. Новгородцева в последний период его философско-правового творчества.

——————————————————————