Организация прокурорского надзора за соблюдением жилищных прав военнослужащих в условиях перехода Вооруженных Сил Российской Федерации к новому облику

(Левый М. Г.) («Военно-юридический журнал», 2013, N 2) Текст документа

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К НОВОМУ ОБЛИКУ <*>

М. Г. ЛЕВЫЙ

——————————— <*> Levyj M. G. Organization of procurator’s supervision of observance of housing rights of military men in conditions of transfer of the Armed forces of the Russian Federation to the new image.

Левый Михаил Геннадьевич, военный прокурор отдела надзора (за исполнением законов органами военного управления и воинскими должностными лицами) военной прокуратуры Восточного военного округа, лейтенант юстиции.

Автор на примере военной прокуратуры Восточного военного округа наглядно показал, как организован прокурорский надзор за соблюдением жилищных прав военнослужащих в условиях перехода Вооруженных Сил Российской Федерации к новому облику.

Ключевые слова: военная прокуратура, жилищные права военнослужащих.

The author on the basis of the military procuracy of the Eastern Military District shows how the procurator’s supervision of observance of housing rights of military men in conditions of transfer of the Armed Forces of the Russian Federation to the new image is organized.

Key words: military procuracy, housing rights of military men.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого гражданина на жилище. Действующее федеральное законодательство, определяющее статус военнослужащего, одной из основных социальных гарантий указанной категории граждан Российской Федерации называет право на обеспечение жильем от государства. Федеральный закон «О статусе военнослужащих», устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, гласит, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение. 12 ноября 2009 г. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации отметил, что решение жилищной проблемы военнослужащих — важнейшая общегосударственная задача, а обеспечение военнослужащих постоянным и служебным жильем по-прежнему остается приоритетным направлением деятельности государства <1>. ——————————— <1> URL: http://www. kremlin. ru/transcripts/5979.

Вместе с тем в сравнении с реализацией права на другие социальные гарантии, такие как обеспечение денежным и вещевым довольствием, право на обеспечение жильем реализуется военнослужащими с наибольшим числом сложностей. На эффективность практической реализации задачи государства по обеспечению жильем военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей оказывают негативное воздействие объективные обстоятельства, обусловленные высокой стоимостью жилья в Российской Федерации, продолжающейся реорганизацией Вооруженных Сил Российской Федерации, сокращением их численности и, как следствие этого, необходимостью обеспечения жильем значительного количества военнослужащих. В то же время в ходе практической деятельности правоохранительных органов выявляются многочисленные факты злоупотреблений и нарушений законности в сфере жилищного обеспечения военнослужащих, что, помимо объективных причин, существенно усложняет разрешение жилищной проблемы военнослужащих. Анализ работы военной прокуратуры Восточного военного округа свидетельствует, что, несмотря на принимаемые командованием и контрольно-ревизионными органами меры, нарушения законодательства, направленного на обеспечение жильем военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, по-прежнему носят распространенный характер в войсках округа, о чем свидетельствуют статистические показатели надзорной работы. Так, в 2010 г. прокурорскими проверками соблюдения жилищных прав граждан выявлено более 600 нарушений законов. Об их устранении командованию внесено 88 представлений, в защиту интересов граждан заявлено 182 (96 + 89,6%) иска. По результатам проверок 30 должностных лиц предостережены о недопустимости нарушения закона, 55 привлечены к дисциплинарной ответственности по требованию военных прокуроров. При этом на 81,7% выросло количество нарушений, выявленных в данной сфере в 2010 г. в сравнении с 2009 г., что требует принятия военными прокурорами дополнительных мер к выявлению, пресечению и предупреждению правонарушений, посягающих на жилищные права военнослужащих. Наибольшее число нарушений жилищных прав военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей допускается воинскими должностными лицами, обладающими исполнительно-распорядительными полномочиями в отношении жилищного фонда, в сфере распределения и выделения жилья. В ходе проверки, проведенной в мае 2010 г. военной прокуратурой Уссурийского гарнизона, установлено, что в нарушение п. 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, начальник ФГУ «Покровская КЭЧ района» майор С. необоснованно отказал сержанту к/с К. включить находящегося у нее на иждивении ребенка в состав ее семьи для обеспечения государственным жилищным сертификатом. В мае 2010 г. по результатам проверки военным прокурором Уссурийского гарнизона начальнику ДКЭУ (Т) внесено представление об устранении нарушений закона, которое реализовано, права военнослужащей восстановлены. Аналогичные нарушения выявлены в деятельности поднадзорных квартирно-эксплуатационных органов военными прокурорами Хабаровского, Благовещенского гарнизонов, а также гарнизона Комсомольск-на-Амуре. Типичными являются нарушения жилищных прав военнослужащих при увольнении их с военной службы. Надзорными мероприятиями, проведенными в августе 2010 г. военной прокуратурой Бикинского гарнизона, установлено, что в нарушение п. п. 15, 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы приказом командира в/ч 46102 N 172 от 14 декабря 2009 г. майор Н., уволенный с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и нуждающийся в обеспечении жилым помещением, без предоставления жилья исключен из списков личного состава части. В августе 2010 г. военным прокурором гарнизона на противоречащий закону приказ принесен протест, который удовлетворен, права военнослужащего восстановлены. Подобные нарушения также носят весьма распространенный характер. Сложной и до конца не разрешенной проблемой остается обеспечение нормальных жилищных условий граждан, проживающих в ведомственном жилищном фонде. Так, в августе — сентябре 2010 г. военной прокуратурой округа проведена надзорная проверка по информации заместителя начальника жилищной инспекции правительства Хабаровского края о непринятии должностными лицами ФГУ «Совгаванская КЭЧ» мер к приведению в надлежащее техническое состояние здания жилого дома в г. Николаевск-на-Амуре Хабаровского края, в котором проживают военнослужащие и члены их семей. Установлено, что руководство КЭЧ фактически самоустранилось от решения жилищной проблемы военнослужащих, проживающих в ветхом жилом фонде, требования, изложенные в предписаниях жилищной инспекцией Правительства Хабаровского края, игнорировались. По результатам проверки начальнику ДКЭУ (Т) внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого виновные лица привлечены к ответственности, руководством КЭЧ приняты меры к устранению допущенных нарушений жилищных прав военнослужащих. Следует отметить, что субъектами правонарушений зачастую становятся не только воинские должностные лица, но и сами потенциальные и фактические участники государственных жилищных программ. Об этом свидетельствует практика надзорной работы военной прокуратуры округа по выявлению нарушений, связанных с незаконным удержанием гражданами служебных квартир после реализации ими государственных жилищных сертификатов. Такие нарушения негативно сказываются на обеспечении жильем других военнослужащих, в том числе молодых офицеров и их семей, что снижает престиж военной службы. Военными прокурорами принимаются действенные меры реагирования к лицам, допускающим подобные нарушения. Только в 2010 г. по результатам надзорных мероприятий в суды общей юрисдикции направлено 111 исковых заявлений о выселении указанной категории граждан из жилого фонда Минобороны России, которые удовлетворены. К примеру, в декабре 2010 г. Михайловский районный суд Приморского края рассмотрел иск, заявленный в порядке ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации военным прокурором Уссурийского гарнизона в интересах Минобороны России к бывшему военнослужащему Л., о выселении его и членов его семьи из служебной квартиры в связи с реализацией ответчиком в апреле 2010 г. государственного жилищного сертификата. Решением Михайловского районного суда Приморского края от 22 декабря 2010 г. Л. и члены его семьи выселены из незаконно занимаемого жилого помещения. Принятие военной прокуратурой действенных мер реагирования, направленных на обеспечение жилищных прав военнослужащих, во многом ориентировано на создание у военнослужащих чувства социальной защищенности, укрепление их морально-психологического состояния, что, в свою очередь, оказывает благоприятное влияние на общее состояние боеготовности Вооруженных Сил Российской Федерации. В настоящее время в Минобороны России продолжается реформирование, реорганизуется система квартирно-эксплуатационных органов, в связи с чем вновь создается нормативная база, регулирующая вопросы обеспечения военнослужащих жильем. Так, Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 (далее по тексту — Приказ N 1280) утверждены две Инструкции, которыми определен порядок предоставления военнослужащим жилых помещений по договорам социального найма, а также служебных жилых помещений, в связи с чем признан утратившим силу Приказ Министра обороны от 15 февраля 2000 г. N 80, которым на протяжении 10 лет регулировались правоотношения в данной сфере. В войсках упразднен институт жилищных комиссий и создана единая очередь для военнослужащих, которая строится исходя из даты признания военнослужащего нуждающимся в получении жилья. Как отмечает в своем интервью газете «Красная звезда» заместитель Министра обороны Российской Федерации Т. В. Шевцова, главными аспектами Приказа являются применение принципа социальной справедливости при распределении жилья военнослужащим и создание системы максимальной прозрачности при решении данного вопроса, сведен к минимуму личностный фактор во взаимоотношениях военнослужащих и лиц, принимающих решение при распределении жилья <2>. ——————————— <2> Горупай О. На основе социальной справедливости. URL: http://www. redstar. ru/2010/11/09_11/1_01.html.

Такое мнение Т. В. Шевцовой является вполне обоснованным, поскольку значительное число нарушений жилищных прав военнослужащих было связано именно с деятельностью жилищных комиссий, злоупотреблениями их членов. Вместе с тем анализ Инструкции о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее — Инструкция), утвержденной Приказом N 1280, свидетельствует о необходимости корректировки отдельных ее положений, которые на практике могут создать предпосылки к нарушению прав военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей. Так, в соответствии с п. 5 Инструкции уполномоченный орган рассматривает заявление военнослужащего о признании нуждающимся в получении жилья с представленными документами в течение тридцати рабочих дней со дня их поступления. При этом, если военнослужащим представлены не все необходимые документы, уполномоченный орган приостанавливает рассмотрение заявления, о чем уведомляет военнослужащего, и предлагает представить в уполномоченный орган недостающие документы. В случае если военнослужащим в тридцатидневный срок со дня получения указанного уведомления не представлены недостающие документы, уполномоченный орган выносит решение об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях. В то же время собрать в течение 30 суток необходимые документы, равно как и представить документы, свидетельствующие о невозможности их получения, либо иные сведения, подтверждающие право на признание нуждающимся в получении жилья, в силу объективных причин военнослужащему не всегда представляется возможным. Однако Инструкцией не регламентирована процедура возможной пролонгации этого срока по мотивированному ходатайству военнослужащего, что может стать причиной нарушения жилищных прав военнослужащих в результате поспешного и необоснованного отказа уполномоченного органа в постановке на жилищный учет. С учетом изложенного представляется необходимым внести в Инструкцию дополнительные положения о праве военнослужащего обратиться с мотивированным заявлением в уполномоченный орган о продлении срока представления необходимого пакета документов, который по решению этого органа может быть продлен еще на 30 суток. Спорным видится также положение пп. «е» п. 1 Инструкции, согласно которому военнослужащие для признания нуждающимися в жилье представляют в уполномоченный орган выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации с 31 января 1998 г. Представляется, что такое требование создает дополнительные трудности военнослужащим в реализации их жилищных прав. Подобная позиция озвучена Верховным Судом Российской Федерации в решении от 23 декабря 2009 г. N ГКПИ09-1447, которым п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 января 2001 г. «Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам» в части, устанавливающей, что решение о переселении на новое место жительства и обеспечении жильем принимается лишь в отношении граждан, не имеющих жилья за пределами закрытого административно-территориального образования. Суд пришел к выводу о том, что в соответствии с действующим законодательством информация о зарегистрированных правах может быть предоставлена только в пределах регистрационного округа — субъекта Российской Федерации. При этом единого регистрационного органа, в котором могут быть получены сведения о наличии или отсутствии у гражданина объектов недвижимости на всей территории Российской Федерации, не имеется, что с учетом неопределенности оспариваемой нормы создает непреодолимые препятствия для граждан <3>. ——————————— <3> Решение Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. N ГКПИ09-1447 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2010. N 11. Ст. 18.

Несмотря на то что анализируемое положение Инструкции определенности не содержит и предписывает предоставлять военнослужащим соответствующие сведения с территории всей Российской Федерации, с учетом значительного числа субъектов Российской Федерации, платности услуги по предоставлению выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, трудности в реализации жилищных прав военнослужащим оно все же создает, в связи с чем требует дополнительной корректировки. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено право каждого на такой жизненный уровень, включая жилище, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи <4>. ——————————— <4> Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Справочная правовая система «Гарант».

Стоит признать, что военнослужащие в настоящее время являются одной из наименее защищенных категорий граждан в Российской Федерации, и выполнение обязательств государства по их обеспечению жильем является необходимой мерой поддержания престижа военной службы. В свою очередь, органы военной прокуратуры, надзирающие за соблюдением законности в Вооруженных Силах Российской Федерации, призваны обеспечить надлежащую реализацию жилищной политики государства, и это направление деятельности в рамках приведения Вооруженных Сил к новому облику является приоритетным.

——————————————————————

Название документа Интервью: На страже прав военнослужащих, интересов общества и государства (интервью с военным прокурором Восточного военного округа генерал-лейтенантом юстиции Артуром Левоновичем Егиевым) («Военно-юридический журнал», 2013, N 2) Текст документа

НА СТРАЖЕ ПРАВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ИНТЕРЕСОВ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

ИНТЕРВЬЮ С ВОЕННЫМ ПРОКУРОРОМ ВОСТОЧНОГО ВОЕННОГО ОКРУГА ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТОМ ЮСТИЦИИ АРТУРОМ ЛЕВОНОВИЧЕМ ЕГИЕВЫМ

Повышенное внимание общества к состоянию жилищно-коммунального хозяйства объектов Минобороны России вполне закономерно: от этого вопроса напрямую зависит безопасность государства. Ведь трудно защитнику Отечества думать о службе, когда семья находится в холодной квартире. О том, что делается в этом направлении в частях и гарнизонах Дальнего Востока, Забайкалья и Бурятии, нашему корреспонденту рассказал военный прокурор Восточного военного округа генерал-лейтенант юстиции Артур Левонович Егиев.

Корреспондент: Артур Левонович, расскажите, как военная прокуратура ВВО защищает интересы военнослужащих в данной сфере? Каковы результаты данной работы? Егиев А. Л.: Военной прокуратурой округа и подчиненными военными прокуратурами проверки исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, при проведении отопительного сезона, проводятся постоянно. Мы не дожидались наступления холодов, а заранее проверили готовность жилищно-коммунального хозяйства воинских частей и военных городков. Результаты показали, что работали не напрасно. Нами проведено свыше 500 прокурорских проверок. Выявлено более 1600 нарушений закона, об устранении которых направлено 200 документов прокурорского реагирования. По нашему требованию к ответственности привлечено более 160 нерадивых работников в сфере ЖКХ. Например, в сентябре 2012 г. более 50 воинских частей Восточного военного округа в связи с несвоевременным заключением госконтрактов на поставку угля и мазута не были обеспечены необходимым топливом, что создавало предпосылки к срыву отопительного сезона, а люди могли замерзнуть. В результате принятых мер прокурорского реагирования удалось добиться поставок необходимого количества твердого и жидкого топлива в котельные, и тепло вовремя поступило в казармы, столовые и другие здания. Не обходится без нашего внимания готовность котельного оборудования к бесперебойной эксплуатации. По требованию военных прокуроров ОАО «РЭУ» осуществлена поставка нового оборудования и проведены ремонтные работы в котельных воинских частей и военных городков в Забайкальском крае, Амурской и Сахалинской областях. Аналогичные проверки проведены в августе-сентябре 2012 г. военными прокурорами во всех воинских частях и учреждениях округа, приняты меры к устранению выявленных нарушений закона. Вместе с тем не все проблемные вопросы решены, о чем систематически информируются соответствующие органы.

Корреспондент: расскажите читателям, какие еще вопросы исследуются военными прокурорами в ходе проверок жилищно-коммунального хозяйства воинских частей и военных городков? Егиев А. Л.: помимо законности при проведении отопительного сезона военные прокуроры надзирают за соблюдением законов при эксплуатации и содержании казарменно-жилищного фонда, исследуются вопросы своевременности проведения ремонта, организации водоснабжения, отведения и другие. Конечно же, в постоянном поле зрения находятся вопросы тарифного регулирования. Приведу только один пример. Военной прокуратурой Биробиджанского гарнизона установлены факты необоснованного применения недействующих тарифов при расчете оплаты за потребленные жителями военного городка N 14 г. Биробиджана отопление и горячую воду. Военным прокурором гарнизона осуществлено прокурорское реагирование в адрес директора территориального подразделения ОАО «Славянка», после чего жителям городка произведен перерасчет необоснованно оплаченных денежных средств. Такие же нарушения в 2012 году вскрыты военными прокуратурами Уссурийского, Читинского и Улан-Удэнского гарнизонов. Не везде на местах территориальными подразделениями ОАО «Славянка» принимаются меры к своевременному вывозу бытовых отходов с территории воинских частей. Такие нарушения установлены нами в воинских частях, расположенных в гарнизоне Комсомольск-на-Амуре. По требованию прокурорских работников нарушения устранены.

Корреспондент: другим общественно значимым вопросом является сохранность оружия и боеприпасов. Расскажите, какие Вы принимаете меры, чтобы они не попали в руки преступников, не было взрывов на арсеналах? Егиев А. Л.: безусловно, обеспечение надлежащих условий хранения и утилизации оружия, боеприпасов, пресечение их незаконного оборота — важнейшие условия обеспечения не только боеготовности войск, но и поддержания общественной безопасности. Именно поэтому надзор за соблюдением законов в данной сфере является одним из важнейших направлений деятельности военной прокуратуры. Проверки военными прокурорами проводятся на постоянной основе с участием специалистов и органов военной контрразведки. В 2012 г. выявлено свыше 3 тыс. 300 нарушений закона, об устранении которых внесено более 500 представлений. По требованию военных прокуроров к дисциплинарной ответственности привлечено 687 должностных лиц, еще 107 — предостережены о недопустимости нарушения закона. Возбуждено 9 уголовных дел. Как правило, не соблюдается порядок учета, хранения и перевозки вооружения, имеются обоснованные претензии к уровню инженерно-технической оснащенности объектов хранения, состоянию пожарной безопасности. Эти упущения создают благоприятные условия для хищения оружия, его утраты, в отдельных случаях ведут к возникновению чрезвычайных происшествий, создающих угрозу жизни и здоровью не только военных, но и населения близлежащих населенных пунктов. По-прежнему значительная часть оружия и боеприпасов поступает в незаконный оборот в результате халатности воинских должностных лиц, ответственных за обеспечение их сохранности и надлежащих условий хранения, и, что особенно удручает, в результате их преступных действий. Так, в июле 2011 г. в Республике Бурятия командир взвода за 100 тыс. руб. в ходе занятий по боевой подготовке похитил автомат АКС-74У, а также склонил за вознаграждение к совершению преступления двоих военнослужащих по призыву. В ходе следствия автоматы изъяты и возвращены в часть. За содеянное все трое приговорены к лишению свободы на срок от 3 до 6 лет. Всего в 2012 году за совершение таких преступлений осуждено 29 человек.

Корреспондент: в конце 2010 года произошел взрыв боеприпасов на территории воинской части в Амурской области. Что послужило его причиной и какое наказание понесли виновные? Егиев А. Л.: прокурорской проверкой, следствием, а в дальнейшем судом установлено, что взрыв боеприпасов на базе их хранения в Амурской области произошел из-за грубого нарушения правил безопасности в ходе работ одним из военнослужащих по призыву. Обошлось без жертв, но взрыв повлек разрушение хранилища с боеприпасами и причинение государству ущерба на сумму более 7 млн. руб. По материалам проведенной нами проверки было возбуждено 2 уголовных дела: одно — по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 217 УК РФ («Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах»), в отношении указанного солдата; второе — по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ («Халатность»), в отношении офицера, который должен был контролировать безопасное проведение работ в хранилище, но этого не сделал. К настоящему моменту военнослужащий по призыву и офицер осуждены. Суд удовлетворил иск командования о взыскании с них в полном объеме причиненного государству ущерба.

Корреспондент: в средствах массовой информации можно встретить сообщения о нарушениях закона, допускаемых при утилизации боеприпасов. Как военные прокуроры реагируют на такие нарушения? Егиев А. Л.: с марта 2010 года на территории округа проводятся активные мероприятия по уничтожению боеприпасов, выслуживших установленные сроки. Военные прокуроры осуществляют надзорное сопровождение данных работ. Проверки проводятся как в плановом порядке, так и по обращениям граждан, сообщениям в СМИ. При выявлении нарушений закона осуществляются меры прокурорского реагирования, вплоть до обращения в суд с иском о приостановлении такой деятельности. К примеру, проверкой военной прокуратуры Улан-Удэнского гарнизона по жалобам граждан населенных пунктов, прилегающих к полигону Сосновый Бор в Республике Бурятия, установлена существенная вибрация зданий в результате ударной волны при подрыве боеприпасов. Объемы вредных выбросов в атмосферу и почву при уничтожении снарядов с территориальными органами Росприроднадзора не были согласованы. По результатам проверки военным прокурором Улан-Удэнского гарнизона направлено заявление в Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ, которым приостановлены работы по утилизации боеприпасов до устранения выявленных нарушений. Значительное количество нарушений закона допускается при проведении таких работ на общевойсковом полигоне ВВО «Цугол» в Забайкальском крае. Выявлены не только нарушения порядка утилизации боеприпасов, но и прав привлекаемых к опасным работам военнослужащих на отдых, а также своевременное и полное обеспечение положенными видами довольствия. По результатам проверок нами вплоть до командующего войсками округа внесено 20 документов прокурорского реагирования, которые реализованы. По материалам проверок возбуждено 2 уголовных дела. Не обошлось без незаконного использования денежных средств, выделенных на утилизацию боеприпасов. Проверкой военной прокуратуры Благовещенского гарнизона установлено, что командир одной из воинских частей Восточного военного округа, зная, что руководители предприятия, осуществлявшего утилизацию боеприпасов, сфальсифицировали отчетные документы о выполнении работ, тем не менее подписал акты об их приемке. При этом бюджетные средства коммерсантам перечислены в полном объеме. В итоге ущерб государству превысил 7,7 миллиона рублей. По материалам прокурорской проверки в отношении командира части возбуждено уголовное дело о превышении должностных полномочий (ч. 3 ст. 286 УК РФ).

Корреспондент: что делается военными прокурорами для предупреждения хищения и незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ? Егиев А. Л.: с этой целью прокурорские работники совместно с командованием регулярно проводят в войсках предупредительные профилактические мероприятия, военнослужащим разъясняются нормы уголовного законодательства, предусматривающие ответственность за совершение подобных преступлений. С целью повышения эффективности проводимых мероприятий военной прокуратурой округа совместно с группой информационного обеспечения Восточного военного округа подготовлен короткометражный документальный фильм, основанный на материалах реальных уголовных дел, рассмотренных в судах, в котором наглядно показаны уголовно-правовые последствия за совершение хищения и незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ. Фильм демонстрируется в войсках прокурорскими работниками и командованием.

Корреспондент: в завершение нашего разговора расскажите, как решаются проблемные вопросы исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также о сохранности оружия и боеприпасов? Егиев А. Л.: эти вопросы решаются в рамках полномочий, предоставленных военным прокурорам Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». В частности, состояние прокурорского надзора за исполнением законодательства о сохранности оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, в том числе при проведении мероприятий по их уничтожению, обсуждаются на координационных совещаниях и коллегиях военной прокуратуры округа, принимаются конкретные меры по его усилению и повышению эффективности. Нерешенные проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства и пути их решения мы планируем обсудить в конце декабря текущего года на совещании с командованием и эксплуатирующими организациями.

Корреспондент: Артур Левонович, спасибо, что Вы нашли время ответить на наши вопросы.

——————————————————————

Название документа Интервью: Денежное довольствие, заработная плата и сфера оборонзаказа — под контролем (интервью с заместителем военного прокурора Восточного военного округа полковником юстиции Сергеем Николаевичем Лукашенко) («Военно-юридический журнал», 2013, N 2) Текст документа

ДЕНЕЖНОЕ ДОВОЛЬСТВИЕ, ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА И СФЕРА ОБОРОНЗАКАЗА — ПОД КОНТРОЛЕМ

ИНТЕРВЬЮ С ЗАМЕСТИТЕЛЕМ ВОЕННОГО ПРОКУРОРА ВОСТОЧНОГО ВОЕННОГО ОКРУГА ПОЛКОВНИКОМ ЮСТИЦИИ СЕРГЕЕМ НИКОЛАЕВИЧЕМ ЛУКАШЕНКО

В. Ю. ПЫЛАЕВ

Деятельность военной прокуратуры ВВО многогранна. В частности, военные юристы держат на контроле целый ряд вопросов, касающихся движения финансовых потоков: начиная от своевременного обеспечения военнослужащих денежным довольствием и заканчивая контролем за расходованием бюджетных средств в рамках выполнения гособоронзаказа. О том, что делается на этих направлениях военными юристами в частях и гарнизонах Дальнего Востока, Забайкалья и Бурятии, рассказал заместитель военного прокурора Восточного военного округа полковник юстиции Сергей Николаевич Лукашенко.

— Сергей Николаевич, в СМИ сообщалось о многочисленных жалобах военнослужащих в связи с несвоевременным и неполным обеспечением их денежным довольствием. Особенно много таких публикаций было в начале года. Какие меры в этих условиях приняты военной прокуратурой округа? — К сожалению, данная проблема коснулась и Восточного военного округа. Сложившаяся ситуация была обусловлена ненадлежащим взаимодействием вновь созданного федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» с финансовыми и кадровыми подразделениями Минобороны России. Проведенными надзорными мероприятиями установлено, что по состоянию на 29 февраля этого года не было выплачено денежное довольствие за январь 538 военнослужащим воинских частей, дислоцированных на территории Хабаровского, Забайкальского краев, Амурской, Еврейской автономной и Сахалинской областей. По результ атам проверки в марте 2012 г. в порядке ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в адрес руководителя Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ направлена информация, в рамках реализации которой большая часть задолженности погашена. Выяснилось также, что разработанный Единым расчетным центром временный порядок для доставки расчетных листков своевременно реализован не был, в связи с чем в воинские части вышеуказанные сведения не поступали и соответственно до военнослужащих не доводились. Из-за этого военнослужащие лишены возможности проверить, в полном ли размере им начислено денежное довольствие, а это создает дополнительную социальную напряженность. С целью устранения выявленных нарушений в мае 2012 г. руководителю Департамента финансового планирования Минобороны РФ направлен документ прокурорского реагирования с требованием принять безотлагательные меры к их устранению. Реализация акта прокурорского реагирования взята на контроль.

— Однако, пожалуй, еще более часто нарушаются права гражданского персонала ВС РФ в вопросах заработной платы? — Это действительно так, и работа военных прокуроров по восстановлению прав гражданского персонала Вооруженных Сил РФ в вопросах, касающихся заработной платы, была не менее действенной. В 2011 г. нами выявлено свыше 1100 нарушений закона. Об их устранении командованию внесено более 130 представлений, в защиту интересов граждан в суд направлено более 640 исков и заявлений. Принятые меры не были напрасны, средствами прокурорского надзора восстановлены нарушенные права почти 5 тыс. граждан. В результате принятых в 2010 — 2011 гг. мер прокурорского реагирования удалось значительно снизить задолженность по заработной плате перед работниками предприятий оборонно-промышленного комплекса, а на некоторых предприятиях полностью ее ликвидировать. Наиболее распространенным нарушением в данной сфере является несвоевременная выплата заработной платы и выходного пособия при увольнении. Так, проверкой, проведенной военной прокуратурой Уссурийского гарнизона в конце прошлого года в ФГУ «Покровская КЭЧ района», установлено, что на момент проведения проверки задолженность по выходному пособию и пособию по безработице предприятия по расчетам с работниками, уволенными в связи с его ликвидацией, составила почти 800 тыс. руб. Указанная задолженность образовалась из-за отсутствия денежных средств на счете по внебюджетной деятельности, с которого производятся расчеты с данной категорией лиц, а также из-за реорганизации квартирно-эксплуатационных органов. Однако поступающих денежных средств оказалось недостаточно для производства полного расчета с уволенными работниками. Для погашения указанной задолженности военной прокуратурой Уссурийского гарнизона в интересах всех бывших работников КЭЧ, перед которыми имеется задолженность, в суд заявлены иски по взысканию с учреждения средств в счет погашения задолженности, из которых 30 исковых заявлений на сумму более 400 тыс. руб. удовлетворены в полном объеме, а остальные находятся на рассмотрении. Мерами прокурорского реагирования, принятыми военной прокуратурой Благовещенского гарнизона, удалось погасить задолженность по заработной плате перед работниками ОАО «Поляное» в размере более 8 млн. руб. Однако в связи с образованием на этом предприятии вновь задолженности по заработной плате генеральному директору ОАО «Поляное» объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона, а в отношении юридического лица ОАО «Поляное» за нарушение законодательства о труде и об охране труда возбуждено дело об административном правонарушении, которое направлено для рассмотрения руководителю государственной инспекции труда в Амурской области. Нами проведены проверки по защите трудовых прав работников квартирно-эксплуатационных частей, расположенных в Сибирском федеральном округе, которые в связи с проводимой реорганизацией к сентябрю 2011 г. подлежали присоединению к ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России (г. Чита), а гражданский персонал — увольнению. Финансирование квартирно-эксплуатационных органов, в том числе выплата заработной платы гражданскому персоналу, с указанного времени было полностью прекращено. К сентябрю 2011 г. установленным порядком не были уволены 167 работников. Это были и сотрудники, чье увольнение запрещено нормами трудового законодательства, в связи с нахождением их в отпуске по беременности и родам, а также по уходу за ребенком. Расчет по заработной плате также не получила почти тысяча граждан. В результате принятых мер прокурорского реагирования в апреле 2012 г. все бывшие служащие КЭЧ районов трудоустроены в структурных подразделениях ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России. Задолженность по выходным пособиям погашена полностью. К сожалению, в настоящее время задолженность по заработной плате на отдельных поднадзорных нам предприятиях и учреждениях, расположенных на территории округа, продолжает оставаться. Мы отслеживаем ситуацию, используя для устранения нарушений закона и восстановления нарушенных прав весь предоставленный нам законом «арсенал» мер прокурорского реагирования.

— Сергей Николаевич, давайте теперь коснемся не менее актуальной темы — проблемных вопросов государственного оборонного заказа. — В ближайшие годы, как вы знаете, на оснащение Вооруженных Сил РФ новыми видами вооружения и военной техники, реализацию программ развития армии и модернизацию оборонно-промышленного комплекса запланировано выделение значительных денежных средств. Понятно, что в этих условиях надзор за обеспечением законности и целевым характером расходования бюджетных ассигнований является одной из наших приоритетных задач. Ведь сфера реализации государственного оборонного заказа по-прежнему подвержена высокому коррупционному риску. Так, в прошлом году нами выявлено более 400 нарушений законов в данной сфере, об их устранении внесено 65 представлений. По нашему требованию к различным видам ответственности привлечены 52 должностных лица, еще 11 — предостережены о недопустимости нарушения закона. Выявлен материальный ущерб, причиненный государству, на сумму более 26,7 млн. руб., который возмещен в полном объеме. По нашим материалам возбуждено 2 уголовных дела. Эта работа продолжена и в этом году.

— Если можно, расскажите более подробно о результатах проверок, проведенных за последнее время. — В частности, военной прокуратурой ВВО выявлялись нарушения при размещении заказов на поставки товаров для тылового обеспечения войск Восточного военного округа. Так, в феврале 2012 г. военной прокуратурой ВВО с привлечением специалистов Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю и МРУ Рособоронзаказа по ДФО проведена проверка исполнения должностными лицами 390-го отдела заказов и поставок Минобороны России законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, оказание услуг, выполнение работ для государственных нужд. Надзорными мероприятиями были выявлены нарушения требований Гражданского, Бюджетного кодексов РФ, Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», допущенные должностными лицами 390-го отдела при рассмотрении заявок участников аукциона. К примеру, было установлено, что в целях обеспечения войск округа картофелем продовольственной службой ВВО в 390-й отдел была подана заявка на поставку овощей поздних сортов на сумму 68 млн. руб. В результате проведенного аукциона поступило 25 заявок от участников. Председатель аукционной комиссии — врио начальника 390-го отдела Т. В. Ляшенко при рассмотрении заявки одной из организаций необоснованно приняла решение о ее соответствии требованиям, предъявляемым к участнику размещения заказа, и допуске к участию в аукционе. По результатам открытого аукциона вышеуказанная заявка была признана победителем аукциона, и продовольственной службой округа с ненадлежащим поставщиком заключен государственный контракт, в результате чего на некоторые склады округа поставлен картофель ранних сортов вместо поздних. Были допущены и другие аналогичные нарушения при рассмотрении заявок на проведение открытого аукциона в электронной форме. По результатам проверки военной прокуратурой ВВО в феврале 2012 г. в отношении Т. В. Ляшенко за нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров для нужд государства возбуждено дело об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого в МРУ Рособоронзаказа по ДФО указанное должностное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 тыс. руб. Кроме того, в адрес начальника управления государственного заказа Минобороны России внесено представление об устранении нарушений закона, которое реализовано.

— А выявлялись ли нарушения законов, связанные, к примеру, с капитальным строительством объектов? — Да, выявлялись. Проверкой, проведенной военной прокуратурой Хабаровского гарнизона в Дальневосточном региональном поисково-спасательном отряде Дальневосточного регионального центра МЧС России, установлено, что согласно государственному контракту одно из предприятий обязано было за строго установленную стоимость выполнить строительно-монтажные работы, связанные с реконструкцией базы отряда. Однако в дальнейшем начальником поисково-спасительного отряда и директором этого предприятия было заключено дополнительное соглашение к госконтракту об увеличении его цены для выполнения работ, предусмотреть которые ранее не представлялось возможным. В связи с увеличением заказчиком объема подлежащих выполнению в рамках госконтракта работ и его стоимости без проведения дополнительных торгов военным прокурором Хабаровского гарнизона в январе 2012 г. в отношении начальника названного поисково-спасательного отряда возбуждено дело об административном правонарушении, по результатам которого Управлением Федеральной антимонопольной службы в Хабаровском крае он привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 тыс. руб. Кроме того, военным прокурором гарнизона в адрес начальника Дальневосточного регионального центра МЧС России внесено представление об устранении нарушений закона, которое реализовано. Проведенной в январе — феврале этого года военной прокуратурой Кяхтинского гарнизона проверкой выявлены грубые нарушения закона в данной сфере в филиале N 1 ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Бурятия», допущенные ее начальником, который путем «дробления заказа» заключил без проведения конкурса 44 контракта с одним из предприятий на оказание услуг и выполнение работ по установке технических средств охраны и видеонаблюдения на объектах Минобороны России, всего на сумму свыше 4 млн. руб. Затем он, злоупотребляя должностным положением, утвердил и представил к оплате акты приемки этих работ с внесенными в них заранее ложными сведениями об их выполнении. В результате указанных действий была произведена незаконная оплата договоров и причинен ущерб государству в особо крупном размере. В феврале 2012 г. по материалам прокурорской проверки в отношении указанного должностного лица возбуждено и расследуется уголовное дело.

— А что можно сказать о роли вышестоящих органов военного управления в обеспечении контроля за деятельностью подчиненных должностных лиц в сфере размещения заказов и выполнения условий государственных контрактов? — К сожалению, контроль не всегда оказывается действенным. Так, вследствие недостаточного контроля со стороны начальника продовольственной службы ВВО в декабре прошлого года в государственный контракт на оказание услуг по организации питания военнослужащих войсковых частей ВВО на 2012 г. не была включена одна из воинских частей. Командование этой части было вынуждено обеспечивать доставку продовольствия из другой части, которая находится на расстоянии 150 км, и обеспечивать приготовление пищи своими силами. Заявка на внесение соответствующих дополнений в указанный государственный контракт была направлена лишь в феврале 2012 г. По результатам проверки в адрес командующего войсками округа внесено представление об устранении недочетов, которое реализовано.

— Конечно, недопустимо, когда целая часть остается без продовольствия по недосмотру должностных лиц. Но ведь иногда и поставщики продукции для нужд ВВО работают спустя рукава, позволяя себе даже не поставлять в полном объеме товары по госконтрактам? — Действительно, надзорными мероприятиями, проведенными военной прокуратурой ВВО в ноябре 2011 г. в управлении материально-технического обеспечения округа, установлено, что организация работы в данной сфере не в полном объеме отвечает предъявляемым требованиям. Так, в 2011 г. органами управления Минобороны России для обеспечения нужд ВВО заключены государственные контракты на поставку продовольствия в воинские части округа с рядом коммерческих организаций. Однако проверками выявлены факты недопоставки и несвоевременной поставки исполнителями продовольствия в войска. В частности, в третьем квартале 2011 г. на продовольственные склады ВВО недопоставлено 80,6 тонны мяса птицы, 30 тонн макаронных изделий, 168 тонн рыбы, 491 тонна гречневой крупы, 575 тонн молока. Более того, несмотря на запланированные поставки в соответствии с разнарядками к госконтрактам, некоторые продукты на продовольственные склады округа в третьем квартале 2011 г. не поставлялись вовсе. Для принятия мер по недопущению срыва поставок продовольствия в войска, а также организации претензионной работы в отношении недобросовестных исполнителей госконтрактов в адрес начальника продовольственного управления Департамента ресурсного обеспечения Минобороны России направлена информация в порядке ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», по результатам рассмотрения которой поставщикам выставлены претензии в виде штрафов и пени на общую сумму свыше 10 млн. руб. Кроме того, о сложившейся ситуации проинформирован заместитель командующего войсками округа — начальник управления материально-технического обеспечения ВВО. Информация рассмотрена, приняты реальные меры по устранению нарушений, в том числе налажен еженедельный обмен информацией о поставках между службами и складами-получателями.

— А какие вопросы исследуются военными прокурорами совместно с представителями других ведомств? — У нас на постоянной основе организовано взаимодействие с органами безопасности в войсках. Так, например, в ноябре 2011 г. в военную прокуратуру Благовещенского гарнизона из отдела ФСБ России поступила оперативная информация в отношении должностных лиц одной из воинских частей о фактах фиктивного выполнения работ в рамках выполнения государственного контракта по утилизации боеприпасов. При этом военной прокуратурой Благовещенского гарнизона были незамедлительно организованы надзорные мероприятия в сфере выполнения командованием этой войсковой части законодательства о государственном оборонном заказе, в ходе которых установлено, что командир воинской части совершил действия, явно выходящие за пределы его полномочий, выразившиеся в отдаче незаконного приказа подчиненным о подписании акта выполненных работ по утилизации вооружения и утверждении им самим этого акта, повлекшие существенное нарушение охраняемых законом интересов государства в виде оставления в воинской части списанных и подлежащих обязательной утилизации ракет в количестве 555 шт., представляющих повышенную опасность для окружающих. По результатам надзорных мероприятий в отношении командира части возбуждено уголовное дело, по результатам рассмотрения которого судом по существу должностное лицо осуждено.

— Что ж, весьма поучительные примеры для тех, кто намерен преступить закон. Благодарю вас за интервью.

Интервью брал корреспондент газеты «Суворовский натиск» Пылаев Владимир Юрьевич

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *