Тарифообразование органами местного самоуправления: проблемы надзора

(Ибрагимов М. Г.)

(«Законность», 2013, N 4)

Текст документа

ТАРИФООБРАЗОВАНИЕ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ:

ПРОБЛЕМЫ НАДЗОРА

М. Г. ИБРАГИМОВ

Ибрагимов Марат Гасангусейнович, прокурор отдела N 4 по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и природопользования управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Республики Татарстан.

Автор статьи предлагает пути совершенствования федерального законодательства о тарифообразовании на жилищные услуги, делится опытом соответствующей надзорной практики прокуратуры Республики Татарстан.

Ключевые слова: тарифообразование, жилищные услуги, прокурорский надзор.

Formation of tariff for housing services by institutions of local selfgovernment

M. G. Ibragimov

The author of the article suggests ways of improving federal legislation on tariff formation for housing services, describes the experience of public prosecutor’s supervision in Republic of Tatarstan.

Key words: tariff formation, housing services, public prosecutor’s supervision.

Действующее законодательство наделяет органы местного самоуправления правом устанавливать тарифы на жилищные услуги. При их утверждении крайне важно недопущение включения в состав тарифов экономически необоснованных затрат. Осуществляя надзор, прокурор обязан учитывать эти проблемы.

В соответствии с ч. 3 ст. 156 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления отнесено установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, а также для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом. Как показывает анализ сложившейся правоприменительной практики, основными компонентами размера платы за содержание и ремонт жилого помещения или платы за жилищные услуги являются затраты управляющих организаций на осуществление деятельности по управлению многоквартирным домом, содержанию общего имущества дома, его текущему и капитальному ремонту.

Несомненно, уровень экономической обоснованности соответствующих платежей напрямую сказывается на благосостоянии большого числа граждан, может явиться как причиной социальной удовлетворенности деятельностью муниципальных органов, так и источником напряженности в обществе.

Согласно требованиям ч. 4 ст. 158 ЖК в процедуре тарифообразования имеют право участвовать жильцы многоквартирных домов. Однако в силу разных причин (высокой занятости и др.) проживающие в многоквартирных домах жильцы зачастую не участвуют в принятии решения об установлении размера платежей за жилищные услуги. К примеру, только в г. Казани порядка 90% населения пользуются жилищными тарифами, установленными органом муниципального управления, которые далеко не всегда убедительно экономически обоснованы.

В этих условиях при осуществлении надзора за законностью тарифообразования органами местного самоуправления прокуроры сталкиваются прежде всего с проблемой правовой оценки обоснованности затрат, включаемых в состав соответствующих тарифов. Действующее законодательство не содержит каких-либо указаний на состав затрат, которые должны учитываться в тарифах на жилищные услуги, в отличие, например, от тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, которые утверждаются уполномоченными органами государственной власти субъектов Федерации на основании соответствующих методических указаний Федеральной службы по тарифам. При таких обстоятельствах в качестве единственного способа влияния на экономическую составляющую жилищных тарифов представляется принятие мер реагирования по фактам установления в составе тарифов затрат, прямо запрещенных законодательством либо имеющих добровольный характер и не подлежащих принудительному взысканию.

В качестве примера выявления указанных нарушений можно привести опыт прокуратуры Республики Татарстан. Так, при проверке законности Постановления исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 28 декабря 2011 г. N 8484 «О размере платы за пользование жилым помещением (платы за наем), за содержание и ремонт жилых помещений в жилищном фонде г. Казани на 2012 год» вскрыты факты включения в состав тарифа на управление многоквартирным домом затрат на участие осуществляющих управление многоквартирными домами хозяйствующих субъектов в некоммерческой саморегулируемой организации «Содружество организаций, управляющих многоквартирными домами Республики Татарстан». Вместе с тем согласно требованиям ч. 1 ст. 12 ФЗ от 1 декабря 2007 г. «О саморегулируемых организациях» источниками формирования имущества саморегулируемой организации являются регулярные и единовременные поступления от членов саморегулируемой организации, а также добровольные имущественные взносы и пожертвования. Таким образом, презюмируется добровольность внесения денежных средств в бюджет саморегулируемой организации гражданами, не являющимися ее членами. Возложение на граждан обязательства по уплате взносов на членство управляющих компаний в саморегулируемой организации незаконно.

Кроме того, тем же Постановлением была установлена плата за текущий ремонт и техническое обслуживание общего имущества в многоквартирном доме (с кв. м общей площади), в том числе коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, а также тепловой энергии.

При этом органом местного самоуправления были оставлены без внимания требования ст. 39 ЖК и п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, в соответствии с которыми в многоквартирном доме в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы отопления, холодного и горячего водоснабжения, состоящие в том числе из коллективных (общедомовых) приборов учета соответствующих коммунальных ресурсов. Таким образом, приборы учета являются неотъемлемой частью внутридомовых инженерных сетей и затраты по их обслуживанию не должны взыскиваться отдельно.

Возложение на население обязательства по возмещению затрат управляющих организаций на покрытие иных, не предусмотренных действующими нормативными актами расходов влечет нарушение прав граждан.

В целях устранения отмеченных нарушений закона прокуратура г. Казани приняла меры реагирования. Принесенный в исполнительный комитет муниципального образования г. Казани протест был отклонен, после чего прокуратура обратилась в суд. Апелляционным определением Верховного суда Республики Татарстан от 23 августа 2012 г. требования прокуратуры удовлетворены. В настоящее время гражданам по фактам незаконно удержанных сумм произведен перерасчет.

Однако в случаях, когда в состав тарифов на жилищные услуги включаются прочие затраты, не имеющие отношения к соответствующей услуге и в то же время прямо не запрещенные законом, принятие мер прокурорского реагирования затруднено. Подобная ситуация на практике порождает чрезмерную свободу усмотрения органов муниципального управления и приводит к случаям включения в тарифы необоснованных расходов. К примеру, в Татарстане есть случаи включения в состав тарифов на управление многоквартирным домом затрат на подготовку кадров, услуги сторонних организаций, командировочные расходы, которые не имеют прямого отношения к управлению домом и должны финансироваться из прибыли управляющих организаций.

В сложившейся ситуации представляется целесообразным внести в действующее жилищное законодательство изменения, предусмотрев возможность установления уполномоченными органами государственной власти требований к составу включаемых в жилищные тарифы затрат. В частности, можно дополнить ст. 156 ЖК положением о том, что уполномоченные органы государственной власти субъектов Федерации с учетом региональных особенностей вправе устанавливать требования к составу утверждаемого органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, а также для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.

Это позволило бы четко определить состав затрат, подлежащих включению в тарифы на жилищные услуги, закрепив там лишь те расходы, которые прямо следуют из деятельности управляющей организации по содержанию и ремонту жилого помещения. К примеру, в состав тарифа на управление многоквартирным домом целесообразно включить затраты на оплату труда штатных работников, страховых взносов во внебюджетные социальные фонды, а также различного рода накладные расходы (оплата услуг связи, канцелярские расходы, оплата проезда на общественном транспорте, оплата жилищно-коммунальных услуг офиса, расходы на печать счетов-фактур и т. д.).

Представляется, что внесение подобных поправок в ЖК позволило бы существенно усилить прокурорский надзор за законностью нормотворческой деятельности органов местного самоуправления в сфере тарифообразования на жилищные услуги.

——————————————————————

Название документа