Судебная статистика и аналитическая работа прокурора

(Чурилов А., Баранова И.)

(«Законность», N 6, 1999)

СУДЕБНАЯ СТАТИСТИКА И

АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРОКУРОРА

А. ЧУРИЛОВ, И. БАРАНОВА

А. Чурилов, заместитель начальника управления по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов Генеральной прокуратуры РФ.

И. Баранова, прокурор организационно — методического отдела управления.

Появление статистики в органах власти и управления обусловлено необходимостью сбора количественной информации для прогнозирования различных ситуаций.

В современных условиях одна из крупнейших ветвей статистики — правовая, фиксирующая количество неправомерных действий и количество соответствующих реакций правоохранительных и судебных органов.

Сейчас есть такие государственные органы учета правонарушений:

— Государственный комитет по статистике — орган универсального учета;

— Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его территориальные управления (отделы) на уровне субъектов РФ — для учета результатов деятельности судов общей юрисдикции с 1999 г. До осуществления полной передачи функций статистического учета и сбора информации Судебному департаменту при Верховном Суде РФ эту работу выполняют Минюст РФ и его территориальные органы. На уровне районных (городских) судов по согласованию между Судебным департаментом и Министерством юстиции возможен более длительный период передачи функции формирования этого вида судебной отчетности;

— Высший Арбитражный Суд РФ — для учета результатов деятельности арбитражных судов;

— отраслевые министерства и ведомства — для внутриведомственного учета правонарушений в отдельных областях экономической и социальной сферы и меры реагирования на них.

С помощью правовой статистики возможно выявление конкретных тенденций и закономерностей в исследуемой области правоприменительной деятельности. Важна она и как источник данных для планирования мероприятий по предупреждению правонарушений, в том числе для органов прокуратуры, осуществляющих надзор за соблюдением прав и свобод граждан, исполнением законов.

Наиболее важный вид правовой статистики для аналитической работы — судебная, которая имеет дело с установленными судебными решениями (постановлениями) нарушениями законов. Она отражает практически все стадии гражданского процесса, включая принятие судебного решения и его исполнение.

Для учета рассмотренных судами общей юрисдикции гражданских дел Постановлением Госкомстата РФ от 20 марта 1992 г. утвержден отчет формы N 2 (единая форма для всех уровней судебной системы от районного звена до Верховного Суда РФ).

Эта форма содержит 55 показателей о результатах рассмотрения гражданских дел, среди них 40 категорий дел искового производства, 8 — возникающих из административно — правовых отношений, 6 категорий дел особого производства.

Среди учитываемых показателей — количество поступивших в суды дел; дела, рассмотренные с вынесением решения, в том числе с вынесением решения об удовлетворении требований или об отказе в их удовлетворении; суммы, присужденные к взысканию.

За 1997 г. в районные (городские) суды поступило около 4 млн. исков (заявлений), из них удовлетворено 86%. Присуждено к взысканию около 26 млрд. неденоминированных рублей. Эти цифры указывают на высокий уровень нарушений прав и свобод граждан, многочисленные нарушения законности в целом по России.

Судебная отчетность формы N 2 наиболее полно характеризует распространенность нарушений трудовых, жилищных прав граждан, прав собственников, прав потребителей.

В этой форме учитываются результаты рассмотрения 6 категорий гражданских дел, связанных с правонарушениями в трудовой сфере (трудовые споры о восстановлении на работе, об оплате труда, о возмещении ущерба, причиненного при исполнении трудовых обязанностей, и т. д.). На протяжении последних 4 лет чаще всего нарушается право граждан на оплату труда. Так, за 1997 г. районными (городскими) судами рассмотрено около 1 млн. дел, 99% требований удовлетворено, присуждено к взысканию около 11 млрд. неденоминированных рублей.

В отчете формы N 2 фиксируются также результаты рассмотрения дел о признании незаконными забастовок на предприятиях, организациях и учреждениях. В 1997 г. по большинству рассмотренных дел этой категории судами вынесены решения о признании забастовок незаконными, что указывает на игнорирование организаторами забастовок процедур их объявления и проведения, установленных Федеральным законом «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». Таким образом, прокурорам необходимо больше обращать внимание при встречах с трудовыми коллективами на разъяснение требований указанного закона, а также неблагоприятных последствий его несоблюдения.

На правонарушения в сфере реализации жилищных прав граждан указывают результаты рассмотренных судами 6 категорий дел искового производства (о выселении, по сделкам с жилыми помещениями, принадлежащими гражданам на праве частной собственности, и т. д.).

Часть учитываемых в судебной статистике исков связана с устранением правонарушений в процессе приватизации жилой площади, реализации права собственности на землю, с защитой интеллектуальной собственности и т. д. В 1997 г. районными (городскими) судами по спорам, связанным с приватизацией жилой площади, рассмотрено около 11 тыс. исков (заявлений), удовлетворены требования граждан по 10 тыс. искам. Такая ситуация свидетельствует о систематических нарушениях прав граждан при приватизации жилья должностными лицами муниципальных служб. Неблагополучное положение складывается и с реализацией законных прав собственников на землю — из 2391 иска, рассмотренных районными (городскими) судами в 1997 г., по 2026 производствам требования заявителей удовлетворены (более 80%).

Органы прокуратуры выявляют немало правонарушений в деятельности должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления. Об этом свидетельствует анализ данных судебной статистики по делам о признании неправомерными административных взысканий. Например, в 1997 г. районными (городскими) судами рассмотрено около 19 тыс. дел этой категории, из них удовлетворено около 11 тыс. заявлений (60%).

При оценке состояния законности в районе (городе) необходимо учитывать данные о результатах рассмотрения гражданских дел по жалобам на нотариальные действия и отказ в их совершении. В 1997 г. районными (городскими) судами удовлетворены 84% заявлений по этому вопросу. Это обстоятельство и стало в первую очередь основанием для организации прокурорской проверки исполнения «Основ законодательства РФ о нотариате» в части оценки эффективности контроля со стороны органов юстиции и нотариальных палат за правомерностью деятельности нотариусов.

Результаты рассмотрения судами общей юрисдикции административных дел фиксируются в отчете формы N 1-АП (утверждена Приказом министра юстиции РФ от 8 мая 1997 г.). Этот отчет составляется, исходя из судебной подведомственности отдельных категорий административных дел, определенной КоАП, Таможенным кодексом РФ, отдельными законодательными актами.

Отчет содержит статьи законов, раскрывающих составы административных правонарушений; данные о количестве рассмотренных дел; о количестве лиц, подвергнутых взысканию (по конкретным видам административных взысканий — штраф, предупреждение, конфискация, административный арест, исправительные работы, лишение специального права); о суммах штрафов, наложенных и взысканных.

В 1997 г. судами рассмотрено около 2 млн. административных дел (по числу лиц), 94% правонарушителей подвергнуты административным взысканиям. Суммы наложенных штрафов составили 122 млн. неденоминированных рублей, из них реально взыскано меньше половины. Эти данные говорят о фактической безнаказанности многих сотен и тысяч правонарушителей.

Важное значение для прокуроров имеют данные судебной статистики формы N 1-АП о количестве прекращенных судами административных дел.

По статистическим отчетам этой формы можно также оценить и степень реализации политических прав граждан.

В частности, уровень законности при реализации гражданами избирательных прав во многом характеризуется результатами рассмотрения судами 13 видов административных дел (о распространении ложных сведений о кандидате — ст. 40.3 КоАП, о нарушении прав граждан на ознакомление с избирательными списками — ст. 40.5 КоАП, о выдаче избирательных бюллетеней посторонним лицам — ст. 40.6 КоАП и т. д.). Анализ сводного по РФ отчета о рассмотрении судами административных дел за 1997 г. показывает, что по фактам выдачи избирательных бюллетеней посторонним лицам судами рассмотрено 96 административных дел (42% от количества административных дел по всем вопросам избирательного блока). Эти статистические данные было бы логичным сопоставить с показателями отчета формы N 2 о результатах рассмотрения гражданских дел, связанных с нарушением избирательного законодательства. В 1997 г. по этим делам районными (городскими) судами удовлетворено больше половины требований граждан.

Отчет формы N 1-АП фиксирует 11 видов административных правонарушений, связанных с нарушением прав потребителей: нарушение правил торговли (ст. 146 КоАП), незаконная торговля запрещенными товарами (ст. 146.3 КоАП), продажа товаров ненадлежащего качества (ст. 146.4 КоАП), торговля с рук в неустановленных местах (ст. 150 КоАП) и т. д. По данным отчета о рассмотрении судами административных дел указанной категории за 1997 г. наибольшее количество правонарушений приходится на торговлю с рук в неустановленных местах (около 65 тыс.).

В отчете формы N 1-АП отражаются результаты рассмотрения судами дел о таможенных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 440, 441, 443, 445 — 447 Таможенного кодекса РФ (о воспрепятствовании проведению ревизии, проверки, инвентаризации либо отказ от их проведения; пользование имуществом, на которое наложен арест, без разрешения таможенного органа РФ либо несоблюдение требований и ограничений на такое пользование и т. д.).

Факты неисполнения решений органов и должностных лиц местного самоуправления (ст. 193.3 КоАП) также находят отражение в статистическом отчете формы N 1-АП. В 1997 г. рассмотрено более 1 тыс. административных дел по ст. 193.3 КоАП и оштрафовано около 1 тыс. виновных.

Анализ нарушений законов в сфере экономики необходимо проводить прежде всего путем рассмотрения основных статистических показателей работы арбитражных судов.

Высшим Арбитражным Судом РФ на основании данных окружных арбитражных судов составляется сводный отчет «Основные статистические показатели работы арбитражных судов Российской Федерации», в котором соответствующие показатели сравниваются по периодам и по месторасположению арбитражных судов. Статистический отчет формируется на основании данных о рассмотрении заявлений, направленных в суды первой инстанции, апелляционной инстанции и кассационной инстанции. Эти дела распределяются по отдельным видам судопроизводства (договорное судопроизводство, обязательственное судопроизводство и судопроизводство по установлению фактов, имеющих юридическое значение). Практическое значение для прокуроров имеют данные этого отчета о динамике роста рассмотренных арбитражными судами дел отдельных категорий (о ценных бумагах, о признании права собственности, об обжаловании отказа в государственной регистрации и т. д.).

Исходя из категорий и видов дел, указанных в рассматриваемых отчетных формах, вопросы защиты собственности приоритетны для судов (споры о праве собственности на землю; о защите собственности государственной, муниципальной, общественных организаций, совместных предприятий, иностранных граждан, организаций, государств; связанные с приватизацией предприятий; о защите интеллектуальной собственности и т. д.).

Исходя из арбитражной практики (статистические данные за 1997 г.) наибольшее количество споров вытекает из фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договорам поставки (около 61 тыс. исков), купли — продажи (около 37 тыс.); по спорам о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по расчетам (около 147 тыс.). Интерес представляют данные о рассмотренных арбитражными судами делах о реорганизации и ликвидации юридических лиц, об истребовании собственником имущества из чужого незаконного владения, о несостоятельности (банкротстве). В первую очередь эта информация должна рассматриваться прокурорами с позиции защиты государственной собственности.

Сводный отчет статистических данных по работе арбитражных судов РФ содержит сведения о нарушениях законов в деятельности государственных органов — о признании актов недействительными, об обжаловании отказа в государственной регистрации, о взыскании с организаций и граждан недоимок и штрафов государственными и иными органами, если не предусмотрен бесспорный порядок их взыскания, о возврате из бюджета денежных средств, списанных с органами, осуществляющими контрольные функции. По первым трем пунктам в 1997 г. наблюдалось заметное возрастание количества обращений в арбитражные суды.

Данные о судебных решениях, подтверждающих нарушения законодательства об охране окружающей среды, содержатся в статистических отчетах формы N 2 и в «Основных статистических показателях работы арбитражных судов Российской Федерации». В арбитражных судах в 1997 г. количество обращений в суды по этому вопросу возросло на 50%. В судах общей юрисдикции удовлетворено более 70% исков.

Подчеркнем, что данные судебной статистики следует рассматривать как неотъемлемую часть единого фонда нормативно — справочной информации и каталога статистических показателей.

Оценку судебной статистики на основании имеющихся форм статистической отчетности надо осуществлять по мере истечения сроков, установленных для ее составления. В аналитической работе прокурора в качестве реального фактора, обеспечивающего достижение максимального эффекта, должно рассматриваться поддержание постоянных отношений с председателем соответствующего суда и руководителем управления (отдела) Судебного департамента при Верховном Суде РФ на соответствующем территориальном уровне.

При выборе объектов проверки прокурору следует учитывать, что статистическая отчетность, составляемая судами, все-таки еще не в полной мере отражает реальную картину нарушений законов, прав и свобод граждан, поэтому необходимо обязательно увязывать судебные показатели с иными данными о нарушениях законов (данными контролирующих органов, органов статистики, результатами собственной надзорной деятельности органов прокуратуры и т. д.).

——————————————————————