Эволюция концепции геноцида Р. Лемкина

(Бем М. В.) («Российский юридический журнал», 2013, N 6) Текст документа

ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ГЕНОЦИДА Р. ЛЕМКИНА

М. В. БЕМ

Бем Маркиян Владимирович, аспирант кафедры международного права Львовского национального университета им. Ивана Франко (Львов, Украина).

Исследуются взгляды Р. Лемкина на понятие «геноцид», автором которого он был. Анализируются основные публикации ученого на эту тему. Уделяется внимание особенностям его концепции геноцида. Отмечается важность изучения взглядов Р. Лемкина по данному вопросу на современном этапе. Сравнивается его понимание геноцида с нынешним пониманием содержания этого преступления в международном праве.

Ключевые слова: Р. Лемкин, международно-правовые взгляды, геноцид.

Evolution of R. Lemkin’s concept of genocide M. V. Bem

R. Lemkin’s views on the term «genocide», which he was invented, are investigated. The main publications of the scientist on this issue are analyzed. Particular attention is paid to the peculiarities of his concept of genocide. The author underlines the importance of examining R. Lemkin’s views on this matter at the present stage. His understanding of genocide is compared with the current understanding of the content of this crime in international law.

Key words: R. Lemkin, international legal views, genocide.

В истории международного права было много ученых, чьи взгляды и концепции коренным образом изменили как международное право в целом, так и отдельные его отрасли. Однако немногие предложили идеи общечеловеческого значения, которые получили почти мгновенное признание. Одним из них является Р. Лемкин, его концепция геноцида и наказания за него стала вкладом как в международное право, так и в мировую цивилизацию. Следует отметить, что в отечественной науке международного права комплексного исследования названной концепции Р. Лемкина не проводилось. Изучением ее отдельных аспектов занимались такие украинские и российские ученые, как В. Аванесян, М. Антонович, Ю. Григорович, Р. Сербин и др. В зарубежной науке международного права эта проблема рассматривалась М. Корнатом, В. Кори, Ф. Сэндсом, Р. Шавловским и пр. Цель настоящей статьи — исследование эволюции взглядов Р. Лемкина на понятие и содержание геноцида. Трудно найти другой пример, когда научный термин в сжатые сроки получил столь широкое распространение и применение: от момента, когда Р. Лемкин впервые употребил слово «геноцид» (1944 г.), до принятия Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. прошло всего четыре года. В первую очередь это связано с юридической природой геноцида, одного из самых тяжких международных преступлений. Концепция геноцида не возникла у Р. Лемкина одномоментно. Она стала итогом длительной и напряженной научной работы. Впервые идея Р. Лемкина о наказании за преступления, направленные против групп людей, прозвучала в ходе V Мадридской международной конференции по унификации уголовного права (15 — 20 октября 1933 г.), которая проводилась Международным бюро по унификации уголовного права. Р. Лемкин не смог лично присутствовать на конференции, но прислал на нее доклад «Действия, составляющие общую (международную) опасность, которые рассматриваются как преступления против права народов» <1>, представленный в отсутствие автора <2>. Р. Лемкин предложил дополнить перечень преступлений против права народов (лат. delicta iuris gentium) следующими преступлениями: а) акты варварства; б) акты вандализма; в) провоцирование катастроф на линиях международного транспортного сообщения; г) умышленное препятствование работе международного транспортного сообщения; д) распространение человеческих, животных или растительных заболеваний <3>. ——————————— <1> Lemkin R. na jako delicta iuris gentium. Lwow, 1934. S. 8. <2> Lemkin R. A Hero of Humankind / Ed. by , . Warsaw, 2010. P. 78. <3> Lemkin R. na jako delicta iuris gentium. S. 3 — 4.

Особый интерес в этом перечне представляет первый вид — акты варварства. Идеи ученого по поводу этого преступления в дальнейшем легли в основу его концепции геноцида. По мнению Р. Лемкина, целью совершения актов варварства является причинение вреда как индивиду, так и группе, к которой он принадлежит. В докладе отмечается, что преступления такого типа не только ущемляют права человека, но и подрывают основы общественного порядка (фр. ordre social) <1>. К актам варварства Р. Лемкин в первую очередь относил действия, направленные на уничтожение «этнических, религиозных или социальных групп, независимо от мотивов (политических, религиозных и т. д.); например массовые убийства; погромы, действия, имеющие целью подорвать экономические основы существования членов группы и т. д.», а также «действия, направленные на унижение достоинства лица в случаях, когда эти действия совершаются в рамках кампании уничтожения, направленной против группы, членом которой является жертва» <2>. Ученый отмечал, что если анализировать такие действия по отдельности, то они подлежат наказанию согласно соответствующим правовым нормам, но в совокупности должны рассматриваться как преступления против права народов, потому что ставят под угрозу как существование определенной группы, так и общественный порядок в целом <3>. ——————————— <1> Ibid. S. 4. <2> Ibid. <3> Ibid. S. 5.

Наряду с актами варварства, Р. Лемкин выделял акты вандализма. По мнению Лемкина, это преступление заключалось в «систематическом и организованном уничтожении художественного и культурного наследия, в котором выражается уникальный дух и достижения группы». Он считал, что в этом случае причиняется вред не только определенным объектам, но и всему человечеству <1>. ——————————— <1> Ibid.

Завершая доклад в части, посвященной актам варварства и актам вандализма, Р. Лемкин отмечал, что эти преступления по своему духу «противоречат культуре и прогрессу человечества» и должны быть отнесены к преступлениям против права народов. Он представил проект международного договора, положения которого запрещали акты варварства и акты вандализма и устанавливали наказания за их совершение <1>. ——————————— <1> Ibid.

Доклад на Мадридской конференции 1933 г. стал началом научной работы Р. Лемкина по разработке концепции геноцида. В дальнейшем она получила развитие в его научных трудах и публикациях, в том числе в главном труде его жизни — «Правление государств «оси» в оккупированной Европе» («Axis Rule in Occupied Europe»). Именно в этой книге, которая увидела свет в 1944 г., был впервые использован термин «геноцид», а также представлены научные взгляды Лемкина касательно его содержания. Геноцид ученый определял как «скоординированный план различных действий, направленных на ликвидацию фундаментальных основ национальных групп, с целью уничтожения таких групп» <1>. Он акцентировал внимание на том, что геноцид не означает немедленного уничтожения определенной нации, за исключением случаев, когда речь идет о массовых убийствах. Как и в докладе на Мадридской конференции 1933 г., Лемкин отмечал, что геноцид может быть направлен против отдельных индивидов, но лишь в том случае, когда индивиды рассматриваются именно как представители группы <2>. ——————————— <1> Lemkin R. Axis Rule in Occupied Europe: Laws of Occupation, Analysis of Government, Proposals for Redress. Washington, 1944. P. 79. <2> Lemkin R. Axis Rule in Occupied Europe: Laws of Occupation, Analysis of Government, Proposals for Redress. P. 79.

К объективной стороне геноцида, по мнению Р. Лемкина, могут относиться: уничтожение политических и социальных институтов, культурных, языковых и национальных чувств, религии и экономических основ существования национальных групп; ущемление личной безопасности, свободы, здоровья, достоинства и даже угроза жизни индивидов, принадлежащих к этим группам <1>. ——————————— <1> Ibid.

Если сравнить доклад Р. Лемкина на Мадридской конференции и его взгляды относительно геноцида, высказанные в книге «Правление государств «оси»…», то в первую очередь можно заметить, что ученый объединил акты варварства и акты вандализма в рамках единого преступления — геноцида. Соответственно, в объект геноцида Лемкин включил, кроме безопасности, здоровья и жизни представителей группы, ее культурные, языковые и национальные чувства и ценности <1>. ——————————— <1> Ibid.

Такое переосмысление, по нашему мнению, в первую очередь связано с анализом действий государств «оси» (Германии и Италии) на территории оккупированных европейских государств. Происходило как физическое уничтожение определенных групп, так и уничтожение их национальной, социально-экономической и культурно-духовной идентичности. Эти действия были настолько взаимосвязаны, что их разделение было нецелесообразным. Это понимал и Р. Лемкин, который отмечал, что уничтожение «национальной модели» (англ. national pattern) включает ряд аспектов: культурный, экономический, социальный и самое важное физический и биологический, т. е. физическую ликвидацию лиц за их принадлежность к определенной группе <1>. ——————————— <1> Ibid. P. 79 — 80.

Книга Р. Лемкина получила широкую известность. Несмотря на то что непосредственно геноциду в книге было посвящено около 20 страниц из более чем 600, новое понятие и юридическая концепция быстро привлекли к себе внимание, о чем свидетельствует немалое количество рецензий на книгу в научных изданиях <1>. Такое интерес к книге открыл ученому путь для дальнейшего освещения идей о геноциде на страницах американских периодических и научных изданий. ——————————— <1> Horniker A. L. Axis Rule in Occupied Europe by Raphael Lemkin // Military Affairs: Journal of the American Military Institute. 1945. Vol. 9. N 1. P. 69 — 73; Moran R. Axis Rule in Occupied Europe by Raphael Lemkin // Virginia Law Review. 1945. Vol. 31. N 3. P. 730 — 733.

Следующей работой Р. Лемкина, в которой нашла отражение эволюция его взглядов относительно понятия «геноцид», стала статья «геноцид — современное преступление», опубликованная в апреле 1945 г. в нью-йоркском журнале «Свободный мир». В этой статье Лемкин подчеркивал, что геноцид необязательно означает именно массовые убийства, хотя и может включать их. Он утверждал, что геноцид — это «скоординированный план, имеющий целью уничтожение фундаментальных основ существования национальных групп» <1>. Для этого могут совершаться такие действия, как ликвидация политических и социальных институтов, уничтожение культуры, языка, национальных идеологии и религии, а также ущемление личной безопасности, свободы, здоровья и достоинства. И только когда эти меры оказываются недейственными, в ход идет насилие, ведь «пуля всегда может быть использована как последнее средство» <2>. ——————————— <1> Lemkin R. Genocide — A Modern Crime // Free World. 1945. Vol. 4. P. 39 — 40. <2> Ibid.

В статье «Геноцид» (опубликована в журнале «Американский ученый» в апреле 1946 г.) ученый снова подчеркивал, что геноцид может проявляться как в физическом, так и в культурном уничтожении. Лемкин указывал, что во время войны нацистская Германия «меняла политические и демографические взаимоотношения. То население, которое не было уничтожено, должно было быть интегрировано в немецкую культурную, политическую и экономическую модель» <1>. Он делал особый акцент на сложной природе геноцида, который является преступлением не только против законов и обычаев войны, но и против человечности <2>. В заключение Р. Лемкин предлагал разработать международно-правовой акт по противодействию геноциду как в военное, так и в мирное время и формулировал принципы, на которых должен быть основан этот международно-правовой акт. Он назвал всего семь таких принципов. В первый принцип автор включал следующую дефиницию геноцида: «Если кто-либо, участвуя в сговоре с целью уничтожения национальной, расовой или религиозной группы, совершает действия против жизни, свободы или собственности представителей этой группы, то является виновным в совершении преступления геноцида» <3>. ——————————— <1> Lemkin R. Genocide // American Scholar. 1946. Vol. 15. N 2. P. 227. <2> Ibid. P. 230. <3> Ibid.

В 1947 г. в одном из самых авторитетных международно-правовых журналов — «Американском журнале международного права» — увидела свет статья Лемкина «Геноцид как преступление по международному праву». В ней ученый напоминал, что геноцид включает широкий круг действий, и подчеркивал значение культурных и духовных последствий: «Массовое убийство приводит к особым потерям для цивилизации в форме культурных достижений, которые могут принадлежать исключительно определенным группам людей, объединенным национальными, расовыми или культурными признаками» <1>. ——————————— <1> Lemkin R. Genocide as a Crime under International Law // American Journal of International Law. 1947. Vol. 41. Is. 1. P. 147.

Затрагивая вопрос о Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, которая в то время разрабатывалась, Р. Лемкин писал, что будущее этого международного договора состоит в пресечении геноцида, задержании и наказании преступников. Другим ключевым аспектом, по мнению ученого, должно стать включение положений о геноциде в национальное законодательство отдельных государств вместе с принципом универсальной юрисдикции в отношении наказания виновных в совершении этого преступления <1>. Эта статья стала последней публикацией Р. Лемкина перед принятием 11 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него <2> (далее — Конвенция), одним из ведущих разработчиков которой был ученый. ——————————— <1> Ibid. P. 150 — 151. <2> Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов М., 1990. С. 98 — 102.

Представляется целесообразным сравнить взгляды Р. Лемкина относительно геноцида, которые он высказывал в научных трудах, с пониманием, отраженным в Конвенции. Согласно ст. II Конвенции под геноцидом понимаются действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую. Среди этих действий выделяют: а) убийство членов такой группы; б) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы; в) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на ее полное или частичное физическое уничтожение; г) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в такой группе; д) насильственная передача детей из одной группы в другую. В силу ст. III Конвенции наказание предусматривается как непосредственно за совершение геноцида и соучастие в нем, так и за сговор с целью его совершения, подстрекательство к нему или покушение на совершение этого преступления и соучастие в нем. Если проанализировать понимание геноцида, содержащееся в Конвенции, и трактовку, которую предлагал Р. Лемкин, то можно констатировать, что, несмотря на то что их содержание в основном совпадает, существует несколько отличий. Например, к действиям, которые составляют объективную сторону геноцида, Конвенция относит только физические (убийство, причинение телесных повреждений и т. п.) и биологические (предотвращение деторождения, насильственная передача детей и пр.) методы. Лемкин же квалифицировал как геноцид также действия, направленные на ликвидацию культурно-духовных, религиозных, социально-экономических, политических и других фундаментальных основ существования групп. Однако нельзя говорить о том, что положения Конвенции полностью исключают возможность квалификации подобных действий как геноцида. Пункт «c» ст. II Конвенции относит к геноциду «предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое ее уничтожение», а эти условия в принципе могут предполагать также экономические, культурные, политические и другие методы. Однако и в этом случае конечной целью таких действий должно быть физическое уничтожение представителей группы. В то же время в истории можно обнаружить доказательства того, что культурные, экономические или другие методы геноцида, направленные на ликвидацию идентичности определенной группы в разных ее проявлениях, часто столь же распространены и не менее эффективны, чем физическое уничтожение. Примером служит преступная практика нацистской Германии во время Второй мировой войны, которую Р. Лемкин нередко упоминал в работе «Правление государств «оси»…» <1>. ——————————— <1> Lemkin R. Axis Rule in Occupied Europe: Laws of Occupation, Analysis of Government, Proposals for Redress. P. 79 — 98.

Содержащийся в Конвенции перечень групп, в отношении которых возможно совершение геноцида, тоже отличается от предложенного в исследованиях Лемкина. Так, ст. II Конвенции называет национальную, этническую, расовую или религиозную группу. Р. Лемкин соглашался с этим перечнем (за исключением этнических групп) <1>, но допускал возможность совершения рассматриваемого преступления также в отношении социальных <2> и культурных <3> групп. ——————————— <1> Lemkin R. Genocide. P. 230. <2> Lemkin R. na jako delicta iuris gentium. S. 3 — 4. <3> Lemkin R. Genocide as a Crime under International Law. P. 147.

В 1998 г. был подписан Римский статут Международного уголовного суда <1>. Если проанализировать преступления, подпадающие под юрисдикцию Суда, то можно обнаружить, что в ст. 7 этого документа к преступлениям против человечности отнесены также «преследование идентифицируемой группы или общности по политическим, расовым, национальным, этническим, культурным, религиозным, гендерным… или другим мотивам, которые повсеместно признаны недопустимыми согласно международному праву, в связи с любыми деяниями, указанными в данном пункте или любыми преступлениями, подпадающими под юрисдикцию Суда». Это положение в некоторой степени отвечает идеям Р. Лемкина о геноциде групп по культурным, социальным и другим признакам. Хотя эти преступления включены в состав «преступлений против человечности», из содержания очевидно, что их можно рассматривать также «в связи с любыми другими деяниями», в том числе в связи с геноцидом. ——————————— <1> Римский статут международного уголовного суда от 17 июля 1998 г. URL: http://zakon3.rada. gov. ua/laws/show/995_588.

Значит, преследование по культурным или иным мотивам по сути можно отнести к актам вандализма, которые Р. Лемкин также включил в геноцид. Итак, идеи ученого отчасти реализовались в Римском статуте, т. е. они сохраняют актуальность. Не исключено, что в дальнейшем найдут применение и другие его концепции. В заключение необходимо отметить, что концепция геноцида Р. Лемкина прошла длительный путь развития. С 1933 г., когда Р. Лемкин впервые высказал идеи, которые впоследствии легли в основу его концепции, до 1948 г., когда была принята Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, в разработке которой он принимал участие, ученый постоянно работал над этой концепцией и совершенствовал ее. Можно утверждать, что современное понимание геноцида в международном праве основано на взглядах Лемкина. Отдельные идеи ученого не были учтены в международно-правовых актах, в частности Лемкин предлагал более широкий перечень групп, которые могут стать жертвами геноцида, а также относил к нему большее количество противоправных деяний. Следует отметить, что исследование эволюции концепции геноцида Р. Лемкина позволяет прояснить смысл и особенности трактовки этого понятия в современном международном праве.

References

Horniker A. L. Axis Rule in Occupied Europe by Raphael Lemkin // Military Affairs: Journal of the American Military Institute. 1945. Vol. 9. N 1. Lemkin R. A Hero of Humankind / Ed. by , . Warsaw, 2010. Lemkin R. Axis Rule in Occupied Europe: Laws of Occupation, Analysis of Government, Proposals for Redress. Washington, 1944. Lemkin R. Genocide — A Modern Crime // Free World. 1945. Vol. 4. Lemkin R. Genocide // American Scholar. 1946. Vol. 15. N 2. Lemkin R. Genocide as a Crime under International Law // American Journal of International Law. 1947. Vol. 41. Is. 1. Lemkin R. na jako delicta iuris gentium. Lwow, 1934. Mezhdunarodnaya zashhita prav i svobod cheloveka: Sb. dokumentov. M., 1990. Moran R. Axis Rule in Occupied Europe by Raphael Lemkin // Virginia Law Review. 1945. Vol. 31. N 3. Rimskij statut mezhdunarodnogo ugolovnogo suda ot 17 iyulya 1998 g. URL: http://zakon3.rada. gov. ua/laws/show/995_588.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *