Взаимодействие органов прокуратуры со средствами массовой информации

(Дупак О. В.)

(«Законность», 2013, N 5)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ

СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

О. В. ДУПАК

Дупак Олег Владимирович, прокурор Астраханской области, государственный советник юстиции 2 класса.

На основе опыта работы прокуратуры Астраханской области в статье рассказывается о взаимодействии органов прокуратуры со СМИ.

Ключевые слова: прокуратура, взаимодействие, средства массовой информации.

Interaction of prosecutorial authorities with the mass media

O. V. Dupak

Based on the experience of work of the Public Prosecutor’s Office of the Astrakhan Region, the article tells about interaction of prosecutorial authorities with the Mass Media.

Key words: The Public Prosecutor’s Office, interaction, the Mass Media.

Из всей многогранной деятельности органов прокуратуры в современных условиях одно из актуальных и важных направлений — взаимодействие со средствами массовой информации.

Приказ Генерального прокурора РФ от 23 октября 2009 г. N 341 «О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации» предписывает рассматривать его как одно из важнейших направлений работы и осуществлять исходя из анализа состояния законности и прокурорского надзора.

Современное бурное развитие средств массовой информации, характеризующееся их множественностью и одновременно корпоративностью и политическими пристрастиями, в то же время раскрепощенностью, использованием свободы изложения информационного материала при их недостаточно развитой ответственности, погоней за сенсацией и материальной выгодой, нередко в ущерб объективности изложения событий и фактов, обязывает органы прокуратуры внести существенные коррективы в решение организационных вопросов взаимодействия с ними.

Среди проблем, требующих разрешения, представляются важными те, которые связаны с определением общих целей и задач взаимодействия прокуроров со средствами массовой информации, современными организационно-правовыми условиями повышения его эффективности. Не менее важной проблемой для прокуроров остаются вопросы, связанные с определением направлений и форм взаимодействия, позволяющих задействовать большие потенциальные возможности СМИ для решения задач прокуратуры, направленных на укрепление законности.

Направления взаимодействия с представителями СМИ определяются содержанием информации, подлежащей поиску, получению и распространению.

Анализ содержания информации, которая попадает из органов прокуратуры в орбиту деятельности редакций СМИ, журналистов и издателей и наоборот, позволяет выделить следующие основные направления взаимодействия, к которым относятся: информирование населения о состоянии законности и правопорядка; о прокурорских проверках, в процессе которых вскрыты грубые нарушения законодательства, принятых мерах прокурорского реагирования; о проверке законности возбужденных уголовных дел о преступлениях, вызвавших повышенный общественный резонанс, результатах их предварительного расследования и судебного рассмотрения, а также опровержение недостоверной информации и пропаганда законодательства.

В прокуратуре Астраханской области взаимодействию со СМИ уделяется необходимое внимание, и такая работа осуществляется на системной основе.

Вопросы взаимодействия со СМИ регулируются Приказом прокурора области от 18 ноября 2009 г. N 116 «Об организации работы по взаимодействию со средствами массовой информации», Приказом прокурора области от 9 сентября 2011 г. N 162 «Об организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности прокуратуры Астраханской области».

Перед прокурорами поставлена задача лично организовывать работу по взаимодействию со СМИ; систематически информировать население о принимаемых органами прокуратуры мерах по укреплению законности и правопорядка, оперативно давать актуальную информацию; в целях анализа состояния законности, возможности принятия мер прокурорского реагирования ежедневно осуществлять мониторинг местных СМИ; лично выступать с интервью по наиболее актуальным вопросам прокурорской деятельности, имеющим повышенный общественный резонанс; обеспечить взвешенный подход по отбору и подготовке информации, предаваемой гласности.

Кроме того, от прокуроров потребовано организовать работу коллектива таким образом, чтобы каждый положительный результат прокурорской деятельности был максимально и своевременно освещен в СМИ, повседневно контролировать работу подчиненных работников по преданию материалов гласности и требовать от каждого регулярного выступления в СМИ.

В аппарате прокуратуры области вопросы взаимодействия со СМИ находятся в компетенции помощника прокурора области, который напрямую подчиняется последнему.

В основные обязанности помощника прокурора по взаимодействию со СМИ включены следующие вопросы: ежедневное осуществление мониторинга ведущих областных СМИ, а также основных интернет-сайтов в целях оперативного информирования руководства прокуратуры области о нарушениях закона, чрезвычайных происшествиях и иных значимых событиях; обновление новостной ленты интернет-представительства прокуратуры области; проверка электронной почты, поступившей в раздел «Интернет-приемная» официального сайта прокуратуры области на предмет наличия обращений граждан и др.

Важный элемент по этой линии деятельности — установление такого порядка и характера взаимодействия (контакта), который позволял бы: 1) органам прокуратуры решать стоящие перед ними задачи и 2) формировать правильное представление в массовом общественном сознании о роли и значении прокуратуры в системе государственной власти.

Проблем при взаимодействии органов прокуратуры и СМИ в области не возникает. Так называемый общий язык с представителями различных СМИ найден, достигнутая согласованная деятельность не подчиненных друг другу организационно самостоятельных и обособленных субъектов направлена на реализацию единых целей.

Указанным Приказом прокурора области предписано систематически информировать население через официальное интернет-представительство прокуратуры области, информационные агентства, печать, радио и телевидение о принимаемых органами прокуратуры мерах по укреплению законности и правопорядка.

Наиболее часто прокурорские работники выступают с публикациями в печатных изданиях как регионального, так и городского (районного) уровня.

Эта форма характерна для общения с печатными СМИ (газеты и журналы). Ее преимущества проявляются в том, что на первое место в этом случае выходит содержание информации, которая хотя и не столь оперативна, но более взвешенна, информативна и аргументированна, ведь, как гласит народная мудрость, «Что написано пером, того не вырубишь топором».

Распространяемая информация посредством печатных СМИ имеет длительный характер воздействия. Перед направлением материалов прокурорами обеспечивается их предварительная тщательная проверка, которая не является итоговой, так как после окончательной подготовки материала сотрудниками СМИ и его редактирования, с подобранным заголовком, во избежание искажения информации, неточностей формулировок он проверяется прокурорами еще раз и после согласования (одобрения) готовится к выпуску.

Такая форма работы введена и проводится не случайно, так как практике известны случаи, когда редакции СМИ в погоне за «жаркими» заголовками либо яркими фразами употребляли некорректные слова и словосочетания, не приемлемые и не употребляемые в действительности работниками прокуратуры. К примеру, можно привести такие заголовки: «Прокурор разобрался в мусорном вопросе», в этом материале речь шла о проверке исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства; «Прокурор разогнал бродячих собак», в публикации говорилось о проблеме бездомных животных; «Прокурор попал в тюрьму», в статье освещалась прокурорская проверка исполнения законодательства в исправительных учреждениях.

Широкое распространение в области получила такая форма взаимодействия органов прокуратуры с представителями СМИ, как интервью на телевидении, радио, в печатных периодических изданиях.

С точки зрения полноты, взвешенности и аргументированности ответов на вопросы при беседе с журналистами предпочтение отдается интервью по заранее известным вопросам. Нередко предварительно оговаривается не только тема предстоящей беседы, но и общий круг вопросов, который может быть затронут в такой работе.

Безусловно, сложно участвовать в интервью без какой-либо предварительной подготовки. В связи с этим в такой форме взаимодействия со СМИ в основном принимают участие наиболее опытные работники. Работники же, не обладающие достаточным практическим опытом, ориентированы в таком случае на дачу интервью только по хорошо известной им теме с выверенными ответами, а также с использованием принципиальных положений, характеризующих организацию и деятельность органов прокуратуры.

Современная форма взаимодействия с представителями СМИ — пресс-конференции, представляющие собой собрание журналистов и других представителей СМИ, на которых прокуроры выступают по различным вопросам состояния законности и правопорядка, освещают итоги надзорной деятельности и дают комментарии по различным темам, отвечают на вопросы.

Практика проведения пресс-конференций в области складывается таким образом, что в некоторых случаях инициаторами их проведения выступают журналисты либо редакции СМИ, а зачастую прокуроры. Тематика пресс-конференций, проведение которых инициируют работники прокуратуры, согласовывается с прокурором, такие мероприятия посвящаются общественно значимым и острым проблемам для области, города (района).

Практика взаимодействия прокурорских работников с представителями СМИ позволяет в качестве самостоятельной формы взаимодействия назвать предоставление информации журналистам. Часть журналистского корпуса, которая постоянно сотрудничает с органами прокуратуры, хорошо знает профессиональные прокурорские проблемы, специализируется на их освещении, желает оказать своими публикациями положительное влияние на общественное мнение о роли и значении органов прокуратуры в жизнедеятельности общества.

Прокурорские работники, предоставляя информацию таким журналистам, уверены, что она не будет ими использована во вред прокуратуре или, во всяком случае, перед ее распространением будет хорошо выверена и согласована с ними. Подбор или формирование такой части журналистов для органов прокуратуры имеет вполне определенный смысл. Эта форма взаимодействия максимально обеспечивает использование возможностей средств массовой информации для разрешения собственно прокурорских задач.

Тесные контакты с журналистами очень важны. И вот почему. Активное взаимодействие с ними, наличие регулярных деловых контактов позволяют получать прокурору актуальные сведения еще до того, как они станут достоянием общественности. Зачастую некоторые журналисты обращаются в органы прокуратуры с просьбой прокомментировать какой-то вопрос еще на стадии подготовки публикации. При правильной оценке степени социальной остроты затронутой темы появляется повод своевременно отреагировать на факты конкретных нарушений и тем самым, возможно, предотвратить или сгладить нежелательный негативный общественный резонанс.

В практике работы прокуратуры области широкое распространение получила такая форма взаимодействия, как приглашение представителей СМИ на служебные совещания, в том числе при проведении коллегии по подведению итогов работы за полугодие и год, либо на межведомственные совещания, к примеру, по вопросам невыплаты заработной платы, безработицы, защиты прав инвалидов, другим социально острым вопросам.

Представители СМИ приглашаются на координационные совещания правоохранительных органов, посвященные вопросам борьбы с преступностью, другие межведомственные оперативные совещания по обсуждению острых проблем. Освещение в СМИ хода обсуждения поставленных проблем и принятых решений повышает эффективность таких совещаний.

Широкое распространение получили постоянные рубрики на правовые темы в СМИ. В их подготовке непосредственное участие принимают представители органов прокуратуры, которые готовят статьи или выступления на правовые темы, дают консультации, отвечают на полученные от населения вопросы.

Кроме того, с заметной периодичностью работники прокуратуры выступают на страницах региональных печатных изданий «Волга», «Горожанин», «Комсомолец Каспия», «Хронометр» с разъяснением законодательства из различных сфер правоотношений.

Основные цели такой формы взаимодействия органов прокуратуры с представителями СМИ — пропаганда законодательства и формирование правильного отношения к закону. Нередко информация выходит под рубрикой «Сообщения из прокуратуры», «Сообщения из зала суда» и др.

Во исполнение п. 1.6 Приказа Генерального прокурора РФ от 23 октября 2009 г. N 341, согласно которому предписано постоянно совершенствовать формы и методы работы со СМИ, работники прокуратуры регулярно выступают в прямом эфире по телевидению, «горячих» линиях, дают комментарии к статьям, теле-, радиоинтервью.

Эта форма взаимодействия весьма схожа с предыдущей. Основная цель таких выступлений — оперативное разъяснение действующего законодательства в ответ на вопросы журналистов и населения. Нередко приходится оценивать какие-либо факты и суждения, только что прозвучавшие.

Ввиду ограниченного времени для продумывания ответов на поставленные вопросы, нередко их противоречивости и разнохарактерности важное значение приобретает высокая компетентность прокурорского работника, его умение быстро, правильно сориентироваться в конкретной правовой ситуации и аргументированно сформулировать ответы на возникающие вопросы.

Выпуск пресс-релизов — тоже распространенная форма общения органов прокуратуры с редакциями СМИ и журналистами. При подготовке пресс-релиза сразу обозначается сущность предлагаемой информации, что важно делать для того, чтобы сохранить смысл сообщения, потому что СМИ нередко при редакционной правке материала искажают его. Пресс-релиз подписывается соответствующим должностным лицом органов прокуратуры либо представителем структурного подразделения или помощником прокурора по взаимодействию со СМИ.

Также зачастую проводятся брифинги, во время которых представители органов прокуратуры общаются с прессой, высказывают свою официальную позицию по определенному вопросу.

При подготовке публикаций в печатных изданиях, выступлений на радио, телевидении необходимо умело использовать возможности печатного слова, непосредственного обращения к слушателям, телезрителям, показывая сложную и многогранную деятельность органов прокуратуры, причины преступности, высказывать профессиональное мнение о мерах, с помощью которых можно добиться снижения ее уровня, укрепления законности и правопорядка. Рассказывая об итогах, нельзя ограничиваться цифровыми показателями. Необходим аналитический подход по излагаемой теме, учет ее общественной значимости.

Все эти вопросы, а также другие аспекты, характеризующие эффективное взаимодействие работников прокуратуры со СМИ, отражены в методических рекомендациях прокуратуры области «Об организации в прокуратуре города (района) системы взаимодействия со средствами массовой информации», разосланных прокурорам.

Работники прокуратуры, используя возможности СМИ, прежде всего выполняют функции профилактики правонарушений и пропаганды законодательства, формируют общественное мнение о роли прокуратуры в защите прав граждан в сфере уголовного судопроизводства, информируют о делах, имеющих повышенный общественный резонанс, о состоянии законности и преступности, пропагандируют законодательство, принцип неотвратимости наказания, формируют правовую культуру населения, привлекают через СМИ внимание общественности к проблемам прокуратуры.

Следует подчеркнуть, что в процессе взаимодействия со СМИ, освещения результатов прокурорских проверок исполнения законодательства, информации о направлении уголовных дел в суд, их рассмотрении по существу и т. д. работники прокуратуры практически в каждом случае, используя такую возможность, разъясняют законодательство, что напрямую увязывается с исполнением Приказа Генерального прокурора РФ от 10 сентября 2008 г. N 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению».

Между тем решению общей для прокурорского надзора задачи выявления нарушений закона могут способствовать возможности СМИ как постоянного источника оперативной информации. С точки зрения решения задачи обязательного реагирования со стороны прокуратуры на все выявленные нарушения законов могут использоваться возможности СМИ для усиления мер прокурорского воздействия путем их быстрого, оперативного освещения в прессе, на телевидении или по радио.

Предание гласности принятых по фактам нарушения законов мер прокурорского реагирования, возможный по ним объективный, достоверный комментарий со стороны прокуроров, журналистов, редакций СМИ, безусловно, усилит воспитательное значение прокурорского надзора.

Возможности органов прокуратуры по решению задачи устранения выявленных нарушений законов, восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан, учреждений, организаций, обеспечению интересов общества и государства могут быть усилены за счет агитационной и организаторской функций СМИ.

Анализ взаимодействия горрайспецпрокуроров области со СМИ показал, что некоторые прокуроры недооценивают роль средств массовой информации и общественности в профилактике нарушений конституционных прав граждан.

Для совершенствования работы органов прокуратуры по взаимодействию со СМИ есть большие резервы, однако время от времени серьезные и интересные материалы проверок, вскрытые факты нарушений прав граждан, несовершеннолетних упускаются из виду и не отражаются в СМИ. Не всегда задействуются в работе непосредственные исполнители. Нередко тематика, касающаяся проблем укрепления законности, отражается прессой без личных усилий работников, которые лишь принимают благодарности за предоставление редакции материала и помощь в подготовке его к печати. Некоторые статьи состоят из простого переложения процессуальных документов, представлений. Такая практика неприемлема и пресекается.

Об этом справедливо отмечено в письме Генеральной прокуратуры прокурорам субъектов Федерации от 13 декабря 2006 г. N 7/2-10624к-06 «О предании гласности результатов надзорной деятельности органов прокуратуры по защите прав и свобод граждан».

Не всегда продуманно подходят прокуроры к планированию этой работы. При подготовке представлений на аттестацию подчиненных работников зачастую в качестве основного недостатка отмечается слабое взаимодействие со СМИ и общественностью, однако не всегда предъявляются должные требования к работникам, уклоняющимся от такой работы.

На оперативном совещании перед прокурорами поставлена задача привлекать к выполнению плановых мероприятий в равной степени всех подчиненных работников, равномерно распределяя между ними нагрузку с учетом их основной деятельности. Обращено также внимание на то, что в процессе работы не следует замыкаться лишь на выполнении плановых мероприятий. Помимо этого, вся заслуживающая внимания информация, полученная в ходе текущей работы коллектива, должна быть доведена до населения посредством СМИ и выступлений в коллективах.

Принятые прокуратурой области меры организационно-управленческого характера показали, что большинство прокуроров укрепили взаимодействие со СМИ, о чем свидетельствуют не только возросшие количественные показатели этого направления прокурорской деятельности, но и расширение тематики выступлений.

Если в 2010 г. прокурорские работники, в том числе руководящего звена, 8084 раза выступили в СМИ, то в 2011 г. — 8101, в 2012 г. — 8282. В 2012 г. заметно активизирована работа органов прокуратуры Астраханской области по взаимодействию с интернет-ресурсами, количество публикаций в сети Интернет выросло с 3283 до 4947.

Темы выступлений прокурорских работников стали более разнообразными, они определяются исходя из состояния и потребностей правопорядка, соблюдения прав и интересов граждан. Совершенствуются формы и методы этой работы. Прокуроры на местах ее ежеквартально планируют, результаты периодически обсуждаются на оперативных совещаниях.

Прокуроры многих районов учли замечания по качеству материалов, передаваемых в прессу, что позволило улучшить содержание публикаций и эффективность выступлений в СМИ. По инициативе многих прокуроров в местной периодической печати созданы специальные рубрики, где регулярно размещаются материалы о прокурорской деятельности.

В 2012 г. наиболее эффективно и результативно на этом направлении работали коллективы прокуратур г. Астрахани, Ленинского, Кировского районов г. Астрахани, Ахтубинской городской прокуратуры.

Работники прокуратуры г. Астрахани, например, в 2012 г. наибольшее число раз выступили по телевидению, в 2013 г. активная работа продолжена. Деятельность в этом направлении построена таким образом, что практически все мероприятия, проводимые прокуратурой, находят свое отражение на официальном сайте прокуратуры области в сети Интернет, в прессе и параллельно на телевидении и в выступлениях по радио.

Тесное сотрудничество с городскими печатными изданиями и радиовещанием налажено прокуратурой Ленинского района г. Астрахани и Ахтубинской городской прокуратурой. Через рубрику «Прокуратура сообщает», «Из зала суда» население регулярно информируется о работе прокуратуры по осуществлению уголовного преследования, надзора, о состоянии законности и правопорядка. Руководители прокуратуры сами активно выступают в СМИ и требуют того же от всех подчиненных работников. Хорошо организована работа по проведению лекций, выступлений в трудовых и учебных коллективах.

Практика показывает, что эффективность взаимодействия со СМИ в первую очередь зависит от личного отношения руководителя к этому вопросу. Если он сам лично систематически уделяет внимание этому направлению работы, поддерживает деловой контакт с редакциями СМИ, принимает самостоятельно меры по преданию гласности результатов прокурорской деятельности, отслеживает и проверяет выступления подчиненных работников, то можно сказать, что работа поставлена на должном уровне.

Кроме того, опыт работы свидетельствует о том, что эффективность выступления в СМИ во многом зависит от того, насколько углубленно прокуроры изучают обстановку в своих городах и районах и владеют ею.

Взаимодействие со СМИ эффективно тогда, когда оно организовано с учетом складывающейся в городе, районе ситуации, состояния законности и преступности, характера правонарушений, судебной и иной правоприменительной практики. Робкое и слабое освещение роли прокурорского надзора в устранении выявленных нарушений закона — один из серьезных изъянов публикуемой информации о практике укрепления правопорядка.

Прокуроры должны понимать, что работать по «старинке» в современных условиях нельзя, жизнь диктует свои правила. Активно взаимодействуют со СМИ многие органы власти и правоохранительные структуры, в том числе суды, а в последнее время их работа заметно оживилась, темпы существенно наращиваются. Зачастую результаты работы либо комментарии по различным вопросам дают официальные представители органов Следственного комитета, МВД, МЧС, Госнаркоконтроля и др. Хотим мы того или нет, но существует реальная конкуренция в этом вопросе, и ее не только необходимо чувствовать, но и осознавать. Современная жизнь диктует свои правила игры на существующей площадке информационного пространства, и очень важно их понимать, адекватно и, что немаловажно, своевременно реагировать. В преамбуле Приказа Генерального прокурора от 23 октября 2009 г. N 341 прямо отражено требование — считать принципиально важными вопросы расширения и углубления взаимодействия со средствами массовой информации для обеспечения объективного и оперативного освещения деятельности органов прокуратуры.

Вопросы взаимодействия органов прокуратуры области со СМИ периодически анализируются. По результатам готовятся информационные письма, обзоры практики, которые направляются в горрайспецпрокуратуры.

Активная роль прокуроров в освещении своей работы в СМИ поощряется, при решении вопроса о ежеквартальном премировании работников степень участия каждого в указанной работе обязательно учитывается.

Ставя перед собой задачи по совершенствованию взаимодействия со СМИ, учитывая, что сегодня, с учетом новейших современных технологий, всемирной сети Интернет, информация о событиях и происшествиях становится доступной для широких масс практически мгновенно, мы понимаем, что крайне важно оперативно информировать население о правозащитной деятельности органов прокуратуры, не допускать умышленного искажения ее результатов, формировать общественное мнение, закреплять в общественном сознании принцип неотвратимости наказания, не упускать информационную инициативу, так как, если своевременно не обозначить свою позицию, в свет может выйти не только недостоверная, но и обросшая самыми невероятными слухами и домыслами информация.

Принятые прокуратурой области меры по взаимодействию со СМИ позволили сделать ее деятельность более открытой, а результаты — доступными для населения, в связи с чем формируется положительное общественное мнение о деятельности органов прокуратуры и ее правозащитной функции.

——————————————————————