Полномочия прокуроров при проведении контролирующими органами проверок деятельности органов местного самоуправления

(Пухов А. В.)

(«Законность», 2014, N 4)

ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ

КОНТРОЛИРУЮЩИМИ ОРГАНАМИ ПРОВЕРОК

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

А. В. ПУХОВ

Пухов Алексей Викторович, заместитель начальника Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства — начальник Управления по надзору за соблюдением прав предпринимателей Генеральной прокуратуры РФ.

В статье говорится о новом порядке осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.

Ключевые слова: контроль, органы местного самоуправления, прокуратура, план.

The powers of public prosecutors in the course of check-ups of the activities of local government conducted by control authorities

A. V. Pukhov

The article describes the new procedure of government control (supervision) of the activities of local government authorities and local government officials.

Key words: control, local government authorities, the Public Prosecutor’s Office, plan.

Большое количество проверочных мероприятий, проводимых органами государственного контроля (надзора) в отношении органов местного самоуправления и их должностных лиц, обусловило необходимость совершенствования правового регулирования в этой сфере правоотношений.

Так, с 1 января этого года введен новый порядок осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.

В соответствии со ст. 77 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органы прокуратуры возложены дополнительные полномочия по формированию ежегодного плана проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, а также согласованию проведения внеплановых проверок в отношении названных субъектов правоотношений.

Этим Законом определен порядок направления, рассмотрения проектов планов органов государственного контроля (надзора) о проведении проверок, в соответствии с которым органы государственного контроля (надзора) направляют в прокуратуру соответствующего субъекта Федерации проекты ежегодных планов проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц не позднее 1 сентября года, предшествующего году проведения проверок.

Проекты планов рассматриваются прокуратурой субъекта Федерации на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора) с последующим внесением предложений руководителям органов государственного контроля (надзора) о проведении совместных плановых проверок.

На основании представленных органами государственного контроля (надзора) проектов прокуратура субъекта Федерации формирует ежегодный план проведения проверок не позднее 1 октября года, предшествующего году проведения проверок.

Ежегодный план проведения проверок подлежит размещению на официальных сайтах прокуратуры субъекта Федерации и соответствующего органа государственного контроля (надзора) в сети Интернет не позднее 1 ноября года, предшествующего году проведения проверок.

Согласно ст. 77 предметом плановой проверки является исполнение органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации, уставов муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов при решении ими вопросов местного значения и осуществлении полномочий по решению указанных вопросов и иных полномочий, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований, а также за соответствием муниципальных правовых актов требованиям Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, уставов муниципальных образований.

Новой редакцией ст. 77 Закона N 131-ФЗ определена периодичность проведения плановых проверочных мероприятий: не чаще одного раза в два года, а также перечень сведений, включаемых в ежегодный план проведения проверок: наименование и место нахождения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, деятельность которых подлежит проверкам, наименование органов государственного контроля (надзора), планирующих проведение проверок, цели и основания проведения проверок, а также сроки их проведения.

При этом органы государственного контроля (надзора) осуществляют государственный контроль (надзор) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основываясь на принципах объективности, открытости и гласности.

При осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается дублирование контрольно-надзорных полномочий органов государственного контроля (надзора) различных уровней.

Координацию деятельности органов государственного контроля (надзора) по планированию и проведению проверок в отношении органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществляют органы прокуратуры.

Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) после согласования с прокуратурой (прокурором (его заместителем) субъекта Федерации.

Основанием для проведения внеплановой проверки являются обращения граждан, юридических лиц, информация от государственных органов о фактах нарушений законодательства РФ, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, массовые нарушения прав граждан, а также поручения Президента РФ, Правительства РФ, требования Генерального прокурора РФ, прокурора субъекта Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

При рассмотрении решений руководителей органов государственного контроля (надзора) о проведении внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления необходимо изучить материалы на предмет достаточности данных, свидетельствующих о наличии оснований для проведения таких проверок.

По результатам рассмотрения названных решений и прилагаемых к ним документов не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем их поступления, уполномоченными должностными лицами органов прокуратуры принимается решение о согласовании проведения внеплановой проверки или об отказе в согласовании ее проведения.

Кроме того, ст. 77 Закона N 131-ФЗ предусмотрена обязанность органов контроля (надзора) размещать информацию о результатах проведенной проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, в том числе о выявленных нарушениях и предписаниях об их устранении (с указанием сроков устранения), в течение одного месяца на официальном сайте соответствующего органа государственного контроля, в связи с чем органам прокуратуры необходимо проводить мониторинг сайтов органов контроля на предмет размещения указанной информации в информационной сети. В случае отсутствия соответствующей информации следует принимать меры прокурорского реагирования.

При осуществлении дополнительных полномочий по формированию ежегодного плана проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, а также согласованию проведения внеплановых проверок в отношении названных субъектов правоотношений прокурорам необходимо пресекать факты злоупотребления органами контроля правом проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

В целях выработки единообразного подхода к организации прокурорского надзора на этом направлении 30 января 2014 г. Генеральной прокуратурой РФ направлено информационное письмо N 76/2115-2014 «О порядке проведения контролирующими органами проверок в отношении органов местного самоуправления».

——————————————————————