Афишный столб как рекламный щит

(Деменцова Э.)

(«ЭЖ-Юрист», 2012, N 5)

АФИШНЫЙ СТОЛБ КАК РЕКЛАМНЫЙ ЩИТ

Э. ДЕМЕНЦОВА

Эмилия Деменцова, аспирант, г. Москва.

Помните, герой чеховской «Чайки» Константин Треплев был недоволен фразой «афиша на заборе гласила»? Спустя сто с лишним лет московские власти возмутились тем же самым. В рамках кампании по борьбе с незаконной и просроченной рекламой чиновники разослали предписание избавиться от незаконно размещенных афиш. Театральная общественность негодует: как можно причислять театральные афиши к рекламе?

Реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе»). Объект рекламирования — товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (п. 2 ст. 3 Закона N 38-ФЗ).

Театральная постановка является объектом авторского права. Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат (п. 1 ст. 1228 ГК РФ), автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано (ст. 1257 ГК РФ).

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 1304 ГК РФ объектами смежных прав являются постановки режиссеров-постановщиков спектаклей (исполнения), поэтому театральная постановка — объект смежного права.

Как видим, театральная постановка является объектом интеллектуального права и прямо попадает под регулирование Закона N 38-ФЗ как объект рекламирования.

Правовой режим наружной рекламы определяет ст. 19 Закона N 38-ФЗ. Согласно данной статье распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) — собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Таким образом, театральная тумба, исходя из содержания приведенных норм, является рекламной конструкцией. Именно поэтому формально, с точки зрения закона, городские власти Москвы правы. Но не абсолютно правы — ведь в данном случае право идет наперекор сложившимся традициям.

Наружная реклама, как и любая другая реклама, больше раздражает, чем радует глаз. Именно поэтому Законом N 38-ФЗ устанавливаются ограничения на распространение рекламы.

Однако очень трудно предположить, что театральные афиши могут кого-то раздражать. Например, афишные столбы в Камергерском переулке — один из символов уходящей Москвы.

Театральные афиши — целый пласт театральной и художественной культуры. Это не реклама с бытовой точки зрения, а искусство — по форме и содержанию. Афиша — призыв и обращение не к материальному, а к духовному. Они не воспринимаются как реклама в том смысле, в каком она выведена в Законе N 38-ФЗ. Именно поэтому в теории права говорится о том, что нормы права должны разрабатываться с учетом интересов общества, отражая его потребности, традиции и культуру. При этом любая норма права должна быть научно обоснованна. Нормы права, принятые с нарушением указанных принципов, или не работают, или воспринимаются обществом негативно, как ущемляющие интересы его членов, и в результате нарушаются. Поэтому, если в ходе применения нормы права обнаруживаются ее недостатки, эта норма изменяется или отменяется.

Стоит отметить, что в целом с точки зрения юридической техники Закон N 38-ФЗ разработан на высоком уровне. Однако в нем не учтен вопрос регламентации правового режима театральных афиш как исключения из правового режима наружной рекламы. А необходимость такого исключения подсказывает сама жизнь.

По нашему мнению, ст. 19 Закона N 38-ФЗ необходимо дополнить пунктом такого содержания: «Театральные афиши не являются наружной рекламой, порядок их размещения регламентируется федеральным законодательством о театре». Было бы целесообразно в максимальной степени регламентировать правовой режим афишных тумб в законе о театре, которого в российской системе права на сегодняшний день нет. Наряду с общими нормами в нем должны содержаться специальные нормы, регламентирующие деятельность театров и определяющие правовой режим общественных отношений, связанных с театром, а также правовое положение участников этих правоотношений.

——————————————————————