О правовом статусе технопарков

(Терещенко Л. К., Калмыкова А. В.) («Журнал российского права», 2011, N 12)

О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ТЕХНОПАРКОВ

Л. К. ТЕРЕЩЕНКО, А. В. КАЛМЫКОВА

Терещенко Людмила Константиновна, заместитель заведующего отделом административного законодательства и процесса ИЗиСП, кандидат юридических наук.

Калмыкова Анастасия Валентиновна, старший научный сотрудник отдела административного законодательства и процесса ИЗиСП.

Рассматриваются проблемы определения правового статуса технопарков как одного из элементов инновационной инфраструктуры. На основе исследования федерального и регионального законодательства определяются основные признаки технопарков, приводится зарубежный опыт регулирования их создания и деятельности. Даны предложения по совершенствованию законодательства в рассматриваемой сфере.

Ключевые слова: технопарки, государственная поддержка, инновации, инновационная инфраструктура.

On legal status of industrial parks L. K. Tereshchenko, A. V. Kalmykova

Article is devoted a problem of definition of legal status of technoparks, as one of elements of an innovative infrastructure. On the basis of research of the federal and regional legislation, the basic signs of technoparks are defined. The rather-legal analysis of foreign experience of regulation of creation and activity of technoparks is resulted. In article proposals on legislation perfection in considered sphere are made.

Key words: technoparks, state support, innovations, innovative infrastructure.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (в ред. от 8 августа 2009 г.) (далее — Концепция), определены пути и способы обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 — 2020 гг.) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе. В Концепции сформулированы не только основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом вызовов предстоящего периода, но и стратегия достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы. Отмечается, что в ближайшее десятилетие развитые страны перейдут к формированию новой технологической базы экономических систем, основанной на использовании новейших достижений в области биотехнологий, информатики и нанотехнологий. Перед Россией стоит задача модернизации традиционных отраслей экономики и их структурной диверсификации на основе инновационного технологического развития. Решение этой задачи предполагает формирование национальной инновационной системы, которая в соответствии с Концепцией включает такие элементы, как интегрированная с высшим образованием система научных исследований и разработок, гибко реагирующая на запросы со стороны экономики, инжиниринговый бизнес, инновационная инфраструктура, институты рынка интеллектуальной собственности, механизмы стимулирования инноваций и др. Среди мер институционального характера, направленных на содействие малому и среднему предпринимательству, Концепцией предусмотрено развитие инфраструктуры поддержки новых предприятий в рамках бизнес-инкубаторов, технопарков и промышленных парков, упрощение для малых предприятий доступа к покупке и аренде недвижимости, расширение системы микрокредитования, сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении малого бизнеса, снижение издержек бизнеса, связанных с этими мероприятиями. Однако Концепция рассматривает технопарки не только как меру поддержки и содействия развитию малого и среднего предпринимательства: они должны выполнять роль нефинансовых институтов развития. К ним согласно Концепции относятся центры трансфера технологий, центры содействия энергоэффективности, особые экономические зоны (промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые), технопарки, промышленные парки, бизнес-инкубаторы, а также концессионные соглашения, предназначенные в первую очередь для создания и модернизации инфраструктуры. Важнейшая задача институтов развития — создать условия для реализации долгосрочных инвестиционных проектов. Поставлена цель радикального повышения эффективности существующей инновационной инфраструктуры (в частности, технопарков). Экономический рост и модернизация отраслей экономики Российской Федерации в короткие сроки возможны только в случае увеличения темпов развития высокотехнологичных отраслей, для обеспечения которых необходимо проведение государственной политики, направленной на повышение инвестиционной привлекательности указанных отраслей экономики, поддержку российских производителей высокотехнологичной продукции и услуг, содействие продвижению этой продукции как на внутреннем, так и на мировом рынке, развитие интеллектуального потенциала в сфере высоких технологий. При этом наиболее эффективным механизмом развития высокотехнологичных отраслей признано создание технопарков в сфере высоких технологий. В Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2012 г., утвержденных распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1663-р (в ред. от 14 декабря 2009 г.), также обозначена необходимость формирования современной инфраструктуры национальной инновационной системы, куда входят и технопарки. Указанная задача предполагает продолжение реализации мер по развитию сети технопарков, бизнес-инкубаторов, центров трансферта технологий, венчурных компаний, технико-внедренческих особых экономических зон, инжиниринговых и проектных фирм, по созданию системы государственной поддержки инновационных компаний на этапе старта, в первую очередь малого бизнеса. Следует определить, что понимается под технопарком, что он представляет собой с позиции права, каково правовое регулирование технопарка в настоящее время и насколько оно адекватно его сути и существующему статусу. Новые структуры, включая технопарки, имеют особенность развития в нашей стране. Если в большинстве стран развитие бизнес-инкубаторов, технологических (научных, исследовательских) парков, технополисов (наукоградов, «городов мозгов») шло именно в такой логической последовательности — от простых форм к более сложным и комплексным, то в России наблюдается обратная очередность. Впервые специальные экономические зоны и технопарки стали создаваться в США в целях обеспечения сбалансированного регионального развития, оживления малого и среднего бизнеса в депрессивных регионах страны. В 1980-е гг. технопарки стали создаваться в Бразилии, Индии, Малайзии, Корее, в Западной Европе, в 1990-е гг. технопарки начали бурными темпами развиваться в Китае. В Великобритании они были признаны важным инструментом экономического развития в соответствии с документом «Конкурентное будущее — строительство экономики, базирующейся на знаниях», изданным в декабре 1998 г. В частности, он содержал рекомендации по применению Схемы инновационных исследований малого бизнеса, опробованной в США, предусматривающей выделение помещений и инкубаторов и обозначившей необходимость построения эффективных инфраструктур. Анализ зарубежного законодательства показывает, что используются два основных варианта: 1) технопарк как самостоятельный субъект права; 2) технопарк без образования самостоятельного субъекта права. В последнем случае выбор зависит как от системы права в конкретном государстве, так и от сложившихся правовых традиций и направлений государственной политики. Состояние инновационной сферы России в настоящее время не соответствует потенциалу нашей страны, что, в свою очередь, подчеркивает необходимость кардинального пересмотра национальной инновационной стратегии, поиска более эффективного подхода к государственному управлению соответствующей сферой. В течение последнего десятилетия предпринято немало попыток усовершенствовать организационную и нормативную базу для разработки и реализации государственной инновационной политики. Хотя идея создания технопарков активно стала продвигаться только в последнее время (после одобрения Правительством РФ государственной Программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» <1>), но возникла она существенно раньше. Еще в Постановлении Правительства РФ от 29 апреля 1994 г. N 409 «О мерах по государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994 — 1995 годы» отмечалось, что на начальных этапах становления малого бизнеса наиболее актуальной является реализация мероприятий по развитию сети производственно-технологических центров, бизнес-инкубаторов, технопарков, лизинговых фирм, в том числе путем переструктурирования производства. ——————————— <1> См.: распоряжение Правительства РФ от 10 марта 2006 г. N 328-р.

Анализ указанного Постановления показывает, что на данном этапе технопарки рассматривались как новые организационные элементы инфраструктуры малого предпринимательства, к которым были отнесены также бизнес-инкубаторы, лизинговые фирмы, производственно-технологические центры. В Постановлении Правительства РФ от 28 апреля 1995 г. N 439 «О Программе Правительства Российской Федерации «Реформы и развитие российской экономики в 1995 — 1997 годах» технопарки понимались как составная часть научной инфраструктуры, которая включает научно-технические центры, технополисы, технопарки, бизнес-центры, информационные системы. Как видно, изменилась сфера функционирования технопарков — от бизнеса к науке. В России еще в советское время было создано немало технополисов, научных городков (часть из которых после принятия Федерального закона от 7 апреля 1999 г. N 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» получили статус ЗАТО). В 90-х гг. XX в. активно создавались технопарки, и только в последние годы в рамках государственной инновационной политики стали уделять внимание развитию самой элементарной формы — бизнес-инкубаторам. Технопарки или научные парки, созданные при университетах, фактически выполняют функции технологических бизнес-инкубаторов, поскольку способствуют коммерческой реализации завершенных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее — НИОКР). Отечественные технологические и научные парки предоставляют инновационным малым предприятиям, как правило, следующий спектр услуг: аренда помещений, телефонное и телексное обслуживание, обеспечение доступа к результатам НИОКР, помощь в подготовке технических проектов, обучение и подбор специалистов и др. В традиционном представлении научные и технологические парки являются более крупными, чем бизнес-инкубаторы, кооперативными комплексами, формирующимися в соответствии с долгосрочной целевой программой взаимодействия государственных и частных субъектов научно-технической, инновационной и производственной сфер. Размещение на территории научного парка взаимодополняющих производств позволяет сократить в два-три раза период от момента возникновения идеи до ее внедрения в массовое производство. Научные инкубаторы, или парки инкубаторного типа, в большей степени нацелены на активизацию инновационной и предпринимательской деятельности. Это многофункциональные комплексы, предоставляющие обширный перечень инновационных и учебных услуг фирмам-клиентам, которые в зависимости от своего технологического профиля получают эти услуги, арендуя одновременно помещения инкубатора. По истечении срока аренды фирма-клиент покидает инкубатор и начинает самостоятельную деятельность. Территориальные образования научного или высокотехнологического профиля, проявляющие экономическую активность посредством создания и коммерциализации новых знаний, технологий, продуктов, получили названия технополисов, высокотехнологических центров, научных городков, инновационных центров, технопарков. Всем им присуща инновационная направленность, формирующая новое качество взаимодействия науки, техники и производства. Так, согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» целями реализации проекта создания и обеспечения функционирования данного инновационного центра является развитие исследований, разработок и коммерциализация их результатов. Развитие территориальных образований научного или высокотехнологического профиля воздействует на укрепление и расширение кооперативных связей с предприятиями, расположенными не только на территориях научно-производственных объединений, но и за их пределами. Технопарки, как правило, рассматриваются в литературе как территориальные формы комплексной поддержки инновационных предприятий, интеграции науки и производства <2>. Это социальные системы, способствующие рождению и выращиванию инновационных организаций. ——————————— <2> См.: Перевалов Ю. В. Инновационное предпринимательство и проблемы технологического развития // Общество и экономика. 1997. N 5.

В Приказе Министерства экономического развития РФ от 24 февраля 2009 г. N 58 «Об утверждении Методики оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения» технопарки отнесены к инфраструктуре коммерциализации инноваций (наряду с особыми экономическими зонами, технологическими центрами, бизнес-инкубаторами и т. п.). Правовое регулирование технопарка довольно близко с регулированием свободной экономической зоны с льготным режимом налогообложения, регистрацией и удобным расположением относительно высококвалифицированной рабочей силы (в большинстве случаев университеты, научно-исследовательские центры и др. входят в состав технопарков и свободных экономических зон). Это видно на примере нового направления развития свободных зон — технико-внедренческих. Они представляют собой регион компактного размещения производственных комплексов и научно-исследовательских центров, пользующихся системой льгот в целях стимулирования разработки новых технологий и производства высокотехнологичной продукции, предназначенной как для экспорта, так и для внутреннего рынка. В ряде стран технико-внедренческие зоны функционируют в виде технологических парков (в США и др.), научных парков, технополисов (Япония и др.). Свободные экономические зоны, созданные для разработки новейших технологий и их применения, существуют в мире в различных организационных формах, получивших общее название свободных научно-технических зон. Одной из разновидностей таких зон специалисты называют технопарки, которые позволяют осуществлять интеграцию предпринимательских структур в научно-техническую сферу. В них происходит соединение возможностей науки и производства, финансовых структур и органов власти. Наряду с термином «технопарк» в литературе <3> и в законодательстве встречается термин «промышленный парк». Однако его определение приведено только в Приказе Минэкономразвития России от 16 февраля 2010 г. N 59 «О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства»: «Промышленный парк — управляемый единым оператором парка комплекс объектов недвижимости (административные, производственные, складские и иные помещения, обеспечивающие деятельность промышленного парка) площадью не менее 100 000 кв. м и инфраструктуры, которые позволяют компактно размещать и предоставляют условия для эффективной работы малых и средних производств». ——————————— <3> См., например: Лисица В. Н. Особые экономические зоны в Российской Федерации. Новосибирск, 2010; Шадрина Т. В. Субъекты инновационной деятельности // Юрист. 2005. N 8; Гусев Ю. В. Комментарий к Федеральному закону от 7 апреля 1999 года N 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс».

Термин «технологический парк», по сути, является синонимом термина «технопарк» и определяется в научной литературе <4> как новая форма территориальной интеграции науки, образования и производства в виде объединения научных организаций, проектно-конструкторских бюро, учебных заведений, производственных предприятий или их подразделений. Технологический парк (технопарк) создается в целях ускорения разработки и применения научно-технических и технико-технологических достижений благодаря сосредоточению высококвалифицированных специалистов, использованию оснащенной производственной, экспериментальной, информационной базы; часто имеет льготное налогообложение. ——————————— <4> См.: Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М., 2006.

Вопросы создания и функционирования технопарков носят комплексный характер, в значительной степени они затрагивают сферу науки и инноваций, а также сферу поддержки малого и среднего предпринимательства. Как следствие, указанные вопросы в значительной части относятся к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Активное участие в нормотворчестве в области инноваций, иногда опережающем федеральный центр, принимают субъекты РФ. Хотя в значительном количестве субъектов РФ правовое регулирование технопарков практически отсутствует, в некоторых из них приняты законы о технопарках. В связи с этим в случае принятия федерального закона о технопарках потребуется привести акты субъектов РФ в соответствие с федеральным законодательством. Так, Закон Республики Дагестан от 26 декабря 2008 г. N 63 «О технопарках в Республике Дагестан» в качестве технопарка определяет форму организации инновационной деятельности научных организаций, проектно-конструкторских бюро, учебных заведений, организаций инновационной инфраструктуры, производственных предприятий или их подразделений, компактно располагающихся на обособленной территории. Резидентами технопарка являются организация, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица, реализующие инновационный проект на территории технопарка и пользующиеся его инфраструктурой. Присвоение (лишение) статуса технопарка осуществляется решением органа исполнительной власти Республики Дагестан, уполномоченного Правительством Республики Дагестан (в соответствии с Постановлением Правительства Республики Дагестан от 10 февраля 2009 г. N 33 «Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Республики Дагестан по осуществлению присвоения (лишения) статуса технопарка» уполномоченным органом является Министерство промышленности, транспорта и связи Республики Дагестан). Для предварительного рассмотрения материалов о присвоении (лишении) статуса технопарка уполномоченным органом создается Комиссия по формированию технопарков в Республике Дагестан. Персональный состав Комиссии и положение о ней утверждаются уполномоченным органом. Аналогично статус технопарков определен и в Законе Воронежской области от 5 июня 2006 г. N 43-ОЗ «О технопарках в Воронежской области» (в ред. от 6 февраля 2007 г.). Наряду с указанным Законом действует Закон Воронежской области от 12 марта 2007 г. N 21-ОЗ «О ставках налога на прибыль резидентов технопарков на территории Воронежской области», которым установлен размер ставки по налогу на прибыль для резидентов технопарков, функционирующих на территории Воронежской области. Согласно этому Закону ставка налога на прибыль для резидентов технопарков установлена в размере 13,5% в части, зачисляемой в областной бюджет в соответствии с п. 1 ст. 284 НК РФ. Указанный размер ставки налога на прибыль применяется в отношении резидентов технопарков на срок присвоения им соответствующего статуса и распространяется на прибыль, полученную от деятельности, осуществляемой в рамках Закона Воронежской области «О технопарках в Воронежской области». Хорошо проработаны вопросы создания и функционирования технопарков в Кемеровской области, в связи с чем целесообразно остановиться на них подробнее. Понятийный аппарат Закона от 2 июля 2008 г. N 55-ОЗ (в ред. от 27 декабря 2010 г.) «О технопарках в Кемеровской области» схож с приведенным выше, однако понятие «технопарк» трактуется в нем несколько иначе: как форма совместной инновационной деятельности научных, проектно-конструкторских, образовательных организаций, промышленных предприятий (их подразделений), инвесторов и других участников рынка (в отличие от формы организации инновационной деятельности). Что касается определений резидента, инфраструктуры, управляющей организации, базовой организации технопарка, то они не отличаются от приведенных выше. В соответствии с данным Законом создается Совет по инвестиционной и инновационной деятельности при губернаторе Кемеровской области. Совет осуществляет прием и рассмотрение документов, представленных для присвоения статуса технопарка, статуса резидента технопарка, вносит предложения в Коллегию администрации Кемеровской области о присвоении (лишении) статуса технопарка, статуса резидента технопарка. Присвоение статуса технопарка осуществляется при наличии утвержденной Коллегией администрации Кемеровской области концепции создания и развития технопарка и резерва площадей для такого развития. Государственная поддержка технопарков в Кемеровской области осуществляется путем предоставления государственной поддержки управляющей организации технопарка, базовой организации технопарка и резидентам технопарка. В Кемеровской области не ограничились декларацией о государственной поддержке: наряду с Законом «О технопарках в Кемеровской области» был принят Закон Кемеровской области от 26 ноября 2008 г. N 97-ОЗ «Об основаниях и условиях предоставления отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по региональным налогам» (в ред. от 14 декабря 2010 г.), которым определены основания и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате региональных налогов, а также основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита по региональным налогам. Также был принят Закон Кемеровской области от 26 ноября 2008 г. N 101-ОЗ (в ред. от 24 ноября 2010 г.) «О налоговых льготах субъектам инвестиционной, инновационной и производственной деятельности, управляющим организациям технопарков, резидентам технопарков», которым установлены налоговые льготы субъектам инвестиционной, инновационной и производственной деятельности в Кемеровской области, а также основания, порядок и условия их применения. Еще одна из форм поддержки резидентов технопарков реализована Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 27 апреля 2009 г. N 183 «Об утверждении Порядка предоставления субъектам инвестиционной деятельности Кемеровской области и резидентам технопарков Кемеровской области субсидий из средств областного бюджета для компенсации части процентной ставки по кредитам, полученным в кредитных организациях для реализации инвестиционных и (или) инновационных проектов». На федеральном уровне законодательное определение технопарка отсутствует, однако в течение нескольких лет в федеральном бюджете предусматриваются расходы на создание технопарков в сфере высоких технологий. Так, Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» предусмотрены средства на создание технопарков в сфере высоких технологий. Министерство финансов РФ сначала Приказом от 25 декабря 2008 г. N 145н, а затем Приказом от 30 декабря 2009 г. N 150н утвердило указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации. Установлено, что целевые статьи обеспечивают привязку бюджетных ассигнований к конкретным направлениям деятельности субъектов бюджетного планирования и участников бюджетного процесса в пределах подразделов классификации расходов бюджетов. В отношении технопарков в сфере высоких технологий введена целевая статья, в которой отражаются расходы на проведение мероприятий в области создания и развития технопарков в сфере высоких технологий, в том числе объектов инженерной, транспортной, жилой, социальной инфраструктуры, производственных помещений, офисных зданий, для предоставления необходимых услуг предприятиям, размещенным на их территории, в целях развития высокотехнологичных отраслей экономики. Как указано в Приказе Министерства экономического развития РФ от 16 февраля 2010 г. N 59 «О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства» (в ред. от 12 октября 2010 г.), субсидии федерального бюджета предоставляются на финансирование следующих мероприятий по развитию малых и средних предприятий в области инноваций и промышленного производства: создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов); поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта; развитие системы кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства; создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере; реализация иных мероприятий по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства (в соответствии с утвержденной субъектом РФ программой поддержки и развития малого и среднего предпринимательства). В этом же Приказе на федеральном уровне дано определение технопарка: это имущественный комплекс, созданный для осуществления деятельности в сфере высоких технологий, состоящий из офисных зданий и производственных помещений, объектов инженерной, транспортной, жилой и социальной инфраструктуры общей площадью не менее 5000 кв. м. Резидентами технопарка являются малые и средние предприятия, научные организации, проектно-конструкторские бюро, учебные заведения, организации инновационной инфраструктуры, производственные предприятия или их подразделения, научно-исследовательские центры, бизнес-инкубаторы и иные объекты инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Одновременно установлено, что резидентами технопарка являются малые и средние предприятия, научные организации, проектно-конструкторские бюро, учебные заведения, организации инновационной инфраструктуры, производственные предприятия или их подразделения, научно-исследовательские центры, бизнес-инкубаторы и иные объекты инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Для размещения в технопарке на конкурсной основе привлекаются малые и средние предприятия, осуществляющие разработку перспективных видов продукции и технологий, которые могут быть доведены до серийного выпуска, востребованы на рынке и способны обеспечить устойчивые темпы роста объемов продаж и собственной капитализации предприятия за период его нахождения в технопарке. Согласно Приказу управление имущественным комплексом технопарка, а также осуществление его организационной деятельности в соответствии с целями и задачами деятельности технопарка поручены уполномоченному юридическому лицу — управляющей компании, отобранной по конкурсу. Предметом деятельности технопарка является создание благоприятных условий для развития малых и средних предприятий в научно-технической, инновационной и производственной сферах путем создания материально-технической, экономической, информационной и социальной базы для становления, развития, подготовки к самостоятельной деятельности малых инновационных и производственных предприятий, производственного освоения научных знаний и наукоемких технологий. Данное в Приказе определение технопарка базируется на области его деятельности: высокие технологии. Вместе с тем вряд ли сущность технопарка, а соответственно, и его определение зависят от сферы деятельности. Анализ законодательства субъектов РФ и зарубежного опыта свидетельствует о том, что определение технопарков не связано со сферой их деятельности, которая может быть любой, но цель их создания и сущность одинаковы. Государственная политика, направленная на первоочередное создание технопарков в конкретной сфере деятельности, позволяет направлять финансовые средства на поддержку лишь определенной части технопарков, что не означает невозможности существования технопарков в других сферах. Сказанное подтверждается и нормами Постановления Правительства РФ от 20 декабря 2007 г. N 904 (в ред. от 27 декабря 2010 г.) «О порядке предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание технопарков в сфере высоких технологий», которыми установлено, что средства федерального бюджета, предусмотренные на создание технопарков в сфере высоких технологий, предоставляются в 2007 г. и в 2008 — 2014 гг. в форме субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на создание указанных технопарков на территориях Республик Мордовия и Татарстан, Калужской, Кемеровской, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Тюменской областей и г. Санкт-Петербурга. В 2011 — 2014 гг. средства федерального бюджета, предусмотренные на создание технопарков в сфере высоких технологий, также предоставляются в форме субсидий бюджетам субъектов РФ на создание указанных технопарков на территориях Пензенской и Самарской областей. Тем самым определены государственные приоритеты финансовой поддержки: по сферам создания технопарков; по территориям, на которых они создаются. Следует обратить внимание на то, что анализируемое определение технопарков приведено в Приказе — акте федерального органа исполнительной власти, тогда как оно должно быть установлено на законодательном уровне. Правовое регулирование создания и деятельности технопарков (определение технопарка, организация и деятельность, управление технопарком, статус резидентов и управляющей организации и др.) должно быть комплексным и распространяться на технопарки независимо от сферы их деятельности. Нецелесообразно и ошибочно принимать законодательный акт, регулирующий общественные отношения применительно к технопаркам только в сфере высоких технологий. Должен быть разработан законодательный акт, единый для всех технопарков независимо от сферы их функционирования, в котором будут отражены особенности деятельности технопарков в сфере высоких технологий, а также меры их государственной поддержки. Опыт создания технопарков в нашей стране подтверждает, что они создаются в самых разных сферах. Принятие закона, регулирующего их деятельность только в одной из сфер, приведет к необходимости принятия аналогичного по содержанию законодательного акта в отношении технопарков, функционирующих в других направлениях, и фактическому дублированию норм. В проекте закона целесообразно определить: цели, основные задачи, принципы государственной политики, формы государственной поддержки создания и деятельности технопарков (в том числе формы и методы стимулирования создания и деятельности технопарков), возможное ограничение государственной поддержки приоритетными сферами (например, высокотехнологичные сферы); права, обязанности и ответственность субъектов, участвующих в создании и деятельности технопарков; организа ционно-правовые формы, порядок приобретения и лишения статуса технопарка; механизмы обеспечения эффективности деятельности и качества производимой продукции (стандартизация, сертификация, лицензирование, аккредитация и иные процедуры); административно-правовые меры, направленные на обеспечение целевой поддержки технопарков (критерии, которым должен отвечать технопарк для получения государственной поддержки, ведение реестра технопарков, получающих государственную поддержку, аккредитация и др.); управление технопарком; правовой статус управляющей компании технопарка; правовой статус резидента технопарка; финансирование создания и деятельности технопарков; налогообложение управляющей компании технопарка и резидента технопарка. Законодательство может обеспечить благоприятные условия для функционирования технопарков и других институтов развития, однако необходимое для этого условие — наличие интереса реального сектора экономики к переходу на инновационный путь развития.

Библиографический список

Гусев Ю. В. Комментарий к Федеральному закону от 7 апреля 1999 года N 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс». Лисица В. Н. Особые экономические зоны в Российской Федерации. Новосибирск, 2010. Перевалов Ю. В. Инновационное предпринимательство и проблемы технологического развития // Общество и экономика. 1997. N 5. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М., 2006. Шадрина Т. В. Субъекты инновационной деятельности // Юрист. 2005. N 8.

——————————————————————